Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Конспект НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Развитие речи левитан золотая

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ, закреплять знание о характерных приметах осени.

Ход совместной образовательной деятельности.

Воспитатель. Придумайте, как бы вы назвали эту картину. (Выдерживает паузу, чтобы дети могли подумать.) Теперь послушаем и все вместе решим, какое название мы дадим картине.

Дети. Осень. Осень золотая. Солнечный сентябрь. Задумчивый день. Ранняя осень. Родная природа осенью и др.

Воспитатель. Какие интересные названия вы придумали, ребята! И каждом названии звучит ваше любование картиной; вы даже улыбались, когда отвечали. Я согласна, очень красивую картину о родной природе написал художник Левитан. Дети, а кем бы вы согласились, чье название вам больше всего нравится и почему?

Вера. Картина очень красивая, поэтому в названии надо оставить слово «красота». Деревья все с осенними золотыми листьями, поэтому надо сказать что на картине осень. По-моему, картину надо назвать «Красивая золотая осень».

Воспитатель: Дети, ваши ответы говорят о том, что догадались, что художник изобразил золотую осень. Во всех названиях звучат приметы осени. Давайте расскажем друг другу,на что вы обратили внимание, когда думали, как назвать картину.

Костя. Очень синее небо.

Саша. Ещё золотые листья и облака.

Тимофей. Желтеют литья на деревьях.

Воспитатель. Я вам напомню всё, что вы говорили, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем ещё никто не рассказывал. Тогда вы сможете добавить к вашему рассказу то, чего в нем не хватает …

Максим. А ещё на картине река. Она синяя-синяя, вода в ней холодная и как будто стоит …

Воспитатель. Теперь рассмотрим. как художник нарисовал осенние полянки. Поищем и здесь следы осени…

Воспитатель. Как думаете, было солнышко в этот день?

Аня. Было. Небо яркое, синее.

Воспитатель. Ребята, мы с вами рассмотрели картину. Каждый сумел заметить разные приметы осени, и теперь мы сможем придумать вместе интересный рассказ. Кто начнет?

Вера. Наступила осень, и деревья оделись в золотой наряд. Листочки кружатся и падают на землю. Начался листопад.

Матвей. По поляне бежит река. Вода в ней холодая, синяя, она такая темная, что в ней отражаются берега.

Костя. Небо голубое, и солнышко светит, от деревьев падают длинные тени…

Воспитатель. Теперь давайте все вместе снова полюбуемся картиной, а повторю рассказ, который мы придумали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Занятие в старшей группе преследует цель - вызвать эмоциональное отношение к природе, а так же продолжить развитие художественного восприятия детей, их способности видеть и чувствовать красоту о...

Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

Составление творческого рассказа по картине И.Левитана "Золотая осень" с использованием технологии ИКТ.

На логопедическом занятии в подготовительной группе детского сада дети учатся составлять творческий рассказ по предложенному логопедом началу по картине И. Л...

Вера Александровна Борщёва

Цель : Составление рассказа-описания по картине И . И. Левитана «Золотая осень » с использованием поэтических текстов об осени и рисунков детей .

Речевое развитие :

Активизировать и обогащать словарь по лексической теме «Осень » ;

Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;

Учить составлять связный последовательный рассказ с опорой на картину ;

Учить вводить в составленный текст поэтические строчки.

Познавательное развитие :

Формировать представления о сезонных изменениях в природе осенью ;

Активизировать мыслительные операции на основе подбора логической концовки предложений.

Социально-коммуникативное развитие :

Развивать диалогическую и монологическую формы речи;

Учить выступать перед сверстниками, соблюдать нормы речи.

Художественно-эстетическое развитие :

Знакомить детей с репродукцией картины И . И. Левитана «Золотая осень » ;

Формировать целенаправленное восприятие и умение анализировать картину ;

Знакомить с муз. Петра Ильича Чайковского «Времена года» , пьеса «Осенняя песнь »

Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине , инициативность, самостоятельность, творческую активность.

Физическое развитие :

Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи;

Формировать физиологическое и речевое дыхание.

Предварительная работа :

Изучение лексической темы «Осень » ;

Чтение художественных текстов, стихотворений, пословиц по данной лексической теме;

Разучивание стихотворений «Нарисуй осень » Тарабрина Е. В., «Ветер» Нищева, «Лес точно терем расписной…» И. Бунин, «Осень З. Федоровская, «Осень » Ю. Капустина с опорой на мнемотаблицы.

Отгадывание загадок;

Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме ;

Рисование осеннего пейзажа на занятии ИЗО .

Оборудование : репродукции картин И . Левитана : «Золотая осень » , «Осень » , «Осенний солнечный денёк » , «Осенний день » ; презентация о художнике, рисунки детей, мнемотаблицы к стихотворениям.

1. Организационный момент. Упражнение на развитие координации речи и движений «Осень »

Входит осень в лес дремучий , Дети шагают на месте, высоко поднимая колени

Машет жёлтой кистью, Движения руками

Ветерок сгребает в кучи

Золотые листья , Наклоны вперёд, движения согнутыми руками к груди.

И они, забывши ветви,

Кружат на поляне… Поворачиваются кругом, понимают руки вверх.

Осень встала на опушке Разводят руками в стороны

В жёлтом сарафане.

Т. Ткаченко.

2. Основная часть.

Логопед :

О каком времени года мы с вами рассказали?

Как вы думаете, почему именно об осени ?

Конечно, куда бы мы с вами ни пошли, ни поехали, везде нас окружают приметы этого времени года.

На занятиях изо деятельности вы не могли обойти стороной это прекрасное время года. Посмотрите на свои рисунки, расскажите, какая получилась у вас осень , какой вы её увидели?

(ответы детей)

Какие краски вы использовали? (красный, оранжевый, синий – тёплые тона.)

Этим прекрасным временем года восхищались многие писатели, поэты, композиторы и художники.

Сегодня мы поговорим о том, какие стихотворения написаны об осени , познакомимся с известным художником И. И. Левитаном и его картиной .

Писатели, поэты словами передавали красоту осени . Художники использовали кисти и краски.

Исаак Ильич Левитан – известный художник, который жил очень давно. Осени он посвятил свои картины : «Осень » , «Осенний солнечный денёк » , «Осенний день » . На всех этих картинах изображена осенняя природа , пейзаж. (Презентация)

Всё, что изображено на картинах И И Левитана одним словом можно назвать пейзаж. Что такое пейзаж, мы узнаем из песни.

Звучит «Песня о картинах » , слова А. Кушкер.

Так что такое пейзаж? (когда на картине нарисован лес , река или дорога)

Пейзаж - изображение природы в разное время года, это реальный вид какой-либо местности.)

Предлагаю внимательно рассмотреть ещё одну картину Исаака Левитана . Перед вами не сама картина , а репродукция, т. е. её фотография, копия.

(Репродукция – это воспроизведение рисунка, печатного текста и т. д. средствами полиграфии или фото.)

(На экране репродукция картины И . И. Левитана «Золотая осень » , звучит муз. Петра Ильича Чайковского «Времена года» , пьеса «Осенняя песнь » , дети рассматривают картину )

Беседа по картине :

Что изображено на картине ? (Луг, речка, молодые берёзки, вдали лес)

Пейзаж может быть летний, зимний, городской, деревенский.

Какой пейзаж мы видим на картине ?

Какая пора осени ?

Как мог назвать художник картину ? (- золотой лес , - осень , -золотая осень )

Почему «Золотая осень » ? (Все на полотне золотое : яркий солнечный свет повсюду, всё залито этим светом : лес, луг, речка, берёзки). Такую пору лета ещё называют «бабьим летом» :

Это бабье лето осень нам дала »

Назовём приметы золотой осени , которые изобразил автор картины .

День какой? (погожий, тёплый, яркий, солнечный, осенний )

Небо какое? (лазурное, голубое, высокое; по голубому небу плывут …облака)

Какой лес? (надел золотой наряд , стоит в богатом уборе осени ; осень не пожалела золотой краски )

Какие краски взял художник, чтобы написать лес, картину ? (теплые или холодные тона? Красный, жёлтый, оранжевый –тёплые тона)

Какие чувства вызывают теплые (жёлтый, оранжевый, красный) тона красок? (Создают у нас радостное, праздничное настроение, ощущение тепла. А значит уюта). А какие –холодные? (грусти, ведь скоро наступят холода)

Все ли деревья надели золотой наряд ? Какие деревья осенью зелёные (сосны, ёлочки)

- Вспомним : «Как вышки, ёлочки темнеют…»

Какое стихотворение о таком лесе мы знаем? (дети рассказывают стихотворения по мнемотаблицам «Лес точно терем расписной…» И. Бунина, «Осень на опушке краски разводила…» З. Федоровской, «Осень » Ю. Капустиной)

Сколько берёзок на переднем плане? Что о них можно сказать? (растут на склоне,

берёзки словно спустились к реке; белоствольные, гибкие, стройные)

«Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…»

На что похожи их листочки? Вспомните загадку про осенние листочки («висят на ветке золотые монетки » ; резные листочки берёз шелестят на осеннем ветру .

Пальчиковая гимнастика «Ветер»

Ветер по лесу летал, Волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал :

Вот дубовый, вот кленовый, На каждое название загибают по одному пальцу.

Вот рябиновый резной,

А с берёзки – золотой .

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Н. Нищева) Спокойно ударяют ладонями по столу.

Какой луг, трава? (луг жёлтый, трава начала желтеть и сохнуть, кое-где потемнела)

Как течёт речка? (как лента извивается, изгибается)

Какого цвета вода в реке? Почему (в начале реки вода тёмная, холодная, дальше становится светло-голубой, в ней, как в зеркале, отражается голубое небо)

3. Физминутка. Двигательно-речевое упражнение «Нарисуй осень » /Автор Тарабрина Е. В.

Логопед :

Предлагаю вам стать художниками. Только рисовать мы будем не красками и кисточками, а жестами.

Размешаем краску (круговые движения обеих рук) .

Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук) .

Нарисуем осень (движения рисования художника) .

Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками) .

Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг) .

Речку голубую (волнообразные движения руки) .

Много красок осени , (разводит руки в стороны, показывая "много”) .

Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами) .


4. Коллективное составление рассказа-описания по картине «Повтори и продолжи предложение»

Картина Исаака Ильича Левитана называется («Золотая осень » )

Художник назвал картину «Золотая осень » , потому что(- на ней изображён солнечный свет повсюду;- всё залито солнечным светом; - всё на картине золотое )

Такую пору осени ещё называют «бабьим летом» :

«Сколько солнца, света, нежного тепла,

Это бабье лето осень нам дала »

Осенний день на картине… (яркий, солнечный) .

По голубому небу плывут … (белые лёгкие облака) .

Вдали виднеется… (лес весь в золотом наряде осени ) .

Кажется, осень не пожалела для него тёплых красок, только кое-где среди позолоты темнеют верхушки сосен и ёлочек . Чтение стихотворения :

«Осень , как художник,

Лес разрисовала.

Нива. Роща, дождик –

Всё волшебным стало»


Чтение детьми стихотворения Ю. Капустиной «Осень » :

В золотой карете ,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

На переднем плане изображены… (тонкие, стройные берёзки) .

Они растут на склоне, словно спустились. (к реке) .

Их жёлтые резные листочки похожи на. (золотые монетки ) .

Листочки шелестят на осеннем… (ветру) . Вспомним :

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

Трава на лугу… (желтеет, сохнет) .

По лугу лентой течёт… (извилистая река) .

Вода в реке… (тёмно-синяя, холодная) .

Логопед :

Как вы думаете, с каким настроением художник рисовал эту картину ? (с радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным, грустным, потому что это последняя красота уходящей осени , ведь скоро зима.)

Логопед :

- «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса» , - так сказал о золотой осени русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Об этом же сказал и Исаак Ильич Левитан , но только красками и кистью.

5. Рефлексия :

Логопед :

Мы сегодня составляли рассказ по картине И . Левитана «Золотая осень » . Понравилась вам картина ? Чем? (- Нравится осень ; - картина красивая ;- красивая осень )

Что хочется, глядя на картину ? (Пройтись по осеннему лесу , подышать свежим воздухом. Послушать шум реки, шелест осенней листвы , собрать листочки и подбросить их высоко-высоко.).

Молодцы! Мне было очень приятно увидеть ваши прекрасные рисунки, услышать ваши рассказы о картине . Я поняла, что красота золотой осени не оставила и вас равнодушными. Сегодня вы вы показали себя настоящими первоклассниками.


Занятие на тему Осень в детском саду. Старшая группа

Описание материала : конспект занятия по ознакомлению с картиной И.Левитана "Золотая осень" предназначен для воспитателей детских садов, которые знакомят детей старшего дошкольного возраста с жанром живопись, а именно дают представление о пейзаже, учат детей читать "художественный текст", написанный художником красками.

Конспект занятия по ознакомлению с картиной И.Левитана «Золотая осень» в старшей группе.

Цель : развивать целостное и эмоциональное восприятие живописи, сформировать представление о пейзаже, как особом жанре живописи, дать основы художественной грамотности.

Задачи:
- формировать у детей умение рассматривать, анализировать произведение живописи – пейзаж;
- учить детей читать «художественный текст», написанный красками;
- знакомить с особенностями внешнего вида деревьев, изменением их осенью;
- воспитывать в детях умение оценивать и почувствовать красоту картины в целом и отдельных ее частей (фрагментов).

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая.

Словарная работа:
1. Обогащение словаря: колорит, оттенки, композиции, свет-тень, жанр, пейзаж.
2. Активизация словаря: цвет, золотая, белоствольные, речушка, извилистая, тишина, покой.

Предварительная работа, связь с другими занятиями.
Чтение стихов о времени года – осень, авторов С.Есенина, Ф.Тютчева, А.Плещеева, В.Жуковского, И.Никитина.
Рассматривание картин: И.Шишкин «Осенний лес», «Сосновый бор», Ф.Васильева «Болото», Ил.Остроухова «Золотая осень».
слушание музыки П.Чайковского «Времена года. Осень» .
Занятие по изобразительной деятельности: изображение картин осенней природы.
Дидактические игры: «Разрезные картины», «Лото», «Подбери колорит».

Материал для занятия:
Картина И.Левитана «Золотая осень».
Музыка П.Чайковского «Времена года. Осень».
Наборы цветового спектра.

Ход занятия:

1. Мотивация.
1.1. Воспитатель читает стихи –
В золотой карете, что с конем игривым
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
1.2. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Осень».

2. Метод вхождения в картину.
Воспитатель предлагает детям подойти к картине, представить себя на берегу реки в белоствольной роще, какие чувства и ощущения у них возникли.

3. Беседа по картине.
3.1 Вопросы по содержанию:
- какое время года,
- какое время дня,
- что вы увидели на берегу реки,
- какие элементы пейзажа главные.

3.2. Вопросы по выявлению средств выразительности:
- состояние природы и погоды,
- какими средствами выразительности художник добивался красоты пейзажа.
3.3. Вопросы по выявлению художественного замысла:
- что хотел показать художник,
- что мы почувствовали,
- что он хотел рассказать,
- какие мысли и чувства вызывает пейзаж,
- хотелось ли вам оказаться в этом месте, чтобы вы там делали,
- чем вам нравится этот пейзаж, если нет – то почему?

4. Разминка «Отгадай загадки».
а) Весной роняет слезы белая …..(береза);
б) Стоит летом золотая, сладким медом налитая (липа);
в) Если дует ветерок – задрожит ее листок, ветерок совсем не сильный – но дрожит листок …..(осины);
г) Весною кудри завила, нежные, пушистые и стоит белым-бела ……(черемуха) душистая;
д) Прилетает в гости к ней стайка алых снегирей, по ветвям они снуют, красны ягоды клюют (рябина).

5. Творческий рассказ воспитателя.
Наступила осень. Белоствольные березки сменили свой зеленый наряд на золотой. И засмотрелись на себя в маленькую извилистую речушку, в которой отразилась синева неба. Ничто вокруг не колышется. Во всем такая радость и спокойствие. То, что просто называется счастьем.

6. Творческие описательные рассказы детей.
Предложить детям в своих рассказах выразить свои мысли и чувства, которые у детей вызывает пейзаж.

7. Игра «Словесная цепочка».
Существительные: береза, дерево, корень, ствол, ветки, лист, почка, кора, береста, сок, побег, сережки, плод, семя, древесина, роща, крона.
Прилагательные: кудрявая, скромная, белая, красивая, нарядная, березовый, зеленый, белоствольная, нежная, стройная.
Дети называют существительные и прилагательные, которые можно подобрать к дереву на картинке.

8. Игра «Четвертый лишний».
Детям предлагается исключить из предложенной группы иллюстраций картин, картину не относящуюся к пейзажу (натюрморт, портрет и т.д.).

9. Дидактическая игра.
«Подбери колорит» - подобрать из цветового спектра цвета, которые использовал художник при создании картины.

10. Анализ занятия.
Воспитатель еще раз спрашивает, что такое пейзаж – жанр живописи, в котором отражается окружающая нас природа: лес, луг, деревья, море, реки, небо.
Сегодня мы познакомились с пейзажем И.Левитана «Золотая осень».

11. Домашнее задание.
Нарисовать осенний пейзаж.

Программное содержание:

  1. Развивать у детей способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционального отклика на него.
  2. Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой поэзией «золотой» осени.
  3. Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную. природу – то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление.
  4. Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своём настроении, отношении к изображаемому.
  5. Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень; будить воображение, творческие способности.

Предварительная работа.

  1. Наблюдение на прогулке за проявлениями признаков осени.
  2. Экскурсия в школьный сад и по городу.
  3. рисование осенних листьев и кустов; лепка овощей, фруктов.
  4. Составление осенних букетов, игра с листьями.
  5. Рассматривание иллюстраций.
  6. Разучивание и чтение стихотворений, прослушивание отрывков музыкальных произведений; пение песен об осени.

Материалы.

Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Гуашь, кисти, бумага для рисования, вода.

Дети сидят перед картиной (она пока закрыта).

Воспитатель: скажите, ребята, какое сейчас на улице время года?

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно, осень. Ответьте, какая бывает осень?

Дети: теплая, холодная, дождливая, яркая, золотая, солнечная и т.д.

Воспитатель: а помните, мы с вами были на прогулке в школьном саду? Что вам особенно запомнилось? На что мы обратили внимание?

Дети: На красивые деревья с желтыми, красными, разноцветными листочками; на рябинку с красными гроздями ягод.

Воспитатель: да, мы видели красивые деревья, разноцветные листочки, заметили, как листочки тихо падали на землю, красиво кружились на лету, бежали под ветерком по земле. Мы даже играли сточками.

скажите, ребята, когда мы прислушивались к звукам природы, что мы слышали?

Дети: мы слышали шорох листвы, шелест под ногами, пение птиц.

Воспитатель: Мы даже знаем, как пахнет осень. Чем же осень пахнет,

Дети: Прелой листвой, осенними цветами, душистыми травами, скошенной травой, дождём, грибами и т.д.

Воспитатель: Правильно! А еще осень пахнет горьковатым дымом костров. Ребята, вспомните, когда мы гуляли, было солнышко или нет?

Дети: (ответ детей).

Воспитатель: Солнышко, будто «зажгло» листву деревьев. Листья на деревьях стали еще ярче, наряднее, стали радостные, праздничные! Небо в этот момент какое было?

Дети: голубое, ясное, чистое, с легкими белыми облаками.

Воспитатель: да, очень красиво сейчас и в лесу, и в парках, и на улицах города. Мы с вами подолгу любовались красивой, нарядной природой осенью. Нам было так светло и радостно, правда? А вот поэты тоже очень любят это замечательное время года. Они писали и пишут много стихов об осени. Давайте послушаем стихотворение З. Федоровской «Осень».

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Воспитатель: Но не только поэты, но и композиторы восхищались красотой осени, осенней природой, осенними пейзажами. Послушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского «Осенняя песенка» и покажите в своих движениях картинку про осень. Пожалуйста, выходите.

Звучит музыка, и дети свободно двигаются по залу.

Воспитатель: Молодцы! Когда звучала эта прекрасная музыка П.И. Чайковского, и вы танцевали под неё, я вспомнила об одной замечательной картине, с которой хочу вас познакомить. вот она. (Открывается картина.)

Эта картина называется «Золотая осень», а написал ее великий русский художник Исаак Левитан. Когда художник писал эту картину, он стоял на холме и любовался чудесной картиной природы. посмотрите на нее внимательно и даже можно немножко о ней поговорить шепотом. (Дети 1-2 минуты рассматривают картину.)

Воспитатель: Все рассмотрели? Что же мы видели на этой картине? Что на ней изображено?

Дети: Осень, деревья, речка и т.д.

Воспитатель: какая осень?

Дети: «Золотая осень»

Воспитатель: Как вы догадались? Какие цвета взял художник, чтобы изобразить «Золотую осень»?

Дети: желтый, красный, бордовый, оранжевый….

Воспитатель: Что еще мы видим на картине?

Дети: мы видим речку!

Воспитатель: Какая вода в речке?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Вода холодная, тёмная. Какие краски использовал художник?

Дети: Синюю, фиолетовую. Это холодные тона.

Воспитатель: ребята, а каким художник изобразил небо?

Дети: Голубым, светлым, чистым, бездонным

Воспитатель: А солнышко на картине есть?

Дети: Нет, но оно присутствует, потому что картина очень светлая, яркая и от деревьев падает тень.

Воспитатель: Понравилась вам картина? И мне она очень понравилась. Послушайте мой рассказ о картине.

Искусствоведческий рассказ воспитателя: воспитатель рассказывает медленно, выдерживает паузы между эпизодами картины.

«Яркое солнышко осветило золотую листву. Нарядные берёзки, словно расшалившиеся подружки, сбежались гурьбой. Стоят,….на себя любуются,….на красивую синюю-синюю речку… Уже совсем не жарко. В прозрачном воздухе всё, даже самое далекое, хорошо видно. Дышится не просторе легко и весело».

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы оказаться на этом холме, среди этих берёзок?

Представьте себя там.

Ответы детей.

Воспитатель: Лера, представь, что ты подошла к этой речке, что ты ощущаешь? Какая вода? А ты, Ярослав, стоишь около весёлых берёзок, что ты чувствуешь? А ты, Диана, подбежала вот сюда к этим деревьям, что ты там услышала или почувствовала, расскажи?

Воспитатель: ребята, давайте ещё раз посмотрим на картину И. Левитана «Золотая осень», почувствуем всю её красоту и прелесть (дети ещё раз рассматривают картину 20-30 секунд)

Воспитатель: А сейчас, ребята, вам представиться возможность нарисовать свою «Золотую осень» кто как хочет любым способом. В рисунке постарайтесь передать своё настроение к «золотой осени». (Дети выполняют.)

Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки о «золотой осени». Какие разные они получились. Очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники. Молодцы!

Тема: Составление рассказа по картине «Золотая осень»

Цель: учить детей составлять рассказ по картине.

Задачи: 1. Воспитывать любовь к природному окружению.

2. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

3. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по

Картине.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

Ребята, отгадайте мою загадку, о каком времени года она.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Кто догадался, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

Дети: Об осени.

Правильно, это загадка про осень. Сейчас у нас наступила осень. Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об этом времени года.

(Когда дети отвечают на вопросы, воспитатель вставит картины подходящие к ответу.)

Ребята, сколько всего осенних месяцев? (Три)

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Как можно осень назвать в сентябре? (Ранняя, золотая, разноцветная)

А почему она золотая? (Потому что листья пожелтели)

Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая, холодная)

Почему дождливая? (Потому что часто идут дожди, моросит)

Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)

Почему поздняя? (Потому что ноябрь – последний месяц осени, холодно, снег с дождем)

Ребята, какое явление природы мы называем листопадом? (Когда падают много листьев)

В какую погоду листочков падают больше? (Когда дует сильный ветер)

3.- Молодцы, ребята, вот как много знаете вы про осень. А давайте сейчас мы с вами поиграем в игру «Да или нет». Я задам вам вопросы про осень, а вы должны на них отвечать только одним словом «да» или «нет».

(Игра проводится в кругу с мячом)

  • Осенью растут грибы? (Да)
  • Тучки солнце закрывают? (Да)
  • Холодный ветер дует? (Да)
  • Туманы осенью плывут? (Да)
  • Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет)
  • А букашки прилетают? (Нет)
  • Звери норки закрывают? (Да)
  • Урожай все собирают? (Да)
  • Птицы улетают? (Да)
  • Часто-часто идут дожди? (Да)
  • Одеваем ли мы сапоги? (Да)
  • Солнце светит очень жарко? (Нет)
  • Можно детям загорать? (Нет)
  • Ну а что же можно делать?

Куртки, шапки надевать? (Да)

  1. Художественное слово, слайды про осенний лес, музыка П.Чайковский «Октябрь»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Листья солнцем наливались,

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели, потекли и полетели.

Ветер золото кружит, золотым дождем шумит.

  1. – Ребята, осень-художница нарисовала картину про осень и отправила по интернету нам. Я назвала эту картину «Золотая осень». (Рассказ по картине)

Вопросы по картине:

  1. Какое время года нарисовала осень-художница на картине?
  2. Что вы видите на картине?
  3. Какие листья на деревьях?
  4. Вдали что видите?
  5. Ребята, что такое листопад?
  6. Я назвала эту картину «Золотая осень», а как бы вы назвали эту картину?
  7. Понравилась ли вам эта картина?
  1. Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся)

Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (движение руками вправо-влево)

Будто опять закружится хотят.(поднимаются, кружатся)

  1. Стук в дверь.

Ребята, слышали кто то стучится к нам в дверь. (Воспитатель заносит в комнату корзину с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это письмо Осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям самим придется догадаться о чем там было написано. Воспитатель читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые воспитатель старается записать.)

Рассказ “Осень”.

На смену лету пришла…(золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Деревья надели …(разноцветный наряд). (Красные, желтые)… листья горят на солнышке,а затем (падают,укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет прятаться… (по домам) . Птицы собираются в стаи …(и улетают в теплые края). Звери делают …(запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

  • Чтение письмо Осени, который составлен с помощью воспитателя.
  • Вместе с детьми составление рассказа по картине.

Ребята, мы сегодня много нового узнали об осени. Давайте вы сами попробуйте составить рассказ по этой картине. (Дети сами составляют рассказ по картине по 2-3 предложения)

  1. Итог занятия.
  1. О каком времени года мы сегодня составили рассказ?
  1. Что нового узнали сегодня?
  1. Что бы вы хотели узнать об осени?
  1. Кому расскажете дома о золотой осени?



Вверх