Скинхеды что они делают. Субкультуры: скинхеды. Зарождение субкультуры скинхедов

Кто такие скинхеды? Откуда пошло это название?

У многих людей на слуху это жаргонное слово - «скины». Довольно часто его употребляют с угрожающим смысловым оттенком, и это не удивительно. Информации о нападениях на мигрантов, беженцев и иностранцев вообще, особенно тех, кто отличается от большинства населения своим внешним видом, полно в средствах массовой информации.

Однако стоит задуматься о том, кто такие скинхеды, и все ли они одинаковы. Честно говоря, изначально это движение не имело ничего общего с политикой, особенно ультраправой. Это был один из молодежных брендов, и ему следовали фанаты некоторых музыкальных направлений 60-х годов, особенно соула и регги (кстати, ритмики африканского и ямайского происхождения). «Бритологовые» имели свои внешние признаки: любили носить закатанные джинсы, особого покроя свитера и клетчатые рубахи, а также боты на толстой подошве. Они ничего не имели против чернокожих и вообще представителей других рас или национальностей. Но прошло время, и на вопрос о том, кто такие скинхеды, уже нельзя было ответить так однозначно. Явление стало вовсе не безобидным. Остались традиционные «бритоголовые», которые и дальше танцуют под ямайские ритмы, но появились и поклонники панк-рока. Кроме того, эти группы начали разделяться по политическим убеждениям, и поэтому появились как ультраправые (наци-скинхеды), так и ультралевые (анархисты и прочие), и даже антифашисты.

Но первые приобрели очень и очень печальную известность.

Кто такие скинхеды-наци?

Появившись в Великобритании в начале 80-х годов, эти ультраправые молодые люди заявили о том, что разделяют идеи расовой войны против «чужих» (мигрантов, представителей других рас и этнических групп, например, евреев и ромов), а также «предателей» (тех, кто толерантно относится к «врагам белых», людей с иной сексуальной ориентацией и так далее). Себя они считают кем-то вроде крестоносцев, а среди культовых героев у них - идеализированные офицеры СС и средневековые тамплиеры (причем, не исторические, а, скорее, герои мифов).

За идею

Эти скинхеды, фотографии которых представлены в данной статье, постепенно слились с другой субкультурой - так называемых футбольных хулиганов. Стабильные группировки последних (их называют «фирмами») не обязательно имели какую-либо политическую окраску. Однако те из них, которые заинтересовались идейным оформлением своей деятельности, преимущественно переняли крайне правые, расистские взгляды. Это сращивание наци-скинхедов и футбольных хулиганов значительно усилило человеческий потенциал обоих направлений и помогло им структурировать навыки выслеживания людей и нападений на них. У них есть свои сленговые выражения, такие как «скаутинг» (разведка), «прыжок» (внезапный, немотивированный бросок на жертву с разных сторон), «кэжуал» (молодежная одежда, которая не бросается в глаза, но по брендам которой участники разных группировок могут узнавать друг друга), и так далее. Скинхеды в России появились в 90-х годах прошлого века, и с тех пор это направление субкультуры приобрело довольно серьезную силу, сыграв нешуточную роль в активизации неонацистского движения вообще.

Для начала нужно запомнить самое главное - скинхед и фашист - это вовсе не одно и то же. Так многие думают, но это не так. Быть скинхедом - это значит испытывать гордость и увлечение. Быть самим собой. Эта статья о культуре и истории скинхед-движения.

Cкинхеды возникли в конце 50-х - в 60-е (точной даты нет) как сплав культур между белым пролетариатом Англии и иммигрантами с Ямайки и Вест Индии, которые называли себя «руд бойс». Соотношение в численности между белыми и цветными осталось невыясненным для определённых периодов, но субкультура была без сомнения примером культурного плюрализма. Руд-бойс были поклонниками ска-музыки - предшественнице реггей (если вы слышали о Бобе Марли, то он как раз и играл реггей), сплаве американского ритм-н-блюза и карибских ритмов. С Английской стороны первыми, в ком горячая ямайская музыка нашла отклик, были моды, которые так же зависали на ритм-н-блюзе и соул музыке. На базе этих двух движений и возникли скинхеды.

Со слиянием культур, стала развиваться скинхед музыка, как смесь ритм-н-блюза, соула и ямайской музыки. Таким образом к середине 60-х ямайская музыка стала наиболее важной для скинхед сцены, как музыка вошедшая в широкое обращение. В конце 60-х эта музыка прошла через многие изменения, развившись из ска в рокстеди, а после в реггей. Скинхеды, которые слушали реггей были наиболее многочисленны с 1968 по 1972. Это заметила музыкальная индустрия и полки музыкальных магазинов стали заполняться скинхед музыкой: Skinhead Train «Laurel Aitken»-а, Crazy Baldhead «the Wailers», Skinhead Moondust «the Hotrod Allstars» и многое другое. Наиболее известным коллективом и по сей день являются чернокожие «Symarip», выпустившие альбом «Skinhead Moonstomp» на «Trojan records».

Мода была довольно важной частью скинхед-культуры. Мода выросла из наследия хард модов - субкультуры лондонского пролетариата из Ист-Энда середины 60-х. Жёсткий, чистый стиль модов был частично реакцией на бесполый стиль хиппи и на неряшливость одежд длинноволосых поклонников американского рок-н ролла.

Их волосы обычно имели длину где-то в пол дюйма (1,5 см), полностью бритых тогда не было. Такая причёска имела и свои практические выгоды; она не требовала ни шампуня, ни расчёски, за неё нельзя было ухватиться во время драки.

Они носили поло, чёрные брюки с подтяжками или светло-синие джинсы, чёрные фетровые «donkey» куртки, которые не рвались ни на фабрике, ни в драке. Тогда как тяжелые рабочие ботинки со стальными носками и джинсы большинство из них носило на работу, то на ночные вечеринки они переодевались в сшитые на заказ костюмы с шёлковыми носовыми платками, галстуки и туфли. В дэнс холлах они смешивались с руд-боями из Вест-Индии.

Такой их изысканный стиль не значил, что они были вежливы. Скинхеды часто участвовали в таких анти-общественных действиях, как избиение хиппи и потасовках на футбольных трибунах. Их вражда с хиппи была основана на том, что те с их длинными грязными волосами, колокольчиками и в сандалиях претендовали на то, чтобы быть изгоями из белого среднего класса, тогда как скинхеды гордились своим рабочим классом, своим смешанным культурным происхождением и более строгим стилем.

Первые скинхеды были почти что анти-хиппи движением. Они не любили длинных волос. Короткие причёски показывали, что они гордятся своим внешним видом. Хиппи не делали этого.

В 1972 году появилось два новых музыкальных влияния на скинхед движение - даб-реггей и рок. Даб-реггей было мало интересно большинству скинхедов и их долгая привязанность к ямайской музыке начала слабеть. С приходом даба, сильно пропитанного растафарианством, исполнители, которые не хотели переходить к этому новому стандарту реггей сцены были почти забыты.

Такие известнейшие ска исполнители, как «Laurel Aitken», «Prince Buster» и «the Skatalites» были всеми покинуты аж до наступления «Ту-Тон» (2-Tone) эры. Были нападки даже на Lee Perry, отца всей современной ямайской музыки, за его активную анти-раста кампанию. Скинхеды продолжали танцевать под простые ритмы ска и рокстеди. Реггей, почти не слушали из-за его тогдашних окаменелых, замедленных, потусторонних битов. Хотя, если бы марихуана повлияла бы на скинхедов так сильно, как на растаманов, то ситуация возможно была бы иной.

Место реггей вскоре заняла новая форма рок-н-ролла, когда группа белых скинхедов из «Wolverhampton», называемая «Slade» стала очень популярной в 1973 году, они играли музыку, называемую тогда паб-рок, предшественницу Ой! Выпустив два скинхед сингла «Slade» продались майджор компании и ушли в глэм рок. После пришло время панка. Такие популярные группы, как «Sex Pistols», «The Clash» и «The Damned» привлекали к себе громадные аудитории, в которых было много подростков из среднего класса.

Скинхеды решили разграничить себя с этой аудиторией, продолжая слушать Ой!-группы, такие как «Sham 69», «Cock Sparrer» и «4 Skins». Не привыкшему уху довольно трудно отличить Ой! от панка, та музыка происходит от традиционного пения в пабах, но намного, намного быстрее. Слова первых Ой!, как и панк, песен были направлены против тупого самодовольства обрюзгшего рока, полностью продавшегося корпорациям.

К 1977 году у скинхед культуры возникли проблемы с фашистским «Национальным Фронтом», который используя молодёжь, перенявшую наиболее про-милитарные элементы скинхед-моды, начал создавать разрыв в культуре. Крайне правые стремились расколоть традиционное скинхед-движение в Британии, используя экономические проблемы, проникающие в него извне.

То было время, когда много рабочей молодёжи было безработной и абсолютно разочаровано в своём будущем. Фашисты предложили «простое решение»: свалить все проблемы на иммигрантов.

Группа бывших скинхедов с лицами растатуированными свастиками, приветствовавших наблюдателей жестом «зиг хайль!», присоединилась к возрождению британских правых, возглавленному Маргарет Тэтчер. Правые поощряли анти-иммигрантские (таким образом и анти-чёрные, т.е. расистские), анти-коммунистские, и анти-семитские взгляды.

В ответ скинхеды, верные своей традиционной культуре, создали движение «2-Tone». Для борьбы с влиянием Уайт Пауэр («White Power») идей большинство «2-Tone»-групп состояли из смеси белых и чёрных участников и всё движение было основано на расовой и культурной интеграции. Хотя часть «2-Tone»-групп были или полностью белыми, как «Madness» и анархистская группа «The Oppressed», или чёрными, как «The Equators», все они разделяли одни и те же культурные и музыкальные идеи.

Национальный Фронт увидел в Ту-Тон движении угрозу своему влиянию в скинхед культуре и они начали изо всех сил использовать насилие, пытаясь сорвать выступления «2-Tone»-групп. Последняя запись Specials «Ghost Town» EP, являющаяся комментарием на это насилие, провела 8 недель на вершине британского хит парада. Но это было бесполезно, так как к началу 1982 большинство «2-Tone»-групп распалось.

Скины в США

Первые скинхеды появились в США в 1977, где они первоначально считались агрессивной, но не особо политизированной разновидностью панка. Такие коллективы как «Agnostic Front» и «Warzone» сделали много для создания американской разновидности скин культуры, которая была еще более демократичной.

Они привнесли хардкор в список музыкальных приоритетов скинов. Музыка этих групп по сей день объединяет панк и скин культуры, людей разных национальностей и рас. Среди американских скинов были чёрная, латиноамериканская и белая молодежь. Многие организовывали свои ска и хардкор группы. Тогда все они выступали за единство, любой человек с выбритой головой воспринимался ими как брат.

Со временем скинхед-культ набрал обороты в США и уже они, а не старушка Англия стали задавать тон на скинхед-сцене. Появилась масса хороших и не очень ска и стритпанк банд, а 3-я волна ска и ска-панк еще подлили масла в огонь.

Скинхед-культура снова обрела былую мощь, но на этот раз уже по всему миру. В этом были как свои плюсы, так и минусы. Основной минус в том, что на данный момент большинство американских скинхедов представляют собой так называемых аполитичных скинов, которые на самом деле являются продуктом медиа и системы, в них нет ничего от истинного духа рабочего класса - это всего лишь дети американской мечты, напялившие на себя скинхедские шмотки.

Благодаря развитым медиа-технологиям, деполитизированности и повальной американизации современного общества такой образ скинхеда укоренился и в остальном мире, но все же были люди которых не устраивало такое положение дел.

Скинхеды против расовых предрассудков

К 1985 году, так же, как и в Англии фашизм пустил корни и в американской скинхед-культуре, с помощью таких наци-деятелей, как Bob Heick, лидера нацистской группировки «The American Front», которые устроили наци-скинхед-беспорядки в Сан-Франциско летом того года.

Скинхеды различали друг друга словами «baldies» для левых антирасистских скинхедов и «boneheads» («тупоголовые») для вайт-пауэр наци скинхедов. У бонхедов не было своей сцены, так как «Skrewdriver» (самая известная фашистская рок-группа) так и не пустили в штаты, были только местные вайт-пауэр группы, которые не умели толком играть. Бонхеды вместо этого нападали на панковские клубы, некоторые из них носили бритвы, чтобы укорачивать слишком длинные волосы или срезать анти-расистские значки с панковских курток.

В таких городах, как Минеаполис и Чикаго панки и скинхеды (или «болдиес») объединились, чтобы дать наци прямой отпор. Тоже было и в Англии, где объединились панки и ска-скины. В январе 1989 антирасистские и левые скины из более чем 10 городов собрались в Минеаполисе, чтобы создать анти-расистскую организацию скинхедов Северной Америки. К концу недели был создан «The Syndicate» и спланированы совместные анти-наци-действия.

Два города Чикаго и Минеаполис стали центром анти-расистских скинхед действий в 1987, когда группа болдиес выступила против нео-наци группировки «White Knights». После компании физического противостояния «White Knights» были изгнаны из Минеаполиса, что свело эту группировку до кучки закоренелых расистов и их лидера, члена «ККК».

На январском собрании скинхедов в Минеаполисе преобладали белые, хотя были и афро-америкинские, индейские, латинские и азиатские скинхеды. Средний возраст участников был 19 лет. Их желанием было укоренить убеждение, что скинхед культура имеет что предложить человеку любой расы.

Тогда как расовые вопросы в скинхед-культуры раздувались медиа, то вопросы классовые ими полностью замалчивались. Скинхед-движение довольно явно связывало свои надежды со сплочёнными действиями рабочего класса. Наци извратив классовый вопрос, взывая к расизму, способны дурить головы пролетарской молодёжи.

Существующая во многих американских кварталах ненависть к богатым может быть легко использована как революционными классовыми политиками, так и наци типа Tom Metzger’а и его расистской, анти-семитской организацией «White Aryan Resistance». Но тогда как бонхеды были лишь марионетками Метцгера, Синдикат действовал самостоятельно.

Хотя число антирасистских скинхедов, благодаря снова набирающей обороты музыке SKA (третья волна ска), постоянно росло, медиа упорно навязывали обывателям образ скинхеда как тупоголового нацистского штурмовика. В конце-концов это вынудило антинаци скинов принять ответные действия и они основали в Сан-Диего анти-расистскую организацию «S.H.A.R.P.» (Skinheads Against Racial Prejudice), в дополнение к Синдикату.

«SHARP» начался в Нью-Йорке в 1987. В то время в прессе преобладало мнение, что все скинхеды были White-Power наци. Это отношение во многом было вызвано благодаря буржуазной бульварной прессе. Небольшая группа скинов и сочувствующих панков решила создать группу, работающую в виде медиа-машины, распространяющей различные сообщения, о том, что не все скинхеды одинаковы, что мы имеем различные идеалы и убеждения, личные и политические.

Члены «SHARP» начали давать радио и телеинтервью, распространяя своё сообщение, которому первоначально не верило население с промытыми медиа мозгами. Однако, в большинстве случаев эти члены были учтиво встречены, даже, если их сообщение было, иногда, проигнорировано.

Однако главным исключением стало шоу Geraldo Rivera в 1988. Во время его записи один из подручных John Metzer’а (сына лидера «ККК» и главы «Белого Арийского Сопротивления» Тоm Metzer’а) бросил стул, сломав при этом нос Geraldo Rivera’ы. После этого случая медиа стали себя чувствовать совершенно свободно. Morton Downey Jr. Even зашёл так далеко, что вырезал свастику на собственном лбу, для того, чтобы поднять рейтинг собственного шоу.

В это время White-Power’ы в Нью-Йорке были на слуху, проводили свои собственные собрания, давали интервью. Хотя названия некоторых их организаций до сих пор используются по всему миру, большинство из них ушло в местную историю. Некоторые члены «SHARP» стали создавать свои суб-организации, неудовлетворённые ненасильственностью базовых идей «SHARP». Они считали, что кулаки - это лучший ответ ненависти.

Зимой 1989, первоначальная организация распалась. Тому было несколько причин, к этому были причастны внутренние разногласия, но главной причиной было резкое сокращение White-Power активности в Нью-Йорке. Много White-Power-ов покинули город в поисках более гостеприимного политического климата, разъехавшись на Юг и Запад. Многие просто выросли и перестали публично проявлять личные убеждения.

Идеи S.H.A.R.P. не умерли, они пришлись многим по душе и группировки шарп-скинов начали появляться по всему миру. В Европу его привез Roddy Moreno из Английской анархо-Oi!-банды «the Oppressed», с тех пор бонхеды чувствуют себя не очень уютно везде, где есть S.H.A.R.P. - скины.

Позже - 1 января 1993 участниками «Mayday Crew» (R.I.P.), левым крылом скинхедской crew, расположенной в Нью-Йорке, с поддержкою скинхедов из Оттавы, Минеаполиса, Чикаго, Цинциннати и Монреаля были основаны «RASH» (Red & Anarchist Skinheads), хотя скинхеды поддерживавшие левые политических взглядов были всегда («Oppressed», «Red Skins», «Oi Polloi», «Red London»). На данный момент «RASH» существует в большинстве стран Европы и Америки.

В 1994 году Гэвин Уотсон издал фотоальбом «Скины» с фотографиями жизни небольшого сообщества скинхедов из окружения Гэвина и его самого.

Заключение

Можно ещё бесконечно долго писать о скинхедах и моде, скинхедах и политике и прочих вещах, в этой статье мы лишь дали общее представление о скинхед истории и культуре.

Часто скинхедов считают фашистами. Образ, который эти бритоголовые ребята (а порой и девушки) создали вокруг себя постоянными драками, спутался в массовом сознании с группами неонацистов, которые тоже в основном бреют свои черепа и любят одежду темных цветов. На самом деле скинхедов-фашистов не существует, как не существует христиан-мусульман, или украинских индейцев.
Субкультура скинхедов не сохранила для истории точную дату своего зарождения. Достоверно известно, что это произошло где-то в портовых городах Великобритании в конце 50-х — начале 60-х годов двадцатого века. Если попробовать творчески подойти к этому моменту, то можно нарисовать такую картину.
Британские ребята из небогатых семей после обычного трудового дня сидели себе в рядовом пабе и пили пиво в ожидании очередного конфликта с матросами из торговых судов. Долго ждать не приходилось, приходили матросы и давали ребятам хорошего нагоняю. Однажды после драки ребята побрились на лысо, что очень удобно в уличных драках, так как не за что уцепиться (отсюда и происходит название «скинхед» skinhead — в переводе с английского — голая голова), оторвали от своих курток воротники, подкатили штаны и обули свои рабочие ботинки Dr. Martens. Вид у них был если и не страшен, то, по крайней мере, агрессивный. Правда, матросов это все равно не пугало и они преимущественно таки давали ребятам пинков, но сам имидж прочно засел в головах жителей рабочих районов, которые начали подражать и быстро распространили эту моду по стране.
Именно в это время в Лондоне начали селиться выходцы из Ямайки. Они искали здесь престижную работу, но очень часто ее и не могли найти, потому проводили много времени на улице, сбиваясь в группы, которые назывались rude-boys — «грубые» (кстати, «рыжие-боем» в молодости был известный музыкант Боб Марли). Белая молодежь часто наведывалась в кварталы черных, интересовалась их культурой и именно с этого времени происходит захват скинхедов музыкальным стилем «ска», который и стал в начале чуть ли не официальной музыкой субкультуры. Еще одна вещь сочетала в тот момент черных и белых хулиганов; все они любителями «святого» напитка — пива.
Убеждений скинхедов тогда определены не были. Точнее они существовали, но совершенно разные, как и сама молодежь. Среди черных были любители поболтать о чернокожее братство, а среди белых находились такие, что сочувствовали правым движениям, хотя расизма и шовинизма как официальной идеологии скинхедов никогда не существовало. Наоборот, часто бывало так, что скинхеды совместно с черными рыжие-боями атаковали представителей среднего класса teddy boys, к которым испытывали классовую ненависть и дрались с рокерами-расистами, которых часто нанимали охранять митинги правых партий.

Конечно, нельзя утверждать, что эта субкультура была полностью ангелоподобным. Среди скинхедов был очень распространен шовинизм, а в 70-х годах к нему прилип еще и бытовой расизм. Они проводили время в драках, пили пиво, слушали музыку «ска» и между всем этим придумали в свой гардероб еще одну вещь, которая стала сегодня классическим признаком принадлежности к группе — подтяжки. Хотя, здесь следует сделать одну ремарку — тяжелые ботинки, закатанные джинсы с подтяжками и куртки без воротников — считаются «рабочей одеждой скинхедов». Исходная форма — это черные строгие костюмы с такими же черными туфлями. Правда, для драк они использовали все же удобную рабочую форму. А дрались они с кем — с черными, с белыми, с желтыми, с богатыми, с фанатами, которые болели за другой футбольный клуб, с другими скинхедами и особенно с хиппи. Хиппи всего доставалось от бритоголовых, потому что в их воображении «дети цветов» были представителями среднего класса и всегда могли отойти от своих увлечений и заняться нормальной жизнью. Хиппи носили длинные волосы, а скины брили головы.
После 1972 движение скинхедов обветшал и бритоголовые стали редкостью на улицах. Большинство из них повзрослели, отросли волосы и закинули свои ботинки с тяжелыми носками на чердак. Но через несколько лет на свет ждал новый бум — пришли панки! Панки принесли с собой новые символы и новую музыку. Скинхеды, по крайней мере то, что от них осталось, признали часть этой музыки своей. Но их не интересовал весь панк, они слушали только те группы, которые в своих текстах поднимали проблемы рабочего класса, продажных политиков, патриотизма.

Журналист популярного британского издания «Sun» Гарри Бушелл обозвал такой панк простым, но содержательным словом «Ой!» (Oi!). среди самых известных групп этого направления можно назвать «Sham 69», «The business» и «The angelic upstarts». Стиль «Ои!» отличается очень грязным звуком и почти немелодичный пением. Главным в этой музыке — есть выкрикнуть громче какой лозунг. Характерным для стиля является вскрик «Oi! Oi! Oi! ». В Украине такую музыку играет киевская группа «Rebel boys». Здесь и поспорила и идеологическая основа скинхедов, которую мы знаем сейчас. Выразить его можно лозунгом: «Люблю страну — ненавижу правительство!». Многие из этих групп имели даже левый уклон и поэтому, когда одна из таких команд, а именно «Skrewdriver» провела свой концерт под лозунгом «Рок — против коммунизма» — то от нее отвернулись настоящие скины. С тех пор «Skrewdriver» уже не относится к стилю «Oi!», А являются представителями нацистской музыки, которая называется «white power».

Возможно, вам встречались группы молодежи с бритыми головами, в одинаковых черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников, в высоких армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом рабовладельческой Конфедерации? Это и есть скинхеды, или, иначе — бритоголовые. Сами себя они называют коротким словом «скины». Сейчас о них почти не пишут, но среди подростков больших городов они — уже легенда.

Первые скинхеды появились в Англии в 1968 году. Нынешние последователи были бы удивлены, узнав, что их предшественники прекрасно ладили с мулатами и чернокожими. Дело в том, что скины появились как рабочая, а не расовая субкультура, направленная против как официальной культуры, так и в пику многим альтернативным течениям. Например, рокеров они считали «ненастоящими», потому что те были грозой дорог только по выходным, а в будние дни усердно трудились в офисе. Кого скинхеды и не любили — то «паки» (пакистанцев). И не как инородцев, а как торгашей. А негры и арабы, трудившиеся с бритоголовыми на одних фабриках, были для них своими ребятами.

Скинхеды «первой волны» прекрасно ладили с мулатами и чернокожими

Первые скинхеды не были бритоголовыми в прямом смысле слова, просто их короткие стрижки с бачками контрастировали с модными тогда длинными волосами. Стиль одежды был не «милитаристским», а пролетарским: грубошерстные куртки или полупальто с кожаной кокеткой, грубые брюки с «вечной стрелкой», длинный, до колен, пиджак «зут» и тяжелые прочные высокие ботинки строительных рабочих и докеров. Последователей у первых скинхедов не нашлось, и к 1973 году, когда парни повзрослели и обзавелись семьями, движение сошло на «нет».

Скинхеды «первой волны», 60-е годы XX века

Скинхеды возродились в конце 70-х годов, когда правительство Маргарет Тэтчер ликвидировало целые отрасли экономики, что привело к невиданному росту безработицы и беспорядкам в так называемых депрессивных регионах. Новые скины были уже не рабочей аристократией, а деклассированной средой, воспитывались не на расслабленном регги, а на агрессивном панк-роке. Эти парни били всех иммигрантов без разбора, потому что те «занимали их рабочие места». С новыми бритоголовыми работали идеологи неонацистов. Возникли скин-клубы, впервые прозвучал лозунг «Сохраним Британию белой!»

«Сохраним Британию белой!» — лозунг скинхедов «второй волны»

Тут из своих квартир выбрались скинхеды «первой волны», разъяренные тем, что их движение стали связывать с фашистами. Драки между «старыми» и «новыми» скинхедами приняли характер уличных беспорядков (особенно в Глазго). Результатом этих столкновений стало появление двух скин-движений — с одной стороны, наци-скинов («новых»), с другой — «ред-скинз», «красных скинов» («старых»). Внешне красные скины отличались только нашивками с портретами Ленина, Манделы, Че Гевары и иногда красными шнурками в ботинках. Они получили распространение в Англии, Франции, Польше, Испании. Наци-скины прижились в ФРГ, Голландии, Скандинавии, Канаде, США, позже во Франции, Дании, Бельгии.


Хокстон Том Маккурт, бас-гитарист группы «The 4-Skins», 1977 год

В Европе форпостом движения наци-скинов стала ФРГ


В Америке существовали группировки скинхедов-белых, скинхедов-негров, скинхедов-пуэрториканцев, скинхедов-евреев, скинхедов-латиноамериканцев. В Германии наци-скины прославились не только избиениями гастарбайтеров (иностранных рабочих, в основном турок и курдов), но и их убийствами. При этом судьи, больше опасавшиеся «красного террора», проявляли к бритоголовым редкую благосклонность (в 80-х в Германии скины лишь однажды были осуждены за убийство турка Рамазана Авси летом 1986 года).

Скинхеды тем временем превратились в политическую силу: громили антифашистов, разбирались с профсоюзами. Власти осознали, с кем имеют дело, когда в 1987 году в Линдау скины напали на христианских верующих во время церковного праздника в соборе Святого Стефана (городские власти отказались предоставить муниципальный зал под съезд бритоголовых). Вмешался Ватикан, скинхедов прижала полиция.

В России скинхеды появились в начале 90-х

Но вскоре рухнула Берлинская стена, и ряды бритоголовых увеличились за счет немцев из Восточной Германии, где среди молодежи царили безработица и отчаяние. Германские неофашисты стали считаться во всем мире «спецами» по работе с молодежью, а Германия 90-х печально прославилась поджогами общежитий иммигрантов.

После краха «Восточного блока» скинхеды появились в Польше, Чехии, Хорватии, Болгарии и России.


Средства массовой информации часто используют слово «скинхеды», и в подавляющем большинстве случаев оно несёт негативный оттенок. Не будем позволять себе поверхностные суждения и разберёмся, кто это такие, и почему в сознании англичан скинхед все-таки чаще одет в Кромби или Харрингтон, нежели в привычный бомбер.

Как мы рассказывали в предыдущей статье (см. ), в шестидесятые годы молодёжь Великобритании была покорена образом мода – юного эстета, гедониста и денди.

Во второй половине десятилетия наметилось несколько путей развития данного образа. Мир музыки захватывала волна психоделии, и мода не могла остаться в стороне. Вечеринки становились настоящим калейдоскопом сюрреалистических узоров и ярких красок. Совершенно другой стиль разработали для себя молодые люди, которых стали называться «хард-модами», (англ. “hard mods”). Он был проще, практичнее и сильно контрастировал с образами богемы.

Нельзя утверждать, что это было намеренным противостоянием моде. Различия между хард-модами и представителями «золотой молодежи» и творческой интеллигенции были естественными: разница на уровне социальной среды вела к расхождению во вкусах и взглядах на жизнь. Однако к концу 60-х она стала более заметна и внутри самой субкультуры. Тех модов, которые буйствовали во время знаменитых погромов на юге Великобритании в середине 60-х, можно смело считать хард-модами. Они любили подраться, занимались кражами и разбоем, носили холодное оружие и нередко объединялись в настоящие банды. Это были молодые люди, родившиеся после войны.



Подростковый возраст данного поколения пришелся на время, когда трудности военных и послевоенных лет остались позади: можно было жить, не думая лишь о том, как прокормиться и восстановить страну. Начиналась мод-революция шестидесятых, ориентированная на тинейджеров. Всем хотелось идти в ногу со временем. Вокруг появилось много музыки, клубов и стильной одежды, и все это могло стать твоим – были бы деньги!

Набравшая обороты британская экономика предоставляла рабочие места, давая возможность честным трудом скопить на стильный костюм и мотороллер. Можно было пойти и более «легким» путем – криминал во всех своих проявлениях помогал раздобыть деньги на новую одежду, наркотики и походы в самые модные клубы города. В пятницу ночью моды вели себя как прожигатели жизни, поп-идолы и люди из высшего света, но наступал день, и многим из них снова надо было выходить на работу или искать незаконный заработок.

«Меня называли хард-модом… СМИ ухватились за историю с погромами [знаменитое столкновение модов с рокерами на юге Англии в 1964-м году] и описали модов как безумную толпу наркоманов, склонных к насилию и беспорядкам. Конечно, в ерунде, которую строчили газеты, было зерно правды. Среди модов были те, кто поехал в Брайтон, Маргит и другие города только ради того, чтобы устроить там полный беспредел. Должен признаться, я был в их числе.

Репутация была всем. Я начал носить с собой оружие (топор) и был готов воспользоваться им, если понадобится… Внешний вид был очень важен – все вокруг были буквально обязаны носить шерстяной костюм"

Джон Лео Уотерс

Британские хард моды конца 60-х, Лондон

Дело в том, что, несмотря на стремление к элитарности, истоки мод-движения во многом лежали в рабочей среде. Бедные и неблагополучные районы южного Лондона были домом для многих модов и обыкновенных подростков, которые со свойственной их возрасту живостью впитывали городскую культуру.

Брикстон – один из таких районов – включал в себя обширную ямайскую диаспору. Упадок экономики, волна преступности, ураган, опустошивший в 1944-м году восток Ямайки, а также обещание рабочих мест со стороны правительства Великобритании влекли в Лондон иммигрантов с Карибских островов. Резкий приток иностранцев из далекой страны сыграл важнейшую роль в трансформации хард-модов в скинхедов. В 1962-м году бывшая британская колония получила независимость, но столь масштабное политическое событие не могло не иметь и негативных последствий для населения. Многие ямайцы продолжили эмигрировать в бывшую метрополию.

На новом месте молодёжь Ямайки познакомила лондонских сверстников со своей культурой. На острове была своя субкультура: руд бои (англ. rude boys) – буквально «грубые парни», но в ямайском английском скорее «жесткие», «суровые». Руд бои были выходцами из рабочего класса и нередко проявляли насилие по отношению друг к другу и окружающим. Жизнь их была нелегкой, ведь зачастую они росли в самых неблагополучных районах Кингстона, столицы не самой спокойной страны. Как и многие молодые люди, тем более дерзкие и зачастую замешанные в криминале, руд бои стремились одеваться с иголочки: костюмы, узкие галстуки, шляпы «трилби» и «порк пай». Возможно, этот стиль был навеян джазовыми музыкантами США. Руд бои предпочитали самую свежую и современную местную музыку: ска, а затем и рокстеди.

Ска представляет собой музыкальный жанр, возникший на Ямайке на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов. Объединение американского ритм-энд-блюза с карибскими стилями менто и калипсо привело к появлению совершенно нового и весьма характерного звучания.

Во второй половине шестидесятых музыка ска эволюционировала в рокстеди. По сравнению с предшественником, данный стиль отличает замедленный темп, синкопированный бас и использование небольших коллективов с электрической бас-гитарой (ранние ска-группы представляли собой большие ансамбли и в основном использовали контрабас). Важнейшими ска-группами и исполнителями были и остаются Toots and The Maytals, The Skatalites, Bob Marley and the Wailers (лидер последних стал одним из самых узнаваемых музыкантов в истории), The Upsetters (группа знаменитого продюсера Ли «Скретча» Перри), Деррик Морган, Макс Ромео, Принц Бастер, Дезмонд Деккер и многие другие.

Итак, на волне эмиграции молодежная культура Ямайки попала на берега Туманного Альбиона. Неудивительно, что в силу близкого возраста, любви к музыке и желанию выглядеть интересно, английские ребята стали перенимать стиль руд боев. Моды традиционно любили американский соул и ритм-энд-блюз, но также весьма интересовались музыкой Ямайки. Огромная заслуга в этом принадлежит английскому лейблу «Melodisc Records», основанному в 1949-м году и выпускавшему афро-карибскую музыку. Компания начала записывать в Лондоне ямайских музыкантов и, развивая успех этих записей, основала подразделение «Blue Beat Records». Оно специализировалось на любимой руд боями, модами, а затем и скинхедами музыке ска и рокстеди.


Одним из ярчайших музыкантов, с которым сотрудничал лейбл был Принц Бастер – человек, внесший огромный вклад в становление ска и популяризацию жанра в Великобритании.

Молодежь южного Лондона с большим интересом посещала рассчитанные на ямайцев клубы, которые назывались «ска-бары», училась танцевать ска и перенимала элементы стиля. Пластинки с афроамериканской и карибской музыкой разлетались в магазинах как горячие пирожки.

Таким образом, когда в конце шестидесятых часть модов стала тяготеть к психоделической музыке, у модов южного Лондона уже была особая связь с музыкой Ямайки, и хард-моды не последовали за богемой. Коренные жители Лондона и иммигранты, хард-моды и руд бои слились в субкультуру, которую стали называть скинхедами (англ. – “skinheads”). Название субкультуры составлено из двух слов: «skin» – «кожа» и «head» - «голова». Существует версия, что это слово было взято из лексикона американских пехотинцев.

«… Мода и музыка менялись. В клубах начали играть странную музыку вроде The Byrds и Джими Хендрикса, и модам не оставалось ничего другого, как ходить в ямайские клубы – только там не переставали играть черную музыку. Итак, моды ходили в ска-клубы и перенимали стиль рудбоев, но поскольку они не были черными, они не могли так себя называть, поэтому они позаимствовали слово «скинхеды», которым называли новобранцев морской пехоты США, которым брили голову, когда они шли в армию. В морской пехоте новобранца называли «скинхедом» только офицеры, вроде: «Эй, ты, бритоголовый, иди сюда!». Так что изначально стиль скинхедов был белым вариантом стиля рудбоев.»

Дик Кумс

Эти люди все дальше уходили от рафинированности модов, и через несколько десятилетий связь двух субкультур едва прослеживалась. Но остановимся поподробнее на скинхедах первого поколения, так называемых традиционных скинхедах (Traditional Skinheads).

Как они выглядели? К привычным для модов (англ. “Sta-Prest”), которые отлично держали форму, добавилось ещё несколько не менее практичных элементов: джинсы, подтяжки и тяжелые рабочие ботинки. Стрижки стали короче и проще. Некоторые, по моде руд боев или из практичности рабочих, брились практически наголо. Скинхеды носили любимые модами и хард модами мохеровые , однако со слегка удлиненным фасоном, и клетчатые рубашки «button-down», воротник которых фиксируется пуговицами.

Огромной популярностью пользовались классические и знаменитый бомбер MA-1, ставший впоследствии иконой образа субкультуры и фактически её синонимом. Не исчезли из гардероба хард модов-скинхедов и куртки . Среди верхней одежды также пользовалась успехом ветровка - хлопковый полуспортивный бомбер с окаймляющими полосками на воротнике, рукавах и резинке снизу, а также рабочая куртка британских докеров .

Любопытной деталью была манера подворачивать брюки. Вначале слегка, чтобы были видны ботинки, затем сильнее, чтобы показать цветные носки, взятые из стиля руд боев. По воспоминаниям тех лет, как-то раз организаторы концерта дали знаменитому певцу регги Дезмонду Деккеру костюм, а он попросил укоротить брюки на пятнадцать сантиметров. В подражание своему кумиру подростки стали подворачивать свои брюки. Не говоря о том, что в определенной мере мистер Деккер поспособствовал и моде на короткие стрижки среди восторгавшихся им будущих скинхедов.


Скидка 5% за подписку

Получите промокод со скидкой 5% на ваш первый заказ за подписку на наши новости о распродажах и коллекциях



Вверх