Рисование с натуры. Наброски карандашом – первый шаг к освоению изобразительного искусства

П онятно, что наброски, это нечто сиюминутное и лёгкое по форме и исполнению, Но с наброска мы начинаем рисовать и длительную учебную постановку. А часто бывает, что удачно выполненный скоротечный набросок жалко оставлять в покое, и он превращается в серьёзную зарисовку с натуры.

Цель этой страницы учебная. Во первых, хочется подсказать вам для рисования возможные темы из жизни, нельзя же рисовать бесконечные яблоки и горшки, во вторых, нужно обратить ваше внимание на такие интересные материалы, как уголь, тушь с пером и кистью, простой карандаш иногда может и отдохнуть. И все-таки, главное, о чём хочется с вами говорить (слава Богу, теперь мне есть с кем говорить), это техника штриховки и техника ведения самого рисунка. Мне даже не хочется в пустую об этом разглагольствовать, нет ничего полезнее, чем посмотреть на чей-то интересный опыт (разумеется, на мой). Понимаю, многих уже тошнит от непонятных призывов не заниматься ретушью, размазывая пальцем грифель, постоянно сравнивать одно с другим, не подменять рисование тайным срисовыванием фотографий в угоду своему тщеславию. Но как иначе сдвинуть новичка с мёртвой точки?!

Усадьба в Братцево.
Альбомный формат. Карандаш.
Хотелось бы посоветовать, - не рисуйте на ветках листочки, но лучше смолчу


Тушь, трубчатая ручка.
В этом доме Рокотов жил!


Крошечный набросок Северного речного вокзала.


Мне кажется, здесь довольно ясно видна техника рисования.
Это не рисунок контуров с последующим заполнением его светотенью. Карандаш сразу создаёт штрихами тоновые пятна, которые постепенно уточняются более мелкими пятнами. Форма проявляется из расплывчатых тонов рисунка, и только на заключительной стадии наносим несколько важных для восприятия объекта деталей или контуров.

Показываю для сравнения два рисунка одного объекта. Первый рисунок куклы смотрится более законченным в деталях, но второй кажется более живым, его штриховая фактура дышит. Вспомните фрагменты акварелей выполненных заливками с нагромождением подтёков. Именно неуправляемость красочного слоя, его импровизациозность, создаёт неповторимость (в буквальном смысле слова) каждой акварели. То же и в рисунке. Если вы попытаетесь рисовать подобно техникам, изображающим проект трубопровода аккуратной светотенью, вы превратитесь в техника. Вообще-то, первый рисунок начинался так же, как и второй, просто степень законченности у них различна.

Думаю, вы понимаете назначение этих миниатюрных зарисовок. Да, я умею рисовать гладко и детально, но рисую «грубо», потому что я люблю энергичный творческий рисунок, далёкий от ученического копирования натуры. Уверяю вас, освоите разумное учебное рисование, сможете в будующим работать в любой технике.



Хорошо видно различие штриховки верхних рисунков, различия в масштабе, в заточке карандаша. Есть и общее, степень детализации формы везде минимальна.


Мне нравится эта быстрая портретная зарисовка студента, он не позирует, он стоит за мольбертом и работает. Лицо не застыло, оно живёт. Вновь напомню, не работайте от контуров, лепите форму тоном, переходя к контурам в конце работы по необходимости.

Серия зарисовок тушью и плоской щетинной кистью. На первый взгляд, техника неуклюжая, она не приспособлена к тонкой работе, но в этом и её прелесть. Она придаёт рисункам особую декоративность и своеобразие. Замечу, формат листа большой, больше размера ватмана., а ширина кисти 2-3 см.


Оля на стуле. Молодая красавица с фигурой топ-модели. Взглянув на рисунок, она артистично воскликнула, - Ой, это я такая бесстыжия!
Лист ватмана и уголь.


Тушь, трубчатая ручка.

Вроде бы и много вставил рисунков, а всего сказать не удалось. На самом деле, техника наброска и зарисовок необъятна. Что бы вы не изобразили, оно будет индивидуально и не повторимо (я надеюсь).

Методические указания


УДК 72.012 (075.8)

Вострикова, Ю. В.

Наброски и зарисовки фигуры человека [Текст] : метод. указания / Ю. В. Вострикова. – Ухта: УГТУ, 2012. – 34 с.

Методические указания предназначены для студентов 1-2-го курса направления подготовки 270100 Архитектура.

Методические указания раскрывают цели, содержание и методику выполнения набросков и зарисовок фигуры человека в рамках академических и самостоятельных заданий по рисунку.

Методические указания рассмотрены и одобрены заседанием кафедры архитектуры от 26.04.2012 г., пр. № 9.

Рецензент: А. В. Миронюк, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Ухтинского государственного технического университета.

Редактор:

В контрольных заданиях учтены предложения рецензента и редактора.

План 2011 г., позиция ____.

Подписано в печать ___________. Компьютерный набор

Объем 34 с. Тираж 50 экз. Заказ № _____.

© Ухтинский государственный технический университет, 2010

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.

Типография УГТУ.

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.


Введение

В составе рабочей программы по рисунку для студентов направления подготовки 270100 Архитектура выполнение набросков и зарисовок фигуры человека занимает важное место. Работа над рисунком фигуры способствует развитию наблюдательности, формирует конструктивное мышление, учит анализу сложной формы.

При выполнении таких заданий в рамках самостоятельной работы, как домашних заданий по рисунку, студенты в первую очередь сталкиваются с проблемой постановки фигуры в пластически выразительную и понятную позу, с передачей конструкции фигуры. Зачастую в домашних работах студентов можно увидеть зарисовки и наброски фигуры человека в неинтересных или неэстетичных движениях, с серьёзными нарушениями пропорций и конструктивного построения.

Для конструктивного выполнения рисунков фигуры человека с натуры необходимы знания анатомического строения тела человека. Для грамотного построения фигуры было бы целесообразно вначале изучить строение скелета и мышц человека, знать их форму, названия, места крепления и функцию. Изучение анатомии необходимо подкреплять пластическими набросками и зарисовками, как отдельных частей тела, так и фигуры целиком. Полезно также выполнять копии с рисунков мастеров графики, проводить анализ этих работ, пытаясь представить в них скелет и основные группы мышц человека.

Для изучения формы мышц также целесообразно выполнять рисунки гипсовых анатомических моделей-экорше Гудона с разных точек зрения и в различных ракурсах.

Рисование фигуры человека лучше начинать с рисования стоящей фигуры без сложного движения, а затем уже в меру усложнять движение фигуры. Прежде чем начать любой рисунок фигуры, необходимо осмотреть её с разных точек зрения для того, чтобы ясно представить положение и пропорции тела в пространстве. Для лучшего понимания конструкции тела натурщика можно порекомендовать повторить позу модели собственным телом. Только после этого можно приступить к определению композиции листа, центра тяжести фигуры, поиску движения и т.д. Рисуя голову модели, не следует оставлять её без деталей лица, необходимо наметить их расположение и размеры хотя бы обобщённо, плохо, когда у фигуры нарисованы пуговицы на одежде, но нет глаз на лице.

Основные пропорции фигуры человека

Чтобы верно изобразить фигуру человека, необходимо знать соотношение отдельных частей его фигуры между собой и к целому.

Во все времена художники искали идеальные пропорции человеческого тела. Первые пропорции были выработаны еще в Древнем Египте, затем в Древней Греции. Много внимания уделяли пропорциям художники эпохи Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи и Дюрер.

Известен рисунок Витрувианского человека, в котором Леонардо да Винчи в XV веке описывает идеальные пропорции человека и вписывает фигуру в правильные геометрические фигуры: в положении стоя со сведёнными вместе ступнями лонное сочленение фигуры совпадает с центром квадрата, сторона которого равна длине размаха рук и росту человека. В положении фигуры с расставленными ступнями и поднятыми раскрытыми руками до уровня головы область пупка человека совмещается с центром описанной вокруг фигуры окружности.

Леонардо да Винчи Витрувианский человек, 1490 г. Пропорции Витрувианского человека: - длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони - ступня составляет четыре ладони - локоть составляет шесть ладоней - высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони) - шаг равняется четырём локтям - размах человеческих рук равен его высоте - расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты - расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты - расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты - максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты - расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты - расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты - длина руки составляет 2/5 его высоты - расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица - расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица - длина ушей 1/3 длины лица


Основные современные пропорции взрослого мужчины среднего роста таковы:

Серединой вертикально стоящей фигуры человека является лонное сочленение;

Высота головы укладывается в вертикаль фигуры 7-8 раз;

Длина позвоночника у людей разного роста примерна одинакова,

разница в росте в основном получается за счёт длины ног;

Длина бедра равна длине голени вместе с высотой стопы;

Бедро всегда длиннее костей голени, голень длиннее стопы;

Длина голени со стопой равна примерно двум головам;

Ширина таза примерно составляет 1/5 от высоты фигуры, а ширина плечей равна 1/4 или почти двум размерам головы;

Плечевая кость всегда длиннее костей предплечья;

Локоть свободно опущенной и согнутой в локте руке часто находится на уровне края подвздошного кости таза или близко к уровню талии;

Средний палец кисти опущенной руки достигает середины бедра;

Длина кисти равна расстоянию от подбородка до лобных бугров;

Длина стопы равна длине предплечья.

Пропорции женской фигуры имеют свои особенности:

Средний рост женщины меньше мужского;

Руки и ноги относительно роста у женщин короче, чем у мужчин;

Таз женщины относительно роста шире, чем у мужчины, а плечи уже;

У женщин шея более тонкая и длинная, чем у мужчин;

Стопа и кисть по размерам значительно меньше мужских;

Торс женской фигуры более длинный относительно мужской, поясница более изогнута вперёд, ягодицы выступают значительно сильнее назад;

Грудная клетка женщин уже и короче по сравнению с мужской, а живот длиннее;

Женская фигура имеет более округлые формы, так как у женщин меньше развиты скелет и мускулатура, жировой ткани больше и распределение её более равномерно.

Пропорции детских фигур в возрасте от 3 до 5 лет отличаются в сравнении с фигурами взрослых большим размером головы, туловища, шея и ноги ребёнка, наоборот, короче.

Методика работы над зарисовкой стоящей фигуры

Для наглядного представления методики работы над зарисовкой стоящей фигуры человека в несложном движении с опорой на одну ногу, можно порекомендовать ознакомиться с современным методом построения, предложенным Р.П. Куриляком, преподающим пластическую анатомию в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии В.И. Мухиной.

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап

1. Проводим вертикаль и делим ее пополам. Отмечаем одну восьмую вертикали сверху, намечая размер головы. При рисовании фигуры с опорой на одну ногу вертикаль совпадает с тремя точками: яремной ямкой, лонным сочленением, внутренней лодыжкой и пяткой. На вертикали от пятки отмечаем высоту подъёма до голеностопного сустава, что по пропорции равно почти половине высоты головы.

2. Определяем направление и степень наклона плечевого и тазового поясов; линия плечевого пояса пройдёт через яремную ямку, а линия тазового пояса пройдёт через лонное сочленение. Определяем примерно ширину плечевого пояса в одну пятую высоты и тазового пояса в одну шестую высоты всей фигуры.

3. Определяем линию «большого движения», изображаемую дугообразной линией, идущей от яремной ямки через лонное сочленение в направлении на пятку опорной ноги. При наклоне головы в сторону опорной ноги, дугообразная линия продолжается на теменную часть головы.

4. Определяем общий объём грудной клетки и таза, уточняем малые формы: ступни, ширину таза, грудную клетку в области первого ребра.

5. Намечаем движение рук модели, контур опорной ноги, охват больших объёмов голени, колена, рисуем пластический переход от противоположной стороны грудной клетки в сторону опорной ноги на её силуэт с выходом на колено и с охватом голени.

6 этап 7 этап 8 этап 9 этап

6. Намечаем свободную ногу, её ступню, уточняем положение таза, согласовываем расположение коленей ног. Определяем большие объёмы свободной ноги по её основным пластическим направлениям.

7. Намечаем контур всей фигуры: опорная нога приобретает чёткость силуэта и отдельных объёмов бедра, голени, стопы, коленного сустава. Прорисовывается грудная клетка, намечаются большие грудные мышцы, плечи и предплечья, кисти рук.

8. Уточняем пространственно-конструктивное восприятие фигуры на листе и детали, учитываем плановость рисунка.

9. На завершающем этапе ещё раз анализируем общее состояние рисунка, подчиняя детали целому, следим за графической культурой и выразительностью рисунка.

Существует и метод рисования фигуры человека как сочетания форм простых геометрических тел. Идею упрощённой формы человеческого тела предложил Альбрехт Дюрер, а развил эту идею в конце 19-го века Шимон Холлоши, который расчленил фигуру на ряд основных геометрических форм. Согласно его трактовке цилиндрическая шея поддерживала усечённую плоскостями голову, вставлялась в цилиндр торса, который опирался на таз, изображаемый как сочетание куба и усечённой призмы и т.д.

При таком подходе к изображению рисунок начинается с наброска фигуры и определения её общей формы и движения, определяется положение центра тяжести, площади опоры и основных осей фигуры. Основные массы тела намечаются на основе форм геометрических тел, также как и детали фигуры.

Анатомия фигуры человека

При конструктивном рисовании фигуры человека важно знать строение скелета и расположение основных мышц.

Тело человека условно можно разделить на торс, голову, верхние и нижние конечности. Торс, в свою очередь, разделяется на плечевой пояс, грудь, живот и тазовый пояс, связывающий верхнюю часть фигуры с ногами. Торс расширяется в месте крепления к нему верхних и нижних конечностей и сужается в районе поясницы.

Важно в рисунке и представление центра тяжести человека. Фигура занимает устойчивое положение, когда вертикаль центра тяжести не выходит за пределы площади опоры. В целом центр тяжести для спокойно стоящей фигуры находится в области крестца. Как правило, человек инстинктивно стремится расположить части своей фигуры в пространстве по отношению к площади опоры таким образом, чтобы поза была максимально устойчивой при наименьшей мышечной затрате.

Для изучения пластической анатомии полезно выполнять копии с зарисовок из анатомических пособий и натурные рисунки моделей-экорше Гудона в различных движениях с последующим рисованием гипсовых античных фигур. Целесообразно также уделить внимание конструкции конечностей фигуры человека, строению стоп и кистей.

Рис. А. Боева (гр. АРХ-03)

Зарисовка экорше Гудона в двух поворотах и зарисовка статуи Гермеса

Рис. Н. Беляева (гр. АРХ-09). Зарисовка экорше Гудона в трёх поворотах

Рис. К. Щербович (гр. АРХ-07). Копия из учебного пособия

Рис. Т. Гаджиевой (гр. АРХ-о8)

Копия анатомической зарисовки Л. Гордон

Рис. И. Кузьпелева (гр. АРХ-00). Копия из анатомического пособия

Рис. П. Плюснина (гр. АРХ-00). Копия из анатомического пособия

Краткосрочные наброски фигуры человека

Краткосрочные наброски с натуры и по памяти необходимы для выявления и фиксации главного в пластике фигуры живого человека. При выполнении набросков требуется умение лаконичными средствами обобщённо передавать самое существенное и характерное в изображаемой модели – характер и остроту движения, основные пропорции. Главной задачей наброска зачастую становится передача живого впечатления от натуры, главным художественным средством наброска в этом случае будет являться выразительные линии и контуры.

Рис. В. Петрова (гр. АРХ-00)

Рис. М. Смолевой (гр. АРХ-11)

Набросок сидящей фигуры человека

Рис. М. Смолевой (гр. АРХ-11)

Набросок сидящей фигуры человека

Наброски фигуры человека

Рис. Е. Минаевой (гр. АРХ-08)

Наброски фигуры человека

Рис. С. Михалевича (гр.АРХ-96)

Наброски фигуры человека

Длительные зарисовки фигуры человека

Основной формой обучения рисунку фигуры человека является выполнение длительных зарисовок, вырабатывающих умение видеть и анализировать сложную форму человеческого тела, чувство пропорциональных и тональных отношений, умение подчинить детали целому.

Прежде, чем выполнять натурные зарисовки фигуры, полезно для начинающих рисовальщиков проанализировать и скопировать зарисовки фигур с работ известных мастеров рисунка.

Рис. А. Грищенко (гр. АРХ-09)

Рис. А. Грищенко (гр. АРХ-09)

Копия зарисовки фигуры из учебного пособия

При выполнении натурных зарисовок фигуры необходимо помнить, что любое движение человека связано с работой целых групп скелетных мышц. Даже в спокойном состоянии большое количество мышц находится в напряжении и удерживает тело в том или ином положении. Во время движения меняются положение скелета, напряжение мышц, направления основных осей фигуры.

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры в несложном движении

На первых порах наброски и зарисовки можно выполнять простыми мягкими графитными карандашами, затем по мере приобретения опыта возможно применение самых разнообразных материалов и техник: усиление тонального контраста до силуэтных пятен, использование мягких материалов (соуса, сангины, угля, пастели), фломастеров, туши, тонированной бумаги и пр.

Рис. М. Дворецкой (гр. АРХ-08)

Зарисовки фигуры человека с применением тонированной бумаги

Рис. С. Сырчиковой (гр. АРХ-00)

Зарисовка фигуры человека с применением тонированной бумаги и пастели

Рис. К. Пешкиной (гр. АРХ-06)

Рис. В. Струтинского (гр. АРХ-03)

Зарисовка сидящей фигуры в карандаше

Рис. Н. Беляева (гр. АРХ-09)

Зарисовка сидящей фигуры в карандаше

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры в максимально контрастном тональном решении

Рис. А. Винъярда (гр. АРХ-09)

Зарисовка сидящей фигуры в максимально контрастном тональном решении

Рис. С. Тихоновой (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры с применением мокрого соуса

По мере накопления графического опыта возможно выполнение зарисовок в сложных ракурсах и движениях, к примеру, в «лягушечьей» перспективе с дополнительной точкой схода сверху.

Рис. В. Петрова (гр. АРХ-00)

Зарисовка стоящей фигуры в «лягушечьей» перспективе

По мере усвоения знаний строения и анатомии человеческого тела, усовершенствования графической техники возможно усложнение задания – выполнение зарисовок обнажённой фигуры человека в различных ракурсах и движениях. В этих работах, рисуя обнажённую фигуру человека в движении, закрепляется понимание взаимосвязи между внешней формой и внутренним движением, необходимость прослеживания в зарисовке изменения внешней позы тела от положения скелета, от работы тех или иных мышц.

Рис. А. Симудровой (гр. АРХ-96)

Зарисовка обнажённой фигуры

Рис. Н. Пецкалёвой (гр. АРХ-96)

Зарисовка обнажённой фигуры

Рис. А. Дмитриева (гр. АРХ-03)

Зарисовка обнажённой фигуры

1. Барчаи, Е. Анатомия для художников [Текст]: учеб. пособие/ Е. Барчаи. – Будапешт: Корвина, 1956. – 318 с.

2. Гордон, Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека [Текст]: учеб. пособие / Л. Гордон; пер. с англ. Е. Зайцевой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 120 с.

3. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись [Текст]: учеб. пособие/ Ю. М. Кирцер. – М.: ВШ, 1997. – 271 с.

4. Максимов, О. Г. Рисунок в профессии архитектора [Текст]: монография / О. Г. Максимов. – М.: Стройиздат, 1999. – 400 с.

5. Маслов, В. Н. Принципы тоновой композиции [Текст]: метод. указания/ В. Н. Маслов. – Ухта: УГТУ, 2001. – 13 с.

6. Маслов, В. Н. Учебно-методическое пространство архитектуры (метод систематизации категорий и понятий) [Текст]: учеб. пособие/ В. Н. Маслов. – Ухта, УГТУ, 1999. – 95 с.

7. Осмоловская, О. В. Рисунок по представлению [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Осмоловская, А. А. Мусатов. – М.: Архитектура-С, 2008. – 392 с.

8. Осмоловская, О. В. Рисунок [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Осмоловская. – М.: «Архитектура-С», 2004. – 160 с.

9. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1973. – 240 с.

10. Тихонов, С. В. Рисунок [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Порезков. – М.: Стройиздат., 1996. – 296 с.

Наброски человека занимают первые позиции по важности в художественной практике среди всех видов быстрого рисунка. Обучение наброску занимает основную часть общего процесса изучения Оно направлено на решение нескольких задач в создании полноценного рисунка фигуры человека и отдельно его головы. Также вы можете постепенно изучить живую форму и расширить свой кругозор благодаря этой технике. Итак, как нарисовать набросок человека?

Голова

Освоение техники наброска помогает научиться выбирать и отображать на бумаге самые характерные и типичные черты объекта созерцания, таким образом, передавая глубокое содержание натуры.

Набросок головы человека, выполняемый с натуры, обязан передавать движение и пропорции. Рисунок по фотографии может выполняться только под руководством опытного преподавателя. Поэтому набросок лица человека карандашом на ранних стадиях обучения рекомендуется с живой фигуры, таким образом, соотношение частей лица и головы соблюдается.

Начало работы, выбор положения

Небольшой размер наброска способствует выработке ощущения соотношений и масштабов, тренировке определения пропорций человеческого тела.
Работа над наброском фигуры проходит в спокойной домашней обстановке как часть процесса создания учебного рисунка. Перед тем как приступать к объемному заданию, стоит сделать набросок для знакомства с формой или фигурой. В окончание вновь проделайте набросок человека для закрепления.

Если какие-то части формы не видны с вашего места обзора, смените расположение и выполните дополнительные эскизы. Сделайте набросок человека в профиль, в фас и так далее. Итоговый рисунок должен обрести отменную лаконичность и уверенность в изображении натуры. Спустя какое-то время выполните зарисовку по памяти, таким образом железно закрепив полученные знания.

Подобные занятия должны обязательно проводиться при знакомстве с человеческой фигурой. Это способствует развитию конструктивного взгляда на фигуру и воплощению полученных ранее анатомических основ.

Набросок человека в простых позах

Начинать работу с зарисовками необходимо, выполняя набросок человека в полный рост, стоящего в простой позе с понятным положением корпуса. На зарисовку дается от 15 до 20 минут. Попробуйте ознакомиться с позой, сделав эскизы с разных местоположений относительно натуры.

В рисунке фигуры важно начать с определения соотношения массы корпуса к плоскости ног. Для этого вообразите вертикаль от внутренней лодыжки, на которую приходится вся нагрузка, наверх. Она и определяет положение остальных компонентов фигуры.

Человек сидя

Набросок сидящей фигуры человека требует определения соотношения опорной плоскости и направления корпуса, то есть тазовой плюс бедренной части и торса. Не забудьте наметить сидение.

Необходимо учитывать тот факт, что ноги неизбежно сокращаются, если фигура на рисунке находится в полуобороте или в анфас.

Не забывайте, что, несмотря на общее физиологическое строение, особенности фигуры уникальны и присутствуют в каждом случае. Их необходимо проявлять на рисунке. Степень завершенности рисунка зависит от его цели, но самое важное - отобразить существенное в натуре.

Одежда в зарисовке отображается обобщенно, а складки передаются только те, которые подчеркивают форму или движение. Целостность рисунка и фигуры превыше всего, а воспринимать натуру нужно целиком.

Обнаженная фигура

Обнаженная натура рисуется в помещении в наброске попутно с полноценным рисунком. Такие наброски самостоятельно легко выполнимы на пляже или в спортивных занятиях, притом скорость переключения позиций в таких ситуациях улучшает обобщенность видения.

Начать набросок человека обнаженного следует с определения опорных мест и пропорций. Обратите внимание на суставы голеностопа и колена, а также запястья, локтя и плеча, лобок, пупок, соски груди и нахождение яремной ямки. Ищите внутреннюю связь в соотношении, а не засечение точек в механическом процессе.

Важно не связывать свое видение относительными краевыми точками, а ориентироваться на опорные пункты. Для уяснения пластического характера позы необходимо осознание соотношения горизонталей плечевого и тазового пояса. Если фигура стоит, опираясь на две ноги, то линия таза практически параллельна полу, а если одна нога свободна от веса, то таз склоняется в ее сторону.

Если вы размещены перед натурой, определяйте срединную линию. Со спины пользуйтесь вертикалью позвоночника, его подвижность определяет положение тазового и плечевого поясов в разных позициях.

Дальнейшие зарисовки совершаются без применения вспомогательных методов в построении фигуры. Набросок человека должен уверенно и свободно транслировать натуру.

Учебное время не дает шанса изучить пластические позиции человеческой фигуры посредством создания длительного рисунка. Такая проблема решается дополнительными самостоятельными занятиями над набросками. Навыки, отработанные изложенным путем, помогут выстраивать сюжетные композиции с включением человека.

После упражнений с простыми позами следует начать занятия с обнаженной мужской фигурой в повороте.

Сложные позиции, перспектива

Важно проработать зарисовки натуры в усложненных поворотах, отслеживая среднюю линию торса от лобка до головы в изгибе. Рисунок спины предусматривает внимание к позвоночнику.

Зарисовки обнаженной натуры в непростых позициях направлены на закрепление знаний о передаче перспективных сокращений в живой форме. Следует учитывать, что уходящие вдаль поверхности сильно сокращаются, а фронтально расположенные плоскости отображаются в натуральном размере. Перспективное сокращение живой натуры основано на правилах для простых геометрических тел.

Натура для подобных зарисовок располагается в полулежащей позиции наискосок к художнику, а направление формы уходит вглубь. Достаточное удаление натуры от рисующего способствует созданию правильных пропорций, иначе они могут исказиться. Такие наброски должны проявить конструкцию и гармонию основных форм, которые расположены в разных ракурсах относительно вас.

Необходимо опробовать зарисовку обнаженного мужчины в активном движении, к примеру, во время поднятия груза или тому подобное. Эти наброски передают соотношение опорной плоскости и торса, а также напряженность в задействованных мышцах.

Постановка двух должна быть основана на пластической взаимосвязи.

Заключение

Рисуйте в каждую свободную минуту, практикуйтесь в зарисовках человеческого тела в разнообразных позах и занятиях. К примеру, эскизы людей за работой должны передавать особенности профессии или рабочего процесса. Графические средства должны отображать даже отношение рабочего к его делу посредством лаконичности и скупости прорисовки. Итак, теперь вам известно, как сделать набросок человека. Удачи в творчестве!

«Художник рождается в наброске», - говорил как то мой преподаватель в художественной академии.

Наброски - это небольшие графические или живописные произведения, созданные художником в быстрой, беглой манере. Предназначается для запечатления на холсте каких-либо замыслов или наблюдений (впечатления от посещенного заведения, блюда, окружающих нас людей). Делать наброски очень полезно. Это развивает умение видеть и отображать. Кроме того, помогает избавиться от страха перед чистым листом, добавляет уверенности руке.


Зарисовки это тоже быстрые по времени рисунки, как правило, занимают не больше часа. Их задача - передать не только впечатление, но и зафиксировать как можно больше информации в короткий промежуток времени. Этот вид рисунка часто используется для сбора материала к художественным произведениям, а также при создании портретов.

В последнее время к нам пришел всеобщий бум на рисование. И это здорово, что люди интересуются искусством и хотят учиться рисовать. Уже одно желание и тяга к карандашу и бумаге означает, что в Вас есть скрытый потенциал. И нужно с ним что-то делать. Сразу создавать картины будет очень сложно. И даже невозможно. Как найти выход? Конечно в набросках.

Материалы


В работе над быстрым рисунком используют следующие материалы: мягкий графитный карандаш, перо, кисть, сепия, линер, акварель, маркеры, цветные карандаши. В зависимости от выбранной техники получается разный результат. Мягкий материал более живописный, маркеры и тушь - графичные.
Примеры набросков, выполненных в разных материалах.

Мягкий угольный карандаш

Черный маркер

Мягкий простой карандаш

Цветная тушь

Линер

Линер и акварель


Тонированная бумага, линер, простой карандаш, белая гуашь

Цветные карандаши


Мягкие и рыхлые материалы, предназначенные для больших форматов, а также твердые графитные карандаши применяются редко.
Бумага обычно берется небольших размеров, так как время рисунка ограничено. Кроме того, папка или альбом во время работы находятся в руках у рисующего, поэтому большой формат трудно удерживать в поле зрения. Сейчас очень большой выбор скетчбуков и молескинов - удобных для набросков. Как с белой, так и с тонированной бумагой (крафт).
Наброски дают широкую возможность для экспериментов в области сочетания бумаги и материалов.

О технике набросков


Особенность набросков - это скорость. Не нужно долго вырисовывать и анализировать. Достаточно нескольких красивых линий или пятен. Важно первое впечатление.
Попробуйте отключить мозг и рисовать сердцем, передавая сигнал руке.
Именно быстрое рисование помогает избавиться от стереотипного мышления и стандартного изображения.
Так, например, вы рисуете не дом с кучей окон и антенн, а пятна и линии, из которых он состоит. Прищурив глаза можно без труда их увидеть. Поэтому различают пятновые и линейные наброски. А также их сочетание.

Перед началом рисования посмотрите на объект и начинайте с того, что больше всего понравилось, что зацепило. Смотрите на него и следуйте по его линиям и формам, за каждым изгибом. В идеале нужно не смотреть, а потом рисовать, а делать это одновременно.
Старайтесь менять толщину и нажим линии, размер пятна. Так наброски станут «живыми». Это как в законах композиции, чем разнообразнее, тем интереснее.

Если хочется добавить в набросок цвет - используйте акварель. Очень удобный материал. Можно как создавать полноцветные зарисовки, так и выделить в рисунке что-то важное одним цветом. Еще иногда я пользуюсь таким методом: покрываю бумагу различными цветовыми пятнами (делаю тонировку), а потом выхожу на натуру и рисую поверх этих пятен. Очень удобная техника для городских зарисовок.
Важно не стараться ровно все раскрасить. Где-то пусть краска выйдет за край, где-то останется белая бумага. Так же оригинально в набросках смотрятся брызги.

Предлагаю вам посмотреть таких художников для вдохновения: Валентин Серов, Эдгар Дега, Тулуз-Лотрек, Николай Фешин, Эгон Шиле, Евсей Моисеенко. Это классики, на которых стоит равняться.

В заключение хочу сказать, что у каждого художника со временем появляются свои техники и «фишки» в рисовании набросков. Это индивидуально, как и почерк.
Самое главное - не останавливаться. Всегда берите с собой альбом и пару карандашей или линер. Вдруг вам что-то очень понравится, а под рукой не будет материала.
Творите, экспериментируйте и рисуйте в свое удовольствие.

Быстрые рисунки - наброски и зарисовки с натуры - выполняют важную роль в творческом процессе художника.

В отличие от длительного, многосеансного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски и зарисовки с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Вместе с тем набросок в не меньшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность наброска - простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность художника, рождают замысел будущего произведения. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами.

Трудно назвать более или менее известного художника, у которого не было бы большого количества разнообразных набросков и зарисовок. Они предшествуют и сопутствуют созданию произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, помогают выделить главное, идею в различных жанрах изобразительного искусства.

Наброски и зарисовки могут выполняться с учебно-познавательной целью. В этом случае рисунок является средством изучения натуры, окружающей жизни и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задача ставится художником при выполнении набросков и зарисовок с целью проработки деталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случае наброски и зарисовки художника часто имеют самостоятельную художественную ценность, экспонируются в музеях и на выставках. Таковы многие наброски Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, М. Б. Грекова и других мастеров.

Обе эти функции набросков и зарисовок органически связаны и представляют собой единство в изобразительной деятельности как начинающего художника, так и зрелого мастера.

Десятки и сотни набросков и зарисовок известных мастеров свидетельствуют о внимательном, вдумчивом изучении ими закономерностей формы, объема, строения объектов окружающего мира, о тех чувствах, которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением, событием. Здесь рисунки натурщиков, учебные натюрморты, наброски уличных сцен, портреты современников, зарисовки пейзажа, животных, архитектурных сооружений, эскизы тематических картин и многое другое.

В ряде случаев быстрые рисунки выполняются под непосредственным впечатлением (или с натуры) от того или иного события, встречи, не связываясь в воображении художника с будущей тематической композицией, с конкретным сюжетом. Увидел художник поразившую его группу школьников на вокзале, достает альбом и тут же зарисовывает ее. Привлекло его внимание поваленное молнией дерево или зеркальная гладь ясного озера - опять карандаш с альбомом в руки. Такое собрание рисунков впрок необходимо в дальнейшей творческой работе, позволяет накапливать наблюдения и нередко служит отправным моментом в создании замечательных произведений искусства.

Большую пользу оказывает рисование на улице, в метро, в учреждениях, на стройках, во время экскурсий и т. п. Помимо накопления впечатлений такое рисование развивает умение «видеть» действительность, характерные особенности предметов м явлений. Умение же «видеть» - необходимый компонент художественного творчества.

Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели.

Наброски и зарисовки в зависимости от цели, задач, условий выполняются самыми различными способами и материалами. Наиболее часто - линиями без основательной моделировки формы; линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения. Иногда наброски могут выполняться тоном, пятном.

Материалы, применяемые при набросках и зарисовках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером), соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель, уголь (древесный и прессованный), мел (на тонированной бумаге, картоне).

Велика роль набросков и зарисовок как целенаправленного средства активизации внимания, интереса юных художников к изобразительному искусству, к своему художественному творчеству. На занятиях в художественных кружках, студиях, детских художественных школах наброски и зарисовки - важное средство воспитания любви к искусству, хорошая школа профессионального мастерства юного художника, развития его художественных способностей, эстетических чувств.



Вверх