Урок. счет лет в истории. История первобытных времен

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс Селунская Надежда Андреевна

§ 1. Как ведется счет лет в истории

Как начался современный отсчет времени

В древности не было единого для всех календаря. 2 тысячи лет назад произошло событие, от которого люди во многих странах мира начали вести свой календарь. Этим событием стало рождение человека по имени Иисус Христос.

Солнечный календарь древних жителей Америки

Основанная им религия – христианство – со временем распространилась по всему миру. В тех странах, где христиане составляли большинство, Рождество Иисуса начали отмечать как великий праздник. Старые календари в этих странах были отменены, а новый отсчет начали вести от даты рождения Христа. Время, прошедшее от года рождения Иисуса Христа до наших дней, люди стали называть нашей (новой) эрой, сокращенно – н. э. Наша эра длится уже более 2 тысяч лет.

Счет лет до новой эры

О чем-либо, случившемся до Рождества Иисуса Христа, мы условно говорим, что это произошло до нашей (новой) эры, сокращенно – до н. э. Как быть, если мы хотим узнать, сколько лет прошло от события, происшедшего до Рождества Христова, по настоящее время? Чтобы узнать это, надо к дате, когда оно произошло, прибавить дату, которая сейчас значится по нашему календарю.

Например, как узнать, сколько времени прошло с возникновения письменности, если известно, что она появилась в III тысячелетии до н. э.? Надо к этой дате прибавить еще 2 тысячелетия. Получается, что письменность возникла примерно 5 тысяч лет назад.

Одна из первых в истории надписей, сделанная в Древней Индии

Ну а как, скажем, узнать, в каком тысячелетии до н. э. люди научились обрабатывать железо, если мы знаем, что это произошло приблизительно 3 тысячи лет назад? Для этого от трех тысяч лет надо отнять две тысячи. Получается, что это произошло в первом тысячелетии до н. э.

Подведем итоги

В настоящее время в большинстве стран мира счет лет ведется от Рождества Иисуса Христа.

«Время – вечный образ, движущийся от числа к числу».

Древний мудрец Платон

Вопросы и задания

1. Когда начался современный отсчет лет в истории?

2. Что и на сколько произошло раньше: появление письменности или начало обработки железа?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Двойной счет В конце 1725 года в тогдашней столице Петербурге (ныне Ленинград) открылась императорская Академия наук. Сначала только она имела право издавать месяцословы и первый напечатала в 1727 году. Сколько ни издавалось после этого календарей, все они строго

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Счет сложный Сложнее был счет, определявший местнические отношения между чужеродцами. Если члены двух разных фамилий назначались на службу, где они должны были действовать вместе с подчинением одного другому, они для проверки назначения высчитывали, какое между ними

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

20.25. Сверхточный счет Некий китайский предприниматель хотел приобрести у одного американского изготовителя автоматизированную производственную линию. Когда он спросил о цене, американская сторона решила заработать на его неопытности, передав ему крайне «подробный

Из книги Майя [Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты] автора Ко Майкл

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Как появился счет Зарождение простейшей хозяйственной деятельности требовало умения какой-то, пусть самой грубой оценки количества предметов. Специальных терминов-числительных в человеческих языках не было. Они создавались по мере необходимости, причем самым простым

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Счет времени Представления о времени у этрусков в целом были те же, что и у римлян, которые заимствовали их или разработали совместно. Чаще всего античные авторы не упоминают о счете времени, поскольку, обнаружив, что этрусский календарь идентичен римскому, они решили, что

Из книги Жертвы Блицкрига [Как избежать трагедии 1941 года?] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Польский счет На сайте Польский Фильм. ру явно польским автором (уж очень много подробностей) дано «совершенно точное» перечисление всех польских соединений и объединений, участвовавших в войне 1939 года. Воспроизведу: «Военные силы РП включали в себя 7 армий и оперативную

автора Зуев Ярослав Викторович

8.8. За чей счёт банкет? Масонские ложи служили прикрытием еще более тайной деятельности глубоко законспирированных тайных сект, активизация которых со второй половины XVIII века была связана, в частности, с деятельностью банкиров Ротшильдов. Олег Платонов Дайте мне

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

14.3. За чей счёт банкет? Правда, об этих страницах биографии «великого вдохновителя русского революционного движения» советские источники не упоминали, врать не стану, но, случалось, имена Герцена и Ротшильда все же звучали в унисон и у них. Вот, например, советский

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Счет Так как еще индоевропейцы вели счет по десятичной системе и у них существовали числа вплоть до тысячи, то на этом основании мы можем сделать вывод, что и праславяне могли считать до тысячи и именно десятичной системой. Слово sъ-to важно, между прочим, еще и потому,

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

"Короткий счет" В конце IX в. отмечаются самые поздние даты по системе "Длинного счета". С этого времени начинается закат культуры майя в центральной зоне и вторжение иностранных захватчиков. Теряются многие знания, относящиеся к сложной календарной системе. Мы не имеем

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Исключения не в счет Отдельные евреи могут быть добрыми, щедрыми, сочувствующими, полезными по отношению к другим, как все могут это засвидетельствовать. Возможно, они ругают политику своего руководства, хотя и не публично, и не с убедительным рвением. Но какое это

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Глава 12. Лунный счет времени в ранней истории Год является мерой любого мыслимого движения от конечной точки к конечной точке и имеет разную длину в соответствие с различными интересами людей. Так некоторые принимают его длину с учетом противостояния светил за 30

Из книги Вымысел исключен. Записки начальника нелегальной разведки автора Дроздов Юрий Иванович

Предисловие «Между большими войнами ведется война тайная» За 35 лет службы в нелегальной разведке Юрий Иванович Дроздов прошел путь от оперативного уполномоченного до начальника управления «С» Первого главного управления КГБ. Ему довелось участвовать во многих

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

5. Латин Анний побежден римлянином Титом Манлием и погибает Хан Мамай побежден Дмитрием Донским и вскоре погибает Война объявлена святой и ведется богами Описанное выше столкновение в «античном» храме между римлянами и латинами было, по Титу Ливию, якобы всего лишь

Задание №18. Заполните «линию времени»

Первое упоминание в летописи о Москве относится к 1147 году. Отметьте на «линии времени» этот год. Подсчитайте, сколько лет исполнилось Москве в нынешнем году (в 2013 году). Вычисления делайте письменно

2013-1147=866 (лет)

Ответ: 866 лет

Задание №19. Заполните «линию времени»

Отметьте на «линии времени» 100-й год до н.э. и 100-й год н.э. Подсчитайте, какой год был раньше. На сколько раньше?

100 г. до н.э. был раньше на 200 лет 100 г. н.э.

Задание №20. Заполните «линию времени»

Отметьте на «линии времени» год основания города Рима — 753 год до н.э. Подсчитайте, в каком году жители Рима смогут отметить трехтысячелетие своего города. Вычисления делайте письменно

3000-753=2247 (году)

Ответ: В 2247 году

Задание №21. Найдите ошибку

Представьте себе, что в один музей принесли древний меч. На мече вырезана надпись: «Этим оружием Спартак поражал врагов. Надпись сделана друзьями Спартака через два дня после гибели в 71 году до Рождества Христова». Осмотревшие меч ученые знали, что вождь восставших рабов по имени Спартак действительно погиб в 71 году до н.э. Несмотря на это, они заявили, что надпись фальшивая: она сделана не друзьями Спартака, а много-много лет позже. Объясните, почему ученые пришли к такому выводу

а) «друзья» Спартака не могли знать о «Рождестве Христовом», которое произошло на 71 год позже описываемых событий, б) система летоисчисления «от Рождества Христова» стала применяться в 6 веке нашей эры и тоже не могла быть известна во времена Спартака

Вы увидете, что Библия ясно говорит: вышеприведённое заявление - неверно. Во-первых: адвентисткая церковь, как и многие другие, учит, что приказ о восстановлении Иерусалима был получен Ездрой в 7-ом году правительства АртаксерксаI в 457 г. до н.э. С этого года, игнорируя принцип библейского времени (см. стр. 2), церковь начинает отсчитывать 69 недель как 483 года (мы обсудим эти 69 недель позже) и получает 27-ой год, когда по их мнению Иисус был окрещён (457до нэ - 483 года +1=27г.). Однако такая точка зрения не имеет надёжного основания. Лука совершенно ясно сказал (3:1), что Иоанн Креститель начал свою миссию крещения в 15-ом году правления Тиберия кесаря. Тиберий стал кесарем в 14 г., значит его 15-ым годом был 29-ый год. Это значит, что Иисус не мог быть окрещён ранее 29 года. Библия говорит, что Иоанн Креститель начал свою миссию в 29 году, она не говорит, что Иисус был окрещён в тот же – 29-ый год. Фактически, когда Иисус пришёл креститься, Иоанна хорошо знали “Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская” (Мат. 3:5; Марк 1:5), так что вероятнее всего, он проповедовал дольше, чем несколько месяцев (никто не знает, который день Лука посчитал началом года. В то время по нескольким календарям год начинался со дня рождения Августа (23 сентября) ссылка). И если это было так, 29 год только бы начался). Адвентисты учат, что 27-ой год был пятнадцатым годом правления Тиберия, поскольку он замещал императора Августа два последних года до его смерти. Таким образом, учат они, его 15-ым годом правления был фактически 27-ой год. Однако внимательное изучение времени правления Августа ясно показывает, что то короткое время (менее двух лет), когда Тиберий был открыто признан Августом его приеемником и был допущен на заседания Сената, не было фактически временем его со-правления: он не издавал законов, не брал на себя ответственности за империю. Тиберий не был лидером, он не умел говорить ни с народом, ни с Сенатом. Август приблизил его к себе, потому что Тиберий не был ему конкурентом, Август не боялся, что Тиберий привлечёт к себе уважение и почёт его подчинённых. До самой своей смерти Август оставался в твёрдом уме и здравой памяти, в год своей смерти он записал все свои победы, какие он совершил за свою жизнь ("Деяния Божественного Августа"). Август не нуждался в помощниках. Будучи себялюбивым и гордым правителем, хорошо осознающим свои заслуги в укреплении империи, ему нравилось, когда люди видели контраст между ним, пусть старым, но мудрым вождём, яркой личностью, и будущим правителем, диковатым, отстранённым, подозрительным человеком, каким был Тиберий. В то время никто не воспринимал Тиберия как правителя империи. Даже после смерти Августа Тиберий не был готов принять ответственность за империю. Согласно Летописи Тацита, очень неуверенно он спрашивал Сенат, может ли он принять на себя контроль только какой-то части государства. Сенат ответил ему, что империя не может быть разделена и должна управляться одним умом. Преемник Цезаря, не по крови, но по собственному выбору Цезаря, Август в совершенстве удовлетворил ожидания римлян. Как первый римский император Август организовал местное правительство и армию, восстановил Рим, покровительствовал культуре и искусствам. С его правления прекратились бесконечные войны, и начались 200 лет мира, вошедшие в историю под именем Pax Augustus (или Pax Romana). То, что он сделал для империи было настолько велико и казалось невозможным для человека, что многие считали его богом и поклонялись ему даже после его смерти. В то время, когда Август был жив, Тиберий был лишь тенью вождя. Сенат, и, особенно, массы, никогда не воспринимали его, как правителя империи, пока Август был жив. Лука не мог причислить два последних года Августа правлению Тиберия никоим образом. Именно поэтому в 29-ом, а не в 27-ом году Иоанн стал проповедовать, и Иисус мог прийти к нему в 29ом году или позже. 1. Ссылка. 2. Ссылка. 3. Ссылка. 4. Ссылка. 5. Ссылка. 6. Ссылка. 7. Ссылка. Второе: в традиционном объяснении пророчества нет никакой логики в порядке указанных событий. Смотрите сами: сначала был построен храм, затем город, потом - городская стена. Из вышеуказанных книг мы знаем, что евреи были окружены врагами, которые всё время пытались не допустить восстановления храма. Соседние племена были аггрессивны и опасны для евреев. Евреи не могли построить храм и город, не восстановив сначала городских стен. Стена города имела далеко не эстетические цели, но защитные. Она должна была быть восстановлена первой. Давайте начнём изучать данные книги шаг за шагом. Из истории мы знаем, что в 539 г.до н.э. Кир II (559-521 до н.э.) одержал победу над Вавилоном и дал указ о восстановлении храма (Ездра 1:1-3). В правительство Кира, в 539-8 гг. до н.э., первые евреи вышли из вавилонского плена в Иерусалим и другие иудейские города с Шешбацаром (Ездра 1:8,11), областеначальником (Езд. 5:14), который первый положил основания храма (Езд. 5:16). Это был Шешбацар, а не Зоровавель, кто получил серебро и золото от Кира (Ездра 1:8). Имя Шешбацара не было упомянуто в списке людей, кто вышли с Зоровавелем, потому что Шешбацар вел другую группу- самую первую. Второй исход состоялся позже, с Зоровавелем (Ездра 2:2), областеначальником (Аггей 1:14). Когда они пришли и начали строить город Иерусалим, соседние народы написали письмо царю Артаксерксу I с жалобой на евреев, в письме они сказали: “Да будет это известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя , пришли к нам - в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город, и стены делают, и основания их уже поставили” (Ездра 4:12). Так когда состоялся исход с Зороавелем? В правительство Артаксеркса I (465-424 до н.э.). Что люди Зоровавеля стали делать сразу по приходе? Они стали ремонтировать стены и устанавливать основания. Библия говорит, что во втором году по их возвращении (Ездра 3:8) основания храма были положены (Ездра 3:10). Как мы знаем, Шешбацар уже положил основания храма (Ездра 5:16). Это означает только, что слишком много лет прошло с тех пор, как Шешбацар положил основания, и они уже были частично разрушены, и, вероятно, не были даже закончены: «Тогда Шешбацар тот пришел, положил основания дома Божия в Иерусалиме; и с тех пор доселе он строится, и еще не кончен» (Езд. 5:16) из-за сильной оппозиции, которую испытывали евреи от своих соседей. Неемия (или Тиршафа 1:1; 10:1) был очень богатым и уважаемым человеком (Неем. 7:70). Сначала он прибыл в Иерусалим с группой Зоровавеля (Неем. 7:7; Ездра 2:2) и вместе со священником Ездрой он участвовал в празднике кущей (Неем. 8:9,17), который они не имели “от дней Иисуса, сына Навина” (Неем. 8:1,17). Праздник был проведён в седьмом месяце (Ездра 3:4,6), в первом году по возвращении группы Зоровавеля в Иерусалим (Ездра 3:6,8). После этого Неемия возвратился в Вавилон, чтобы продолжить свою работу виночерпия при дворе Артаксеркса I. Приблизительно 10 годами позже (мы обсудим этот период времени позже), когда он был в Сузах (Неем. 1:1, указывает, что Неемия не оставался на одном месте все эти годы), он услышал, что люди, которые ушли в Иерусалим - “в великом бедствии и уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнём” (Неем. 1:3). Неемия был очень раздосадован (1:3), потому что он был с людьми Зоровавеля, когда они ремонтировали стены. Вероятно соседние племена, которые были против восстановления Иерусалима, сожгли ворота В 20-ом году правления царя Артаксеркса I (правил с 465 по 424 гг. до н.э.) Неемия испросил у царя разрешения идти в город его предков и обстроить его. Царь послал Неемию обстроить город (Неем. 2:1,5,6) и дал ему древесину для строительства городской стены и ворот Иерусалима (2:8). Неемия не сказал, что это был указ о восстановлении города, скорее всего это был просто ответ царя на его просьбу. “В день сооружения стен твоих – в тот день отдалится указ” – сказал пророк (Мих. 7:11). Стена была построена, несмотря на все трудности (Неем. 4:16,17), несмотря на угрозы убийства Неемии (6:10) за 52 дня (6:15). Только после того, как стена была закончена, стало возможным строить что-либо внутри Иерусалима без угрозы смерти от окружающих племён. Неемия сказал: «вы видите бедствие, в котором мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнём; пойдём, построим стену Иерусалима и не будем впредь в такомуничижении » (2:17). Следовательно, Иерусалим был пуст до тех пор, пока не была построена стена. Строительство стен города было приоритетом. Во время Неемии Иерусалим “был пространен и велик: а народа в нём было немного, и домы не были построены ” (Неем. 7:4). Указ о восстановлении Иерусалима был дан Неемиею, как областеначальником (Неем. 5:14), по окончании строительства стен города. Таким образом, указ о восстановлении города Иерусалима был дан Неемиею в том же самом 20-ом году правления царя Артаксеркса I, в 446 г. до н.э.. Если бы это был Ездра, кто получил приказ о восстановлении Иерусалима 14 годами ранее времени Неемии (как это принято считать), тогда бы в городе уже были бы построены какие-то здания. Неправильное заключение, что время Неемии наступило после времени Ездры, и город с храмом были уже восстановлены до того, как Неемия прибыл, вероятно было сделано потому, что Библия сообщает, что во времена Неемии в Иерусалиме был храм Бога (Неем. 6:10). Однако в то время даже место, где храм был прежде, называлось домом Бога. Так, алтарь был построен в первом году по прибытииЗоровавельской группы (Ездра 3:1,2,6,8), в седьмом месяце. В том же самом седьмом месяце (Неем. 9:1) они “бросили...жребии о доставке дров, ...привозить их к дому Бога нашего ” (10:34). Значит, имелся только алтарь, но место уже называлось домом Бога. Ездра сказал: “Во второй год по приходе своём к дому Божию в Иерусалиме, во второй месяц, Зоровавель... и Иисус.. и прочие братья их, священники и левиты.., положили основание храму Господню ” (3:8,11). Таким образом, место называлось домом Бога даже тогда, когда дом не имел основания. Во времена Неемии в Иерусалиме не было ещё храма. Библия говорит, что Артаксерксес I остановил все работы над храмом и работы не продолжались до второго года правления Дария (Езд. 4:24). Если бы храм был бы уже построен, когда Неемия пришёл, то как бы тогда Артаксерс остановил работы над храмом? Помимо приказа Артаксеркса остановить работы над храмом Ездра также упоминает помощь Артаксеркса I в строительстве храма (Езд. 6:14). Это ведёт к недоразумению: остановил ли он работы или помог с работами? Царь остановил работу над храмом, но позволил Неемии достроить крепость при доме Божием (Неем. 2:8; 13:7). Это была крепость, где был алтарь, на месте храма, и она звалась домом Божиим. Храм ещё построен не был. Храм был восстановлен тогда, когда все люди Иерусалима уже имели свои дома (Аггей 1:4,9), а во времена Неемии домов ещё не было (Неем. 7:4). Таким образом, в противовес традиционным утверждениям, храм не мог быть построен до Неемии. В главе 4 Ездра описал трудности восстановления храма, через которые евреи прошли от начала исхода из Вавилона до времени Ездры. Читайте внимательно эту главу. Соседние народы были враждебно настроены против евреев (Ездра 4:5): “во все дни Кира (Кир II, от исхода из Вавилона в 538 до н.э. до 521 г. до н.э.)…и до царствования Дария (Дарий I 521-486 до н.э.)”. Во время господства сына Дария I – Ахашвероша (486-465до н.э.) против евреев было выдвинуто обвинение (Ездра 4:6), которое произошло в то же самое время, когда король издал указ об истреблении всех евреев в его царстве (Есфирь 3:7,13. В русских переводах книги Есфирь иногда вместо имени Ахашвероша употребляется имя Артаксеркса. Это – неверный перевод). После этого Артаксеркс (Артаксеркс I правил 465-424 до н.э.) остановил все работы в храме и “остановка сия продолжалась до второго года царствования Дария” (Ездра 4:7,21,24). Это был Дарий II, он правил с 424 до 404 до н.э.. Таким образом, во втором году правления Дария II(Ездра 5:5), в 423 до н.э. “Возбудил Господь дух Зоровавеля…и дух Иисуса … и они пришли стали производить работы в доме Господа …. во второй год царя Дария” (Аггей 1:14-15). Захария (4:9) сказал: “Руки Зоровавеля положили основание Дому сему, его руки и окончат его” (евреи фактически считали, что Зоровавель, а не Шешбацар положил основание храму, потому что почти ничего не осталось от первого основания и оно не было даже закончено: “и с тех пор до селе он строится, и ещё не окончен ” (Ездра 5:16). Как видим, если бы Зоровавель пришёл в Иерусалим в 538 г. до н.э., как это принято считать, то во времена Дария II, т.е.через 116 лет, его уже бы давно не было бы в живых. Когда царю Дарию II было доложено, что евреи начали строить храм по повелению царя Кира, он сначала повелел найти это распоряжение в книгохранилище (Езра 5:17,6:1). И только удостоверившись в том, что такое распоряжение Кира действительно существовало, он издал указ продолжать строительство храма. Кир II Великий был легендарным царём Персии, и все его указы были авторитетны для каждого последующего царя. Поэтому евреи смело ссылались на указ Кира даже в то время, когда у власти находились другие цари. Так люди Зоровавеля сказали своим соседям о приказе Кира во время правления Артаксеркса I (Езра 4:3). В 6-ом году правления Дария II (Ездра 6:15) храм Бога был закончен. Итак, храм был восстановлен в 419 г. до н.э..

Для изучения исторических процессов важно знать, когда и в какой последовательности случились какие-то важные события. Это невозможно было бы выяснить без хронологии. О том, какие основные способы летоисчисления известны историкам, расскажет наша статья.

Счет лет в древности

В давние времена не было единого способа подсчета лет. Каждый народ использовал ту хронологию, которая была ему удобна и соответствовала условиям жизни.

Так древние земледельцы считали годом время между сборами урожая, зная, что лето наступает всегда через одинаковые периоды. А с появлением письменности судьбоносные факты стали фиксировать, начиная отсчет от них. Поэтому даже на близко расположенных территориях летоисчисление могло отличаться.

В Древнем Египте отправной точкой считалось начало правления фараонов. Причем с приходом к власти следующей династии правителей отсчет начинался заново.

В Древнем Риме хронология была более упорядоченной: подсчет велся от основания самого Рима.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Древнеримский календарь.

Первыми достаточно постоянный счет лет ввели вавилоняне: от прихода к власти царя Набунасара.

Позже в некоторых христианских государствах стали отталкиваться от единой даты сотворения мира.

Самым сложным считается календарь майя. Он основывается на астрономических событиях, используя специальную корреляцию и комбинацию периодов.

Из-за такого разнообразия летоисчисления сейчас возникает множество споров относительно определения точного времени исторических событий.

Древние египтяне первыми подсчитали длительность года: от одного разлива Нила до другого прошло 365 суток.

Рис. 2. Древнеегипетский календарь.

Современное исчисление

Зная действующий принцип летоисчисления можно уверенно пользоваться нынешним календарем, ориентируясь в различных датах.

Время проходит от прошлого через настоящее к будущему. Его принято измерять годами. Каждые 100 лет составляют век (столетие), а 10 веков становятся тысячелетием. Современное летоисчисление начинается от Рождества Христова. Именно этот грандиозный для верующих факт принято считать стартом нашей эры. Теперь все события, произошедшие после рождения Иисуса Христа, относятся к нашей эре и сокращенно помечаются как н.э. А те, что случились ранее, принадлежат времени до нашей эры (до н.э.).

В России такое летоисчисление было впервые принято в 1700 году царем Петром Ι Великим. Тогда же юлианский календарь заменили на грегорианский, по которому исторические события сдвинулись на 10 дней вперед.

Счет лет до нашей эры у многих народов велся от одного важного события до другого. Современный отчет также начинается с такой даты (Рождество Христово). Но не все государства полностью перешли на этот принцип. Так страны Востока параллельно используют лунный календарь.

Рис. 3. Лента времени до и нашей эры.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему «Счет лет в истории» (5 класс), мы выяснили, каким образом велось летоисчисление в давние времена, а какой способ используют сейчас.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 19.

Рассказ учителя (сопровождается показом слайда «Летосчисление»). Во многих христианских государствах отсчет времени долго велся от сотворения мира (по древней еврейской и затем византийской традиции), в том числе и в России, где считать от Рождества Христова стали после реформ Петра I. Термины «до Рождества Христова», т.е. «до нашей эры» и «от Рождества Христова», т.е. «наша эра» в настоящее время приняты в большинстве государств мира. Наша (новая) эра - современная система летоисчисления, за начальный момент отсчета которой взята дата рождения Иисуса Христа, основателя христианства - религии, которая широко распространилось во многих странах. Новое летосчисление распространялось постепенно.

Записи в тетрадях : Летосчисление - система счёта больших промежутков времени.

Рассказ учителя (сопровождается показом слайда «Линия времени»). Для того, чтобы удобнее было «увидеть» очередность произошедших в разное время событий, можно воспользоваться «линией времени» или «лентой времени». Время на этой линии «движется» вперед (слева направо). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Многие исторические события произошли до нашей эры, и на нашей «ленте времени» они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа этой линии. Не перепутайте: счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням. Также принято условно «делить» «линию времени» на части - периоды, по которым мы с вами и будем изучать историю.

«Линия времени»

Записи в тетрадях : «Линия времени» - это линия, на которой условно изображаются отдельные исторические события.

Устное выполнение учащимися задания «Счет лет». Задание - сосчитать:

    Сколько веков и полных лет продолжается наша эра? (20 веков и 9 лет).

    Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? На сколько лет раньше? (40-й год до нашей эры был раньше, чем 40-й год нашей эры. На 80 лет).

    Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? (Следующим за 40-м годом до нашей эры был 39-й год).

    Какой год предшествовал 40-му году до нашей эры? (40-му году до нашей эры предшествовал 41-й год).

    Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры? (Следующим за 40-м годом нашей эры был 41-й год).

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Проведение игры «Лента времени» (по материалам электронной энциклопедии). Примечание: в зависимости от количества времени учитель может провести игру в сокращенном варианте (представленные в этой игре задания не зависимы друг от друга). Задание - расположить картинки на ленте времени:

    характерные для конкретной эпохи изображения одежды людей;

    характерные для конкретной эпохи изображения орудий труда, которыми пользовался человек в разные эпохи;

    характерные для конкретной эпохи изображения жилища человека (шалаш, бревенчатые избы, небоскребы и др.).



Вверх