Районирование города разделение городской территории. Разделенные города

45 лет назад город Владимир разделили на Ленинский, Фрунзенский и Октябрьский районы. 72 года назад их предшественники назывались — Центральный, Железнодорожный и Тракторозаводской. А еще раньше были — Кремль, Старый острог и Китай-город.

10 апреля 2018 года исполнилось 45 лет со дня, когда территорию города Владимира разделили на Ленинский, Октябрьский и Фрунзенский районы. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании районов в городе Владимире» был издан 10 апреля 1973 года, напоминает сайт мэрии Владимира. Документ подписан председателем Верховного Совета РСФСР Михаилом Ясновым и секретарем президиума Хрисанфом Нешковым. «Октябрьский район занимает самую большую площадь — 165,6 кв. км, здесь, в границах исторического ядра города Владимира, расположены 44 памятника истории и культуры мирового и федерального значения. В середине двухтысячных годов в состав района вошли около 20 населенных пунктов клязьменского правобережья. Ленинский район первенствует по численности населения, превышающей 125 тысяч жителей. На территории района находятся ведущие учреждения культуры, спорта и сервиса — академический театр драмы, областная филармония, главный в регионе стадион, крупнейшие гостиницы и торговые центры. Фрунзенский район называют и главным „спальным“ районом, и промышленным сердцем города Владимира. В 1970-80-е годы здесь были возведены масштабные жилые массивы, десятки детских садов и школ. На смену прописанным в районе промышленным предприятиям советской эпохи сегодня приходят новые гранды, обеспечивающие стабильность рынка труда и рост городской экономки», — сообщает администрация города Владимира. Официальные районы во Владимире появились после Великой Отечественной войны. 1 июня 1946 года столицу только что образованной Владимирской области разделили на: Центральный район; Железнодорожный район; Тракторозаводской район. Железнодорожный район располагался в южной и юго-восточной части города. Он охватывал территорию, на которой находилась железная дорога, транспортные предприятия, Химический завод и Автоприбор, Спиртзавод, Хлебзавод, Владимирская ТЭЦ, Грамзавод, Мельзавод № 5 и другие. В Тракторозаводской район вошел, естественно, Владимирский тракторный завод, новые рабочие поселки вокруг него, улица Горького, Всполье, Залыбедье. Центральный район охватывал историческую часть Владимира. Во второй половине 1948 года три этих района были ликвидированы. Вместо них в марте 1951 года были образованы два новых укрупненных района: Центральный; Промышленный. Первый — это историческая часть города, второй — новый северный и северо-восточный районы. Эти районы также просуществовали недолго: их ликвидировали в 1956 году, и, по данным владимирских краеведов, до 1973 года город Владимир ни на что не делился. Неофициальное деление Владимира на районы (или местности) было и раньше. Уже в 12 веке город состоял из трех частей: Кремля (Мономахов город, Печерний город); Ветшаного города (Старый острог, Белгород); Китай-города (Новый город, Земляной город). В последующие века город начал обрастать «микрорайонами». Появилась слобода Варварка, Ямская слобода, Стрелецкая и Пушкарская слободы, Ременники, Солдатская слобода, Гончары, Подмонастырская слободка, Залыбедская слободка, Всполье, Вокзальная роща, Кирпичные заводы, Дмитриевская слобода, Новая слободка (Сосенки), Новая слободка (за Юрьевской заставой), тюремно-больнично-кладбищенский район у Нижегородской заставы, район железнодорожного вокзала, набережная Клязьмы, заклязьминский район, район фабрики Белова (Пионер) и другие. В 1927 году Алексей Иванов в книге «Город Владимир на Клязьме» разделил город на 9 неофициальных районов: Центральный район — старый район Кремль, ограниченный Клязьмой и Лыбедью, Ивановским и Троицким валом. В основном располагались административные и общественные учреждения; Торговый район — к западу от Кремля (от Соборной площади до Золотых ворот), на месте древнего «Земляного города» или «Китай-города». В основном учреждения торговли; Восточный район — к востоку от Кремля, за Ивановским валом. Бывший посад «Ветшаный город» или «Белгород». Располагались некоторые учебные заведения, культурно-просветительские учреждения, спиртзавод; Вокзальный район — к югу от Восточного. Образовался со времени проведения железной дороги, то есть в начале 1860-х годов; Больничный район — восточная окраина от реки Лыбедь до Нижегородской заставы; Северный район — залыбедская часть города. В нем располагался Рабфак, опытно-показательная школа, городская больница, скотобойня, кирпичный завод имени Володарского; Южный подгорный район — к югу от Центрального и Торгового районов, вдоль железной дороги; Западный район — от Золотых ворот до Московской заставы. Располагались Губсовнархоз, Дом Союзов, Совпартшкола, Мехтехникум; Слободской район — западная окраина за оврагом где располагаются поселения военнослужащих, ямщиков, мелких огородников. Городу Владимиру откровенно не повезло с устойчивой топонимикой. Чехарда в названиях и границах отразилась и на истории городских районов. И что-то подсказывает, что жители и дальше будут ориентироваться в своем городе по одним им ведомым привязкам к местности, понимают которые только люди одного поколения.

Последние новости:

Переведены в режим «Повышенная готовность»

Управление гражданской защиты города Владимира информирует: в связи с предстоящим праздником Международным женским днем, в целях снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, силы и средства муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и…

Житель Мурома подозревается в мошенничестве с использованием электронных средств платежа

5 марта в дежурную часть МО МВД России «Муромский» с заявлением о хищении денежных средств с кредитной карты обратился 42-летний местный житель. Мужчина пояснил, что получил смс сообщение о блокировке кредитной карты, после чего в кредитно-финансовом учреждении узнал о списании со счета 70 тысяч…

Кроме печально известного Берлина, в мире немало других населенных пунктов, жители которых оказались по разные стороны границы. Колючая проволока, проходные пункты, пограничные столбы — полоса отчуждения между государствами в некоторых местах пролегла через огороды, центральные улицы и даже жилые дома. Иногда это выглядит смешно, но по большей части трагично. «Моя Планета» расскажет об особенностях жизни в разделенных городах.

Селменцы

Словакия — Украина

В 1945 году в селе Селменцы красноармейцы проложили государственную границу между СССР и Чехословакией прямо через главную улицу, сады и огороды жителей. При этом у некоторых сельчан дом остался в одной стране, а колодец и сарайчик — за границей. Пара домов, которые мешали прокладывать полосу заграждения, и вовсе попали под снос. С 1947 года жителей разделили еще основательней: трехметровым глухим забором. Чтобы общаться, сельчане шли на хитрость: бросали друг другу письма через забор, а новости сообщали пением на венгерском языке, которого не понимали пограничники: копая огород, они в песнях сообщали о рождении детей, смерти родственников или предстоящих свадьбах.

Пограничники не пропускали даже членов одной семьи: например, в документальном фильме «Граница» рассказывается печальная история о семилетней девочке, которая в момент разделения села находилась у бабушки и так и осталась расти у нее . Ее мать следила за жизнью дочери через колючую проволоку: она видела ее в свадебном платье и с новорожденным ребенком на руках, но не могла подойти. Когда же мать умерла, дочь могла лишь посмотреть на гроб издали.

Впрочем, иногда жителям разрешали посещать друг друга: пешая тропа открывалась ненадолго в хрущевскую и горбачевскую оттепели и в 2005 году, когда члены Конгресса по правам Человека пытались убедить власти Украины и Словакии открыть границу для местных. Однако со вступлением Словакии в Шенгенскую зону в 2008 году граница стала жестче: жителям украинской деревни Малые Селменцы требуется виза, чтобы навестить родственников в словакском селе Вельке Селменцы. Недавно здесь был обнаружен старый подземный туннель, соединяющий разделенные части деревни, по которому контрабандисты переправляли табачные изделия из Украины в Словакию. Местные жители считают границу своей закарпатской Берлинской стеной, которая, в отличие от оригинала, не пала до сих пор.

Никосия

Греция — Турция

Если в других разделенных городах ситуация довольно мирная, то в столице Кипра Никосия уживаются два непримиримых врага: на юге — греки, образовавшие Республику Кипр и исповедующие православие, на севере — турки-мусульмане, провозгласившие себя в 1983 году Турецкой Республикой Северного Кипра. Мир в городе, как и во всем Кипре, вот уже почти 40 лет поддерживают войска ООН, создавшие разделительную «зеленую линию» между противниками. Впервые турки атаковали Никосию еще в 1570 году: осада переросла в захват города, были убиты тысячи местных жителей, христианские храмы перестроены в мечети. С прибытием на остров англичан конфликтов стало меньше. Однако в 1963 году произошла очередная кровавая распря, встал вопрос о разделении Никосии на две части: турецкую Лефкошу и греческую Лефкосию. В 1974 году на Кипре пришли к власти радикалы, мечтавшие присоединить остров к Греции. Чтобы этого не допустить, турки ввели войска. Высадка армии и этническая чистка, произведенная турками на Севере, привели к фактическому разделению Кипра на две части: причем Турецкую Республику официально международное право до сих пор не признает.

«Зеленая линия», образуемая войсками ООН, в Никосии проходит прямо по цитадели, через Старый город и главную торговую улицу Ледра. Цитадель разделена поровну: пять бастионов — у греков, пять — у турок, один контролируют миротворцы. Граница обозначена бетонным забором или самодельным заграждением из бочек из-под горючего, разрисована с обеих сторон национально-патриотической символикой — турецкой и греческой.

Андрей Кашуков Чтобы попасть на турецкую часть, надо пройти контрольно-пропускной пункт, разделяющий обе зоны, и заплатить за это удовольствие €25 — за эту сумму на легковую машину выдается пропуск сроком на месяц. Более длительные «абонементы» стоят дороже. При въезде на турецкую часть первое, что бросается в глаза, — это нищета. Обветшавшие здания, меньше машин и магазинов, раздолбанные местами дороги, от которых мы уже отвыкли.

Максим Беспалов На Кипр нас привела моя страсть к границам и заброшенным местам. А этого там навалом! В Европе полно городов и сел, разделенных границей, но Никосия — самый интересный из них. Ведь этот город является столицей сразу двух стран… Вот она — граница!

Следующие полчаса исследуем этот забор, переходя от одной забаррикадированной улочке к другой. Вообще пограничная недвижимость считается в Лефкоше неликвидной. Всюду, куда мы ни подавались, было либо запустение, либо какие-то мастерские. Посовещавшись, решили идти прямо, через стены старого города, хоть туристическая карта там и заканчивалась… Внезапно оказываемся у пропускного пункта Ledra Hotel. Долгое время здесь находился единственный пограничный переход между двумя частями Кипра. А в самом отеле с 1974 года расположена штаб-квартира миротворческих сил ООН. Еще за неделю до путешествия мы с Фомкой обсуждали возможность попытки попасть на греческую половину острова…

На турецком пропускном пункте нам поулыбались и выдали-таки вкладыш в паспорт, который не дали в аэропорту, поставив штамп о выезде уже в него.

— Только грекам его не показывайте, — посоветовал пограничник.

И вот мы на нейтральной полосе, в буферной зоне.

Оказывается, тут совсем не страшно.

Входим в ворота, разделяющие зоны влияния греков и турок, оглядываемся.

«Осторожно! Вы въезжаете на оккупированную Турцией территорию!» — выложено мелкой плиткой на каменном заборе.

Подходим к греческому посту. Греки-киприоты не признают разделение острова и границу на нем, а потому с их стороны на переходах находятся не погранпункты, а полицейские посты. При входе здесь просто проверяют паспорт, а при выходе вообще не останавливают.

— У нас тут такое дело, — несмело начинаем мы разговор. - Можно нам пройти к вам без визы?

— Как это без визы? — удивляется греческий полицейский. — А ну покажите свои паспорта!

Он листает наши документы, находит в них штампы с Эрджана и неодобрительно машет головой.

— Вот эти штампы! Вы же прилетели в Эрджан, а этот аэропорт никто не признает! Извините, мы не можем вас пустить! Штампы!

— А у меня открытая шенгенская виза есть, — подает голос Фомка.

— А! Виза! Ну с ней вы можете пройти! Она «бьет» штамп из Эрджана. А вас — обращается к нам со Стормом — мы пустить не можем, извините.

Я отдаю Фомке свой фотоаппарат с просьбой сделать пару кадров на той стороне. Фомка уходит куда-то в глубину Евросоюза...

Валга / Валка

Эстония — Латвия

Валка в Латвии и Валга в Эстонии — города-близнецы с зеркальными гербами, которых сейчас отделяет друг от друга лишь неглубокая сухая канавка и едва заметные и пограничные столбы. До 1920 года это был единый город Валкъ, бывший когда-то частью Российской империи в составе Лифляндской губернии. Еще пять лет назад Валгу и Валку разделяла невысокая ограда — граница проходила прямо по центру города, по улицам и даже по забору детского садика, и, чтобы попасть из одной части в другую, туристам требовалась виза. Впрочем, для жителей разделенного города больших неудобств не было: как члены Евросоюза, они могли проходить через КПП несколько раз в день, так как порой работали в одной части города, а жили в другой.

В 2008 году Эстония и Латвия вошли в Шенгенскую зону, границы в городе были сняты, таможенный пункт остался пустовать, а власти принялись развивать программу латвийско-эстонского соседства. Официально в городе два языка, однако значительная часть населения говорит по-русски, с 2003 года издается русскоязычная газета «Валкъ», чья цель «через газету объединять жителей приграничных районов Латвии и Эстонии, давать нужную, необходимую друг другу информацию». С января 2014 года, когда Латвия перейдет на евро, сработает еще один объединяющий фактор: единая валюта.

Ольга Федотова, коренная жительница Валги (Эстония) Я родилась в Валке в Латвии, когда вышла замуж, мы перебрались жить в Эстонию к мужу, поэтому могу сравнить. Со времен СССР здесь все перемешалось: много смешанных семей, которые разделила граница. На КПП — огромные очереди, проверка сумок, печати в паспорта, в общем, кошмар. Существовал закон, по которому, не имея вида на жительство, можно было находиться в другом государстве только 180 дней, и у некоторых было так: семья в Латвии, работа в Эстонии, 180 дней отходил и потом выбирай: или семья, или работа . Одни продавали жилье в одном месте и покупали в другом, кто-то просто перебегал границу в неположенном месте. У нас есть еще граждане и неграждане, так вот неграждане еще ко всему прочему регулярно меняли паспорта, так как их заштамповывали на границе. Гражданам печати не ставили. С Евросоюзом границы убрали, все вздохнули с облегчением. Ходим свободно и сколько хотим. Когда какие-то большие праздники, ярмарки, дни города, принимают участие оба государства. В Эстонии уровень жизни выше во всех сферах, они ближе к Западу, а в Латвии — на порядок ниже, больше бардака и коррупции, там до сих пор дают взятки полиции, в Эстонии этого нет. Вот вам пример: у нас речка протекает по двум городам, ее берег благоустроили: сделали дорожки для велосипедов, роликов, дорожки для прогулки, пляж, детские площадки, скамеечки. В Эстонии благоустроили 5 км — по евростандартам, а в Латвии сделали от силы 500 м: и то дорожки деревянные и ничего особенного. Огромная разница! Так все латыши ходят к нам отдыхать, кататься на великах, роликах, зимой — на лыжах, тоже вроде как для двух городов затевалось, а в Валке ничего не сделано.

Люди уже знают, где что можно купить подешевле: что-то дешевле в Эстонии, покупают там, что-то в Латвии (например, зубной врач раза в три дешевле), так все и ходят… Но в целом в Шенгене особо разделение не чувствуется, то есть не чувствуется граница; есть языковой барьер, но выручает разговорный русский и у молодежи — английский.

Идея проложить границу через дома принадлежит предприимчивым рестораторам: когда в поздний час по Нидерландскому закону следовало закрыть заведение, они пересаживали клиентов за столик в бельгийскую часть, где не существовало такого запрета

Барле

Бельгия — Нидерланды

Наверное, самое причудливое разделение города произошло между Бельгией и Нидерландами: городок Барле оказался порезанным на мелкие кусочки, принадлежащие двум странам, граница проходит не по рекам или полю, а прямо по велосипедным дорожкам, улицам, домам и ресторанам; иногда поделенными оказываются входная дверь или витрина магазина. Можно за полчаса прогулки пересечь границу 50 раз. Бельгийская часть, называемая коммуной Барле-Хертог, представляет собой 24 участка: самый маленький размером с огород — 26 соток, из них 20 окружены территорией Нидерландов, а три примыкают к бельгийской границе. Нидерландская часть — община Барле-Нассау: в том числе это семь анклавов, расположенных внутри бельгийской территории. Такое удивительное деление города произошло в результате торговли землей и переделов между фламандскими феодалами в 1200-1650-х годах. Идея проложить границу через дома принадлежит предприимчивым рестораторам: когда в поздний час по нидерландскому закону следовало закрыть заведение, они пересаживали клиентов за столик в бельгийскую часть, где не существовало такого запрета.

Кафе, расположенное в двух государствах одновременно, есть в городе и теперь. Некоторые «разрезанные» дома стали жилыми: в итоге хозяин спит в Бельгии, а готовит и ест на кухне в Нидерландах. Принадлежность дома к той или иной стране, как правило, определяется по тому, в каком государстве находится входная дверь. Разделенные здания имеют два адреса и две таблички с разными флагами. Государственная граница обозначена в Барле не везде, а только в центре города: местами выложена крестами из белой плитки, местами — металлическими шайбами. В остальной части можно узнать, где вы, лишь по GPRS. В городе — две мэрии, по улицам ездят два мусоровоза: бельгийский и нидерландский, работают две национальные телефонные компании, однако жителям разрешено звонить друг другу не по международному, а по местному тарифу. Впрочем, жителям это разделение никак не мешает, они спокойно ходят туда-сюда, общаются на разных языках, едят бельгийский шоколад и голландский сыр и пользуются другими преимуществами жизни на границе: например, еще недавно бензин в Бельгии стоил дешевле, и в Барле-Хертоге стояли очереди. Туда же отправлялись нидерландцы по воскресеньям, когда в Барле-Нассау все рестораны были закрыты.

1-е место. Нарва (Эстония) — Ивангород (Россия)

Вид двух частей еще недавно фактически единого города, разделенных пограничной рекой, с двумя вплотную стоящими и смотрящими друг на друга грозными крепостями, напоминающими о существовавшей на этом месте границы еще многие сотни лет назад, — что может быть очаровательнее и милее? Забравшись в Нарве на холм со смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривались крепости и пограничный мост, по которому ходили туда-сюда люди из одного геополитического образования в другое, я сидел, наверное, с полтора часа, сидел, наблюдал за этой картиной мироустройства и радовался, что наконец доехал до такого необычного места.

2-е место. Згожелец (Польша) — Герлиц (Германия)

Когда-то единый немецкий город, ныне разделенный на большую немецкую часть и малую польскую. Города соединяет два моста, по которым так и хочется ходить вновь и вновь. Один мост пешеходный, а другой — автомобильный, у которого еще сохранились здания таможен, ныне недействующих. Этот город не был разбомблен в войну, так что его центр со старинными красивыми зданиями вплотную подходит к пограничной речке. Всего несколько шагов в одну сторону — начинается немецкоязычный мир, все начинают говорить по-немецки, несколько шагов в другую — и уже вокруг одни польские слова. Никакой переходной зоны между языками нет, что сильно удивляет. Границы физической уж не осталось, а граница языковая видна необычайно четко.

Разное здесь все — и архитектура, и люди. И даже магазины в Польше работают до 10-11 вечера, а в сонной Германии — до 6-7.

3-е место. Могилев-Подольский (Украина) — Атаки (Молдавия)

Городки соединяет автомобильный мост через Днестр, по которому можно пройти пешком. Могилев — Европа, хоть и раздолбанная, а Атаки — настоящая Азия с грязью и толпами цыган (именно здесь один из центров цыганского населения в СССР). Контраст огромен.

Одним из важных разделов в изучении городов является их классификация и типология. Под классификацией обычно понимается распределение городов по одному из признаков или их сочетанию. Под типологией следует понимать выделение совокупности (типов) городов по наиболее важным признакам, причем этими типами не обязательно должен образовываться непрерывный ряд, где происходит нарастание величины показателей и учтет всех разновидностей поселений, как при их классификации. Следовательно, данные задачи являются близкими и взаимосвязанными, но не тождественными. Типология является более высоким уровнем обобщения, позволяющим дать комплексную характеристику городов и на этой основе наметить стратегию по их развитию.

Наиболее часто используется в географии нижеприведенная классификация городов:

1) по величине (численности населения, или людности);

2) функциям;

3) степени участия в территориальном разделении труда;

4) происхождению;

Классификация городов по величине широко распространена. От того, насколько велик город зависят многие его признаки, такие, как темпы роста, элементы демографической, планировочной, функциональной структуры и т.п.

В зависимости от численности населения в нашей стране происходит выделение следующих групп городов: малые - до 20 000 жителей, средние - 20 000 -100 000 жителей, крупные - 100 000 -500 000 жителей, крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, и последние, это города-миллионеры. (8)

Другим автором (Лаппо Г.М.) даётся несколько иная классификация: малые - до 50 000 жителей, средние - 50 000 -100 000 жителей, большие - 100 000 -250 000 жителей, крупные -250 000 -500 000 жителей., крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, города-миллионеры. Важным является рубеж в 100 000 жителей. При достижении данной величины, особенно в условиях России, происходит становление городского поселения относительно полноценным городом. Рубежом в 1 000 000 человек обычно знаменуется развертывание города в крупнейшую агломерацию. Данная классификация в известной мере совпадает с типологией: можно говорить о малых, больших городах, городах-миллионерах как об определённых типах поселений.

Свою классификацию приводит так же Передерий А.А. По его мнению, нижней границей города, как правило, считается численность населения не менее 10 000 человек.

Города с населением 50 000 -100 000 человек могут называться средними городами, города с населением свыше 100 000 человек по традиции относят к большим, а с населением менее 50 000 человек - к небольшим.

В последнюю группу попадает немало пунктов с недостаточно развитой функциональной структурой, даже монофункциональных, а также с недостаточно развитым городским хозяйством. Поэтому необходимо выделить среди группы городов с населением до 50 000 человек группы городов с населением менее и более 20 000. От этого нередко зависит результат научного анализа или оценки планов развития, поскольку экономическая база большинства городов с населением 5 000 -10 000 человек, максимум до 20 000 -25 000 человек и городов с населением 30 000 -50 000 человек имеет существенные различия.

Города (а также все городские поселения той же величины, включая поселки городского типа) с населением до 20 000 человек следует относить к малым, тогда как города с населением 20 000 -50 000 человек - категория переходного типа между малыми и средними с наличием признаков, характерных для тех и других. Их можно назвать полусредними. По одним показателям, например по удельному весу населения, занятого в промышленности и строительстве, эти города стоят ближе к средним и большим, по другим, например по удельному весу населения, занятого в обслуживающих отраслях, - ближе к малым. (1)

Классификация городов по функциям. По преобладанию и сочетанию различных функций выделяют 5 основных групп городов.

1)Многофункциональные, в которых происходит сочетание административно-политических, культурных и экономических функций градообразующего значения с развитой промышленностью и транспортом. В основном это крупные города, которые являются важными районообразующими центрами с широкими и разнообразными связями.

Города, в которых резко преобладают промышленные и транспортные функции межрайонного значения. Схематично эта группа городов разделяется на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные.

2)Города, в которых преобладают административные, культурные и обслуживающие функции. В основном это небольшие поселения - местные центры низовых административных районов с развитыми организационно-хозяйственными видами деятельности.

3)Города-курорты.

4)Города науки (наукограды).

Классификация городов по степени участия в территориальном разделении труда. В этой классификации выделяют города, которые обслуживают небольшие территории и являют местными центрами. Они участвуют преимущественно в местных связях, во внутрирайонном, межрайонном, международном разделении труда. Эти различия отражают масштабность градообразующих функций, выполняемых городом.

Классификация городов по происхождению. В генетической классификации городов их разделение происходит по времени и причинам возникновения, а также учитывается степень сохранения различных исторических черт в современной планировке и облике города. Данная классификация важна, к примеру, при изучении внутренней географии города, для решения его планировочных проблем.

Классификация городов по экономико-географическому положению (ЭГП). Данная классификация является наиболее сложной и пока наименее разработанной. С ее помощью можно определить направления будущего развития города при помощи оценки потенциальных возможностей района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от ЭГП выделяются различные группы городов, к примеру, группы, расположенные в узлах пересечения транспортных путей (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск,), в крупных добывающих районах (Донецк, Кемерово, Рудный, Зыряновск,), районах с развитой обрабатывающей промышленностью (Ярославль, Иваново, Серпухов), районах интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь, Барнаул).(1,5).

Существование и деление городов на различные типы связано с необходимостью иметь различные составляющие экономического организма, как многопрофильных, так и специализированных.

Важно отметить, что любая классификация носит условный характер. Выделение основных функциональных типов городов не исключает наличия множества переходов между ними, существования городов смешанного типа, а также возможности выделения дополнительных типов и подтипов.

Проблемы по развитию городов для географической науки имеют особенное значение. Города являются той платформой, на которой происходит взаимодействие процессов и проблем, которые в свою очередь изучаются почти всеми ответвлениями географической науки.

Вопрос, связанный с изучением и проектированием городов требует взаимодействия между подходами и взглядами различных наук. Должно произойти осмысление города, являющегося своеобразным феноменом сегодняшнего мира, где от человека будет требоваться решение необычайных по своей сложности и значению социальных, экономических, географических и градостроительных проблем.

10 апреля 2018 года исполнилось 45 лет со дня, когда территорию города Владимира разделили на Ленинский, Октябрьский и Фрунзенский районы. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании районов в городе Владимире» был издан 10 апреля 1973 года, напоминает сайт мэрии Владимира. Документ подписан председателем Верховного Совета РСФСР Михаилом Ясновым и секретарем президиума Хрисанфом Нешковым.

«Октябрьский район занимает самую большую площадь - 165,6 кв. км, здесь, в границах исторического ядра города Владимира, расположены 44 памятника истории и культуры мирового и федерального значения. В середине двухтысячных годов в состав района вошли около 20 населенных пунктов клязьменского правобережья.

Ленинский район первенствует по численности населения, превышающей 125 тысяч жителей. На территории района находятся ведущие учреждения культуры, спорта и сервиса - академический театр драмы, областная филармония, главный в регионе стадион, крупнейшие гостиницы и торговые центры.

Фрунзенский район называют и главным «спальным» районом, и промышленным сердцем города Владимира. В 1970-80-е годы здесь были возведены масштабные жилые массивы, десятки детских садов и школ. На смену прописанным в районе промышленным предприятиям советской эпохи сегодня приходят новые гранды, обеспечивающие стабильность рынка труда и рост городской экономки», - сообщает администрация города Владимира.

Официальные районы во Владимире появились после Великой Отечественной войны. 1 июня 1946 года столицу только что образованной Владимирской области разделили на:

    Центральный район;

    Железнодорожный район;

    Тракторозаводской район.

Железнодорожный район располагался в южной и юго-восточной части города. Он охватывал территорию, на которой находилась железная дорога, транспортные предприятия, Химический завод и Автоприбор, Спиртзавод, Хлебзавод, Владимирская ТЭЦ, Грамзавод, Мельзавод №5 и другие.

В Тракторозаводской район вошел, естественно, Владимирский тракторный завод, новые рабочие поселки вокруг него, улица Горького, Всполье, Залыбедье.

Центральный район охватывал историческую часть Владимира.

Во второй половине 1948 года три этих района были ликвидированы. Вместо них в марте 1951 года были образованы два новых укрупненных района:

    Центральный;

    Промышленный.

Первый - это историческая часть города, второй - новый северный и северо-восточный районы.

Эти районы также просуществовали недолго: их ликвидировали в 1956 году, и, по данным владимирских краеведов, до 1973 года город Владимир ни на что не делился.

Неофициальное деление Владимира на районы (или местности) было и раньше. Уже в 12 веке город состоял из трех частей:

    Кремля (Мономахов город, Печерний город);

    Ветшаного города (Старый острог, Белгород);

    Китай-города (Новый город, Земляной город).

В последующие века город начал обрастать «микрорайонами». Появилась слобода Варварка, Ямская слобода, Стрелецкая и Пушкарская слободы, Ременники, Солдатская слобода, Гончары, Подмонастырская слободка, Залыбедская слободка, Всполье, Вокзальная роща, Кирпичные заводы, Дмитриевская слобода, Новая слободка (Сосенки), Новая слободка (за Юрьевской заставой), тюремно-больнично-кладбищенский район у Нижегородской заставы, район железнодорожного вокзала, набережная Клязьмы, Заклязьминский район, район фабрики Белова (Пионер) и другие.


В 1927 году Алексей Иванов в книге «Город Владимир на Клязьме» разделил город на 9 неофициальных районов:

    Центральный район - старый район Кремль, ограниченный Клязьмой и Лыбедью, Ивановским и Троицким валом. В основном располагались административные и общественные учреждения;

    Торговый район - к западу от Кремля (от Соборной площади до Золотых ворот), на месте древнего «Земляного города» или «Китай-города». В основном учреждения торговли;

    Восточный район - к востоку от Кремля, за Ивановским валом. Бывший посад «Ветшаный город» или «Белгород». Располагались некоторые учебные заведения, культурно-просветительские учреждения, спиртзавод;

    Вокзальный район - к югу от Восточного. Образовался со времени проведения железной дороги, то есть в начале 1860-х годов;

    Больничный район - восточная окраина от реки Лыбедь до Нижегородской заставы;

    Северный район - залыбедская часть города. В нем располагался Рабфак, опытно-показательная школа, городская больница, скотобойня, кирпичный завод имени Володарского;

    Южный подгорный район - к югу от Центрального и Торгового районов, вдоль железной дороги;

    Западный район - от Золотых ворот до Московской заставы. Располагались Губсовнархоз, Дом Союзов, Совпартшкола, Мехтехникум;

    Слободской район - западная окраина за оврагом где располагаются поселения военнослужащих, ямщиков, мелких огородников.

Городу Владимиру откровенно не повезло с устойчивой топонимикой. Чехарда в названиях и границах отразилась и на истории городских районов. И что-то подсказывает, что жители и дальше будут ориентироваться в своем городе по одним им ведомым привязкам к местности, понимают которые только люди одного поколения.

Наряду с традиционными достопримечательностями, которые осматривать в ходе путешествий любит большинство туристов, существуют ещё особые места для гурманов, которые крайне редко преподносятся как туристические и достойные осмотра, но тем не менее которые для истинных ценителей путешествий являются лакомым блюдом, от которого невозможно оторваться.

Одним из таких блюд выступают двойные города, которые фактически (порою и формально) до определенного исторического момента представляли собой единое целое, а потом через них прошла граница, и окна одного дома смотрят на окна другого, соседнего, находящегося уже за границей. Классическим, самым известным примером таких разделенных городов еще 30 лет назад являлся Берлин, искусственно разделенный на Восточный и Западный - с колючей проволокой и охранниками посередине.

В эту же группу попадают и разные населенные пункты, вплотную подошедшие друг к другу, между которыми практически нет нейтральной зоны, состоящей из полей или лесов.

1 место. Нарва (Эстония) - Ивангород (Россия). Вид двух частей еще недавно фактически единого города, разделенных пограничной рекой, с двумя вплотную стоящими и смотрящими друг на друга грозными крепостями, напоминающими о существовавшей на этом месте границе еще многие сотни лет назад - что может быть очаровательнее и милее? Забравшись в Нарве на холм со смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривались крепости и пограничный мост, по которому ходили туда-сюда люди из одного геополитического образования в другое, я сидел наверное с полтора часа, сидел, наблюдал за этой необычной картиной мироустройства и радовался, что наконец доехал до такого необычного места. Заслуженное 1 место.

2 место. Згожелец (Польша) - Гёрлиц (Германия). Когда-то единый немецкий город, ныне разделенный на большую немецкую часть и малую польскую. Города соединяет два моста, по которым так и хочется ходить вновь и вновь. Один мост пешеходный, а другой - автомобильный, у которого еще сохранились здания таможен, ныне не действующих. Этот город не был разбомблен в войну, так что его центр со старинными красивыми зданиями вплотную подходит к пограничной речке. Всего несколько шагов в одну сторону - начинается немецкоязычный мир, все начинают говорить по-немецки, несколько шагов в другую - и уже вокруг одни польские слова в воздухе. Никакой переходной зоны между языками нет, что сильно удивляет. Границы физической уж не осталось, а граница языковая видна необычайно чётко.

Разное здесь всё - и архитектура, и люди. И даже магазины в Польше работают до 10-11 вечера, а сонной Германии - до 6-7.

3 место. Могилёв-Подольский (Украина) - Атаки (Молдавия). Городки соединяет автомобильный мост через Днестр, по которому можно пройти пешком. Могилев - Европа, хоть и раздолбанная, а Атаки - настоящая Азия с грязью и толпами цыган (именно здесь один из центров цыганского населения в СССР). Контраст огромен.

Еще был в следующих местах (все они интересны, но слабее трех вышеупомянутых): Франкфурт (ФРГ) - Слюбице (Польша), Кель (ФРГ) - Страсбург (Франция), Цешин (Польша) - Тешин (Чехия). Кто такое любит, тоже рекомендую посетить.

А вот Брест (РБ) и Тересполь (Польша) - хоть и близко, но не двойные города. Между ними река, кусты, и эффекта нужно нет. Посещать нет смысла. Аналогично не выглядит двойным Шегини (Украина) - Медыка (Польша) - они хоть и рядом, но разделены. Но зато прохождение границы пешком в Медыке интересно другим - безумными толпами селюков-контрабандистов, прячащих в трусы и другие укромные места пачки сигарет. Колорита хоть отбавляй...

Из тех двойных мест, где пока не был:
Большие Слеменци - село, разделенное между Украиной и Словакией. Есть пункт пропуска.
Посёлки Чертково (Воронежская обл.) и Меловое (Луганская обл.) - по сути слившиеся геграфически поселки России и Украины разделены лишь линией жд. Граница прошла прямо по домам людей.



Вверх