Секрет скрипок Антонио Страдивари. Справка. Антонио Страдивари. История мастера струнных инструментов

Группа ученых из Тайваня и Германии пришла к выводу, что своим выдающимся звучанием скрипки Страдивари обязаны особому химическому составу древесины, который был достигнут благодаря обработке дерева специальным составом. Статья, посвященная исследованию, была опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .

Как напоминает N+1 , скрипки мастера Антонио Страдивари, жившего в Кремоне во второй половине XVII - первой половине XVII веков, считаются лучшими инструментами в своем роде. Единственным скрипичным мастером, успех которого сравним с успехом Страдивари, был его современник и сосед Джузеппе Гварнери. По мнению многих музыкантов, звучание скрипок Страдивари и Гванери до сих пор остается непревзойденным, поэтому лучшие скрипачи обычно предпочитают их современным инструментам.

Тайваньские и немецкие исследователи решили выяснить, какие именно особенности скрипок двух великих мастеров делают их звучание уникальным. Для этого они провели химический анализ образцов древесины клена, используемой для изготовления задней панели инструментов, от двух скрипок и двух виолончелей Страдивари, а также одной скрипки Гварнери. Для сравнения исследователи также провели анализ древесины клена, из которой были изготовлены пять современных итальянских скрипок.

Спектроскопия ядерного магнитного резонанса (ЯМР), масс-спектрометрия и дифракция синхротронного рентгеновского излучения показали, что древесина инструментов Страдивари и Гварнери значительно отличается от древесины современных скрипок по составу органических и неорганических веществ. В частности, в старинных инструментах успело разложиться около трети гемицеллюлозы, а лигнин оказался частично окисленным.

При этом отличия в составе неорганических веществ оказались куда более заметными. Ученые выяснили, что древесина скрипок Страдивари была обработана сложным консервирующим составом, содержавшим алюминий, кальций, медь, натрий, калий и цинк. По всей видимости, этот состав использовался мастером для предварительного вымачивания древесины.

В настоящее время такой способ подготовки древесины не используется при изготовлении скрипок - древесину для инструментов просто сушат на воздухе несколько лет. Кроме того, из документов XVIII и XIX веков следует, что и тогда скрипичные мастера не применяли специальных составов для обработки древесины.

По мнению исследователей, это позволяет предположить, что подобный способ подготовки древесины практиковался лишь некоторыми мастерами в Кремоне, а секрет минерального раствора был утрачен. Однако дальнейшие исследования могут помочь восстановить точный состав раствора.

Исследователи отмечают, что уникальное звучание скрипок мастеров из Кремоны, по всей видимости, объясняется сочетанием трех факторов: обработки дерева, его старения, а также вибраций при игре на инструментах, которые за несколько веков привели к изменению структуры древесных волокон.

18 декабря 1737 года в родном Кремоне в возрасте 93 лет скончался Антонио Страдивари - мастер, оставивший после себя бессмертное наследие. Около 650 музыкальных инструментов радуют слух искушенных поклонников классического звучания и в наши дни. Почти три столетия не дает покоя изготовителям музыкальных инструментов вопрос: почему звук скрипок Страдивари похож на звонкий и нежный женский голос?

Струны из жил

В 1655 году Антонио был всего одним из многочисленных учеников лучшего в Италии скрипичных дел мастера Николо Амати.

Будучи в то время всего лишь мальчиком на побегушках у прославленного мастера, Страдивари искренне не понимал: почему мясник в ответ на записку синьора присылает тому кишки.

Амати раскрыл первый из секретов изготовления инструментов своему ученику: струны делаются из внутренностей ягнят. По технологии того времени их вымачивал в щелочном растворе на основе мыла, сушили их и затем скручивали. Считалось, что не все жилы подходят для струн. Самый лучший материал - это жилы 7-8-месячных ягнят, выращенных в Центральной и Южной Италии. Амати учил своих подопечных, что качество струн зависит и от пастбища, от времени убоя, от воды и от многих других факторов.

Тирольское дерево

В возрасте 60 лет, когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых, Антонио разработал модель скрипки, которая и принесла ему бессмертную славу.

Его скрипки пели так необыкновенно, что некоторые всерьез утверждали, что дерево, из которого сделаны инструменты, - это обломки Ноева ковчега.

Ученые предполагают, что Страдивари использовал высокогорные ели, росшие при необычно холодной погоде. Такое дерево имело повышенную плотность, что и придавало отличительное звучание инструментам, из него изготовленным.

Страдивари, бесспорно, для своих инструментов выбирал древесину только высочайшего качества: хорошо просушенную, выдержанную. Особая ель шла на изготовления деки, клен использования для дна. Кроме того, чурки он разделывал не на доски, а на секторы: получались "апельсиновые дольки". К такому выводу исследователи пришли, опираясь на расположение годичных слоев.

Мебельный лак

Рассказывали, что тайну лака Страдивари узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в него "крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской".

Еще одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах, а позже начисто вырубленных.

На самом деле, все довольно прозаично: ученые выяснили, что лак, которым Страдивари покрывал свои знаменитые скрипки, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.

При этом многие инструменты вообще были заново "перекрашены" при реставрации в XIX веке. Был проведен даже рискованный эксперимент: с одной из скрипок едкими смесями смыли лак. Инструмент потускнел, облез, но звучать хуже не стал.

Идеальная форма

У Страдивари была особенная манера выдалбливать деки, уникальный рисунок отверстий, характерный обвод внешних линий. Историки утверждают, что среди известных в наши дни скрипок нет двух в точности одинаковых по рельефу и звуку.

В попытке повторить успех Страдивари мастера шли на крайние меры: вскрывали старую скрипку и по ней делали десять новых, до мельчайшей детали воспроизводя форму. Так, в СССР в 1930-1950-х годах проводились научные исследования скрипок Страдивари с целью наладить производство аналогичных инструментов на автоматических линиях. Наиболее удачные экспериментальные инструменты оказались вполне сравнимы с инструментами Страдивари по звучанию.

Самые удачные подражания, полагают специалисты, на счету Симона Фернандо Саккони. Этот итальянский мастер смычковых инструментов, творивший в первой половине XX века, при создании инструментов использовавший модель Антонио Страдивари и добился прекрасных результатов.

Талант ученого и резчика

Страдивари владел интуицией ученого, ловкими руками резчика-краснодеревщика, острым глазом художника, тонким слухом музыканта. И все это, тысячекратно умноженное неиссякаемым трудолюбием, он вложил в свои творения. Может быть, именно в таланте мастера сокрыта тайна звучания его инструментов?

Мастер не стремился никому подражать, он любой ценой стремился добиться красоты и силы звука. Труд его стал трудом исследователя. Его скрипки - это акустические опыты, одни более удачные, другие - менее. Порой тончайшее изменение свойств древесины заставляло его поправлять конфигурацию дек, их толщину, выпуклость. Как это сделать, подсказывал мастеру слух.

Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов ценность "бренда": есть мнение, что славу Страдивари принесли порядка 20 процентов его музыкальных инструментов. Остальные, менее выдающиеся, воспринимались как произведения искусства лишь потому, что автор их - "тот самый кремонский гений".

Скрипки Антонио Страдивари содержат различные сочетания алюминия, меди и цинка. Вероятно, мастер окунал дерево в некий раствор, помогавший инструментам пройти через века. Об этом свидетельствует исследование профессора по химии Тайваньского университета Хван Чинг Таи.

"Использование такого рода химических сплавов было необычной практикой, они оставались неизвестными последующим поколениям скрипичных мастеров", - утверждает ученый.

Специалисты обследовали скрипки на молекулярном уровне. Однако не смогли определить, насколько специальное покрытие влияет на тембр и качество звучания. Ясно было только одно: в XVII веке Страдивари обладал необычайными для того времени знаниями по химии. Установлено, что инструменты были обработаны сложным минеральным составом. Причем, консервант использовался для вымачивания древесины длительное время.

Сравнительный анализ показывает, что к химической обработке древесины не прибегали и в XVIII и XIX веках. Сегодня при создании скрипок исходное сырье сушится на воздухе в течение нескольких лет. Страдивари был одним и немногих мастеров в Кремоне, который пользовался специальными растворами. Эта техника, скорее всего, была утрачена. Воспроизведение уникального состава позволило бы вдохнуть новую жизнь в современные музыкальные инструменты.

Версию тайваньских исследователей подтверждает Джозеф Наджияри из университета в Техасе. Он считает, что дерево скрипок Страдивари покрывалось защитным составом от древесных вредителей, содержащим различные химические элементы, в том числе боракс, используемый египтянами для бальзамирования мумий.

Скрипки из мастерской знаменитого мастера Антонио Страдивари реально стоят дороже золота. Поэтому на них играют только увенчанные многочисленными наградами лавровыми венками славы лучшие музыканты нашей планеты.

Остальным же скрипачам при-ходится довольствоваться инструментами более низкого достаточного для них уровня. Но и такие скрипки, хорошо звучащие как соло, так и оркестре, стоят порядка 20 тысяч долларов. И они тоже по карману далеко не всем. А поиски главных секретов Страдива-ри продолжается, но результатов всё также нет.

Тайны скрипок Антонио Страдивари

Почему он не оставил рецептов своих бо-жественных технологий? Этот вопрос давно подвис в воздухе, не давая вроде бы никаких шансов разгадать загадку музыкального золотого сечения.

Однако благодаря упорству и таланту, а в некой степени и озарению сотрудника Швейцарской федеральной лаборатории материаловедения и технологий профессора Фрэн-сиса Шварца, ему недавно удалось всё-таки повторить достижения великого итальянского мастера.

Шварц - биолог, химик, ботаник и музыкант - не сомневается, что близок день массового производства скрипок, альтов и виолончелей не хуже раритетных инструментов Страдивари.

Антонио Стради-вари использовал для из-готовления своих смычковых ин-струментов древесину деревь-ев, активно росших в аномаль-но холодный период, который был в Европе между 1645 и 1715 годами. Поэ-тому всегда считалось, что на неповтори-мо прекрасный звук влияет именно это.

Музыкальные грибки

Но Шварц на практике показал, что действитель-ности это соответствует только во вторую очередь. Главную же роль в получении идеаль-ного скрипичного материала играют мельчайшие грибки Phisisporinus viteus и Xilaria longipes. Они не разру-шая древесиную структуру, под воздействием колебаний температуры делают её пористой.

Как раз пористость очень сильно влияет на акустику. Самый деликатный мо-мент - суметь регулировать работу грибков. Если этого сделать не удастся они превратят мембраны клеточной ткани дере-ва в микроскопическую, невиди-мую невооружённым глазом, труху. Тогда музыкальные инс-трументы будут звучать просто отвра-тительно.

Антонио Страдивари, получается, знал о капризных чудо-грибках, привлекал их к работе и грамотно её организовывал. Зре-лость материала для изготовления инструментов, он проверял остро отточенным но-жом и постукиванием оловянной ложкой. Он обладая идеальным слу-хом и, вслушиваясь в вибрации де-рева, всегда безошибочно угадывал степень зрелости.

Современные скрипки Страдивари

Фрэнсис Шварц зрелость заготовок, необходимых для изготовления инструментов под Страдивари, определяет с помощью современных электронного микро-скопа и акустических приборов. Он останавливает в точно нужный момент работу грибков идеально проникающим в древе-сину оксидом этилена.

Сами такие идеаль-ные - лучшие со времен после древнего мастера - инструменты делают мастера Мартин Шлезке и Михаэль Ронхаймер. Их Скрипки объективно ничуть не хуже скрипок Страдивари.

Эксперты, музыканты мирового уровня, долгие годы играющие только на скрипках Страдивари, в этом убедились, став слушателями и участниками необыч-ного концерта. Стоящий за занавесом скрипач Мэтью Траслер поочерёдно играл на скрипке Страдивари и на современной скрипке техно-логии профессора Шварца.

Ник-то из присутствующих звёзд музыки не заметил разницы. Все эксперты сошлись во едином мнении: "так зву-чать может только чистокровный Страдивари".

И снова - грибы

Если профессор Шварц пре-успел в искусстве получать звучащую под Страдивари древесину с помощью грибов и химического реагента, его пред-шественники, которым удавалось разжиться материалом для произ-водства древесины, чуть уступаю-щей такой, которую использовал мастер из Кремоны, двигались несколько иным путём.

Отправлялись с топорами и пи-лами к домам, предназначенным из-за ветхости под снос, и искали очень сухие, покрытые белым грибковым налё-том еловые брёвна. Из брёвен выпиливались небольшие фраг-менты, издающие от ударов де-ревянным молотком не глухие, а объёмные и звонкие живые звуки.

Долго хранящаяся под слоями штукатурки старинных зда-ний консервированная дре-весина - идеальный материал для изготовления деревянных музы-кальных инструментов, не только смычковых и щипковых, но ещё ду-ховых и ударных.

Именно поэтому в Европе действует законодатель-ство, предписывающее использо-вать в качестве топлива сносимые деревянные домовые конструкции исключительно после того, как отберут то, что необ-ходимо для творчества.

Смычковые, сделанные из слежавшейся древесины, у профессиональных музыкантов ценятся очень высо-ко. Процесс произ-водства одной скрипки или альта порой занимает несколько лет. Товар штучный. Выкладывают концертирующие виртуозы за него суммы с многими нулями. Зато такой инструмент со временем не поплывёт - его акустические характеристики точно не ухудшатся, но могут только улучшаться.

Инструменты, рождённые бла-годаря открытию Шварца, как полагают некоторые эксперты, подвержены риску потери голоса, потому что химическо-технологические процессы, если можно так выразиться, прекращаются толь-ко на грубом уровне, никогда не прекращаясь на уровне тонком, атомарном.

Гарантия на прекрасное звучание

Фрэнсис Шварц, впрочем, счи-тает, что в данном обстоятельстве это не критично. Инструменты га-рантированно могут звучать не хуже инструментов Страдива-ри по меньшей мере столетие. По истечении этого срока, если наши более продвинутые тех-нологически потомки заметят ухудшение параметров, они не-пременно изыщут способ испра-вить положение.

Мнение о том, что в России нет школы скрипичных мастеров, совершенно не соответствует действительности. Она есть. Просто годы, прошед-шие после распада СССР, нанесли ей ощутимый ущерб. Многих ярких умельцев приютили Европа, США, Китай и Япония.

Россияне, надо отдать должное, никогда не были вещью в себе. Болеют за общее дело инструмен-тальных мастеровых. Лауреат Первого международно-го конкурса скрипичных мастеров Владимир Китов собственноруч-но изготовил бесценный приз - шедевр ювелирного искусства из золота, серебра и бриллиантов - Зо-лотой рубанок.

Он вручается победителю вместе с дипломом «За индивидуальный вклад в искусство построение скрипок и следование традициям лучших итальянских мастеров».

Один из таких рубанков до-стался нашему соотечественнику Борису Вишневскому за виолончель. Их также по-лучили японец Хироси Кикута за скрипку и итальянец Марко Осио за альт. Советские и российские мастера на скрипичных конкурсах часто были вне конку-ренции, брали золотые медали.

И сейчас надежды на грядущие блестящие победы вполне оправданы.

12 декабря 2016 на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского российский альтист и дирижер Юрий Башмет и его камерный ансамбль “Солисты Москвы” выступили в честь 25-летия коллектива.

Музыканты сыграли на инструментах Страдивари, Гварнери и Амати, которые специально для юбилейной даты доставили из собрания Государственной коллекции музыкальных инструментов РФ.

ТАСС поговорил с первым заместителем генерального директора Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки Владимиром Лисенко и скрипичным мастером Владимиром Калашниковым и выяснил, почему эти скрипки так ценны, а имя Страдивари стало почти нарицательным.

Чем так уникальны эти скрипки?

Так называемые барочные скрипки, которые создавались до середины XVII века, обладали достаточно скромным камерным звучанием. Они имели другую форму, а струны для них делали из воловьих жил.

Мастер Николо Амати из итальянской Кремоны изменил форму и усовершенствовал акустический механизм инструмента. А его ученики – Антонио Страдивари и Андреа Гварнери – довели конструкцию скрипки до совершенства.

Талант этих мастеров заключается прежде всего в технологии изготовления и в том, насколько тщательно был построен баланс инструмента. Именно благодаря этому считается, что этим скрипкам нет равных и в наши дни.

Но если были и другие мастера, почему наиболее известны инструменты именно Страдивари?

Все дело в трудолюбии мастера. За свою жизнь Антонио Страдивари, по разным оценкам, создал от тысячи до трех тысяч инструментов. Главной своей жизненной целью он считал изготовление скрипок.

На данный момент по всему миру сохранилось около 600 инструментов Страдивари. Для сравнения, семейство Гварнери создало чуть больше сотни, Амати (от основателя династии Андреа до Николо) – несколько сотен.

К тому же Страдивари был первым, кто сделал скрипку той формы и размеров, которую мы знаем сейчас. Можно сказать, что это бренд, окруженный легендами и имеющий большое наследие. И это имеет значение для больших концертирующих музыкантов или коллекционеров, которые приобретают эти инструменты.

В чем же секрет кремонских мастеров?

Есть определенная система, которая сейчас изучена, за исключением одного – каким грунтом покрывали скрипки. Снаружи этот лак обеспечивает высокую степень сохранности, а внутри усиливает акустический эффект.

Благодаря этому повторить именно такое звучание никому еще не удавалось. Ученые даже делали спектрографический анализ, но состав и технология нанесения лака вызывают вопросы до сих пор.

То есть никто до сих пор не смог разгадать эту технологию?

Еще в XIX веке французский мастер Жан-Батист Вийом, который был последователем Страдивари, разобрал одну из его скрипок. Он ее изучил, собрал заново и сделал точную копию. Но, как отмечали современники, звук, хоть и приближался к инструментам Страдивари, все равно был хуже.

Неужели никто не может создать скрипку, близкую по качеству к инструментам Страдивари?

Строго говоря, наука и технический прогресс продвинулись достаточно далеко. Есть скрипки, которые максимально близки к инструментам Страдивари.

Еще при жизни Страдивари популярностью пользовались инструменты внука Андреа Гварнери – Джузеппе. Он получил прозвище “дель Джезу” – за то, что подписывал свои работы монограммой IHS (Иисус Христос Спаситель).

Но Джузеппе был очень болезненным человеком и из-за этого делал инструменты довольно небрежно в плане отделки. Хотя музыканты отмечают более мощный звук инструментов Гварнери. На одной из скрипок Джузеппе играл Николо Паганини.

Антонио Страдивари прожил 92 года и всю свою долгую жизнь занимался изготовлением музыкальных инструментов. Он сделал около 600 изделий, известных под названием «скрипки Страдивари». Такое трудолюбие не могло остаться незамеченным. Результатом его работы стали скрипки с уникальным звуком.

Инструменты последних лет жизни мастера эксклюзивны. У них есть свои имена и история. За этими скрипками охотились, пытались купить и украсть. Они становились символом поклонения. Сейчас на скрипках Страдивари играют только великие музыканты. Стоимость этих инструментов превосходит все допустимые границы и равна целому состоянию.

Уникальность скрипок в том, что в век новейших технологий и современных материалов невозможно создать аналогичных инструментов. Это остается тайной Антонио Страдивари. Ассоциация скрипичных мастеров в Великобритании в своем журнале много раз пыталась раскрыть секреты мастера по изготовлению скрипок. И каждый раз безрезультатно. Тайна осталось тайной.

Специалисты считают, что уникальность связана с древесиной XVII века, из которой изготовлены инструменты. Сейчас такой древесины нет и, большая вероятность того, что она никогда и не появится больше. Климат в то время резко менялся, деревья старались быстро подстроиться под новые температурные условия. В составе древесины происходили особые химические процессы. Как раз в этот период и была изготовлена основная часть уникальных инструментов. Позже деревья приспособились под новые климатические условия и такие процессы внутри древесины больше не происходили. А скрипки, звучание которых неповторимо, остались.



Вверх