Упражнение — медитация «Розовый куст. Упражнение "розовый куст" Методика розовый куст джон алан

Год издания и номер журнала:

Техника «Игра в младенца» 1)

Введение и обоснование

Соперничество между сиблингами в дошкольном возрасте - это результат появления в семье нового ребенка. Стресс, переживаемый старшими детьми, особенно велик в том случае, если разница в возрасте между ними и новорожденным меньше трех лет. Т. Филд и М. Райт (Field Т., Rite М., 1984) отмечают, что в играх детей дошкольного возраста вскоре после рождения брата или сестры проявляются зависть, агрессивность и повышенная тревожность. Для старшего ребенка увеличение семьи связано с новой ситуацией, в которой родительское внимание сосредотачивается на младшем брате или сестре, что объясняется не только необходимостью для матери большую часть своего времени проводить с новорожденным, но и с тем, что она недосыпает, испытывает переутомление или послеродовую депрессию.

В этой ситуации старший ребенок нередко стремится вести себя подобно младенцу, тем самым он неосознанно пытается привлечь к себе особое внимание - примерно такое же, какое уделялось ему, когда он сам был совсем маленьким. Вместо того чтобы препятствовать такому поведению, следует предоставить ребенку возможность снова побыть младенцем, создав ему для этого специальные условия и отведя определенное время. Эффективным может быть использование родителями «Игры в младенца».

Описание техники

Для проведения «Игры в младенца» матери потребуется 15-30 минут в день. Игра заключается в том, что мать по отношению к старшему ребенку ведет себя так, будто он снова стал младенцем. Ребенок вновь, подобно новорожденному, ощущает себя в центре материнского внимания и заботы, и это может снизить остроту переживаемых им чувств обиды и зависти.

В ходе игры мать не должна отвечать на телефонные звонки, чтобы уделить ребенку как можно больше внимания. Игра может начинаться с показа картинок или одежды, знакомых ему по первым годам жизни, либо с демонстрации видеозаписей, на которых он увидит себя младенцем. Возможно предложить ребенку одну из тех игр, в которые с ним играли в раннем детстве. После игры ее участники могут заключить друг друга в объятия. Применимы разные, индивидуальные подходы к ребенку. Например, мать, положив ребенка в кроватку или кресло-качалку и дав ему сосать бутылочку, которую он сосал в детстве, имитирует укачивание, показывает книжки, знакомые ребенку по первым двум годам жизни, в ходе игры нежно обнимает и целует ребенка или делает ему массаж, способствующий снятию напряжения, подражает речи новорожденного или поет колыбельную. Время от времени она может говорить ему:

Когда ты был маленьким, я тоже пела для тебя, так же играла с тобой, так же держала тебя на руках... Ты был таким хорошеньким. Мы так сильно любили тебя и так же любим сейчас. Я помню, как однажды...

Наилучший способ закончить игру - усыпить «младенца», обернув его в детское одеяльце. Благодаря этой игре ребенок оказывается в состоянии осознать, что когда-то он действительно являлся центром материнского внимания и получал от родителей все то, что теперь получает его новорожденный брат или сестра. Вследствие этого чувство зависти по отношению к ним теряет свою остроту.

Вот некоторые предметы, которые могут помочь ребенку пережить регрессивный опыт младенческой поры: детское одеяльце, бутылочка, пустышка, погремушка, пеленки, детский лосьон, резиновая игрушка и др.

  • Отведите специальное место и время для этой игры.
  • Не следует играть в присутствии других членов семьи.
  • Продолжайте регулярно играть с ребенком до тех пор, пока он не потеряет к игре интерес; затем можете предложить ему те игры, в которые он любил играть в раннем детстве; вскоре он вернется к соответствующей его возрасту стадии развития.
  • Отец и другие близкие ребенку люди могут играть так же, как и мать.
  • Старайтесь не обращать внимания на стремление ребенка играть роль «младенца» вне специально отведенного для игры времени, - это будет говорить ему о том, что вы ожидаете от него более зрелого поведения.
  • В процессе игры оставайтесь готовы принять ребенка в роли «младенца», тем самым вы сможете удовлетворить его потребность немного побыть таким «младенцем», но открыто не поощряйте и не провоцируйте этих потребностей.
  • Время от времени говорите ребенку о том, что вам очень нравится так играть, поскольку, не переставая гордиться тем, какой он взрослый, вы грустите о том времени, когда он был малышом.
  • Пытайтесь играть в эту игру, даже если ваш ребенок поначалу не принимает в ней активного участия; для некоторых детей требуется определенное время на снятие своей психологической защиты.

Использование направленной визуализации для активизации процесса игровой терапии

Введение и обоснование

В соответствии с экосистемным взглядом на игровую терапию и с учетом ее модальностных особенностей, можно считать, что основная цель лечения - помочь ребенку освоить новые эффективные стратегии поведения, которые позволят ему удовлетворять свои потребности, не мешая удовлетворению потребностей других людей. Дети с определенными поведенческими нарушениями или с проявлениями эмоционального дистресса, по-видимому, неспособны к эффективному удовлетворению своих потребностей либо не в состоянии удовлетворить их социально приемлемым образом. Чтобы помочь таким детям, специалист по игровой терапии должен в совместной деятельности обучить ребенка понимать собственные потребности и определять, что мешает ему эти потребности удовлетворять, а затем найти и способствовать освоению более эффективных поведенческих стратегий.

В подобной работе может быть использован метод направленной визуализации, который имеет много общего как с методами релаксации, так и с гипнозом. Если расположить все эти методы в виде единого континуума, на одном конце которого будут находиться обычные техники релаксации, а на другом - техники гипноза, метод направленной визуализации займет срединное положение. При использовании его в работе с детьми я вначале применяю упражнения, направленные на достижение фокусированного внимания на фоне релаксации, а затем вызываю у маленьких пациентов зрительные образы, способствующие прямому или опосредованному решению их проблем и удовлетворению потребностей. Метод направленной визуализации имеет два чрезвычайно ценных достоинства. Во-первых, ребенок получает контроль над своим телом и своими чувствами. Во-вторых, метод усиливает положительные результаты применения других техник игровой терапии за счет активизации творческого воображения, что позволяет ребенку моделировать в своих фантазиях разные жизненные ситуации и с помощью специалиста по игровой терапии развивать новые практические навыки. Другими словами, метод направленной визуализации может помочь ребенку освоить изощренные формы ролевой игры, и, хотя они могут быть чрезвычайно эффективны сами по себе, мне бы хотелось подчеркнуть здесь особые возможности направленной визуализации.

Описание техники

Метод направленной визуализации может быть использован на любом этапе процесса игровой терапии. Ребенок должен быть способен к последовательному выполнению простых команд и не должен сопротивляться релаксации. Хотя конечной целью является овладение приемами эффективной саморегуляции, на начальной стадии ребенок выступает в качестве ведомого, а психотерапевт обучает его тому, как выполнять инструкции. Детям младшего возраста можно предложить совершить путешествие в своем воображении, более старшим допустимо сказать, что направленная визуализация связана с развитием самоконтроля и опирается на приемы самогипноза.

Основополагающим в методе направленной визуализации является то, что психотерапевт обучает ребенка основам релаксации. Если ребенок не возражает, ему можно предложить лечь или расположиться в специальном кресле. Техника прогрессивной мышечной релаксации (Jacobson Е., 1938) является одним из наиболее эффективных способов подготовки ребенка к проведению сеанса направленной визуализации: ребенка просят сконцентрировать внимание поочередно на разных мышечных группах для того, чтобы добиться их наибольшего расслабления, а в конце достигается расслабление всех мышц. Маленькие дети могут испытывать определенные затруднения при проведении техники прогрессивной мышечной релаксации из-за необходимости сохранять неподвижность. Им больше подходит техника поочередного напряжения и расслабления основных мышечных групп (O"Connor К., 1991). Можно, например, попросить ребенка согнуть пальцы ног, а затем расслабить их, потом сдвинуть колени и расслабить мышцы бедер, напрячь живот и расслабить его и так далее. Каждая группа мышц медленно напрягается и расслабляется по несколько раз. Хотя глубокая мышечная релаксация способствует успешному проведению направленной визуализации, на начальных этапах работы достаточно просить ребенка просто выполнять команды, связанные с фокусировкой внимания на разных мышечных группах. Следует учить ребенка достигать релаксации с открытыми глазами. Это поможет ему в дальнейшем активизировать свое воображение в условиях, не способствующих погружению в полную релаксацию.

По достижении хотя бы минимальной релаксации можно вводить элементы направленной визуализации. Ее сюжет и связанный с ним круг образов должны соответствовать потребностям ребенка, его жизненному опыту и уровню психического развития. Такое соответствие хорошо продемонстрировано на приведенном ниже примере.

Майклу было восемь лет, когда его, в связи с наличием страхов, направили на игровую терапию. В жизни мальчика за последние годы происходили существенные изменения, а родители не уделяли Майклу достаточного внимания из-за переживаемого ими самими дистресса. Игровая терапия имела своей целью определение потребностей ребенка и тех препятствий, которые мешали их удовлетворению. Использование метода направленной визуализации обосновывалось необходимостью устранения имеющихся у мальчика невротических проявлений и снижения уровня тревоги (Майкл, в частности, испытывал настолько сильные страхи, что просыпался по ночам).

С учетом возраста мальчика для достижения релаксации была использована техника напряжения и расслабления мышц. Попытки уложить Майкла, укрыть его одеялом, подложить под голову подушку вызвали резкое усиление тревоги: мальчик опасался, что в этом положении он заснет и увидит страшный сон. Поэтому ребенку было предложено кресло, в котором он мог бы расслабиться.

В процессе беседы с Майклом оказалось, что наибольший релаксационный эффект вызывают воспоминания, связанные с плаванием в озере. Однако этот эффект сохранялся лишь до тех пор, пока мальчик представлял себя невдалеке от берега - там, где он видел дно озера и мог не опасаться, что на него набросятся водяные чудовища. Когда мальчик расслабился, психотерапевт попросил его представить себя лежащим на мелководье, у самого берега. Эту воображаемую картину затем удалось усилить, вызывая самые разные ощущения. Майкла попросили, например, почувствовать тепло и мягкость песка, на котором он лежал. Затем его попросили ощутить теплую воду, в которую было погружено тело, представить яркое голубое небо с пушистыми белыми облаками и услышать мягкий плеск волн. Ритм движения воды в ту и другую сторону был затем синхронизирован с дыханием мальчика - волны то набегали на него при вдохе, то отступали при выдохе. Майкл был очень доволен и загорелся желанием попробовать это упражнение дома. Психотерапевт посоветовал ему упражняться по утрам, сразу после пробуждения, с тем чтобы исключить преследовавший его страх заснуть, который мог бы помешать выполнению визуализации.

На следующем занятии психотерапевт научил Майкла вызывать приятный мальчику образ в целях самоконтроля, в процессе обсуждения его фобий. Если Майкл начинал испытывать страх, психотерапевт просил его дышать вместе с волнами, следуя их неторопливому размеренному темпу. Когда Майклу удавалось расслабиться, он по команде психотерапевта представлял устрашающие ночные образы. Поначалу Майкла просили вообразить себя лежащим в озере у самого берега, вызывая при этом в своем воображении чудовище, появляющееся в очертаниях облаков. Поскольку это были всего лишь облака, а не настоящие чудовища, они не производили на Майкла устрашающего впечатления. Чуть позже эти чудовища ожили, и Майклу удалось представить довольно сложный образ: из вод озера поднимались другие чудовища и устремлялись вверх, чтобы защитить мальчика от тех, что нападали на него с неба. Он превратился в воина, наделенного магическими способностями, от смешных слов которого расхохотавшиеся чудовища разлетались на куски. На этом этапе работы психотерапевт предложил Майклу в случае, если он вдруг проснется среди ночи от страха, использовать все опробованные образы для самоуспокоения. Поскольку Майклу удалось успешно применять этот прием, ему было предложено вызывать те же самые образы уже перед сном, чтобы предупредить появление ночных кошмаров. Мальчику удалось успешно влиять на характер сновидений и обеспечить достаточную степень контроля над своими страхами.

Как видно из приведенного описания, чрезвычайно важно, чтобы и сам процесс релаксации, и вызываемые образы находились под контролем ребенка. Психотерапевт, поначалу выступая в роли инструктора, в дальнейшем лишь дает сигнал к началу процесса релаксации, способствует лучшей концентрации внимания и объясняет, каким образом использовать упражнение в домашних условиях. Если ребенку все же не удается обеспечить достаточный контроль над процессом релаксации и визуализации во время сессии, маловероятно, что в домашних условиях он сможет успешно выполнять упражнение, и ему постоянно будет требоваться присутствие психотерапевта. Очевидно, что подобная работа, по крайней мере в описанном выше варианте, включает в себя элементы когнитивно-бихевиоральной психотерапии и систематической десенситизации. Как было отмечено во Введении, метод направленной визуализации повышает эффективность психотерапевтического процесса. В приведенном примере, несмотря на выраженность страхов, Майклу удалось всего за несколько недель снизить их уровень примерно на 80%, а в последующие несколько дней и вовсе избавиться от них. Освоив упражнение, он смог быстро добиться успеха. Аналогичное упражнение было затем использовано им в целях устранения других симптомов, связанных с повышенной тревожностью, и улучшения успеваемости в школе.

Техника «Розовый куст» 3)

Введение и обоснование

Впервые я познакомилась с техникой «Розовый куст» в монографии Дж. Стивенса «Осознание: исследования, эксперименты, опыт» (Stevens J., 1971). В этой книге описаны разные упражнения на воображение, предназначенные для взрослых. Я решила, что упражнение «Розовый куст» может быть легко адаптировано к работе с детьми И действительно, в течение многих лет мне удавалось успешно им пользоваться.

Я полагаю, что метод направленной фантазии или визуализаци является мощным инструментом, способным помочь детям выразить достаточно безопасным, щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Часто ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистические образы. Фантазии являются мостом к детскому внутреннему миру, пройдя по которому ребенок может лучше разобраться в себе и признать свой внутренний мир как собственное достояние. Процесс направленной визуализации предполагает осознание метафорических образов и установление глубокой смысловой связи между этими элементами и внутренним миром ребенка, что способствует психической стабилизации и поддержке его личности.

Описание техники

Я прошу ребенка закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить, будто он превращается в розовый куст. Я говорю ему: «Ты можешь стать любым цветущим кустом, например (розовым кустом». Затем я спрашиваю, в какой же именно куст он превратился. Этот куст маленький или большой? Сильный или слабый? Есть ли на этом кусте цветы? Если есть, то какие? Какого они цвета? Их много или мало? Они полностью распустились или имеются лишь бутоны? Есть ли листья? Как они выглядят? Как выглядят побеги и ветви? Какие корни у этого куста или у него, может быть, вовсе нет корней? Если все же есть, то они длинные и прямые или изогнутые? Как глубоко они проникают в землю? Есть ли на кусте шипы? Где растет этот куст: во дворе, в парке, в пустыне, в поле, под луной или где-нибудь еще? Он стоит в горшке или растет прямо из земли, а может быть, пробивается сквозь бетон или асфальт? Что находится вокруг куста? Есть ли рядом другие розовые кусты, или он стоит один? Есть ли вокруг деревья, животные, птицы или люди? За счет чего живет этот куст? Кто за ним ухаживает? Хорошая ли стоит погода? Есть ли вокруг куста ограда, а может быть, камни или скалы?

Как видно из приведенных вопросов, я стремлюсь стимулировать детское воображение, предлагаю различные варианты и возможности формирования образа. Я заметила, что скованные дети, отличающиеся сильными защитными тенденциями, особенно нуждаются в помощи для начала полета творческой фантазии.

Затем я прошу ребенка открыть глаза и нарисовать розовый куст на фоне окружающего пейзажа. Обычно я говорю: «Не беспокойся за свой рисунок - он вовсе не должен быть твоей лучшей работой; если где-то не получится, ты сможешь мне объяснить». Позднее, когда ребенок начинает комментировать изображение, я записываю его слова. Я обычно прошу описывать куст в настоящем времени и от первого лица. Я задаю ребенку вопросы, обращаясь к нему как к кусту, например: кто за тобой ухаживает? ты одинок? кто обитает в твоих ветвях? и т. д. После того как ребенок закончит описание, я просматриваю записи и читаю вслух каждое его высказывание, чтобы он подумал, соответствуют ли они тому, что происходит с ним в реальной жизни.

Я успешно пользуюсь этим упражнением как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми, а также с семьями. Подростки - как юноши, так и девушки - особенно живо откликаются на него. Для них оно является эффективным средством самоопределения. Когда один подросток семнадцати лет сказал мне, что куст упал на землю и, видимо, умирает, для меня впервые стали очевидными его суицидные намерения.

Восьмилетняя девочка по имени Джина описала куст следующим образом: «На мне распустились алые розы, но я не вижу ни шипов, ни листьев, ни корней. Земля помогает мне выжить. Я расту в Диснейленде, потому что хочу быть счастливой. Я чувствую себя хорошо защищенной (вокруг куста имеется высокий забор). Садовник заботится обо мне и поливает меня раз в день. Сейчас стоит солнечный день. Я очень красива. Иногда мне одиноко. Сегодня вечером я собираюсь увидеться со своим папой. Я маленький кустик. Здесь никогда не идет дождь, лишь иногда - снег. Я вижу людей. Вокруг меня трава. Мне легко расти без корней, - если кому-то захочется меня пересадить в другое место, это будет проще сделать».

Позднее Джина прокомментировала собственные высказывания. «Я чувствую себя хорошо защищенной» - «Только не в реальной жизни». «Иногда мне одиноко» - «Я собираюсь сегодня вечером пойти к папе в гости». «Я маленький кустик» - «Мне хотелось быть поменьше ростом - я слишком большая». «Здесь никогда не идет дождь, лишь иногда - снег» - «Я не люблю дождь, жаль, что здесь не выпадает снег». «Если кому-нибудь захочется меня пересадить в другое место, это будет проще сделать» - «Я не знаю, что со мной будет». Джина удочерена, ее родители разведены. После их развода она явно страдает: часто плачет, испытывает ночные страхи, не может сконцентрироваться на уроках, несамостоятельна. Благодаря упражнению, мне стало очевидно, насколько тяжело ей в сложившейся ситуации и что она сильно беспокоится за свое будущее. Ей было очень трудно признаться мне в своих переживаниях, и лишь благодаря «Розовому кусту» мне удалось получить к ним доступ.

Упражнение «Представь, что ты это можешь» 4)

Дети действительно должны развивать в себе уверенность в своих силах. В книге «Как развить самостоятельность ребенка» Стивен Гленн пишет о том, насколько важно предоставить ребенку возможность быть самостоятельным: «Преобладает мнение, будто "хорошие" родители и учителя всегда объясняют ребенку, что и как делать. Однако наиболее эффективным является такой подход, когда родители и учителя предоставляют ребенку возможность самому найти способ решения своих проблем» (Glenn S., 1988).

Если ребенок вдруг осознает, что может сам выполнить то или иное действие (даже довольно сложное), он будет самостоятельно добиваться успеха, решая и те практические задачи, которые раньше казались ему непосильными.

Введение и обоснование

Иногда во время работы с детьми некоторые идеи рождаются внезапно, сами собой. Я не помню, когда и почему я начала применять этот метод для придания ребенку уверенности в своих силах. Однако, когда работаешь с учениками начальной школы, не всегда задаешься вопросом, почему это так, а не иначе, и отдаешь предпочтение любым упражнениям, которые имеют наибольший эффект.

Сколько раз в день ребенок может обратиться к учителю со словами:
- Никак не могу завязать шнурок. Помогите, пожалуйста.

Мне приходится видеть, как некоторые учителя становятся на колени, чтобы зашнуровать детский ботинок, даже если ребенок их не просит. Понимаю, что эти учителя заботятся о благе ученика, но они упускают возможность действительно помочь ему сформировать ценный навык, развить ответственность за свои поступки и повысить его самооценку.

Когда моя дочь посещала детский сад, один раз в неделю на добровольных началах я работала помощницей воспитателя. Воспитатель поручила мне научить детей самостоятельно завязывать шнурки. А теперь представьте себе с десяток мордашек, обращенных к вам в надежде, что вы, наконец, научите их завязывать шнурки.

Описание техники

Когда ребенок учится завязывать шнурки, он уже знает, что нужно делать, - он много раз видел, как это делают другие. Если вы попросите ребенка зашнуровать ботинки, он, возможно, ответит: «Я не знаю, как завязывают шнурки». Но если вы попросите его представить, будто он знает, как завязать шнурки, и показать вам, он сможет правильно выполнить, по крайней мере, несколько этапов этого процесса. Тогда вы сможете восхищенно воскликнуть: «Здорово, кое-что уже получается! Осталось чуть-чуть, ну-ка!» Вы можете воодушевить ребенка словами: «Ого, да ты и сам почти все умеешь!» или «Да ты просто притворялся, что ничего не умеешь, а на самом деле многое можешь сам». В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. А самостоятельно справившись с каким-либо заданием, он будет помогать и другим детям. Ценнее, по-видимому, сам процесс самостоятельного решения проблем, чем его результат. Взаимная же помощь детей дает им очень много. О чем бы ни шла речь, и психотерапевт, и воспитатель детского сада или учитель, и родители смогут воочию убедиться в том, как ребенок самостоятельно справляется с ситуацией.

Литература:

  1. Glenn S. (1988). Raising Self-Reliant Children in a Self-Indulgent World. Rocklin, CA: Prima Publishing and Communications.
  2. Field Т ., and Rite М . (1984). Children"s responses to separation from mother during the birth of another child. Child Development 55:130-1316.
  3. Jacobson E. (1938). Progressive Relaxation: A Physiological and Clinical Investigation of Muscular States and Their Significance in Psychology and Medical Practice, 2nd ed. Chicago: University of Chicago Press.
  4. Оа klander V. (1988). Windows to Our Children: A Gestalt Therapy Approach to Children and Adolescents. Highland, NY: Gestalt Journal Press.
  5. O"Connor K. (1991). The Play Therapy Primer. New York: Wiley.
  6. Singer J. L. (1973). The Child"s World of Make-Believe: Experimental Studies of Imaginative Play. New York: Academic Press.
  7. Stevens J. 0. (1971). Awareness: Exploring, Experimenting, Experiencing. Moab, UT: Real People Press.

Текущая страница: 2 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Какой ваш внутренний ребенок? (визуализация)

Визуализация своего внутреннего ребенка поможет нам прислушаться к голосу этого ребенка и обрести чуть больше внутренней свободы и спокойствия. Проявление нашего внутреннего ребенка – это буря эмоций, вызванная нечаянно кем-то брошенным в наш адрес замечанием, событие, от которого начинает болеть сердце, тоска, которая вдруг появилась ниоткуда. Это когда мы плачем над сентиментальным фильмом или становимся шаловливым, как ребенок, когда рассматриваем фотографии нашего детства. Когда мы слушаем и понимаем нашего внутреннего ребенка, это полностью меняет наши отношения с собой и другими людьми. В тихом месте, чтобы вам никто не мешал, устройтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте, что рядом с вами тот ребенок, которым вы были когда-то. Постарайтесь установить с ним контакт, чтобы узнать, как о нем заботиться. Например, мысленно спросите его, отчего у него так часто бывает стресс? Что его обычно пугает в жизни, чего он боится, что злит, отчего плачет? Поищите, что могло бы сделать эти эмоции менее интенсивными и частыми, найдите то, что вызывает негатив. Подумайте, как свести на нет действие факторов, которые способствуют такому состоянию. Например, попробуйте глубоко подышать, чтобы ослабить стресс и т. п. Поддержите себя, доставьте себе удовольствие позаботиться о себе, как родители заботятся о своих детях. Всегда помните, наш внутренний ребенок – это наша душа, общайтесь с ним как можно чаще. Вы его можете видеть разным. Ему может быть в один период вашей жизни 5 лет, а через некоторое время 8–10. Испытывая свои самые разнообразные эмоциональные состояния, он может быть как грустным, задумчивым, так и радостным, как и вы в настоящее время. Посмотрите внимательно на рисунки женщины Марии (рис. 1–2 на цветной вклейке). Они наглядно показывают, что дела обстоят именно таким образом.

Рисуем своего внутреннего ребенка

Вам понадобится лист бумаги формата А4, простой и цветные карандаши. Расслабьтесь, прикройте глаза и постарайтесь увидеть своего внутреннего ребенка: какое у него выражение лица, какого цвета глаза, сколько ему примерно лет и т. п. Задержите этот образ в своем воображении на некоторое время, затем мысленно поблагодарите ребенка, что он был с вами. Если это будет трудно сделать, начните вспоминать одежду, которую вы носили в детстве, или что-нибудь другое. И вы непременно увидите своего внутреннего ребенка на своем визуальном экране. Теперь возьмите простой карандаш и нарисуйте его. Самое главное не бойтесь, что рисунок не получится. Знайте, как бы вы ни нарисовали, это нарисовали вы и ребенок на рисунке, каким бы он ни был, ваш. Затем раскрасьте рисунок цветными карандашами, гуашью или акварельными красками так, как увидели ребенка в своем воображении. Теперь ваш внутренний ребенок проявился полностью, и вы можете на него посмотреть и спросить, что бы вы хотели для него сделать?

Подарок своему внутреннему ребенку

Возьмите лист бумаги формата А4, карандаш и краски. Нарисуйте то, что бы вы хотели подарить своему внутреннему ребенку. Это могут быть цветы, солнце, любовь и многое другое. В завершение работы напишите десять благодарностей своему детству.

Рис. 1. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 55 лет, во время стресса (см. иллюстрации).

Рис. 2. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 60 лет, 5 лет спустя (см. иллюстрации).

Что делать, если ваш внутренний ребенок на рисунке получился грустным, плачущим и т. п.? Можно попробовать свое состояние изменить, рисуя как можно чаще своего внутреннего ребенка, общаться с ним, помня, что это часть вашей души. Увидите, ваш внутренний ребенок повеселеет, станет другим на рисунке, ведь вы его не забываете, а значит, у него нет причин для грусти. Вслед за этим и у вас потеплеет на душе.


Рис. 3. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Елены, 38 лет


Рис. 4. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Елены, 38 лет


Рис. 5. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Татьяны, 43 года


Рис. 6. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Татьяны, 43 года

Методика «Розовый куст»

Данная методика позволяет получить ценную информацию о внутреннем мире человека. Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир, а розовый куст является метафорой вашего состояния. Разработал эту методику психолог Джон Алан1
Алан Дж. Ландшафт детской души. – М.: Пэр СЭ, 2006. – 272 с.

Выполнение

Для выполнения методики понадобится лист бумаги А4, простой и цветные карандаши, акварельные краски или фломастеры. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь, дышите ровно, сосредоточившись на своих телесных ощущениях. Пустите в ход свое воображение и представьте себе, что вы превратились в куст роз, который внимательно рассмотрите. Какой это куст: маленький или большой, высокий или низкий? Есть ли на нем цветы, и какие они: в виде бутонов или с распущенными цветами, какие ветки – с шипами, с листьями или без них? Есть ли у вашего воображаемого куста корни, как глубоко они проникают в землю. А где растет куст: в городе, в пустыне, на клумбе или находится в вазе? Есть ли вокруг куста забор, деревья, другие цветы? Кто ухаживает за кустом? А когда наступают холода, как он себя чувствует? Попробуйте до тончайших деталей представить, каково это быть розовым кустом. Откройте глаза и нарисуйте себя в виде розового куста. Сначала сделайте на листе бумаги набросок простым карандашом, а затем раскрасьте рисунок так, как захотите.

Интерпретация рисунка

♦ Размер рисунка

Куст роз нарисован маленьким по отношению к листу бумаги – говорит о неуверенности человека, чем меньше рисунок по отношению к альбомному листу, тем ярче проявляется такое качество.

Куст роз очень большой, буквально не помещается на листе бумаги – указывает на сильную эгоцентричную позицию и импульсивность.

♦ Цвет

Черный цвет, темно-коричневый, серый и все темные цвета в рисунке говорят о возможном неблагополучном эмоциональном фоне человека.

Все яркие, сочные, теплые краски и их оттенки, которыми раскрашен рисунок, являются признаками психологического благополучия и внутренней гармонии.

♦ Благополучные признаки рисунка

Пышный куст с густой листвой, с крепкими корнями, с многочисленными бутонами или распустившимися цветками, который растет с другими такими же кустами. На благополучие внутреннего состояния человека могут указывать также нарисованное солнце, небо, яркие цветы, отсутствие всяких ограждений и т. д.

♦ Неблагополучные признаки рисунка

Большое количество колючек и шипов на ветвях – признак агрессивности, но в то же время может означать потребность в защите, чувстве безопасности.

Голые ветви без листьев, корней, куст растет одиноко в пустыне или висит буквально в воздухе – говорят о возможном внутреннем одиночестве, опустошенности, недостатке душевного тепла.

Сломанные цветы на кусте или срезанные в вазе – признак неблагополучия, возможная психологическая травма.

Забор, ограда или частокол вокруг куста – указывают на подавление каких-то страхов в себе, ограничения в действиях.

Рисунок расположен внизу альбомного листа – говорит о душевном дискомфорте.

Анализ рисунков

Екатерина, 49 лет . Жизнь сложилась благополучно, правда, в последнее время ощущает себя неуверенно. На фирме, в которой она работает, начались сокращения сотрудников, и у нее возникли переживания, что ее могут уволить. По характеру оптимистка, и тот пышный, красивый куст с красными, распустившимися розами, с большим количеством листьев, которые она нарисовала, говорит не только об этом, но и о ее внутреннем благополучном состоянии. Корни, уходящие в землю, указывают на прочность ее положения и что в настоящий момент ей переживать не стоит.

Рис. 7. «Розовый куст». Рисунок Екатерины, 49 лет (см. иллюстрации).


Николай, 69 лет . На пенсии, но до сих пор занимается спортом и физической закалкой. Женат много лет. Живут дружно и хорошо со своей женой. По характеру спокойный, но замкнутый. На просьбу сначала представить, а затем нарисовать куст роз откликнулся мгновенно, сказав, что уже этот куст видит в своем воображении. На рисунок у него ушло не более 5 минут, и вот что получилось. Нельзя сказать, что куст густой, всего четыре ветки с небольшим количеством листьев. Зато хорошо видны шипы на ветвях, что указывает на потребность в защите, обретение чувства безопасности. Маленький заборчик вокруг куста указывает на подавление каких-то страхов в себе и ограничение в своих действиях.


Наталья, 19 лет . Находится в постоянном конфликте с матерью и с некоторыми из своих подруг. Парня, с которым бы встречалась, нет уже более года. Печаль и тоска в глазах, одета неопрятно. Рисунок куста роз нарисовать согласилась неохотно и то с условием, что сделает это у себя дома. Посмотрите внимательно, какой получился рисунок. На нем хорошо отражен весь внутренний настрой девушки. Надо ли его комментировать, когда и так все понятно.


Рис. 8. «Розовый куст». Рисунок Николая, 69 лет


Рис. 9. «Розовый куст». Рисунок Натальи, 19 лет

Коррекция внутреннего состояния

Что делать, если ваш рисунок содержит большое количество неблагополучных признаков? Вы можете самостоятельно изменить свое состояние. Для этого в течение двух недель снова и снова рисуйте куст роз, представляя, как за ним ухаживают, как его поливают, как через какое-то время на нем распускаются бутоны, появляются ярко-зеленые молодые листики. Куст может измениться, а вслед за ним изменится и ваше состояние, изменитесь вы.

Тест «Мой автопортрет»

В наших автопортретах «свернуты» маленькие рассказы не только о нас самих, но и о тех людях, которые нас окружают или окружали, о тех чувствах, которыми мы связаны с ними.

Для практического изучения особенностей самосознания и самооценки личности служит тест «Автопортрет». На автопортрете почти всегда отражаются индивидуальные особенности характера человека и его наклонности. По автопортрету вы многое можете узнать о себе, даже то, чего раньше в себе не замечали.

Выполнение теста

Для выполнения теста нарисуйте свой автопортрет: по памяти, по фотографии или глядя в зеркало. Затем раскрасьте рисунок по своему выбору: цветными карандашами, акварельными красками, гуашью или пастельными мелками. Внимательно посмотрите на свой рисунок, когда его закончите: какого размера вы нарисовали себе глаза, уши, нос и т. п. Почему портрет получился именно таким? Нравится ли он вам? Теперь можете сами ответить на многие вопросы, прочитав интерпретацию к рисунку.

Интерпретация рисунка автопортрета (по Р. Бернсу2
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1991. – 164 с.
)

♦ Голова

Голова большая – большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.

Голова маленькая – чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

♦ Глаза

Глаза большие – подозрительность, озабоченность, гиперчувствительность по отношению к общественному мнению.

Глаза маленькие или закрытые – тенденция к интроверсии и самопоглощенности.

♦ Уши и нос

Большие уши – чувствительность к критике.

Акцент, смещенный на нос, – наличие сексуальных проблем.

Выделенные ноздри – склонность к агрессии.

♦ Рот

Отсутствие рта – переживания, депрессия, вялость в общении.

Выделенный рот – возможная затрудненность с речью, иногда примитивные оральные тенденции.

♦ Руки

Руки символизируют контакт личности с окружающим миром.

Хрупкие, слабые руки – физическая, иногда психологическая слабость.

Скованные руки – замкнутая, обязательная, жесткая личность.

Вяло опущенные руки – неэффективность.


Длинные, сильные руки – амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира.

Очень короткие руки – отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

♦ Ноги

Длинные ноги – потребность в независимости.

Большие ноги – нестабильность и отсутствие основы (дезертиры, например, часто рисуют людей без ног).

Анализ рисунков

Настя, 17 лет . Поступала в институт – не поступила, поэтому находится уже несколько месяцев в эмоционально-напряженном состоянии. Плохо спит. Замкнулась в себе, не может разобраться, что с ней происходит. Свой автопортрет рисовала с равнодушным видом. Я видела, как на рисунке рот у нее явно не получался, и она его несколько раз стирала, а потом и вовсе сказала мне, что больше его рисовать не будет. Отдала рисунок в незаконченном виде, хотя и раскрасила его. Глядя на рисунок, можно сказать следующее: не получилось нарисовать рот, и он в итоге отсутствует, а отсутствие рта – это всегда внутреннее напряжение, признак замкнутости, зажатости, вялости. Вообще, отсутствие любой части тела на рисунке должно всегда настораживать, так как это указывает на очень сильные внутренние переживания, которые могут привести к нервному срыву. Сильно зачерненные зрачки глаз говорят о страхе, а большие выпученные глаза о гиперчувствительности по отношению к чужому мнению. Девушке явно не нравился ее рисунок.

Изменить состояние Насти можно было. Я посоветовала ей нарисовать новый автопортрет, а именно: нарисовать себя такой, какой она хотела бы себя видеть.

Рис. 10. «Автопортрет». Рисунок Насти, 17 лет (см. иллюстрации).


Александр, 51 год . Нарисовал себя, находясь в прекрасном настроении, будучи убежденным в том, что совсем не умеет рисовать. Пытался и меня убедить в этом же. Внимательно посмотрите на его рисунок. Александр не смотрел на свою фотографию или в зеркало, а нарисовал себя только по памяти и своему визуальному представлению, причем сделал это за 3 минуты, на одном порыве. Я нашла, что автопортрет полностью отражает все его черты характера, а также его самого как внешне, так и внутренне. Вывод: мы рисуем себя очень похожими, независимо от того, умеем ли мы рисовать или только так думаем, и рисунок автопортрета Александра только лишний раз подтверждает истину – все мы умеем рисовать, но, повзрослев, забыли об этом.

Коррекция внутреннего состояния

Если у вас получился автопортрет, не удовлетворяющий вас, постарайтесь нарисовать новый, представляя, каким (какой) вы бы хотели себя видеть.


Рис. 11. «Автопортрет». Рисунок Александра, 51 год

Тест «Метафорический автопортрет»

Тест рассчитан на психологическое исследование себя и поиск собственных ресурсов и состоит из четырех рисунков, которые отражают четыре базовых потребности человека.

Выполнение теста

Для выполнения теста вам понадобятся карандаши, краски, четыре листа бумаги формата А5, на каждом из которых следует нарисовать только одну тему.

1-й рисунок . Если бы я был(а) растением, то я был(а) бы таким…

2-й рисунок . Если бы я был(а) посудой, то я был(а) бы такой…

3-й рисунок . Если бы я был(а) оружием, я был(а) таким…

4-й рисунок . Если бы я был(а) украшением, то я был(а) бы таким

Рисовать можно в любой последовательности. После того, как рисунки будут нарисованы, на них следует посмотреть как бы со стороны и спросить себя:

– какой рисунок было рисовать наиболее сложно, а какой легко?

– какой рисунок нравится больше всего?

– хотите ли что-то изменить?

Интерпретация рисунков

♦ 1-й рисунок «Растение» – обозначает право на существование.

Дерево крепкое, с прямым стволом, здоровое говорит о том, что у человека наиболее выраженное право на существование в этом мире.

Маленькое, с редкими ветвями, хилое указывает, что есть проблемы, а право на существование очень слабое.

Защищенное растение (роза, кактус) – большее право, чем у растения обычного.

Сказочное или фантастическое растение – прав на существование мало.

Если вы рисунок не нарисовали по какой-то из причин, например, не захотели или не смогли, то отсутствие рисунка говорит о том, что у человека нарушено это право.

♦ 2-й рисунок «Посуда» – обозначает право на свои потребности.

Если вы нарисовали посуду, которой часто пользуются , например, чашку, чайник, кастрюлю, тарелку и т. п., то ваше право ярко выражено.

Праздничная посуда – это значит, что право есть, но оно ограничено по каким-то причинам, искажено.

Посуда, которой совсем не пользуются, – это говорит о проблеме собственных потребностей как таковых.

Если вы нарисовали много посуды – вы потеряны, найдите из нее, какая же ваша? Где вы? Вас не видно…

Посуда наполненная – вы хорошо реализуете право на свои потребности.

Посуда пустая – означает, что есть проблемы на реализацию своих потребностей.

Уникальная посуда, например из музея, с выставки или посуда, которой очень редко пользуются, – ваше право ограниченно.

♦ 3-й рисунок «Оружие» – обозначает право на автономию.

Оружие ближнего поражения , например, сабли, шпаги, мечи и т. п. – указывают на защиту границ, когда их нарушают.

Яд – скрытность, границы не обозначены четко.

Пистолет – территориальное ощущение своей безопасности, это дальше, чем шпага на вытянутой руке.

Пушки, бомбы – большой радиус поражения, но и большое право.

♦ 4-й рисунок «Украшение» – обозначает право быть любимым(ой).

Ценное для себя украшение, которое часто носите , например бусы, кольцо, цепочка и т. п. – право быть любимой наиболее проявлено, и наоборот.

Отсутствие рисунка – отсутствие права, которое вы сами себе обозначили.

Коррекция внутреннего состояния

Следует нарисовать новый рисунок, уже по-другому, что-либо изменив в нем или новый образ себя в будущем.

Анализ рисунков

Галина, 55 лет . Недавно ушла на пенсию, но уже нашла новую работу. Замужем уже много лет. Четыре рисунка, которые нарисовала Галина, отражают то, что она находится в хорошем душевном состоянии и востребована в жизни.





Рис. 12–15. «Метафорический портрет». Рисунки Галины, 55 лет

Тест «Фрактальный рисунок»

Слово «фрактал» происходит от латинского слова «fractus», что означает «из частей». Авторы теста Полуяхтова Т. З., Комов А.3
Полуяхтова Т.З., Комов А.Е. Родник фрактальной мудрости, либо свежий взор на наши способности. – М.: Деловая литература, 2002. – 160 с.

Основа метода – принцип фракталов и фрактальности. Рисунок здесь считается продолжением человека, его малой частью, проекцией. Глядя на фрактальный рисунок, можно диагностировать внутреннее состояние человека, его нарисовавшего. В таком рисунке даже самая мелкая деталь воспроизводит и повторяет все, что именно для автора рисунка характерно. Многочисленные исследования показывают, что человеческий мозг сохраняет подробную информацию о личности, привычках и целях, которые он устанавливает для себя и желает в дальнейшем реализовать. Во время выполнения этого теста можно получить доступ к знаниям и информации, скрытых в самых глубоких слоях нашего подсознания. Фрактальный рисунок позволяет дать визуальное выражение этой информации, а также раскрывает возможности для ее интерпретации и осознаний. Особенностью данного теста является то, что рисунок создается с закрытыми глазами, а это в свою очередь позволяет на время отключить оценочные суждения разума и проявить полную свободу самовыражения. В дальнейшем, овладев методом фрактального рисунка, вы сможете самостоятельно с ним работать, изменяя свое состояние и свою жизнь к лучшему.

Выполнение теста

Для выполнения вам понадобится лист бумаги формата А4, шариковая ручка, цветные карандаши (не менее 24 цветов).

Расслабьтесь, закройте глаза и в течение одной минуты шариковой ручкой рисуйте на листе бумаги одну непрерывную линию. Начинать ее рисовать следует с правого угла и закончить там же, при этом линия может много раз пересекаться. Затем откройте глаза и внимательно посмотрите, что у вас получилось. Вы увидите рисунок, состоящий из многочисленных, разных размеров ячеек, которые надо будет раскрасить. Цвета карандашей следует выбирать с закрытыми глазами.


Рис. 16. «Фрактальный рисунок», выполненный с закрытыми глазами одной непрерывной линией


Интерпретация рисунка

♦ Размер и конфигурация рисунка

Маленький, с овальным периметром, рисунок , который занимает не более 1/3 площади листа, чаще всего указывает на уравновешенный характер.

Большой рисунок, с выходящими за пределы листа линиями , который занимает более 2/3 площади листа, указывает на нестабильное, эмоциональное состояние. В некоторых случаях неумение концентрироваться и ослабленное внимание.

Прямоугольная форма периметра рисунка обычно говорит о прямолинейном, зачастую сложном характере.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными «хвостиками» по его периметру указывает на нестабильность характера, но в то же время яркую и неординарную личность.

♦ Линии

Четко прочерченная линия – показатель уверенного и твердого характера, целеустремленности, аккуратности, обязательности.

Линия с неодинаковым нажимом говорит о том, что человек эмоционален, имеет творческие способности, фантазию, иногда проявляет неуверенность в себе и своих действиях.

Слабо прочерченные линии чаще всего указывают на болезненное состояние, неуверенность в себе и комплексы.

Угловато прочерченные, резкие линии – стрессовое состояние и эмоциональное напряжение.

Плавные линии с мягкими переходами говорят о гармоничном, уравновешенном состоянии.

Кругообразный повтор линий в рисунке указывает на склонность к навязчивым состояниям и неврозам.

Ячейки. Конфигурация и размеры

Большое количество крупных ячеек указывает на доброго и открытого человека.

Большое количество средних ячеек говорит об аккуратности, педантизме, наличии аналитических способностей. Некоторой склонности к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек обычно является показателем некоторой закомплексованности, неуверенности в себе, стремлением к детализации, аккуратности, старательности.

Гармоничное сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка в равных пропорциях говорит об уверенности в себе и целеустремленности.

Плавные, округленной формы ячейки указывают на склонность к творчеству, рассудительность и спокойный характер.

Большое количество ячеек геометрической формы – показатель скептицизма в оценках и склонности к анализу.

Угловатые, неровные ячейки – эмоциональная неуравновешенность, стресс, раздражение.

Участники садятся в удобную позу, расслабляются и закрывают глаза.

Они должны представить розовый куст - корни, стебли с листьями, закрытые зеленью цветочные бутоны. Должны рассмотреть все мельчайшие детали.

Затем раскрываются внутренние лепестки и внутри вас тоже должен начать раскрываться цветок.

Роза и участник расцветает в одном темпе. Она - это он. Он чувствует ее тонкий аромат.

В центре есть источник всех сил, источник жизни. Там есть образ, образ прекрасного. Просто наблюдайте его, не оценивая, наслаждайтесь им, впитывайте его. Проникнитесь красотой.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Рисование - самый популярный метод арт-терапии.

Произвольный, тематический, сюжетный, хаотический, раскраски... О мастерстве и таланте в арт-терапии речь не идет.

Главное - получить огромное удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления.

Рисунок - это отражение нашего бессознательного Я. Мы переносим свое состояние на лист бумаги, а потом моделируем его с помощью изменения рисунка.

Как внести позитив в свою жизнь при помощи арт-терапии?

*********************

Розовый Куст

Почему жизнь вас не радует? Психолог ДЖОН АЛАН разработал тест под названием «Розовый куст». Например, кто-то нарисует пышный куст в шикарном саду - значит, у человека все в порядке, он в буквальном смысле «цветет и пахнет». А кто-то изобразит чахлый, с облетевшими листьями и вялыми бутонами куст на фоне полуразрушенного дома. Значит, у него - подавленное состояние.

Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир.

Нет ничего более индивидуального, чем неожиданный рисунок. «Розовый куст» - это метафора человека, его состояния.

Что с этим делать? На протяжении примерно 2-х недель снова и снова рисуйте куст, представляя, что за ним ухаживают, поливают. На нем появляются листочки, распускаются бутоны. Куст может измениться, а вслед за ним изменитесь и вы!



*****************************

УПРАЖНЕНИЕ РОЗОВЫЙ КУСТ

Введение

С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого "Я". В Китае таким цветком был <Золотой цветок", в Индии и на Тибете - лотос, в Европе и Персии - роза. Примером этому могут служить <Песнь о розе> французских трубадуров, <вечная роза>, так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

Обычно Высшее <Я> символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еше более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка - развитие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего <Я>.

Порядок выполнения

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.

3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

4. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.

5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.

6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).

8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически - вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

Детям предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить, что все они превращаются в красивые цветочные кусты, а вся группа (класс) становится похожа на цветущий розовый сад. Каждый ребенок может превратиться в любой куст, в тот, который ему больше всего нравится.

После превращения группа обсуждает, в какой куст превратился каждый ребенок.

Этот куст маленький или большой?

Сильный или слабый?

Есть ли на этом кусте цветы, если есть, то какие? Какого они цвета? Их много или мало? Это распустившиеся цветы или просто бутоны?

Есть ли на кусте листья? Как они выглядят?

Как выглядят побеги и ветви?

Есть ли у этого куста корни? Какие они: прямые или длинные и изогнутые? Как глубоко они проникают в землю?

Есть ли на кусте шипы?

Где растет этот куст: во дворе, в парке, в пустыне, а может быть, на Луне или на другой планете?

Он стоит в горшке или растет на земле, а может быть, пробивается сквозь бетон или асфальт?

Что находится вокруг куста? Есть ли вокруг него деревья, животные, птицы или люди?

Кто ухаживает за кустом?

Есть ли вокруг него ограда, а может быть, камни или скалы?

Это упражнение не только помогает детям успокоиться и отвлечься от негативных эмоций, но и стимулирует их воображение, предлагает различные варианты и возможности для формирования образа.

Ребенок садится ближе к краю стула, опирается на его спинку. Руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены.

Голова опущена на грудь, глаза закрыты. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая - очень легкая, простая:

Замедляются движенья, исчезает напряженье...

И становится понятно - расслабление приятно!

Рисунок дома -- Рисунок дома - это отображение вашего эго. Есть ли у вашего дома окна, двери, какого они размера и формы, есть ли решетки на окнах и засовы на дверях - все это на бессознательном уровне отражает, насколько вы открыты для мира, как сосуществуете с окружающими. Важно только не преувеличивать свои проблемы.

Готовых ответов нет - психолог не выносит приговор. Вы сами в силах понять почему ваш дом выглядит именно так, что это означает для вас.

Например, если в вашем доме нет двери, то это может свидетельствовать о временном желании уединения, страхе, обиде или боязни общения с людьми.

У всех есть понятие о границах в общении и личном пространстве. С разными людьми мы их то расширяем, то сужаем так, чтобы нам было комфортно. С коллегами у нас одна дистанция, а с близкими людьми - совсем другая.

можно сделать вывод, что вы считаете, что все вертится вокруг вас. Скорее всего, он не дифференцирует «мое - чужое», «я - он». Если рисунок, напротив, очень мал, то ситуация у вас обратная.

Диагностика в арт-терапии:

КВАДРАТ- это фигура, обозначающая полную уверенность в себе.

ТРЕУГОЛЬНИК - устойчивая фигура, но если он стоит на остром угле, то это уже говорит о том, что человеку не хватает каких-то ресурсов, уверенности.

КРУГ - женская фигура, символизирует материнское чрево. То есть олицетворяет защиту. Во всех фантастических сюжетах герои, которые хотят обезопасить себя, очерчивают вокруг себя эту фигуру.

Что дает арт-терапия?

Если вы, рисуя, всегда выходите за границы и вам нужен еще один лист, чтобы рисунок «поместился»,

Вам чего-то не хватает в жизни (активности, уверенности, терпения, жизнелюбия)? Так подарите это себе!

Как часто нас переполняет злость на кого-то, отбирая массу энергии! Вместо того чтобы ругаться, исчеркайте бумагу, постепенно находя и позитивные стороны.

Вы, мягко говоря, «темпераментная женщина», у вас нет больше сервизов для битья? Несколькими цветными карандашами «изливайте» свои чувства, пока не остынете.

ТАЛИСМАН

Вы беспокоитесь о каком-то важном деле? Нарисуйте «позитивный резу льтат» своих желаний (это могут быть и чувства). Разглядывайте его почаще - это ваш талисман!

Вы не уверены, что знаете, куда двигаться дальше? Нарисуйте ваш путь к успеху таким, каким вы его видите. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете прилив энергии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Вы можете прислать свой вопрос и получить от него ответ, рекомендуем воспользоваться услугой "Он-лайн консультация" на сайте www.Centresh.ru

В Китае таким цветком был "Золотой цветок", в Индии и Тибете — лотос, в Европе и Персии — роза. Примером этому могут служить "Песнь о розе" французских трубадуров, "вечная роза", так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

Обычно Высшее "Я" символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еще более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка — развитие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции.

Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего "Я".

Порядок выполнения

  1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.
  2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.
  3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.
  4. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.
  5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.
  6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.
  7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо.(Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).
  8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически — вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

Сейчас в каждом более-менее крупном городе есть школы или центры, где обучают женским практикам и техникам управления интимными мышцами. Но прежде чем всерьёз подойти к этому вопросу и записаться на подобный курс, рекомендую самостоятельно начать практиковать простые упражнения, которые подготовят твой организм к более серьёзным техникам.

Здесь я собрала несколько важных советов и простых, но действенных практик, которые не требуют особых усилий и дополнительного «снаряжения». Итак,

  • Прежде всего учимся расслаблять живот . Чтобы казаться стройнее и привлекательнее, мы втягиваем живот, не понимая, что при этом наносим своему здоровью ущерб. Низ живота — один из основных энергетических центров, который отвечает за нашу сексуальность, функцию деторождения, творческую энергию и в целом за положительные эмоции. И, напрягая живот, мы провоцируем проблемы во многих сферах, так как лишаем себя доступа к хранилищу женской силы, кроме того, перетянутый ремнём/поясом живот мешает нормальной циркуляции энергии по телу. Всё это ограничивает нашу сексуальность, может привести к застойным явлениям и женским заболеваниям. Следи за состоянием живота в течение дня, он должен быть расслаблен. Лучше зажимать мышцы промежности, чтобы наша сексуальная энергия не выходила наружу.
  • Следующий совет: дышим животом , то есть при вдохе воздух опускаем ниже грудной клетки и диафрагмы, при этом живот надувается, выпячивается; а при выдохе — сдуваем его. Стараемся следить за глубиной «опускания» воздуха.
  • А теперь простое упражнение для интимных мышц «Бутон — розочка»: при вдохе — сжимаем как можно сильнее мышцы промежности («бутон»), на выдохе — расслабляем («распускается розочка»). Это упражнение можно практиковать во время мочеиспускания, зажимая мышцы так, чтобы оно прекратилось. Для начала рекомендуется делать минимум 50 повторений.
  • Упражнение «Кошачья спина» : из положения «стоя на коленях» обопрись на руки. Спина расслаблена, без чрезмерного изгиба, голова, шея и позвоночник — на прямой линии. Вдох, на выдохе — выгибаем позвоночник вверх, опуская голову и сильно напрягая мышцы живота и ягодиц. Постепенно расслабляемся и возвращаемся в исходное положение (10-15 раз)
  • «Подъём таза» : исходное положение — лёжа на спине, колени согнуты. Выдохнуть и прижать спину к полу. На вдохе оторвать таз от пола, напрягая мышцы живота, бёдер и промежности. На выдохе — расслабиться, опустить таз.
  • Тренировке интимных мышц способствуют и знакомые с детства простые упражнения «Ножницы» и «Велосипед » . Думаю, в их описании ты не нуждаешься.

Следование этим простым советам и регулярное выполнение упражнений, поможет тебе сделать шаг к продлению своей молодости, восстановлению жизненной энергии и сохранению здоровья. Надеюсь, эти практики войдут в твою жизнь в качестве полезных привычек. Подробнее о пользе и благотворном влиянии женских практик на организм в статье



Вверх