Суд царя Соломона. Описание картины Н.Ге. Почему царя Соломона считали безнадежным грешником, а суд его как самый справедливый? Суд соломона описание картины

1854. Холст, масло. 147 x 185.
Музей Русского Искусства, Киев, Украина.

Во времена учебы Николая Ге в Академии художеств многие студенты подражали Карлу Брюллову, и Николай тоже преклонялся перед творчеством этого великого мастера, особенно любил его знаменитую «Помпею», считая ее идеалом. Первые картины, созданные под влиянием любимого живописца, оказались великолепны. Не зря юношу в Академии называли самым «брюлловистым» из студентов, и это была отнюдь не насмешка. Два художника ни разу в жизни не встречались лично, но Ге подробно изучал творчество Брюллова и пользовался его рекомендациями, услышанными от позировавших тому натурщиков. Эту любовь Николай Николаевич сохранил до конца своих дней, хотя вскоре перестал кому-либо подражать.

Полотно «Суд царя Соломона» написано в абсолютно брюлловском, ярком и красочном стиле. Классическая композиция, выразительные позы, характерные «говорящие» жесты – произведение выполнено по всем академическим канонам.

В основу картины положена библейская притча:

«Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать.
И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (Третья книга Царств 3: 16-28).

Николай Ге «Суд царя Соломона», 1854

Музей Русского Искусства, Киев

Романтизм

Во времена учебы Николая Ге в Академии художеств многие студенты подражали Карлу Брюллову, и Николай тоже преклонялся перед творчеством этого великого мастера, особенно любил его знаменитую «Помпею», считая ее идеалом. Первые картины, созданные под влиянием любимого живописца, оказались великолепны. Не зря юношу в Академии называли самым «брюлловистым» из студентов, и это была отнюдь не насмешка. Два художника ни разу в жизни не встречались лично, но Ге подробно изучал творчество Брюллова и пользовался его рекомендациями, услышанными от позировавших тому натурщиков. Эту любовь Николай Николаевич сохранил до конца своих дней, хотя вскоре перестал кому-либо подражать.

Полотно «Суд царя Соломона» написано в абсолютно брюлловском, ярком и красочном стиле. Классическая композиция, выразительные позы, характерные «говорящие» жесты – произведение выполнено по всем академическим канонам.

Соломон был сыном прославленного царя Давида и правил Иудейским царством в 10 веке до рождества Христова. Именно Соломон построил первый Иерусалимский храм. Но особенно прославился этот царь свой мудростью.

Однажды во сне услышал Соломон голос Бога, который сказал ему: «Проси, что дать тебе». Царь попросил мудрости, чтобы справедливо управлять своим народом. И потому, что Соломон не попросил себе никаких личных благ, таких, как долголетие или богатство, Бог исполнил его просьбу, сделав Соломона мудрейшим из царей.

Однажды привели на суд к Соломону двух женщин с грудным младенцем. Они жили в одном доме и с разницей в три дня родили сыновей. Но у одной из них ночью ребенок умер. Первая женщина утверждала, что ее соседка подменила детей, забарав ее живого ребенка себе. Вторая утверждала, что ничего такого не делала, а ночью умер ребенок первой женщины. Как в этой ситуации было разобраться, кто из двух женщин говорит правду и является настоящей матерью ребенка? Без свидетелей истину было установить невозможно, а генетического анализа в то время не существовало. Тогда Царь Соломон велел принести меч и разделить ребенка между двумя женщинами, разрубив его пополам. Услышав о таком решении, первая женщина закричала, чтобы ребенка не убивали, а отдали ее соседке. Вторую же это решение удовлетворило. «Пусть будет ни мне, ни тебе» – сказала она.

Тогда все поняли, кто настоящая мать ребенка. По приказу царя сына вернули той женщине, которая просила оставить его живым. Эта библейская история на многих производила впечатление нестандартным и тонким решением спорного вопроса. Отсюда и выражение «соломонов суд» прочно закрепилось в нашей речи.

Соломон - сын Давида и Вирсавии, третий царь объединенного Израиля, многими исследователями считается исторической личностью. Указываются даже годы его правления (ок. 970 - 931 до н. э.). Именно в царствование Соломона строился Иерусалимский храм (иногда Соломон изображается наблюдающим за строительством). Двор царя Соломона ставился великолепием и роскошью. Но множество его жен-чужестранок и наложниц принесли с собой языческие культы, что стало причиной идолопоклонства самого Соломона и в конечном счете привело к упадку и разделению его царства.

Для христианских теологов Соломон, подобно своему отцу Давиду, являлся прообразом Христа.

В изобразительном искусстве наиболее распространенными были три сюжетных линии о Соломоне:

- Суд Соломона;
- Соломон и царица Савская;
- Илолопоклонство Соломона.

"Соломон"
(Гюстав Доре)


1. Сюжет "Суд Соломона" (1 Цар., 3: 16 - 28)


Царь Соломон был призван рассудить притязания двух блудниц, которые жили в одном доме и почти одновременно родили. Один ребенок умер, и каждая из женщин утверждала, что оставшийся в живых принадлежит ей. Чтобы установить истину, царь приказал подать меч и сказал: "Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой".
В этот момент истинная мать обнаружила себя тем, что отказалась от притязаний на младенца, лишь бы его жизнь была сохранена. Младенец был передан именно ей.

Эта сцена, широко распространенная в христианском искусстве, демонстрирует Соломона на его троне, окруженного придворными; перед ним две взывающие к нему женщины.

Этот сюжет в христианской теологии сделался прообразом Страшного Суда и стал использоваться как символ справедливости в широком смысле.

"Суд Соломона"
(Николя Пуссен)

"Суд Соломона"
(Рафаэль Санти)

2. Сюжет "Соломон и царица Савская (2 Цар., 10: 1 - 13)

Целью визита царицы к Соломону было удовлетворить его любопытство, возникшее у нее после рассказов о его мудрости и великолепии его двора. Она пришла с большим караваном верблюдов, которые "навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями".
Царь со своей стороны дал царице "все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь своими руками".

Царица Савская изображается либо перед троном Соломона, к которому ее придворные несут блюда и урны, полные даров, либо сидящей рядом с Соломоном.

В христианской теологии этот сюжет был принят в качестве прообраза поклонения волхвов.

"Соломон и царица Савская"
(Джованни Демин)

"Соломон и царица Савская"
(неизвестный художник XV в., Брюгге)

"Соломон и царица Савская"
(Конрад Виц)

"Царица Савская и Соломон"
(Тинторетто)

"Встреча Соломона и царицы Савской"
(Пьетро делла Франческо)

3. Идолопоклонство Соломона (1 Цар., 11: 1 - 8)

На старости лет Соломон все более и более втягивался в языческие культы, привнесенные в Израиль женами его большого гарема, взятыми из соседних царств. В Библии упоминаются Хамос и Молох - боги, требовавшие человеческих жертв, а также Астарта - хананейская богиня плодородия.
Соломон обычно изображается у алтаря, совершающим жертвоприношение. Сцена часто включает языческие статуи или золотого тельца. Этот сюжет чаще всего использовался живописцами протестантских стран в XVI - XVII веках, чтобы выразить отношение протестантов к скульптурным образам в католической Церкви, которые они считали идолопоклоннеческими.



Вверх