Сколько градусов в печи крематория. Кремация: как это происходит

Каждые 10 минут машинисты Минского крематория обязаны открывать задвижку в печи и помешивать прах покойного. Они делают это с абсолютно невозмутимым видом, повторяя, что в их работе нет ничего сверхъестественного: «Люди рождаются, люди умирают». Журналисты TUT.BY лично наблюдали за процессом кремации и выяснили, почему во время работы здесь не принято посыпать голову пеплом.

(Всего 17 фото)

Спонсор поста: Фантастика 2013 в хорошем качестве!
Источник: tut.by

В 2013 году кремировали 39 процентов умерших

Монументальное здание из красного кирпича, окруженное колумбарными стенами и кладбищенскими могилами, не назовешь приятным местом для работы. Воздух здесь словно пропитан человеческим горем. Если в 80-е здесь проводили около 1000 кремаций в год, то сегодня их число превышает 6300. В прошлом году через кремацию прошло около 39 процентов умерших.

1. Минский крематорий был открыт в 1986 году неподалеку от Северного кладбища.

2. Незаполненные в колумбарии ячейки — бронь. Родственники заранее беспокоятся о том, чтобы после смерти быть «рядом».

Заместитель начальника крематория Александр Дубовский объясняет повышенный спрос тем, что по сравнению с кладбищенской могилой за ячейкой колумбария не нужен специальный уход. Кроме того, мест на кладбище с каждым годом становится все меньше и меньше. И в дальнейшем, предсказывают специалисты, нагрузка на крематорий будет лишь возрастать. В Европе сегодня кремируют порядка 70 процентов покойных, а в Японии – до 98.

3. Ритуальный зал

4. Тем, кому по несчастью доводилось бывать в крематории, известна лишь его внешняя сторона – ритуальные залы (их три) и магазин с соответствующим ассортиментом (цветы, урны, надгробия и т. д.). Кремационный цех и другие подсобные помещения располагаются на уровень ниже, и посторонним сюда вход воспрещен.

5. Длинные и темные коридоры, по которым провозят на тележке гробы с покойными, связаны с ритуальным залом через подъемный механизм.

6. С его помощью гроб поднимают для прощания с родственниками.

Машинисты ритуального оборудования — 5 человек на всю республику

Несмотря на специфику работы, внизу также «кипит жизнь». В кремационном цеху работают сильные духом люди — с закаленной психикой и здоровым взглядом на вещи. В официальных документах их называют «машинистами ритуального оборудования» – они представители редкой в нашей стране профессии, если не сказать штучной.

7. В единственном в республике крематории эту работу выполняют всего 5 человек – исключительно мужчины. Сами они искренне удивляются, когда их профессию называют тяжелой или неприятной. И тут же вспоминают, что работники морга (пожалуй, самые искушенные прозой жизни люди) — и те с опаской относятся к работникам кремационного цеха, называя их «шашлычниками». Однако, вопреки расхожему мнению, ни горелым, ни жареным здесь не пахнет. Трупный запах бывает изредка – чаще всего, когда человек умирает в почтенном возрасте и очень быстро начинает разлагаться. В день нашего визита неприятных запахов мы не заметили.

Впечатляет трудовой стаж местных «печников». Оба Андрея, один – с усами, другой – без, работают в крематории больше 20 лет. Пришли, как они говорят, молодыми, крепкими, стройными парнями. Понятное дело – с расчетом поработать здесь временно. А потом «вработались», и вот – уже полжизни прошло в стенах крематория. Мужчины говорят об этом без тени сожаления. Кажется, они действительно вполне довольны своим положением. Лицом к лицу с покойниками, мол, не пересекаются (кремируют умерших людей только в закрытом гробу и вместе с гробом), а всю основную работу поручают машине.

Раньше «дым шел столбом», сегодня работа машиниста непыльная

Процесс кремации сегодня действительно автоматизирован. В цехе установлены четыре довольно современные чешские печи. В одной из них сжигают послеоперационные онкологические отходы, а остальные – используют по прямому назначению. По словам Александра Дубовского, со старым оборудованием здесь «шел дым столбом». Теперь работа машиниста относительно непыльная.

После того как по умершему отслужат панихиду, из ритуального зала гроб перевозят либо в холодильник (если все печи заняты), либо прямиком в цех. Работники крематория рассказывают, что часто сталкиваются с мнением, что якобы перед сожжением они достают из гроба золото, часы, а также снимают с покойника хорошую одежду, туфли. «Вот вы наденете на себя одежду с покойного?» — в лоб задает вопрос Андрей, которому явно поднадоели такие разговоры. И не открывая крышку гроба, машинист быстро загружает его на подъемник.

8. Теперь нужно дождаться, пока компьютер даст «зеленый свет», и только после этого можно отправлять в нее покойника. Программа автоматически задает необходимую температуру (как правило, не ниже 700 градусов по Цельсию). В зависимости от массы тела и его состояния кремация занимает от часа до двух с половиной часов. Все это время машинист обязан контролировать процесс. Для этого в печи есть небольшое стеклянное отверстие, заглянуть в которое вряд ли отважатся слабонервные люди.

9. «Просто относишься к этому так: надо сделать, и всё. И даже в самом начале старался думать, что просто коробку закинул. Я, бывало, и один сутки работал. Живых надо бояться, а не мертвых».

«Если пришел Иванов, значит, отдадут прах Иванова»

Главное, говорят мужчины, выполнять свою работу качественно. А критерий качественной работы для крематория, это отсутствие путаницы. Выражаясь словами героев статьи, «если пришел Иванов, значит, отдадут прах Иванова». На каждого покойного заводится что-то наподобие паспорта: на бумаге указывают имя, возраст, дату смерти и время кремации. Любые перемещения гроба или праха возможны только с этим документом.

10. После окончания кремации данные записывают в специальный журнал.

11. «Тут все зависит еще от машиниста, насколько тщательно он выгребает останки», — продолжает рассказ Андрей. «Вот смотрите, как выгребается покойный. Тут только кости, органическая часть вся сгорает. И потом прах идет в кремуляторную, где в шаровой мельнице перемалывают остатки кальция-костей. И вот, что остается от человека».

13. Прах, перемолотый в кремуляторе

Андрей показывает нам емкость с мелким порошком. Если не пытаться проворачивать события назад и не представлять себе, каким был этот человек в жизни, можно смело работать. Машинист пересыпает прах в специальный мешочек и прикрепляет к нему «паспорт». Затем «порошок» попадает в комнату выдачи праха, где организаторы упакуют его в урну и отдадут заказчику. Или не отдадут заказчику, потому как тот попросту за ним не придет. Это хоть и редкий случай, но регулярно повторяющийся. Урны могут месяцами ждать своих родственников, пока работники крематория не начинают искать тех, кто заказал кремацию и каким-то удивительным образом о ней забыл.

«Единственное, к чему сложно привыкнуть, это к детским кремациям»

14. Каждый день в этом цеху кремируют порядка 10-18 человек – с разными судьбами и жизненными историями. Средний возраст умерших, рассказывают машинисты, около 60 лет. Обычно в причины их смерти здесь стараются не вдаваться. Но когда дело касается детей, даже суровые «печники» меняются в лице. И самое страшное, по мнению мужчин, когда привозят ребенка от года и старше. К счастью, таких случаев бывает немного.

15. Комната отдыха для суровых мужчин

— Я помню, маленького сгребал, и среди праха машинка железная была (не сгорела. – TUT.BY) . Так она мне потом снилась еще долго. Гоночная такая. Встанешь ночью, пот скинешь, сходишь в туалет и думаешь, как такое могло присниться? Единственное, к чему сложно привыкнуть, это к детским кремациям. Первый ребенок, которого кремировал, это была девочка, годик ей был. Ладно там новорожденный, а когда поживший… И еще видишь, как родители плачут…

Деньги не пахнут

Дети – это единственный повод для скупого мужского сочувствия. 22-летний Александр Канончик старается рассуждать сухо: «Люди рождаются, люди умирают. Что в этом такого?» Когда он только начинал работать в крематории, его предупредили, что сюда часто приходят на 2 недели, а потом не выдерживают – уходят.

16. В этом деле необходимо совершенно четкое разграничение «работа-дом», иначе даже зарплата «выше среднего» не сможет успокоить. Машинисты ритуального оборудования грязными зарабатывают около 7,5-8 млн в месяц (примерно 27700-29700 рублей). «Деньги не пахнут», — спешит напомнить машинист Андрей, который показал нам процедуру кремации. Мужчины гордятся, что в последнее время к ним привозят покойников даже из России. Молва разнесла, что у них «все по-честному».

17. Прощаемся с крематорием

«До свидания», — бросают короткую фразу работники крематория. «Надеемся, что встретимся с вами еще очень не скоро», — отвечаем мы и с радостью покидаем это пусть и любопытное, но печальное место.

Наталья Кравчук

Наталья Кравчук

Как на самом деле функционирует это окутанное мифами место, рассказывают и показывают сотрудники крематория на столичном Байковом кладбище

Мрачное и необычное здание киевского крематория - гигантские белые бетонные полусферы - стоит на холме на территории знаменитого Байкова кладбища, самого старого и престижного в стране. Здесь всегда многолюдно, временами процессии идут одна за одной, конвейером. Мы напросились сюда на своего рода экскурсию, чтобы увидеть, как функционирует это окутанное мифами место. И нам показали весь процесс - от оформления процедуры кремации до момента выдачи праха родственникам.

Провести "экскурсию" по крематорию соглашается начальник кремационного цеха - спокойный, приятный мужчина лет 50-ти. Он общителен и охотно отвечает на все вопросы, однако сразу же озвучивает свои требования: не указывать его имени, фамилии и не фотографировать его лично. Точно так же себя поведут почти все сотрудники КП Киевский крематорий, а их тут чуть больше сотни. Не все здесь готовы рассказывать, где работают и чем занимаются. Оно и понятно: работа - не из легких во всех смыслах.

Первым делом нас ведут в административный корпус, где оформляют процедуру кремации. Сюда приходят родственники, чтобы договориться о датах, согласовать условия и оплатить услугу. Прайс-лист висит на сайте крематория в открытом доступе. Общий ценник тут - чуть больше 4 тыс. грн. Из них сама процедура кремации стоит 445 грн, в остальные расходы входят аренда катафалка, предоставление ритуального зала, покупка урны, отпевание, оркестр и нанесение текста на урну. Все это варьируется в цене. Самая дорогая урна, к примеру, стоит порядка 1,5 тыс. грн, самая дешевая - 525 грн.

За год сейчас проходит более 12 тысяч кремаций, и это число увеличивается. Это больше, чем было: раньше едва доходило до 10 тысяч, - рассказывает наш сопровождающий. Он связывает это с двумя вещами. Во-первых, говорит он, все больше людей еще при жизни выбирают такой вариант собственного погребения, считая его более экологичным. А во-вторых - в столице банально переполнены кладбища.

В среднем в месяц тут проходит больше тысячи кремаций, но все зависит и от времени года: летом умирают чаще, потому что обостряются хронические заболевания и сердце не выдерживает жару.

В крематории сразу несколько залов для прощания: два маленьких тут же, в админздании, и два больших чуть поодаль, в том самом известном здании в виде бетонных полусфер. Сперва заходим в маленькие - сейчас они как раз пустуют.

Один зал считается обычным, а второй у нас - как VIP-зал. Здесь не так жарко летом и не холодно зимой, есть обогреватели. Раньше здесь было маленькое урнохранилище, но теперь его реконструировали в зал, - рассказывает сопровождающий.

VIP-зал отличается еще и тем, что в нем организовывают процедуры прощания для представителей разных конфессий. Стены тут практически голые, а все элементы вроде распятий и икон легко демонтируются при необходимости.

VIP-зал

И в первом, и во втором залах, в отличие от двух других в следующем здании, нет лифтов - после прощания гроб увозят вручную. Второй зал украшен пестрым голубым барельефом - уникальным памятником советской архитектуры. Его создали в 1975-м, когда строилось здание самого крематория. Его авторы - художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко - 13 лет работали над еще одним мега-проектом, который должен был вырасти неподалеку от необычной формы здания крематория - Стеной Памяти длиной 213 м, высотой от 4 до 14 м. Элементы огромного горельефа, Стены, должны были быть выкрашены в яркую глазурь, отражаться в воде озера и символизировать Любовь, Материнство, Весну, Творчество и прочие радости бытия. Но когда на строительство ушло 13 лет и Стену оставалось лишь выкрасить, случилось невероятное: в 1981 году городские чиновники вдруг сочли сооружение "чуждым принципам социалистического реализма". То ли на Стене было слишком мало советской символики, то ли кто-то из функционеров побоялся ответственности за слишком вольнодумный подход к трактовке загробной жизни, но эпичное сооружение было приказано уничтожить. На это ушло три месяца и 300 КАМАЗов бетона. Заливали им Весну, Любовь и иже с ними те же самые рабочие, которые помогали художникам их отливать.

Стена Памяти изначально задумывалась как элемент, который должен отвлекать внимание скорбящих. Глядя на воплощенные в бетоне картинки из известных мифов, люди могли бы размышлять о жизни и бытие или вспоминать усопших родственников. Сейчас никто из действующих работников крематория уже и не помнит, как выглядели рисунки на Стене. Теперь она выглядит как бетонный вал, обросший плющом.

Все, что осталось от Стены Памяти

Пока мы говорим обо всем этом, я замечаю, как с задворок на нас поглядывает молодой батюшка.

Это отец Владимир, он один, кто у нас тут постоянно задействован. Вон там его приход, - показывает наш сопровождающий на небольшой деревянный храм на холме.

Все остальные священники приходят на церемонии из разных церквей.

Пока мы поднимаемся по колумбарию на горку, к большим залам, наш "экскурсовод" рассказывает, что к Стене и крематорию часто приходят фотографироваться.

Иногда готы приходят тоже, по ночам тут гуляют. Бомжи, бывает, заходят, крадут все, что можно потом сдать или продать, металлические конструкции, например, - говорит он.

Возле больших залов - многолюдно. То тут, то там рассредоточены группки родственников и катафалки - в основном, черные Мерседесы. В одном из них на переднем сидении женщина под 50 с карманным зеркальцем в руке красит губы. На ее груди - бейдж, выдающий в ней сотрудницу ритуальной службы. И в первом, и во втором залах идет прощание. Мы заглядываем в самый большой, там отпевают молодого парня. На задней стене зала - панно из искусственных цветов.

Как-то раз хоронили молодую женщину, кажется, была директором турфирмы, - вспоминает наш собеседник. - Кажется, погибла в Турции, что ли. Так они это все панно обложили за свой счет живыми цветами.

Когда батюшка заканчивает панихиду, за дело принимается трубач, наигрывая грустный мотив. Он тоже штатный сотрудник крематория, но по желанию родственников можно пригласить и музыкантов с оркестром из других компаний. Когда он доигрывает, гроб накрывают крышкой и опускают лифтом вниз. Родственники расходятся. Местная сотрудница ритуальной службы, бойкая черноволосая женщина в синем пуховике, снимает портрет, собирает все, что принесли родственники, и быстро меняет на новое. Вместо портрета парня появляется фотография немолодой женщины.

Давай! - командует ритуальщица куда-то вдаль. Мужчина в черном с повязкой на рукаве по команде выгружает из катафалка следующий гроб, его заносят на подмостки и приступают к новому прощанию. Этот гроб даже не открывают, все проходит быстрее. На крышку кладут несколько букетов и буханку черного хлеба.

Мы выходим на улицу. Территория у залов выложена брусчаткой. Наш сопровождающий рассказывает, что и это - задумка архитектора Милецкого.

Так задумано было, чтобы люди, которые идут в процессии, смотрели под ноги, а не зевали, - объясняет мужчина.

Сквозь ряды колумбария идем в следующий пункт - кремационный цех. Туда, где оказываются гробы после прощания. Устроено все так: под землей пролегает тоннель длиной 75 м, по которому гробы перевозят на специальном электрокаре. Вернее так называет это наш собеседник, но позже мы увидим, что напоминает этот вид транспорта скорее большую тележку.

Пока идем к кремцеху, сопровождающий рассказывает о колумбарии. Здесь сейчас всего 16 участков. Есть новые и старые - в холме и в земле вокруг. Те, что в земле - это что-то вроде семейных склепов. Туда вмещается по четыре урны. Видно, что на некоторых надгробных плитах осталось пустое место - значит, сюда еще будут подхоранивать. Тут виднеется и новый участок с пустыми ячейками под урны.

Мест очень мало осталось. Очень-очень, - вздыхает мужчина задумчиво. - На пару лет и все. Сейчас весной пойдут-пойдут и вот это все займут. Зимой редко кто захоранивает - холодно, мороз.

Сверху на холме - отдельный участок для "братских могил". Сюда раз в год захоранивают урны, за которыми никто не пришел. Я иду вдоль участка и вижу квадратные бетонные таблички с фамилиями на них. Сверху - год смерти. Самые старые датированы 2003-м. Бывает, что родственники приходят за урной и через несколько лет. Тогда ее находят в общих захоронениях по фамилии и изымают.

Мы подходим к кремационному цеху. На нас кидаются с лаем две собаки. Мужчина спешит заверить, что они - привязаны. Под ногами одной из них путается маленький черный пузатый щенок. Пытается копировать взрослую и тоже лает, но у него получается смешно.

Смотрите, выжил, - кивает на него наш сопровождающий. - Это подкинул кто-то.

Он на пару секунд скрывается за тяжелыми металлическими воротами в цеху, чтобы предупредить рабочих, что пришли журналисты, потом заводит нас внутрь. Здесь нет ничего, кроме длинного бетонного туннеля - того самого, который уходит к большим залам, металлических стеллажей для гробов и печей. Печи - их восемь, то есть, четыре блока по две печи - закупались еще во время строительства крематория.

Там вон холодильная камера, но она уже давно не работает, - кивает мужчина на приоткрытые зеленые двери с соответствующей надписью. - А что делать, если даже в моргах они уже в некоторых давно не работают. Но есть и работающая холодильная камера. Правда, в админкорпусе.

К нам выходят работники цеха. Слышно, как где-то в туннеле звенит звонок: это сигнал, что пора ехать забирать очередной гроб из зала. Один из мужчин, Дмитрий, запрыгивает на подмостки своего транспортного средства и скрывается в туннеле. Прохожу немного вперед и вижу, что возле стены стоит мисочка с водой и пустая тарелка.

Кошки живут здесь, - объясняет наш сопровождающий. - Тут мышей столько и крыс - туннель же под землей.

Через несколько минут появляется Дмитрий, перед собой везет сразу два гроба. Судя по всему, это те покойники, прощание с которыми мы наблюдали наверху. Возле одного из них - буханка хлеба. Крышки просто лежат наверху, не привинченные и никак не прибитые, чуть скошенные на пару сантиметров в сторону. Дмитрий берет специальный металлический крюк, поддевает гроб под крышкой и стягивает на тележку. Потом перекладывает на подмостки у стены - ждать, потому что печи пока что заняты.

На крышке гроба лежит бумажка с данными покойного. Внутри - металлический жетон, на котором выгравирован индивидуальный номер, присвоенный этому покойнику. Когда останки достанут из печи, жетон будет в них как подтверждение личности для идентификации.

Обходим печи с другой стороны. Из-за них выглядывают трое мужчин - местные рабочие. Называться и фотографироваться тоже не хотят. В печи есть круглое отверстие, через которое видны языки пламени. Один из рабочих открывает заслонку, чтобы мы увидели, что внутри: языки пламени и кости.

Процесс сжигания занимает час-полтора, зависит от габаритов, объясняют нам.

Иногда кладут в гроб всякое. Сапоги какие-то или бутылку самогонки. Самогонка - опасно, оно же может взорваться, - рассказывают мужчины.

Я спрашиваю у них, откуда взялись слухи о том, что тут, в крематории, во время Майдана сжигали убитых митингующих. Наш сопровождающий отмахивается, говорит, что после того скандала к ним приходили с проверкой из Генпрокуратуры, но ничего подозрительного не нашли. Кремационный цех, объясняет он, снабжен счетчиками, которые считают потребление газа, и чтобы понять, имел ли место перерасход топлива, нужно просто перепроверить показатели.

Напротив печей находится отдельная комната, в которой кости, извлеченные из печи, на специальной машине измельчают в прах и выдают в урне. В комнатке - стол, на котором включена настольная лампа, лежит журнал со сделанными от руки записями. Туда вносят фамилии покойников - ведется учет. Вдоль стены - шкаф. На стекле - черно-красная наклейка Правого сектора. Над полками - деревянное распятие. На полу - железные ячейки, похожие на крытые совки от лопат, в которых лежат еще не перемолотые кости, и такие же металлические ведра. На каждом - бумажка с данными о покойнике, внутри - тот самый металлический жетон.

Иногда кладут в гроб всякое. Сапоги какие-то, или бутылку самогонки. Самогонка - опасно, оно же может взорваться

Вон там внутри два таких гранитных шара, - местный работник, мужчина в синем комбинезоне открывает круглую дверцу в одной из машин. - Эти шары перетирают кости в прах, перед тем, как помещать кости туда, я беру вот такой большой магнит и вытягиваю на него все металлические элементы. Их складываем в специальный контейнер.

Он машет рукой в сторону контейнера - там лежат переплавленные гвозди от гробов, виднеется ремешок от часов и каркас металлического зубного протеза.

Перемолотый прах помещают в пакет, сверху кладут жетон, все это складывают в урну. Обычно ее вместительность - порядка 2,8 кг. Сюда же кладется металлический жетон, который был с телом покойного во время кремации. Так родственники смогут убедиться, что им выдали того, кого нужно.

Кроме кремации человеческих тел, здесь иногда кремируют животных: хозяева могут заказать такую процедуру, например, для любимой собаки. Также у КП Киевский крематорий есть лицензия на кремацию биологических отходов, которые, как правило, привозят из медучреждений.

Комната, где останки перемалывают в прах и высыпают в урны

Дальше идем в урнохранилище, куда приходят получить урну с прахом. У входа в само хранилище - окошко для выдачи. Женщина проверяет документ и выдает прах. Тут же стоят примеры надгробий, плит и памятников, которые можно приобрести для захоронения праха.

Мы проходим мимо женщины и попадаем внутрь. Здесь - десятки стеллажей с урнами. Они все разной формы, есть из камня, из дерева и даже из керамики, подавляющее большинство - черного цвета. Каждый стеллаж помечен листом А4 с напечатанной буквой - той, на которую начинается фамилия усопшего. Но разбросаны они хаотично, не по алфавиту.

Между рядами ходит женщина с бумажкой в руках и выискивает нужное, чтобы отнести на выдачу. Ей помогает мужчина - в комбинезоне, шапочке и очках. Представляется Александром. От фото не отказывается и даже немного позирует. Работу делает методично, по нему видно, что занимается этим делом давно. Он ищет урны, которые нужны будут на выдачу и захоронение завтра. Я спрашиваю у него про странный порядок букв на стеллажах.

Да мы привыкли уже, много лет так, - говорит мужчина. Его должность звучит как заведующий урнохранилищем, но подчеркивает, что не главный тут - "над ним еще женщина". Я пытаюсь посчитать вместительность урнохранилища хотя бы в приблизительных цифрах. На одну полку стеллажа помещается 12-13 урн, в стеллаже - пять полок. Выходит порядка 70 урн на один стеллаж.

Чтобы найти на стеллаже с буквой нужную урну, приходится читать каждую гравировку: ни фотографии, ни какого-то другого маркера нет.

Когда родственники забирают урну, они сами решают, что делать дальше: захоронить ее здесь же, в колумбарии, забрать с собой, увезти в другой город или страну, или же развеять прах там, где пожелал усопший в своем завещании.

Цель данной публикации - расширить представление о кремации как современном способе захоронения, который стремительно развивается практически во всем мире. Наибольшее развитие он получил в Японии, Великобритании, Франции, Германии, Польше и Чехии.

Среди многих рациональных соображений, ведущих к кремации усопших, приоритетным является именно гигиенический аспект, прежде всего охрана источников питьевой воды и недостаток земельных мест для классического захоронения. Вредное воздействие кладбищ на подземные воды намного больше, чем общество предполагает. Речь не только об экологии, но и об экономике. Расходы захоронений в крематориях на 20-25 процентов дешевле в сравнении с захоронениями в земле.

О том, как осуществляется сам процесс кремации, мы попросили рассказать генерального директора Новосибирского крематория А.М. Кравчука.

Для России процесс кремации не является пока привычным способом захоронения. Именно поэтому нужны определенные знания о сущности процессов, протекающих в кремационной печи, а также понятие обо всей процедуре этого нового для россиян вида захоронения.

Признаюсь, мне самому пришлось немало потрудиться, чтобы во всех тонкостях постичь основы кремационных процессов. Когда впервые увидел печь, которая в два раза меньше обычного металлического гаража, то подумал, что смогу быстро разобраться в технологии и основное внимание уделю обряду, организации собственно ритуала прощания. Именно там, в душевной горести людей, как мне казалось тогда, будут основные мои заботы. Но когда стал вникать, увидел сложнейшую компьютерную начинку, понял, что это только с виду печь выглядит маленькой.

Истории современной кремации более 100 лет. Много ученых в мире трудились над этой задачей. При всей кажущейся простоте конструкции печи сама кремация как технология предстала для меня как емкий, высокотехнологичный инженерно-биологический, последовательно управляемый с помощью электроники процесс.

Но все по порядку. Кремационный процесс возвращает природе тела усопших после предварительного сжигания в кремационной печи. Чтобы превратить труп человека в горстку пережженных белых косточек, которые легко превращаются в пепел, требуется очень высокая температура, 860-1100 градусов Цельсия. Такой температуры легче достичь, сжигая не твердое топливо, а газ, который может дать необходимую для сжигания трупа температуру. Мало достичь высокой температуры, нужно еще добиться того, чтобы сжигать труп не в пламени огня, а в струе раскаленного воздуха. В этом случае будет гарантия, что останки не смешаются с продуктами горения топлива.

Камеру сжигания делают из огнеупорного кирпича; размером она более обширна, чем самый большой гроб. Чтобы исследовать и постичь конструктивные детали, я сам неоднократно залазил в эту самую камеру сжигания. Находясь в печи, представлял все физические процессы, которые происходят во время сгорания: как происходит подача газа, воздуха; за счет чего создается давление; из каких форсунок и в какой момент проводится нагнетание горячего воздуха; за счет чего происходит огненное вихрение; куда отходят газовые продукты сгорания; каким образом осуществляется дожиг останков с помощью дополнительной горелки.

Процесс кремации должен проводиться до полной минерализации органической массы, при соблюдении строгой сепарации праха отдельных умерших. Совершенно неприемлемо ускорять процесс путем воздействия более высоких температур, делением тел или разгребать горячие остатки.

Мертвые тела отличаются с точки зрения кремации по возрасту усопших, по времени, которое истекло между смертью и кремацией, по применяемым лекарствам при длительных болезнях, ведущих к смерти, и по весу.

Классическим примером влияния длительного лечения на процесс кремации является затруднительное сжигание кальцинированных тканей умерших от туберкулеза. Во время моего знакомства с работой крематориев в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Милане, Кельне, Риме, во многих чешских крематориях персонал откровенно делился со мной опытом. Например, рабочие зала печей рассказывали мне о таких своих наблюдениях: кремация более полных умерших протекает очень быстро, как спички вспыхивают тела наркоманов. И наоборот, тела умерших от рака горят на 20-35 минут дольше. Я сам неоднократно в глазок печи наблюдал за кремацией раковых больных. Интересно, что пораженные опухолью ткани фактически не горят, или горят, но совсем другим - синим, сияющим пламенем, как будто это не тело, не органическая ткань сгорает, а что-то совсем иное. Не даром сегодня медики все чаще говорят об информационной природе раковых и других системных заболеваний.

В стенке камеры есть специальное отверстие для отвода жидкости, испаряющейся с трупа. Органы человеческого тела имеют в себе много жидкости: легкие - 79%, печень - 74%, почки - 81%, мозг - также 81% и т.д. Вся эта жидкость при высоких температурах печи превращается в пар, вот почему от взрослого человека весом 60-65 кг после сжигания остается только 2 - 2,5 кг пепла и пережженных костей. Кроме тел умерших, сжигаются также гробы, их оснащение и одежда покойника.

Неотделимой операцией технологического процесса в крематориях является обработка пепла перед укладкой в урну. Зольники с выгребенным пеплом охлаждаются в пространстве печи. Традиционно урны выполняют в виде кубка, вазы с крышкой, шкатулки, чаши, изготавливаются из мрамора, гранита и другого натурального камня, керамики, синтетических материалов, имеют религиозную символику, украшаются растительным или геометрическим орнаментом.

Совершить погребение урны с прахом можно уже на следующий день после кремации, если уже определено место. Но родные и близкие умершего имеют возможность после кремации без спешки найти оптимальное место и удобное время года для погребения урны с прахом. В течение одиннадцати месяцев ее могут оставить на хранение в крематории и лишь на двенадцатый, если она еще не получена, напоминают ответственному лицу из родственников и близких покойного о необходимости ее погребения.

К достоинствам колумбарного вида захоронения относится невысокая стоимость ниши и мемориальной плиты, закрывающей помещенную в нее урну. Кроме открытых колумбариев, бывают и закрытые. Колумбарий, расположенный в помещении, удобен для посещения места захоронения в любую погоду в любое время года. Однако в последнее время более часто прибегают к захоронению урн с прахом на кладбищах в могилах родственников, что также обходится недорого.

После окончания церемонии гроб перемещают на передвижную платформу и с помощью специального приспособления подают в камеру сжигания. В дверях камеры есть небольшое отверстие, «глазок», через которое можно следить за процессом сжигания, которым управляет компьютер. Чтобы не было ни одной возможности смешивать останки, каждого покойника, которого привезли в крематорий, регистрируют, а на гроб кладут номерок из огнеупорного кирпича или металлическую пластину с номером. Когда заканчивается сжигание, номерок оказывается вместе с пеплом, таким образом, невозможно смешать останки разных покойных.

В заключение хотелось бы добавить, я недавно вернулся из третьей своей заграничной командировки в Чехию, Германию, Италию, где проходил стажировку, знакомился с опытом работы европейских крематориев, обучался работать на оборудовании фирмы «ТАВО», которое будет поставлено в Новосибирск уже в июне. Я присутствовал при закладке новосибирской печи. Сегодня она уже приняла законченное очертание, завершена футировка стен. Чехи обещают к середине июня закончить ее производство.

А.М. Кравчук, генеральный директор Новосибирского крематория

В.А. Толоконский, глава администрации новосибирской области:

Еще в мою бытность мэром я тщательно изучил вопросы кремации. К этому обязывал меня статус города-гиганта, у которого за вековую историю накопилось много проблем в сфере погребения. Городской бюджет ни тогда не имел, ни сейчас не имеет резервов для значительных многомиллионных инвестиций. К счастью, теперь появились частные инвесторы. За основу мы приняли самую дешевую и самую эффективную технологию кремации на основе европейского опыта. Когда я был мэром, нам было сделано предложение от франко-голландской фирмы «ТАВО» о поставке кремационного оборудования. По нашей просьбе тогда был разработан бизнес-проект крематория. Бюджет не позволил реализовать его.

Честно говоря, мы рассматривали много предложений от иностранных и отечественных производителей - их было более десяти. По просьбе департамента потребительского рынка собирала эти планы «Сибирская Ярмарка» - устроитель единственной в России похоронной выставки «Некрополь». У них большая база данных, обширные контакты со всем миром в этой сфере.

Инвесторы обещают в конце 2001 года открыть крематорий. Конечно, он не заменит традиционные формы захоронений. Один из самых важных аргументов в пользу кремации - ее дешевизна, а также экологичность.

Новосибирск - город с полуторамиллионным населением - давно должен был иметь крематорий, а новосибирцы должны иметь выбор: погребение в землю или кремация.

Обязанность живущих не только заботиться хорошо о своих усопших, но и обеспечить такую окружающую среду, чтобы живым было возможно безопасно жить.

С.Б. Якушин, президент Выставочного общества «Сибирская Ярмарка»:

Горький опыт прощания с близким постиг я более двадцати лет назад, когда почил мой отец, находясь в гостях у старшего сына в Ленинграде. Мама, брат, сестра - все мы вместе решили тогда, что тело отца будем кремировать, чтобы урну захоронить на Первомайском кладбище в Новосибирске. Отец был известным человеком в районе, он много сделал для Первомайки. Нам выделили место на главной аллее для погребения праха. Тогда это была «новая», малоизвестная форма захоронения.

До сих пор не могу забыть детали торжественного ритуала в Ленинградском крематории. Отец мой - фронтовик. Мама трижды за годы войны получала на него похоронку, но никогда - в душе - не хоронила его, верила, что он жив. И все три раза он возрождался. Ведущий церемонии, профессиональный артист-оратор, начал короткий рассказ о жизни отца простыми и одновременно торжественными словами: «Сегодня мы прощаемся с гражданином СССР Борисом Ивановичем Якушиным, орденоносцем..., фронтовиком, которого не смогла сразить пуля врага...» Все тихо рыдали. Говорили сдержанно, проникновенно, атмосфера была благоговейная. Прощались мы с отцом под гимн Советского Союза. Почему-то на душе было светло.

Прежде чем гроб опустился из траурного зала в зал печей, ведущий попросил всех присутствующих обойти постамент по кругу и правой рукой дотронуться до изголовья гроба.

Мы с братом и сестрой переживали за маму, не знали, как её сердце «справится» в крематории. Но ритуал был спланирован и проведен таким образом, что в нем не было места громкому плачу, исступленным завываниям, «бросаниям на гроб». Тихо, торжественно, достойно, уважительно. Во многом благодаря самой церемонии мама смогла по-христиански спокойно пережить прощание с отцом.

С тех пор я - горячий сторонник кремации. На наших выставках - сначала «РитуалСиб», а затем «Некрополь» (вот уже пять лет выставка проводится в Москве) - мы старались как можно шире пропагандировать идею кремации. Мы собирали крематоров со всего мира. Сегодня нам известны более 20 производителей кремационного оборудования. Все они выставляли свои проекты на выставках. Не случайно несколько лет назад мэрия Новокузнецка обратилась к нам с просьбой помочь им провести тендер на лучший крематорий. Тогда эксперты признали лучшим оборудование франко-голландской фирмы «TABO», у которой открыто большое производство в Чехии. Крематорий в Новокузнецке уже работает.

Мне давно хотелось, чтобы и в нашем городе был построен крематорий. Помню, долго убеждал мэра И.И. Индинка в необходимости кремации в новосибирском мегаполисе, где под кладбища занято почти полмиллиона гектаров. Иван Иванович - глубоко верующий человек, а православие в то время занимало более жесткую позицию по вопросу кремации. Однажды мы оказались вместе в Лондоне. Я уговорил его посетить старейший крематорий в Европе, которому больше века. Поездка в крематорий произвела глубокое впечатление на нашего мэра. Мы подошли к урне с прахом русской балерины А. Павловой. Рядом с урной небольшая статуэтка балерины. От трогательности момента, которая выражалась прежде всего в достоинстве и уважении памяти ушедших, Иван Иванович расплакался. Сравнение было не в нашу пользу. «Хороним индустриально, складируем в земле, как на промышленной базе, память не сохраняем, семьи на кладбищах разлучаем. Крематорий в Новосибирске обязательно нужно строить. Упустили время!» - сказал И.И. Индинок.

Ущемленный бюджет города не позволил начать стройку. Но подготовительная работа была проведена большая. Новый мэр В.А. Толоконский исследовал эту проблему во всех тонкостях. Заочно мы в мэрии провели два тендера на лучшее кремационное оборудование. По причине финансовых трудностей и других более веских социальных приоритетов проект крематория был отложен.

Попытки «Сибирской Ярмарки» на выставках «Некрополь» привлечь внимание частного капитала в этот проект не принесли успеха. Частный бизнес неохотно вкладывает деньги в проекты, срок окупаемости которых 8-10 лет. К тому же похоронная сфера не очень емкая - весь оборот новосибирской похоронки не превышает 50-70 млн рублей в год. Это большая иллюзия, что похоронка - сфера богатая, где можно получать сверхприбыли. Для крупного капитала это сравнительно небольшие деньги, чтобы выделить крематорий в качестве приоритетного проекта. К тому же возврат средств пролонгирован во времени. А у мелкого и среднего предпринимателя - на похоронном рынке Новосибирска 15 фирм - нет свободных средств для крупных инвестиций.

Сегодня у Новосибирска появился уникальный шанс построить крематорий с помощью иностранного инвестора. Было бы непростительной ошибкой не воспользоваться этим.

Недавно я беседовал на тему кремации с Епископом Новосибирским и Бердским Тихоном. У православия, как и у католиков, заметно смягчилось отношение к кремации. Владыка Тихон, например, не видит глумления над телом во время кремации. «А если утонувших подводников съели рыбы? Или люди погибли в пожаре? Разве их души не воскреснут?» - лаконично и просто ответил на мой вопрос о его отношении к кремации Владыка Тихон.

Православный и католический синоды несколько лет назад постановили не вмешиваться в дела государства: если по причинам экономической, санитарно-эпидемиологической целесообразности и с учетом волеизъявления граждан необходима кремация, обе христианские церкви решили совершать отпевание усопших перед кремацией. По благословению Патриарха Русской православной церкви Алексия II во всех российских крематориях служат православные священники.

Нет сомнения, открытие крематория - это новый культурный, эстетический, духовный уровень в похоронном деле Новосибирска. Возможность для многих семей оставаться после кончины вместе, в одном семейном склепе - колумбарии, а не быть захороненными на разных кладбищах, в разных городах согласно прописке. Это решение и назревшей социальной проблемы - удаление похорон из многоэтажек, представляющих опасность физическому и психологическому здоровью соседей, путем переноса ритуала прощания в специальные залы в крематории.

Не могу не вспомнить и другие слова И.И. Индинка: «Нужно было бы построить Дом прощаний обязательно на Красном проспекте. Человек жил в этом городе, приумножал своим трудом его развитие. Каждый новосибирец вправе рассчитывать на то, что в последний его день город будет прощаться с ним на своей главной улице».

Хочется надеяться, что уже в конце этого года в Новосибирске будет построен крематорный комплекс с колумбарным парком и двумя залами прощания.

Корреспондент «КП» узнала, чем гримируют покойных и сколько стоит самый дорогой гроб

Тем, кому по несчастью довелось побывать в Барнаульском крематории, известна лишь его внешняя сторона - прощальные и поминальные залы, ритуальный магазин, небольшой храм и колумбарий. В кремационный цех и другие подсобные помещения посторонним вход категорически воспрещен. Но только не корреспондентам «КП »!

Директор крематория Андрей Чумаченко устроил для «Комсомолки» целую экскурсию по траурному заведению.

Андрей признался, что с десятого класса мечтал работать в ритуальном бизнесе. И когда ему предложили должность директора, не задумываясь, переехал из Новосибирска в Барнаул .

Много споров по поводу кремации. Лично я считаю, что кремация - более гуманный способ, чем погребение в землю, - сказал наш герой.

В краевой столице крематорий открыли в мае 2015 года. С того момента здесь кремировали порядка 200 человек.

Разбег цен на комплекс услуг крематория - от

19,5 до 45,2 тысяч рублей. В магазине, который находится при заведении, большой выбор гробов, погребального белья, одежды покойному и прочего.

Самый дорогой гроб здесь - лакированный саркофаг из кедра стоимостью 124 тысячи рублей.

Такой покупали в прошлом году сотруднику ГИБДД , который в сентябре погиб при исполнении служебных обязанностей, - отметил Андрей.

В таком гробу кремировать нельзя, только хоронить (кстати, крематорий оказывает и услуги погребения - Прим. ред.). Из-за больших размеров, он в печь не войдет. По словам директора, в основном берут деревянные гробы. Их стоимость - от 2,5 тысяч рублей.

Погребальное белье здесь на любой вкус и цвет.

Есть бюджетные простыни - хэбэшные и атласные - за 700 рублей, и более дорогие варианты - за 3,6 тысяч рублей, - рассказал Андрей.

Мне в глаза бросились две лежащие рядом маленькие подушечки…

Это - детские, - пояснил рассказчик. - Детей у нас тоже кремируют, к счастью, редко. Бывало, обращались, к нам родители мертворожденных малышей. Но из-за отсутствия определенных документов пока мы их не можем кремировать.

В крематории есть два прощальных зала. Запах здесь специфический, видимо, пропитан людским горем. Во время церемонии гроб стоит посредине, по бокам он него - мягкие удобные диванчики для родственников, есть и другие - по периметру зала.

Вскоре здесь мы установим прожектор, который будет светом выделять зону с покойным, - рассказал Андрей.

Во время прощания свет приглушен тихо звучит музыка, как правило, выбирают классику. На стене установлен плазменный телевизор, где можно посмотреть фильм о покойном. По словам Андрея, этой услугой пока никто не пользовался.

Зато, заказывали видео с похорон. У умершего родственники в Германии были. Вот мы им нарезку делали. В будущем собираемся сделать возможность смотреть похороны в режиме онлайн, - пояснил директор крематория.

Дабы уйти от сплетен о том, что перед тем, как отправить тело в печь, с покойного снимают драгоценности, в крематории есть услуга - просмотр начала кремации. Это занимает 30 минут времени. Родственники находятся за стеклом и наблюдают, как гроб с телом машинист отправляет в печь.

Стекло - бронированное, сами понимаете, смерть - это всегда горе, поэтому люди могут вести себя неадекватно, в том числе, биться об стекло. У нас такое было, - поделился рассказчик.

Андрей рассказал, что как-то кремировали покойного, к которому родственники из Бурятии приехали, как положено, с шаманом.

Так они во время просмотра начала кремации обряды свои проводили: лампады зажигали, молитвы читали, - вспомнил директор.

Кремационную печь сюда привезли из Чехии . Цена - порядка 18 миллионов рублей. Управляет ей оператор. При температуре 1100 градусов человеческое тело полностью сгорает за 1-1,5 часа. Все это время оператор контролирует процесс через небольшое стеклянное окошечко в печи.

К слову, есть вещи, которые нельзя класть в гроб при кремации.

По опыту коллег из Новосибирска знаю, что и телефоны кладут, и другие вещи. Потому перед тем, как тело отправят в печь, танатопрактик осматривает гроб, чтобы там не было лишнего. Бывало, что кардиостимуляторы из «сердечников» вынимали - так как, это тоже запрещенные предметы, - сообщил Чумаченко . - Ведь они имеют батарейки, которые в огне могут взорваться и повредить печь.

После печи останки тела покойного (как правило, это мелкие косточки - Прим. ред.) помещают в кремуляторную. Там в шаровой мельнице их перемалывают в мелкую однородную массу.

Затем, оператор ссыпает весь прах в капсулу (ее можно захоронить в землю) или в специальный мешочек, который потом помещают в урну.

Урну родственники выбирают заранее. Самая дорогая здесь стоит 33 тысячи рублей. Сделана она из цельного камня.

Если в помещении с печью всегда тепло, то в морге вечный холод. Даже двери здесь термонепроницаемые.

Подготовка тела для погребения в землю и для кремации мало чем отличается. Только при кремации покойников как правило не бальзамируют, - пояснил Чумаченко.

Умерших женщин в крематории могут причесать, накрасить. Для этого есть целый набор косметики: тональный крем, румяна, тени, тушь, помада и прочее.

На территории крематория построили храм. В него заходят, чтобы поставить свечку в память об усопшем. Сегодня здесь горела одна свеча….

За храмом закреплен батюшка. По воле родственников, он может отпеть умершего.

На аллее памяти установлен колокол. После процедуры прощания близкие и родственники умершего звонят в него, тем самым, отдают дань памяти покойному.

За ним установлен семейный склеп учредителей крематория. Большая территория крематория, в 2,5 га, позволяет и другие склепы установить.

Рядом возвышается колумбарий. Он рассчитан на 9 тысяч урн. Пока здесь много свободных мест. Однако, есть - зарезервированные. Эти люди заранее позаботились о том, чтобы их кремировали.

Можно при жизни составить договор, он стоит 1,4 тысячи рублей, оплатить комплекс услуг и назначить душеприказчика, который проследит за его исполнением, - объяснил рассказчик.

После смерти заказчика ничего доплачивать за его кремацию не придется.

Так к нам мужчина пришел, говорит: «Через две недели у меня сложная операция, боюсь, что не выживу». Составили договор на кремацию.

Отдельное здание отведено для кремации животных и биоотходов. Здесь установлены две печи.

Привозят кошечек, собачек, кроликов и даже хомячков, - поделился Андрей.

Стоимость кремации животного зависит от веса. Минимальная цена - 2,5 тысячи рублей.

Для животных также есть урны. Мне они показались довольно веселыми. Хотя, по словам директора ООО «Ветритуалс» Михаила Сердюкова , иногда по умершим животным хозяева убиваются сильнее, чем по людям.

Единственное, что, пожалуй, способно объединить множество существующих в мире религий - это вера в существование человеческой души. Душа же, как известно, - есть некая бессмертная субстанция: олицетворение чистоты и энергии. В то время как тело - это, всего лишь навсего, - ее вместилище, и его время существования на Земле ограничено.

Что происходит с душой после кремации?

Рано или поздно в жизни каждого наступает неотвратимый момент, когда осуществляется, скажем так, процесс избавления души от тела. И, в зависимости от принадлежности людей к тому или иному вероисповеданию, выбирается способ его (тела) упокоения. У одних это захоронение, другие же (как, например, древние египтяне) возводят, а точнее, - возводили невероятных масштабов гробницы и мумифицировали тела великих людей своей эпохи, помещая их, в конечно итоге, в эти грандиозные сооружения. Впрочем, - далеко не все египетские пирамиды являются гробницами… Но мы сейчас не об этом.

Возвращаясь к теме ухода человека из жизни, надо отметить, что одним из наиболее распространенных сегодня в мире способов освобождения души от тела является кремация последнего. Особенно популярна кремация в Европе и в Америке.

Что значит кремировать?

В буквальном смысле слово «кремация» cremare , в переводе с латинского, обозначает процесс сжигания трупов. (Звучит, конечно, несколько зловеще - но стоит относиться к этому спокойно.)

Надо сказать, что сжигание тела - это еще не конечный этап всего процесса прощания с человеком. После кремации прах усопшего обычно передают его родственникам, чтобы те решили, как поступить с ним дальше: захоронить или же развеять.

Некоторые, впрочем, никоим образом не хотят расстаться с овеществленной памятью о своем близком - и ставят урну с прахом в комнате на тумбочку у изголовья… чтобы быть всегда рядом…

Воистину - неисповедимы пути твои, Господи…

Что происходит с телом человека после кремации


Это понятно, я думаю, и без лишних пояснений: тело усопшего, в конечном итоге, превращается в пепел. И в этом, в принципе, нет ничего страшного: ведь большинство религий считает, что тело есть темница Души… Буддисты же и индуисты и вовсе уверены, что процесс сжигания идет душе только на пользу, ускоряя процесс ее высвобождения…

Важно при этом помнить, что, как считается во многих религиях, - тело можно предать огню или земле лишь на третий . Именно столько времени требуется для того, чтобы душа сумела покинуть свой сосуд. То есть, проводить кремацию нужно не раньше, чем через три дня после того, как умер человек. Этот срок необходим еще и для того, чтобы отделились друг от друга тело астральное (первое тело духовного свойства) и тело казуальное (тело личности).

Таким образом, важно понимать, что сожжению предается лишь земная, умершая оболочка души, которая не испытывает боли и не чувствует ее. Ну, а если уж так случилось, что кремировать умершего (или погибшего) пришлось раньше - тонкая материя, «задержавшаяся» рядом с телом, может испытать небольшой стресс…

Но бывают случаи и бытовой гибели: сгорание человека, скажем, при пожаре: и в этом случае вовсе не значит, что будет повреждена его душа. Просто этот процесс невольного кремирования, опять-таки, послужит для нее неким стрессом.

В принципе, на сегодняшний день, разницы в том, будет ли человек кремирован или просто захоронен, практически нет. Боли человек после смерти не ощущает. Хотя на эту тему можно встретить и иные свидетельства…

Вечный ад или способ очищения

или не вредит ли, все же, душе кремация тела?

Этот вопрос вполне закономерно возникает у родственников человека, покинувшего наш мир.

Отношение церкви к кремации до сих пор неоднозначно. Прямо скажем: и православная церковь, и иудаистская сожжение трупов отнюдь не приветствовала. А в Греции, например, кремирование и вовсе по сей день запрещено законом.

Тем не менее, на протяжении времени мы видим, как то, что еще вчера считалось невозможным и запретным, сегодня вполне себе нормально существует.

Православные каноны церкви, несмотря на еще относительно недавнюю их установку «земля еси и в землю отидеши», - сегодня, в большинстве своем, уже не осуждают кремацию. Отпевание тела умершего происходит даже в крематориях. А мысль о том, что с приходом Страшного Суда воскреснут лишь те, кто был захоронен – теперь есть мысль ошибочная. Ведь, по новой версии, когда тело кремируют - душа остается нетронутой, а для воскрешение в Судный день телесная оболочка вовсе не требуется.

Ссылки на библию по поводу кремирования

Впрочем, ни в Старом, ни в Новом Завете прямо не упоминается о том, что сожжение тела человеческого после его смерти является грехом. И в то же время, есть пометки о том, что грехом является сожжение человека на жертовнике. В свою очередь, существует мнение, что прах кремированного необходимо, все же, предать земле.

Место погребения при этом обязательно нужно обозначить. В православии такую роль выполняет памятник или же крест. Христианин, который был кремирован после своей смерти, имеет право на панихиды и отпевания ровно так же, как и все остальные (кроме тех смертных, кто совершил суицид). И после кремации душа его возносится на небеса так же, как это было бы и после погребения.

Как кремировали людей в прошлом

Кремирование как способ избавления от бренного тела усопшего было популярным еще задолго до нашей эры. Так, древние жители Скандинавского полуострова не хоронили своих собратьев. Для того, чтобы проститься с телом человека и отпустить его душу, применялась техника погребального костра. Тело умершего обматывали тканью и водружали на костер.

Существовали также и меры, которые при сожжении трупов важно было соблюдать. Особая актуальность такого способа прощания наблюдалась и в средние века, когда во многих регионах Европы свирепствовала чума. В этой связи ученые тех времен полагали, что закапывать тела в такой ситуации попросту опасно, так как эпидемия в этом случае может распространиться и дальше.

Так все же: хоронить в землю или кремировать?


Таким образом, как мы видим из всего вышеизложенного, кремация в наше время стала процессом, который равносилен традиционным похоронам. Но, несмотря на это, далеко не каждая семья, потеряв близкого, решается на этот шаг, боясь суеверий, что по-прежнему распространяются различными культами, сектами и их фанатиками.

Если же оценить этот метод прощания с человеком объективно, оказывается, что он не так уж и плох. В пользу кремации, например, существуют и определенные аргументы:

  1. Кремация - это отсутствие вероятности быть похороненным в состоянии клинической смерти;
  2. Очевидна экологическая чистота процесса: трупный яд не попадет в почву и не отравляет грунтовые воды;
  3. Имеет место быть экономия места из эстетических соображений;
  4. Имеется возможность сохранения праха в колумбариях;
  5. Относительно недорогая стоимость по сравнению с традиционными похоронами;
  6. И отсутствие, наконец, явных противоречий с существующими церковными канонами.

Вот только с одним невозможно, пожалуй, поспорить: среди славян кремация и по сей день - не самый распространенный метод прощания с умершими. Ведь традиции такого рода прививаются в культурных социумах годами и десятилетиями, чтобы степень шока в сознании людей от этого, прямо скажем, визуально не самого гуманного процесса, снижалась постепенно, из поколения в поколение.

Кроме того, в связи с тем, что эта процедура у нас не самая распространенная - не всегда есть к кому и обратиться за помощью в ее осуществлении. Особенно это касается небольших поселений, где мест кремирования не так уж много. Но, все же, они есть, и найти их можно, обратившись в организации по оказанию населению ритуальных услуг.

Как кремируют людей

Многие наверняка представляют себе весь этот процесс подобным картинкам фильмов ужасов в лучших их жанрах. Но это не совсем так. В крематориях во время кремации все происходит довольно просто и лаконично. Используется гроб, в который помещается покойный на третий день после своей смерти. Затем гроб с человеком отправляется в специальную камеру, где под воздействием высоких температур он сжигается до состояния праха.

Этот прах собирают потом в специальные погребальные урны, чтобы передать их родственникам. А вот на что нужно обращать внимание, когда выбрана кремация человека, - так это на соблюдение похоронной процедуры согласно вероисповеданию умершего. Т.е., если речь идет о христианах, то весь ритуал должен проходить по общепринятым правилам, с отпеванием и панихидой.

Что делать после ритуала кремации?

Ближайшие родственники покойного могут получить на руки прах в крематории. Прах передается в специальной погребальной урне. А вот что делать с ней дальше – решать им самим.

В целом, Православная церковь рекомендует хоронить урну, как подобает по ее канонам. Но, в зависимости от последней просьбы покойника и усмотрений родственников, можно не переживать о том, оставить ли прах после кремации где-то поблизости с собою или его захоронить. Ведь если в завещании человек попросил, например, свой прах развеять в каком-то особом месте, - стоит тогда так и поступить. Ведь Богу или Высшим силам не важно, из каких атомов или иных частиц вернуть потом человека к его новой жизни… В случае, если она, конечно, наступит.

Кремация и бальзамирование тела

И еще - давайте рассмотрим основные методы прощания с телом покойного:

  • Наиболее популярный – погребение. От праха к праху… В целом, этот способ наиболее популярен в СНГ и исламских государствах;
  • Сожжение останков – относительно новый метод. В России первый крематорий был возведен только в прошлом веке (в 1920 году). Популярностью он больше пользуется в Европе и Америке.
  • Бальзамирование. Самый древний способ. Он известен людям еще с незапамятных времен, когда Египтом правили фараоны.

Как видите, о первом методе говорить особенно подробно здесь незачем, так как он - привычный для православной культуры. Что же касается второго метода, то в его пользу были приведены доводы, позволяющие оценить его по достоинству. Но вот о бальзамировании в наше время едва ли кто-то подробно наслышан о них напоминают нам лишь широко разрекламированные мумии из эпохи Древнего Египта и, пожалуй, высохшая фигура Ленина, до сих пор покоящаяся в московском Мавзолее.


Бальзамирование - это способ, который используется (и, в большей степени, использовался) для сохранения тела с минимальными его повреждениями. Так, трупы, которые датируются еще пятым тысячелетием до нашей эры, сохранились и по сей день достаточно хорошо, в сравнении с окаменелыми частичками их «ровесников». Но подобный метод сегодня мало популярен, да и секрет составляющего бальзамов, использовавшихся египтянами, нашей цивилизацией давно утрачен.

И, в заключение сей прискорбной темы - еще несколько слов о некоторых ее подробностях:

Поминки и ритуальные традиции

Если человек болеет тяжелой болезнью, наша традиция настоятельно советует ему исповедоваться. Есть в этом смысл или нет - сказать трудно, но существует немало случаев, когда страдающие от рака люди, например, находясь на смертном одре, просили привести им священника для исповеди. И часто после того, как только они исповедовались, их муки достаточно быстро прекращались.

Что же касается процедур, связанных с захоронением, то все происходит обычно следующим образом:

  1. Тело человека привозят в храм, где происходит его отпевание (сейчас это мало практикуется, и священник чаще всего сам приезжает по просьбе родственников по месту нахождения тела);
  2. Далее следует процедура захоронения или кремации: в зависимости от того, что выберут родственники;
  3. Запечатывание (специальный обряд, проводимый священником).

Следом, после проведения погребального ритуала, все желающие приходят в дом родственников и поминают усопшего. Стол для поминок должен быть без излишеств. Наличие изысканностей не приветствуется. Родственники раздают конфеты и сладости окружающим с просьбой помянуть ушедшего близкого им человека.




Вверх