Тема дружбы базаров и аркадий. Cочинение «Тема дружбы в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" Базаров и Аркадий

Тема дружбы – одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен», — так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу. Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Аркадий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимымповедением. А Базаров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина? Базаров и Аркадий – совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом — естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой. Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, особенностях речи. Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью мировоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, — говорит Базаров Аркадию, — дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим». С Аркадием Базаров расходится в главном — в представлении о жизни, о назначении человека. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их — для Базарова романтизм. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Что же такое настоящая дружба? Этот вопрос волновал многих философов, психологов и писателей всегда, и И.С. Тургенев не стал исключением. Одна из главных тем в его романе «Отцы и дети» - дружба, дружеские отношения между Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым . Но после прочтения произведения до конца так и непонятно - друзья эти два персонажа или просто два человека, которых волей-неволей свела судьба. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно, во-первых, определить для себя, что же такое дружба.

Мне кажется, это, в первую очередь, взаимопонимание между людьми, готовность понять друг друга, помочь, но также немало важны интересы и увлечения этих самых людей. Но главное - дружба проверяется временем, настоящая дружба не ломается. И, возвращаясь назад, во-вторых - нам нужно проникнуть в головы обоих персонажей, понять, что же они значат друг для друга. Это уже более сложный вопрос, и с ним мы сейчас и будем разбираться.

Аркадий тянется к Базарову, потому что тот не похож на других. Базаров притягивает Аркадия своим мышлением, своим ярко выраженным нигилизмом. Он - яркая противоречивая личность, а к таким во всем времена тянулись. Аркадий испытывает к Евгению чувство восторга, считает его своим учителем, превозносит его и его идеи. А Евгений же считает Кирсанова маленьким мальчиком, романтиком; он относится к нему совершенно несерьёзно.

Настоящая страсть Базарова - естественные науки, Кирсанову же ближе музыка и поэзия. Их интересны, несмотря на, якобы, общее «увлечение» нигилизмом, не совпадают. Разлад в их отношения становится особо заметен в имении Кирсановых. Именно в родном доме, находясь меж двух огней (старшие Кирсановы, семья и друг-наставник Базаров), Аркадий начинает понимать, что, оказывается, убеждения друга ему не так уж и близки. Это понимание всё растёт и растёт с каждым днём, но апогеем всей ситуации можно считать разговор после встречи с Одинцовой.

Базаров сам отталкивает друга, заявляя:

«Ты нежная душа, размазня! Для нашей гордой бобыльской жизни ты не создан!».

Но разве есть что плохое в стремлениях Аркадия, в его желании завести семью жить провинциальной жизнью? Базаров отрицает всё, что ему не по нраву; этим он отталкивает даже тепло относящегося к нему Аркадия Кирсанова. Несовпадение интересов, разное мировоззрение становятся для дружбы Евгения и Аркадия огромным препятствием. И их дружба не выдерживает, рвётся; только вот Аркадий, в конце концов, обретает счастье в родительском доме, с Катей Одинцовой, а вот Базаров так и умирает в одиночестве, никого не полюбив за всю свою жизнь и ни с кем по-настоящему не подружившись. Его становится по-настоящему жалко в последних главах, где описывается его угасание в полном одиночестве - но разве можно жалеть человека, который сам обрёк себя на подобную кончину?

Дружбу Базарова и Кирсанова нельзя считать настоящей - её и дружбой-то назвать нельзя, на самом деле. Отношения между этими двумя носят характер привязанности - Кирсанов привязан к Базарову как ученик к любимому учителю, а тот, соответственно, к Кирсанову как к способному ученику. Но о чём-то большем в их случае, к сожалению, и говорить нельзя.


Дружба, как и любовь, – чувства вечные. Проходят годы, меняется жизнь, появляются новые интересы, рождаются новые идеи, но проблема отношений людей, связанных взаимным влечением и духовным родством, всегда будет волновать человечество. Кастор и Поллукс – так именем мифологических братьев-близнецов Василий Иванович Базаров называет своего сына Евгения и его друга Аркадия Кирсанова.

Идеалист и романтик, он любуется их силой и цветущей молодостью, даже не подозревая, каким испытаниям подвергается в этот момент их дружба.

Что же связывает Базарова и Кирсанова, что вообще является основой дружбы между людьми? Можно предположить, что, во-первых, это интерес к личности другого человека; во-вторых, искренность и честность в отношениях. На первых страницах романа Базаров представляется читателям более интересным, чем Аркадий. Он подавляет своего друга силой характера, необычностью мировоззрения. Можно вспомнить, что Одинцова – несостоявшаяся любовь Базарова и первое увлечение Кирсанова – признается, что сначала Аркадий показался ей незначительным.

Но вот автор изображает героев в различных жизненных ситуациях, и мы видим в Аркадии такие черты характера, которые не могут не вызывать сочувствия и расположение к нему. Аркадий обожает своего «доброго приятеля», почти благоговеет перед ним. Он просит отца с вниманием отнестись к другу, про которого так много рассказывал в своих письмах:« Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой».

Аркадий – преданный единомышленник Базарова, его прилежный ученик. В споре между «отцами и детьми» он принимает сторону друга. Вслед за Базаровым он повторяет все его изречения, хотя они звучат очень неестественно для искреннего в проявлении чувств молодого человека, любящего природу, музыку, искусство.

Они много спорят, но в спорах всегда правым оказывается Базаров, и Аркадий уступает ему. Так, он решает «просветить» своего отца, когда заменяет ему томик Пушкина научной монографией. Тем не менее в некоторых случаях Аркадий категорически не согласен с другом: к примеру, насмешка Базарова над его отцом, играющим в деревне на виолончели, не вызывает в нем сочувствия. Кирсанов пытается убедить Базарова, что к людям, в частности к его дяде Павлу Петровичу, надо относиться справедливо, нужно понимать их жизнь, а не просто осуждать. Даже к родителям Базарова он проявляет больше внимания и чуткости, чем сам Евгений, которому не хочется вникать в их чувства и переживания. Аркадий восторженно отзывается о Базарове, когда отец спрашивает его о Евгении: «Ваш сын - один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался».

Но с определенного момента их отношений Аркадий начинает понимать «всю бездонную пропасть базаровского самолюбия». Он размышляет о том, кем он является для своего друга: Мы, стало быть, с тобой боги? то есть - ты бог, а олух уж не я ли?»

Таким образом, Базаров при всем своем уме, неповторимости, яркости личности часто вызывает недоумение окружающих своими поступками и речами. Но прежде всего удивляет ограниченность его интересов определенными профессиональными рамками и полное равнодушие ко всему остальному, то есть к самой жизни, к её бесконечному разнообразию и красоте. Да, в чем-то Базаров прав и в чём-то действительно велик (куда до него «либеральному баричу» Кирсанову), но есть то, в чём Аркадий превосходит его.

Считается общепринятым, что Базаров терпит поражение как в дружбе, так и в любви, отталкивая от себя своего преданного друга. Но так ли это? Дружеские связи возникают между людьми тогда, когда пересекаются их интересы, влечения, занятия. Базаров и Кирсанов познакомились в университете и сблизились на почве нигилизма и рассуждений о полезности вещей, людей, отношений, но потом их взгляды разошлись. Аркадий по-прежнему желал посвятить себя поиску истины, но уже не там, где прежде. И Базаров говорит ему: «Мы прощаемся навсегда … для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан».

Жизненные пути героев разошлись, но разве напрасной была их дружба? Вот Аркадий упрекает Базарова в отсутствии душевных слов, на что Базаров отвечает: «Есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм». Так искренность и юношеская пылкость Аркадия повлияла на его друга, сдержанного в проявлении своих чувств.

И хотя Аркадий, увлеченный любовью, быстро забывает своего наставника, влияние Базарова на его отношение к жизни тоже не проходит бесследно. В эпилоге Тургенев показывает своего героя увлеченным хозяйством, счастливым в семейной жизни и любви. Но Аркадий и Катя понимают, что их рано ушедший друг много значил для них и поднимают тост: «В память Базарова…»

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

В романе «Отцы и дети», опубликованном в 1862 году, И.С.Тургенев раскрыл образ нового героя русской жизни. Базаров – нигилист, революционер-демократ. Это сильная личность, способная оказывать влияние на других людей. Базаров уверен в себе, наделен природным умом, образован. В романе он показан в сопровождении более молодого, наивного и простодушного друга – Аркадия Кирсанова.
Молодые люди вместе учились: прослушали курс лекций в университете. После учебы они вдвоем по очереди навещают своих родных, переезжают из одного места в другое. Анализ взаимоотношений двух героев позволяет понять их характеры, силу убеждений и силу дружеской привязанности.
Базаров в этой паре – лидер. К Аркадию он относится снисходительно, покровительственно. Кирсанов же называл своего друга наставником; он «благоговел перед своим учителем», считал Базарова «одним из самых замечательных людей». Несформировавшаяся еще натура Аркадия всецело находится под влиянием Базарова, который хотя и бывает с ним откровенен, однако же держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает. О своем друге он рассказывает Одинцовой «так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно посмотрела».
В спорах с Базаровым Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Впрочем, это его нимало не смущает, поскольку он видит в Базарове человека, которого «ждет великая будущность».
Аркадий любит много и красиво говорить. Базаров же сдержан, хотя именно своему ученику он многое в самом себе пытается объяснить. Поэтому молодой Кирсанов умело формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам он придерживается тех же принципов. «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он – лишь эхо Базарова. Последний же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает понять Аркадию, что тот в своих суждениях не поднимается выше «противоположных общих мест», и считает, что «красивые» речи Аркадия просто «неприличны».
Отношение друзей к Павлу Петровичу Кирсанову и к Одинцовой сначала дало в их дружбе трещину, а затем и вовсе привело к разрыву. Беспощадные схватки демократа Базарова и консерватора либерального толка Кирсанова огорчали Аркадия, были ему неприятны, он пытался смягчить конфликт между дядей и другом. Так, он характеризует дядю, которого сразу же начал презирать Базаров: «… У него сердце предоброе. И он далеко не глуп».
Постепенно молодой человек понимает, что не может, как Базаров ненавидеть людей, а тем более своих близких. В нем сильно родственное начало. Убеждения у Аркадия по сути те же, что и у Павла Петровича. Нигилизм для него – модное увлечение. К тому же Базаров трудолюбив, а Аркадий, как и дядя, - сибарит. В имении отца он ведет праздный образ жизни. Базаров почти перестает с ним общаться, а в редкие минуты откровения Базаров не церемонится с другом, не щадит его самолюбия. Он прямо говорит приятелю: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься…»
Во время дуэли Павла Петровича с Базаровым Аркадий находился в имении у Одинцовой. Но когда он узнал об этом, то «даже опечалился… принужденно улыбнулся, а на сердце ему и жутко сделалось, и как-то стыдно». Аркадий сильно переживал, что из-за его приятеля, к которому он уже начинает испытывать почти враждебное чувство и досаду, чуть не погиб его дядя.
У Базарова к другу тоже усиливается неприязнь. Он не скрывает иронического отношения к Аркадию, когда тот влюбился в Одинцову. Оба молодых человека проходят испытание на прочность дружеских связей через любовь к Анне Сергеевне. Сначала Евгений отрицал любовь, считал это чувство «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Впоследствии им овладело сильное чувство. Базаров полюбил Одинцову Анну Сергеевну по-настоящему, глубоко, страстно. А Аркадий убедил себя в том, что влюблен в Анну Сергеевну. Его чувства к ней поверхностные, не такие, как у друга. Тем не менее Аркадий желает освободиться от деспотизма Базарова, сбегает от него в Никольское. Он хотел испытать свои силы в одиночку, принять хоть одно самостоятельное решение, без покровительства Евгения. Однако одна зависимость у Аркадия тотчас сменяется другой. Он быстро осознал, что ему хорошо и легко с сестрой Одинцовой. Теперь в жизни им руководить стала Катя.
При расставании с Базаровым Аркадий забывает все его желчные, а порой и враждебные выходки. Он бросился к нему на шею «и слезы так и брызнули у него из глаз». Но уже вечером того же дня Аркадий совершенно забыл о своем наставнике. Никакого следа и даже воспоминания о себе в жизни Аркадия Базаров не оставил. После женитьбы на Кате и рождения сына Аркадий «сделался рьяным хозяином».
Базаров перед смертью даже не желает видеть Аркадия. Он дает ему уничижительную характеристику: «… птенец этот! Он теперь в галки попал». Галка для Базарова – символ уюта, покоя, семейного счастья. Этот удел не для него.
В жизни главного героя не было истинной дружбы. Отношения с Аркадием очень быстро исчерпали себя. Судьба Базарова трагична. Это «лишний человек». Поэтому у него нет настоящих друзей-единомышленников. Тургенев считал, что время Базарова еще не пришло. Главный герой, наделенный более сильным характером, оказывается в России без дела в соответствии со своей ролью «лишнего человека», а Аркадий находит свое место в жизни

    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

    Базаров узнаёт о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит её на балу у главу администрации области, куда приехал сообща с Аркадием. «Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа»....

Дружба, которая прекратилась,
никогда, собственно и не
начиналась

Пубилий Сир

Тот, кто лишен
искренних
друзей, поистине одинок
Бэкон

Что такое настоящая дружба? Я считаю, что это духовная близость людей, взаимопонимание, готовность понять другого человека, помочь ему в трудной ситуации. Если между друзьями нет взаимопонимания, то не может быть и настоящей дружбы. Об этом пишет И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети».
Его главный герой – Евгений Базаров. Он человек нового времени, «нигилист». Базаров увлекается изучением естественных наук, так как готовится стать врачом, мечтает о преобразованиях в России, об улучшении жизни крестьянства. Аркадий Кирсанов тянется к Базарову именно потому, что он не похож на других, увлечен новыми идеями, поэтому Кирсанов старается быть походим на своего друга. Но для Базарова Аркадий – молоденький мальчик, романтик. Он живет лишь мечтами, но не может действовать.
В начале повести есть эпизод, когда друзья проезжают по имению Кирсановых: «Места, по которым они проезжали, не могли показаться живописными… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами». Аркадий понимает, что преобразования, перемены необходимы. Но с чего же их начать? Однако, разомлев на весеннем солнышке, Кирсанов просто рад встрече с отцом. Он уже не думает о переменах. И это говорит о том, что не настолько глубоки были его убеждения.
Аркадий и Евгений были воспитаны в разных условий. Кирсанов вырос в богатом помещичьем доме своего отца, с детства был окружен родительской заботой и лаской. Жизнь в деревне текла сонно и неторопливо. Николай Петрович, его отец, жил как другие помещики, «изредка ездил на охоту и занимался хозяйством». Для него семья – высший идеал. Николай Петрович любит жену, музыку, поэзию. Однако его имение запущено, бездеятельность и леность - национальная черта русского народа. После смерти жены сын остался для него единственным утешением. Отец гордится тем, что Аркадий учится в Петербурге, и очень тепло принимает его и Базарова у себя в имении.
Родители Евгения живут более скромно, в небольшом деревенском домике, покрытом соломенной крышей. Его семья ближе к простому народу: отец – бывший военный, мать – «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Они живут по старинке, привыкли к труду. И Евгений в споре с Павлом Петровичем гордо заявляет: «Мой дед землю пахал». Евгений с детства привык работать, и даже на отдыхе в имении Кирсановых «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Он проводит опыты на лягушках, лечит простых людей. Аркадий стремится помочь другу, но я думаю, что естественные науки – не его страсть. Ему ближе природа, музыка, поэзия. И все же Кирсанов тянется к Базарову как к человеку, недаром он с таким пафосом произносит слово «нигилист». В доме Кирсановых Базаров чужой, старики не разделяют его убеждений, у них есть свои «принципы».
Им странно, что Базаров отрицает искусство, поэзию, религию, любовь. И Аркадию тяжело понять убеждения друга, хотя он и поддерживает его.
Кирсанов младший находит свое счастье в любви к Кате Одинцовой, потому что у этих героев много общего. Аркадий восхищается Катиной игрой на фортепиано, он читает вместе с ней стихи, любуется природой. Для Аркадия важно семейное счастье: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. Он не создан для борьбы, для него ближе жизнь провинциального помещика.
Базаров, несмотря на свой нигилизм, тоже влюбляется в сестру Кати – Анну Одинцову. У них тоже много общего, однако Анна отвергает его чувства. Базаров был ей интересен лишь как друг, она привыкла к роскоши и достатку, а он сын бедных дворян, поэтому вряд ли может обеспечить ей достойную жизнь.
И мы видим, как постепенно Базаров и Аркадий все больше отдаляются друг от друга, потому что у них нет общих интересов. Причем Евгений сам отталкивает друга: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!...Ты робеешь, мало на себя надеешься… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор… Ты славный малый, но та все-таки мягенький, либеральный барич…» Но разве плоха тихая спокойная жизнь провинциального помещика? Мы же видим, к чему привели бесконечные революции в России. А Базаров в своем одиночестве виноват сам. Никто из окружающих его людей не понимает и не принимает «нигилизма». Он сам отталкивает и милых, добрых родителей, и Аркадия. Кирсанову жаль прощаться с другом, потому что его душа не может кого-то ненавидеть, оттолкнуть. Если ты хочешь иметь настоящих друзей, то должен принимать их, возможно, примириться с какими-то недостатками, а не навязывать свое мнение. Сильный, конечно, может подчинить себе слабого, но это не дружба, а лишь преклонение. Настоящая дружба строится на взаимопонимании, общности интересов и умении уступать.



Вверх