Психологическое насилие в семье. Что делать, если муж - тиран? Результаты и последствия эмоционального насилия. Ваш личный психолог - отзывы

Недавно я узнала, что мою знакомую постоянно оскорбляет муж. То суп не так сварила, то с детьми, по его мнению, не справляется... Девочки мои! Слышать, что вы дура, неумеха, плохая хозяйка, плохая мать, – это ненормально. Не нужно терпеть это безобразие. Никто не вправе вас унижать ни словом, ни делом. Если вы хотите что-то изменить, пожалуйста, читайте дальше – предлагаю поговорить о бытовом моральном насилии в семье.

Моральное насилие – это форма «общения» одного партнера с другим с помощью угроз, запугивания, оскорблений, не всегда обоснованной критики с целью – внимание! – унизить партнера. Не научить варить борщ, не показать, как лучше общаться с детьми или больше зарабатывать, а именно унизить, опустить ниже плинтуса, как говорят. В ответ на это у второго партнера вырабатывается ощущение беспомощности, угнетенности и… привыкание. Которое, в свою очередь, ведет к ухудшению морального и физического здоровья.

Откуда берется моральное насилие?

  • Потребность в самоутверждении. У психологически агрессивного партнера низкая самооценка, и с помощью унижений он искусственно и ненадолго ее поднимает. И если, к примеру, в офисе его отругают за некачественную работу, поднимать самооценку он будет дома с помощью унижений второй половины.
  • Психические отклонения (нарциссизм, социопатия) и сильные детские травмы – например, папа морального насильника всю жизнь ругал мать, а то и бил ее. Ребенок такое поведение, пока не вырастет, считает за норму, а подрастая, зная, что так делать нельзя, все равно использует такое общение как готовую модель поведения. Поэтому, если вы не психологи и не психиатры (или психологи, психиатры, но не хотите работать дома по специальности), не связывайтесь с такими мужчинами!
  • Неумение общаться, невоспитанность и плохое образование. Недостаток образования, невоспитанность и неумение понятно изъясняться не позволяют партнеру строить свои предложения так, чтобы не было обидно. Поэтому человек использует то, что проще: «наорал – она подчинилась, сделала».
  • Насилие в семье родителей или вседозволенность. О прошлом опыте в семье мы уже говорили: если ребенок видит унижение родителей между собой или если его унижают, он принимает это поведение за норму и использует уже в своей семье. Или если ребенку в балующей его семье было позволено слишком много, сначала он «тренируется» на любящих родителях, а потом на друзьях и девушках.

Признаки морального насилия

  • Муж постоянно вас критикует: вашу фигуру, вкус в одежде, уровень вашего интеллекта и т. д. Не путать с изредка произнесенными фразами: «Не хочешь заняться спортом?», «Пошли вместе на тренажеры», – или честным «Ну вот это платье/шляпа тебе вообще не идет». Это проявление заботы, а не критика. Насильник предпочитает при этом не только критиковать, но и оскорблять жертву. Ведь его цель не помочь, а унизить.
  • Он выказывает презрение к вам. Ему ничего не нравится: ни ваша работа, ни ваше хобби, ни ваше мировоззрение, ни ваша логика. Причем раньше он молчал, все нравилось. Вы же не могли так быстро измениться, правда?
  • Он говорит с вами высокомерно. Просьбы канули в Лету, теперь он только приказывает.
  • Обращается к вам оскорбительно. Не по имени, а «эй!», «эй, ты». Придумывает оскорбительные прозвища и убеждает, что это все «шутя-любя».
  • Запугивает вас. Угрожает забрать детей, избить вас, детей, родителей, животных. Угрожает вам убийством или самоубийством («Если уйдешь, наложу на себя руки»). Если страха, по его мнению, не хватает, в подробностях описывает, как и что он будет делать.
  • Перекладывает всю ответственность на вас. Опоздал на работу – ты виновата. Не сообщила, что на улице гололед. Накричал начальник – это ты его довела так, что он ошибок в отчете наделал. Сломался замок в ванной – это ты вчера хлопала дверью.

Как заранее распознать тирана и бежать от него что есть мочи?

  • Идеальные отношения. Поначалу партнер устраивает вам идеальные свидания с романтикой, вкусной едой, сладкими речами, захватывающими рассказами, интересными экскурсиями. Поднимает вашу самооценку, засыпает комплиментами так, что у вас захватывает дух от всего этого.
  • Быстрое развитие событий. Через короткий промежуток времени насильник, поняв, что вы для него идеальная жертва, предлагает перейти на уровень серьезных отношений. Постоянно говорит о том, что вы его судьба, что вы должны быть вместе в горе и радости. Постепенно окунает вас в любовь так, что вы забываете о друзьях, родных. Предлагает выйти замуж или жить вместе.
  • Усиление давления. Как только пункт № 2 срабатывает, он включает манипуляцию. Спрашивает, с кем, где встречалась, кому звонила, кто звонил. Просит прочитать смс. Намекает, что надо бы больше быть вместе, а не встречаться с друзьями-родителями: «Неужели общение с друзьями тебе важнее нашей семьи?» Даже если вы встретились подругами один раз в полгода и семьи как таковой у вас еще нет.
  • 100%-ный контроль. Жертва уже понимает, что без разрешения насильника нельзя даже смеяться над фильмом, который ему не нравится. Нельзя плакать, когда ему весело. Нельзя высказывать свое мнение, если оно отлично от точки зрения «главы семьи».
  • «Удар оземь». Если жертва пытается выбраться из паутины, насильник проводит профилактические беседы. Напоминает, от каких проблем он ее спас, например от конфликтов с родителями, прошлых обид, наглых подруг. К этому времени он уже хорошо теоретически подготовился и знает, как сломить вас с помощью слабых мест.

Дополнительные качества насильника:

  • Бахвальство. В разговоре постоянно восхищается своими определенными мужскими качествами.
  • Шутки-критика. Мужчина постоянно критикует вас, как наедине, так и при всех, объясняя свое поведение так: «Шуток не понимаешь». Примерные «шутки»: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», «Ты как Фиона, осталось зеленкой покрасить», «Моя серая мышка», – ну и цитата из анекдота: «Убери свой комбайн, телек загораживаешь».

Как остановить насилие, если уже ввязались в токсичные отношения и бежать некуда?

  • Нет ответному насилию. Не стоит опускаться до уровня насильника, это во-первых. А во-вторых, включившись в игру «насилие», вы только добьетесь ее бесконечности. А чтобы насилие не прогрессировало, следует учиться компромиссам. Чтобы на вас меньше нападали.
  • Струны насильника. Как насильник изучил ваши слабые места, так и вы изучите его. Поищите в агрессоре струны, на которых можно поиграть, а потом объяснить, что унижать людей нехорошо. Например, может сработать вариант «поднятие самооценки». Необходимо напомнить мужчине, что он порядочный, сильный и достойный человек, его ценят коллеги, любят соседи, уважают такие-то люди. И вскоре он сам же будет осуждать свое насилие, ведь порядочные люди себя так не ведут. Если не нашли струны, не оставляйте попытку откровенного разговора. Говорите в спокойной обстановке, переждите все вспышки гнева. Скажите, что не считаете его критику или обвинения обоснованными, а такое поведение – приемлемым. Иногда отрезвляет фраза: «А чего ты действительно хочешь?»

    Однажды в автобусе на моих глазах одну пассажирку ругал по телефону ее муж, видимо, за то, что они с сыном долго пробыли в магазине, да еще застряли в пробке. Она ответила: «А чего ты действительно хочешь? Вызвать чувство вины? Мы ни с кем не встречались, а покупали сыну костюм. Сейчас я делаю, что могу, – еду в автобусе. Нет, я не могу приказать водителю ехать быстрее. Нет. Ты не вызовешь у меня чувство вины. Нет, возьми и разогрей сам», – и положила трубку. Я чуть не зааплодировала девушке!

    Словом, учитесь разговаривать с партнером. Грамотно спорить, приводить доводы и аргументы. Вначале будет сложно, но опыт вскоре придет. И такое общение вполне может перерасти в традицию и отрезвлять вашего спутника жизни.
  • Нет насилию над детьми. Пресекайте все попытки тирании по отношению к сыну или дочери. Дети, так же как и вы, заслуживают уважения и не должны чувствовать себя людьми второго сорта, как бы этого ни хотелось папе-агрессору.
  • Избегайте материальной зависимости от тирана или по возможности снижайте ее.
  • Если токсические отношения стали настолько сильны, что вы уже не можете поднять голову от моральной усталости, обратитесь к психологу.

Что я сделал, чтобы заслужить такое наказание?

Словом можно унизить или убить, не пачкая рук. Одно из самых больших удовольствий в жизни - унижать себе подобных.

Пьер Деспрож

В жизни случаются встречи, вдохновляющие и побуждающие нас отдавать все лучшее, что в нас есть; а бывают и такие, которые подрывают нас изнутри, причиняя нравственные страдания, и в конце концов уничтожают психологически. Случается также, что моральный прессинг заканчивается настоящим психическим убийством. Мы все когда-либо были свидетелями извращенных нападок на том или ином уровне, будь то в отношениях между двумя людьми, в семьях, на рабочем месте и даже в политической и общественной жизни. Однако наше общество закрывает глаза на этот вид завуалированного насилия, и мы потворствуем ему под предлогом терпимости.

Губительные последствия нравственной извращенности - отличные сюжеты для фильмов («Одержимые дьяволом», режиссер Анри-Жорж Клузо, 1954) и мрачных романов, и в этих случаях общество вполне осознает, что речь идет об изощренном манипулировании человеком. Но в обыденной жизни мы не осмеливаемся говорить об извращенности.

В фильме режиссера Этьенна Шатилье «Тати Даниель» (1990) нравственные мучения, которые старая женщина причиняет окружающим ее людям, нас забавляют. Вначале она так мучает свою служанку, что «случайно» чуть не убивает ее. Зритель говорит себе: «Так ей и надо, она была слишком покорна!»

Затем старуха переносит свою злость на семью своего племянника, который ее приютил. Племянник с женой делают все, что в их силах, лишь бы угодить ей, но чем больше они стараются, тем страшнее она мстит. Старуха использует множество дестабилизирующих приемов, привычных для извращенных людей: недомолвки, враждебные намеки, ложь, унижения. Удивительно, что жертвы не осознают этого пагубного воздействия. Они стараются понять поведение Тати и чувствуют, что причина всех ее выходок кроется в них самих: «За что она нас так ненавидит?» Тати Даниель не устраивает сцен, она просто равнодушна и зла; она не действует открыто, что могло бы настроить против нее окружающих: нет, она пользуется только теми дестабилизирующими приемами, которые трудно заметить. Тати Даниель очень сильна: она резко меняет ситуацию, выставляя себя жертвой, и члены ее семьи оказываются в положении преследователей, которые запирают старую восьмидесятидвухлетнюю женщину одну в квартире, оставившей из еды лишь корм для собак.

В этом остроумном кинематографическом примере жертвы не переходят к насильственным действиям, как это могло бы произойти в, обычной жизни; они надеются, что их послушание наконец будет оценено и смягчит нрав агрессора. Но происходит всегда наоборот: слишком явное послушание действует как вызов. В итоге единственный человек, снискавший благосклонность в глазах Тати Даниель, - это приезжая, которая усмиряет ее. Тати Даниель находит, наконец, партнера своего уровня, и в семье воцаряются почти любовные отношения.

Эта старая женщина нас так забавляет и трогает, ибо мы чувствуем, что только большие страдания могут стать причиной такой злости. И у нас, и у своей семьи она вызывает жалость и тем самым манипулирует и нами, и своей семьей. При этом у зрителей не возникает никакого сочувствия к несчастным жертвам - они кажутся такими глупыми! Чем больше злобствует Тати Даниель, тем более послушными и, значит, неприятными не только ей, но и нам с вами становятся члены ее семьи.

Не остается другого выхода, кроме извращенных нападок. Эта агрессия является следствием подсознательного процесса психологического разрушения, состоящего из враждебных интриг, явных или скрытых, одного или нескольких людей, по отношению к определенному человеку, «козлу отпущения» в полном смысле этого слова. И действительно, можно незаметно для окружающих дестабилизировать или даже уничтожить человека кажущимися на первый взгляд безобидными словами, намеками, предположениями или недомолвками. Унижая других людей, агрессор или агрессоры могут вырасти в собственных глазах, избежав при этом внутреннего конфликта или любого другого душевного расстройства, переложив ответственность за это на плечи другого человека: «Виноват в этом не я, а другой!» Никакого чувства вины, никаких страданий. В этом случае речь идет об извращенности в нравственном смысле.

Любой из нас может время от времени использовать приемы извращенного манипулирования. Но разрушительным он становится только при частом или периодически повторяющемся применении. Поведение любого «в меру нервозного» человека в определенные моменты, например в момент гнева, может быть извращенным, оно может перейти и в другие стадии (истеричное, фобическое, навязчивое и т. д.), но в нормальной жизни извращенное поведение для данного человека не характерно. Извращенный же человек остается таковым всегда; он признает только такой вид отношений с другим человеком и никогда не сомневается в правильности подобных отношений. Эти люди не могут существовать, не «ломая» кого-либо: им необходимо унижать других, чтобы обрести самоуважение, а вместе с тем и власть, так как они жаждут восхищения и одобрения. У них нет ни сострадания, ни уважения к другим людям, потому что они не чувствуют связи между собой и другими. Уважать другого человека - значит признавать его как личность и осознавать страдания, которые ему причиняешь.

Извращение завораживает, соблазняет и пугает. Извращенным людям иногда завидуют, так как считают их носителями некой высшей силы, которая позволяет им всегда оставаться в выигрыше. Действительно, они умеют непринужденно подчинять людей своей воле, а в деловом и политическом мире это считается необходимым качеством. Таких людей боятся, так как инстинктивно чувствуют, что лучше быть с ними, чем против них. Это закон сильнейшего. Наибольшее восхищение вызывает тот, кто умеет получать от жизни больше и при этом меньше страдать. В любом случае такие люди мало ценят тех, кто становится их жертвами, считая последних слабыми или недостаточно хитрыми, и под предлогом уважения чужой свободы в серьезных ситуациях безразличны к чужим несчастьям.

Терпимость в современном значении этого слова заключается в воздержании от вмешательства в действия и убеждения других людей даже тогда, когда эти убеждения или действия кажутся нам неприятными или даже предосудительными. Мы также поразительно снисходительны ко лжи и махинациям власть имущих. Цель оправдывает средства. Но до какой степени это приемлемо? Неужели до тех пор, пока мы сами вдруг не окажемся пособниками этих манипуляций, утратив моральные принципы из-за собственного безразличия? Терпимость должна непременно сопровождаться определением ее четких границ. Однако тот вид агрессии, о котором идет речь, как раз и заключается в посягательстве на чужое личное пространство. Современная социокультурная обстановка позволяет извращенности развиваться из-за того, что к ней относятся терпимо. В наше время не принято устанавливать какие-либо нормы. Введение понятия «извращенное манипулирование» приравнивается к цензуре, поскольку оно означает установление определенных норм поведения. Мы потеряли нравственные и религиозные устои, которые представляли собой своего рода кодекс вежливости и благодаря которым мы могли сказать: «Так делать нельзя!» Мы обретаем способность выражать недовольство только тогда, когда дело касается общественных событий, раздутых средствами массовой информации. Власть имущие при этом не мелькают на экранах и перекладывают ответственность на тех людей, которых они назначают руководить в данной ситуации.

Даже психиатры опасаются называть извращение своим именем. Если они это делают, то тем самым либо выражают свою беспомощность перед проблемой, либо демонстрируют свое любопытство по отношению к хитрости манипулятора. Само определение нравственного извращения оспаривается теми психиатрами, которые предпочитают называть его психопатией - емким определением, которое они дают всему, что не поддается их лечению. Причинами возникновения извращенности являются не психиатрические проблемы, а присущая определенному индивиду жесткая рациональность вкупе с неспособностью относиться к другим людям как к человеческим существам. Некоторые извращенные люди не совершают преступных действий, за которые могут понести наказание, но большинство из них использует свое обаяние и приспособляемость, чтобы идти по жизни, оставляя позади себя обиженных людей и разбитые судьбы. Психиатры, судьи, воспитатели, все мы попадаем в ловушки извращенных людей, которые ловко умеют представить жертвами себя. Чтобы обольстить нас, они заставляют видеть в них то, что мы ожидаем увидеть, и мы приписываем им невротические чувства. Потом, когда они показывают свое истинное лицо, обнаруживая стремление к власти, мы чувствуем себя обманутыми, осмеянными, а иногда даже униженными. Этим объясняется осторожность профессионалов в разоблачении извращенных людей. Между собой психиатры говорят: «Внимание, это извращенный человек!», что подразумевает «это опасно», а также «ничего нельзя поделать». Следовательно, они отказываются от помощи жертвам. Разумеется, чтобы поставить диагноз «извращение», нужно иметь серьезные основания, чаще всего этот термин употребляют лишь для обоснования деяний, совершенных с особой жестокостью, шокирующей даже психиатров, как, например, преступления серийных убийц. Однако, говорим ли мы об утонченной агрессии, о которой я собираюсь рассказать в этой книге, или о серийных убийцах, и в том и в другом случае речь идет о «хищничестве», то есть о действии, целью которого является подчинение себе чужой жизни. Слово «извращенный» шокирует, внушает беспокойство. Оно соотносится с суждением о достоинстве, а психоаналитики отказываются от суждений, затрагивающих это понятие. Должны ли они в связи с этим мириться со всеми проявлениями извращенности? Не ставить диагноз «извращение» - это серьезный проступок, который обезоруживает жертву, что, в свою очередь, может вызвать ответную агрессивную реакцию, но уже со стороны жертвы в адрес ее преследователя.

Психологическое или эмоциональное насилие в отличие от физического насилия не всегда очевидно как для окружающих, так и для самих участников отношений. Часто оно протекает в скрытой форме и воспринимается как нечто нормальное. При этом эмоциональное насилие может поразить любые отношения, не только супружеские и партнерские, но и детско-родительские, и даже дружеские.

Агрессором в таких дисфункциональных отношениях может выступать, как мужчина, так и женщина, о чем говорят данные многих исследований. В любом случае, эмоциональное насилие и дисфункциональные отношения крайне разрушительны для самоуважения и самооценки человека.

Эмоциональное или психологическое насилие заключается в таком стиле взаимоотношений, при котором агрессор постоянно унижает, оскорбляет, критикует, стыдит, запугивает и манипулирует жертвой с целью получения контроля над другим человеком и поддержания собственной неустойчивой самооценки. Эмоциональное насилие автоматически не влечет за собой физическое насилие, но в большинстве случаев предшествует ему.

Причины поведения агрессора кроются в его личной травматизации. Агрессорами часто становятся именно те, кто сами в детстве страдали от эмоционального насилия. Их переполняет неуверенность в себе, подавленный гнев, тревога, депрессивные установки и ощущение беспомощности.

Агрессоры не имеют представления о том, что такое здоровые отношения, который закладываются в родительской семье, и не умеют справляться с негативными эмоциями иначе, чем доминируя и подавляя партнера. В большинстве случаев эмоциональное насилие характерно для людей с нарциссическим личностным расстройством, пограничным или антисоциальное расстройством личности.

Жертва часто не осознает своей жертвенной позиции , также имея опыт дисфункциональных и травматичных отношений в детстве. Этому «способствуют»:

  • ​Различные защитные механизмы психики. Например, один из самых распространенных - отрицание, когда человек не допускает в сферу сознательного негативные переживания, просто «проглатывая» эмоциональную агрессию в свой адрес.
  • Слабые и проникаемые личностные границы. Человек не вполне осознает, чего хочет он, а что от него требуют другие. Он легко пренебрегает своими потребностями в угоду желаний окружающих, не может сказать «нет», легко поддается манипуляциям.
  • Алекситимия. Человек с трудом понимает и описывает как свои эмоциональные состояния, так и чужие. Вследствие этого он легко заражается чужими эмоциями, например, страхом, тревогой или гневом, что опять же делает его уязвимым для манипуляций.

Как проявляется психологическое насилие в дисфункциональных отношениях?

Агрессор постоянно унижает и осмеивает жертву один на один и в присутствии других людей. Агрессор заставляет чувствовать жертву некомпетентной, неумелой и бездарной. Он указывает на ее реальные и мнимые недостатки, вызывая у жертвы чувства стыда и смущения. Агрессор дает неприятные клички и прозвища жертве. Если жертва пытается что-то возразить против нелестных замечаний, то агрессор убеждает ее, что она «принимает все слишком близко к сердцу».

Жертва старается всеми мысленными и немыслимыми способами предугадать, что расстроит агрессора, и пытается предотвратить это. Но поведение агрессора остается для жертвы непредсказуемым и любое слово, действие или какое-то внешнее событие может вызвать шквал критики и оскорблений в адрес жертвы.

Агрессор систематически пренебрегает чувствами жертвы. Он игнорирует мнение, потребности и нужды жертвы. Агрессор контролирует все сферы ее жизни. Сюда можно отнести не только финансовую зависимость, но и зависимость жертвы в выборе того, как провести время, с кем общаться, во что одеваться, какие фильмы смотреть. Жертва вынуждена просить разрешения при принятии любых решений.

Жертва не может обсуждать проблемы в отношениях с агрессором, так как любое адекватное замечание воспринимается агрессором враждебно. Жертва чувствует себя беспомощной и загнанной в ловушку. Она парализована страхом и неуверенностью в себе. Жертва не представляет, как будет жить вне дисфункциональных отношений.

В дисфункциональных отношениях отсутствует эмоциональная близость, так как нет базового условия для ее возникновения - чувства безопасности. Именно в этом проявляется дисфункция, то есть нарушение, отношений, так как задача образования любой пары (муж-жена, родитель-ребенок, друзья) является формирование близости.

Первым шагом в решении любой проблемы является ее осознание. Для этого жертве требуется пробиться через собственные защитные механизмы и распознать признаки того, что она находится в дисфункциональных отношениях и подвержена эмоциональному насилию.

Что делать человеку, который понял, что находится в дисфункциональных отношениях и страдает от эмоционального насилия?

Выхода всего два.

Первый, жертве совместно с агрессором следует обратиться за помощью к психологу. Процесс оздоровления отношений займет время, скорее всего, много времени. Но, если агрессор все же согласится на психологическую помощь, то качество жизни пары улучшится довольно быстро.

Второй выход - это завершение дисфункциональных отношений, которое, конечно же, требует огромных моральных сил от жертвы. В данном случае также рекомендуется обратиться к психологу, дабы не наступить на подобные грабли повторно. И проработать те психологические трудности, которые так долго держали человека в дисфункциональных отношениях.

В любом из двух предложенных вариантах жертве (а в первом варианте и агрессору) потребуется мобилизовать все свои ресурсы, чтобы начать путь к самоуважению и достойным отношениям. Поэтому вот несколько советов жертве для того, чтобы сделать этот важный шаг к психическому благополучию.

  • Установить границы. Сказать агрессору, что она больше не будет терпеть крики и оскорбления. Жертве следует позаботиться о безопасном (в психологическом и физическом смыслах слов) месте, где она может уединиться в случае конфликта с агрессором.
  • Позаботиться о своих нуждах. Жертва должна перестать думать о том, как сделать приятное для агрессора, а должна найти способы, как реализовать собственные потребности. Это не только базовые потребности во сне, еде и отдыхе, что тоже важно. Но и организовать время для встречи с друзьями и близкими. Посвятить время себе и своим интересам.
  • Сохранять спокойствие. Обычно агрессор знает болевые места жертвы и легко провоцирует ее на ссоры. Поэтому жертве следует эмоционально не вовлекаться в дискуссию, не стараться оправдаться или успокоить агрессора.
  • Разграничить ответственность. Жертва должна понять, что эмоциональное насилие - это вопрос личного выбора агрессора, а терпеть это насилие - это выбор самой жертвы. Жертва не виновата в том, что агрессор так себя ведет. Жертва не может изменить агрессора. Но она может изменить свои отношения с этим человеком и прекратить психологическое насилие.
  • Найти помощь и поддержку. Агрессор часто препятствует общению жертвы с другими людьми, потому важно восстановить прежний круг общения с теми людьми, которые позволяют жертве почувствовать себя нужной и ценной.
Вышеприведенные советы кажутся самоочевидными, но одновременно невыполнимыми в ситуации эмоционального насилия. Но надо понимать, что агрессор не так страшен, как кажется. Надо понимать, что в глубине душе он раним и неуверен в себе. Обычно агрессор не вступает в конфликт с тем, от кого веет уверенностью и силой. Он никак не готов встретить отпор со стороны жертвы, что дает ей определенное преимущество.

Извращенное общение.
Основная цель морального насилия - заставить человека сомневаться в себе и других людях, сломить его волю. Жертвами морального насилия становятся люди, которые оказываются рядом с агрессором и обращают на себя его внимание какими-то своими достоинствами, который тот хочет присвоить. Либо это люди, которые причиняют ему неудобство. Они не имеют какой-то особенной склонности к мазохизму или депрессии изначально
. В целом, можно сказать, что в каждой личности есть доля мазохизма, которую можно активировать, при желании.
Эти люди позволяют обольстить себя, не подозревая, что партнер может быть разрушителем до мозга костей. В их представлениях о мире это просто не прописано.
Производят впечатление наивных и доверчивых. Не скрывают свою эмоциональность, и этим вызывают зависть у агрессора.
Имеют низкую самооценку и склонны испытывать чувство вины. Восприимчивы к критике.
Сомневаются в себе и своих взглядах. Проявляют уязвимость и неуверенность в собственных способностях.
Очень привязаны к отношениям, есть большое желание отдавать.
Эти качества увеличивают вероятность оказаться в отношениях с абьюзером и стать мишенью для извращенного общения.
Извращенное общение можно распознать по следующим признакам:
* презрение и сарказм, который скрывается под видом шутки. Подтрунивание при посторонних, сомнение в способности человека мыслить и принимать здравые решения. Раздраженные вздохи, косые взгляды, обидные замечания. Боль от подобного обращения подвергается насмешке, жертва выставляется параноиком. Ей приклеиваются ярлыки - истеричка, душевнобольная, ненормальная.
* постоянное ущемление достоинства - нападающий убеждает партнера, что он ничего не стоит, до тех пор, пока он сам в это не поверит.
* ничего не называется своими именами. Агрессор уходит от прямого ответа на вопрос, не признает конфликта, высмеивает чувства и боль другого.
* для захватчика жертва - объект, а "с Вещами не Разговаривают". Во взаимодействии нет никакого диалога, есть указания сверху. Это способ показать, что партнера, как равного, не существует. Агрессор представляет все так, как будто он один владеет истиной, все знает лучше. При этом, в разговоре его аргументация часто несвязна и нелогична, ее цель - уведение в сторону от решения вопроса. Он всегда находит способ оказаться правым и обвинить другого.
* он может обращаться с заведомо невыполнимыми просьбами, чтобы иметь еще больше оснований для критики.
* чаще всего агрессия проявляется не напрямую, а через, так называемую, холодную враждебность. Агрессор говорит холодным равнодушным голосом, при этом его тон временами может нести в себе скрытую угрозу и заставлять беспокоиться. Он реальную информацию скрывает. Для этого использует намеки, домыслы, а то и откровенную неприкрытую ложь.
* поведение агрессора ставит жертву в тупик. На словах - одно, на деле - другое. Он может сказать, что согласен с предложением, но мимикой показать, что это лишь видимость. В результате жертва не может точно определить, что она чувствует и чему верить, перестает доверять себе, все больше обвиняет себя и пытается оправдаться.
Одним из характерных признаков общения агрессор - жертва является смещение вины. Виноватой себя чувствует только жертва, агрессор с этим чувством не соприкасается, проецируя его на партнера.
Близкие отношения с такими людьми две стадии проходят.
Сначала идет стадия обольщения. Агрессор ведет себя так, чтобы жертва им восхищалась. И со стороны кажется, что это большая любовь, которой просто невозможно сопротивляться. Тревожными сигналами в конфетно - букетный период могут стать:
- Постоянное напряжение одного из партнеров. Внутренняя необъяснимая тревога. Вроде все хорошо, но "Что-то не то".
- Сильное попадание под влияние партнера, потеря свободы. Под видом заботы - постепенная изоляция партнера от его прошлых кругов общения. В идеале, если жертва останется совсем одна, без поддержки друзей и близких. Тем самым сводится к нулю возможный бунт.
Моральное насилие в отношениях: спокойно и тихо агрессор не уйдет!
На этой стадии происходит дестабилизация жертвы, потеря веры в себя. Она ищет признания и одобрения и платит за это подчинением все более ужесточающимся требованиям агрессора. Сначала она делает это из желания доставить удовольствие или утешить, а потом из страха. Агрессор сталкивает жертву с ее детской уязвимостью и травмами, которые интуитивно чувствует и тем самым, обретает контроль над ней.
Жертва склонна оправдывать поведение партнера: "он ведет себя так, потому что несчастен. Я исцелю и успокою его своей любовью". Думает, что партнер поступает плохо по отношению к ней из-за недостатка информации или понимания: "Я ему все Объясню, он Поймет и Извинится". Находится в поиске слов, которыми можно донести до партнера то, что она хочет, не понимая, что агрессор этого знать не хочет. Она запасается терпением и думает, что все может простить.
Конечно, она не может не замечать и постоянно закрывать глаза на "Весьма Странное" поведение партнера, доставляющее ей столько боли. И, вместе с этим, жертва продолжает его идеализировать в других аспектах. Например, отмечает его работоспособность, ум, качества родителя, эрудированность, умение произвести впечатление, чувство юмора и т. д.
Старается приспособиться, понять, чего добивается агрессор и свою долю ответственности во всем этом. Она логическое объяснение поведению партнера ищет. И остается в отношениях, надеясь, что он изменится.
Стадия обольщения может длиться несколько лет. Когда воля жертвы парализована и защитить себя она уже не может, отношения переходят во вторую стадию - открытого насилия.
"Полезная Вещь" превращается в опасного противника, а зависть переходит в ненависть. В ход идут оскорбления, удары "Ниже Пояса", высмеивание всего, что дорого партнеру. Жертва постоянно находится в ожидании агрессии - презрительного взгляда, ледяного тона. Когда она пытается говорить о своих чувствах, основная реакция агрессора - заставить ее замолчать. В своем противостоянии жертва чувствует себя очень одинокой, окружающие часто не понимают ее - ведь со стороны все выглядит прилично.
В силу невозможности доверять себе, жертва чувствует замешательство, которое порождает стресс и еще больше препятствует сопротивлению. Она жалуется на постоянную подавленность, пустоту в голове, невозможность сосредоточиться, утрату жизнеспособности и непосредственности. Все больше сомневается в себе и своих способностях.
Она все еще думает, что сможет растворить ненависть в своей любви. Но для агрессора ее доброжелательность и всепрощение выглядит как превосходство, поэтому подобная тактика вызывает еще большую волну насилия. А вот если жертва вышла из себя и проявляет открытую ненависть, он радуется, так как его проекция подтверждается. Партнер действительно плох и достоин того, чтобы его "Перевоспитывать". Это еще один повод вину на другого переложить.
В результате жертва оказывается в ловушке - если она сопротивляется, то выглядит агрессором, если не сопротивляется, терпит разрушительное воздействие. Агрессор может выглядеть не слишком заинтересованным в отношениях, но если жертва начинает ускользать, он начинает ее преследовать и крайне сложно отпускает. В том случае, если же ей больше нечего ему дать, тогда она становится объектом открытой ненависти. Спокойно и тихо агрессор уйти не может. Ему важно сохранить свое ощущение "я - ок" и не соприкоснуться с темными сторонами своей личности, поэтому он демонизирует партнера, чтобы на этом фоне остаться "в белом пальто".
Агрессор не признаваемую ненависть с самого себя на партнера переносит. Вытесняя ее вовне, он создает комбинацию треугольника. Чтобы полюбить другого партнера, ему надо возненавидеть предыдущего. При этом, при расставании, он часто затягивает тяжбы, чтобы сохранить отношения с предыдущим партнером хотя бы в таком виде, удержать контакт и свою власть над ним.
В результате взаимодействия с агрессором жертва остается один на один с очень тяжелыми чувствами.
Сначала это растерянность и обида. Она ожидает извинений, но их не будет.
Когда потерпевшая сторона осознает, наконец, то, что с ней произошло, она испытывает шок. Она чувствует, что ее обманули, ощущает себя жертвой какого-то мошенничества. И, вместе с этим, до конца как - будто не может поверить, что такое может произойти именно с ней.
После шока приходит апатия и депрессия - слишком много чувств было подавлено. На этом фоне жертва может начать обвинять себя. Теряет самоуважение, стыдится своего поведения, упрекает себя в том, что так долго терпела: "я должна была это увидеть раньше! ", "Я должна была защищать себя".
Может подключиться психосоматика: начаться проблемы с желудочно-кишечным трактом, пищеварением, сердечно-сосудистые или кожные заболевания.
Лишь в том случае, если вы обнаружили, что выше описаны ваши близкие отношения, велика вероятность того, что единственный выход из них - это расставание.
* проанализируйте ситуацию без чувства вины. Отдайте ответственность агрессору за его поведение. Вы не виноваты в том, что с вами поступали таким образом. Вы - пострадавшая сторона.
* признайте, что любимый человек представляет угрозу. И эффективно защищаться можно только выйдя из-под его влияния.
* максимально отстранитесь от агрессора физически. Найдите поддержку для себя в других людях или в общении с психологом.
* хорошо, если кто-то из незаинтересованных лиц поможет вам посмотреть на ситуацию со стороны, чтобы увидеть ее максимально объективно.
* помните, что любые изменения в поведении жертвы вызывают всплеск агрессии и провокаций. Позаботьтесь о своей безопасности.
* перестаньте оправдываться и поймите, что любой диалог бесполезен. Таким образом, если вы хотите о чем-то договориться с партнером, делайте это в присутствии третьего лица и фиксируйте все письменно. Это не дает гарантий, но увеличивает вероятность соблюдения договоренностей.
* разрешите себе злиться на агрессора и выплескивать этот гнев в безопасной обстановке. Не на агрессора, конечно. Вам важно, чтобы вышли эмоции, которые очень долго подавлялись. Бейте подушку, кричите, топайте, выписывайте свои чувства на бумагу - любые безопасные способы подходят.
* дайте себе время, чтобы прийти в себя и вернуть самоуважение. Этот опыт помог вам стать сильнее, лучше разбираться в людях. Возьмите из него все ценное, что в нем было, и отпустите ситуацию. Гончарук Екатерина.

По публикации Клёциной И. С. "Психологическое насилие в гендерных межличностных отношениях: сущность, причины и последствия" (Кафедра психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена)

В обыденном сознании феномен насилия отождествляется, как правило, с агрессивными действиями, включающими использование физической силы. Однако в ситуации насилия как разновидности агрессивного поведения, целью которого является причинение вреда другому человеку, наряду с действиями физического характера имеют место и такие разновидности насилия, как сексуальное, экономическое, психологическое.

Психологическое насилие – это воздействие, направленное на близкого человека с целью установления над ним своей власти. Для этого систематически используются такие средства, как:

Упреки и брань;
пренебрежительное отношение;
запугивание;
оскорбления и высмеивание;
контроль над деятельностью, над распорядком дня, над кругом общения;
принуждение к исполнению унижающих действий.

Психологическое насилие – это насилие, заключающееся в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов. Кроме термина «психологическое насилие» в научной литературе можно встретить еще такие близкие по смыслу понятия, как «психологическая агрессия » и «эмоциональное насилие ».


Психологическое насилие присутствует практически во всех других случаях насилия в семье, но его трудно диагностировать. Если все остальные формы насилия легко определяются, поскольку имеют четкие физиологические последствия, то явные признаки психологического воздействия видны редко, а последствия при этом могут быть чрезвычайно тяжелыми. Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняет их классифицирование. Кроме того, психологическое насилие довольно часто выступает не само по себе, а вместе с другими видами насилия.

Показателями существования психологического насилия в отношениях мужчин и женщин являются часто испытываемые одним из партнеров в процессе общения такие чувства, как: напряжение, тревога, неуверенность в себе, бессилие, зависимость, безысходность, чувство вины, страх, бесправие, неполноценность.

Формы проявления психологического насилия

По своему смысловому наполнению психологическое насилие соответствует следующим способам психологического воздействия :

Явное или прямое доминирование
- манипуляция.

Доминирование – это отношение к другому человеку как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Открытое, без маскировки, императивное воздействие - от насилия, подавления до внушения, приказа.

В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и принять цели, не согласующиеся с собственными устремлениями и желаниями. Доминантная позиция включает такие проявления в поведении, как: уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Такой человек стремится к соперничеству, ему присуще презрение к слабости и выражена потребность в силе ради нее самой. В общении он редко поддерживает собеседника, как правило, использует инструментальный стиль вербальной коммуникации, часто игнорирует точку зрения собеседника, стремится найти понимание только своих проблем, принижает значимость партнера (например: «Ты говоришь глупости!»), невнимательно слушая, спешит дать ему советы, оценить его действия, побуждает к немедленному и необдуманному действию.

Сравнение особенностей отношений в семьях доминантно-зависимого и партнерского типов

Доминантно-зависимая модель отношений в семье:
- неравномерное распределение власти, злоупотребление властью;
- руководство, которое базируется на силе;
- ригидность и жесткость исполнения ролей в семье;
- полотипизированные семейные обязанности, сегрегация интересов членов семьи;
- деструктивный способ разрешения конфликтов;
- неудачи и ошибки скрываются, осуждаются, подвергаются обструкции, часто вспоминаются;
- отсутствие уважения к личным делам, интимным сторонам жизни, тотальная подконтрольность поведения;
- ощущение незащищенности, одиночества, переживание чувства вины, тревожности депрессии;
- закрытость семейной жизни, отгороженность от социума;
- воспитание детей в условиях гиперконтроля, подчиненности.

Партнерская модель отношений в семье:
- кооперативный вариант использования власти;
- руководство, базирующееся на авторитете;
- взаимозаменяемость ролей в семье;
- гибкий вариант распределения семейных обязанностей и видов деятельности;
- конструктивный способ разрешения конфликтов;
- неудачи и ошибки не скрываются, обсуждаются без упреков, прощаются, забываются;
- уважение к личным делам, интимным сторонам жизни, без посягательства на индивидуальную сферу жизни без разрешения;
- восприятие семьи как безопасного убежища, где приобретается уверенность в себе, исчезают сомнения, тревожность, улучшается настроение;
- открытость семейной жизни для социума;
- воспитание в условиях расширения автономии ребенка, его полноправного участия в принятии коллективных решений и самовыражения.

В семьях доминантно-зависимого типа факты психологического насилия становятся нормой. Часто в таких семьях именно мужчина исполняет роль главы семьи. Он «заботится» о жене, принимает решения и в праве применить силу для наказания партнерши, которая, по его разумению, ведет себя не так, как положено. В соответствии с этими взглядами женщине отводится пассивная роль в жизнеобеспечении семьи. Ей внушается мысль, что ответственность за все домашние невзгоды лежит на ней: будь жена более покладистой, все было бы в порядке, указывают, на то, что жена должна уметь угодить мужу, т.к. «не бывает плохих мужей, а бывают плохие жены».

Отношения, в которых присутствует насилие, характеризуются следующими проявлениями: страхом жертвы по поводу настроения партнера; страхом самостоятельно принимать решения, чтобы не вызвать гнев партнера; чувством подавленности и несчастья, частыми слезами жертвы; унижением жертвы в присутствии друзей или семьи.

В отношениях партнерского типа другой человек воспринимается как равный субъект, который имеет право быть таким, каков он есть.

Еще один способ психологического воздействия, в котором большую роль играет психологическое насилие - это явление манипуляции в межличностных отношениях. Если при доминировании насилие проявляется в открытой форме, то при манипуляции насилие не выражено явно, оно существует в скрытом, завуалированном виде.

Манипуляция – вид психологического воздействия, при котором один участник (манипулятор) намеренно и скрыто побуждает другого (адресата манипуляции) принимать решения, совершать действия и испытывать эмоции, необходимые для достижения манипулятором собственных целей. При манипуляции также как и в случае доминирования один из партнеров (манипулятор или подавитель) подчиняет чувства и действия другого партнера своим целям, планам и желаниям. Другой партнер вроде бы и добровольно, без видимого принуждения совершает те или иные действия и поступки, однако психологические состояния, испытываемые им, близки к чувствам и эмоциям, переживаемым в ситуациях психологического доминирования. Это такие состояния как: состояние тревоги; чувство униженности и обиды; ощущение, что тебя контролируют и использовали, т.е. обошлись с тобой как с вещью.

Скрытность манипулятивного воздействия обеспечивается использованием таких психологических приемов (уловок), как:

Собственное возвышение или самовосхваление, что является косвенным приемом принижения партнера;
выведение из равновесия партнера; для этого используются насмешки и несправедливые обвинения, а когда партнер «вспылит», акцентируется внимание на его «недостойном» поведении и продуцируется чувство вины с побуждением исправить свое поведение;
лесть и восхваление партнера, демонстрация стремления угодить ему и как следствие, ожидание ответных соответствующих действий;
утаивание нужной для человека информации, чтобы вызвать у него состояние нервозности, неопределенности, которое ведет к менее обдуманным действиям и др.

Отличительными для манипулятивного воздействия являются следующие три признака :

Во-первых, неизменно присущий всякому манипулятору признак – это стремление овладеть волей партнера .Манипулятор всегда будет стремиться поставить человека в подчиненное, зависимое положение. Эту зависимость он будет черпать в слабостях человека, т.е. его страхах и переживаниях (например, переживания из-за невысокого роста у мужчин и полноты у женщин), желаниях, от которых человек не свободен (например, желание у мужчин признания и славы в соответствии со стереотипом о необходимости социальной успешности для «настоящего мужчины» и желание любви и благополучия в семейных отношениях у женщин в соответствии со стереотипом о высокой ценности семейной самореализации для «настоящей женщины»).

Второй признак, отличающий манипулятора – это обман и лицемерие в поведении . У человека возникает стойкое ощущение, что его партнер что-то не договаривает, «темнит», вызывает настороженность смущающее заискивание и выраженное стремление угодить. Женщины для того, чтобы добиться от мужчины нужного им поведения, часто утрированно демонстрируют свою слабость, несчастность, беспомощность, неспособность и неумелость в каких-либо делах или вопросах. Также распространен манипулятивный прием, в соответствии с которым женщины превозносят способности и состоятельность мужчин, чтобы «раскрутить» их на нужные поступки и действия (например, покупку дорогих подарков, оплату развлечений и поездок: «Если любишь, докажи», «Мужчина должен зарабатывать, а женщина – тратить»).

Третье отличие манипулятора обнаруживается в его суждениях, где будет звучать призыв к не к объединению, а к отъединению . Он будет убеждать бороться «за место под солнцем», обосновывать необходимость позиции силы – «чем больше твоя сила и способность контролировать других, тем выше ты поднимаешься как хозяин положения» и др. Например, к таким приемам прибегают женщины, использующие психологическое воздействие на своих партнеров, с целью заставить их прикладывать максимум усилий для продвижения по карьерной лестнице, в то время как для мужчин эта цель может и не являться значимой.

Последствия для личности проявлений психологического насилия

Повторяющееся насилие ведет к значительным психологическим страданиям, посттравматическому стрессу, депрессии, непреходящему чувству страха, а иногда и к более серьезным последствиям, таким как попытки суицида. Результатом данного вида насилия также может стать обострение хронических соматических заболеваний и появление психосоматических заболеваний. Кратковременными последствиями психологического насилия является комплекс негативных переживаний (чувства униженности, обиды, вины, страха; состояния тревоги, неуверенности в себе, зависимости и бесправия). Хроническая депрессия, самодеструктивные тенденции, трудности функционирования в рамках супружеской и родительской ролях – все это относится к долговременным последствиям психологического насилия.

Многие практические психологи и психотерапевты, работающие с женщинами, пострадавшими в результате насилия, считают, что психологические последствия домашнего насилия гораздо серьезнее, чем переживания по поводу агрессии со стороны, например, хулиганского нападения на улице.

У человека подвергающегося систематическому психологическому насилию развивается модель образа жизни жертвы и формируется состояние «готовности» реализовывать эту модель в течение своей жизни. Характерными чертами образа жизни жертвы являются следующие аспекты:

Искажение образа Я, обвинение себя за происходящее, снижение чувства собственной ценности и значимости;
чувства страха и беспомощности как доминирующие чувства; при этом, мир воспринимается как двусмысленный, неопределенный и всегда опасный;
открытость, хрупкость и неопределенность границ собственного Я, не способность вовремя идентифицировать различные формы насилия; неспособность установить пределы и ограничения;
депривация базовых потребностей (неудовлетворение потребности в любви, принятии, понимании, принадлежности);
выраженное стремление к близости, синдром эмоциональной зависимости (созависимости): сверхпотребность в любви, страх потерять объект привязанности, зависимость, неуверенность в себе и в других, отрицание собственных потребностей;
подавление или обесценивание собственных чувств и переживаний, нарушение способности наслаждаться жизнью, нарушение способности к установлению эмоциональной близости, синдром «аффективной тупости» (отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, отвержения себя и других).

Причины психологического насилия

1. Личностно-семейная модель.
2. Социокультурная модель.

1. Личностно-семейная модель , имеет несколько основных разновидностей:

Теория врожденного инстинкта агрессивности . Согласно этой теории агрессия и насилие возникают потому, что человеческие существа генетически «запрограммированы» на подобные действия.

- Психоаналитический подход , в соответствии с которым неудовлетворение базовых потребностей в раннем детстве проявляется в проблемном поведении во взрослом возрасте. Если в раннем возрасте ребенка постоянно контролировали, не давали проявить ему свою самостоятельность, не удовлетворили его (ее) потребность в признании и эмоциональной привязанности, то во взрослой жизни такой человек будет стремиться властвовать над другими, т.к. страх потери близкого взрослого партнера будет побуждать стремление подчинить себе его (ее).

- Необихевиористский подход – «выученное» неправильное поведение, в русле которого существует гипотеза о межпоколенной передаче насилия.

2. Социокультурная модель и ее разновидности.

- Подход радикального феминизма . Феминистский анализ насилия в отношении женщин сводится к критике патриархата, понимаемого как господство мужчин над женщинами. Мужская власть является основной характеристикой общественных и межличностных отношений, в которых подавляются женщины. Насилие над женщинами - это следствие проявления мужского доминирования в обществе и семье, результат гендерного неравенства. Психологическое насилие выступает как способ контроля над женщинами, сохранение их в подчиненном положении в соответствии с традиционной системой взглядов и представлений.

- Подход социалистического феминизма . Низкий общественный статус женщин - отражение классовой капиталистической системы и структуры семьи, существующей внутри этой системы. Социалистический феминизм утверждает, что подавление женщин функционально для капитализма, так как он поддерживается неоплачиваемым трудом женщин, которые также служат резервной рабочей силой, используемой только при необходимости. Сама семья, в которой муж выступает как единственный кормилец жены и детей, также способствует стабилизации капиталистического общества. Первоначально жена зависит от мужа только экономически, но вскоре это оборачивается эмоциональной зависимостью и пассивностью. Она боится потерять экономическую безопасность, поэтому он приобретает над ней полную власть. А мужчины боятся потерять работу, и накопившееся напряжение (стресс и чувство депривированности) «выплескивают» на своих жен, пытаясь обрести чувство внутреннего равновесия.

- Гендерный подход . Гендерный подход, разрабатываемый при изучении межполовых отношений как критика традиционных представлений о необходимости и целесообразности дифференциации ролей, статусов, позиций мужчин и женщин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности людей, ориентирован на анализ систем доминирования/ подчинения и провозглашает идею равноправия мужчин и женщин в сфере формальных и неформальных отношений. Ни у мужчин, ни у женщин нет оснований подавлять и подчинять себе друг друга, поэтому никакие виды насилия в межполовых отношениях неприемлемы. Отношения между мужчинами и женщинами должны выстраиваться на основе равенства позиций, паритета, учета целей и интересов друг друга.

Еще одной весьма значимой причиной бытового насилия со стороны мужчин являются трудности социальной жизни , т.е. жизненные обстоятельства (безработица, низкие заработки, низкостатусные виды деятельности), не позволяющие им утвердиться в своей традиционной мужской роли социально приемлемым способом. Когда мужчина не соответствует одному из аспектов традиционной мужской роли (профессиональная успешность, достойный социальный статус, материальное благополучие), он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем самым, компенсируя свою несостоятельность.

Итак, психологическое насилие – это весьма распространенное явление в межличностных отношениях мужчин и женщин. Его последствия для личности являются не менее травматичными, чем другие виды насилия, например, физическое. Главная цель любого насилия – это обретение власти над другим человеком, а психологическое насилие в близких отношениях – это один из способов обретения власти над партнером.



Вверх