Прощание с матерой проблема общества. Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина "Прощание с Матерой"

Размышления над социальным аспектом повести Прощание с Матёрой

В повести (1976) ведётся рассказ о событиях 50-60-х гг., когда по решению руководства страны на реке Ангаре, что в Сибири, возводилась Братская ГЭС. Этому грандиозному строительству сопутствовало ещё одно. Плотина, перегородив путь Ангаре, вы­нуждала людей на шаг, грандиозный по размаху и значимости: нужно было затопить разлившейся водой сотни километров пригодной для жизни территории, создав искусственное море.

В повести освещена жизнь островной деревни Матёры, ко­торая была расположена на острове посреди Ангары и имела то же название. В деревне и вокруг базировался совхоз, в котором десятилетия трудились и молодые, и старые жители. Жизнь текла своим порядком: старшие поколения сменялись моло­дыми, старые дома уступали место вновь построенным; и дома, и подворья богатели трудами своих хозяев. Судьба деревни показана через судьбу старшего поколения, стариков и старух, в чьей жизни запечатлелись черты биографии страны. Это старухи Дарья, Настасья со своим стариком Егором, Катерина с беспутным сыном Павлом. Есть и пришлые: безответная Сима с угрюмым внуком, к которому присохла душой. И дед Богодул, немногословный, суровый нравом, проживающий в заброшен­ном после колчаковцев бараке. Многие из старшего поколения не дождались своих сыновей после войны, а некоторые уже взрослые дети и внуки были настигнуты смертью из-за болез­ней и жизненных неурядиц. И остались старики, одинокие и се­мейные, доживать в Матёре в ожидании её последнего срока. Они возились с ребятишками, присматривали за огородами, по вечерам собирались для мирных бесед, для обсуждения своего житья-бытья. А среднее и молодое поколения трудились на большой земле, в городе и леспромхозовском посёлке, утверж­даясь в новых профессиях, осваивая иной, городской быт. Время было летнее, забот, связанных с землёй, множество. Нужно было убрать картошку на личных огородах и совхозном поле (в пер­вую очередь!), провести сенокос. Затопление предполагалось в середине сентября, и нужно было сделать очень многое: за­пастись сеном для коров, если удастся их пристроить на новом месте, собрать урожай, упаковать вещи, отделив необходимое от лишнего, а вещи приросли к людям, будь то нелепое корыто, или ружьё для охоты, или ненужная в эту пору гармонь.

Да, технический прогресс в обновлении жизни - процесс, объективно необходимый, но какой ценой он может быть до­стигнут? Вот и мудрая Дарья приходит к выводу, что торопли­вые, жадные до работы люди спешат, суетятся и в суматохе дней не могут остановиться и осмотреться, чтобы осмыслить счастье бытия, насладиться бесконечно дорогими моментами жизни. Да и не ясно, думает старуха, люди ли управляют работой или работа управляет людьми.

Переправлять на новое место людей, скот, вещи из домаш­него обихода дорого и хлопотно. Рушится сложившийся в те­чение десятилетий семейный уклад, разбредаются в поисках лучшей доли люди, ослабевают семейные связи.

А было ли должное внимание со стороны руководящих ра­ботников к жителям Матёры, а также к жителям ещё семидесяти деревень, подлежащих затоплению? Именно они и явились не­посредственными исполнителями государственных планов по преобразованию этих мест. Они - строители ГЭС, работники совхозов и леспромхоза, рабочие городских предприятий. Вот и построенный посёлок расположен на негодной для посевов земле. А где выращивать хлебные культуры? Ведь посёлок воз­ведён в пяти километрах от планируемого моря, которое могло бы сослужить добрую службу людям в будущем, если бы они жили рядом, а не вдали от него.

И экология посёлка не продумана: в подвалах домов полно воды, подворье в полторы сотки крохотное - где держать ко­рову и иную привычную живность? И хотя одинаковые дома и дворы создают картину порядка и стройности, не все пере­селенцы рады тому новому, что приходит в их жизнь. Выходит, бесценная Матёра, что вскормила не одно поколение, земля лишняя? Но ведь Бог, создавая землю, никому ни пяди не дал лишней. Значит, в этом величайшем по замыслу деле есть вто­рая, недобрая для людей сторона.

Стать классиком литературы еще при жизни доводилось далеко не всем из известных нам сегодня писателей. Валентин Григорьевич приобрел известность довольно быстро. Тяжелая судьба закалила характер Распутина. Он родился в 1937 году, в годы страшных репрессий. В конце 40-х в сибирской тюрьме погибает отец будущего писателя. Детство Валентина Григорьевича прошло в нужде и лишениях. Единственным, что спасало от тяжких раздумий и помогало выжить, стали книги. Любовь к литературе стала отправной точкой в выборе призвания. О своих школьных годах Распутин написал рассказ «Уроки французского». Прославился писатель повестями «Деньги для Марии» и «Последний срок» о непростой жизни людей в сибирской деревне. Со временем основным жанром творчества Распутина становится философская повесть.
Проблема смены старого и нового, нравственно-философские вопросы жизни затронуты в повести . Основная тема произведения – судьба отдельно взятой деревни, которая типична и проецируется на судьбу многих российских сел. Проблематика повести довольно обширна: человек и природа, культура и экология, смысл человеческой жизни и связь отцов и детей. В повести Распутин, используя прием аллегории, фольклорные и мифологические мотивы, создает образ Матеры – символа народной крестьянской России и ее истории.
Матерой называется и остров посреди Ангары, и деревня на нем. Корень слова «матера» – «мать», «матерый» означает «зрелый», «опытный». Кроме этого, в Сибири матерой называют центральное, самое сильное течение на реке.
Фабула повести следующая. Столичные чиновники приняли решение построить водохранилище, важный объект для народного хозяйства. Постройка плотины приведет к печальному и трагическому результату: Матера окажется под водой. Но план утвержден, и пользы от водохранилища именно в этом месте гораздо больше, чем от какой-то деревни.
Распутин обращает внимание на вымирание русской деревни. В Матере остались одни старики, за которых некому заступиться. В деревне негде учиться и работать, поэтому дети уезжают в большой мир.
Распутин рисует яркие и разнообразные характеры стариков (Анна, Дарья), изучает самые глубокие уровни человеческой души. Автор отмечает необычную на первый взгляд метаморфозу: к удивлению людей, когда-то мечтавших уехать в город, родные корни никуда не исчезают и становятся опорой и основой существования. Как будто сама земля дает силу своим детям, как былинным героям. Сын Дарьи Павел удивлен тем, «с какой готовностью смыкается вслед за ним время: будто не было никакого… поселка… будто никуда он из Матеры не отлучался. Приплывал – и невидимая дверка за спиной захлопывалась».
Души стариков обливаются кровью. Им некуда уехать из Матеры, из места, где они родились и где им не дадут умереть. Показательна сцена разрушения деревенского кладбища: она поражает даже горожан. Право людей жить в соответствии с традициями отнято у жителей Матеры. Жестокие законы города приходят даже в этот забытый уголок. С чувством безнадежности Дарья говорит: «Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодала она». Городская жизнь с ее правилами представляется Дарье страшным чудовищем.
Даже Хозяин острова, добрый дух, не может помочь жителям Матеры помириться друг с другом, со своей землей, победить бездушное постановление и спасти деревню.
«Прощание с Матерой» критики называют повестью-предупреждением. Не нужно много думать, чтобы разрушить многовековую связь с землей, сжечь дом или уехать за тридевять земель. Сложнее остаться при этом человеком, достойным уважения.

«Прощание…» было написано Валентином Распутиным в 1976 году, это время можно по праву назвать временем упадка и разрухи советской деревни. В ту пору шла активная кампания по уничтожению «неперспективных деревень», что вызывало у писателей-деревенщиков глубокую тревогу за традиции и своеобразный национальный уклад деревенской жизни, который вот-вот мог исчезнуть под влиянием города.

Так, в основу сюжета «Прощания с Матерой » В.Г Распутин положил реальную историю о строительстве гидроэлектростанции на реке Ангара, в результате которого оказались затопленными несколько окрестных деревень. Жителям этих мест волей-неволей пришлось переселиться в соседние города, переезд для большинства сельских жителей оказался очень болезненным и морально тяжелым.

Но кроме проблемы вымирания деревни В. Распутин в «Прощании…» поднимает и ряд других проблем. Это «вечные» проблемы нравственного характера: взаимоотношение поколений, память и забвение, совесть, поиск смысла жизни.

В. Распутин в своей повести показывает взаимосвязь нравственности народа с его прошлым и окружающими местами, малой родиной. В понимании писателя без малой родины человек не может жить по-настоящему, ведь родная земля дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. И поэтому отрыв человека от родной земли, корней, традиций для В. Распутина равносилен утрате совести. Это осознают пожилые герои повести, в первую очередь, главная героиня — старуха Дарья.

Эта носительница многовековых традиций не в силах навсегда расстаться с обжитым местом, ведь в избе, которой она прожила всю свою долгую жизнь, жили еще ее дед и бабка. В этих старых стенах прошло ее детство, радостные годы материнства и замужества, тяжелое время войны. Неслучайно образ дома в повести изображен, словно одухотворенный и живой. Другие старики также остаются верными родной Матере. В. Распутин приводит красочное сравнение стариков со старыми деревьями, которые взялись пересаживать. Весьма символична смерть, казалось бы, совершенно здорового старика Егора, которая происходит в первые недели после его отъезда из Матеры. Молодое же поколение, живя будущим, совершенно спокойно расстается с родными местами.

Так, сын Дарьи Павел понимает страдание старой матери, однако он не находит времени, чтобы помочь облегчить их (выполнив просьбу Дарьи о перевозе могил ее родни). А внук Дарьи Андрей оказывается и вовсе безразличным к горю пожилого поколения по родным местам, он уезжает на строительство платины, в результате которого и будет погублена Матера. Так происходит распад семьи, за которым, по мнению автора «Прощания…» логически последует крушение народа и всей страны. И оттого Матеру можно считать не только названием одной деревни, но и символическим наименованием страны и образа матери-земли, в целом.

В. Распутин хочет показать, что в корне неверно достигать новых целей (пусть и таких значимых, как развитие промышленности) ценой предательства своего прошлого, мотивируя это словами Дарьи: «У кого памяти нет, у того нет и жизни».
Таким образом, повесть можно назвать криком души о заглублении деревень и людей, которых насильно выселили с родных мест. «Прощание с Матерой» очень ярко показывает великое значение традиций в жизни каждого человека.

Началось строительство новой гидроэлектростанции на Ангаре, и многие маленькие деревушки, стоящие на ее пути, должны были исчезнуть с лица земли. Таково решение правительства. О том, как относятся к этому старожилы, живущие в этих деревнях, и написал свое произведение Валентин Распутин. Как ведет себя человек в таких ситуациях, какие нравственные ценности, в нем преобладают, покажет анализ произведения. Этот материал может использоваться на уроках литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1976 г.

История создания – Валентин Распутин как писатель, пишущий о деревне, сам родившийся и выросший в сибирском селе, испытывал большую тревогу за будущее исчезающих поселений, за сохранение древних традиций. Когда началось строительство ГЭС на Ангаре, и стали уничтожать маленькие деревушки, писатель не мог остаться в стороне, и написал «Прощание с Матерой».

Тема – Вымирание деревни, связь поколений, совесть, семейные отношения.

Композиция – Повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей. Происходит знакомство с главной героиней Дарьей, жителями деревни. Вся деревня живет в ожидании переезда, начинают жечь дома, и перевозят жителей.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

В «Прощание с Матерой» анализ произведения начинается с истории создания.

В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревушек должны были быть переселены в другие места, а сами деревни – затоплены.

Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжелым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.

Маленькие населенные пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.

Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.

Тема

Тема повести Распутина «Прощание с Матерой» – вырождение деревень, включающая в себе нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остается человеком, а кто превращается в «Петруху». Автор затрагивает проблемы взаимосвязи поколений , человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни.

Матера – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но, пока еще все идет по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг, ситуация изменится, и все пойдет по-прежнему, и они останутся жить на своей земле.

Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.

Наступает переломный момент и нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь с удовольствием жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.

Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь все свое, родное. На кладбище покоятся тела близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они грудью бросаются на его защиту.

Высокая идея нравственности , затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег, Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был ее защитой, в нем она прожила всю свою долгую жизнь.

Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым, и не выдержал, умер в первые недели переезда.

Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни, и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.

Композиция

С первых строк повести начинается знакомство с Матерой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.

Происходит завязка повести . Все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека. Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков. В ее речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал свое прошлое, у того нет и жизни.

Печальна и развязка повести , где Павел, сын Дарьи, осознает неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения «Прощание с Матерой» можно отнести к «деревенской прозе». Эту повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием реалистического направления. Деревенская проза включала в себя описание жизни и быта простых сельских жителей. В ней описывались насущные проблемы человека, их незатейливые запросы. Вместе с этим, писатели поднимали огромные проблемы по сохранению старых традиций, касающиеся памяти прошлого, связь поколений.

Проблемы нравственности в современной литературе. Для Распутина труд человека на земле, живущего в согласии со своей совестью, - основа мировой гар­монии. Автор касается многих нравственных вопро­сов в своей повести, рассматривает проблемы связи поколений, истории и памяти народа, но судьба Ма­теры - ведущая тема этого произведения. Прощание с миром праведников, с матерью-прародительиицей вырастает в миф о гибели крестьянского мира. Крое тьян никто не спрашивает, хотят ли они переселить­ся в другую деревню. Все вещи, необходимые на Ма- тере, в городе не понадобятся. Надо бросать все нажитое и уезжать.

Жители по-разному отреагировали на такое реше­ние. Матера стоит на Ангаре триста лет. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут представить, как это - расстаться с Матерой. Им до­рог каждый уголок, здесь похоронены их предки. Де­ревня вымирает. На Ангаре строят плотину для элек­тростанции, и деревня вместе с кладбищем будет затоплена. Это для многих как конец света. Главная героиня повести, старуха Дарья, не может покинуть свою избу, украшает ее перед тем, как уйти. Все ком­мунальные удобства в городе не стоят того, чтобы убить память о родной земле.

Дарья осуждает других, прежде всего своего сына Павла и невестку, грозится молодежи, что они еще пожалеют, что забыли свою историю и покинули землю. Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он считает, что наука важнее природы и они долж­ны переселиться. Только старики понимают, что им суждено утратить, молодежь же радуется же пересе­лению.

Связь поколений нарушается. Сама природа про­тив грубого, бесцеремонного вторжения; могучий царский листвень не смогли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Но природа не вечна. Разрушая ее, человек Творит зло, которое оборачивается против него само­го. Остров Матера - это символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет в согласии с Бо­гом и с природой.

Старухи во главе с Дарьей отказываются пересе­ляться в новый поселок и остаются до смертного часа охранять свою святыню - крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни, потому что перед затоплением санитарная бригада должна сровнять кладбище с землей. Они становятся свидетелями того, как поджигают дерев­ню, но не верят, что это был поджог. В голове у них не укладывается, что хозяин может сам сжечь свой дом. Избы для них - живые, старухи обряжают их, как покойников перед смертью.

Павел понимает, что плотина - это необходи­мость, но не может понять, как можно такое сотво­рить с поселком. Он навещает Дарью в смутной на­дежде узнать истинный смысл бытия, но этот мир уже погибает. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин острова, отчаянный крик которого завершает повествование.

Отношение к природе, к родным местам - это от­ношение к Родине, к своей истории. Строится новый поселок, но в нем нет силы, которой питала крестьян родная земля. Вырастает поколение безответствен­ных, безнравственных людей, не понимающих, что они творят.



Вверх