Творческий путь Солженицына. Солженицын а. и

Судьба Александра Исаевича Солженицына (1918 – 2008 гг) складывалась не благодаря, а вопреки. Он родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске через шесть месяцев после смерти отца. В школе в Ростов!- на - Дону вступил в комсомол, обрел друзей и стал старостой класса. В 1936 году поступает в Ростовский университет на физмат. Через три года сдает экзамены еще и на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства (МИФЛИ). После окончания университета работает преподавателем, женится на Наталье Решетовской. С начала войны мобилизован, окончил 3-ЛАУ в Костроме, стал командиром разведывательной звукобатареи. Пройдя со своим соединением от Орла до Восточной Пруссии, был арестован контрразведкой за переписку со школьным другом Виткевичем. В письмах они открыто говорили о своих «политических негодованиях», обозначалуЛенина уменьшительным «Вовка», а Сталина - кличкой «Пахан». 27 июля 1945 года осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58-ой Уголовного кодекса. Он отбывает свой срок сначала в Мово-иерусалимском лагере под Москвой, затем в марфинской шарашке (так назывались научно-исследовательские коллективы, формировавшиеся из заключенных-специалистов и работавшие в основном на военно-промышленный и разведывательский комплексы). Но подобно своему герою Нержину из романа «В круге первом» Солженицын участию в чекистских разборках предпочитает лагерь, ибо путь к истине лежит не через сделку, а через жертву. Солженицын вновь оказывается в лагере, работает каменщиком. Но вновь и вновь его испытывает судьба: сначала уходом жены, затем смертельной болезнью. Дважды он добирался полуживым до «ракового корпуса» Ташкентской больницы, и дважды его «вернули пожить еще». Казалось, смерть неизбежна. Но как только Солженицын, отбросив все, целиком отдай» себя писанию, болезнь силу над ним потеряла.

В 1953 году после смерти Сталина Солженицын освобожден из лагеря, реабилитирован в 1956 году. Писатель приезжает в Москву, затем возвращается в город своего детства Ростов, получает назначение учителем физики в сельскую школу. В эти годы он вновь возобновляет брак с Натальей Решетовской, переселяется в Рязань, продолжая работать учителем. В полной тайне Солженицын создавал свой первый роман - «В круге первом» (1957 - 1959 г.) окончательно завершив его лишь в 1968 году.

В основе романа попытка дипломанта Володина предупредить западное посольство о будущей краже секрета атомной бомбы и работа зэков на шарашке по созданию дешифратора человеческой речи и таким образом их участие в поимке дипломанта. Все герои романа делают свой выбор. Володин, понимая, что «надчеловеческое оружие преступно допускать в руки шального режима», идет на смертельный риск и погибает. Зэки Нержин, Рубин и Сологдин решают, нравственно ли выполнять задания «шарашки». Нержин от сотрудничества отказывается и выбирает «общие работы» в лагере. Сологдин ищет свой, обходный, «боковой» путь. Рубин соглашается и становится. вольным виновником гибели Володина.

Так уже в первом романе определилась стержневая тема всего творчества Солженицына - противостояние человека силе зла, как внешнего, так и захватывающего само сердце, история падения, борьбы и величия духа, неотрывная от трагедии России.

Первым выступлением Солженицына в печати стал рассказ об одном счастливом дне з/к Щ-854-«Один день Ивана Денисовича». Рассказ был написан в 1959 году за три недели. Для публикации в журнале «Новый мир» № 11 за 1962 год потребовалось личное разрешение Хрущева. Славу Солженицына окончательно закрепили напечатанные в «Новом мире» рассказы «Матренин двор» и «Случай на станции Кочетовка», тогда же он был выдвинут на соискание Ленинской премии, которую не получил.

Рассказы занимают особое место в творчестве Солженицына. Всего им написано 8 рассказов и цикл из 17 «крохоток». Наибольшую известность получили «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Основная тема этих рассказов - люди, на которых держится земля русская, нравственные принципы, по которым эти люди живут. Иван Денисович - глубоко народный тип. В экстремальных условиях лагеря он стремится не просто выжить как-нибудь, но вынести это испытание судьбы так, чтобы за себя совестно не было, чтобы сохранить уважение к себе. В Шухове есть сила, помогающая ему перенести тяжелейшие страдания и остаться человеком, в основе которой - нравственность трудового человека, «Он не был шакалом даже после семи лет общих работ». Шухов готов подработать, услужить, но не выпрашивать и не отбирать силой. В нем сохранились вопреки всему доброта, отзывчивость, сердечное, благожелательное отношение к людям.

На таких людях, как Иван Денисович, Матрена, живущая по принципу - побольше дать, поменьше взять - и держится жизнь, ибо «не стоит село без праведника».

В начале 60-х годов Солженицын переживает небывалый творческий подъем. Он готовит к печати «В круге первом», начинает «Архипелаг ГУЛАГ», роман «Раковый корпус», роман о революции 1917 года (набросок будущей эпопеи «Красное колесо»).

В сентябре 1965 года КГБ совершил налет на квартиру друга Солженицына, у которого хранились рукописи «Круга», поэм, пьес; рукописи были конфискованы. В январе того же года журнал «Новый мир» опубликовал последнее произведение Солженицына, появившиеся в подцензурной печати - рассказ «Захар - Калита». Позже предпринимались безуспешные попытки опубликовать роман «Раковый корпус»ДШла напряженная борьба с Союзом писателей СССР. Солженицын обратился к делегатам четвертого Съезда Союза писателей СССР с открытым письмом, в котором обличается вред цензуры, а также преследования, направленные против него лично: клевета, изъятие при обыске литературного архива, романа «В круге первом», невозможность печататься и публично выступать. Письмо заканчивалось словами: «Я спокоен, конечно, что свою задачу я выполню при всех обстоятельствах, а из могилы - еще успешнее и неоспоримее, чем живой. Никому не перегородить путей правды, и за движение ее я готов принять и смерть. Но может быть многие уроки научат нас, наконец, не останавливать пера писателя при жизни?».

Можно утверждать, что именно с этих пор, с Четвертого съезда, проходившего в мае 1967 года, начинается открытая борьба писателя Солженицына против советской власти. Он начинает записывай» главные эпизоды этой борьбы в «Очерках литературной жизни», которые получат

название «Бодался теленок с дубом». В то время за границей печатают «Раковый корпус» и «В круге первом», как в Париже писателю присуждают за _ лучший иностранный роман, как Солженицын работает над романом о русской ^ революции, его исключают из Союза писателей, лишают прописки.

Солженицын не был «правозащитником» и «революционером» в привычном смысле этого слова, ибо не входил ни в одно движение, ни в одну группу. Его оружие - Слово, его щит - Правда; его обвинительное заключение - семь частей «Архипелага ГУЛАГ». Закончено было это художественное исследование в 1968 году, тогда же микрофильм рукописи был передан за рубеж, для хранения - не публикации; разрешение на публикацию Солженицын, опасавшийся за судьбу 227 своих информаторов, дал только в сентябре 1972 года, после того, как нашли повесившейся у себя в квартире машинистку Е. Воронянскую, печатавшую «Архипелаг» и хранившую без ведома писателя один экземпляр машинописи, который после бесчеловечных допросов отдала в руки КГБ.

«Архипелаг ГУЛАГ» является энциклопедией народной трагедии. Лидия Чуковская писала: «В наших газетах Солженицына объявили предателем. Он и

в самом деле предал - не только родину, разумеется, за которую он честно сражался, и не народ, которому приносит честь своим творчеством и своей жизнью, а Государственное Управление Лагерей - ГУЛАГ - предал гласности историю гибели миллионов...» «Архипелаг ГУЛАГ» построен на воспоминаниях и свидетельствах бывших зэков, но это «художественное исследование», цель которого осмысление механизма самопревращения революционной власти во власть тюремную,. Ленина - в Сталина, внешней победы во внутренние поражение.

В конце 1970 года по инициативе французского писателя Франсуа Мориака Солженицыну присуждают Нобелевскую премию («за этическую силу, которой он следует традициям русской литературы»). Ожидавшаяся церемония вручения стала поводом для написания Нобелевской лекции, где Солженицын в емкой и лаконичной форме выразил свои давние мысли о назначении писателя в мире, не обретшем единой системы нравственного отсчета. Только искусство, считает писатель, способно сыграть объединявшую роль, но при условии подчинения единой красоте - красоте Правды. Именно эта красота и спасет мир. Завершается Нобелевская лекция словами, в которых обобщен опыт всей солженицынской жизни в культуре:

«ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ».

После опубликования на Западе «Архипелага» кампания против Солженицына достигает неслыханного накала. Обыски, преследования в семейной жизни (бесконечные откладывания бракоразводного процесса с Натальей Решетовской, запрещения жить в Москве, в квартире Н. Светловой, фактической жены Солженицына, матери его детей), невозможность печататься. 13 февраля 1974 года его арестовали и заключили в Лефортовскую тюрьму. Солженицын был лишен советского гражданства и осужден на изгнание. Специальным самолетом его доставили в Западную Германию.

Начался новый период в жизни Солженицына. Сначала он живет у Белля в Германии, затем в Швейцарии. Наконец, в октябре 1975 года писатель с семьей перебрался в США (штат Вермонт). Солженицын уединился в вермонтовском затворе, с головой уйдя в труд создания многотомного историко-художественного «повествования в отмеренных сроках» «Красное Колесо». Этот эпос о русской революции XX века строится по принцип} гигантского пульсара: после короткой вспышки, выхватывающей из мглы истории несколько ключевых, поворотных дней («Август Четырнадцато:: «Октября Шестнадцатого», «Марта...» и «Апреля Семнадцатого»), слетает временный провал; затем опять вспышка и опять провал. По замыслу, этот:-л должен стать итогом всех историософских, религиозных, публицистиче.:-

литературных поисков Солженицына, дать полную «формулу ошибки», явленной миру революционной Россией, и как бы «закодировать» будущее нашего отечества от повторения этих ошибок.

И вне отечества Солженицын остался русским писателем. В речи, произнесенной на Актовом дне Гарвардского университета, Солженицын, от которого ждали очередного обличил тоталитаризма, обличил - слепоту западной цивилизации, превыше всего заботящейся не о Боге, а о благе, не умеющей ограничить свои потребности и не желающей учиться у других, прежде всего - у России.

Возвращение Александра Солженицына в Россию состоялось в 1994 году! Это, наверно, результат того, что наше Отечество все же услышит и поймет «Как нам обустроить Россию», чтобы прошлое не повторялось.

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы.
После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось, казалось, произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрыла всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала. После всего, что открыла читателям эта книга-документальное свидетельство, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв “строительства коммунизма” в России за годы советской власти, - уже, кажется, ничего не удивительно и не страшно!
Краткое жизнеописание Александра Исаевича Солженицына: дата рождения - декабрь 1918 года, место рождения - город Кисловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает на заочное отделение в Московский институт философии и литературы. Не закончив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 год командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован за критику Сталина и осужден на восемь лет (находился на так называемых общих работах в политическом Особлаге). Затем был переведен в Казахстан “навечно”, однако после последовавшей в феврале 1957 года реабилитации работал школьным учителем в Рязани. После опубликования в 1962 году “Одного дня Ивана Денисовича” был принят в Союз писателей, из которого через семь лет был исключен. В 1970 году удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома “Архипелага ГУЛАГ” насильственно выдворен из СССР. До 1976 года жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.
Таков нелегкий жизненный путь писателя. Сегодня можно с уверенностью сказать, что его творчество вернулось на Родину.
Еще в преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений с подзаголовком “Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые”. К 1988 году вышли в свет уже восемнадцать томов.
Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма - “полифоническая с точными приметами времени и места действия”, из пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле является лишь “В круге первом”, ибо “Архипелаг ГУЛАГ” согласно подзаголовку - “опыт художественного исследования”, эпопея “Красное колесо” - “повествование в отмеренных сроках”, “Раковый корпус” - по авторской воле, “повесть”, а “Один день Ивана Денисовича” - рассказ.
Роман “В круге первом” писался тринадцать лет и имеет семь редакций. Сюжет его состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на “шарашку” - в научно-исследовательское учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознавания голосов.
Смысл названия романа разъяснен зэком: “Шарашка - высший, лучший, первый круг ада”.
Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: “Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех...”
“Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. “Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем”, - вспоминал Александр Исаевич.
В повести “Раковый корпус” Солженицын выдвинул свою версию “возбуждения рака”: сталинизма, красного террора, репрессий.
Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.
“Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью”, - писал А. И. Солженицын.
Я считаю, что писатели и художники своими произведениями помогают людям победить ложь. Таково и все творчество Солженицына, выдающегося писателя наших дней и великого человека.

    Наш спор – не церковный о возрасте книг, Наш спор – не духовный о пользе веры, Наш спор – о свободе, о праве дышать, О воле Господней вязать и решать. В. Шаламов «Лагерная» тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие...

    Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. После издания "Архипелага ГУЛАГа" (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой...

    Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательства невозможности существования в ней человека. Всё творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «...Насилие (над человеком)...

    В СССР в сталинский период под негласным запретом нахо­дились книги Ф. М. Достоевского, не переиздавался и стал прак­тически библиографической редкостью «Толковый словарь жи­вого великорусского языка» В. И. Даля. Когда Солженицын находился в спецтюрьме...

Имя Александра Исаевича Солженицына, долгое время бывшее под запретом, теперь по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.

Творчество Солженицына притягивает читателя правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.

"Архипелаг ГУЛАГ" был издан в 1989 году. После этого события ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Книга Солженицына раскрывала сущность тоталитарного сталинского государства. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала.

"Архипелаг ГУЛАГ" - это и документальное свидетельство, и художественное произведение. Здесь запечатлен чудовищный, фантастический мартиролог жертв "строительства коммунизма" в России за годы советской власти.

Александр Исаевич родился в декабре 1918 года в г. Кисловодске. Отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын оканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает заочником в московский институт философии и литературы. Не окончив последних двух курсов, уходит на войну. С 1942 по 1945-й годы командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован из-за подслеженной в переписке критики Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год провел на следствии и в пересылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных - на общих работах в политическом Особлаге.

Затем А. И. Солженицын жил в Казахстане в ссылке "навечно", однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После появления в 1962 г. повести "Один день Ивана Денисовича" был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден отдавать в "Самиздат" или печатать в зарубежье. В 1969-м Солженицын был исключен из Союза писателей, в 70-м удостоен Нобелевской премии по литературе.

В 1974 году в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" Александр Исаевич был насильственно изгнан на Запад. Его посадили в самолет и переправили в Германию. До 1976 г. Солженицын жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.

В преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений, к 1988 г. вышли в свет уже 18 томов. Сам писатель и утверждает, что наиболее влекущая его в литературе форма- "полифоническая с точными приметами времени и места действия". Романом в полном смысле является "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ" согласно подзаголовку - это "опыт художественного исследования", эпопея "Красное колесо" - "повествование в отмеренных сроках". "Раковый корпус" - по авторской воле, "повесть", а "Один день Ивана Денисовича" - даже "рассказ".

В течение 13 лет писатель работал над романом "В круге первом". Сюжет состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор, доставляют на "шарашку" - научно-исследовательское учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознавания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: "Шарашка - высший, лучший, первый круг ада". Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: "Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех..."

"Один день Ивана Денисовича" задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. "Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем". В повести "Раковый корпус" Солженицын выдвинул свою версию "возбуждения рака": сталинизма, красного террора, репрессий.

"Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, - писал А. И. Солженицын. - А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня".

Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! Солженицын и был таким писателем который победил ложь.

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы.
После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось, казалось, произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрыла всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала. После всего, что открыла читателям эта книга-документальное свидетельство, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв “строительства коммунизма” в России за годы советской власти, - уже, кажется, ничего не удивительно и не страшно!
Краткое жизнеописание Александра Исаевича Солженицына: дата рождения - декабрь 1918 года, место рождения - город Кисловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает на заочное отделение в Московский институт философии и литературы. Не закончив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 год командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован за критику Сталина и осужден на восемь лет (находился на так называемых общих работах в политическом Особлаге). Затем был переведен в Казахстан “навечно”, однако после последовавшей в феврале 1957 года реабилитации работал школьным учителем в Рязани. После опубликования в 1962 году “Одного дня Ивана Денисовича” был принят в Союз писателей, из которого через семь лет был исключен. В 1970 году удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома “Архипелага ГУЛАГ” насильственно выдворен из СССР. До 1976 года жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.
Таков нелегкий жизненный путь писателя. Сегодня можно с уверенностью сказать, что его творчество вернулось на Родину.
Еще в преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений с подзаголовком “Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые”. К 1988 году вышли в свет уже восемнадцать томов.
Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма - “полифоническая с точными приметами времени и места действия”, из пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле является лишь “В круге первом”, ибо “Архипелаг ГУЛАГ” согласно подзаголовку - “опыт художественного исследования”, эпопея “Красное колесо” - “повествование в отмеренных сроках”, “Раковый корпус” - по авторской воле, “повесть”, а “Один день Ивана Денисовича” - рассказ.
Роман “В круге первом” писался тринадцать лет и имеет семь редакций. Сюжет его состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на “шарашку” - в научно-исследовательское учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознавания голосов.
Смысл названия романа разъяснен зэком: “Шарашка - высший, лучший, первый круг ада”.
Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: “Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех...”
“Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. “Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем”, - вспоминал Александр Исаевич.
В повести “Раковый корпус” Солженицын выдвинул свою версию “возбуждения рака”: сталинизма, красного террора, репрессий.
Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.
“Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью”, - писал А. И. Солженицын.
Я считаю, что писатели и художники своими произведениями помогают людям победить ложь. Таково и все творчество Солженицына, выдающегося писателя наших дней и великого человека.

Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына

С. Залыгин


Александр Исаевич Солженицын-

человек, мыслитель, писатель

Он сформулировал свое жизненное кредо сам: «Смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души ».

Он чувствовал свою неразрывную связь с народом, был требователен к себе как к художник, всегда боролся с насилием, злом и несправедливостью: «…писатель может многое в своем народе- и должен. Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель- не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом»


Корни

Город Кисловодск

Ставропольского края.

в котором прошли

первые 6 лет жизни.

Город Ростов-на-Дону.

Дом, в котором жил

школьник Саня Солженицын

Родители писателя: Исаакий Семенович и Таисия Захаровна Солженицыны


Студенческие годы Ростовский государственный университет

Лучшие друзья: Кирилл Симонян и

Лида Ежерец


Война

Курсант артиллерийского

училища

Командир батальона

капитан Солженицын


Деревня Мальцево Владимирской области

Матрена Васильевна Захарова у своего дома. 1956 год


1970 год. Нобелевская премия: Неслыханная травля

1974 год. Кампания против Солженицына в советской прессе

Лауреат Нобелевской премии


1965-1973 «Архипелаг ГУЛаг»: « Опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР

Наталья Светлова – жена, друг, незаменимый помощник

1970 г.


Великий русский писатель

Книги, перевернувшие общественное сознание


Солженицын вернулся

Встреча писателя.

Хабаровск и Новосибирск.


Снова в Москве

1994 год


Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе - и победил. Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича.

В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир -

не стало великого нравственника, справедливца, таланта.

Валентин Распутин


Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».


«Матренин двор»

Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая”.

А. И. Солженицын


После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.


«Матренин двор»

ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕПОРТРЕТ ГЕРОИНИ? КАКИЕ ДЕТАЛИ ВЫДЕЛЯЕТ АВТОР?

Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».


«Матренин двор»

КАКИМ МЫ ВИДИМ БЫТ МАТРЕНЫ?

Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».


«Матренин двор»

КАКОВО ПРОШЛОЕ ГЕРОИНИ?

Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.


Один день из жизни Матрёны Васильевны

Лишь бы не запоздниться

(вставать в четыре-пять утра)

Кланяясь лесным кустам,

возвращаться домой

просветлённой,

с доброй улыбкой

Тихо, вежливо,

стараясь не шуметь

хлопотать утром по дому

Смысл повседневного

существования

Запасаться на зиму

топливом,

постоянно рискуя

попасть под суд

Бескорыстно помогать всем

(родственникам, соседям, колхозу)

Кормить козьих пастухов,

выкладываясь перед другими хозяйками

и вгоняя себя в большой расход


«Матренин двор»

КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К МАТРЕНЕ ОКРУЖАЮЩИХ?

Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор-повествователь и те, кто пользуется Матреной, её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.


«Матренин двор»

Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».


Выводы

Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.




Вверх