Творчество Мусоргского: оперы, романсы, произведения для фортепиано, оркестра и хора. Могучая кучка русских композиторов: Мусоргский М п мусоргский все произведения по алфавиту

Модест Мусоргский появился на свет в 1839 году 9 марта в поселке Карево Торопецкого уезда в имении родителей в Псковской губернии. Отец его - представитель древнего рода дворян Мусоргских, в 30 колене от Рюрика. Модест Петрович закончил курс в 1856 году в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, после чего короткое время прослужил в Преображенском полку лейб-гвардии, а затем в главном управлении инженерии, в государственном контроле и министерстве государственного имущества.

На артистическое развитие Модеста большое влияние оказал Балакиревский музыкальный кружок, который выяснил для него истинное призвание и принудил обратить на музыкальные занятия серьёзное внимание. Балакирев руководил чтением Мусоргского оркестровых партитур, знакомством с анализом и критической оценкой музыкальных произведений.

Ранее, Герке обучал Мусоргского игре на фортепиано, и как результат тот стал отличным пианистом. Пению Модест не учился, но, несмотря на это, имел очень красивый баритон, поэтому неплохо исполнял вокальную музыку. В Санкт-Петербурге фирмой Бернард в 1852 году была издана его фортепианная пьеса. Мусоргским написаны два «скерцо» в 1858 году, одно из которых было инструментовано для оркестра и исполнено в 1860 году на концерте русского муз. общества под руководством А. Г. Рубинштейна.

Следом, Мусоргский пишет несколько романсов и берется за музыку к софокловской трагедии «Эдип»; финальная работа не была закончена, и лишь 1 хор из музыки к Эдипу, который был исполнен в 1861 году на концерте К.Н.Лядова, был издан в составе посмертных сочинений Мусоргского. Модест Петрович для оперной обработки вначале выбрал «Саламбо» - роман Флобера, но довольно скоро оставил неоконченной эту работу, также как и попытки создать музыку для сюжета гоголевской «Женитьбы».

Опера «Борис Годунов», что в 1874 году была поставлена на сцене петербургского Мариинского театра, принесла Мусоргскому славу и одновременно была признана в некоторых муз.кружках выдающимся произведением. Это была 2-я редакция, которая драматургически значительно изменилась после забракования её первой редакции за «несценичность» репертуарным комитетом театра. После 15 показов «Бориса Годунова» в продолжении 10 лет, опера была снята с репертуара. И лишь в конце ноября в 1896 году «Годунов» вернулся, но в редакции Римского-Корсакова, который на свое усмотрение переинструментовал и исправил всю оперу. В таком виде эта опера была представлена на сцене Большого зала Музыкального общества, с участием представителей «Общества музыкальных собраний». К тому времени фирмой Бессель и К° в Петербурге был выпущен новый клавир «Годунова», предисловием к которому является объяснение Римского-Корсакова о причинах, которые побудили его сделать эту переделку, в числе которых он назвал «плохую фактуру» и «плохую оркестровку» первоначальной версии самого Мусоргского. «Бориса Годунова» в Москве впервые представили в 1888 году на сцене Большого театра. Интерес к редакции «Бориса Годунова» возобновляется в наше время.

Мусоргский в 1875 году по плану В.В.Стасова начал оперу-драму «Хованщина», работая одновременно над комедийной оперой по сюжету гоголевской «Сорочинской ярмарки». Текст и музыку «Хованщины» он практически закончил, за исключением 2х отрывков, оперу не инструментовал, что сделал Н.Римский-Корсаков, который к слову и закончил «Хованщину» со своими переделками, приспособив ее к сцене. Фирмой Бессель и К° была издана партитура оперы и клавир в 1883 году. «Хованщина» исполнялась на сцене Петербурга, драматического музыкального кружка в 1886 году под руководством С. Ю. Гольдштейна; в 1893 году на сцене в Кононовском зале Петербурга частным оперным содружеством; в 1892 году в Киеве у Сетова. Д.Д. Шостакович, величайший советский композитор, в 1960 году создал свою редакцию «Хованщины», в которой эта опера и по сей день ставится во всем мире.

Мусоргский успел сочинить для «Сорочинской ярмарки» 2 первых акта, а для 3-го действия: Гопак, Думку Параси и Сон Парубка, в котором применял переделку собственной симфонической фантазии под названием «Ночь на Лысой горе»,которую сделал ещё для неосуществленной совместной работы в виде оперы-балета «Млада».

Ставится опера в редакции известного музыканта В. Я. Шебалина.

Модест Мусоргский был необыкновенно впечатлительный, увлекающийся, мягкосердечный и ранимый человек. Несмотря на свою внешнюю уступчивость и податливость, был необычайно тверд во всех взглядах, касающихся его творческих предубеждений. Но болезненная страсть к алкоголю, которая сильно прогрессировала в последние 10 лет его жизни, носила разрушающий характер для его здоровья, быта и интенсивности творчества. И впоследствии, после череды неудач в служебной деятельности и увольнения из министерства, он был принужден жить, получая случайные заработки и при помощи своих друзей.

Умер Мусоргский в военном госпитале в 1881 году 16 марта, куда его поместили после очередного припадка белой горячки. Одним прижизненным и самым известным портретом был портрет, написанный Репиным в том же госпитале всего за пару дней до смерти Мусоргского.

Мусоргский был большим самобытным талантом, причем исключительно русским. Он принадлежал к числу музыкальных деятелей, которые с одной стороны стремились к оформленному реализму, а с другой - к поэтическому и красочному раскрытию текста, слова и настроения через музыку, которая гибко следовала за ними. Его национальное композиторское мышление проглядывается и в умении обращения с народными песнями, и в самом составе музыки, гармонических, ритмических и мелодических ее особенностях, и вконец - в избрании сюжетов, преимущественно, из русской жизни. Мусоргский ненавидел рутину, и в музыке для него не было авторитетов, он не придерживался правил музыкальной грамматики, видя в них не научные положения, а только собрание композиторских приемов из прошлых эпох. Он повсюду отдавался своей жгучей фантазии, и всегда стремился к новому. Мусоргскому хорошо удавалась юмористическая музыка, он был остроумным, находчивым и разнообразным в данном жанре, нужно лишь вспомнить о его сказки про «Козла», «По грибы», «Семинариста», который постоянно добил латынь и был влюблен в дочь попа, «Пирушку».

Композитор довольно редко останавливался на исключительно лиричных темах, да они и довольно редко ему давались. Лучшими лирическими романсами были «Еврейская мелодия» (сл.Мей) и «Ночь» (сл.Пушкина). Очень широко проявлялось творчество композитора, когда он обращался к русской жизни крестьян. Богатством колорита отмечаются такие его песни как «Колыбельная Ерёмушки» (сл.Некрасова), «Калистрат» (слова Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» («Воевода» Островского), «Светик Савишна» (собственные), «Гопак» («Гайдамаки» Шевченка), «Озорник» (собственные) и другие. Мусоргский очень успешно нашел тут верное и глубокое драматическое музыкальное выражение той тяжелой, безвыходной скорби, что скрывалась под внешним юмором в текстах песен.

Модес Петрович в такой узком на первый взгляд направлении музыки как «песни и романсы» смог найти совершенно новые, самобытные задачи, применив вместе с тем оригинальные приемы чтоб их выполнить, что выразилось довольно ярко в вокальных эпизодах из детской жизни, имевших общий заголовок «Детская», в «Царе Сауле» (мужской голос в аккомпанементе фортепиано), в 4-х романсах с общим заголовком «Песни и пляски смерти» («Трепак», «Колыбельная», «Полководец», «Серенада»-1875-77гг.), в «Иисусе Навине» (из оригинальных еврейских тем), в «Поражении Сеннахериба» (для хора с оркестром).

Специальностью Мусоргского была вокальная музыка. Он был образцовым декламатором, схватывающим наименьшие изгибы слова. А в своих творениях, часто отводил широкое место для монологически-речитативного склада изложения. Мусоргский, обладая родственным Даргомыжскому складом своего таланта, примкнул к нему по взглядам. Но Модест Петрович в своих взрослых творениях в отличие от Даргомыжского смог преодолеть невинную «иллюстративность», которая пассивно следовала за текстом музыки, характерной для данной оперы.

Написанный Мусоргским «Борис Годунов» по одноименному произведению Пушкина, является одним из лучших произведений в мировом музыкальном театре. Музыкальный язык и драматургия сочинения относятся к новому жанру, сложившемуся в 20 веке в различных странах - к жанру музыкальной сценической драмы, который, с одной стороны, отказывается от множества рутинных условностей традиционного театра оперы того времени, а с другой стремится раскрыть драматическое действие, в первую очередь посредством музыки. При всем при этом и первая и вторая редакции «Годунова» имели значительные отличия между собой в драматургии, являясь по сути двумя равноправными решениями автора по поводу определенно одинакового сюжета. Особо новаторской в своем времени являлась первая редакция, которую не ставили на сцену до средины 20 века, и которая очень отличалась от тогдашних господствовавших оперных рутинных канонов. Вот почему в годы Мусорского преобладало мнение того, что «Годунов» отличается «многими промахами и шероховатостями» и «неудачным либретто».

Подобными предрассудками характеризовался Римский-Корсаков, утверждавший, что Мусоргский имеет мало опыта в инструментовке, которая изредка не лишалась удачного многообразия оркестровых красок и колоритности. Схожее мнение указывалось и в советских учебниках по музыкальной литературе. В реальности же оркестровое писание Мусоргского не могло уложиться в ту канву, что была угодна для, в большей степени, Римского-Корсакова. Такое непонимание стиля и оркестрового мышления Мусоргского можно было объяснить тем, что стиль не был похож на пышную декоративную эстетику изложения оркестровки, и это было характерной особенностью второй половины 19 века, а в особенности и Римского-Корсакова. Увы, расплодившиеся последователями и им самим предубеждения о лженедостатках в музыкальном стиле Мусоргского на длительное время, почти на век вперед, господствовали в академических традициях отечественной музыки.

Еще более скептически относились современники и коллеги к последующей музыкальной драме Мусорского - опере «Хованщина», раскрывающей тему событий российской истории конца 17 века о расколе и стрелецком бунте, которую Мусоргский написал по собственному сценарию и тексту. Это творение он создавал с довольно большими перерывами, поэтому оно так и не было закончено к моменту его смерти. Изо всех редакций оперы, существующих сегодня, наиболее близкой к оригиналу считается оркестровка Шостаковича, а так же окончание финального действия оперы, которое сделал Стравинский. И масштаб, и замысел этого произведения необычны. В сравнении с «Годуновым», «Хованщина» - не просто драма об одном историческом лице, а в своем роде «безличная» историософская драма. При отсутствии «центрального» ярковыраженного персонажа, который характерен для обычной оперной драматургии на то время, стают раскрытыми целые пласты жизни народа и поднимается тема духовного трагизма у всего народа, появляющаяся при переломе его жизненного и традиционно-исторического уклада. Мусоргский для подчеркивания этой жанровой особенности дал опере подзаголовок «музыкальная народная драма».

И одна и вторая драмы композитора смогли достаточно быстро завоевать мировое признание уже после кончины Мусоргского, и до сегодняшнего дня по всему миру их относят к наиболее часто исполняемым творениям русской музыки. На их международный успех очень повлияло восторженное отношение композиторов Равеля, Дебюсси, Стравинского, а еще деятельность С.Дягилева, которому в первый раз за границей удалось поставить их в нач. 20го века в Париже в «Русских сезонах». В наши дни большая часть оперных театров в мире жаждут ставить эти оперы Мусоргского уртекстовыми редакциями, которые максимально приближены к редакции автора. Но в разных театрах показывают «Годунова» в разных редакциях автора.

Мусоргский слабо склонялся к музыке в так называемых «завершенных» формах. Среди оркестровых творений композитора, кроме упомянутых выше, внимание заслуживает «Интермеццо», сочиненное в 1861 году, а инструментировано в 1867, которое строилось на теме, что напоминала музыку 18 века, и было издано в собрании посмертных сочинений Мусорского в инструментовке Римского-Корсакова. «Ночь на Лысой горе», оркестровая фантазия, была тоже инструментована и завершена Римским-Корсаковым, и с огромным успехом поставлена в Петербурге в 1886 году.

«Картинки с выставки» - это очередное выдающееся сочинение Мусоргского, которое в 1874 году написано для фортепиано в виде эпизодов-иллюстраций к гартмановским акварелям. Произведение это в форме «сквозной» сюиты-рондо со склеенными разделами, где основной темой-рефреном выражается смена настроений при прогулке между картинами, а образы картин, которые рассматриваются, есть эпизодами промеж этой темы. Это сочинение не один раз вдохновляло иных композиторов на сочинение оркестровой редакции. Наиболее известная редакция принадлежит одному из самых убежденных почитателей Мусоргского - Морису Равелю.

В 19 веке сочинения Мусоргского издала фирма Бессель и К° в Петербурге, многое также издавалось в Лейпциге, благодаря фирме Беляева. В 20 веке появились уртекстовые издания сочинений композитора в версиях оригинала, которые базировались на основательном изучении первоисточников. В этой деятельности пионером стал Ламм, русский музыковед, который впервые издал уртекстовые клавиры «Хованщины», «Годунова», редакции автора всех фортепианных и вокальных произведений Мусоргского.

Сочинения Мусоргского, которые во многом предвосхитили новую эпоху, смогли оказать огромное воздействие на композиторов 20 века. Его отношение к музыке как выразительному расширению речи человека, а так же колористическая основа гармонического языка отыграла значительную роль в «импрессионистическом» стиле М.Равеля и К.Дебюсси. Драматургия, образность и стиль Мусоргского очень повоздействовали на творчество Стравинского, Шостаковича, Яначека, Берга, Мессиана и других.

Творчество Мусоргского является ярко национально выраженной, что отразилось в гармоничных и мелодичных особенностях его музыки, обращении к русскому фольклору и национальных сюжетов. В своих известных операх - "Борис Годунов" и "Хованщина", композитору удалось показать неизвестные ранее в истории музыки горизонте по глубине раскрытия образа простого народа.


1. Жизнь и творчество

Мусоргский - кадет Преображенского полка

Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) на Псковщине , умер 16 марта года в Петербурге), русский композитор, участник "Могучей кучки" . Детские годы провел в имении родителей, с шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. В автобиографии Мусоргский писал:

Модест (справа) и его брат Филарет (слева) в 1858


2. Список произведений

2.1. Оперы

  • "Саламбо" (по роману Г. Флобера, 1863-1866, не окончена)
  • "Женитьба" ("Женитьба") (на текст комедии Н. В. Гоголя, 1-й действия, 1868; закончена и оркестровать М. М. Ипполитова-Иванова, пост. 1931, радиотеатр, Москва)
  • "Сорочинская ярмарка" (по повести Гоголя, 1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916, пост. 1917, Театр муз. Драмы, Петроград; в ред. В. Я. Шебалина, 1931, Малый оперный т-р, Ленинград; в ред. П. А. Ламма и Шебалина, 1932, Муз. т-р им. В. И. Немировича-Данченко, Москва, также 1952, Филиал Большого театра, Москва)

2.2. Произведения для оркестра

  • скерцо си-бемоль мажор (1858)
  • Alla marcia notturna (1861)
  • Симфония ре-мажор мажор: Andante, Scherzo, and Finale (1861-1862)
  • "Иванова ночь на Лысой горе" (1867)
  • Симфоническое интермеццо в классическом духе (1867)
  • "Торжественный марш: Взятие Карса? (1880)

2.3. Произведения для фортепиано



2.4. Произведения для хора

  1. Оригинальная версия (1867)
  2. Revised version (1874)
  • "Иисус Навин" (Alto / Bass / Chorus / фортепиано) (1874-77)
  • 3 вокализы (Женский хор на 3 партии) (1880)
  • 5 российских народных песен (Мужской хор, 4 партии) (1880)

2.5. Романсы

  • "Где ты, звездочка?" (Греков)
  1. Оригинальная версия (1857)
  2. Редакция для оркестра (1858)
  1. Оригинальная версия (1858)
  2. Редакция (1859)
  1. Оригинальная версия (1864)
  2. Редакция (1868)
  1. Оригинальная версия (1864)
  2. Редакция (1864)
  1. Оригинальная версия (1866)
  2. Оркестровая редакция (1868)
  • "Днепр" (Шевченко / Мей)
  1. Оригинальная версия (1866) (lost)
  2. Редакция (1879)
  1. "С няней" (1868)
  2. "В углу" (1870)
  3. "Жук" (1870)
  4. "С куклой" (1870)
  5. "На сон грядущий" (1870)
  6. "Поехали на палочке" (1872)
  7. "Кот Матрос" (1872)
  • "Раек" (Мусоргский) (1870)
  • "Вечерняя песенка" (Плещеев) (1871)
  • "Без солнца" (Голенищев-Кутузов) (1874):
  1. "В четырех стенах"
  2. "Меня в толпе ты не узнала"
  3. "Окончен праздный шумный день"
  4. "Скучаю"
  5. "Элегия"
  6. "Над рекой"
  • "Забытые" Forgotten (Голенищев-Кутузов) (1874)
  • "Злая смерть (надгробное письмо)" Evil Death (The Epitaph) (Мусоргский) (1874)
  • "Крапивная Гора" The Mound of Nettles (Мусоргский) (1874)
  • "Песни и пляски смерти" (Голенищев-Кутузов) (1875):
  1. "Колыбельная"
  2. "Серенада"
  3. "Трепак"
  4. "Полководец" (1877)

Идеи и мысли М. П. Мусоргского (1839-1881), гениального композитора-самоучки, во многом опередили своё время и проложили дорогу музыкальному искусству XX века. В данной статье мы постараемся наиболее полно охарактеризовать список произведений Мусоргского. Всё написанное композитором, который считал себя последователем А. С. Даргомыжского, но пошел дальше, отличается глубоким проникновением в психологию не только отдельно взятого человека, но и масс народа. Как и всех членов «Могучей кучки», Модеста Петровича вдохновляло национальное направление в его деятельности.

Вокальная музыка

Список произведений Мусоргского произведений этого жанра охватывает три вида настроений:

  • Лирические в ранних сочинениях и переходящие в более поздних в лирико-трагические. Вершиной становится созданный в 1874 году цикл «Без солнца».
  • «Народные картинки». Это сценки и зарисовки из жизни крестьян («Колыбельная Ерёмушке», «Светик Савишна», «Калистрат», «Сиротка»). Их кульминацией станут «Трепак» и «Забытый» (цикл «Пляски смерти»).
  • Социальная сатира. К ним следует отнести романсы «Козел», «Семинарист», «Классик», созданные в течение 1860-х годов последующего десятилетия. Вершиной становится сюита «Раёк», в которой воплотилась галерея сатир.

В списке отдельно стоят созданный на его собственные слова в 1872 году вокальный цикл «Детская» и «Песни и пляски смерти», в которых всё наполнено трагическими настроениями.

В балладе «Забытый», созданной по впечатлению от картины В. В. Верещагина, впоследствии уничтоженной художником, композитор и автор текста противопоставили образ лежащего на поле брани солдата и ласковую мелодию колыбельной, которую крестьянка поёт сыну, обещая встречу с отцом. Но её ребёнок никогда его не увидит.

«Блоху» из Гёте с блеском и всегда на бис исполнял Федор Шаляпин.

Средства музыкальной выразительности

М. Мусоргский обновил весь музыкальный язык, взяв за основу речитатив и крестьянские песни. Его гармонии совершенно необычны. Они соответствуют новым чувствам. Их диктует развитие переживания и настроения.

Оперы

Нельзя не включить в список произведений Мусоргского его оперное творчество. За 42 года жизни он успел написать всего лишь три оперы, но какие! «Борис Годунов», «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». В них он смело соединяет трагические и комические черты, что напоминает о произведениях Шекспира. Образ народа выступает основополагающим началом. При этом каждому персонажу придаются личные черты. Более всего композитора волнует родная страна во время смуты и потрясений.

В «Борисе Годунове» страна стоит на пороге Смуты. В ней отражаются отношения царя и народа как единой личности, которая одушевлена одной идеей. Народную драму «Хованщина» композитор написал по собственному либретто. В ней композитора интересовал стрелецкий бунт и церковный раскол. Но он не успел её оркестровать и скончался. Закончил оркестровку Н. А. Римский-Корсаков. Роль Досифея в Мариинском театре исполнял Ф. Шаляпин. В ней нет привычных главных героев. Общество не противостоит личности. Власть оказывается в руках то одного, то другого персонажа. В ней воссозданы эпизоды борьбы старого реакционного мира против петровских реформ.

«Картинки с выставки»

Творчество для фортепиано представлено у композитора одним циклом, созданным в 1874 году. «Картинки с выставки» являются уникальным произведением. Это сюита из десяти разнохарактерных пьес. Будучи виртуозом-пианистом, М. Мусоргский воспользовался всеми выразительными возможностями инструмента. Эти музыкальные произведения Мусоргского настолько ярки и виртуозны, что поражают своей «оркестровостью» звучания. Шесть пьес под общим названием «Прогулка» написаны в тональности си бемоль мажор. Остальные - в си минор. Кстати, их часто перекладывали для оркестра. М. Равелю это удалось лучше всех. Вокальные мотивы композитора с их речитативностью, песенностью и декламационностью органично вошли в это произведение М. Мусоргского.

Симфоническое творчество

Ряд музыкальных произведений Модест Мусоргский создаёт в этой области. Самым важным является «Иванова ночь на Лысой горе». Продолжая тему Г. Берлиоза, композитор изобразил шабаш ведьм.

Он первый показал России злые фантастические картины. Главным для него была максимальная выразительность при минимуме используемых средств. Современники не поняли новизны, а приняли её за неумелость автора.

В завершение надо назвать самые известные произведения Мусоргского. В принципе мы их почти все перечислили. Это две большие оперы на историческую тему: «Бориса Годунова» и «Хованщину» ставят на лучших мировых сценах. К ним же относятся вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти», а также «Картинки с выставки».

Гениальный автор был похоронен в Санкт-Петербурге на Советская власть, делая перепланировку, уничтожила его могилу, залила это место асфальтом и сделала автобусной остановкой. Так у нас относятся к признанным мировым гениям.

Немного из биографии

Модест Петрович Мусоргский родился в 1839 г. в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Отец его происходил из старинного дворянского рода. Модест и его старший брат получили домашнее образование, а затем будущий композитор закончил Школу гвардейских подпрапорщиков, служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

М. Мусоргский – офицер Преображенского полка

Молодой офицер Мусоргский был очень образованным человеком: знал иностранные языки, самостоятельно занимался музыкой, имел красивый голос (баритон) и часто пел на вечерах и в музыкальных салонах.

Когда в Петербурге в 1862 г. была основана консерватория, он начал заниматься в классе фортепьяно у профессора А. Герке и стал хорошим пианистом. Но его жизнь резко изменилась с того момента, как он познакомился с М. Балакиревым и вступил в его кружок.

«Могучая кучка»

В конце 1850-х-начале 1860-х годов в Петербурге сложилось содружество композиторов, в которое входили: М. Балакирев, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи и в которое вступил М. Мусоргский, оставив чин офицера и полностью посвятив себя музыке. Своей целью участники кружка ставили воплощение русской национальной идеи в музыке. Идейным вдохновителем кружка был художественный критик и литератор В. Стасов. Музыкальным руководителем фактически являлся М. Балакирев. Члены кружка были разными по возрасту и по роду деятельности (самым старшим был А. Бородин, к тому времени уже выдающийся учёный-химик).

И. Репин «Портрет В. Стасова»

Музыкальный кружок «Могучая кучка» возник в то время, когда в России наблюдался повышенный интерес ко всему народному в связи с революционным настроением, которое охватило к тому времени умы русской интеллигенции и которое закончилось цареубийством в 1881 г. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русское народное творчество (фольклор) и русское церковное пение, а затем в своих произведениях реализовывали свои изыскания. Особенно это касалось опер, где использовались многие фольклорные традиции. В исторических сюжетах искал ответы на современные вопросы и М. Мусоргский. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача», - писал он.

Опера «Саламбо»

Это первая опера композитора, над которой он работал с 1863 по 1866 гг. Сюжет оперы – из карфагенской истории (по роману Г. Флобера «Саламбо»). Либретто оперы написал сам Мусоргский. Эта опера осталась незаконченной, но её фрагменты композитор использовал в других произведениях, в том числе и в опере «Борис Годунов». Над инструментовкой незавершенной оперы Мусоргского «Саламбо» работал советский композитор В. Шебалин.

Опера «Женитьба»

Сцена из спектакля «Женитьба»

Эту оперу на сюжет Н. Гоголя Мусоргский задумал в 1868 г. Но написаны были только наброски к опере, а сама идея до конца реализована не была. Известны редакции М. Ипполитова-Иванова 1931 г. и Г. Рождественского 1985 г.

Опера «Борис Годунов»

Оперу на сюжет трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» Мусоргский начал в 1868 г., самостоятельно создав либретто. В процессе работы над либретто он использовал и «Историю государства российского» Н. Карамзина. Но первую редакцию оперы к постановке не приняли, найдя в ней недостаток в виде отсутствия значительной женской роли.

Сцена из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»

В 1869 г. Мусоргский создал новую редакцию, введя образ Марины Мнишек и любовную интригу. Эта редакция, понравившаяся всей музыкальной общественности, также была отвергнута. И только в 1874 г. опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Однако опера, восторженно принятая публикой, но резко отрицательно – критикой, была снята с репертуара в 1882 г.

В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков пытается возродить оперу, создаёт новую редакцию, а в 1908 г . ещё одну. В 1940 г. оперу редактировал Д. Шостакович.

Но в настоящее время предпочитают использовать авторскую редакцию оперы.

Почему же опера, имеющая сегодня мировое признание, так тяжело принималась современниками? Дело в гениальности как автора текста, так и автора музыки. Современное Мусоргскому музыкальное сознание не смогло оценить новаторство музыки.

Музыкальная драматургия оперы строилась на полном совпадении музыки и драматического действия, точной обрисовке сценических героев и их психологической характеристике. Декламационный характер вокальных номеров, распевные интонации, близкие к старинной крестьянской песне и народному говору – всё это было результатом деятельности «Могучей кучки» и музыкальных исканий Мусоргского, но было далеко от привычных представлений о пении в опере.

Композитору было мучительно осознавать, что его творчество не понимается и не принимается официальной академической средой. К тому же наметился развал «Могучей кучки», который он воспринял как измену русской национальной идее, в которую верил. У него началась «нервная лихорадка», как он сам называл своё состояние, а затем началась тяга к алкоголю.

Опера «Хованщина»

Сцена из оперы М. Мусоргского «Хованщина»

Над этой оперой композитор работал одновременно с переделкой оперы «Борис Годунов». Она была начата в 1872 г. Либретто также написал он сам. В сюжете оперы отражены события 1682 г. – короткий период власти в Москве князя Ивана Хованского, которого царевна Софья назначила начальником стрелецкого приказа после стрелецкого бунта. Хованский пользовался популярностью стрельцов, они даже называли его «батей». Старообрядцы при помощи Хованского и Софьи надеялись вернуть Русь к «старой вере». Но дальнейшие разногласия между Софьей и Хованским привели к их вражде. Она расправилась с ним, казнив его и его сына. В дальнейшем власть перешла к Петру (Петр Великий).

В событиях 1682 г. Пётр участия принимать не мог ввиду своего малолетства. Но в либретто Мусоргского смешаны события 1682 и 1689 гг. Мусоргский хотел показать переход власти от Софьи к Петру и одновременно изобразить враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; фаворита Софьи князя Голицына; старообрядцев во главе с Досифеем. Князь Хованский стремится к царской власти, его позиция ясна, а вот стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы предстают мужественными людьми, идущими на самосожжение ради веры.

Большая роль в развитии действия принадлежит народу, в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Разнообразны хоры. Ярко изображены характеры надменного Хованского, лукавого Голицына; величественного Досифея; сильной и готовой на подвиг Марфы; слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного Шакловитого; весёлого молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.

Задуманную в 1872 г. оперу Мусоргский писал до самого конца своей жизни, так и не закончив её.

М.П. Мусоргский

Впервые оркестровал всю оперу Н. Римский-Корсаков, назвав эту работу обработкой. Он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. Д. Шостакович в 1958 г. сделал новую оркестровку по авторскому клавиру. Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжения раскольников) написал И. Стравинский совместно с М. Равелем для постановки оперы в 1913 г. в Париже труппой С. Дягилева.

При жизни Мусоргского опера «Хованщина» не исполнялась.

Опера «Сорочинская ярмарка»

Сцена из оперы М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка»

Сюжет оперы – повесть Н. Гоголя «Сорочинская ярмарка». Мусоргский работал над этой оперой в 1874-1880 гг., но не закончил. Работа над оперой шла медленно, композитор был уже тяжело болен.

Первоначально изданы были пять отрывков из оперы, затем по рукописям композитора оперу закончил Ц. Кюи и в этом варианте она была исполнена в 1917 г. Над оперой работали также А. Лядов и В. Шебалин. В редакции Шебалина эта опера ставится в настоящее время.

Последние годы жизни М. Мусоргского

Особенно тяжело композитор переживал непонимание бывших друзей, членов «Могучей кучки», которые не смогли принять его новаторскую музыку.

И. Репин «Портрет М.П. Мусоргского»

Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге в 1881 г. Там за несколько дней до его смерти художник И. Репин написал единственный прижизненный портрет композитора.

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник на могиле Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский - выдающийся композитор Российской империи, гениальнейший автор и член знаменитой организации "Могучая кучка". Он оказал влияние на развитие не только отечественной, но и зарубежной музыки, причем не только классической. Его творческое наследие - оперы, циклы фортепианной и вокальной музыки, оркестровые пьесы, хоровая музыка, романсы и песни.

Биография: начало

Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в Карево - селе в Псковской губернии Российской империи.

До 10 лет он со своим братом был на домашнем обучении и только в 1849 году, перебравшись в Петербург, поступили в «Петришуле» - первую школу культурной столицы, основанную в 1709 году.

Юношество и зрелость

Юноша не заканчивает учебу и поступает в Школу гвардейских прапорщиков, учась в которой он глубоко проникся церковной музыкой (протестантской, греческой, католической). Учеба в школе оставит большой отпечаток на творчестве Мусоргского.

В 1856 году, после окончания школы, он отправляется на службу в Преображенский полк, где знакомится со знаменитым русским композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским. Затем он меняет место работы на министерство имуществ государства.

Спустя три года жизнь знакомит Модеста с - главой "Могучей кучки". Под его бдительным контролем Мусоргский посвящает свое свободное время занятиям музыкой: изучает гармонию, читает партитуры, проводит анализы сочинений и развивает навыки критика.

От природы ему повезло, он обладал красивым голосом (баритоном) и любил выступать на музыкальных вечерах. Благодаря Антону Августовичу Герке (российский педагог), смог в достаточной степени освоить игру на фортепиано.

Под конец жизни он тяжело переживал распад "Могучей кучки". Мусоргский не мог спокойно переносить непонимание и критику сочинений его близкими друзьями (членами музыкального собрания) и называл свое состояние "нервной лихорадкой", в дальнейшем оно привело к алкогольной зависимости. Он лишается денежного дохода, уволившись с должности младшего столоначальника, а также какой-либо финансовой поддержки близких людей.

Единственным просветлением того времени стала возможность гастролировать в качестве аккомпаниатора певице Д. М. Леоновой, так как помимо сочинений, входящих в программу, он мог исполнять и свои авторские произведения.

В 1881 году состоялся последний крупный выход в свет композитора. В Петербурге (на вечере памяти Достоевского) Модест сел за инструмент и сочинил на ходу импровизацию траурного колокольного перезвона. Экспромт, поразивший всех присутствующих, стал неким прообразом "прости" самого автора для всех усопших и живых.

13 февраля 1881 года, помещенный в Николаевский госпиталь после приступа белой горячки, Мусоргский умирает, так и не успев дописать свои последние произведения. Он был похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.

Творческий путь

Музыкальная одаренность Модеста проявилась еще в раннем детстве. В 7 лет под наблюдением матери он мог играть не очень сложные фортепианные произведения Ференца Листа. Но в семье к музыке никто серьезно не относился, потому профессиональным музыкальным образованием его не обеспечили.

Композиторская работа началась достаточно бурно. С написанием каждого произведения для Модеста открывались новые возможности и источники вдохновения, даже если и не были оконченными.

Романсы Мусоргского

Вокальная музыка была его любимым направлением. Романсы композитор писал на протяжении всего жизненного пути, в его коллекцию входит около 70 сочинений.

Мусоргский являлся продолжателем творчества Даргомыжского, девизом которого служило высказывание "о жизни и правде".

В 50-60-х годах XIX века он пишет ряд романсов, в которых уже можно узнать его индивидуальную манеру. Как автора его интересовала не лирическая, а социальная сторона жизни.

В творчестве Мусоргского нашли отражение, оригинальное и яркое, национальные русские черты. Например, в сочинении "Трепак" мы наблюдаем замерзающего выпившего крестьянина, а песня "Колыбельная" - это, по сути, монолог матери, стоящей у кровати умирающего ребенка.

Порой источником вдохновения могло явиться любое наипростейшее событие. Вот лишь несколько его знаменитых произведений:

  • "Молитва" на стихи Лермонтова;
  • "Отверженная";
  • "Забытый" на известный живописный сюжет художника Верещагина;
  • "Калистрат" на слова Некрасова;
  • "Сиротка";
  • "С куклой"

Мусоргский обладал отличным чувством юмора. Например, произведение "Семинарист" наполнено обличительным смыслом, суть которого заключена в железных оковах, не дающих молодой жизни пробиться сквозь традиционные порядки общества.

Однако впоследствии произведение было под цензурным запретом.

Другие его произведения этого жанра:

  • "Спесь";
  • "Раек";
  • "Сказка про козла".

Опера "Борис Годунов"

Сочинения, прославившие композитора на весь мир, - оперы. Вершиной его творчества стала опера "Борис Годунов". М. П. Мусоргский является автором всех либретто в ней. Основой либретто послужила драма А. С. Пушкина. Произведение стало настоящим прорывом и выходило за рамки привычной на то время оперы.

В первой редакции произведение в 1869 году было представлено в Дирекцию императорских театров, но только через 5 лет его поставили на сцене. Вторая редакция относится к 1872 году.

"Борис Годунов" - опера, впервые изобразившая русский народ как великую масштабную силу, а ранее он служил лишь фоном для главного героя. В произведении автор демонстрирует обреченное бытие простых людей и неизбежность массовых революций.

Опера "Хованщина"

Еще во время работы над предыдущей оперой Модест уже в голове держал наброски нового шедевра.

Особенность оперы "Хованщина" М. П. Мусоргского заключается в безликом обобщенном главном герое, лицом которого является народ.

Работа над сочинением шла тяжело и долго из-за непредвиденных обстоятельств, потому к концу жизни так и не была завершена. Автор писал либретто на основе собственного сценария.

События разворачиваются в России времен XVII века, когда произошел раскол и бунт стрельцов.

Распад "Могучей кучки", ухудшение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отставка главы Балакиревского кружка нанесли сильный эмоциональный удар по Мусоргскому, но, несмотря на это, автор композитор продолжал свою работу.

Фортепианное произведение

В творчестве Мусоргского, помимо вокального жанра широко, представлена фортепианная музыка.

В 1874 году на свет рождается цикл "Картинки с выставки" Мусоргского. Толчком для написания работы явилась выставка художника Гартмана по инициативе Стасова (музыкального критика), которая произвела на Модеста большое впечатление.

Цикл состоит из 10 картин, чередующих реальность с выдуманными фантазиями и фигурами прошлого.

Интересный факт: все номера связаны между собой лейтмотивом (музыкальной темой), который ассоциируется с ощущением прогулки. Таким образом Мусоргский проводит аналогию с путешествием по галерее. Подобное сравнение является уникальным в своем роде. Каждому номеру дано индивидуальное название (на латинском и русском языках), как в живописи художественным картинам.

"Картинки с выставки" Мусоргского имеют десятки оркестровых аранжировок и фортепианных записей, а также присутствуют и в некоторых экранизациях, например студии "Союзмультфильм".

Подводя итог

Помимо перечисленных выше жанров, Модест Мусоргский внес лепту и в симфоническое творчество. "Ночь на лысой горе" - известнейший пример фантазии для оркестрового состава, сочиненный в 1867 году.

Творчество Мусоргского - гениальное богатство, повлиявшее на дальнейшее отечественное искусство. Композитор заставил переосмыслить действующие в то время каноны и оставил в подарок шедевральное музыкальное наследие.



Вверх