Сообщение о деятеле раннего возрождения. Обо всех и обо всем. Эпоха Возрождения кратко

Большие географические открытия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана прокладывают пути к мировой торговле. Нужно отметить и успехи в природоведении, медицине, астрономии, математике, философии (Коперник, Дж. Бруно, Ф. Бекон и др).

Характерной для этого периода является Реформация, когда на первый план в духовной жизни выдвигалось отношение к Богу, ведь каждая личность имеет право на свободу веры. Итак, эпоха Возрождения - это обновление во всех сферах общественного бытия и прежде всего, - большой переворот в культуре.

В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма (от лат. - человеческий, человечный), утверждение красоты и достоинства человека, его ума и воли, творческих сил и возможностей. Древнее искусство античности было гимном человеку как представителю умного и прекрасного рода. Образ человека, который зависим от воли Бога, но ищет недосягаемой справедливости, раскрыло средневековое искусство. А образ человека волевого, умного, творческого создало только Возрождение. Это образ идеализирован, героизирован, но именно он стал сущностью ренессансной культуры. Эстетичный идеал Возрождения - образ человека, что сам себя создает, не имея никаких сомнений.

Гуманизм убеждает человека, что он создает собственную судьбу. Он должен настойчиво, целеустремленно идти к поставленной цели. И цель эта конкретная, целиком достижимая: личное счастье, получение новых знаний, рост по службе. Период ХV-ХVІІ ст. имеет название Больших географических открытий, так как в настоящее время были осуществлены путешествия, которые открыли человечеству новые части света. Зарождение и развитие капитализма в Европе нуждались в большом количестве денег. А уже давно ходили легенды о сказочной стране Индии, богатой на золото и серебро. Поэтому два самых могущественных государства Европы - Испания и Португалия - начинают борьбу за поиски пути в Индию. Но многих мореплавателей, кроме денег, влекла красота, величие и тайны морских пространств. Поэтому они путешествовали, чтобы открыть еще неизведанные земли, прославить свое имя, свою страну.

Христофор Колумб в 1492 году вывел из тихой гавани Испании три каравеллы. Через 33 дня экспедиция достигла Багамских островов (Центральная Америка), но Колумб был уверен, что он оказался в Индии. Он так и умер, не узнав, что открыл новую часть света - Америку. Позднее это доказал флорентийский мореплаватель А. Виспуччи.

Васко да Гама в 1498 году открыл морской путь в настоящую Индию. Открытый маршрут обеспечивал торговые связи европейских стран с государствами побережья Индийского океана.

Фернан Магеллан осуществил кругосветное путешествие. Экспедиция продолжалась 1081 день, из 265 человек в живых остались лишь 18, поэтому еще долго никто не отваживался осуществить подвиг Магеллана. Но его экспедиция подтвердила практически, что Земля имеет форму шара.

Большие изменения состоялись в развитии науки. Были произведены новые исследовательские приемы явлений природы, родились новые взгляды на мироздание.

Николай Коперник (польский ученый) занимался изучением не только астрономии и математики, а и медицины и права. Он стал основоположником гелиоцентрической системы мира.

Джордано Бруно (итальянский ученый) был настоящим революционером в науке, так как отдал жизнь за свои убеждения. Он утверждал, что мир безграничный и наполнен многими небесными телами. Солнце - только одна из звезд, а Земля - лишь небесное тело. Это было полное возражение всех догм церкви о строении мира. Инквизиция предъявила обвинение ученому в ереси. Он был поставлен перед выбором: или отречься от своей идеи, или умереть на костре. Дж. Бруно выбирает последнее. Все работы ученого и он сам были сожжены.

Галилео Галилей (итальянский ученый) изобрел телескоп, с помощью которого увидел необъятную Вселенную, и первым из ученых наблюдал за звездным небом, подтвердил учение Коперника.

Как видим, ученые новой эпохи, которая осталась в истории под названием Ренессанса, изменили религиозные взгляды на мир и смогли научно обосновать его новое видение. Они жертвовали собой ради истины. Новое учение о мире проторяло себе путь, давая возможность дальнейшего изучения и правильного объяснения мира.

Изобретение книгопечатанья Й. Гуттенбергом оказывало содействие распространению не только грамотности среди населения, а и роста образованности, развития наук, искусств, в том числе и художественной литературы, распространению ее среди грамотных людей. Особенно ценной для деятелей культуры этой эпохи была античная литература. Идеалом титаны Возрождения считали человека гармонично развитого, наделенного высокой интеллектуальной культурой, умом, талантом, трудолюбием.

Свыше шести столетий интригуют читателя сонеты итальянского поэта Франческо Петрарки. Пылко влюбленный в античность, он изменил свою фамилию Петракко на Петрарка, так как так она больше напоминала древнеримскую. Его «Книга песен» содержит 366 поэзий, написанных на народном итальянском языке. Сонеты Петрарки - это первая попытка европейской поэзии вырваться из плена церкви и опуститься на грешную землю, к людям. Его любовь к Лауре чрезвычайно верная и вместе с тем земная. Поэт вскрыл внутренняя мир своей любимой, правдиво описал человеческие чувства и переживания. Поэтому и считается творцом новой психологической лирики, которая стала драгоценным взносом в казну мировой поэзии.

Виднейшей книгой итальянского писателя Джованни Боккаччо стал сборник новелл «Декамерон», где он утверждает право человека на земную радость. Видное место в «Декамероне» занимают новеллы любовной тематики, в которых автор осуждает брак по расчету, бесправное положение женщины в семье, прославляет любовь как большое и животворное чувство. На его взгляд, достойным человека должно быть умение подчинять плотское духовному.

Роман Мигеля Сервантеса де Сааведри «Дон Кихот» пережил не одно столетие. Сервантес устами «безумного» мудрого рыцаря Дон Кихота высказывает идеи, которые не потеряли своего значения и сегодня.

Вершиной английского Возрождения и всей европейской литературы стало творчество Вильяма Шекспира - непревзойденного поэта и драматурга. Его перу принадлежат 37 пьес - комедий, трагедий, драм, а также 154 сонета. В своих произведениях автор размышляет о красоте человеческих отношений, сущности любви, содержании жизни и назначении человека.

Названные произведения великих писателей эпохи Возрождения разные по жанрам, но все они пронизаны идеалами гуманизма. Их жизненная правда свидетельствовала о том, что уже есть люди, способные перестроить окружающий мир на основе принципов ума.

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374) - родоначальник итальянского Возрождения, великий поэт и мыслитель, политический деятель. Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни - в Италии. Петрарка много ездил по Европе, был близок с папами, государями. Его политические цели: реформа церкви, прекращение войн, единство Италии. Петрарка был знатоком античной философии, ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки.

Гуманистические идеи Петрарка развивал не только в своей гениальной, новаторской поэзии, но и в латинских прозаических сочинениях - трактатах, многочисленных письмах, в том числе в его основном эпистолярии «Книге о делах повседневных».

О Франческо Петрарке принято утверждать, что он сильнее, чем кто-либо – во всяком случае, в его времена – сосредоточен на себе. Что но был не только первым «индивидуалистом» Нового времени, но и гораздо более того – поразительно законченным эгоцентриком.

В произведениях мыслителя на смену теоцентрическим системам средневековья пришел антропоцентризм ренессансного гуманизма. Петрарковское «открытие человека» дало возможность для более глубокого познания человека в науке, литературе, искусстве.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ( 1454-1519) - гениальный итальянский художник, скульптор, ученый, инженер. Родился в Анкиано, около селения Винчи; отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио.

Интерес Леонардо к человеку и природе говорит о его тесной связи с гуманистической культурой. Созидательные способности человека он считал безграничными. Леонардо одним из первых обосновал идею познаваемости мира посредством разума и ощущений, которая прочно вошла в представления мыслителей XVI века. Сам он говорил о себе: «Я бы постиг все тайны, добравшись до сути!»

Исследования Леонардо касались широкого круга проблем математики, физики, астрономии, ботаники, других наук. Его многочисленные изобретения были основаны на глубоком изучении природы, законов ее развития. Он был новатором и в теории живописи. Наивысшее проявление творчества Леонардо видел в деятельности художника, научно постигающего мир и воспроизводящего на полотне. О вкладе мыслителя в ренессансную эстетику позволяет судить его «Книга о живописи». Был воплощением созданного Возрождением «универсального человека».

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) - итальянский мыслитель, дипломат, историк.После реставрации во Флоренции власти Медичи был отстранен от государственной деятельности. В1513-1520 годах находился в изгнании. К этому периоду относится создание наиболее значительных произведений Макиавелли - «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции», снискавших ему европейскую славу. Политический идеал Макиавелли - Римская Республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, народ которой «много превосходит государей и в добродетели, и в славе». («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»). Идеи Н. Макиавелли оказали весьма значительное влияние на развитие политических учений.

ТОМАС MOP (1478-1535) - английский гуманист, писатель, государственный деятель.

Родился в семье лондонского адвоката, получил образование в Оксфордском университете, где примыкал к кружку оксфордских гуманистов. При Генрихе VIII занимал ряд высоких государственных постов. Очень важное значение для формирования и развития Мора как гуманиста имела его встреча и дружба с Эразмом Роттердамским. Был обвинен в государственной измене и казнен 6 июля 1535 года.

Самое известное произведение Томаса Мора - «Утопия», в котором отразилось и увлечение автора древнегреческой литературой и философией, и влияние христианской мысли, в частности трактата Августина «О граде Божьем», а также прослеживается идейная связь с Эразмом Роттердамским, гуманистический идеал которого был во многом близок Мору. Его идеи оказали сильное воздействие на общественную мысль.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469-1536) - один из наиболее выдающихся представителей европейского гуманизма и наиболее многосторонний из тогдашних ученых.

Эразм, незаконнорожденный сын бедного приходского священника, свои юные годы провел в монастыре августинцев, который ему удалось покинуть в 1493 году. Он с большим увлечением изучал произведения итальянских гуманистов и научную литературу, стал крупнейшим знатоком греческого и латинского языков.

Наиболее известное произведение Эразма - созданная им по образцу Лукиана сатира «Похвала Глупости» (1509), которая всего за одну неделю была написана в доме Томаса Мора. Эразм Роттердамский пытался синтезировать культурные традиции античности и раннего христианства. Он верил в естественную доброту человека, хотел, чтобы люди руководствовались требованиями разума; среди духовных ценностей Эразма - свобода духа, воздержанность, образованность, простота.

ТОМАС МЮНЦЕР (около 1490-1525) - немецкий теолог и идеолог ранней Реформации и Крестьянской войны 1524- 1526 годов в Германии.

Сын ремесленника, Мюнцер получил образование в университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, откуда вышел со степенью бакалавра богословия, и стал проповедником. Испытал влияние мистиков, анабаптистов и гуситов. В первые годы Реформации Мюнцер выступал приверженцем и сторонником Лютера. Затем он развил свое учение о народной Реформации.

В понимании Мюнцера главные задачи Реформации заключались не в установлении новой церковной догмы или новой формы религиозности, а в провозглашении близкого социально-политического переворота, который должен быть произведен массой крестьян и городской бедноты. Томас Мюнцер стремился к республике равноправных граждан, в которой люди будут заботиться о том, чтобы господствовали справедливость и право.

Для Мюнцера Священное Писание подлежало свободному толкованию в контексте современных событий, - толкованию, непосредственно обращенному к духовному опыту читателя.

Томас Мюнцер был схвачен после поражения восставших в неравном бою 15 мая 1525 года и, после жестоких пыток, казнен.

Заключение
Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.

Ренессанс пошел дальше моральных установок стоицизма и духовной уникальности христианства и увидел человека во плоти - человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной. Многие страны участвовали в Ренессансе, но с начала и до конца доля Италии была наибольшей. Италия никогда не порывала с античностью, мертвая тяжесть единообразия не давила ее так, как в других странах. Здесь кипела общественная жизнь, невзирая на войны и вторжения, и города-государства Италии были островками республиканизма среди моря европейских монархий. Первенство в международной торговле и финансах сделало итальянские города богатыми и создало условия для расцвета наук и искусств.

Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строится с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих - это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Первое из них было идейной основой утвердившегося позже Абсолютизму, а второе - способствовало созданию различного рода коммунистических теорий, в том числе и марксистского коммунизма.

На этом мы завершаем обзор необозримой истории философской мысли эпохи Возрождения. На фундаменте этой мысли на протяжении полутора-двух столетия выросла целая плеяда неповторимых и великих философов из них Джон Локк и Никколо Макиавелли.

Таблица №1. Философия эпохи Возрождения.

Философ, годы жизни Основные труды Основные проблемы, понятия и принципы Сущность главных идей
Николай Кузанский, (1401 - 1464) "О католическом согласии", Об ученом незнании","О предположениях", "О сокрытом Боге","Об искании Бога", "О даре отца светов", "О становлении", "Апология ученого незнания","О согласии веры", "О видении Бога", "Компендий",провержение Корана" (1464), "О вершине созерцания" (1464) . Учение о едином и иерархия бытия, проблемы богопознания и познания тварного мира. Гуманистические идеи и гносеологический оптимизм. Концепция единого христианства. Божественное бытие мыслится как абсолютная возможность, "форма форм", будучи одновременно и абсолютной действительностью. Динамика мироздания, предполагая свое единое основание, есть динамика единого живого организма, одушевленного мировой душой. Идеал "свободного и благородного" человека, воплощающего в своей сущности сущность мировой природной гармонии, что закладывает основание последующей традиции гуманистической классики. Математизированная модель бытия, трактующая Бога как актуальную бесконечность, статичный "абсолютный максимум", чье "ограничение" ("самоограничение") означает фактическое "развертывание" (explicatio) Бога в чувственный мир, мыслимый как потенциальная бесконечность, статичный "ограниченный максимум".
Николай Коперник, (1473 - 1543) "Очерк нового механизма мира", “О вращениях небесных сфер” Гелиоцентризм как научная система. Концепция единства Мира, подчинения "Неба" и "Земли" одним и тем же законам, низведения Земли до положения "одной из" планет Солнечной системы. Все произведения Коперника базируются на едином принципе относительности механических движений, согласно которому всякое движение относительно: понятие движения не имеет смысла, если не выбрана система отсчета (система координат), в которой оно рассматривается. Происхождение мира и его развитие объясняется деятельностью божественных сил.
Джордано Бруно, (1548 - 1600) "О причине, начале и едином" (1584), "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), "О безмерном и неисчислимых" (1591), "О монаде, числе и фигуре" (1591) и др. Учение Бруно - это специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Идея бесконечности Вселенной и бесчисленного множества обитаемых миров. Бесконечная вселенная в целом - это Бог - он находится во всем и повсюду, не "вне" и не "над", но в качестве "наиприсутствующего". Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Отождествление Бога с природой. "Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа может рассматриваться как "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи".

С определением основных черт связана хронология эпохи Итальянского Возрождения – Ренессанса . Время, в которое названные выше черты едва только проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс), или в обозначении названиями столетий – дученто (XIII в.) и треченто (XIV в.). Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получила название раннего Возрождения (кватроченто (XV в.). Время, ставшее периодом расцвета идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а также кануном ее кризиса, принято называть высоким Возрождением (чинквеченто (XVI в.). Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери, живописца Джотто ди Бондоне, поэта, гуманиста Франческо Петрарку, поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо, архитектора Филиппа Брунелески, скульптора Донателло, живописца Мазаччо, гуманиста, писателя Лоренцо Валлу, гуманиста, писателя Пико делла Мирандолу, философа, гуманиста Марсилио Фичино, живописца Сандро Боттичелли, живописца, ученого Леонардо да Винчи, живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти, живописца Рафаэля Санти и многих других выдающихся личностей.

Города Италии славились разнообразными ремеслами, кроме того они активно участвовали в транзитной торговле. Очевидно, что в основе развития итальянских городов лежали причины разного характера, но именно городская культура создала новых людей. Однако самоутверждение личности в эпоху Ренессанса не отличалось вульгарно-материалистическим содержанием, а носило духовный характер. Решающее воздействие здесь оказала христианская традиция. Время, в которое жили возрожденцы, действительно заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Но они не перестали еще быть людьми средневековья. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности, что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая конечно же, была прерогативой верхов общества.

Ранние гуманисты: поэт философ Ф. Петрарка(1304-1374), писатель Дж. Боккаччо(1313-1375) - хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.


Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Валла (1407-1457) и Л. Альберти (1404-1472) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе: “Благородство - словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были.” Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма,который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Учитель истории и обществознания

ГБОУ лицей №82 Петроградского района

Город Санкт-Петербург

Шкредова Наталья Юрьевна

Урок-презентация

По Всеобщей истории 7 класс

«ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с Эпохой Возрождения.
  2. Сформировать представления о взглядах на мир средневекового человека и человека нового времени.
  3. Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.
  4. Содействовать воспитанию уважения к мировой культуре.

Оборудование урока: компьютер и проектор.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 18 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

План урока

1. Вводная часть.

Вызов. Задача этого этапа вызвать интерес к данной теме и актуализировать ранее полученные знания.

2. Содержательная часть:

Индукция. Изучение нового материала, просмотр презентации.

Общая характеристика эпохи Возрождения.

Этапы Возрождения: Раннее, Высокое, Северное.

Направления: наука, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка.

Значение эпохи в мировой культуре.

3. Заключительная часть.

Рефлексия. Закрепление пройденного и формирование личного отношения к теме урока.

4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Ведение.

В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.

На этом же этапе предлагается задание-загадка. Учитель приводит цитату, в которой речь идёт как будто не о человеке, а о волшебнике: . Учитель предлагает ученикам высказать свои предположения, но окончательный ответ предлагается дать в конце урока.

Перечень вопросов:

Каким был взгляд средневекового человека на себя и на мир?

Выберите, какой взгляд на себя и на мир в целом начал складываться у европейца 15 века: а) человек ощущал себя частью коллектива (общины, сословия, цеха, церкви) б) человек ощущал себя отделённым от коллектива личностью?

Почему новую культуру назвали Возрождением? Что именно возрождалось и как?

В результате этого опроса должны сложиться следующие заключения: городская среда Италии породила новый тип личности: энергичного, состоятельного и активного человека, способного на самостоятельные решения, для которого были неприемлемы средневековый аскетизм, самоунижение и презрение к земной жизни. Возрождалась античность, именно она казалась образцом для подражания. В Италии, наследнице Великого Рима, для этого создавались прекрасные возможности. Возник гуманизм, который отражает новый характер философии эпохи Возрождения.

Итогом этой беседы станет переход к просмотру презентации, первым слайдом которой будет определение понятия Возрождения:

Возрождение, или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV-XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её "возрождение" - так и появился термин.

2. Основная часть урока.

Данный этап урока сопровождается показом презентации и обсуждением слайдов.

Учитель даёт вводные понятия рассматриваемой эпохи. Рассматривается слайд "общая характеристика".

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Далее учитель переводит рассказ и беседу на освещение основных этапов становления и развития эпохи Возрождения. Рассматриваются слайды "Раннее Возрождение", "Высокое Возрождение", "Северное возрождение".

Леонардо да Винчи. "Витрувианский человек", 1490 г 11

Период так называемого "Раннего Возрождения" охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство все ещё находилось под влиянием недавнего прошлого, но пробует примешивать к нему элементы, заимствованные из классической древности. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства.

Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть "Высоким Возрождением", оно длится в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи.

Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1497 г .

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное направление и называть "Северное Возрождение". Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия. Яркий пример этого периода - замок Шамбор.

Замок Шамбор во Франции, 1519-1547 г.г.

Следующим материалом, к которому переходит учитель, является рассмотрение различных направлений в культуре эпохи Возрождения: наука, архитектура, изобразительное искусство, литература, музыка. Беседа и повествование идёт в указанном русле. Рассматриваются иллюстрации , слайды "Наука", "Литература", "Изобразительное искусство", "Архитектура", "Музыка".

Великие географические открытия Николай Коперник

Развитие знаний в XIV-XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия изменили представления о размерах Земли, а система движения планет Николая Коперника - представления о месте Земли во Вселенной.

В 1459 г. во Флоренции создается академия - новая форма организации учёного сообщества, отличающаяся свободой мысли и обращения к самым разным научным проблемам.

Здание академии во Флоренции

Впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека, положено начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках - ученый Томас Мор предпринял попытку разработки "идеального" общественного устройства".

Портрет Томаса Мора, 1527 г.

11В литературе Возрождения наиболее полно выразилось прославление гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и античную литературу, поэтому часто реальные события сочетались с фантастикой. Это нашло отражение в наиболее известном литературном произведении эпохи - романе Мигеля Сервантеса "Дон Кихот".

Иллюстрация к роману "Дон Кихот"

Широкое распространение получили театр и драма. Самым известным драматургом этого времени был Уильям Шекспир.

Уильям Шекспир

Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными и оживленными. В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент, 1503-1505 г.г

Рафаэль. Мадонна с младенцем.

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию.

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Архитектура Венеции

Над созданием зданий в Венеции трудились великие архитекторы - Леон Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Фламандский композитор XV в. Гийом Дюфаи.

В эпоху Возрождения профессиональная музыка испытывает сильное влияние народной музыки. Появляются различные жанры музыкального искусства: баллада, сольная песня, опера. Одним из наиболее знаменитых композиторов эпохи Возрождения был Дюфаи, его музыку исполняли повсеместно. Многие композиторы следующих поколений старались подражать ему в своем творчестве.

В заключении основной части повествования учитель с учениками подводит итог вышеизложенного, и кульминацией этой части урока является заключительный слайд :

Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.

3. Заключительная часть урока.

Учитель предлагает учащимся загадку из начала урока: "блистательной своей наружностью, являвшей высшую красоту, он возвращая ясность каждой опечаленной душе, словами своими мог заставить любое упрямство сказать "да" или "нет". Своей силой смирял неистовую ярость и гнул рукой железное кольцо или подкову, как будто они были сделаны из свинца" . Ученики вспоминают версии, которые они выдвигали, возможно, корректируют их.

Раскрывается ответ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Учитель рассказывает, что в свидетельстве о смерти Леонардо да Винчи написано : "Леонардо да Винчи, знатный миланец, первый королевский живописец, изобретатель и архитектор, механик государства, придворный живописец герцога Миланского".

Италия - родина Возрождения;

Гуманизм - идеология Возрождения в конце XV-XVI веков;

Люди Возрождения пытались показать мир таким, каков он есть на самом деле, подчеркнуть индивидуальность человека, утвердить его мощь и красоту.

4. Домашнее задание.

Основное задание : учебник параграф 9, выучить новые понятия, ответить на вопросы (устно).

Дополнительное задание (творческое) : представьте, что вы оказались в XVI веке в окружении гуманистов и художников. Какие вопросы вы хотели бы им задать?

Презентация прилагается

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эпоха Возрождения

Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин.

Общая характеристика Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

Раннее Возрождение Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство все ещё находилось под влиянием недавнего прошлого, но пробует примешивать к нему элементы, заимствованные из классической древности. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства. Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек», 1490 г.

Высокое Возрождение Второй период Возрождения – время самого пышного развития его стиля – принято называть «Высоким Возрождением», оно длится в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи. Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1497 г.

Северное Возрождение Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное направление и называть «Северное Возрождение». Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия. Яркий пример этого периода – замок Шамбор. Замок Шамбор во Франции, 1519-1547 г.г.

Наука Развитие знаний в XIV–XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия изменили представления о размерах Земли, Великие географические открытия

Наука а система движения планет Николая Коперника - представления о месте Земли во Вселенной. Николай Коперник

Наука В 1459 г. во Флоренции создается академия – новая форма организации учёного сообщества, отличающаяся свободой мысли и обращения к самым разным научным проблемам. Здание академии во Флоренции

Наука Впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека, положено начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках – ученый Томас Мор предпринял попытку разработки «идеального» общественного устройства». Портрет Томаса Мора, 1527 г.

Литература В литературе Возрождения наиболее полно выразилось прославление гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и античную литературу, поэтому часто реальные события сочетались с фантастикой. Это нашло отражение в наиболее известном литературном произведении эпохи – романе Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Иллюстрация к роману «Дон Кихот»

Литература Широкое распространение получили театр и драма. Самым известным драматургом этого времени был Уильям Шекспир. Уильям Шекспир

Изобразительное искусство Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными и оживленными. Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент, 1503-1505 г.г.

Изобразительное искусство В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. Рафаэль. Мадонна с младенцем.

Архитектура Главное, чем характеризуется эта эпоха – возвращение в архитектуре к принципам и формам античного искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Архитектура Над созданием зданий в Венеции трудились великие архитекторы – Леон Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие. Архитектура Венеции

Музыка В эпоху Возрождения профессиональная музыка испытывает сильное влияние народной музыки. Появляются различные жанры музыкального искусства: баллада, сольная песня, опера. Одним из наиболее знаменитых композиторов эпохи Возрождения был Дюфаи, его музыку исполняли повсеместно. Многие композиторы следующих поколений старались подражать ему в своем творчестве. Фламандский композитор XV в. Гийом Дюфаи.

Резюме Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.


Сообщение на тему: «Эпоха Возрождения», кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам об этой удивительной эпохе в истории культуры.

Доклад «Эпоха Возрождения»

Культура эпохи Возрождения охватила Италию, а ее центром была Флоренция. Впервые термин «возрождение» употребил известный архитектор, историк искусства и живописец Джорджо Вазари в своем труде «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Но почему эпоха названа Возрождением? Дело в том, что она опиралась на Античность, и Возрождение на начальном этапе имелось в виду как возрождение Античности. Позднее оно подразумевало под собой возрождения человека, гуманизма. Это неповторимая и уникальная культура, которая оставила по себе множество шедевров. Выделяют два типа Возрождения — Северное Возрождение и Итальянское Возрождение.

Особенности эпохи Возрождения выражены в ее чертах:

  • Гуманизм
  • Антропоцентризм
  • Новое отношение к миру
  • Возрождение античной философии и античных памятников искусства
  • Модификация христианской средневековой традиции

Суть эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения придерживались средневековых взглядов – иерархичности миров, божественного происхождения мира, символических аналогий божественного и земного миров. Но, все же есть и небольшое отличие в представлениях о мироустройстве: суть данной эпохи в доктрине двойной истины. То есть в обосновании разграничения власти государства и власти церкви.

Деятели эпохи Возрождения или Ренессанса внесли вклад в научно — рационалистическое мировоззрение, благодаря открытиям в астрономии. Их идеи гелиоцентрической модели и бесконечности Вселенной, множественности миров стали основой нового мировоззрения.

В эпоху Возрождения сформировался новый тип поведения личности: осознание собственной неповторимости и уникальности, благодаря которой человек способен многое сделать. В культуре возникла модель культурного человека – «homo universalis». Она характеризовала творческую и работоспособную личность.

В этот период влияние церкви на общество стала ослабевать. А развитие книгопечатания способствовало росту уровня грамотности, образованности, развитию искусств, наук, художественной литературы. Представители буржуазии создали светскую науку, которая основывалась на изучении наследия древних писателей и природы.

Кроме буржуазии, против церкви осмелились выступить художники и писатели. Они несли в массы мысль, что не Бог является самой большой ценностью, а человек. В своей земной жизни он должен реализовать личные интересы, чтобы прожить ее содержательно, полно и счастливо. Таких деятелей культуры называли гуманистами.

Для эпохи Возрождения характерен цикл изменений и в литературе. Появился новый жанр ренессансного реализма, который занимался поисками ответа на вопрос о важности и сложности утверждения человека как личности, становления его действенного и творческого начала.

Представители эпохи Возрождения отвергали рабскую покорность, проповедуемую церковью. В их понимании человек представлялся как высшее создание природы, наполненное красотой физического облика, богатством ума и души.

Наиболее выразительно и ярко мир Возрождения выражен в Сикстинской капелле Ватикана, автором которой был Микеланджело. Свод капеллы украшен библейскими сюжетами. Их основной мотив – создание мира и сотворение человека. Фреска «Страшный суд» является произведением, завершившим эпоху Возрождения в искусстве.

Также следует сказать несколько слов о Северном Возрождении. Оно больше сыграло экономическую роль, проникнув в товарно-денежные отношения, рыночные общеевропейские процессы. Они меняли сознание людей. Влияние Античности здесь мало ощущается, оно больше походит на реформационное движение.



Вверх