Ситуация нравственного выбора в произведении песчаная учительница. Андрей Платонов. Рассказ "Песчаная учительница". VI. Домашнее задание

Анализ рассказа «Песчаная учительница» А. Платонова


Действие рассказа Андрея Платонова «Песчаная учительница» происходит в 1920-е годы в маленьком среднеазиатском селе Хошутово. За околицей села начинается самая настоящая пустыня - безжалостная и холодная к людям.

Идея ценности знаний для человека и целых народов - это основная идея рассказа «Песчаная учительница». Миссия главной героини, учительницы Марии Нарышкиной - нести знания. В условиях, где жила Нарышкина, знания и умение создавать лесополосы, сохранять зеленые насаждения и разводить растения оказались жизненно важными.

Стиль рассказа «Песчаная учительница» очень лаконичен. Разговаривают герои мало - в Хошутове всегда немного говорят, экономят слова и силы, ведь они еще понадобятся в борьбе с нашествием песков. Вся история Марии до принятия ею судьбоносного решения - ехать работать к кочевникам, к чужому народу, укладывается автором в несколько десятков коротких абзацев. Я даже назвал бы стиль рассказа приближенным к репортажному. В произведении немного описаний местности, больше повествования, действия.

Но особое внимание автор уделяет чувствам и эмоциям героев. Они уточняют ситуацию, в которой оказались жители занесенного песком Хошутово лучше, чем любые описания пейзажей. «Старик-сторож, очумевший от молчания и одиночества, обрадовался ей, как вернувшейся дочке». «Тоскливое, медленное чувство охватил путешественницу - Марию Никифоровну, когда она оказалась среди безлюдных песков по пути в Хошутово».

Слог Платонова очень метафоричен, образен: «некрепкое растущее сердце», «сочилась жизнь в пустыне». Жизнь в Хошутове и в самом деле еле-еле движется, будто вода цедится по капле. Здесь капля воды и является средоточием самой жизни.

Тема культурного обмена и взаимопонимания между людьми также занимает одно из центральных мест в произведении, Дружелюбие и желание найти общий язык с разными личностями - это те ценности, которые провозглашены автором в рассказе. После появления, а фактически, набега кочевников Мария Нарышкина едет к вождю племени, чтобы высказать ему все свои претензии, отговорить его разрушать их поселок, портить зеленые насаждения. Вождь кочевников, пообщавшись с молодой женщиной, проникается к ней симпатией. Она к нему также.

Но это не дает решения главной проблеме рассказа - как сберечь плоды своего труда? Как сохранить жизнь людей и благополучие сел, когда нет воды, не хватает на всех травы? «Кто-нибудь умирает да ругается» - говорит вождь племени. Начальник Нарышкиной предлагает ей стать учительницей в кочевничьем поселении: учить их уважать чужой труд, заниматься разведением зеленых насаждений. Мария становится той самой рукой помощи, которую один народ протягивает другому.

Также произведение касается темы отказа от личной жизни ради общественного блага. «Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников?...» - думает юная преподавательница. Однако, вспомнив «безысходную судьбу двух народов, зажатых в тиски пустыни» Мария без колебаний принимает решение ехать и учить кочевников.

Очень кратко: Учительница географии учит людей бороться с песками и выживать в суровой пустыне.

Двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина, дочь учителя, «родом из забросанного песками городка Астраханской губернии» была похожа на здорового юношу «с сильными мускулами и твёрдыми ногами». Своим здоровьем Нарышкина была обязана не только хорошей наследственности, но и тому, что отец оберегал её от ужасов Гражданской войны.

С детства Мария увлекалась географией. В шестнадцать лет отец отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. Мария проучилась на курсах четыре года, во время которых распустилась её женственность, сознание и определилось отношение к жизни.

Распределили Марию Никифоровну учительницей в глухое село Хошутово, что находилось «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». По пути в деревню Мария впервые увидела песчаную бурю.

Селение Хошутово, куда Нарышкина добралась на третий день, было полностью занесено песком. Каждый день крестьяне занимались тяжким и почти ненужным трудом - расчищали село от песка, но расчищенные места снова засыпало. Жители села были погружены «в молчаливую бедность и смиренное отчаяние».

Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе, выписала из города всё необходимое и начала преподавать. Ученики ходили неисправно - то пять придут, то все двадцать. С наступлением суровой зимы школа и вовсе опустела. «Крестьяне заскорбели от нищеты», у них кончался хлеб. К Новому году двое из учеников Нарышкиной умерло.

Сильная натура Марии Никифоровны «начала теряться и затухать» - она не знала, что делать ей в этом селе. Учить голодных и больных детей было невозможно, а крестьяне к школе равнодушны - слишком она далека от «местного крестьянского дела».

В голову молодой учительницы пришла мысль, что людей надо учить борьбе с пескам. С этой задумкой она отправилась в отдел народного образования, где к ней отнеслись сочувственно, но специального преподавателя не дали, только снабдили книгами и «посоветовали самой преподавать песчаное дело».

Вернувшись, Нарышкина с большим трудом уговорила крестьян «устраивать каждый год добровольные общественные работы - месяц весной и месяц осенью». Всего за год Хошутово преобразилось. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах - похожий ни иву кустарник шелюгу.

Полосы шелюги укрепили пески, защитили деревню от ветров пустыни, увеличили урожай трав и позволили орошать огороды. Теперь жителям топили печи кустарником, а не вонючим сухим навозом, из его веток они начали плести корзины и даже мебель, что дало дополнительный доход.

Чуть позже Нарышкина достала саженцы сосны и высадила две полосы посадок, которые защитили посевы ещё лучше, чем кустарник. В школу Марии Никифоровны начали ходить не только дети, но и взрослые, познающие «мудрость жизни в песчаной степи».

На третий год в селе случилась беда. Каждые пятнадцать лет через деревню проходили кочевники «по своему кочевому кольцу» и собирали то, что породила отдохнувшая степь.

Через трое суток ничего не осталось от трёхлетнего труда крестьян - всё истребили и вытоптали кони и скот кочевников, а люди до дна вычерпали колодцы.

Молодая учительница пошла к вождю кочевников. Тот молча и вежливо выслушал её и ответил, что кочевники не злы, но «травы мало, людей и скота много». Если людей в Хошутово станет больше, они прогонят кочевников «в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас».

Втайне оценив мудрость вождя, Нарышкина поехала в округ с подробным докладом, но там её сказали, что Хошутово теперь обойдётся без неё. Население уже умеет бороться с песками и, после ухода кочевников, сможет и дальше оживлять пустыню.

Заведующий предложил Марии Никифоровне перевестись в Сафуту - село, населённое кочевниками, перешедшими на оседлый образ жизни, - чтобы обучать местных жителей науке выживания среди песков. Научив жителей Сафуты «культуре песков», можно улучшить их жизнь и привлечь остальных кочевников, которые тоже осядут и перестанут истреблять посадки вокруг русских селений.

Учительнице было жалко проводить свою молодость в такой глуши, похоронив мечты о спутнике жизни, но она вспомнила о безысходной судьбе двух народов и согласилась. На прощанье Нарышкина пообещала приехать через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге.

Прощаясь с Нарышкиной, удивлённый заведующий сказал, что она могла бы заведовать не школой, а целым народом. Ему было жалко девушку и почему-то стыдно, «но пустыня - будущий мир, ‹…› а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево».


Главная героиня рассказа - двадцатилетняя Мария Нарышкина – родом из глухого забросанного песками городка Астраханской губернии. Когда ей исполнилось 16 лет, отец-учитель отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. А через 4 года курсистку Марию Никифоровну назначили учителем в дальний район – село Хошутово на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней.

Бедствием для села были песчаные бури. Силы крестьянина сломила борьба с пустыней. Крестьяне «заскорбели» от нищеты. Новая учительница расстраивалась из-за того, что дети ходили в школу неисправно, а зимой и вовсе переставали, потому что часто были снежные бури, а ребятам не во что было одеться, обуться, поэтому часто школа совсем пустовала. Хлеб заканчивался к концу зимы, дети худели и теряли интерес даже к сказкам.

К Новому году из 20 учеников умерли 2. Что делать в селе, обречённом на вымирание?

Но молодая учительница не сдалась, не впала в отчаяние. Она решила сделать главным предметом в школе обучение борьбе с песками, обучение искусству превращения пустыни в живую землю.

Мария Никифоровна съездила в окружной отдел народного образования за советом и помощью, но поняла, что надеяться нужно только на собственные силы. Она убедила крестьян в том, что нужно сажать кустарники, чтобы те задерживали пески. Сельчане ходили на общественные работы – месяц весной и месяц осенью. Спустя 2 года шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов. Около школы посадили сосновый питомник, чтобы деревья берегли снежную влагу и хранили растения от истощения горячим ветром. А их прутьев шелюги крестьяне стали плести корзинки, ящички, мебель, получая две тысячи рублей приработка.

На третий год пришла беда. Раз в 15 лет кочевники проходили через эти места с тысячью коней, через трое суток в селе ничего не осталось – ни шелюги, ни сосны, ни воды.

Но Мария Никифоровна уже обучила сельчан борьбе с песками, и после ухода кочевников они снова будут сажать шелюгу. А молодую учительницу заведующий окроно (окружного отдела народного образования) перевёл в село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы и их обучить культуре песков. Перед Марией Никифоровной встала проблема нравственного выбора. Она подумала: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумёртвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?». Ведь у неё не устроена личная жизнь, нет спутника жизни – мужа. Но она вспомнила свою беседу с вождём кочевников, сложную и глубокую жизнь племён пустыни, поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков. Она согласилась ехать в Сафуту, шутливо сказав, что приедет в РОНО через 50 лет старушкой не по песку, а по лесной дороге. Удивлённый заведующий заметил, что Марии Никифоровне можно заведовать не только школой, но и целым народом.

1. Проблема человека и природы.

2.Проблема энтузиаста-одиночки, пытающегося противостоять природной стихии.

3. Проблема противостояния обстоятельствам.

4. Проблема счастья.

5. Проблема истинных ценностей.

6. Проблема служения людям

7. Проблема смысла жизни.

8. Проблема жизненного подвига.

9. Проблема мужества, стойкости, силы характера, целеустремлённости.

10. Проблема роли учителя в жизни людей.

11. Проблема долга и ответственности.

12. Проблема личного счастья.

13. Проблема самопожертвования.

14. Проблема нравственного выбора.

Обновлено: 2017-09-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница» был создан в 1926 году. Впервые это произведение было напечатано в сборнике «Епифанские шлюзы» и в газете «Литературные среды» в 1927 г.

Основной мыслью рассказа «Песчаная учительница» является проблема выбора, вставшего перед героиней. Чтобы достичь какой-то поставленной цели, необходимо обладать не только решимостью, но и мудростью смириться с жизненными обстоятельствами.

Главным персонажем рассказа «Песчаная учительница» является двадцатилетняя Мария Нарышкина. В возрасте 16 лет отец увез ее в областную столицу на педагогические курсы. Спустя 4 года Марию Никифоровну в должности учителя направили в село Хошутово, где и происходит действие произведения.

Главной бедой тамошнего села являлись песчаные бури. Тамошние крестьяне были настолько бедны, что детям было нечего одеть, и они голодали. Ребята часто пропускали школу. Беднякам не хватало еды, дети худели, стремительно теряв интерес к учебе, а потом умирали.

Когда из класса умерло двое детей, учительница поняла, что надо что-то менять. Она пришла к выводу, что здешним крестьянам не нужна другая наука, кроме той, которая помогла бы победить злосчастные пески и превратить пустыню в живую землю.

Мария Никифоровна поехала в округ попросить в помощь учителя песчаной науки, но поняла, что никто не поможет кроме нее самой. Учительница смогла убедить крестьян в необходимости посадки кустарников, способных задерживать пески. По прошествии 2 лет зеленые кустарники зеленели вокруг орошаемых огородов. Из прутьев растений крестьяне плели различные изделия, помогающие выручить дополнительные деньги. Однако на третий год случилась беда. Раз в 15 лет проходили через здешние места кочевники с тысячей лошадей. Вскоре здесь ничего не осталось, ни воды, ни зеленых насаждений. Но Мария Никифоровна научила местных жителей побеждать пески. Они снова посадят зеленые насаждения после ухода кочевников.

Спустя время Марию Нарышкину перевели в село Сафуту, чтобы и осевших кочевников, проживающих там обучить борьбе с песками. Перед тем как уехать, учительница встает перед выбором – отдать свою молодость борьбе с песками в отдаленной местности или отказаться и пытаться устроить свою личную жизнь. Ведь она молода, а у нее ни мужа, ни детей. Но Мария Никифоровна едет, отказавшись тем самым от личной жизни ради общественного блага.

2 вариант

Произведение представляет собой одно из первых сочинений писателя, относящихся к художественной прозе, выражающей авторскую творческую яркую и необычную индивидуальность.

Главной героиней рассказа является молодая женщина Нарышкина Мария, представленная писателем в образе двадцатилетней девушки, закончившей Астраханские курсы педагогов и назначенной педагогом для обучения детей в дальнем районе, в селе Хошутово, расположенной в районе среднеазиатских пустынных территорий.

Работа молодой учительницы начинается в трудных условиях, поскольку село ощущает тотальный дефицит водного баланса, необходимого для питья и полива, и постоянно оказывается атакованным песчаными бурями, следствием которых становится нищета деревни, а также невозможность детей посещать занятия, в том числе и в зимний период из-за снежных ураганов и отсутствия необходимой теплой одежды и обуви.

Отличаясь мужественной и активной натурой, Мария решает организовать с помощью местного населения работу по превращению пустынных мест в живые территории. При этом, не получив поддержки от собственного руководства, девушка полагается исключительно на собственные силы и имеющиеся знания, которые помогают ей в налаживании общественных работ по высадке зеленых кустарников в виде шелюги, а также сосновых питомников, способных стать защитой при песчаных бурях, задерживая песок, и сберегающих снежную влагу и преграждающих движение горячего ветра.

Спустя несколько лет после начала борьбы с пустыней под руководством Марии Нарышкиной село преображается в живой, зеленеющий поселок, при этом крестьяне, используя прутья разросшихся кустарников, имеют дополнительный заработок от продажи плетеных корзинок, мебели, ящичков.

Однако вскоре весь труд односельчан оказывается уничтоженным кочевниками, прошедшими через поселок. Мария не отчаивается и призывает местных жителей возобновить прежнюю работу по высадке зеленых растений, а сама лично посещает предводителя кочевого племени с просьбой оградить их родное село в будущем от подобных набегов. Беседа двух думающих людей приводит к положительному результату, а глава кочевников проникается симпатией к активной, молодой и неравнодушной женщине.

Через некоторое время Марию переводят на работу в дальнюю деревню, в которой располагаются кочевники, решившие вести оседлую жизнь, где девушка продолжает начатое ей дело в форме образования местного населения, а также обучения культуре жизни в условиях песчаных мест. Девушка немного тоскует об отсутствии собственной личной жизни, которой она жертвует ради общественного блага.

Рассказ «Песчаная учительница» отличается отображением в повествовательном содержании многочисленной проблематики в виде раскрытия роли педагога в человеческой жизни, изображения сильных черт характера борца с природными стихиями, а также вопросы нравственного выбора человека, поставившего целью своей собственной судьбы искреннее служение людям.

Несколько интересных сочинений

  • История создания рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина

    История написания произведения была рассказана самим автором одном из его очерков. О работе над ним упоминается также в его дневнике.

  • Образ и Характеристика Манилова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин. Манилов – человек знатный. Сначала вроде думаешь, что он милый и хороший человек, затем

  • Анализ произведения Флобера Госпожа Бовари сочинение

    Известное произведение Флобера «Госпожа Бовари» относится к психологической драме, в которой изображается жизнь французской провинции 20 столетия. Сама идея, для написания такого романа

  • Лев Николаевич Толстой написал очень мудрые слова в свое время, по сей день, его высказывания очень актуальны. И не один Лев Толстой утверждал, что необходимо знать слово, многие другие писатели говорили тоже самое

  • Образ и характеристика Лары в Докторе Живаго Пастернака сочинение

    В романе Пастернака «Доктор Живаго» происходит постоянное сплетение и столкновение людских жизней на фоне революции. Возможно, в обычной, спокойной и мирной жизни эти люди не встретились бы никогда

Главная героиня рассказа Андрея Платонова «Песчаная учительница» — молодая учительница Мария Нарышкина. После окончания учительских курсов ее направили работать в село Хошутово, которое находилось на границе степи и азиатской пустыни.

В селе Мария Никифоровна увидела, как люди борются с песками пустыни, которые методично засыпали все плоды их труда. Зимой к песчаным заносам добавлялись снежные бураны, и тогда жизнь в селе замирала.

Дети ходили в школу нерегулярно. Их родители были равнодушны к знаниям, которые преподавала молодая учительница. Эти знания никак не помогали им выживать в пустыне.

И тогда Мария Никифоровна решила научить жителей села бороться с песками и превратить пустыню в цветущую землю. Она собрала крестьян в школе и рассказала о своей задумке. Крестьяне одобрили ее идеи, но не поверили в успех этого дела.

Тогда учительница отправилась в округ и стала требовать помощи в ее начинаниях. Ей посоветовали самой взяться за это трудное дело и помогли только книгами. Но Мария Никифоровна оказалась человеком упорным и убедила крестьян заняться общественными работами по озеленению окружающих земель.

За два года вокруг села выросли ветрозащитные полосы из кустарника, который назывался шелюга. Эти полосы преградили путь пескам. А еще шелюга обеспечила жителей села работой. Ветки кустарника использовали как топливо, из них жители села научились плести корзины, ящики и даже мебель. Они стали жить гораздо лучше.

Но на третий год случилась беда. В район села пришли кочевники, которые вели за собой многочисленные стада животных. Эти животные за три дня уничтожили всю растительность вокруг села и выпили всю воду из колодцев.

Разгневанная учительница отправилась к вождю кочевников с требованием покинуть эти земли. Но вождь сказал, что если его люди уйдут в пустыню, они погибнут от голода. Тогда Мария Никифоровна поехала жаловаться в округ.

В округе ей предложили неожиданное решение – отправиться работать в дальнее село Сафутово, в котором селились кочевники, решившие вести оседлую жизнь. Марии Никифоровне предложили обучать кочевников бороться с песками так, как это делали жители Хошутово.

Ей пояснили, что с кочевниками, которые уничтожают зеленые посадки, можно бороться только путем привлечения их к оседлой жизни. И только отправившись в Сафутово, Мария Никифировна могла помочь тем крестьянам, которые страдали от кочевников.

Подумав, молодая учительница согласилась отправиться в Сафутово, и обещала вернуться через пятьдесят лет уже не по пескам, а по лесной дороге.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Песчаная учительница» заключается в том, что для ответственного человека долг перед обществом, перед другими людьми важнее всего остального. Мария Нарышкина была ответственным и инициативным человеком. Она обучила людей бороться с песками, и когда к этим людям пришла беда в лице кочевников, Мария Никифоровна решила пожертвовать своей личной жизнью ради блага тех, кому она помогала.

Рассказ учит быть упорным и настойчивым в достижении поставленной цели. Героиня рассказа, учительница Мария Нарышкина помогла неграмотным крестьянам за два года превратить пустыню в плодородную землю.

Рассказ мне понравился своим позитивным настроем. Особенно выделяется в рассказе учительница — человек, любящий жизнь и людей, умеющий сделать жизнь лучше.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Песчаная учительница»?

Не будь тороплив, но будь настойчив.
Терпение и труд все перетрут.



Вверх