Сочинение: Почему доктор Старцев стал "Ионычем". «почему доктор старцев стал ионычем? А был ли доктор старцев

Почему доктор Старцев стал "Ионычем"

Чехов - мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни.

В конце 90-х годов Чехов создает так называемую "маленькую трилогию", объединившую три рассказа: "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был. В первом рассказе Чехов показывает нам в гротескной форме человека в футляре, учителя греческого языка Беликова. Это фигура зловещая, она наводит страх на окружающих, и только смерть примиряет его с действительностью. Как пишет Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастливый - наконец-то он обрел вечный футляр. Во втором рассказе Чехов пишет о человеке, у которого была одна-единственная мечта - стать владельцем имения и есть собственный крыжовник. В третьем помещик Алехин повествует о себе самом - о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Все это - проявления футлярной жизни. Маленькая трилогия поэтому предстает перед нами как произведение единое, внутренне законченное. Чехов предполагал продолжить этот цикл рассказов, пополнить новыми произведениями, но намерения своего не осуществил. Есть основания думать, что вначале к циклу относился и рассказ "Ионыч".

Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа "Ионыч", был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами, с желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью и... последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколько хлопот, однако!"

Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное "ожирение". Прежде и горячими движениями души, и пылкостью чувств он выгодно отличался от жителей города. Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, "о политике или науке", то обыватель становится в тупик или "заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище "поляка надутого" В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: "Это вы про что? А? Кого?" Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: "Хорошо, что я тогда не женился".

Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незаметно, мало-помалу", стало по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало стишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже театров и концертов.

Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование.

Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из "Мертвых душ". Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь.

В заключение можно вспомнить слова героя рассказа "Крыжовник" о том, что человеку нужно "не три аршина земли, а весь земной шар".

Забирайте же с собою в путь, выходяиз мягких юношеских лет в суровоеожесточающее мужество, забирайте с собоювсе человеческие движения, не оставляйтеих на дороге, не подымете потом!Н. В. Гоголь.Небольшие, но очень емкие рассказы А. П.Чехова не всегда легко понять, если не помнить жизненной позиции писателя, ко-торый был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, иодежда, и душа, и мысли". Менее известно другое: "Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически". И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее "желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными" и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. В самом деле, что плохого, кажется, в том, что человек хочет заработать больше денег, как доктор Старцев? Что особенного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе?

Но, читая рассказ "Ионыч", мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу, а желание спокойно и бесхлопотно жить сделать его физически и морально неполноценным. Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа "Ионыч", был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой в городе". Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывая фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, он был очарован.

Сам Чехов по поводу дома Филимоновых (прототипа Туркиных) пометил в записной книжке: "Все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо". Старцев находился после вечера в чудесном настроении и, "пройдя девять верст... не чувствовал ни малейшей усталости". Он влюбился в Екатерину.

Это чувство оказалось за время его жизни в Дялиже "единственной радостью и... последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорит: "Сколько хлопот, однако!" Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить.

Подкрадывается и моральное "ожирение". Прежде он выгодно отличался горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, "о политике или науке",то обыватель становится в тупик или "заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище "поляка надутого".

В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: "Это вы про что? А? Кого? Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной...

  2. Загрузка... В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и...

  3. Загрузка... В рассказе "Ионыч" А. П.Чехов показывает постепенную деградацию человека, превращающегося под влиянием среды из молодого энергичного врача в жирного, апатичного обывателя. В город С....

  4. Загрузка... Прочитав комедию Фонвизина «Недоросль», познакомившись с ее героями, лишний раз убеждаешься в том, какое огромное влияние оказывает общество, семья на воспитание человека, на формирование...

  5. Загрузка... ИОНЫЧ - герой рассказа А. П.Чехова «Ионыч» (1898), Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач. Его история - постепенное превращение внутренне подвижного, живого человека в монстра...

Почему доктор Старцев стал Ионычем? А. П. Чехов с поразительной художественной силой вскрывал «пошлость пошлого человека», в каких бы формах она ни проявлялась. Особенно страстно он обрушивался на эту пошлость в быту и настроениях интеллигенции.

Тема рассказа «Ионыч» - изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости, засасывающей в свое болото даже культурного человека, если у него нет силы ей противодействовать. Рассказ «Ионыч» - это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя.

События происходят в губернском городе С. Чтобы познакомить читателя со здешней жизнью, Чехов вводит своего героя в семью Туркиных - «самую образованную и талантливую» во всем городе, по мнению местных жителей. Постепенно узнавая членов этой семьи, читатель понимает, как они в действительности бездарны и скучны. Глава семьи, Иван Петрович, - обычный болтун, жена его, Вера Иосифовна, пишет скучные, глупые романы, дочь Екатерина Ивановна (Котик) - посредственная пианистка.

Читатель начинает понимать, что если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город?

Вначале перед нами живой, энергичный, молодой земский врач. Он много работает и полон желания трудиться для общества. Старцев пытается войти в жизнь горожан, найти у них отклик на свои собственные мысли и чувства. Но скоро он понимает, что с ними хорошо играть в карты или закусывать, но стоит только заговорить о чем-нибудь несъедобном, как они становятся в тупик. Чтобы чувствовать себя с ними комфортно, нужно оказаться в их футляре, откуда выхода уже не будет.

Вот в эту жизнь погружается молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, сын дьячка, он увлечен работой настолько, что не имеет свободного времени даже в праздники. Его интересуют литература и искусство. Перед нами человек, не лишенный серьезных интересов и благородных стремлений. Что же с ним произошло?

Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Победило стремление к сытости и покою. Это и стало причиной его нравственного падения. Даже возникшая любовь к Котику пугает его: «К чему поведет этот роман?», «что скажут товарищи, когда узнают?» Получив отказ, он страдал…ровно три дня, а затем испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот!

Почему доктор Старцев стал Ионычем? Окружающая среда неумолимо засасывала Старцева. Постепенно горожане начинают звать его просто Ионычем, как своего близкого. Теперь он словно бы их родственник, потому что врос в окружающее, стал его частицей. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей. Он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города С.

Даже следующая встреча с Екатериной Ивановной не может вернуть его в прошлое. В душе Ионыча лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья. Но тут же Старцев вспомнил про бумажки, которые с таким удовольствием он по вечерам вынимал из карманов, и огонек в душе погас. Ему уже не жаль было молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я на ней не женился», - подумал он.

В последней главе мы видим, как Ионыч совсем теряет человеческий облик: когда он, «пухлый, красный», сидит на своей тройке, «кажется, что едет не человек, а языческий бог». Жизнь «без впечатлений, без мыслей» берет свое. Теперешний идеал Старцева - лишь обеспеченность и покой. Черствый врач, не желающий потерять ни одной лишней минуты на разговоры с пациентами, он груб с ними и абсолютно бездушен.

Чехов написал историю тяжелой социальной болезни новой формы, подстерегающей человека и сегодня, - историю духовной деградации, измены прежним убеждениям, идеалам юности.

Своим рассказом А. П. Чехов призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви, беречь в себе человека!Ровно три дня, а затем испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот!

Почему доктор Старцев стал Ионычем? А. П. Чехов с поразительной художественной силой вскрывал «пошлость пошлого человека», в каких бы формах она ни проявлялась. Особенно страстно он обрушивался на эту пошлость в быту и настроениях интеллигенции.

Тема рассказа «Ионыч» - изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости, засасывающей в свое болото даже культурного человека, если у него нет силы ей противодействовать. Рассказ «Ионыч» - это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя.

События происходят в губернском городе С. Чтобы познакомить читателя со здешней жизнью, Чехов вводит своего героя в семью Туркиных - «самую образованную и талантливую» во всем городе, по мнению местных жителей. Постепенно узнавая членов этой семьи, читатель понимает, как они в действительности бездарны и скучны. Глава семьи, Иван Петрович, - обычный болтун, жена его, Вера Иосифовна, пишет скучные, глупые романы, дочь Екатерина Ивановна (Котик) - посредственная пианистка.

Читатель начинает понимать, что если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город?

Вначале перед нами живой, энергичный, молодой земский врач. Он много работает и полон желания трудиться для общества. Старцев пытается войти в жизнь горожан, найти у них отклик на свои собственные мысли и чувства. Но скоро он понимает, что с ними хорошо играть в карты или закусывать, но стоит только заговорить о чем-нибудь несъедобном, как они становятся в тупик. Чтобы чувствовать себя с ними комфортно, нужно оказаться в их футляре, откуда выхода уже не будет.

Вот в эту жизнь погружается молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, сын дьячка, он увлечен работой настолько, что не имеет свободного времени даже в праздники. Его интересуют литература и искусство. Перед нами человек, не лишенный серьезных интересов и благородных стремлений. Что же с ним произошло?

Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Победило стремление к сытости и покою. Это и стало причиной его нравственного падения. Даже возникшая любовь к Котику пугает его: «К чему поведет этот роман?», «что скажут товарищи, когда узнают?» Получив отказ, он страдал…ровно три дня, а затем испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот!

Почему доктор Старцев стал Ионычем? Окружающая среда неумолимо засасывала Старцева. Постепенно горожане начинают звать его просто Ионычем, как своего близкого. Теперь он словно бы их родственник, потому что врос в окружающее, стал его частицей. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей. Он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города С.

Даже следующая встреча с Екатериной Ивановной не может вернуть его в прошлое. В душе Ионыча лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья. Но тут же Старцев вспомнил про бумажки, которые с таким удовольствием он по вечерам вынимал из карманов, и огонек в душе погас. Ему уже не жаль было молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я на ней не женился», - подумал он.

В последней главе мы видим, как Ионыч совсем теряет человеческий облик: когда он, «пухлый, красный», сидит на своей тройке, «кажется, что едет не человек, а языческий бог». Жизнь «без впечатлений, без мыслей» берет свое. Теперешний идеал Старцева - лишь обеспеченность и покой. Черствый врач, не желающий потерять ни одной лишней минуты на разговоры с пациентами, он груб с ними и абсолютно бездушен.

Чехов написал историю тяжелой социальной болезни новой формы, подстерегающей человека и сегодня, - историю духовной деградации, измены прежним убеждениям, идеалам юности.

Своим рассказом А. П. Чехов призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви, беречь в себе человека!Ровно три дня, а затем испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот!



Вверх