Ростральные колонны рисунки для детей. Ростральные колонны план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Ростральные колонны сегодня являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Построены они по проекту Тома де Томона одновременно со зданием Биржи в годах.


Ростральные колонны напоминают о существовавшем в Древнем Риме обычае: в честь морских побед возводить триумфальные колонны, украшенные носами захваченных вражеских кораблей («ростр» - носовая часть корабля). Первоначально колонны выполняли функции навигационных маяков – они как бы освещали и указывали путь в столицу Российской империи.






Четыре фигуры у подножия Ростральных колонн высечены из пудостского камня. Первоначально предполагалось разместить здесь скульптуры из чугуна, но для такой сложной работы не нашлось исполнителей. Фигуры принято считать аллегориями русских рек: Волга и Днепр у северной Ростральной колонны, Волхов и Нева у южной.






В и годах проводилась реставрация Ростральных колонн. Утраченные металлические детали были заменены их копиями. Последние реставрационные работы проходили в годах.




Ансамбль стрелки - одно из самых романтических и впечатляющих мест Санкт-Петербурга. Всё здесь свидетельствует о том, что Петербург - морская столица, и несмотря на то, что облик города во многом изменился стрелка Васильевского острова - это одно из тех мест, где живёт дух петровской эпохи.

Ростральные колонны

В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года.

Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны.

Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.


Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.


Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться.

Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.

Ордерная система возникла в античные времена и получила широкое развитие в дальнейшей мировой архитектурной практике. Ордерная система выражает специфику стоечно-балочной системы и наиболее полно раскрывает ее художественно-конструктивную суть. Именно эти качества ордерной системы, а также богатство и разнообразие архитектурных форм делают детали классического ордера наиболее предпочтительными учебными моделями для рисования.

Один из важнейших элементов ордера - колонна, несущий элемент. Простая колонна состоит только из ствола, но более сложная имеет капитель - промежуточное звено между балкой и колонной и базу - некую плиту, распределяющую нагрузку на поверхность основания.

В различные исторические эпохи разрабатывались свои системы декорирования ордерных конструкций, но в капителях любого ордера можно обнаружить соответствующие конструктивные и орнаментальные элементы.

Наиболее полезна для изучения и рисования капитель дорического ордера. Эта капитель состоит из квадратной в плане абаки, круглого эхина, поясков шейки и астрагала. Абака венчается так называемым каблучком и полочкой. Эхин представляет собой четверть вала, под ним расположены три пояска. Астрагал, состоящий из валика и полочки, соединяется со стволом колонны через выкружку.

Рисунок капители выполняется поэтапно.

Первый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
  2. Определение точных пропорций, пометки узлов абаки и низа капители, оси капители. После этого намечаются основные перспективные направления сторон абаки.

Второй этап. Рисунок колонны, капители

Разметка основных частей капители по вертикальным и горизонтальным направлениям, прорисовка их с учетом перспективных сокращений.

Третий этап. Рисунок колонны, капители

  1. Определение толщины колонны и пометка ее на рисунке.
  2. Прорисовка эллипса эхина, который примыкает к нижней части абаки.

Четвертый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Анализ объемных и линейных отношений, конструктивного строения, перспективы и внесение исправлений в рисунок.
  2. Прорисовка более мелких деталей капители.
  3. Завершение линейно-конструктивного рисунка капители.

Пятый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Разбор геометрии собственных и падающих теней с учетом перспективы.
  2. Построение на рисунке линий светоразделов с дальнейшим уточнением построения формы капители.
  3. Выявление больших тональных отношений.

Шестой этап. Рисунок колонны, капители

  1. Более глубокая проработка светотеневых отношений, выявление полутонов и рефлексов.
  2. Лепка формы капители на свету, выявление бликов.
  3. Гармоничное соподчинение всех тональных отношений.
  4. Обобщение рисунка.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы

(с использованием ИКТ).

ОБРАЗЫ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Сравнение ростральной и Александровской колонн.

Цель:

Вызвать чувство гордости, желание сохранять культурное наследие Санкт-Петербурга; развивать стремление изучать историю и культуру города.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать опыт восприятия многообразия красоты в пространстве города (на примере архитектурных и скульптурных объектов).

Продолжать знакомить детей с известными архитектурными ансамблями.

Показать, как в произведениях изобразительного искусства представлены значимые культурно-исторические факты и события прошлого и современности.

Развивать умение выделять сходство и различие архитектурных сооружений, понимать особенности используемых архитектором материалов и элементов оформления.

Активизировать использование слов и словосочетаний: панорама, ансамбль площади, декоративные украшения.

Коррекционные:

Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи.

Продолжить работу по формированию грамматических категорий.

Развивающие:

Обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательные процессы: развивать зрительное восприятие, зрительную память.

Активизировать самостоятельность, инициативу, субъективные проявления в процессе освоения искусства.

Развивать самостоятельную связную речь, умение составлять сложные предложения.

Предварительная работа:

Знакомство детей с Петропавловской крепостью, Адмиралтейством, Летним садом, Дворцовой и Биржевой площадями, Михайловским дворцом, Казанским собором.

Обзорная экскурсия «Санкт-Петербург - музей под открытым небом».

Зрительный ряд:

Панорама стрелки Васильевского острова. Фотография.

Панорама Дворцовой площади.

Г.Г. Гагарин, «Александрийская колонна в лесах». 1832 - 1833.

Демонстрационный материал:

Таблицы - ребусы: КОЛОННА, МАЯК.

Макет Александровской колонны.

«Словарик»,

кукла Знайка.

Проектор, экран, макбук. Презентация «Образы петербургской архитектуры».

Раздаточный материал:

«Разрезные картинки - фотографии»: «Биржа», «Зоологический музей - склад-пакгауз», «Ростральная колонна», «Казанский собор», «Михайловский дворец», «Зимний дворец», «Александровская колонна», «Главный штаб».

Таблички-надписи с фамилиями архитекторов.

«Ростры» - силуэты носов кораблей на колоннах.

Флажки с изображением Дворцовой и Биржевой плошадей, карандаши-клей.

Колонны - силуэты Адександровской и ростральной колонн.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Вводная часть.

Вы любите путешествовать? Сегодня Знайка будет путешествовать вместе с нами. Я думаю, что вы многое сможете рассказать Знайке.

2.Основная часть.

Игра «Путешествие».

Ребята, мы сейчас с вами отправимся на необычную экскурсию .

Рассаживайтесь поудобнее в «кресле автобуса».

1 остановка.

А.К. Беггров, «Вид на Неву и стрелку Васильевского острова с Фондовой биржей». 1879.

? Как вы думаете, где мы (На стрелке Васильевского острова.

остановились? На Биржевой площади.

Верно, это «Вид на Неву и

стрелку Васильевского острова

с Фондовой биржей», картина,

написанная художником

Беггровым 140 лет назад.)

Какой был этот день? (зимний, морозный, солнечный,

шумный, веселый).

«Панорама стрелки Васильевского острова» - фотография.

Что изменилось на площади (Туда уже не приходят корабли.

за это время? По Неве не ездят в каретах.

Там уже нет порта.

В бирже и на складе - музеи.

На площади сейчас сквер, там

отдыхают люди.

На колоннах в праздники

зажигают факелы.)

Продолжаем путешествие.

2 остановка.

? А эту площадь вы узнали?

Г.Г. Гагарин, «Александрийская колонна в лесах».

Какое событие происходит? (Это Дворцовая площадь.

Устанавливают

Александровскую

колонну. Ставят колонну

перед Зимним дворцом.

«Дворцовая площадь».

И сейчас все любуются

Дворцовой площадью.

«Панорама Дворцовой площади».

? Скажите, за что мы любим (Эта площадь нарядная.

эту площадь? … торжественная. …памятная.

…праздничная.

величественная.)

Здания, построенные

архитекторами, создают

1 из лучших ансамблей.

? Что такое ансамбль? (Все здания - вместе

составляют целую картину.

Ансамбль - единое целое .

Игра «Сложи картинку».

Знайка вам предлагает соединить вместе отдельные части, чтобы получилась целая фотография, а потом вспомнить, кто построил эти здания.

Зимний дворец - Растрелли,

Александровская колонна -

Монферран, Главный штаб -

Росси, Биржа - Тома де Томон,

Ростральная колонна - Тома

де Томон, Зоологический

музей (склад) - Лукини,

Михайловский дворец - Росси,

Казанский собор - Воронихин.

Составьте, пожалуйста, большие фотографии Дворцовой и

Биржевой площадей.

(Используются только нужные картинки).

«Прочитайте ребус». КОЛО(С)-Н-НА.

Игра «Сравнилки».

Мы говорили о ростральных

И Александровской колоннах.

«Алексанровская колонна». «Ростральные колонны».

? Чем они отличаются друг (Ростральные колонны

от друга? построены из кирпича, а

Александровская - из гранита.

У ростральных колонн на

пьедестале - скульптура, а у

Александровской - барельеф.

Наверху у ростральных колонн

чаши, а у Александровской -

скульптура ангела с крестом.

Ростральных колонн две, а

Александровская колонна одна

У ростральных колонн ростры.

Александровская колонна

поставлена в честь победы, а

ростральные - маяки.)

Чем они похожи? (Это колонны.

Они украшают наш город.)

Отгадайте, о какой колонне Знайка загадал загадку?

Игра «Чудесный мешочек».

Определить, что спрятано. (Макет Александровской

колонны.

Описывать наличие или

отсутствие деталей).

«Прочитайте ребус». МАЯК.

Ростральные.

Игра «Ростры».

Определите, чем (Голова волка, водяного,

украшен ростр? единорога).

Почему? (Для устрашения врагов).

Что изображено (Русалки. Они охраняли

на нижних рострах? моряков).



3 Физминутка.

«Что изображено на твоем ростре?»

Передать образ, характер животного.

(с музыкальным сопровождением).

4. Основная часть - аппликация.

«Флажок - сувенир».

Знайка приготовил вам подарки. (Дворцовая площадь,

На флажках - площади, о которых Биржевая площадь,

мы с вами сегодня говорили.

Добавьте недостающую деталь. Необходимо приклеить

нужную колонну).

5. Заключительная часть.

Мы сегодня с вами путешествовали по городу. Что нового узнали сегодня?

Выполнили все задания, которые предлагал Знайка.

И у вас получились замечательные флажки, на которых вы можете дорисовать недостающие элементы.

В группе в течение учебного года проводятся занятия по знакомству детей с историей и культурой Санкт-Петербурга.



Вверх