Раиса Горбачева: биография, семья, причины смерти. Знакомимся иль вспоминаем. раиса адамовна кудашева

Раиса Адамовна Кудашева (15 августа 1878 – 4 ноября 1964), советская поэтесса и писательница. Автор слов популярной детской новогодней песенки «В лесу родилась ёлочка».

Отец - Адам Гедройц, чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника. У Адама и Софьи Гедройц (в девичестве Холмогоровой) родилась дочь Раиса.

Потом у супругов Гедройц появились на свет еще три девочки. Это было типичное старомосковское семейство - хлебосольное, веселое, с прислугой в белых фартуках и домашними спектаклями по праздникам.

Вера, Маня, Рая(слева). Фото 1903 года.

В старших классах женской гимназии М.Б.Пруссель Раиса начала писать стихи для детей. Да так удачно, что ее охотно печатали в детских журналах. Раису ждало безоблачное будущее хозяйки интеллигентного московского дома и поэтессы-любительницы, но случилось несчастье - умер отец. Как старшая дочь Рая взяла на себя заботу о матери и младших сестрах - пошла работать гувернанткой в богатый дом. Теперь она уже не могла подписывать стихи своим именем. В высших кругах сочинительство считалось делом предосудительным.
В 1902 году Раиса устроилась на работу к князю Алексею Ивановичу Кудашеву. Он овдовел и никак не мог прийти в себя после утраты любимой жены,ей было 27, ему 50, что не помешало князю через три года предложить своей гувернантке руку и сердце. Так Раиса Гедройц стала княгиней Кудашевой.
Тетя Рая совсем не была похожа на княгиню, - вспоминает Михаил Холмогоров,племянник Кудашевой, - Когда мне было пять лет, мама взяла меня к ней в гости. Тетя Рая оказалась совсем старенькой. Они с сестрой, такой же старушкой, ютились в малюсенькой комнате, похожей на чулан. А потом во время прогулки мама показала мне особняк на углу Воротниковского и Старопименовского переулка. “Раньше этот дом принадлежал тете Рае”, - сказала она вдруг.
Миша никак не мог поверить, что нищая старушка жила когда-то во дворце. В 70-е особнячок сломали, и от единственного счастливого времени в жизни Раисы Кудашевой не осталось и следа.
Тогда, в начале века, ее называли княгиней, у нее был собственный дом, любящий муж и приемный сын. Муж вскоре скончался, а сын в 1914 году погиб на фронте.

Первое сочинение появилось в печати в 1896 году (стихотворение «Ручейку» в журнале «Малютка»). С тех пор стихи и детские сказки Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». .

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.

* * *
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

* * *
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?

* * *
Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок…
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.

***
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!

Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в Рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872–1939).

Бекман Леонид Карлович

Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине - приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.
Рождение песни произошло 17 октября 1905 года - в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так:

«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу - сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» - «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем - «Оленька-певунья».

Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия “Елки” перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898)

и с немецкой студенческой песней начала XIX века “Wir hatten gebauet ein stattliches Haus”.

Тем не менее, о «Елке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

1917 год Кудашева провожала в полном одиночестве. Княгиня сидела у печурки и грела руки. Прислуга разбежалась. Она была одна, куталась в шаль и подбрасывала в огонь остатки мебели. . Внезапно в дверь постучали. Она открыла. Красные матросы зашли в дверь, оставляя черные следы на паркете. Один из них, видимо, главный, вынул изо рта окурок, затушил о стену и бросил на пол.
– Что вам угодно? - спросила княгиня как можно спокойнее.
– Нам угодно, - издевательски прищурился матрос, - чтобы ты, контра, в течение десяти минут исчезла из дома, незаконно отнятого у трудового народа.
Раиса Адамовна безропотно собрала вещи. Так началась ее новая жизнь. В этой жизни главным было стать как можно незаметнее, чтобы никому даже в голову не пришло о чем-то ее расспрашивать. В конце концов ей удалось устроиться в районную библиотеку, где она и просидела тихой мышкой до самого 1941 года.
Между тем песенка жила триумфальной и праздничной жизнью. Ее пели на всех детских утренниках, исполняли на главной елке страны в Колонном зале, на ее сюжет рисовали открытки. Это была главная новогодняя песня страны. А создательница ее текста, никем не опознанная, выдавала в районной библиотеке советские книжки и классику, а по вечерам возвращалась в коммуналку к своим книгам, любимому коту и воспоминаниям. Как-то по радио она услышала бодрый дикторский голос: “Песенка про елочку, слова и музыка композитора Бекмана”. Она позвонила жене своего племянника, Анне Холмогоровой (маме Михаила). Та возмутилась. Мало того что автор слов всенародной песни живет на нищенскую зарплату, так о нем еще и никто не знает! Может быть, и деньги за это получает кто-то другой!
– Давайте попробуем доказать, что автор - это вы, - неожиданно для себя предложила она престарелой родственнице.
– Да как же это? - испугалась Раиса Адамовна. - Голубушка, не нужно. Стара я уже для таких подвигов. Да и происхождение мое… Не дай бог кто узнает:
– А мы все же попробуем, - не унималась родственница.
Вот тут-то и пригодился черновик стихотворения, сохраненный Раисой Адамовной в далеком 18-м году. А еще в архиве чудом отыскались гонорарные ведомости всеми давно забытого журнала “Малютка”. Состоялся суд. Деликатный вопрос о принадлежности к эксплуататорским классам удалось обойти. Процесс был выигран, и Кудашева была официально признана автором песни и должна была получать деньги с каждого ее исполнения.
Но по-настоящему известной Раиса Адамовна стала только в 1958 году. Тогда в “Огоньке” работал будущий “отец” Электроника - Евгений Велтистов. Он бродил по городу в поисках интересных людей и набрел на Кудашеву. Появившееся в новогоднем “Огоньке” интервью переменило жизнь 80-летней старушки.

Фото 1958 года

Ей стали писать и звонить незнакомые люди, ее приглашали в школы и детские сады. Но было слишком поздно. “Я стараюсь крепиться и не падать духом, - писала Кудашева своей подруге Анне Ивановне Сытиной. - Не по силам я затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне”.
В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой елкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым - в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!

Здесь первый вариант песенки. Теперь поют сокращенный вариант.

Раиса Адамовна Кудашева похоронена На Пятницком кладбище Москвы. На памятнике строка знаменитой песни.

Раиса Адамовна Кудашева (3 (15) августа 1878, Москва — 4 ноября 1964) — советская поэтесса, писательница. Урождённая белорусско-литовская княжна Гедройц из рода литовского происхождения. Отец — чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника.

О жизни Раисы Кудашевой известно мало. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий — библиотекарем.

Стихи она писала с детства. Однако лишь в 1896 году отважилась одно из них послать в редакцию журнала «Малютка». Стихотворение называлось «Ручейку». Его напечатали. Автору было тогда 18 лет. И с тех пор стихи Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник»... Вот, к примеру, одно из ее стихотворений, вошедшее в сегодняшние школьные учебники:

День прошел. Бегут гурьбой
Наши школьники домой.
— Ах, как славно мы учились!
— Я две сказочки прочла!
— Я писала все в тетрадку!
— Я срисовывал лошадку!

Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Степка-растрепка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум»... , как и многие не знавший, кто является их автором, писал: «Эти стихи и сказки имели успех... Успех чрезвычайный. Почему? Это были вещи хорошей традиции. Фольклорной. Проверенной временем... Это были веселые книжки, несмотря на навязчивую мораль».

В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась ее единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, ее первой большой любви к блестящему офицеру. Повесть не принесла Раисе Адамовне известности, хотя это была добротная «дамская» беллетристика. Впрочем, к славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла».

В декабре 1903 года в новогоднем номере журнала «Малютка» было напечатано стихотворение «Ёлка», подписанное псевдонимом «А. Э». Стихотворение, положенное два года спустя на музыку Леонидом Бекманом, обрело всенародную славу, но имя его истинного автора долгое время оставалось неизвестным. Раиса Адамовна не знала, что «Ёлочка» стала песенкой. Только в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как девочка поёт её «Ёлочку». Стихотворение было вновь переиздано перед самым началом войны в 1941 году в сборнике «Ёлка» (М.-Л.: Детиздат, 1941). Составительница сборника Эсфирь Эмден специально разыскала автора стихотворения и указала фамилию Кудашевой в тексте.

По одной версии, однажды в кабинет постучалась пожилая женщина, которая сообщила, что хотела бы вступить в его организацию. Когда Горький поинтересовался, что же она написала, женщина ответила: «Только детские тоненькие книжки». На это Горький ответил, что в его организацию принимают только серьёзных авторов, написавших романы и повести. «Нет, так нет», — ответила на это женщина и пошла к выходу, а потом обернулась, и спросила: «Может, вы слышали хоть одно моё стихотворение?» и прочла Горькому знаменитые строки: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зелёная была». Услышав эти строки, Горький тут же принял Кудашеву в Союз писателей.

По другой версии, эта история произошла с Александром Фадеевым. Фадеев спросил: «Так это Вы написали?». И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочёл эти стихи и плакал, как плачут все дети, когда доходят до последних строк стихотворения. Он вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Поздно пришли известность и признание к Раисе Кудашевой, в конце 50-х годов. Были напечатаны два интервью с писательницей: одно — в «Огоньке», другое — в «Вечерней Москве». В «Огоньке» — единственная сохранившаяся фотография Раисы Адамовны в очень преклонном возрасте. «Я стараюсь крепиться и не падать духом, — писала Кудашева своей подруге Анне Ивановне Сытиной в 1958 году, — но все же думаю о себе: не по силам затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне».

Последние годы Раиса Адамовна жила вместе со своей сестрой. Она умерла 4 ноября 1964 года. Умерла в том городе, где и родилась, в Москве. На ее могильной плите между датой рождения и датой смерти — черточка. Этот «иероглиф» зашифровал множество человеческих судеб. Хочется верить, что будущим исследователям жизни и творчества Раисы Кудашевой удастся расшифровать еще хотя бы несколько страниц из «книги жизни» этой замечательной женщины.

Куда́шева Раи́са Ада́мовна (3 (15) августа 1878, Москва - 4 ноября 1964, Москва) - русская и советская поэтесса, писательница. Автор слов песни «В лесу родилась ёлочка».

Биография

Кудашева Раиса Адамовна родилась 3 (15) августа 1878 года в семье чиновника Московского почтамта. Раиса Адамовна – представитель боковой ветви старинного княжеского рода Кудашевых, идущего от татарского мурзы. Почему выпускница гимназии М.Б.Пуссель стала гувернанткой, мы не знаем. Может быть, причиной тому послужила внезапно наступившая бедность или сиротство. А может, одиночество. Ведь такое тоже бывает. Потом Раиса Кудашева учительствовала и несколько десятилетий работала библиотекарем.

Стихи она писала с детства. Однако лишь в 1896 году отважилась одно из них послать в редакцию журнала «Малютка». Стихотворение называлось «Ручейку». Его напечатали. Автору было тогда 18 лет. И с тех пор стихи Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник»… Вот, к примеру, одно из ее стихотворений, вошедшее в сегодняшние школьные учебники (наряду с известным «В лесу родилась елочка…», конечно):

День прошел. Бегут гурьбой
Наши школьники домой.
– Ах, как славно мы учились!
– Я две сказочки прочла!
– Я писала все в тетрадку!
– Я срисовывал лошадку!

Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Степка-растрепка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум»… С.Я.Маршак, как и многие не знавший, кто является их автором, писал: «Эти стихи и сказки имели успех… Успех чрезвычайный. Почему? Это были вещи хорошей традиции. Фольклорной. Проверенной временем… Это были веселые книжки, несмотря на навязчивую мораль». Об их «чрезвычайном успехе» рассказывал в своих воспоминаниях и выдающийся актер М.И.Жаров. У его отца был закадычный друг, работавший печатником в типографии И.Кнебеля. Типографский брак Кнебель отдавал рабочим для их детей. Каждое воскресенье Мише Жарову торжественно вручалась тоненькая книжечка. Одну из них он запомнил на всю жизнь. (Приходится только удивляться, насколько умна и избирательна детская память.) Книжка называлась «Бабушка-Забавушка…». И хотя прошло уже 60 (!) лет, Жаров уверенно цитировал:

У бабушки Забавушки
Собачка Бум жила,
Однажды Буму бабушка
Пирожных испекла.
– На, Бум, бери тарелочку,
Пойдем с тобой в буфет…
Глядят, а мышки съели все,
Пирожных больше нет.

В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась ее единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, ее первой большой любви к блестящему офицеру. И вновь мы не знаем, то ли это плод писательской фантазии, то ли пережитое самим автором. Повесть не принесла Раисе Адамовне известности, хотя это была добротная «дамская» беллетристика. Впрочем, к славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла».

Рассказывают, будто во время Великой Отечественной войны перед Новым годом в Союзе писателей раздавали продуктовые пайки «инженерам человеческих душ». И пришла никому не известная старушка, фамилии которой не было ни в одном из списков. Она робко сказала: «Я Кудашева Раиса Адамовна. Не полагается ли паек и мне?» Чиновник, сидевший при раздаче, ответил нельзя сказать, что очень интеллигентно: «Иди, бабка. Тут только для писателей. А ты чего написала?» – «“В лесу родилась елочка...” я написала». Но не дрогнуло сердце чиновника. Детства у него не было, а своим детям он, видимо, читал другие стихи:

Есть у нас красный флаг,
Он на палке белой…

Однако у этой истории искания правды и справедливости есть продолжение. И продолжение... как в сказке со счастливым концом. Писатель Василий Субботин вспоминал, как однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Секретарь сказала, что ей, наверное, уже лет девяносто.

Та вошла, очень старая, дряхлая, плохо одетая, с каким-то мешком в руках. Положила свой мешок на колени и сказала: «Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь». Фадеев, не зная как быть, сказал: «Вы действительно стихи пишете?» – «Писала, печатали когда-то». – «Ну хорошо, – сказал он, чтобы кончить это свидание, – прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений». Она благодарно посмотрела на него и своим слабым голосом стала читать:

В лесу родилась елочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…

«Так это вы написали?» – закричал Фадеев. И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочитал эти стихи и плакал, когда дошел до последних строчек: «Срубил он нашу елочку под самый корешок».

Фадеев вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора этих стихов Р.А.Кудашеву немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Признание

Поздно пришли известность и признание к Раисе Кудашевой, в конце 50-х годов. Были напечатаны два интервью с писательницей: одно – в «Огоньке», другое – в «Вечерней Москве». В «Огоньке» – единственная сохранившаяся фотография Раисы Адамовны в очень преклонном возрасте. «Я стараюсь крепиться и не падать духом, – писала Кудашева своей подруге Анне Ивановне Сытиной в 1958 году, – но все же думаю о себе: не по силам затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне».

Последние годы Раиса Адамовна жила вместе со своей сестрой. Она умерла 4 ноября 1964 года. Умерла в том городе, где и родилась, в Москве . На ее могильной плите между датой рождения и датой смерти – черточка. Этот «иероглиф» зашифровал множество человеческих судеб. Хочется верить, что будущим исследователям жизни и творчества Р.А.Кудашевой удастся расшифровать еще хотя бы несколько страниц из «книги жизни» этой замечательной женщины.

А в очередной Новый год мы вновь услышим песенку, которая ласкова и нежна, как мамина колыбельная, песенку, которую написал умный и тонкий человек, знаток детской психологии Раиса Адамовна Кудашева.

140 лет назад, 14 августа, родилась Раиса Кудашева - автор строчек песни «В лесу родилась ёлочка». В первой, дореволюционной жизни она была княгиней, педагогом и писательницей. Во второй, советской, проработала 40 лет библиотекарем, скрывая своё дворянское происхождение.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Раиса Кудашева родилась в 1878 году, в Москве, в обеспеченной семье чиновника Почтамта. У неё было три сестры и, видимо, очень счастливое детство. В гимназии она начала писать стихи: в 18 лет отправила один из них в журнал «Малютка», его напечатали. После этого её стали публиковать во многих детских изданиях. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована «взрослая» повесть Кудашевой - «Лери». Журнал был одним из самых влиятельных того времени, а Кудашевой был 21 год.

Впрочем, она не жаждала славы. «Я не хотела быть известной, но не писать не могла», - вспоминала она. Многие произведения Кудашевой, в том числе знаменитая «Ёлка» выходили под неприметными псевдонимами. Это были даже не выдуманные фамилии, а просто инициалы - «А. Э.», «А. Эр.» или «Р. К.».

Раиса Кудашева

В 1902 году Раиса поступила гувернанткой в дом князя Кудашева, 50-летнего вдовца, который тяжело переживал смерть жены. Она воспитывала его сына Алёшу и очень подружилась с мальчиком. Возможно, именно для него она написала свою «Ёлку».

В 1903 году стихотворение появилось в журнале «Малютка». С этого момента история о ёлочке начала жить своей жизнью. Она попалась на глаза музыканту-любителю Леониду Бекману (который вообще-то был агрономом), он напел её дочке Верочке, та подхватила. Жена Бекмана, пианистка Елена Бекман-Щербина, записала ноты и в 1906 году опубликовала «Ёлку» в сборнике «Верочкины песенки» с пометкой «слова заимствованы». Таинственную личность «А. Э.» никто раскрывать не стал.

Песня стала настоящим гимном Рождества, но Кудашева об этом не догадывалась

Любимый воспитанник превратился в приёмного сына: она вышла замуж за князя Кудашева, стала княгиней, жила в особняке в Пименовском переулке, писала сказки и стихи для собственного удовольствия - всего было опубликовано около 200 произведений.

О славе «Ёлки» сама автор узнала много лет спустя совершенно случайно. Ехала в поезде, и маленькая девочка-попутчица запела песенку на её слова. Кудашева была в шоке. Впрочем, на этом их судьбы снова разошлись: ёлочку взяли в советское будущее, а княгиню - нет.

В 1914 году Алёша бежал на фронт и погиб, вскоре умер и старый князь. Революцию Кудашева встречала в одиночестве. Её выгнали из особняка, и всю оставшуюся жизнь она прожила в коммуналке, работала библиотекарем и скрывала буржуазное прошлое. Если и писала что-то, то публиковать уже не решалась.

Песня в годы революции пострадала меньше. Сначала большевики запретили праздновать Рождество, и ёлка, его символ, тоже была под запретом. Но вскоре вместо религиозного праздника стали отмечать Новый год, все снова запели про ёлочку. Только слова «в дровнях мужичок» заменили на «в дровнях старичок», с намёком на Деда Мороза.

Следующая встреча Кудашевой с собственным произведением состоялась только в 1941 году: через 40 лет псевдоним «А. Э.» всё-таки решили раскрыть. Это сделала Эсфирь Эмден, которая выпускала сборник «Ёлка» с одноименным стихотворением. Кудашева получила гонорар и возможность восстановить канонический текст (впрочем, «старичка» она пощадила и оставила).

Рассказывали, что однажды она пришла в союз писателей в надежде получить писательский паёк. Призналась честно, что писала только детские стихи. Ей отказали. «Нет, так нет, - сказала смиренная старушка. - Но, может быть, вы знаете «В лесу родилась ёлочка…». Кудашевой выдали всё по первому разряду.

В 1958 году в первом номере «Огонька», рядом с кроссвордом в конце, появилась крошечная заметка о Кудашевой. Там в двух словах рассказывали историю создания знаменитой песни, говорилось, что писательница «похожа на добрую бабушку из сказки» и что сейчас она работает над повестью о мальчике, но в 80 лет писать непросто. Больше никаких фактов о жизни Кудашевой - ни прошлой, ни настоящей.

В 1963 году вышло интервью в «Вечерней Москве». В то время Кудашева уже плохо слышала, говорила за неё в основном сестра, и ничего нового корреспонденту узнать не удалось - интервью фактически повторяло прежние немногочисленные сведения.

Через год её не стало. У неё остался племянник. Он рассказывал, что Кудашева с сестрой жила в крошечной комнате с одним окном. У них был дряхлый кот, который не мог запрыгивать на подоконник, они соорудили для него лестницу из книг, так что кот поднимался на окно по ступенькам из пухлых томиков. Праздновали ли старушки Новый год - неизвестно.

Иллюстрации: Shutterstock (AlexandraBonjour)

Страница:

Раиса Адамовна Кудашева (3 (15) августа 1878, Москва — 4 ноября 1964, там же) — советская поэтесса, писательница.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.

Кудашева Раиса Адамовна

Урождённая белорусско-литовская княжна Гедройц из рода литовского происхождения. Отец — чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника.

О жизни известно мало. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Н. А. Кудашева, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий — библиотекарем. Похоронена в Москве на Пятницком кладбище- второй квартал 11 участка.

С детства писала стихи. Первое сочинение появилось в печати в 1896 году (стихотворение «Ручейку» в журнале «Малютка»). С тех пор стихи и детские сказки Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», — впоследствии говорила она. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру.



Вверх