Романтизм в литературе

Цель: сформировать представления об особенностях мироощущения и миропонимания культуры романтизма, представленных в романтическом искусстве.

План:

  1. Противоречивость мироощущения романтизма как реакция на социокультурную реальность Европы конца XVIII начала XIX в.
  2. Двоемирие как основополагающая черта романтической картины мира.
  3. Романтизм как образ жизни.
Романтизм является сложной духовной реакцией на события конца XVIII-начала XIX века: энтузиазм, рожденный Великой французской буржуазной революцией, сменился глубоким разочарованием в ее итогах и абсолютным неприятием того буржуазного порядка, который все более утверждался во всем мире. Эта реакция выразилась в новом, глубоко противоречивом строе романтического мироощущения. Во-первых, произошла замена доминанты разума, призванного определять человеческое существование, на доминанту чувств, точнее страстей, сильных, открытых, бурно развертывающихся. Во-вторых, это, конечно, глубокая противоречивость чувств, где воодушевление оборачивается разочарованием, мечта разбивается, сталкиваясь с реальной жизнью (отмеченный практически во всех исследованиях романтического искусства трагический разлад между мечтой и действительностью), понимание любви как неотъемлемого чувства романтической личности, без которого она не может жить и обреченность любви в холодном и прагматичном мире. И, в-третьих, стремление к свободе сталкивается с чувством полной зависимости от судьбы, неспособностью противостоять ей.

Эти трагизм и насмешка, любовь и «горечь и злость» ярко выражены в поэзии романтизма (Г. Гейне, М.Ю. Лермонтов), что будет рассмотрено подробно на семинарских занятиях.

Историзм и «реализм» мировосприятия романтиков, с одной стороны, и его мифологизм и мистицизм, с другой, выразительно представлены прозой, живописью и музыкой романтиков (Гофман, Э. Делакруа, К. Д. Фридрих, музыка Ф. Шуберта и Ф. Шопена).

Доминанта переживания и воображения в отношении к миру способствовали тому, что романтики раскрыли возможности и значение таких, явно недооцененных предшествующей рациоцентрической культурой способностей человека как интуиция, фантазия. Возможность проникать в другие миры, постигать невидимое открылась художникам-романтикам. В искусстве романтиков доминируют, поэтому, сказки, фантастические сюжеты.

Мировоззрение романтизма столь же противоречиво: двоемирие становится основополагающей чертой романтической картины мира. Человек живет в двух противоположных мирах: первый мир - чувственный, непосредственно воспринимаемый мир социальной жизни, несущий, с точки зрения романтиков сугубо негативные значения, ибо это мир господства одних над другими и угнетения, это прозаический мир утилитарных ценностей, где царит неравенство, и нет места творчеству, свободе. Романтики, конечно, тоже живут в этом мире, но отрицая его ценности и направляя все свои творческие усилия на разоблачительную критику этого мира. Отдельный объект этой критики - люди, благополучно устроившиеся в пошлой повседневности - филистеры, довольные своим отлаженным механическим существованием. В новеллах Гофмана, которые предлагаются для анализа на семинарах - «Золотой горшок», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Песочный человек» - ярко представлены образы филистеров. Презрение к прозе жизни, критика автоматизма повседневности, утилитаризма буржуазной морали, рассудочности мировоззрения и образа жизни филистеров становится главными темами литературы и искусства романтизма. Проблема социального отчуждения становится центральной проблемой романтической рефлексии в мифологии, фантастике и «демонологии» романтиков (Ф. Гойя, Э. Т. А. Гофман, Р. Вагнер).

Но существует и другой, духовный мир, являющийся реальностью идеальных ценностей, данный нам в наших мечтах, наполняющий наши души, и это мир, где живут красота, вера, надежда, любовь, справедливость, добро. Романтики раскрыли богатство и неисчерпаемость внутреннего мира человека, не сводимого ни к каким формам социальности. Главное проявление человека в этом мире - это творчество, и главный герой романтической культуры - художник-творец, гений, способный вобрать в себя весь мир и воплотить свое переживание в искусстве. Творчество у романтиков становится способом преодоления прозаизма действительности и прорыва в другую реальность. Эта реальность существует в мечтах, сновидениях, но художник способен представить ее в произведении искусства. Мифические образы идеального мира представлены в искусстве романтиков в идеализации исторического прошлого, перемещении в экзотические страны, погружении в природу, созданную богом и живущую по другим законам, в отличие от общества. Романтический образ одухотворенной и бесконечно изменчивой природы представлен в пейзажах Констебля, У. Тернера, К. Д. Фридриха, поэзии П. Б. Шелли и Ф. Тютчева.

Социальная реальность в романтической картине мира подвергается беспощадной критике. Романтическая ирония становится способом отношения - критики социального мира.

Романтизм является уникальной культурой, ценности которой нашли воплощение в особом, романтическом образе жизни.

Романтическая личность и ее поведение явились практическим воплощением романтического миропонимания и идеала. Для романтика невозможна жизнь на одном месте; странствия и путешествия в экзотические страны, участие в бурях своего века - вот способ их существования. Романтики стремились включиться в революционные события, быть участниками национально-освободительного движения, и выразить свои убеждения и впечатления в искусстве. Пример тому жизнь и творчество Дж. Г. Байрона, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Мицкевича, Ш. Петефи, декабристов. Кроме того, другая сфера свободы - природа занимает в жизни романтика особое место. Общение с природой, слияние с природной стихией, ее воссоздание в искусстве становится для романтика способом постижения мира свободы.

Именно в культуре романтизма возникают творческие художественно-бытовые содружества романтиков: "Серапионовы братья", "Арзамас", "Зеленая лампа". Творчество в сообществе родственных душ и постоянное общение с ними является чертой романтической личности. В постромантической культуре возникает феномен художественной богемы.

Говоря о романтизме как образе жизни, нельзя не вспомнить о любви, которая особо значима для романтической личности, и это чувство столь же противоречиво: невозможность для романтика быть без любви, и невозможность счастливой любви. Для романтика всегда обстоятельства складываются неблагоприятно: либо наступает разочарование в любимом, либо возлюбленная предпочитает романтику обывателя, чье положение определенно и устойчиво. Подлинным романтическим героем является Дон Жуан, находящийся в постоянном поиске ошеломляющего чувства.

Контрольные вопросы

Уже в йенском романтизме ясно определились основные черты романтического мировосприятия, более полно раскрывшиеся

в дальнейшей эволюции романтического движения. Дать полную характеристику этого мировосприятия в какой-то определенной системе тезисов довольно трудно. Попытаемся наметить лишь основные его компоненты.

Прежде всего следует обратить внимание на последовательное отторжение романтиками нормативных для эпохи Просвещения идеалов класcицизма. В этом полемически заостренном противостоянии классицизму наиболее явно сказался первоначальный антипросветительский импульс романтического мышления. Понятия "классическое" и "романтическое" рассматриваются самими романтиками как противоположные по смыслу. Уже

в самом принципе противопоставления сказывается своеобразие понимания романтиками своей историко-культурной миссии.

Классическое - это все нормативное, образцовое, завершенное

и статичное. Все романтическое, напротив, подвижно, открыто для непрестанного обновления и бесконечного развития. Классическое видение мира созерцательно, романтическое - действенно. Нетрудно усмотреть здесь связь с пафосом изменения,

привнесенным в европейское сознание революцией (между прочим, сами романтики вполне осознавали эту связь; так,

Фр. Шлегель говорил о Французской революции как одной из

"величайших тенденций нашего времени").

В центре всего романтического мировоззрения находится идея бесконечного творческого преобразования действительности; главной внутренней пружиной романтического движения являются его жизнестроительные устремления. Романтическое сознание не терпит ничего застывшего, оно видит весь мир в

становлении, в непрерывном процессе перерождения, взаимоперехода и взаимоперетекания элементов. Огромную роль в кристаллизации этой центральной интуиции романтизма сыграло знакомство членов йенского кружка с философскими учениями

Канта и особенно Фихте; это важно иметь в виду, чтобы понять своеобразие романтизма. Напомним, что Фихте, стремясь развить кантовское учение о познавательной активности субъекта, разработал учение, в котором весь мир природы и духа рассматривался как результат творческой деятельности самосознания. Эта идея глубоко поразила молодых романтиков; в

философии Фихте они нашли основание для нового понимания смысла культуры вообще. Романтическое творчество - это не социально-политическая преобразовательная активность, не педагогически-просветительная работа; это - внутреннее духовное усилие, непосредственно-магически воздействующее на реальность. Форма, которую принимает такое усилие, для романтиков не была важна, - это может быть искусство, философия, религиозная жизнь, даже просто внутреннее переживание,

никак не выражаемое вовне, - важно само интенсивное внутреннее напряжение. В таком напряжении перерождается сам человек, а поскольку жизнь человека незримыми нитями связана со всем мирозданием, то в этом самоперерождении человек преобразует мир. Наиболее яркое выражение эта идея нашла в

мировоззрении Новалиса, в его "магическом идеализме", рассматривающем любые действия со знаками (словами, образами,

звуками и т.д.) как инструмент магического преображения мира.

Именно в творчестве романтики нашли объединяющее, синтезирующее начало всей культуры. Остро переживая негармоничность, конфликтность, двойственность просветительского сознания, осознавая эклектический характер всей культуры ХVIII

века в целом, они искали иного, органического синтеза составляющих ее элементов. Просветительский разум не справился

с задачей такого синтеза; романтики искали другой инструмент синтеза и нашли его в идее творчества. Не рациональная целесообразность, заявили они, но творческое самовыражение человеческого духа составляет смысл всякой культурной деятельности. Рациональное конструирование действительности -

это ее обеднение, сведение к абстрактно-общим формам; творческое начало, напротив, позволяет осуществить органический синтез разнородного. Отсюда проистекает другая важная черта романтического миросозерцания - ориентация на создание нового универсального видения мира, соединяющего в себе черты науки, искусства, философии и религии. Это стремление, по сей день живущее в европейской культуре, в романтизме нашло выражение в утопическом представлении о грядущем новом мифе, формирование которого романтики связывали с собственными творческими усилиями. (Чтобы представить себе весь размах этой утопии, достаточно вспомнить, что члены йенского кружка вынашивали не больше не меньше как план создания нового Священного Писания, новой Библии, авторами которой должны были стать Новалис, Ф. Шлегель и Ф. Шлейермахер). Ро-

мантическое мифотворчество особенно ярко воплотилось в их художественных произведениях - мистико-философских романах

Новалиса "Ученики в Саисе" и "Генрих фон Офтердинген", фантастической прозе Л. Тика, А. Шамиссо, а позднее - Э.Т.А. Гофмана. Взаимопроникновение реального и фантастического, обыденного и невероятного стало одним из главных художественных открытий романтизма.

Романтический культ творчества задает определенную систему ценностей, совершенно противоположную системе ценностей, предложенной Просвещением. Прежде всего, творчество всегда индивидуально. Поэтому все индивидуальное, оригинальное, самобытное имеет в глазах романтиков заведомое преимущество перед абстрактно-общим, нормативным. Именно поэтому понятию романтики предпочитали образ, абстрактно-рациональному - чувственно-конкретное. Отсюда и особое значение, придаваемое романтиками искусству: ведь оно работает как раз с чувственным материалом и в этом смысле более индивидуально. По сути дела, всякое творчество романтики мыслили по аналогии с творчеством художника. С культивированием индивидуальной самобытности связан и исключительный интерес романтиков более позднего времени к самобытности национальной, как своей собственной (ярчайший пример тому - обращение к фольклору немецких романтиков гейдельбергской школы, в частности, в знакомых каждому с детства сказках братьев Вильгельма и Якоба Гримм и менее известном в

России творчестве Ахима фон Арнима), так и чужой (особенно важным оказалось для романтиков знакомство с культурами

Востока, в которых они нашли много близкого своим интуициям; изучение романтиками культур Востока положило начало научному востоковедению в Европе) , и неослабевающее внимание к историческому прошлому (с усилиями романтиков связан расцвет исторического жанра в литературе и настоящая революция в изучении наследия античности, средневековья и Ре-

нессанса).

Стоит отметить, что романтики развили совершенно новое понимание национального и исторического своеобразия. Источник этого своеобразия они находили не во внешних формах

(политическом строе, обычаях, нравах и т.д.), а в некоторой внутренней цельности, определяющей и связующей все эти формы, разнообразно в них проявляющейся. Самобытность эпохи,

неповторимость национальной традиции были в глазах романтиков столь же неразложимы на составляющие элементы, сколь неразложима конкретная человеческая личность на сумму внешних признаков, идей, представлений, жестов и т.д. Поэтому-то романтики так любили размышлять о "духе эпохи", о

"национальном духе" или "душе народа". В этом смысле романтизм, пожалуй, впервые в европейском сознании стал осознанно и целенаправленно ориентироваться на осмысление и изучение культуры как особой реальности. В известной степени романтики - первооткрыватели того рода исследования, который мы сегодня называем культурологическим. Многие собственно культурологические проблемы впервые были поставлены и четко сформулированы именно в контексте романтического мировоззрения. Одним из множества примеров может послужить книга

Фр. Шлегеля "О языке и мудрости индийцев"(1808), в которой был впервые поднят вопрос о возможности установления общих истоков культуры всех индоевропейских народов с опорой на сравнительное изучение индоевропейских языков, по-настоящему разработанный только в культурологии и лингвистике ХХ

века. Другой показательный пример - огромный вклад, внесенный романтиками в научное исследование мифологического материала.

Важной оказалась для романтиков и другая особенность творческого акта: он всегда предполагает подлежащий преображению материал. Это не обязательно физический материал,

но непременно нечто неоформленное, хаотическое. Если такого материала нет, творчество невозможно. На этой основе романтики развили представление о том, что неупорядоченное повсюду предшествует порядку, хаос - космосу, противоположность - единству. Не случайно с романтизмом связан небывалый расцвет диалектики в западной (прежде всего немецкой)

философии.

Применительно к человеческой личности это представление приобрело форму развитого Ф.В.Й. Шеллингом учения о том, что всякое сознание опирается на бессознательный базис. Такое понимание природы человека хорошо ложилось на романтический культ искусства - ведь в деятельности художника, поэта бессознательный импульс имеет огромное значение. К обоснованию этого взгляда романтики привлекли учение И. Канта о гении -

бессознательно действующем творце, через которого творит сама природа (романтики придали словам "гений", "гениальность" тот смысл, в котором мы употребляем их и сегодня).

Ориентация на бессознательный, интуитивный творческий импульс обусловила особое место музыки в романтической классификации искусств. Музыку романтики считали высшим из искусств и стремились придать музыкальность другим видам искусства - литературе, живописи. Некоторые романтики были одновременно композиторами и литераторами (например,

Э.Т.А. Гофман, а позднее - Рихард Вагнер).

Таковы были главные компоненты того культурного движения, которое родилось в последние годы ХVIII века в Германии и триумфальное шествие которого по всей Европе определило своеобразие западноевропейской культуры первой половины ХIХ века.

Романтизм не просто литературное направление, но и определённое мировоззрение, система взглядов на мир. Формировался он в противостоянии с идеологией Просвещения, которая царила в течение всего 18 века и во многом была идейным содержанием таких литературных направлений как классицизм и просветительский реализм.

Рассмотрим историческую ситуацию , в которой появился романтизм. В 1789 году началась Великая французская революция. Она стала прямым результатом идей Просвещения, попыткой воплощения их в реальности. Просветители утверждали, что в первую очередь необходимо изменить, улучшить неправильные политические и социально-экономические условия жизни (установить республику вместо монархии), жизнь людей улучшится, и человек сам собой станет лучше и счастливее. Многие мыслящие люди в Европе восприняли французскую революцию с радостью и надеждой.

Но всё оказалось гораздо сложнее. Хотя и в дальней исторической перспективе в целом Франция после революции стала экономически и политически более свободной, более прогрессивной страной, однако непосредственные, самые очевидные результаты её были таковы: смута, разруха, революционный террор, гражданская война. Кроме того, послереволюционная буржуазная Франция была почти также далека от идеала, как и дореволюционная: на первый план вышли деньги, корысть, продажность, бесчестие и т.д. Большая часть людей, которые с восторгом встретили революцию, вскоре в ней разочаровались. Разочарование в революции повлекло разочарование в Просвещении, которое породило революцию, а некоторые разочаровались вообще в реальности, в которой невозможно воплощение никаких идеалов. Именно эта разочарованная в идеях Просвещения послереволюционная интеллигенция и создала романтизм.

Итак, в чём конкретно сказалось отталкивание от Просвещения?

1. В 18 веке, в эпоху Просвещения царил культ Разума, рационализм – представление о том, что разум – это главное качество человека, с помощью разума, логики, науки человек способен правильно понять, познать мир и самого себя, и изменить и то, и другое в лучшую сторону.

Романтики, вслед за сентименталистами, выдвинули на первый план чувства, эмоции , не поддающиеся логике. Эмоциональность – важнейшее с точки зрения Романтизма качество человека.

2. Новой по сравнению с сентиментализмом чертой романтизма стал иррационализм (антирационализм) - представление о том, что жизнь не поддаётся разумному, логическому объяснению. Жизнь непредсказуема, непонятна, противоречива, короче иррациональна. И самая иррациональная, таинственная часть жизни - это человеческая душа. Человеком очень часто управляет не светлый разум, а тёмные, бесконтрольные, иногда разрушительные страсти. В душе могут нелогично сосуществовать самые противоположные стремления, чувства, мысли. Романтики обратили серьёзное внимание и стали описывать странные, иррациональные состояния человеческого сознания: сон, бред, болезнь, одержимость какой-то страстью, аффект и т.д. Всё это очень близко и писателям барокко.


3. Просветители были материалистами, романтики были идеалистами и мистиками . Мистики – это не просто те, кто верит в существование иного мира – мистического, потустороннего, сверхъестественного, неземного и т.д., это те, кто верит в то, что представители иного мира способны проникать в мир реальный, что вообще между мирами возможна связь, общение. Романтики охотно впускали мистику в свои произведения, описывали ведьм, колдунов и других представителей нечистой силы. В романтических произведениях очень часто присутствуют намёки на мистическое объяснение происходящих странных событий.

Иногда понятия "мистический" и "иррациональный" отождествляются, используются как синонимы, что не совсем правильно. Часто они действительно совпадают, особенно у романтиков, но всё-таки вообще эти понятия обозначают разные вещи. Это просто разные понятия. Всё мистическое как правило иррационально, но не всё иррациональное мистично.

4. Романтикам присущ мистический фатализм . Это вера в Судьбу, Предопределение. Жизнью человека управляют некие мистические высшие таинственные силы, причём силы эти не только светлые, божественные, но и тёмные, дьявольские, сам человек - лишь игрушка в их руках. Поэтому в романтических произведениях множество таинственных предсказаний, странных намёков, которые всегда сбываются. Герои иногда совершают поступки как бы не сами, а кто-то их подталкивает, как будто в них вселяется некая посторонняя сила, которая ведёт их к осуществлению Судьбы.

5. Двоемирие - важнейшая особенность романтизма.

Романтики делили мир на две части: мир реальный и мир идеальный.

Мир реальный – мир обычный, повседневный, неинтересный, крайне несовершенный, мир в котором удобно себя чувствуют обыватели, мещане. Мещане - это люди, не имеющие глубоких духовных интересов, их идеал - материальное благополучие, их собственный личный комфорт и покой.

Характернейшая особенность типичного романтика - неприязнь к мещанам, к обычным людям, к большинству, к толпе.

И второй мир - мир романтического идеала, романтической мечты, где всё прекрасно, ярко, где всё так, как мечтает романтик, этого мира нет в реальности, но он должен быть.

Так вот романтики не любят мир реальный и стремятся в мир идеальный, ищут его. Романтическое бегство - это бегство из реальности в мир идеала. Романтики искали идеал в природе, в искусстве, в своём внутреннем мире, в религии, в прошлом (в основном, в средневековье), в будущем. Некоторые из них уходили из реальности более радикально: сходили с ума (Батюшков), кончали жизнь самоубийством (Клейст).

7. Романтики не любят всё обыкновенное и стремятся ко всему необычному , нетипичному, оригинальному, исключительному, экзотическому. Романтический герой всегда непохож на большинство, он – другой. Это главное качество романтического героя. Он не вписан в окружающую реальность, неприспособлен к ней, он всегда одиночка.

Основной Р. конфликт - противостояние одинокого романтического героя и большинства обычных людей.

Любовь к необычному касается и выбора сюжетных событий для произведения - они всегда исключительны, необыкновенны. Также романтики любят экзотическую обстановку: далёкие жаркие страны, море, горы, иногда сказочные придуманные страны. По этой же причине романтики интересуются далёким историческим прошлым, особенно средневековьем, которое очень не любили просветители как самое непросвещённое, неразумное время.

8. Идеальный мир для романтиков является средоточием всех основных ценностей. Главной ценностью для романтиков является Любовь . Любовь - это высшее проявление человеческой личности, высшее счастье, наиболее полное раскрытие всех способностей души. Это главная цель и смысл жизни. Любовь связывает человека с мирами иными, в любви открываются все самые глубокие, самые важные тайны бытия, до которых никогда не добраться разуму и науке. Наше представление об идеальной любви во многом сформировали именно романтики. Это представление о двух половинках, о неслучайности встречи, о мистической предназначенности именно этого мужчины именно этой женщине. Представление о том, что настоящая любовь может быть только раз в жизни, что она возникает мгновенно с первого взгляда.

Другая важнейшая ценность романтизма - Природа и её красота. У романтиков совершенно особое отношение к природе, они её воспринимали как нечто живое, одухотворённое. Лучше всех это выразил гениальный русский романтик Тютчев:

Не то, что мните вы, Природа,

не слепок, не бездушный вид.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

в ней есть любовь, в ней есть язык!

Все романтики видели душу природы, за её внешней красотой старались угадать иной мистический высший мир. Они воспринимали природу как великую Тайну. Чтобы её разгадать нужен не холодный разум учёного биолога, а прежде всего любовь и благоговение, ощущение её одушевлённости, понимание её красоты.

Третья важнейшая романтическая ценность - Искусство . Оно создаёт красоту, которой нет в природе, красоту, которую художник (в широком смысле слова) подсмотрел в момент вдохновения непосредственно в иных мирах. Таким образом, искусство - это вообще высшее, что есть в жизни. Художник - идеал человеческой личности, идеальный человек, наделённый высшим даром с помощью своего искусства одухотворять людей, делать их лучше, чище.

Высший вид искусства - Музыка, она наименее материальна, наиболее неопределённа и свободна, музыка - это мгновенный вихрь невидимых звуков. В ней нет ничего рационального, логического, она обращена непосредственно к сердцу, к чувствам, и сильнее всего на них воздействует. Музыка сама по себе есть только эмоции, выраженные в звуках. Второй после музыки почитаемый романтиками вид искусства - это литература, а точнее Поэзия, Лирика, ибо это тоже царство чувств.

  • 1.5. Основы типологии культуры
  • Глава 2. Первобытная культура
  • 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
  • 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы.
  • 2.3. Первобытное искусство
  • Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
  • 3.1. Культура Месопотамии
  • 3.2. Культура Древнего Египта
  • 3.3. Культура Древней Индии
  • Глава 4. Античная культура
  • 1.1. Древнегреческая культура
  • 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
  • 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
  • 4.1.3. Древнегреческая мифология
  • 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
  • 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
  • 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
  • 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
  • 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
  • 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
  • Глава 5. Христианство и его возникновение
  • 5.1. Социокультурный фон эпохи эллинизма
  • 5.2. Основные идеи христианства: Бог – Любовь, богосыновство, Царство Божие
  • 5.3. Причины конфликта между христианами и Римской Империей
  • Глава 6. Культура Византии
  • 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
  • 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
  • 6.3. Художественная культура Византии.
  • Глава 7. Православие
  • Церковь, ее организация, Писание, Предание, догмат
  • 7.6. Эпоха Вселенских соборов
  • 7.3. Аскетика и мистика православия
  • 7.4. Монашество как форма внутреннего бытия Церкви
  • Особенности православного вероучения и богословской мысли
  • Глава 8. Культура западноевропейского средневековья
  • Периоды развития западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
  • Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
  • 8.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
  • Романский и готический стиль в средневековой культуре
  • Глава 9. Культура эпохи Возрождения и Реформации
  • Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
  • 9.2. Гуманизм эпохи Возрождения
  • 9.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
  • Искусство Итальянского Возрождения
  • Искусство Северного Возрождения
  • Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
  • Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
  • Глава 10. Европейская культура нового вре­мени
  • 10.1. Картина мира Но­вого времени. Становление рационалистического мировоззрения
  • 10. 2. Наука как фе­номен культуры. Классическая наука Нового времени
  • 10. 3. Особенности культуры эпохи Просвеще­ния
  • Глава 11. Стили и направления в искусстве нового времени
  • 11. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
  • 11. 2. Эстетизм рококо
  • 11. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
  • 11. 4. Реа­листические тенденции в культуре Нового времени
  • 11.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
  • Глава 12. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
  • Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
  • Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
  • Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
  • 12.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
  • 11. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.

    Романтизм – духовное движение в западной культуре конца XVIII – начала XIX столетия, затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т. д.). В конце XVIII в. под термином «роман­тическое» понималось авантюрное, занимательное, старинное, самобытно-народное, далекое, наивное, фантастическое, ду­ховно-возвышенное, призрачное, удивительное и даже пугающее. Романтизм как течение художественной практики и теории вов­лек в свою орбиту разные виды искусств и состоялся в разных стра­нах. В Германии романтизм представляли писатели – Л. Тик, братья А. Шлегель и Ф. Шлегель, Новалис; во Франции – В. Гюго, Альфред де Мюссе; в Англии – С. Т. Кольридж, У. Вордсворт, Дж. Г. Байрон, Б. Шелли; в Италии – Дж. Леопарди.

    Наиболее продуктив­ной почва романтического искусства оказалась для музыки. Формирование музыкальных выразительных средств романтизма можно обнаружить в конце XVIII в. в творчестве Л. ван Бетховена. XIX столетие ознаменовано деятельностью музыкантов-романтиков Ф. Шуберта, Р. Шумана, К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Г. Берли­оза, И. Брамса, Р. Вагнера.

    Яркими представителями романтизма в живописи являлись Э. Делакруа, Т. Жерико. Романтизм нашел отражение и в пейзажной живописи Дж. Констебля, Дж. Тернера, Р. Бенингтона.

    Возникновение романтизма связано с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справед­ливого общества на разумных началах, с реакцией на углубление острых противоречий цивилизации. Реальную действительность, с ее утилитаризмом, бездуховностью и пороками романтики оценивают как недостойную человека «кажимость», противостоящую подлинному ценностному миру. Исходным принципом романтизма стало «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и идеального миров.Глобальное концептуально-значимое мироощущение романтиков выразилось в «мировой скорби» и пессимистическом настроении, которое они пытались преодолеть путем бегства от повседневной действительности в идеализированное прошлое, мир природы, грез, фантазий и воображения. Противопоставление буржуазной, мещанской, серой действительности и идеального романтического мира осуществлялось романтиками разными способами выразительности. Например, противопоставление дня, наполненного суетой, привело поэтов, музыкантов и живописцев к поэтизации ирреального мира ночи, живущего по своим законам. Ночной жанр становится любимым в творчестве художников-романтиков. Неприятие жизни и действительности рождает также мотив ухода, смерти, бегства от жизни, которое выражается в разных формах, в том числе в жанре путешествия, скитания, чаще всего на Восток.

    Движение романтиков к подлинному миру, утраченному современной культурой, предопределило их интерес к мифу, сказкам, народному творчеству, ушедшим культурам Древней Греции и Средневековья, к традиционным культурам Востока (Индия, Китай), которых не испортила буржуазная цивилизация.

    Центр эстетики и искусства романтизма – одинокая человеческая личность, наделенная неповторимым, уникальным характером, не принимаю­щая несовершенного окружающего мира. Романтики подчеркивали значимость внутренней жизни человека, так как внешняя действительность обманчива и видели главный смысл ис­кусства в воспроизведении глубин человеческого духа.

    В романтизме можно обнаружить тенденцию к стиранию грани между жизнью, философией, религией и искусством.При этом искусство являлось исходным пунктом в понимании мира – средством поведать людям об основах мироздания, а художественный гений – духовным провидцем и пророком.Поэт и теоретик романтизма П. Б. Шелли утверждал, что поэзия возводит человека к высшему божественному знанию, «приподнимает покров с сокрытой красоты мира». «Поэзия действительно представляет из себя нечто божественное. Она одновременно является и центром знания и его окружностью; она представляет собой то, что обнимает все познания, и то, к чему все познания должны быть сведены». По Шеллингу, идеальное произведение искусства снимает покровы с божественных тайн. В искусстве наиболее полно и целостно в процессе созерцания, художественного озарения, откровения, духовной интуиции выражаются сокровенные основы бытия. Оно является фундаментом и религии, и философии, и всех наук. Вакенродер был убежден, что искусство – это религиозное таинство; в процессе создания произведения художник отыскивает следы Бога в мире и творческим актом причащается высшей реальности. Новалис полагал, что художник, являясь одновременно философом и пророком, призван стать «священником новой веры», чтобы с помощью поэзии очистить от скверны души людей, природу, землю для новой идеальной возвышенной жизни. Поэзия в понимании Новалиса, как и многих его коллег‑романтиков, – мощная космическая сила, которая, сливаясь с реальной действительностью, создает «царство грез», являющееся более реальным, чем видимый мир. Только в нем открываются непостигаемые другими способами глубины Вселенной, и истинный романтик живет в этом царстве.

    Проникновение в невырази­мые сущности бытия, безусловно, не могло быть выражено в какой-то же­сткой системе, устойчивой художественной форме.Поэтому литературные произведения романтиков соединяют в себе массу жан­ров (рассказа, письма, сказки, аллегории, лири­ческой поэзии, рассуждения), которые в своей совокупности наиболее адекватно спосо­бны воплотить полноту жизни. В значительной мере – это «ос­колочные» высказывания, часто меткие, глубокие, метафоричные, но не всегда выстраивающиеся в систему. Однако именно против системы и восставал романтизм, настаивая на невыразимости глу­бинных сокровенных истин, побуждая художника к максимально интенсивной метафоричности и аллегоричности языка.

    Романтики ориентировались на такие характеристики художествен­ного творчества, как открытость, бесконечность, незавершенность, те­кучесть, в соединении с идеями полноты, целостности, всеохватности искусства. В художественном творчестве значимо не рациональное мышление и утилитарное знание, но переживание, воображение, не разум, но интуиция, не столько результат, сколько сам процесс творчества (или восприятия). С особой серьезностью романтики относились к таким компонентам искусства, как игра, воображение, грезы, ирония.Ф. Шлегель писал, что ирония создает настроение, «ко­торое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь надо всем обусловленным, включая и собственное свое искусство, и доб­родетель, и гениальность». Человек, наделенный ироническим мироощушением, оценивается Ф. Шлегелем как в высшей степени сво­бодный, произвольно творящий и себя, и окружающий мир. Однако где развивается ирония, там она рано или поздно трансформируется в самоиронию. Любой иронически мыслящий человек и художник делает предметом и объектом иронии свое собственное творение и самого себя, т.е. противостоит в своем ироническом отношении не только реальному миру, но и самому себе. Ироническое мироо­щущение, считают романтики, позволяет художнику дистанцироваться от окружающей действительности, критически осмыслить свое творение как несовершенное, поскольку творческий порыв всегда богаче, чем его результат, и открывает творцу зону подлинной свободы творчества и самовыражения.

    Художественно-эстетическая концепция романтизма утвердила новое видение искусства как средства постижения мира, изменила представление о роли и предназначении творческой личности, открыла новые средства художественной выразительности, обозначила интерес к культурам прошлого и к иным культурным регионам.

    О.В. Левицкий, Национальная музыкальная академия Украины им. П.И. Чайковского, Киев

    Для европейского самосознания ХIХ века романтизм представляет собой довольно емкое понятие, выходящее за пределы одного из направлений мирового искусства. Его специфика состоит в том, что он явился определенным этапом эволюции сознания и чувственной культуры в период перехода от раннебуржуазных отношений к их развитым формам. Впервые это направление было оформлено в Германии не только как реакция на события, происходившие в революционной Франции, но и как своеобразная форма поиска национальной идеи в преддверии решения исторической задачи по созданию единого немецкого государства. Реальный анализ романтизма позволяет исследователям находить романтические ценности как в искусстве, так и в религии, политической и научной сферах.

    Главным, что объединяет все эти формы общественного сознания, явилась актуализация проблемы свободы -- попытки ее исторического и абстрактного определения. На первом этапе увлечения революционными событиями на западе от Рейна представление о свободе ассоциировалось с понятием революции. Поэтому в интеллектуальных кругах, в художественных салонах и кружках позициям старшего поколения немецких литераторов, таких как Клопшток, Виланд, Гете, Шиллер, были противопоставлены идеи стремления к свободе через осознание самоценности личности.

    Известие о Великой французской революции вызвало в немецких литературных кругах романтическое одушевление. Романтики раннего периода целиком и полностью поддержали эту политическую акцию соседей. Эмоционально-психологической реакцией для немцев являлись восторг и воодушевление. В этот период романтики представляют собой экзальтированных энтузиастов, стремившихся к идеалу, имя которого «свобода».

    Со временем, когда процессы во Франции изменились и возник террор как следствие революционного движения, для многих немцев стало очевидным, что «свобода» и «революция» -- не адекватные понятия. Впервые возникло сомнение в разумных началах человеческой истории. Лозунги революции -- «свобода, равенство и братство» -- после метаморфозы превращения гражданина Бонапарта в императора Наполеона I были превращены в пародию на первоначальный замысел. Многие из немцев в ужасе отшатнулись от своих революционных симпатий.

    Сущность романтизма и его триумфальное распространение по европейскому континенту, по сути дела, представляет собой создание нового понятия «свобода».

    Немецкие романтики строят свои философские и эстетические системы в период разочарования в своих революционных симпатиях. Поэтому романтическое мироощущение представляет собой сложный вид чувственно-духовного освоения реальности, которая вышла из-под контроля и полностью изменила свое содержание.

    На место воодушевлению и восторгу приходят чувства разочарования и ощущения трагичности бытия. Реальный опыт французов показал немцам, что революция, ее результаты не имеют ничего общего с историческим оптимизмом просветительской идеологии, которая обеспечила подготовку к французским событиям. В немецком романтизме раннего этапа существенным моментом является разочарование в революционных идеалах и трагическое ощущение действительности, которая враждебна человеку.

    В романтическом идеале противоречие между сущим и должным выразилось в ироническом мироотношении, где художник-романтик переживает не только несоответствие бытия с человеческой реальностью, но и свою собственную несостоятельность как субъекта исторических событий. Именно поэтому в художественной практике романтики идут не просто по пути «ухода от реальности», а по пути создания параллельного (фантастического) идеального мира, который уравновешивает реальный. Отсюда в искусстве романтиков наблюдается страсть к сюжетам, где задействованы фантастические элементы в виде двойников человека, говорящих вещей и животных -- одним словом, использование принципа двоемирия.

    Романтики сильно переживали отказ от утопической идеи просветителей о «золотом веке». Реальность французской и немецкой истории в начале ХIХ века была основана не только на ужасах террора якобинцев, но и жестокостей насилия в период франко-немецких войн 1805-1813гг. В своем искусстве романтики обозначили страшную угрозу -- утрату человеческих ценностей. Ни философы, ни художники в романтизме не считали, что сущностью человеческой личности могут быть холодный практицизм, эгоистический расчет, финансовое преуспевание любой ценой. Романтики были первыми, кто в своем искусстве выступил против превращения человека в предмет купли-продажи. В сюжетах своих произведений они показали новый вид страшной зависимости не только человека от человека, но и человека от вещей. Проблема ужасающих масштабов товарных фетишей превратилась для них в ощущение перманентной катастрофы, в которой полностью и окончательно исчезает человеческое в человеке.

    Эта установка с необходимостью привела к возникновению элитаристской направленности в романтизме. Человеку из торгового ряда, рантье, филистеру был противопоставлен человек-художник, по своей природе возвышающийся над обществом как существо гениальное, творящее идеальную реальность. Именно поэтому проблема гениальности явилась одним из основополагающих принципов романтической эстетики. Гениоцентризм как принцип сам по себе превращал свободу в индивидуальную, личную проблему. Основанием этой свободы становилась некая эфемерная реальность, которая в каждом конкретном случае как кантовская «вещь-в-себе» имела автономную сущность и неповторимое своеобразие. Ничего общего, никаких закономерностей -- только необычность и эффект гения-художника.

    В романтической системе художник венчает социальную пирамиду. Во-первых, он как гений задает новые принципы и законы для своих современников, а во-вторых, в этой своей деятельности он бескорыстен, не преследует никаких эгоистических интересов, а поэтому -- абсолютно свободен, т.е. принципы романтической свободы изначально определены функциями художественного творчества романтизма -- перед нами характерный пример эстетизированной философской системы. Такая свобода трактуется как иррациональная проблема, в которой ее содержание и структура не мотивированы обстоятельствами социального бытия. Художник-романтик и в своем творчестве, и в своей личной жизни автономен от времени и от обстоятельств, в которых он живет. Подобного рода свобода превращается в абсолютный фантом, сущность которого определяется трансцендентальными законами.



    Вверх