Топ самых больших кладбищ. Самые удивительные и красивые кладбища мира. Арлингтонское Национальное кладбище

Разнообразие кладбищ в Европе способно поразить любопытного туриста: от старинных маленьких погостов до масштабных некрополей, раскинувшихся на сотни гектаров. Самые большие кладбища Европы– это общегородские кладбища, основанные в XIX-XX веке для погребения населения разрастающихся городов. В нашей подборке вы узнаете о пяти самых больших кладбищах из пяти разных стран:

Расположенное рядом с городом Шецин на западе Польши, Центральное кладбище имеет площадь 167 гектаров, и обеспечивает последний приют больше чем 300 тысячам человек. Кладбище было основано в 1901 году, когда город ещё назывался Штеттин и входил в состав Германии. Городское руководство хотело создать новое, современное и удобное место для похорон, взяв за модель Ольсдорфское кладбища в Гамбурге.

После Второй мировой войны Шецин вошёл в состав Польши, и кладбище переименовали из Главного кладбища Штеттина в просто Центральное Кладбище. Кроме того, за время войны была уничтожена центральная часовня, построенная в 1930 годах в новой части кладбища, и коммунистическое руководство не стало её восстанавливать. Зато первоначальный храм уцелел, правда, в 80-е годы он чуть не погиб при пожаре. После долгой реставрации ему вернули его прежний вид. Главная достопримечательность Центрального Кладбища – монумент Братьям по Оружию, построенный в 1967-ом, и выглядящий, как два крыла знаменитых польских гусар, поднимающихся над могилами.

Кладбище Бруквуд, также известное как Лондонский Некрополь, занимает площадь в 202 гектара, на которых захоронено 235 тысяч человек. Это кладбище – дитя индустриальной революции. Его основали в 1845-ом году, когда столица Британской империи – крупнейший город в мире на тот момент – столкнулась с необходимостью радикально реформировать систему похорон. К Бруквуду даже проложили специальную железнодорожную ветку. В последующие десятилетия руководство кладбища долгие годы пыталось монополизировать вообще все похороны в городе, но так и не добилось своей цели.

Бруквуд еще больше разросся во второй половине XIX века, когда Лондон активно перестраивали. Власти города уничтожали небольшие церковные захоронения и вывозили оттуда мертвецов на новое место. В 1878 году в Бруквуде был построен первый в Великобритании крематорий, хотя популярность такой способ похорон завоевал только в XX веке. На кладбище можно найти захоронения представителей множества религий, включая даже отдельные участки, выделенные для зороастрийцев и мусульман-исмаилитов.

Название этого кладбища отсылает не к географическому расположению, а к его символической важности. Занимающее около 240 акров и служащее местом последнего упокоения для трех миллионов человек, Венское Центральное Кладбище считается одним из крупнейших в мире. Оно также может считаться одним из крупнейших памятников погибшей Австро-Венгерской Империи.

Сама идея создать столь громадное кладбище возникла к середине 19 века, когда Вена была центром огромного и мононационального государства. Никому тогда и не пришло бы в голову, будто империя может развалиться менее, чем через столетие, поэтому под новое кладбище выделили громадную территорию. Официальное открытие состоялось в 1874-ом году, причём не без скандала: часть австрийских консерваторов выступало против многоконфессионального характера нового кладбища, призванного отразить единство Империи.

Впрочем, после открытия возникла новая проблема – громадное расстояние от кладбища до самого города делала похороны там слишком сложными, и большинство горожан выбирало места поближе. Чтобы как-то привлечь внимание к своему проекту, власти решили сделать кладбище «музыкальным». Туда перевезли останки множества композиторов, умерших в столице Австрии: Бетховена, Шуберта, Брамса, Сальери, Штрауса и других. Там же находится кенотаф Моцарта – точное место его захоронения так и осталось неизвестным. В результате с годами кладбище обрело популярность, и даже стало частью городского фольклора. Традиционно, к нему шёл трамвай за номером 71, из-за чего «поехать на 71-ом трамвае» стало у венцов эвфемизмом для смерти.

Крупнейшее кладбище-парк в мире находится в городе Гамбурге. Его площадь составляет 391 га, на которых похоронено около полутора миллионов человек. Оно широко известно как одна из достопримечательностей Гамбурга, где любят гулять не только туристы, но и местные. Оно очень плотно засажено деревьями и декоративными кустами, отчего по многим фотографиям создается впечатление, что это не кладбище, а сквер. На кладбище находится мемориал бойцам Гамбургского Сопротивления – 55 антифашистам, казнённым гитлеровским режимом за годы диктатуры. Также на Ольсдорфском кладбище, как и на многих других крупных немецких захоронениях, располагается мемориал жертвам нацизма.

История Ольдорсфского кладбище достаточно прозаична: в 1877 его разбили в стремительно растущем Гамбурге как место захоронения, открытое представителям всех конфессий и социальных групп. За последующие годы на кладбище оказалось похоронено до 40% умерших в Гамбурге. А так как население города перевалило за миллион ещё в 1920 годах, то нет ничего удивительного, что к настоящему моменту кладбище приобрело такие впечатляющие размеры.

Северное кладбище – рекордсмен по занимаемой площади. По его территории в 400 гектаров ходит специальный автобус. Правда, по количеству захоронений Ростовское захоронение все же уступает крупнейшим европейским: на 2019 год на нем похоронено около 500 тысяч человек. Это связано, в первую очередь, со сравнительной молодостью Северного Кладбища, основанного только в 1972-ом году. Впрочем, по словам администрации, количество похорон иногда доходит до 50 человек в день, так что в ближайшие десятилетия Ростовское кладбище будет стремительно расти.

По причине молодости на кладбище похоронено не так много известных людей, хотя какое-то количество советских военных и учёных нашли там последний покой. В 90-е годы Северное кладбище стало популярным последним пристанищем для авторитетных бизнесменов, скончавшихся в ходе многочисленных переделов собственности на Юге России.

Возможно, вам будет интересно:


Кладбища автомобилей, поездов, байков и самолётов зачастую представляют собой жуткое зрелище. А Многие из крупнейших кладбищ транспортных средств могут похвастаться и достаточно интересной историей.

Кладбище поездов в Боливии


Высоко в Андах, на юго-западе Боливии, находится Салар-де-Уюни - крупнейшее в мире высохшее соленое озеро. В 1888 году, когда местная горнодобывающая промышленность процветала, в это район были приглашены британские инженеры, чтобы построить железнодорожную сеть, которая простиралась до Тихого океана.


Несмотря на постоянный саботаж со стороны местных коренных народов аймара, которые расценивали железную дорогу как угрозу для своего образа жизни, строительство железнодорожной линии было завершено в 1892 году. Но к 1940-м годам экономика, ориентированная на добычу рухнула, поскольку месторождения полезных ископаемых исчерпались.


Когда железную дорогу перестали использовать, многие из паровозов были просто остались на соляной равнине. Даже сегодня, это выглядит необычно: вереницы ржавеющих паровозов, многие из которых были выпущены в Великобритании, стоят посреди пустыни. Поскольку это кладбище не ограждено, металлические компоненты большинства поездов были разворованы местными жителями. Есть планы превратить кладбище в музей.

Лесное кладбище автомобилей Шатильон


В лесах вокруг небольшого бельгийского городка Шатильон до недавнего времени находились сразу четырех автомобильные кладбища, на которых медленно ржавело и прорастало мхом более 500 автомобилей. Существуют некоторые разногласия по поводу происхождения этих авто.


Наиболее часто рассказывают историю о том, что кладбища появились в конце Второй мировой войны, когда американские солдаты не могли позволить себе отправить своих автомобили домой через океан. Они просто оставляли их в лесу, а со временем свалку пополняли местные жители.


Другая версия - большинство машин, попавших на свалку, были произведены в 1950-х и 60-х годах, и многие из них представляли из себя коллекционные экземпляры. Благодаря этому, большое количество авто были растащены на запчасти, либо спасены коллекционерами или охотниками за сувенирами. Последнее из автокладбищ под Шатильон было расчищено в 2010 «зелёными».

Свалка автомобилей на алмазных шахтах в Ораньемунде


Ораньемунде в Намибии - небольшой городок, который полностью принадлежит Namdeb - совместному госпредприятию Намибии и алмазной корпорации "Де Бирс". В районе городка, который расположен недалеко от устья реки Оранжевой, есть огромные залежи алмазов, и, собственно, весь город был построен для проживания горняков. В эту область практически невозможно попасть, периметр патрулируют вооруженные охранники. Любое несанкционированное владение алмазами грозит тюремным сроком до 15 лет.


Но известен Ораньемунде и как место расположения одной из крупнейших в мире автосвалок. После того, как автомобиль въезжал в город, он больше никогда его не покидал. По-видимому, так было сделано, чтобы предотвратить незаконный вывоз алмазов. Некоторые из ржавеющих машин еще 1920 года постройки. На кладбище даже пылятся танки Второй мировой войны, ранее применявшиеся для выравнивания песчаных дюн.

Кладбище кораблей Нуадибу



Стотысячный город Нуадибу является вторым по величине городом в Мавритании - одной из беднейших стран в мире. Порт, расположенный в огромном заливе, предлагает отличную защиту для судов, приплывающих в страну через Атлантику. Также Нуадибу - это одни из лучших рыболовных угодий в мире.


В 1980 году местные жители начали отказываться от устаревших и ненужных судов, затапливая их в мелких водах залива. Вскоре со всего мира в Нуадибу стали приходить корабли, чтобы остаться здесь навсегда. Местные власти брали взятки и закрывали на это глаза, а теперь на мелководье ржавеет огромное разнообразие кораблей – от рыболовных траулеров до военно-морских крейсеров. Один из крупнейших судов на кладбище в Нуадибу - United Malika, которое в 2003 году село на мель с полными трюмами рыбы. С тех пор его так и не сняли с мели.


Несмотря на меры по предотвращению дальнейшего захоронения, число брошенных судов продолжает расти, хотя и более медленными темпами, чем раньше. Правительство еще в 2001 году анонсировало план по использованию кораблей для формирования искусственного рифа в более глубоких водах, но с тех пор мало что было сделано.



В бухте Незаметная, расположенной за Полярным кругом на дальнем севере России, находится советское подводное кладбище.


Начиная с 1970-х годов, старые военные подводные лодки, многие из них были атомными, просто оставляли в бухте на изолированном Кольском полуострове. Советские верфи были, очевидно, слишком заняты выполнением заказов на постройку новых подводных лодок, чтобы заботиться об утилизации старых.


Доступ в зону запрещен без разрешения, поэтому информация о кладбище остается довольно ограниченной. Известно, что некоторые из этих субмарин были, наконец, отправлены на утилизацию в 1990-х из-за опасений по поводу загрязнения воды. Но изображения Google Earth указывают на то, что, по крайней мере, семь подлодок все еще покоится в бухте.



В 1955 году вновь национализированные британские железные дороги объявили о планах по обновлению устаревшего транспортного состава. Замене подлежали 650 000 вагонов и 16 000 паровозов. Из-за большого количества подвижного состава, который пустили на лом, склады Британских железных дорог не были в состоянии справиться самостоятельно, и многие из поездов были проданы частным свалкам. Среди подобных свалок была и свалка братьев Вудхэм в Барри (Южный Уэльс).


Сначала паровозы разбирали вскоре после прибытия, но к осени 1965 владелец Дай Вудхэм решил сосредоточиться на более легкой работе по разборке вагонов, которые поступали просто сотнями. В итоге ржавеющие паровозы выкатили на задний двор на открытое место, где они быстро стали популярными среди туристов в Барри. Энтузиасты паровозов вскоре поняли, что "Братья Вудхэм" предложили шанс получить редкие локомотивы для сохранившихся старых ж/д линий, которые начали вновь открываться по всей стране. Многие из моделей, которые стояли во дворе Дая, было невозможно увидеть в другом месте.


В сентябре 1968 года, первый паровоз был вывезен со свалки для реконструкции. В конце концов было спасено 213 паровозов. Сегодня многие из паровозов со свалки можно найти в полностью рабочем состоянии на сохранившихся линиях на окраинах Великобритании.

Кладбище мотоциклов в северной части штата Нью-Йорк



Рядом с каналом Эри, в Локпорте (Нью-Йорк) находится склад, который стал легендой в сообществе байкеров. Склад когда-то принадлежал человеку по имени Коль, владельку компаний-дилеров по продаже байков. Покупая дешевые японские мотоциклы и акции прекративших существование дилеров, он накопил огромное количество раритетных транспортных средств.


Для своей коллекции он даже приобрёл здание, но не смог реализовать свою идею. Фотографии кладбища впервые появились в апреле 2010 года на Flickr, и фанаты ринулись на кладбище байков в попытке найти редкие мотоциклы и запасные части для них.

Авиабаза Фолкингхэм



Авиабаза Фолкингхэм в Линкольншире (Великобритания) появилась в 1940 году в качестве фиктивного аэродрома, которому предстояло отвести атаки Люфтваффе от настоящей авиабазы RAF Spitalgate в 10 км севернее. В 1943 году база была передана ВВС США для "нормального" использования. Отсюда направлялись транспортники Douglas C-47 для высадок в Италии и в Нормандии. В 1947 году базу закрыли, и команда Формулы-1 British Racing Motors использовала взлетно-посадочные полосы в качестве тестового трека. С 1959 по 1963 годы на базе Фолкингхэм были размещены американские термоядерные ракеты "Thor".


Сегодня Фолкингхэм принадлежат компании Nelson M. Green & Sons Ltd, которая использует старый аэродром для хранения транспортных средств, используемых в качестве источника запасных частей. На бывшем аэродроме пылятся старые бульдозеры Caterpillar, заправщики, краны, тракторы, а также бывшие военные грузовики и бронемашины выпуска времен второй мировой войны.

Свалка чернобыльского транспорта (Украина)



После аварии на Чернобыльской АЭС, в результате радиационного заражения пострадали не только люди и здания, но и огромное количество транспортных средств, используемых для тушения пожара и последующей зачистки. С начала трагедии, большинство автомобилей были свезены на огромные кладбища, самое крупное из которых находится в Рассохе. Однако, захоронены далеко не все машины. К примеру, пожарные машины, которые первыми приехали в зону бедствия, были захоронены глубоко под землей.


На поверхности остаются, например, пожарные вертолеты, которые первыми вступили в бой с радиацией. Местные жители неоднократно задерживались при попытке воровства металла с транспортных средств, несмотря на огромный риск. Украинская милиция даже арестовала несколько человек за попытку вывезти один из вертолетов Ми-8, который они намеревались использовать в качестве кафе.

Аризонское кладбище



Аризонское кладбище – огромная площадка посереди пустыни Аризона. Официально оно известно, как база ВВС "Дэвис-Монтан" и место расположения Аэрокосмической группы обслуживания и регенерации (AMARG). Это самое крупное в мире кладбище военных самолетов. Его площадь эквивалента площади1430 футбольных полей. Здесь нашли последний приют 4200 самолетов стоимость которых около $ 35 млрд.


Могильник самолетов разделен на четыре категории: от самолётов, которые находятся в прекрасном состоянии и ещё могут подняться в воздух, до тех, что имеют все шанcы стать музейными экспонатами. Arizona идеально подходит для подобного кладбища, поскольку ее сухой климат помогает предотвратить ржавление воздушных судов.

В продолжение темы – подготовленный ранее .

У большинства из нас при предложении посетить кладбище невольно возникают очень грустные картины, слегка портится настроение, а автор такой идеи представляется личностью довольно странной. Между тем, места скорби и печали также называют местом покоя и гармонии. Здесь тела находят последний приют, а души — успокоение. Причем не только мертвых.

Прогулка по некрополю может стать весьма умиротворяющей, не говоря о том, что многие кладбища порадуют эстетов изяществом и даже роскошью убранства. А самое удивительное — кладбища гораздо больше рассказывают о жизни, чем навевают мысли о смерти. Хотите убедиться?

1. Чимитирул Весел, Сепынца

В переводе с румынского название этого некрополя означает «веселое кладбище». Казалось бы, что тут веселого? А между тем, очень часто здесь можно услышать смех. И это никого не оскорбит: по древним румынским верованиям, переход в другой мир — это начало лучшей жизни, а значит грустить особо и не о чем.

Впрочем, если вы все же зайдете на кладбище, то быстро поймете причину веселья. На деревянных надгробиях, расписанных яркими цветами, в веселой и ироничной форме их автор, местный художник и скульптор Стан Йон Петраш, рассказал, чем жили и от чего умерли похороненные здесь люди. На многих крестах (а Петраш их создал более 700) есть небольшие стихотворные послания в довольно легкомысленной форме. К сожалению, все они написаны на румынском, но если взять с собой переводчика, то вам расскажут примерно такие истории:

«Здесь лежит моя теща. Если бы она прожила на год дольше, то здесь бы лежал я».

«Покойный был горьким пьяницей и забиякой. Постоянно досаждал соседям, пока не был задавлен машиной на радость всей деревне»…

Сам Петраш похоронен здесь же, надпись на его могиле гласит: «За всю свою жизнь я никому не причинил зла…», а работу по изготовлению ярких и веселых памятников продолжают его ученики.

2. Центральное кладбище Вены

Одно из крупнейших кладбищ Европы — Венское центральное кладбище. Оно находится в районе Зиммеринг и насчитывает около трех миллионов могил. Обойти их все пешком, согласитесь, нереально, а потому с 1971 года по кольцевой дороге, пересекающей большую часть кладбища, курсирует специальный автобус — для тех, у кого нет своего автомобиля. Единственный день в году, когда перемещение по кладбищу представляет трудности — день всех святых. В этот день не только не курсирует автобус, но и на собственном транспорте можно в пробку попасть.

Впрочем, кладбище знаменито отнюдь не своими размерами. Это один из самых «музыкальных» некрополей мира: здесь находятся надгробие Моцарта (всего лишь памятник, композитор был захоронен на кладбище Святого Марка в общей могиле), а также могилы Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Антонио Сальери, Франца Шуберта, Иоганна Штрауса-отца и Иоганна Штрауса-сына, а также многих других музыкальных деятелей.

3. Первое афинское кладбище

Любителям больших тенистых парков в Афинах пойти особо некуда — разве что в парк возле здания парламента или… на местное кладбище. Оно находится практически в центре греческой столицы и может с успехом заменить и парк, и музей. Во-первых, здесь множество деревьев, а во-вторых, многие памятники и склепы, выполненные известными греческими скульпторами, — настоящие шедевры.

Один из наиболее известных памятников — «Спящая девушка» работы Гианнулиса Халепаса (последняя работа автора перед тем, как его признали больным шизофренией), воплощение местных идей о том, что смерть — ни что иное как вечный сон. Стоит взглянуть и на огромный пантеон, украшенный мраморными фризами с античными сюжетами, на могиле Генриха Шлимана — археолога, ставшего знаменитым благодаря поискам легендарной Трои и раскопкам древних Микен.

4. Гран-Жас, Канны

А вот во Франции превращение старинного кладбища в парк — дело вполне обычное. Один из ярких примеров — Гран-Жас, первые захоронения на котором датируются 1866 годом.

Прославилось это кладбище благодаря своему необычному ландшафту — захоронения делались в виде террас на склоне холма, — а также изумительным скульптурным работам. Это одно из наиболее красивых кладбищ Франции. На его узеньких дорожках, вдоль которых растут эвкалиптовые деревья, очень приятно гулять, думая о вечном и суетном, любуясь прекрасными памятниками и вспоминая знаменитых людей, которые здесь похоронены.

Последний приют здесь нашли писатель Проспер Мериме, балерина Ольга Хохлова, бывшая возлюбленной Пабло Пикассо, ювелир Карл Фаберже, летчик Николай Попов…

5. Стальено, Генуя

Это кладбище по праву считается одним из красивейших в Европе: уникальные мраморные скульптуры для надгробий, которые здесь установлены, выполняли такие мастера, как Эдуардо Альфьери, Джулио Монтеверди и Леонардо Бистольфи.

Официально кладбище Стальено заложено 1 января 1851 года, но все еще не закрыто для захоронений. Среди известных людей, которые здесь похоронены, можно назвать: автора-исполнителя, поэта Фабрицио ди Андре; военного и политика Нино Биксио; политика, писателя и философа Джузеппе Маццини; а также супругу Оскара Уайльда Констанцию Ллойд.

6. Мирогой, Загреб

Проект этого кладбища в стиле неоренессанса с тенистыми аллеями и аркадами выполнил австрийский архитектор Герман Болле. А участок земли, на котором его построили, принадлежал хорватскому поэту, просветителю, лингвисту Людевиту Гаю. И особенностью этого кладбища стало то, что хоронят здесь представителей самых разных конфессий: католиков и протестантов, мусульман и иудеев, православных и мормонов, и атеисты тоже находят последний приют на здешних тенистых аллеях.

Здесь захоронены такие известные хорваты, как: политик Владимир Бакарич, актриса Эна Бегович, поэт и просветитель Стенко Враз, астроном Отон Кучера, диссидент Степан Джурекович, лауреат Нобелевской премии химик Владимир Прелог, первый президент Хорватии Франьо Туджман.

7. Чимитеро Монументале, Милан

Не самое большое (даже в Милане оно в этой категории на втором месте), это кладбище — живой музей истории, архитектуры и культуры Италии. Богатые итальянские семейства и при жизни, и, покинув этот мир, не перестают соревноваться в роскоши и оригинальности.

Склепы и скульптурные композиции для этого кладбища делали ярчайшие архитекторы и скульпторы последних полутора столетий. Вы найдете здесь и классические памятники, и шедевры абстракционизма, и семейные склепы, и монументальные гробницы.

Здесь похоронены композитор Джузеппе Верди, тенор Франко Корелли, дирижер Артуро Тосканини, автогонщики «Формулы-1» отец и сын Аскари, члены семьи виноделов Кампари (обязательно посмотрите скульптурную композицию «Тайная вечеря», установленную на их семейной усыпальнице) и многие другие выдающиеся итальянцы.

8. Хайгейтское кладбище, Лондон

Спроектировано оно было архитектором Стивеном Гири, открыто в 1839 году и быстро стало модным местом захоронения. Кстати, в некоторых частях кладбища захоронения ведутся и по сей день. В старейшую же его часть, где множество изумительной красоты викторианских надгробий и мавзолеев, можно попасть только в составе туристической группы, но оно того стоит.

Известно кладбище и могилами похороненных здесь людей (основоположник марксизма Карл Маркс; писатели Эллен Вуд, Дуглас Адамс, Джон Голсуорси, Анатолий Кузнецов; бывший сотрудник ФСБ, помощник Бориса Березовского Александр Литвиненко; физик Майкл Фарадей), и легендами. В частности, очень много историй связано с якобы обитавшими здесь вампирами.

9. Монжуик, Барселона

Кладбище Монжуик расположено на одноименном холме, откуда открывается прекрасный вид на море, который сам по себе достоин внимания. Но посетить его стоит совсем не ради вида.

Прежде всего, традиции захоронения в Испании сильно отличаются от привычных нам. Здесь усопших хоронят в бетонных нишах, которые образуют целые многоэтажные строения и издалека напоминают дома. Кроме того, спроектированное архитектором Леандром Альбареда кладбище Монжуик украшают многочисленные арки, террасы и мраморные статуи. И почти все постройки, склепы и монументы выполнены в готическом стиле.

Открытое в 1883 году, кладбище Монжуик действует и по сей день, здесь похоронено много известных в Каталонии людей. Знаменито оно и тем, что здесь Педро Альмодовар снимал финальные сцены фильма «Все о моей матери».

10. Пер Лашез, Париж

Ну и закончим самым знаменитым кладбищем Франции, непременным участником любых рейтингов, посвященных этой тематике.

Находится оно в 20-м муниципальном округе Парижа и официально называется Восточное кладбище.

Бедняцкий квартал, купеческий особняк, монастырь сменяли друг друга на этом месте, пока в начале XIX века здесь не обустроили кладбище. Поначалу не очень популярное из-за своего довольно отдаленного расположения, Пер Лашез тем не менее стало одним из самых значительных некрополей в мире.

Маршалы Мюрат, Ней и Даву, поэты и писатели Гийом Аполлинер, Оноре де Бельзак, Жан-Батист Мольер, Марсель Пруст, Гуртруда Стайн, Оскар Уайльд (одна из самых посещаемых могил, к слову), композиторы Жорж Бизе, Фредерик Шопен и Луиджи Керубини, художники Амадео Модильяни, Камиль Коро и Доминик Энгр, актрисы Сара Бернар и Анни Жирардо, балерина Айседора Дункан, изобретатель Этторе Бугатти (любители автомобилей хорошо знают это имя) и многие-многие-многие другие…

Как видите, посещение кладбища может быть связано не только с трагическим событием. В некрополях как нигде можно почувствовать душу народа — поэтичную, романтическую, веселую, у каждого — свою.

Самое большое в мире кладбище расположено в Ираке рядом с городом Эн-Наджаф. В основном на этом кладбище хоронят мусульман-шиитов, составляющих значительную часть иракского общества. Название кладбища «Wadi Al Salam» переводится как «Долина Покоя». Действительно, это место упокоения больше походит на огромную долину, очень плотно забитую могилами и памятниками.

На площади шести квадратных километров там уже погребено более пяти миллионов человек. Если просто разделить площадь кладбища на количество погребений, получится около 1,2 квадратных метра на человека. А ведь там еще есть дороги, проходы, ограды, постройки и крупные мавзолеи. Так что в среднем на могилу придется менее 1 квадратного метра. То есть захоронения делаются практически вплотную - бок о бок.



Кликабельно 15 000 рх, панорама


На этом мусульманском кладбище похоронены многие исламские пророки. Как и многие объекты в Ираке этот могильный комплекс был частично разрушен во время известных боевых действий.

На Вади Ус-Салаам находятся могилы как многих мыслителей, учёных и крупных политических деятелей, так и простых мусульман из многих стран - Ирака, Пакистана, Индии, Афганистана, Кувейта, Ливана. Многие шииты во чтобы то ни стало хотят после смерти оказаться здесь.

В июне 2010 года ЮНЕСКО приняло решение включить кладбище Вади Ус-Салаам близ священного для мусульман всего мира города Ан-Наджаф в фонд всемироного наследия. Для этого делегация ЮНЕСКО посетила Ирак, где в течение двух недель шло обсуждение этого вопроса.


Во время своего вторжения в Ирак в 2003 году, а также в ходе оккупации американская армия не стеснялась наносить ракетные удары как по живым, так и по мёртвым — самое большое в мире кладбище на себе ощутило стремление США подарить Ираку демократию.




Популярные за человека!

Новосормовское кладбище — это одно из самых больших кладбищ в Европе.

Какое кладбище самое большое?

Некоторое время назад в интернете появился мем, что в Нижнем Новгороде существует самое большое кладбище в Европе. Однако, это не так. Как минимум, Ново-Сормовский погост уступает в размерах Северному кладбищу в Ростове-на-Дону .

Тем не менее кладбище в Нижнем Новгороде является одним из крупнейших в России и в Европе и имеет площадь свыше 230 гектар площади.

История кладбища

В 70-е годы в городе стал остро стоять вопрос захоронений, так как мест на небольших городских кладбищах стало не хватать. Поэтому, в 1972 году городские власти выделили место под новое городское кладбище на окраине города в лесах Балахнинской низменности. С тех пор под кладбища выделялись новые земли, благо в окрестностях их было много. В 90-е и 2000-е годы места опять стало не хватать, поэтому были выделены земли под кладбища возле деревень Вязовка и Федяково, а также в Стригине.

Однако позже на Новосормовском кладбище были выделены вновь новые участки и по сей день оно продолжает расти в размерах. Местные жители в шутку называют кладбище «восьмым микрорайоном» так как оно находится сразу за 6-м и 7-м, а по размерам оно напоминает городской микрорайон.

В настоящее время в районе кладбища открыт крематорий и колумбарий.



Вверх