Русские ярмарки: история гуляний. Ярмарки древней руси. Конспект НОД в старшей группе «Русская ярмарка Старые ярмарки на картах

Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. Они получили широкое распространение в середине 18-19 века, ежегодно на территории России проводилось до 3000 мероприятий данного вида. Ярмарки могли быть лесными, хмелевыми, конными, степными. В те времена в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки стали для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть в конце концов от изнурительной земледельческой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».

Крупнейшими ярмарками на Руси считались:

  • Мологская ярмарка . Место проведения – Верхнее Поволжье 14-16 века. Отличалась широким многонациональным составом торговцев, здесь вели торговлю купцы из России, Польши, Греции, Германии, Армении, Персии, стран Азии и Турции;
  • Макарьевская ярмарка . Место проведения - Макарьев монастырь на Волге под Нижним Новгородом в конце 16 века. Удобное месторасположение способствовало привлечению большого количества торговцев, как местных, так и иностранных. После пожара, уничтожившего большую часть построек, торги перенесли в Новгород;
  • Нижегородская ярмарка . Сменила Макарьевскую, с начала 18 века стала проходить в Нижнем Новгороде. Здесь был построен специальный Ярмарочный двор, где можно было приобрести очень широкий ассортимент различного вида продукции: соль, вино, рыбу, хлопок, меха, металлические изделии я и многое другое;
  • Ирбитская ярмарка . Проводилась на Урале в 17 веке, отличалась многообразием товаров, как местных, так и из дальнего зарубежья: Китая. Средней Азии.

Народная ярмарка

Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой. Именно на ярмарках заключались самые выгодные и крупные торговые соглашения, ведь сюда съезжались дельцы не только из местных городов и деревень, а и заморские гости из дальних стран. Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости, фрукты и напитки как в палатках и лотках, так и специальными разносчиками.

(Современная ярмарка в Москве, Красная площадь )

На таких ярмарках каждый продавал что хотел, товаром могли быть как бублики и сахарные кренделя, так и домашняя скотина, птица, предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Также здесь предлагали свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду. По рынку с целью зазывания покупателей ходили и смешили людей различными шутками-прибаутками, рекламного характера, шуты и скоморохи.

Ярмарочный театр

Помимо различного рода торгов на ярмарках обычно проводились различные театрализованные, музыкальные мероприятия увеселительного характера, устраивались балаганы, вертепы, спектакли и сценки с участием живых медведей, устраивались конкурсы и различные забавы.

(Кустодиев "Балаганы" )

Одним из главных обязательных героев ярмарочных представлений была пальчиковая кукла Петрушка. Она имела вид веселого и разбитного балагура и весельчака, с не очень симпатичной внешностью (у него имелся горб, большой нос, резкие черты лица, писклявый резкий голос), зато с очень задорным и озорным характером, отменным чувством юмора, которое иногда переходило всякие границы, поэтому очень даже часто сей персонаж попадал в различные неловкие ситуации и был не единожды бит за свой весьма длинный язычок. Но Петрушка никогда не унывает, весло задирает свой длинный и горбатый нос и продолжает балагурить и смешить народ то своим сватаньем, то устройством на работу и другими забавными приключениями.

Народные гулянья

Любая ярмарка была для обычных людей настоящим праздником, который помогал отвлечься от тяжелых рабочих будней, позволял отдохнуть и душой, и телом. Там всегда царила атмосфера праздника и веселья, играла музыка, выступали актеры, звучали народные песни и детский смех. Туда ходили всей семьей, наряжались в красивые праздничные одежды, смотрели красочные интересные представления, веселились от души, принимали участие в различных конкурсах и игрищах, катались на каруселях и качелях, покупали различные товары, сладости и гостинцы.

Одним из самых древних увеселительных занятий на ярмарке издавна было вождение хороводов. В них участвовало большое количество народа, забава сопровождалась веселой музыкой, пением, участием скоморохов и лицедеев. Неторопливое вождение хороводов могло быть разорвано удалой русской пляской, в которой танцоры соревновались друг с другом в выделывании различных замысловатых фигур и коленцев.

Нередко на ярмарках проводились и различные силовые состязания, как например кулачные бои, особенно популярные на Масленицу, участвовали в них обычно физически развитые мужчины любого возраста вне зависимости от положения в обществе. Бой мог проводиться один на один, стенка на стенку или в виде «сцеплялки-совалки» (напоминала вид оригинального русского единоборства, в котором борьба проходила с помощью бросков и захватов). Для мужчин эта забава была одной из любимых, ведь она позволяла проявить свою силу, ловкость и мужество, «выпустить лишний пар» или даже «выбить из головы дурь», скопившуюся там, на протяжении повседневной рутины.

Евгений Георгиевич (GOR), Симферополь писал(а):

Теряли все и везде. И продавцы и покупатели. Покупатели больше, так как для них все таки сама ярмарка как праздник, а для продавцов - работа, а значит и пили меньше и к деньгам относились аккуратнее. Больше естественно теряли на месте самой ярмарки. Чего деньги то терять на подходе к ней? Вы, идя на рынок, всю дорогу что ли деньги из кармана в карман перекладываете и в руках смыкаете? Положили поглубже и лежат они там спокойно до нужного момента.

Во все времена больше теряли монеты меньшего достоинства. как теперь, так и тогда. Так же следует понимать, что хотя на ярмарке оборот мог быть и большой, почти все потерянные монеты сразу же и подбирались людьми. Ярмарочные места хоть и не были заасфальтированы, но тем не менее это были хорошо утоптанные и укатанные места и монеты там сразу в грунт не прятались. Это не пашня. Так что находки конечно же есть, но вовсе не так много, как нам сейчас кажется - пришли люди на ярмарку, напились и давай деньгами сорить... В некотором смысле раньше к деньгам даже аккуратнее и бережливее относились. Ну что сейчас значит потерянная монета? Тот же рубль например... Да ничего особенного. Многим за ним даже наклоняться лень. Особенно если в лужу, или грязь упадет. А раньше за монетку много чего можно было купить. Причем во все времена. Даже во времена СССР копейка, это коробок спичек!

И про оборот денег на рынке... На нашем Симферопольском рынке, в предпраздничные дни, оборот составляет не менее миллиона долларов в день! Это точные сведения. И это минимальная сумма. У меня был сосед, который несколько лет проработал на рынке дворником. Они с бригадой рынок убирали. Так вот я у него как то спросил, а много ли денег они находят после торгового дня? Оказалось что не так то и много. Он работал, когда еще у нас гривны ходили. Так вот он рассказывал, что если гривен 20 - 30 соберет, считай повезло. Да и то, в основном это самые мелкие монеты. Бумажки вообще очень редко попадались.

Согласитесь, что при миллионном обороте и при том, что рынок то работает каждый день, кроме понедельника, даже 100 гривен мало. Думаю что и при обороте 50 штук, деньги россыпью не теряли.

Надо учитывать, что часть платежей по безналичному расчету, основная часть денег в бумажном виде, а тогда, если считать по 25 рублевой стопе, получалось что 50000 это 32 тонны медных денег, даже если пару килограмм каждый год теряли, и из них половину находили, то нам тоже должно кое что остаться))) Главное что бы мои расчеты по определению места оказались верными)))

Ярмарка (ярмонка) - это большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар, на который купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ярмарка, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни церковного календаря, в праздники каких православных святых отводилось время для ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую.

В Дмитровском уезде самые крупные ярмарки проходили в самом Дмитрове и селе Рогачево.

Ярмарки в Дмитрове

Центром жизни города был рынок. В базарные и ярмарочные дни все существование города подчинялось интересам торговли. Деревянные торговые ряды, построенные еще в начале XIX столетия, располагались в центре города. По дороге к рынку находились кузницы и трактиры. Торговец или крестьянин, приезжавший в город, первым долгом заезжал в кузницу - накормить или подковать лошадей, а затем уже заходил в трактир. На базарной площади была и стоянка "общественного транспорта" - извозчиков.

В описании 1785 г. есть упоминание о ежегодной осенней ярмарке, которая начиналась 15 сентября и продолжалась неделю, по описанию 1787 г. – две недели. «На оную купечество с товарами приезжает из Москвы, Переславля Залесского, Юрьева Польского и привозят парчовые и шелковые, бумажные и шерстяные разные материи по небольшому количеству и прочие мелочные товары, которые продаются того города и приезжающим из уезда жителям.

Еженедельно торг бывает в понедельник и четверток, на который съезжается крестьянство и привозят на продажу хлеб, хмель, сохи, колеса, ситы и прочую мелочь» .

В XVIII веке дмитровское купечество вело обширную торговлю и обладало большим капиталом: «Торг и промысел здешнего купечества состоит в продаже из лавок разных шелковых материй панских, овощных и юфтяного товаров, виноградных напитков, из Москвы и Санкт-Петербурга и других городов привозимых, также продают холст, воск, свечи, съестные припасы и разное щепетье; а некоторые закупают в своем уезде, а более в низовых и Украинских городах хлеб в немалом количестве и отправляют на продажу водяною коммуникациею и сухим путем в Санкт-Петербург; другие ж закупают рогатый скот, которой употребляется только для продовольствия здешних жителей, а кожи и овчины распродаются в сем только городе. Упражняются также в ремеслах и рукоделиях, а прочие занимаются в садке огородных овощей, которые развозят по близлежащим городам и уездам и от того получают немалую прибыль.

Ярмонка бывает ежегодно Сентября с 15 и продолжается две недели, на оную приезжает купечество из Москвы, Переславля Залесского, Ярославля, Кашина и других городов, из которых привозят по большей части разные шелковые материи, панские и овощные товары, иностранные сукна и русские в немалом количестве; а торговые дни еженедельно бывают по понедельникам и четвергам.

Нужные же для пропитания и продовольствия жизни человеческой потребности полу-чают от уездных жителей, которые привозят в торговые дни всякого рода хлеб, мясо и прочие съестные припасы».

В Дмитрове устраивались 2 ежегодные ярмарки – весенняя и осенняя. Главной из них была «Борисоглебская», приуроченная к «Борисову дню» - 2 мая по старому стилю – и 15 сентября Никитская. На ярмарке каждый торговал, как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в рядах. Торговцы средней руки - в деревянных лавках, в балаганах и палатках, в ларьках и киосках. Те, кто победнее, - в шалашах, крытых лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег.

Подробное описание дмитровской ярмарки содержится в воспоминаниях А.И. Елизаровой (1903-1983), родом из старинной дмитровской фамилии:

«Три дня в неделю были базарных: это воскресенье, понедельник и четверг. На базаре торговали не одни дмитровские огородники, а съезжались и из окрестных сел и деревень, каждый со своим товаром. Приводили живьем скот, стояли воза с живыми поросятами, тор­говали с возов или просто располагались на земле. Много привозили глиняной посуды, це­лые деревни занимались этим делом, работали вручную, кустарным способом; были де­ревни, которые гнули и делали сани и санки-салазки. Рогачевский район собирал, скупал рога животных, из которых делали гребни и гребенки. Тимоновская лесная округа везла грибы сушеные, соленые, клюкву; из-под Рогачева – щепной товар: кадки, бочки, ушаты, корыта, лохани – все везлось на Дмитровский базар, а больше всего было овощей. Осенью товар на базарах были разнообразнее: яблоки продавались с возов не по­штучно, а мерами, полумерами, навезут столько возов, что на базаре и места не хватало, становились прямо на улицах, развертывали палатки с привозным товаром: арбузы, дыни, виноград, помидоры. Теперь помидоры имеются у каждого огородника, а прежде это был привозной товар. Осенью скота больше приводилось, приводилось больше поросят. А какие ярмарки были в Дмитрове! Ярмарок было две: Борисоглебская ярмарка – 2-го мая старого стиля – и 15 сентября Никитская. Борисоглебская – или, как тогда называли, Борисов день – была многолюднее, богаче, разнообразнее товаром, чем Никитская. Эта ярмарка уже в го­роде поместиться не могла, а помещалась за Борисоглебским монастырем. Теперь этот мо­настырь находится в черте города, вокруг него понастроили домов, а прежде он был за го­родом, и монастырские постройки – Духовное училище, где сыновей духовенства готовили в духовную семинарию, и другие дома, где жили преподаватели и другие служащие учи­лища – стояли уже в поле. Ярмарка тянулась от монастыря и почти до самого леса – Та­боры.

За несколько дней до Борисова дня городскую управу наводняли съемщики – тор­говцы, которые снимали землю под палатки на дни ярмарки. Плата была за наем с квадрат­ного аршина, причем ближе к городу была одна плата, а чем дальше, тем дешевле. Тут были и наши дмитровские торговцы, и приезжие из Загорска – кукольники и другие игрушечники, деревня из Астрецова – вывозили игрушки костяные. Были и татары с кружевами, шарфами, плат­ками, были даже и китайцы с “фанзой” и ”че-сун-чей”.

Много было с разной посудой, тор­говали и в палатках, и просто на земле. Палатки тянулись в два ряда, причем расстояние ме­жду рядами было большое, чтобы публика могла свободно подходить к палатке. Больше всего было палаток с игрушками и сластями. Целые горы пряников всевозможной формы и достоинства возвышались на прилавках палаток, сколько конфет и в бумажках, и без бума­жек тут было, а какие восточные сласти! Какой только халвы не было, а стручки! Как все ребята любили их, и теперь бы попробовал, да что-то их теперь нет нигде. Почему-то яр­марка эта называлась у нас “ямки”. И вот эти “ямки” начинались еще с половины дня 1-го мая и называлось “подторжье”. На “подторжье” гуляли исключительно городские жители. Погуляв по ярмарке, заходили обычно в монастырь ко Всенощной. Это был самый главный праздник монастыря. Память Бориса и Глеба правилась 2-мая . В самый же Борисов день с раннего утра народ со всех концов изо всех окрестных деревень, тянулся на “ямки”, а ребят больше, чем взрослых. За версту от “ямок” слышны: свистульки, трубы, тещины языки, плач, кто в народе “маму потерял”, издали видны в воздухе разноцветные шары. Ко второй половине дня деревенская публика уже тянется в город, бегут ребята, кто с лошадкой, кто с куклой, кто из пистолета на ходу палит, и все со стручками, все орехи грызут. А в городе еще удовольствие ожидает: там на базарной площади карусель вертится, хочешь на коня сядешь, хочешь – в лодочку, а все удовольствие – пятачок. А там балаган стоит, уж давно на подмостках “рыжий” колокольчиком звенит – народ зазывает. На смену деревне тянется к “ямкам” дмитровская публика и тоже с ребя­тами. Это публика “чистая”. Дмитровские девицы, купчихи молодые, и другая публика идут себя показать, показать свой наряд. Если хочешь узнать, как в Дмитрове женщины одева­ются – иди на “ямки”, там все увидишь. Если 2-го мая холодный день – одежда драповая: драповые ротонды, ватер-пуфы, дипломаты, жакеты, саки; к ротондам и ватер-пуфам наде­вались шляпы с перьями, с птичками, а к дипломатам, сакам – шляпки не шли, надевались шарфы, платки, косынки. А уж если Борисов день теплый, то и глаза разбегаются, глядя на наряды дмитровских модниц – каких только накидок не увидишь там, каким причудливыми фестонами отделаны воротники и подолы этих накидок: у одних они отделаны шнурами, у других вышивкой. Одно время были в моде “мефистофели” – род полудлинного до колен плаща, но плащ этот очень широкий, безрукавный, у ворота собран, и на фигуре лежит глу­бокими сборками с очень большим и пышным воротником, воротник этот кончался тоже фестонами.

А каких только шляпок не было – у одной модницы целая клумба на голове, каких только цветов на шляпке нет. Вся эта публика чинно гуляет, покупает в палатках, кому что надо.

Иногда среди публики разгуливает пьяненький монашек, грызет орешки, смело по­глядывает кругом. Забыт крепкий монастырский устав, забыта черная ряса. Как хорошо в божьем мире, как светло, как радостно! А сколько красоток кругом! Ну и что же, праздник “вина и елея”, нынче погуляет, а завтра... опять все тот же монастырь, каменная белая стена и “Господи, помилуй!”

Долго идет гулянье на ярмарке, и в городе не спят – кто на карусель, кто в балаган. Карусель и балаган обычно оставались в Дмитрове до Николина дня – 9-го мая. Никола – праздник в Рогачеве. Рогачевцы тоже лицом в грязь не ударят, у них ярмарка не хуже дмит­ровской. Рогачево – село богатое. И карусель, и балаган из Дмитрова направляются в Рогачево.

Другая ярмарка в Дмитрове – Никитская. Эта уже носит другой характер, Здесь люди собираются не для гулянья, собираются люди деловые: кто товар везет, кому что купить надо, и вся она умещалась на базарной площади» .

Ярмарки в селе Рогачево

Село Рогачёво (первое письменное упоминание относится к 1389 году) - богатое купеческое село с добротными каменными домами и с церковью, одной из самых крупных в России. Расположенное на большом тракте между городами Дмитровом и Клином и, имея в близком соседстве судоходную пристань, в устье рек Яхрома и Сестра, село Рогачёво издавна славилось своей местной торговлей.

Рогачёво во второй половине XIX века не уступало соседним городам – Клину и, особенно, Дмитрову. В Рогачёво было около пятидесяти лавок с гостиным двором на площади, с церковными лавками и с лавками под домами, четыре кожевенных и один клеевой завод, шесть трактиров, четыре питейных заведения.

Годовой торговый оборотный капитал простирался до миллиона рублей. «Торговля, где мануфактурная, галантерейная и колониальными товарами, преимущественно же хлебная и мясная. Исконные мясники – Негины» .

Предметы торговли, за исключением мяса, привозились главным образом из Москвы и частью из Петербурга. Но более крупные рогачёвские купцы – все крестьяне, ездили за товаром на ярмарки Нижегородскую, Ростовскую, Рыбинскую, в Псков и другие города.

Доставлялся в Рогачёво скупленный товар из отдалённых мест или железной дорогой до города Клина, а оттуда караваном 30 вёрст до Рогачёво, или водным путём: реками Волгой, Дубной и Сестрой до пристани в 9-ми верстах от Рогачёво; из Москвы по Дмитровскому шоссе или по большой дороге – Рогачёвке.

Разбогатевшие купцы к началу XX века стали торговать мясом в Москве, постепенно захватив почти всю торговлю мясом в Охотном ряду. Здесь почти в каждой мясной лавке торговали уроженцы села. Рабочими у них были земляки и бедные родственники из Рогачёво.

В описании дмитровского уезда 1787 года говорится, что «ярмонок во всем уезде нигде почти не бывает, кроме как в селе Рогачеве Мая 9, Июня 27 июня и Сентября 25 чисел, на которые съезжается купечество из городов Переяслав-Залесского, Клина и Дмитрова с китайками, кумачами, разными шёлковыми материалами, а из окружных разных селений с лошадьми, телегами, колёсами, ситами, решётками, с небольшим количеством разного хлеба. Сверх сего, в оном же селе бывают еженедельно по понедельникам торговые дни, на которые также из разных селений съезжается крестьянство и привозит как свои крестьянские изделия на продажу, так и закупает товары» .

В начале XX века еженедельно было два рынка (по воскресеньям и четвергам) и две ярмарки в году (Никольская летняя и в десятую пятницу по Пасхе).

Кроме того, было два так называемых сборных рынка: перед Николиным днём – зимою и в понедельник третьей недели Великого поста. Народу, как на ярмарках, так и на сборных рынках стекалось до десяти тысяч человек. На Никольскую ярмарку бывала довольно значительная конная ярмарка.

На ярмарках торговали мануфактурой, галантереей, хлебом, солью, рыбой, скотом. Обилие народа, множество палаток со сластями и детскими игрушками, конский базар, карусель, балаганы, шарманщики.

По воскресеньям и четвергам по главной улице тянулся базар.

Русские ярмарки появились на рубеже XIV – XV вв., практически сразу же после исчезновения феодальной раздробленности и образования единого русского государства. В предшествующий период актуально говорить о погостах – местах для торговли и центрах сельской общины. Также существовали и торжки, на которых собирались многочисленные купцы и жители близлежащих деревень.

Ярмарки, в отличие от погостов и торжков, предполагали вовлечение в торговлю не только близлежайших территорий, но и отдаленных окраин. Поскольку торговля на погостах и торжках носила локальный характер, их нельзя сравнивать с ярмарками.


Ярмарки в полном смысле этого слова появляются только к XV в., когда в экономике намечаются тенденции развития рыночных отношений с расширением зоны географического охвата и вовлечением в них самых отдаленных территорий.
Ярмарки получают активное распространение в Петровскую эпоху, и непосредственной предпосылкой для этого служит мануфактурное производство.

Развлечения на ярмарках

Ярмарка была не просто местом скопления торговцев, где можно было приобрести практически любую утварь (зачастую – совсем ненужную). Чтобы потешить публику, устраивались показательные выступления шутов и скоморох. Часто их использовали, чтобы в более выгодном свете представить товар, и шуты послушно нахваливали зерно или лошадей. Животных, между прочим, на ярмарках продавалось очень много: здесь были не только лошади, пригодные для хозяйства, но и медведи. Многие животные были крадеными и старыми. Хитрые торговцы шли на самые разные ухищрения, чтобы поскорее сбыть живой товар с рук и получить за него деньги: лошадей перекрашивали в разные цвета, устанавливали седла и дуги, чтобы скрыть внешние дефекты.

Что еще продавалось на ярмарках?

Большим спросом среди населения пользовались самые разные лекарства, снадобья и настои: русский люд тогда охотно верил в народную медицину и не жалел на нее денег. О лакомствах и говорить не приходится, поскольку пряники, конфетки и прочие лакомства продавались на каждому углу и пользовались огромным спросом.
Ярмарка служила не только местом сбыта товара и всеобщего увеселения. Здесь можно было приобщиться к самым разным занятиям и ремеслам, оценить последние достижения науки и техники.
Ярмарка длилась несколько месяцев в году, поэтому все, кто хотел, успевал запастись гостинцами и подарками как для себя, так и для родных.

С егодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения - от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, - в материале портала «Культура.РФ».

Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра

Александр Чередниченко. Ярмарка (фрагмент). 2009. Частное собрание

Борис Кустодиев. Балаганы (фрагмент). 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr - год, markt - рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.

За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.

Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.

Благодаря Нижегородской ярмарке изменился даже архитектурный облик города, когда туда перенесли торги от Макарьевского монастыря - после крупного пожара. Для обустройства торговой артели здесь развернули крупное строительство. Главное здание возводил Августин Бетанкур - автор Московского манежа . Ярмарочный дом состоял из 60 корпусов больше чем на две тысячи лавок. При обустройстве торговых рядов учитывали специфику торговли: к примеру, для азиатов, торгующих чаем, построили отдельные Китайские ряды, оформленные в национальной стилистике. На территории ярмарки возвели Спасский Староярмарочный собор по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Устроители ярмарки позаботились и о представителях других конфессий: здесь также появились Армяно-григорианская церковь и мечеть.

В центре торгового городка была площадь, в разных частях располагались не только лавки и магазины, но и аптеки, трактиры, харчевни, кузницы, цирюльни, театры, банк. В Нижнем Новгороде работала уникальная для тех лет подземная канализация, благодаря чему в городе поддерживалась чистота.

Веселая жизнь «великого торжища»

Александр Пушнин. На ярмарке (фрагмент). 1960. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Анна Чередниченко. На базар (фрагмент). 1947. Частное собрание

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев - веселый Петрушка - стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет» .

Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» - там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты..

Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин . Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища» .

С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского . Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».

Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной» , - писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.



Вверх