Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету. Как считать деньги не только быстро, но и очень эффектно Правильный выбор облегчит семейную жизнь

Как бы ни старались школа и родители привить детям духовные ценности, материальные блага в современном мире на второй план не перешли.

Если когда-то дети мечтали стать космонавтами, медсестрами и учителями, то теперь большинство из них видит себя на вилле, возле которой припаркован собственный вертолет. Как воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам, а главное — научить их зарабатывать?

Мария — мама 8-летней Дианы — рассказала, как приучает дочь к тому, что состояние нужно заработать. Не дает девочке деньги на карманные расходы просто так. Дианка помогает маме по хозяйству: пылесосит, моет посуду, развешивает выстиранное белье. За каждое задание получает определенную сумму: в семье установлены тарифы, которые время от времени меняются. Например, вчера Диана помыла пол на кухне и заработала за это 10 грн. Когда девочка, по поручению родителей, ходит в магазин, определенный процент от сдачи забирает себе. Полученные деньги тратит на сладости, газированные напитки, игрушки. Иногда откладывает на дорогую покупку: например, кукольную избушку или ролики. Мария и ее муж не считают, что таким образом воспитывают у ребенка потребительское отношение к ним или отбивают желание помогать бескорыстно. Когда в семье был временный финансовый кризис, Диана выполняет домашнюю работу бесплатно.

Подруга Марии — Ирина — осуждает такую методику. Говорит, своему 10-летнему сыну Максиму дает деньги только в школу, чтобы мог что-то купить в столовой. «Ребенка не следует приучать к деньгам. Зачем они ему? Все, что Максиму нужно, куплю ему сама! «- Считает женщина. Когда мальчик просит маму купить какую-то вещь, она сама решает: стоит на это тратить средства или нет. По мнению Ирины, таким образом учит сына отличать нужные расходы от глупых.

Чтобы ребенок не «выбрасывал деньги на ветер», научите его записывать расходы.

По словам психолога, главное — не воспитать такого себе Гобсека с маниакальной страстью к обогащению. Важно объяснять, что заработки нужны для того, чтобы хорошо и счастливо жилось семьи. Делать акцент на том, что без честного и добросовестного труда не вытащишь и рыбку из пруда. Платить чадам за помощь в хозяйстве и хорошие оценки — можно, но не систематически.

Отношение к финансам формирует пример родителей. Желательно, чтобы ребенок не знал о том, что вам постоянно звонят коллекторы и напоминают о долгах. В присутствии потомков лучше тратить деньги равномерно и только при необходимости. Не стоит поддаваться искушению сделать импульсивную покупку. Если занимаете у кого-то деньги — обсуждайте срок проплаты и обязательно вовремя возвращайте.

Когда отправляетесь с малышом за покупками, ставьте его перед выбором: игрушка или сладости, новая куртка или велосипед?

Желательно рассказать ребенку, из чего состоит ваш семейный бюджет и привлекать ее к обсуждениям по сокращению расходов и увеличению доходов. Таким образом, малыш узнает, почему этого месяца ему не купили новый телефон, а также научится строить свой собственный бюджетный план.

Если подросток жалуется, что ему не хватает суммы, которую вы даете на карманные расходы еженедельно, посоветуйте ему записывать все свои покупки, включая «Кока-колу», булочки и проезд. Вместе подумайте, от каких расходов можно отказаться? Например, по дороге в школу не обязательно покупать жвачку, а новая подвеска к мобильному может подождать до лучших времен …

Родители и учителя часто подчеркивают: вежливые дети, которые учатся на «отлично», в будущем находят хорошую работу и хорошо зарабатывают. На самом деле тот, чей портрет украшает доску «Гордость школы», редко становится миллионером потому, что привык все делать только по правилам. Обычно, успеха достигают дети, умеющие мыслить вне рамок. Итак, чтобы научить чадо зарабатывать деньги, давайте ему творческие задания, вместе стройте корабли, собирайте конструкторы. Одобряйте нестандартный подход к любому делу: плетение косичек, подбора комплекта одежды, уборка.

Если ребенок стремится посещать различные кружки и секции — считайте, что вам повезло. Это не только способ уберечь ее от дурных компаний, но и возможность развить потенциал ребенка.

Чем старше становится чадо — тем больше развивается потребность в самостоятельности. Одна из ее составляющих — тратить средства по своему усмотрению. Это необходимо для гармоничного развития личности, зато как определить, готов ли ваш отпрыск до того, чтобы личные деньги?

Смело давайте ребенку средства на карманные расходы, если:

  • Малыш знает, для чего ему собственный бюджет и может четко объяснить свои расходы.
  • Понимает проблемы родителей и осознает, что деньги зарабатывают тяжелым трудом.
  • Сам ходит в магазин, делает закупки, не забывает забирать сдачу.

С карманными деньгами лучше подождать в случаях, когда:

  • Ребенок неуправляем: плохо ведет себя, не держит слово, обманывает родителей.
  • Не умеет отказываться от мелких желаний.
  • Не осознает, что родителям деньги даются нелегко.

Пока молодой
- Мы стараемся научить детей не сложным формулам, а привить им экономическое мышление. Вся экономика выросла из того, что наши ресурсы ограничены. Мы учим детей делать обдуманный выбор, - пояснила она.
Самое главное - привить детям понимание, что есть СЕЙЧАС и есть ПОТОМ, которое зависит от того, как ты поступишь в данный момент. Можно махнуть рукой и пойти играть с друзьями, но тогда ты не выучишь уроки, получишь двойку, и родители не поведут тебя в цирк и не купят то, что обещали. Многие взрослые могут удивиться, но такую причинно-следственную связь способны понять и первоклашки, важно только подать им это в игровой форме, в “красивой обертке”.
Секрет вкусного варенья
В первом классе ученики Ольги Завьяловой, например, вырезают из листа, на двух сторонах которого нарисованы разные фрукты, то, что им больше всего нравится. Вырезал грушу - значит, испортил нарисованное на обороте яблоко. Получается, что нужно выбирать: или одно, или другое. Во втором и третьем классе ребята изучают, в частности, что такое себестоимость. Благодаря своим познаниям в математике они считают, во сколько обойдется белочке варенье. Смеются над хитрым лисенком, который решил сэкономить на сахаре, и от этого его варенье скисло. Четвероклассники изучают, что такое таможня, биржа. Сложные понятия они постигают с помощью новой лесной сказки. Белочке для упаковки ее товаров нужны камыши, которые растут далеко за болотом. Но филин перегородил дорогу, требует плату...
- Ко мне в школу экономики ходит много детей, чьи родители - бухгалтеры, экономисты, представители высшего руководства предприятий, - объясняет Ольга Завьялова. - Эти взрослые и сами многое знают, но понимают, что никто лучше, чем учитель-профессионал, не расскажет о сложных понятиях в доходчивой, игровой форме.
Вместо жвачки - мобильник
Нехватка денег у многих взрослых отчасти объясняется неумением правильно ими распоряжаться. Чтобы приучить детей к бережливости, советует Ольга Завьялова, можно, например, узнать у ребенка, что ему хотелось бы купить (в разумных пределах), и выдать на все это деньги, но только с небольшим привеском. Эта добавка будет стимулировать к сбережению. У ребенка появится выбор: потратить все сейчас на некое дополнительное количество фишек, жвачек или откладывать и в будущем приобрести что-то более существенное, например простенький мобильник.
Нередко приходится слышать, что экономика - это деньги, а деньги - это зло, призналась преподаватель. Но деньги - это лишь инструмент, который в зависимости от умения его использовать может быть и добром, и злом. Рано или поздно ребенок вырастет, начнет зарабатывать. Так пусть он будет подготовлен, будет умело ими распоряжаться.
Дайте выбор!
В младших классах, в которых преподает Ольга Завьялова, в неделю только один урок экономики, в пятых-восьмых - два, в самых старших - два раза по два урока.
И этого, считает преподаватель, вполне достаточно. Не нужно делать экономику обязательным для всех предметом. Достаточно на параллели и одного такого профильного класса: ведь некоторые из родителей считают те же ритмику, хореографию более важными занятиями. Однако нужно на уровне Министерства образования предоставить программы для преподавания экономики. С этим, особенно в начальной школе, сегодня большие проблемы. Нужно школам, родителям, ученикам дать выбор. И тогда они уже сами решат, учить экономику или нет.

В тему Скорее жива, чем мертва

В редакцию обратилась учительница начальных классов из Гомеля, которая назвалась Тамарой Ивановной. Экономику она преподает по российской программе, которая не “стыкуется” с белорусским курсом математики. С удовольствием перешла бы на отечественные разработки, вот только никак не может их найти.
В управлении общего среднего образования Министерства образования сообщили, что экономика не относится к обязательным школьным предметам. Вводить ее изучение школы могут как дополнительную дисциплину. Но при этом все равно необходимо опираться на программы, утвержденные Минобразования.
В Национальном институте образования рассказали, что такая программа есть для старших классов, а для начальных - нет. Таким образом, насколько удалось понять из объяснений, изучение экономики в начальных классах некоторых школ не имеет требуемой методической базы и поэтому носит полулегальный характер.
Между тем, высказала обеспокоенность заместитель директора одной из минских школ, где также изучают экономику, в последние годы в Беларуси количество классов, где есть такая дисциплина, стремительно сокращается. Из-за бюрократических преград уходят из этой сферы многие опытные преподаватели. А это значит, если через какое-то время экономике и объявят “амнистию”, то учить детей, вполне возможно, уже будет некому.

Самое дорогое на свете для нас - наши дети. Для них нам ничего не жаль. Но как быть с материальным проявлением нашей заботы о своих чадах?

Самое дорогое на свете для нас - наши дети. Для них нам ничего не жаль. Счастливы те дети, для которых родители не жалеют своего времени, любви и внимания. Но как быть с материальным проявлением нашей заботы о своих чадах? Здесь неплохо установить ту норму, о которой должны знать как взрослые, так и дети.
Наверняка каждый хотя бы раз в жизни наблюдал сцену истерики у ребенка, требующего от родителей покупки понравившейся игрушки. Зрелище не из приятных, особенно для родителей. Но куда неприятнее наблюдать, когда эти родители, идя на поводу у ребенка и «добрых» окружающих («разве вам жалко денег для ребенка!») покупают маленькому тирану все, что он вытребовал.
Результат такого «воспитания» проявляется в том, что ребенок очень быстро понимает, как можно манипулировать родителями и насколько это легко. И стоит ему упасть на пол и затопать ногами, как тут же появится желанная вещь. А все, что получает ребенок, стоит денег. И маленький член семьи должен это знать.
Чтобы ребенку в дальнейшем было понятно, что подарки и деньги ниоткуда не берутся, а зарабатываются родителями, обсуждайте в кругу семьи бюджет. Дети к 7-8 годам должны знать суммы, зарабатываемые мамой и папой, а также, куда расходуются деньги.
Для облегчения задачи для ребенка учиться расходовать деньги можно в игровой форме. Выдайте определенную сумму своему чаду, решите всей семьей, что нужно купить и пусть ребенок сходит в магазин, что бы выбрать себе подарок. Например это может быть водяной пистолет или другое игрушечное оружие. После этого посчитайте затраты и снова всей семьей обсудите, насколько правильно израсходованы деньги, что куплено на самом деле необходимого, а что было не так уж и нужно.
В подростковом возрасте потребности растут. Пусть ребенок оценит, насколько его запросы совпадают с реальным доходом семьи. Пусть напишет, что он хотел бы иметь и посчитает, сколько денег для этого ему нужно. Затем пусть рассчитает: семейный доход минус обязательные коммунальные платежи минус деньги на дорогу и продукты. Теперь пусть сравнит оставшуюся сумму с той, которая нужна ему для личных покупок. Возможно и скорее всего ребенок пересмотрит свой список и подумает, что ему необходимо в первую очередь, а без чего он сможет пока обойтись.
Нужны ли ребенку карманные деньги для собственных расходов, решается в каждой семье в зависимости от многих факторов. И одним из них является тот, насколько ребенок способен рассчитывать свои траты. Правильным будет, если у детей не возникнет секретов, куда уходят выдаваемые ему средства. А такие вещи как наборы для мальчиков лучше покупать все таки вместе с ребенком.
Хорошо, когда планы предстоящих расходов обсуждаются всей семьей, родителями вместе с детьми. Это способствует тому, что дети учатся ценить заработанные родителями деньги, уважать родительский труд, считаться с интересами всех членов. Не говоря уже о том, что такое совместное полезное времяпрепровождение объединяет семью.
Не увлекайтесь в поощрении детей материально за хорошие оценки и положительные поступки. Каждый ребенок должен иметь определенный круг обязанностей по дому.
Непозволительно при детях (да и без них не стоит) обсуждать доходы и приобретения других семей. Дети должны знать, что подобные обсуждения, (особенно эмоционально, с чувством зависти) некорректны, ведь у каждого свой образ жизни.

Немало мы говорим о том, что детей с раннего возраста желательно учить тому, чего стоят деньги, откуда они берутся, и на что уходят. Так они будут понимать, что не каждый их каприз можно выполнить (купить ту или иную игрушку, например), если денег нет или не достаточно. Повзрослев, воспитанный в таком ключе ребенок будет осознавать, что карманные деньги хорошо откладывать, а чтобы заработать нужно потрудиться. Но сейчас мы поговорим именно о том, как привить малышам понимание того, что такое денежки, и как их нужно считать.

Если вашему чаду 3-5 лет, это самый что ни на есть подходящий возраст для такого обучения. Есть некоторые приемы, используя которые, вы не только объясните ценность и значение денег, но и научите ребенка считать: складывать, отнимать и даже умножать.

Для начала можно поработать с простыми цифрами. Когда дитя уже умеет считать до ста, нужно задавать вопросы вроде «Что больше: 2 или 8?» или «Что меньше: 55 или 70?» Это простое понятие «больше-меньше» поможет понять ребенку, что разные товары отличаются по цене. Например, жвачка будет стоить меньше, чем велосипед.

Разделять число на части (то есть обучать дробям) тоже можно в этом же возрасте. Например, во время приготовления пищи вы продемонстрируете, что в бульон добавляется два стакана воды или четыре раза по полстакана. Тот же маневр проделайте и с любимыми сладостями малыша: просто спросите, сколько маленьких пакетиков M&M’s можно купить на те же деньги, что и один большой. Пусть малыш посчитает цену разных пакетиков и поймет, сколько маленьких упаковок стоит столько же, сколько и одна большая.

Микроволновая печка, оказывается, тоже отличный помощник в счете. Пусть ваше чадо считает секунды в обратную сторону, когда вы ставите продукты на разморозку или разогрев. Во-первых, малыш научится считать наоборот. А во-вторых, вы можете остановить процесс и спросить, сколько секунд уже прошло, а сколько осталось из установленного вами времени.

Берите мелочь и учитесь считать не только по копейкам, но и по пятачкам и монеткам более крупного номинала. Благодаря этому приему ребенок будет уметь подсчитывать разные количества мелочи (а далее и более крупных купюр). Он поймет, сколько копеек составляет пятачок, а сколько пятаков будет в, скажем, монетке в 25 копеек.

Отличная игра в магазин. Будьте продавцом, а малыш покупателем. Или наоборот. Используйте настоящие деньги так нагляднее, и продавайте друг другу игрушки, или карандаши, или что-нибудь еще. Во время такой игры можно научиться и рассчитывать свои средства, и сдачу считать, и прикидывать, что дитя себе позволит, а чего не получится купить.

Далее, в более старшем возрасте вы будете прививать детям понимание того, что средства получаются не с потолка, что их нужно заработать. Потом пойдут первые уроки бережливости. А вот счет полезен и сейчас и способность анализировать и чувствовать ответственность разовьется, да и со сдачей в магазине никто не обманет кроху.

Все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой карманных денег для своего ребенка. И многих из них объединяет недовольство быстротой избавления чада от потом и кровью заработанных родителями денежных знаков. Как и когда научить своего ребенка считать деньги?

Наилучшее время для обучения ребенка «началам анализа» личных финансов – 3-4 класс школы. К этому моменту он уже знаком с базовыми математическими понятиями, вот только применить теорию пока не может.

Предлагаю самый простой и доступный способ, позволяющий приобщить ребенка к основам «политической экономии» - т.е. навыкам экономии во избежание острых политических конфликтов с родителями.

Предположим, Вы вместе с ребенком совершаете покупки в супермаркете. Идете с тележкой, набираете продукты – всякую всячину. И он где-то под ногами крутится. В конце концов, Вы становитесь в очередь на кассу. Вот тут-то и надо начинать. Я начала так – открыла кошелек, со значением его закрыла и говорю: «Мы тут набрали с тобой всякого, но потратить мы сегодня можем только …1000 рублей. Давай так: быстро складываем все ценники, мне кажется, нам не хватит денег.»

Надо сделать так, чтобы ребенок включился в эту игру. А увлекательную операцию сложения надо проделать в уме. Допустим, все посчитано. В корзине лежат как необходимые продукты (картошка, хлеб, молоко), так и не очень – шоколад трех видов, конфеты, орешки, чипсы и т.д. И выясняется, что что-то теперь надо убрать, потому что общая стоимость товаров превышает 1000 рублей. Теперь надо сделать так, чтобы ребенок вместе с Вами убрал те товары, без которых Вы можете обойтись. Для этого ему надо как минимум порассуждать, без чего Ваша семья спокойно обойдется, а без чего Вы не сможете поужинать уже сегодня.

Во время набора продуктов в корзину Вы можете и должны дать своему ребенку первые уроки экономии. Например, выбираете определенный продукт - пусть им будет сыр. Спрашивается, а сколько этот сыр стоит, скажем, в другом магазине (например, там сыры дороже, а нам нужен самый простой для бабушки, а не навороченный с орехами или та же более дорогая нарезка). Для начала ребенок запомнит, сколько стоят абсолютно необходимые продукты в разных магазинах (хлеб, курица, сливки, молоко, яблоки и т.д.), потом научится быстро складывать в уме, потом считать, сколько сдачи, скажем, с тысячи рублей должны нам сдать, потом научится проверять чек.

Эти несложные операции уже можно отнести к сфере сравнительного анализа, они будут очень полезны в Вашей сегодняшней жизни и в будущей жизни ребенка.

Все эти ситуации, будучи умело представлены родителями как творческий перфоманс, дают неоценимый результат.

Во-первых, ребенок интегрируется в домашние заботы как полноценный решающий член семьи, во-вторых, он учится считать деньги применительно к плоскости заботы о семье, а не в ответ на отвлеченный вариант «Как все на фиг потратить».

Если Ваш ребенок раз или два «забыл» взять сдачу от покупки, например, батона хлеба, начните таким образом считать с ним вместе.

Сумма, которую Вы каждый раз устанавливаете как ту, что можете потратить, может быть любой – 300, 450, 521 рубль, круглой или «рваной». Это зависит от того, какими навыками обладают Ваши дети – некоторые сначала даже с трудом могут округлить цену, не то что складывать все цены на упаковках.

Не упускайте возможностей преподать ребенку уроки управления финансами. Используйте окружающие «декорации»: идете мимо пункта обмена валюты - объясните быстро и доступно, что такое валюта, какие валюты основные, что такое курс валют, и предложите пересчитать: 1) сколько в рублях будет 100 долларов, 2) 10 долларов, 3)1 доллар, 4) 3 доллара. Особо продвинутые родители могут рассказать о падающей и растущей валюте, даже о дефолте. Вашему ребенку - будущему гениальному финансисту - эта информация никак не повредит.



Вверх