Сочинение на тему «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни. «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни

Роман в стихах «Евгений Онегин» по пра-ву можно назвать не только вершиной творчества А. С. Пушкина, но и одним из самых великих произведений мировой ли-тературы. В. Г. Белинский писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фанта-зии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отра-зилась бы с такой полнотой, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пуш-кина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся лю-бовь его; здесь его чувства, понятия, идеа-лы... Не говоря уже об эстетическом досто-инстве «Онегина», эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и об-щественное значение».

Ни одна энциклопедия не даст такого ла-коничного и в то же время полного пред-ставления об эпохе, о быте, идеалах, нра-вах и страстях представителей всех сосло-вий, какое дает «Евгений Онегин». Роман уникален широтой охвата действительнос-ти, многосюжетностью, описанием отли-чительных особенностей времени, его ко-лорита. В. Г. Белинский сделал вывод: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народ-ным произведением». В этом произведе-нии отразился «век и современный чело-век». Действительно, внимательно прочи-тав роман, можно узнать все об эпохе Пушкина. В «Евгении Онегине» содержат-ся самые разнообразные сведения о пер-вой четверти XIX века: о том, как одева-лись и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская действи-тельность. Здесь и глухая помещичья про-винция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина).

Пушкин полно изобразил среду, в кото-рой живут главные герои его романа. В том числе автор воспроизвел атмосфе-ру городских дворянских салонов, в кото-рых прошла молодость Онегина. Вспом-ним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

Он по - французски совершенно

Мог изъясняться и писал ;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно ;

Чего ж вам больше ? Свет решил ,

Что он умен и очень мил .

Такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А. С. Грибоедова, описанной в комедии «Горе от ума». Как и тогда, в обществе царит скука, ложь, за-висть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и по-рождает пустоту мыслей, холодность сер-дец, преждевременное старение души, и постоянная суета, царящая в свете, пре-вращает жизнь людей в однообразную и пустую, внешне ослепительную, но в то же время лишенную всякого смысла. Светская красавица признается Евгению:

А мне , Онегин , пышность эта ,

Постылой жизни мишура ,

Мои успехи в вихре света ,

Мой модный дом и вечера ,

Что в них ?

Светское общество коверкает души лю-дей, принуждает соблюдать бессмыслен-ные порядки. Ведь именно следуя свет-ским предрассудкам, Онегин убивает на поединке Ленского. Как бы душа Евгения ни протестовала против поединка, соци-альные условности все-таки взяли верх. «И вот общественное мненье! Пружина че-сти, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» — восклицает Пушкин.

Светское общество в романе неодно-родно. Это и «светская чернь», превратив-шая погоню за модой в главный принцип жизни, и люди, принятые в петербургском салоне Татьяны, — интеллигенция. На это обратил внимание Юрий Лотман в своих комментариях к роману: «Образ света по-лучал двойное освещение: с одной сторо-ны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с дру-гой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого авто-ра «Евгения Онегина», он сохраняет бе-зусловную ценность».

Общество неоднородно. От самого че-ловека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Евгений Онегин тратил свои лучшие го-ды на балы, театры, любовные приключе-ния. Однако очень скоро он начинает по-нимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» пустота. Евгений по-терял интерес к жизни. Он впадает в глу-бокую хандру:

Хандра ждала его на страже .

И бегала за ним она ,

Как тень иль верная жена .

Отвращение к труду, привычка к свобо-де и покою, безволие и эгоизм — вот то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

Провинциальное общество представле-но в романе карикатурой на высший свет. Уже само появление четы Скотининых на именинах Татьяны смешно. За 50 лет до написания «Евгения Онегина» эта чета бы-ла высмеяна Фонвизиным в комедии «Недоросль». Таким образом, Пушкин под-черкивает, что за срок, отделяющий со-временную Пушкину провинцию от про-винции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Представителями провинциального об-щества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили по старинке. Пушкин так характеризует отца Татьяны:

Отец ее был добрый малый ,

В прошедшем веке запоздалый ,

Но в книгах не видал вреда ;

Он , не читая никогда ,

Их почитал простой игрушкой ...

Таково было большинство представите-лей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает «милую Татьяну», с чис-той душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна наделена чуткой, романтической душой: ей нравилось бродить среди дуб-рав, мечтать, «она любила на балконе пре-дупреждать зари восход, когда на блед-ном небосклоне звезд исчезает хоро-вод...» Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой побе-де — залог победы духа народного над всем ему противостоящим. Татьяна близ-ка поэтической русской природе, лишен-ной экзотики. Так возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических пре-лестей, светской суете, когда героиня вы-нуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пе-ресоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась чистой и возвышенной:

Татьяна смотрит и не видит ,

Волненье света ненавидит ,

Ей душно здесь ..., она мечтой

Стремится к жизни полевой ,

В деревню , к бедным поселянам ,

В уединенный уголок ...

Белинский считает, что жизнь Татьяны — страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окру-жающим ее миром. Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потреб-ности новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останав-ливать на ней исполненный любви и бла-годарности взор».

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

Белинский писал, что «Евгений Онегин» «есть поэма истори­ческая в полном смысле этого слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица». Однако образ историче­ского времени необыкновенно полно представлен в сюжете произведения. Это сама эпоха, дух века, атмосфера жизни, целый спектр различных областей ее: воспитание и образова­ние, литература и театр, хозяйство и сословные отношения, быт, манеры и привычки людей той эпохи. В романе пред­ставлены все времена года, весь круговорот природы, жизнь различных слоев русского общества.

«Тут и благодатная весна, и жаркое лето, и гнилая дожд­ливая осень, и морозная зима; тут и столица, и деревня, и жизнь столичного денди, и жизнь мирных помещиков, веду­щих между собой незанимательный разговор О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне; тут и мечтательный поэт Ленский, и тривьяльный забияка и сплетник Зарецкий; то перед вами прекрасное лицо любящей женщины, то сонная рожа трактирного слуги... - и все они, каждый по-своему, прекрасны и исполнены поэзии», - пи­сал Белинский. Пушкин в своем романе коснулся самых разных тем, недаром критик назвал «Евгений Онегин» «эн­циклопедией русской жизни».

Одна из важнейших проблем, которая всегда волновала поэта, - проблема воспитания и образования в дворянских семьях. Образование в России, по мнению поэта, оставляло желать лучшего. Как правило, оно было поверхностным: учи­теля-иностранцы, приглашенные в дом, зачастую сами тол­ком не владели предметом. Естественно, что эти «учителя» не могли привить ребенку ни трудолюбия, ни интереса к нацио­нальной культуре, ни дать каких-либо серьезных, основатель­ных знаний.

Как замечает Ю. М. Лотман, учили в основном языкам - русскому и иностранным, словесности, истории, танцам, вер­ховой езде, фехтованию. Классический образец общеприня­того светского воспитания - детство Онегина:

Сперва Madam за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил...

Monsieur l"Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Выйдя в свет, Онегин хорошо знает французский язык, умеет поддержать непринужденную беседу, блеснуть эпиграм­мой, знает историю, немного понимает по-латыни, любит те­атр. Его не привлекает литература и поэтическое творчество: он бранит Гомера, Феокрита, не может отличить «ямба от хо­рея», но при этом изучает труды английских экономистов, ему знакомы основные понятия теории физиократов («...умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и поче­му Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет»).

Устав от светских развлечений, Онегин пытается читать книги, писать, однако из его занятий ничего не выходит: «труд упорный Ему был тошен». Все, что вынес герой из об­щения с гувернером, - это «великолепные» светские манеры и отличный французский язык.

В романе прекрасно владеет французским языком и Тать­яна Ларина. Она свободно изъясняется по-французски (на французском написано письмо героини), владея русским го­раздо хуже. Татьяна у Пушкина читает сентиментальную и романтическую литературу: Ричардсона, Руссо, Гете, Байро­на, Нодье.

Однако поэт представляет нашему вниманию не только интеллектуальные запросы молодых людей того времени, но и хозяйственные отношения, сословные. Так, мы узнаем, что отец Онегина «промотал» состояние и жил долгами - после смерти родителя перед Евгением вырос «заимодавцев гроз­ный полк», которым герой был вынужден предоставить свое наследство. Однако Онегин унаследовал «заводы, воды, леса и земли» после смерти дяди. В поместье Евгений ввел «прогрес­сивные новшества» в управлении хозяйством: «Ярем он бар­щины старинной Оброком легким заменил».

Пушкин рисует жизнь различных слоев русского общест­ва первой трети XIX века: аристократии Петербурга, москов­ского и провинциального дворянства.

Петербургская жизнь тороплива, ярка и пестра, насыщена событиями. Сам ритм ее быстрый, суетливый, ускользающий от человека:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Основные занятия столичных дворян - балы, утренние прогулки, обеды в ресторанах, театр. Пушкин подробно опи­сывает модный костюм героя: «панталоны, фрак, жилет», шляпа - «широкий боливар».

Интерьер, детали домашней обстановки представлены в описании кабинета Онегина:

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов...

Молодые люди из дворян нередко были франтами и щего­лями, преувеличенно заботясь о своей внешности. Об этом го­ворит нам наличие духов, большого количества «гребенок» и «пилочек» в кабинете Онегина, его привычка проводить «три часа по крайней мере пред зеркалами».

Живописно представлены блюда, которыми славился мод­ный ресторан «Talon»: «roast-beef окровавленный» и «трюфли.., французской кухни лучший цвет», «лимбургский сыр», «Стразбурга пирог нетленный», «ананас золотой».

Посещение театра - одно из любимых занятий петербург­ской аристократии. В 1817-1820 годах заядлым театралом был и сам Пушкин. Онегин - также «почетный гражданин кулис». Затрагивая театральную тему, Пушкин вспоминает известных драматургов, литераторов: Фонвизина, Княжнина, Озерова, Шаховского. Здесь мы также встречаем упоминание о знаменитом петербургском балетмейстере Дидло, «блиста­тельной, полувоздушной» балерине Истоминой.

Так постепенно из всех этих картин начинает вырисовы­ваться образ города - «блестящего» Петербурга, с его яркой, но шумной и суетливой жизнью.

Шумной суете «европейского» Петербурга поэт противо­поставляет величавое достоинство «русской», неторопливой Москвы. Пушкинская Москва - «белокаменная», «с креста­ми золотыми» на старинных главах церквей, с множеством садов, дворцов и колоколен. Москва - хранительница рус­ских традиций, русской культуры и русской славы.

Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Напрасно ждал Наполеон...

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Если Петербург следует во всем европейской моде, запад­ному ритму жизни, то ритм жизни Москвы уже иной, не­спешный и по-русски размеренный:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна...

Пышности и блеску Петербурга автор противопоставляет простоту и патриархальность Москвы, где приняты домашние обеды, где проявление родственных чувств очень естественно. И в самой неизменности этой жизни, основательности рус­ских традиций есть что-то близкое и родное русскому чело­веку.

Поместное, уездное дворянство поэт представляет нам в описании семейства Лариных. Это «простая, русская семья», не слишком интеллектуальная, но открытая, гостеприимная и хлебосольная. Жизнь поместных дворян проста, они верны «привычкам милой старины», православным обрядам, искон­ным русским традициям. Здесь поэт утверждает простые цен­ности русской патриархальной жизни:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три.

Заметим, что Пушкин изображает в романе различные грани жизни русского дворянства, не касаясь жизни других сословий - купечества, крестьянства.

В «Евгении Онегине» часто встречаются упоминания о ре­альных людях - пушкинских современниках, его друзьях, соратниках. На протяжении всего романа мы встречаем име­на Каверина, Чаадаева, Катенина, Вяземского. Все это делает изображение эпохи еще жизненнее и достовернее.

Атмосфера времени отразилась и в героях романа Как че­ловеческих типах, своеобразных характерах. Онегин - чело­век, которому многое дано от природы, натура неординарная, глубокая. Это скептик, обладающий резким, «охлажденным» умом, несчастливый, разочарованный в жизни.

Ленский, наоборот, - юный восторженный поэт, идеа­лист и романтик, пылкий и жизнерадостный, сохранивший веру в идеалы: «...Он сердцем милый был невежда».

И эти два характера очень реалистичны. «Пылкий, вос­торженный романтик и охлажденный, просвещенный и раз­очарованный скептик-байронист - именно эти два типа отно­шения к действительности были характерны для передовой молодежи того времени», - писал Д. Благой.

Ольга - тип обыкновенной, посредственной уездной ба­рышни, не отягощенной глубокими переживаниями и чувст­вами, но жизнерадостной и добродушной. Счастье для нее - в удачном замужестве, в семье, в достатке, в любви, как она понимает ее.

Татьяна - это любимая героиня Пушкина, его «милый идеал». Это натура цельная, сильная, волевая. Ей присущи твердость духа, поэтичность.

И, наконец, о мироощущении людей той эпохи, о «духе века». Как точно замечает В. Непомнящий, миропонимание это было навязано России Западом в эпоху Петра I, и суть его состояла в том, что человек был приравнен к Богу. Так про­изошла подмена многих православных понятий, исконно рус­ских нравственных ценностей. Именно отсюда пошло повсе­местное господство индивидуализма, идей вседозволенности.

Именно таковым в романе является мировосприятие Онегина, его отношение к людям и жизни.

Таким образом, Пушкин представил нам всю русскую жизнь начала XIX века, во всем многообразии ее типов. В ро­мане его живет сам дух тогдашней эпохи, ее представления, ее миропонимание. Однако «Евгений Онегин» открывает нам лишь одну страницу в жизни России, в ее истории. Но пусть «идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор» (Белинский В. Г.).

Пушкин. Проза, стихи, пьесы о поэте. М., 1988. С. 111.

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985. С. 251.

Там же. С. 426.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ком­ментарий. - В кн: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в пяти то­мах. Том 3. Евгений Онегин. СПб, 1994. С. 238.

Благой Д. Д. Пушкин - зодчий. - В кн: Благой Д. Д. От Кан­

темира до наших дней. Том второй. М., 1973. С. 158.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 426.

«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан в 20-30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы . Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», ведь энциклопедия – это справочное издание по всем или отдельным отраслям знания.

Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например, Онегин читает Адама Смита , Руссо - любимый автор Татьяны.

С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло. Вместе с автором любуемся чудной грацией "блистательной и полувоздушной" Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России , но дает точную и меткую характеристику. В Россию "за лес и сало" ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: "духи в граненом хрустале", "пилочки", "щетки тридцати родов" .

В романе “Евгений Онегин” Пушкин развивает несколько сюжетных линий, которые проходят на фоне жизни России начала 19 в, в которой читателю благодаря искусству автора, все ясно, понятно и узнаваемо. Знаменитый критик XIX в назвал роман Пушкина “энциклопедией русской жизни”. Это определение изумительно верно, ведь поэт находит самые убедительные слова и картина русской действительности, как живая, открывается перед нами.

Действительно, прочтя лишь первые 20 глав “Евгения Онегина” мы уже знаем необычайно много из жизни людей той эпохи: как воспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, когда становились взрослей, что было важно для молодых дворян, что ели и что пили; что было модно смотреть в театре, для чего люди ходили в театр. На страницах романа можно найти даже такие подробности из жизни России 19 в. как особенности экспорта и импорта (“за лес и сало” и пеньку ввозили предметы роскоши: “Янтарь на трубах Цареграда, Фарфор и бронза ... Духи в граненом хрустале” и многое другое “для забав, для неги модной”).

Однако глупо было бы думать, что этим и ограничивается “ЕО” как роман-энциклопедия. Ведь роман был написан скорее для соотечественников Пушкина, чем для нас, его потомков через 200 лет, и вряд ли ему хотелось нам показать жизнь России начала 18 столетия (действия романа происходят гг.). Скорее приходит на ум, когда читаешь роман, что Пушкин хотел показать с новой стороны те события и явления жизни, которые были свойственны русскому дворянству и народу в те годы.

На протяжении романа и в лирических отступлениях показаны все слои русского общества: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Как же Пушкин преподносит нам, читателям эти слои?

Высший свет Петербурга выступает на первый план в начале романа, в первой главе, а также в последней VIII главе романа. Прежде всего, бросается в глаза авторское отношение к высшему свету Петербурга – саркастическая насмешка над их жизнью и поведением. Например, про воспитание Евгения:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Сразу видно, что для света ничего кроме хороших манер не требуется и для того, чтобы иметь успех, надо лишь уметь кланяться “непринужденно”. Или такая деталь, как разговор светских дам:

Но вообще их разговор

Несносный, хоть невинный вздор;

К тому ж они так непорочны,

Так величавы, так умны,

Так благочестия полны,

Так осмотрительны, точны,

Так неприступны для мужчин,

Что вид их уж рождает сплин.

Однако под этой насмешкой невольно (скорее даже специально) видно авторская грусть и неприятие подобным положением дел. И уже не удивительным становится признание “довольно скучен высший тон”.

Далее в серединных главах перед нами предстает поместное дворянство и жизнь деревенской России (о том, что современная ему Россия деревенская подчеркивается также игрой слов в эпиграфе ко второй главе). Когда начинаешь рассматривать помещиков, показанных Пушкиным, то невольно в голову приходит сравнение с Гоголевскими помещиками из “Мертвых душ” (особенно на эту мысль наводит описание сна Татьяны и ее именин):

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая....

Уездный франтик Петушков,

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Пушкин не щадит никого. От его сарказма не скрывается ни один типический персонаж. Однако следует заметить, с каким мастерством ему удается добиться той золотой середины между злой насмешкой и обычным описанием. Пушкин говорит просто и без злости.

Особый интерес как представитель определенного класса представляет Ленский. Он родился в России, но воспитывался и получил образование в свободолюбивой Германии:

От хладного разврата света

Еще увянуть не успев, ...

Но такому человеку нет места в той России, которую описал Пушкин в своем романе. Не погибни на дуэли, он мог бы, по мнению автора, стать поэтом или превратиться в этакого Манилова и закончить жизнь как дядя Онегина (также интересно, что Пушкин хотел, но по соображениям цензуры не смог включить еще одну строфу, где говориться, что Ленский мог бы быть “повешен как Рылеев”).

Судьба матери Татьяны также типична для женщин того времени – она была выдана замуж за нелюбимого ей человека, но вскоре привыкла и смирилась, занялась хозяйством:

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы...

То есть заменила счастье привычкой. Этот образ очень напоминает Коробочку из “Мертвых душ”.

Только лишь в описании простого народа, Татьяны (поскольку она была “русская душою”) и Евгения (поскольку именно о нем ведется повествование) Пушкин отказывается от своей постоянной насмешки. Только к ним он относится с уважением и не пытается разоблачить подобно другим образам.

Далее в седьмой главе перед нами предстает московское дворянство, или, как сразу определяет Пушкин – “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин также саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”, но вместе с тем, поэт любит Москву, и всем запомнились его знаменитые необычайно красивые строки: “Москва... Как много в этом звуке для сердца русского слилось...”. Он гордится Москвой 1812 года: “Напрасно ждал Наполеон, / последним счастьем опоенный, / Москвы коленопреклоненной / с ключами старого Кремля...”.

Как видно, “ЕО” – действительно “энциклопедия русской жизни”, энциклопедия, в которой заново объясняется и раскрывается смысл тех явлений и той жизни, которая окружала людей эпохи Пушкина. Автор смог с помощью авторской иронии, лирических отступлений и необычайно красочных и исторически верных образов рассказать в своей “энциклопедии” о главном в жизни людей.

Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» славится не только своим лёгким и воздушным стилем повествования и не одной лишь сюжетной линией отношений Татьяны и Онегина. Я полагаю, что в первую очередь произведение необходимо называть энциклопедией русской жизни, которая приоткрывает читателям окно в мир России в далёком девятнадцатом веке.

С самого начала повествования читатели узнают многие интересные детали о том, как происходило воспитание детей в те времена. К примеру, на примере главного героя, Евгения Онегина, мы можем заметить, что образование было совершенно иным, нежели в наши времена двадцать первого века. Первостепенное значение уделялось французскому языку и правилам поведения в светском обществе, то есть было полностью гуманитарным. То же самое можно сказать и о литературных пристрастиях молодых людей – в приоритете была любовная лирика и незатейливые романы, воспевающие тот самый праздный образ жизни, к которому склонялся и Онегин.

Невозможно не обратить внимания и на описания быта персонажей, которые занимают существенную часть романа. К примеру, большая часть жизни помещиков, кажется, была посвящена пирам, отдыху, различным празднованиям, мелким бытовым хлопотам и соблюдению исконно русских традиций. Как читателям, нам трудно не заметить того, насколько однообразна и однобока была их жизнь – без стремления к знаниям, без тяги к тому, чтобы познавать мир и узнавать что-то новое. Однако, как все мы знаем, Пушкин любил Россию и умел находить особое очарование даже в недостатках русского народа, поэтому через весь роман автор словно пропускает нить доброжелательности и симпатии к героям произведения.

На мой взгляд, «Евгений Онегин» обладает замечательным свойством – он словно возвращает каждого из нас в прошлое, в те далёкие годы патриархальной России. Благодаря многочисленным метафорам и эпитетам образы из романа буквально оживают в голове, а высокая детализация повествования позволяет вообразить всё до последних мелочей и составить своё мнение о жизни русского народа в девятнадцатом веке, что и позволяет нам называть данный роман Александра Сергеевича Пушкина энциклопедией русской жизни.

Сочинение Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни

Великий поэт 19 столетия, Александр Сергеевич Пушкин, прославленный на все времена за его живописную поэзию является так же автором романа «Евгений Онегин».

Создавая этот роман, Пушкин, во всех тонкостях описывает то время, привычки жителей России разных сословий, духовную жизнь, внутреннее убранство. Социальные и моральные аспекты проходят через все произведение.

Это произведение оказалось настолько глубоким и интересным, что критикам трудно было удержаться и не написать пару строк о нем. Вот и Виссарион Григорьевич Белинский отозвался о нем как о «энциклопедии русской жизни». И ведь на самом деле этот роман как настоящая энциклопедия, она показывает русскую жизнь начала XIX века почти со всех сторон. Время начала прошлого столетия являлось подъемом самосознания общества. Дворянство было против монархии и крепостного права. Люди начинают интересоваться философами Запада. Так почему же его назвали «энциклопедией русской жизни» ?

Наверное, потому, что показывая нам главного героя, можно узнать как жили люди тех времен, чем занимались, какое было воспитание. Детям было все дозволено, их баловали, обучали шутя, и постоянно присматривала за ними няня.

А так же в деталях рассказывает об основах обучения: дворяне обязательно должны были владеть французским, умением танцевать мазурку, «кланяться непринужденно» и «наука страсти нежной».

Не обошлось без внимания и быт дворян в поместье. Настолько знакомое Пушкину по рассказам его няни Арины Родионовны, которая часто рассказывала об этом. Они занимались солениями, топили баню, вели бухгалтерию поместья.

В нашей стране всегда чтили традиции и праздники, и не рассказать об этом было нельзя, тем более описывая всю сущность России в те времена. Пушкин вскользь затрагивает традиционные праздники. Как праздновали масленицу с блинами, водили хороводы, пели народные песни.

В главной героине Татьяне Лариной, Пушки изображает настоящую русскую женщину.

Татьяна верила преданьям. Она верила в сны и гадания, будь то карточные или на луне, чтила традиции. Не смогла бросить мужа, не смотря на свою любовь к Онегину, которая длилась большую часть ее жизни и была очень сильной. Ведь юношеская любовь является самым сильным чувством.

Не смотря на то что основные события проходили в губернии Пушкин не мог обойти описание Москвы стороной. Он хотел подчеркнуть ее консерватизм, верность традициям. Вернувшись в Москву Онегин не увидел в ней никаких перемен, те же люди в тех же одеяниях, все осталось без изменений.

В романе Пушкин, тщательно описывает героев и их окружение, их характер. Поступки героев говорят нам об их нравах и вере. Ему всецело удалось осветить эпоху того времени.

Для 9 класса

Несколько интересных сочинений

    Мне нравится ходить в апреле в лес. Я люблю слушать, как пробуждается природа весной. Когда начинается таяние снегов, то повсюду слышны журчания ручейков.

  • Твір Без дружби життя

    Дружба – це невід’ємна частина життя. Бо людина є істотою суспільною. Але є люди, які відчувають себе одинаками. Вони живуть самі по собі. Можливо – це їхня риса характеру. Але чи можливо всім жити в однині?

  • Характеристика героев романа Обломов (описание главных и второстепенных героев)

    Обломов - потомственный дворянин старой закалки. Ему 31 - 32 года, живет в Петербурге в небольшом съемном жилье, и является человеком, который все свое время проводит дома.

  • Сочинение Школьные годы чудесные

    Самое лучшее время – детство. И практически все приятные воспоминания связаны со школой. Это самая беззаботная пора. Ты уже вырос и начинаешь соображать, а жизненных проблем еще нет.

  • Пришло лето и мы с друзьями, часто ходили гулять. В один такой день мы пошли играть на площадку к Петиному дому.

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, написанный в 1823-1831 годах, отразил жизнь русского общества в один из интереснейших моментов его развития - в эпоху пробуждения самосознания в обществе после Отечественной войны 1812 года, в период появления в дворянской среде “лишних людей” и возникновения тайных обществ. Истинный писатель всегда отражает в своем творчестве то, что характерно для эпохи, в которую он живет и творит. Листая страницы романа, погружаешься в неповторимый мир пушкинских 20-х годов XIX века: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев “о вине, о псарне, о своей родне”, переживаешь с Татьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы.

Александр Сергеевич Пушкин удивительно точно, несколькими штрихами, рисует жизнь и быт всех слоев русского дворянства. Тон задает петербургское общество.

Бывало, ом еще в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут...

Чем заполнен день Онегина? Прогулка по бульвару, роскошный обед в модном ресторане, театр, бал и позднее возвращение домой, когда уже пробуждается “Петербург неугомонный”. Символично, что трудовой город, выразительно и лаконично изображенный Пушкиным, живет по другому времени. Их пути не пересекаются.

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит...

Главный герой романа живет в эпоху, когда крепостное право, против которого выступало передовое дворянство, еще не было отменено. Это было время пробуждения самосознания в обществе, что не могло не отразиться на внешней стороне жизни дворянства. Мы видим, как расширяется круг знакомства с западноевропейской литературой. Имена Канта, А. Смита, Гиббона, Гердера, Руссо говорят об интересе дворян не только к художественной литературе, но и к серьезным научным произведениям:

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Интересы и интеллектуальные увлечения дворянской интеллигенции А. С. Пушкин раскрывает не только в образе Онегина, но и в образе его друга Ленского. В этих разных по характеру героях полно и глубоко выявляется интеллектуальный уровень молодых людей того времени. Их объединяет пытливый ум, эрудиция. Споры этих представителей дворянской молодежи опираются на труды европейских философов, экономистов, историков. Это говорит об ориентации молодых дворян того времени на культуру Западной Европы, что, с одной стороны, свидетельствует об их высокой образованности, а с другой - о потере интереса ко всему русскому. Особенно остро это чувствует Татьяна, ставшая “равнодушною княгиней”, “законодательницей зал”. Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину:

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

Пушкин сумел необыкновенно ярко показать московское дворянство. Он представил нам этот свет, “цвет столицы”, в лицах - это “знать” и “моды образцы”, “везде встречаемые лица, необходимые глупцы”. На балу мы видим и “бального диктатора”, и “залетного путешественника”, и субъекта, заслужившего известность “низостью души”, и “на все сердитого господина” - но дельного человека среди них нет.

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется темный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой.

Точная характеристика столичной элиты, данная Пушкиным в этих строках, показывает чопорность, надменность, фальшь, а также убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Представители поместного дворянства тупы и неразвиты. Их разговоры бессмысленны: о сенокосе, о родне, о псарне; на именинах у Татьяны “целью взоров и суждений” был жирный пирог, “к несчастию, пересоленный”. Становится понятной хандра Онегина, глубокая и скрытая грусть Татьяны^ которым трудно жить в таком окружении.

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно...

В результате мы приходим к выводу, что в основе характера московских дворян лежит бездуховность, отсутствие каких-либо интересов, застойность жизни. Но в то же время мы замечаем, что семья Лариных описана Пушкиным по-другому, с симпатией, потому что его привлекает в этих людях простота, отсутствие фальши:

Они хранили в -жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод...

Автор явно симпатизирует Лариным из-за их близости к русским национальным традициям. Лучшие нравственные качества Татьяны воспитаны не француженкой-гувернанткой, а крепостной няней. Недаром охваченная любовью к Онегину Татьяна открывает душу своей няне как самому близкому человеку на свете. Но, когда читаешь их диалог, возникает впечатление, что эти две женщины разговаривают на разных языках, совершенно не понимая друг друга. В рассказе “Филипьевны седой” мы находим осуждение Пушкиным крепостного права, которое отнимает у людей даже право любить.

Но душа народа живет в песне, которую поют дворовые девушки, “собирая ягоду в кустах”, в сказках, обычаях, обрядах. Поэтому описание природы наполнено в романе картинами народной жизни, что придает ему национальный колорит.

Роман “Евгений Онегин” - это сложное и многоплановое произведение, в котором А. С. Пушкин касается разрешения самых разных трудностей, как нравственных, культурных, так и социальных, экономических, бытовых. Этот роман является истинной энциклопедией русской жизни, в которой отражены не только судьбы людей, но и вечные проблемы, существующие в любое время.



Вверх