Произведения Распутина Валентина Григорьевича: «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний срок», «Пожар. Биография писателя - В.Г. Распутин Кто такой валентин распутин

Распутин Валентин Григорьевич, биография которого будет описана в данной статье, безусловно, является одним из столпов русской литературы. Его произведения известны и популярны у русских и зарубежных читателей. Давайте же ознакомимся с жизненной дорогой нашего великого соотечественника.

Родился писатель в селе Аталанка на Ангаре в 1937 году. Валентин Григорьевич Распутин, биография которого очень интересна и полна событий, часто вспоминает военные годы и голодное время, хотя он тогда был еще ребенком. Несмотря на это он называет свое детство счастливым: оно прошло в деревне, с ребятами он часто рыбачил и ходил в тайгу за грибами и ягодами.

В 1959 году Валентин закончил обучение в Иркутском университете, после чего стал работать журналистом в изданиях “Советская молодежь” и “Красноярский комсомолец”.

Уже в 1961 году было опубликовано его первое произведение - “Я забыл спросить у Лешки...” Сюжет рассказа такой: на лесоповале упавшая сосна задевает молодого Лешку, которого пешком сопровождают в больницу два друга, на руках у которых он умирает. Уже в первом рассказе писателя присутствуют характерные черты его творчества - природа как персонаж произведения, которая чутко реагирует на случившееся, и мысли героя о справедливости и судьбе. Далее последовало еще несколько ранних рассказов: “Рудольфио”, “Продается медвежья шкура” и “Василий и Василиса”.

Как вспоминает писатель, он был способным учеником и любил читать. После окончания четырех классов школы в деревне ему рекомендовали продолжить образование. Распутин Валентин Григорьевич, биография которого была частично отражена в одном из самых популярных его рассказов - “Уроки французского”, в мальчике, главном герое, во многом описал себя самого. Сюжет рассказа: мальчика одиннадцати лет отправляют из деревни в город, где есть восьмилетняя школа. Он одарен, и вся деревня надеется, что он станет образованным человеком. Однако время послевоенное, голодное. У мальчика едва хватает денег на редкую банку молока. Он начинает играть на деньги, об этом узнает его учительница французского языка. Решая помочь своему воспитаннику, она играет с ним на деньги дома, так как в долг мальчик их брать не хотел. По этому рассказу был снят художественный фильм.

В сборники произведений молодого писателя “Что передать вороне?” и “Век живи - век люби” вошли рассказы, повествующие о жизни людей на Байкале и природе.

В конце 1960-х в ряды Союза писателей СССР был принят молодой Распутин Валентин Григорьевич, биография которого пополняется новыми произведениями: “Деньги для Марии”, повестью “Последний срок” и многими другими. Отличительными чертами этих и всех последующих творений автора стали тема сибирской деревни, любовное описание жизни простого народа, традиций и нравственных конфликтов.

О своих бабушке и дедушке Распутин пишет в рассказе “Василий и Василиса”. Как признался писатель, образ его бабушки живет и в старухе Анне в произведении “Последний срок”, и в старой Дарье из “Прощания с Матерой”. Распутин Валентин Григорьевич, биография которого началась в русской деревне и всю жизнь была с ней тесно связана, признается, что истории жизней его односельчан и родного села есть почти во всех книгах.

В 1974 году была издана повесть “Живи и помни”, в которой писатель размышляет о том, как обычный деревенский житель Андрей Гуськов мог пойти на дезертирство и предательство. Благодаря этому произведению и повести “Пожар” Распутин дважды становится лауреатом Госпремии СССР.

В 2007 году орденом "За заслуги перед Отечеством" 3 степени за многолетнее творчество и активное участие в развитии российской литературы был награжден Распутин Валентин Григорьевич.

Биография краткая его была представлена здесь. По сей занимает активную гражданскую позицию, выступая за защиту природы и озера Байкал, он пишет статьи в газеты и журналы.

Валентин Григорьевич Распутин (15 марта 1937, с. Восточно-Сибирской области , РСФСР, СССР – 14 марта 2015, г. Москва, РФ) - писатель, представитель особого направления русской литературы - деревенской прозы. Герой Социалистического Труда (1987), лауреат премии Правительства РФ (2010), Государственной премии России (2012). (1986).

Энциклопедическая справка

С 1949 учился в сельской школе, впечатления этих лет легли в основу широко известного рассказа «Уроки французского». Окончил историко-филологический факультет (1959). Работал литературным сотрудником газеты « », публиковал очерки и заметки. Первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки...» опубликован в 1961 в . С 1962 короткое время живет в Красноярске. Первая книга рассказов и очерков «Край возле самого неба» вышла в в 1966. На Читинском семинаре молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока (1965) отмечен талант Распутина, он рекомендован в Союз писателей СССР. Большой успех у читателей получила первая повесть Распутина «Деньги для Марии». Критика отметила ее как переход Распутина от «таёжной романтики и поэтизации сильных характеров в их таинственном единстве с природой» к глубокому психологизму, который будет затем сопутствовать всему дальнейшему творчеству писателя. Распутин будет испытывать своих героев, подвергая их в каждой повести проверке совестью, деньгами, любовью к матери, верностью к дому и стране, отношением к миру и природе. Повесть «Последний срок» (1970) принесла Распутину всемирную известность. С начала 1970-х повести и рассказы Распутина выходят в многочисленных издательствах страны, переводятся на языки всех республик (ныне – «ближнего зарубежья»), выходят во многих европейских странах, в Японии, США. В 1977 за повесть «Живи и помни» Распутину присуждена Государственная премия СССР, в 1987 Государственная премия присуждена за повесть «Пожар». Распутин – член Правления Союза писателей СССР и РСФСР (с 1985), неоднократно избирался секретарём того и другого союзов, с 1994 – сопредседатель Правления Союза писателей России. В 1980-1990-е много работает в жанре публицистики, пишет очерки-размышления о судьбе заветных уголков Сибири. Его книга «Сибирь, Сибирь...» (1991), иллюстрированная снимками иркутянина Б. В. Дмитриева, стала тотчас же по выходе в свет библиографической редкостью. Избирался депутатом Верховного Совета СССР последнего созыва, был советником в Президентском совете при М. С. Горбачеве. Член редколлегий многих газет и журналов, входил в руководящие органы общественных движений, деятельность которых посвящена возрождению России. Инициатор и вдохновитель проведения в Иркутске ежегодных Дней русской духовности и культуры « » с 1994.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. 2011

Жил и работал в Иркутске и Москве. 12 марта 2015 был госпитализирован, находился в коме. Умер 14 марта 2015.

Герой Социалистического Труда (1987), два ордена Ленина (1984, 1987). кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени (1981), ордена Знак Почета (1971), ордена За заслуги перед Отечеством 3-й ст. (8 марта 2007), ордена За заслуги перед Отечеством 4-й ст. (28 октября 2002). Лауреат премии имени Фёдора Достоевского (1977, 1987), премии Александра Солженицына, литературной премии имени Сергея Аксакова (2005). премии Правительства РФ (2010), Государственной премии России (2012). Почётный гражданин (1986).

Имя Валентина Распутина присвоено Научной библиотеке ИГУ . В 2015 его имя присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа». В 2015 имя Валентина Распутина присвоено школе №12 в городе , в марте 2016 на фасаде здания школы установлена мемориальная доска в честь писателя. 19 марта 2015 имя Валентина Распутина присвоено средней школе № 5 в городе Урюпинске (Волгоградская область). Журнал «Сибирь» № 357/2 (2015) полностью посвящён Валентину Распутину. 15 марта 2017 в Иркутске был открыт его музей. 26 сентября 2017 в Иркутске открыт памятник Валентину Распутину.

Биографическая справка

Общественно-политическая деятельность

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Писатель занимает последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечные письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18.01.1989), «Письмо писателей России» (1990 год|1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение 43-х «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».

2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:

«В последние годы под знаменами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище - многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну. Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».

Распутин был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.

В 1989-1990 - народный депутат СССР.

Летом 1989 на первом съезде народных депутатов СССР впервые высказал предложение о выходе России из СССР.

В 1990-1991 - член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве. Комментируя в позднейшей беседе с В. Бондаренко этот эпизод его жизни, В. Распутин заметил:

«Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. […] Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».

В Иркутске Распутин содействует изданию газеты «Литературный Иркутск».

В 2007 Распутин выступил в поддержку Зюганова.

Семья

Отец - Григорий Никитич Распутин (1913–1974), мать - Нина Ивановна Распутина (1911–1995).

Супруга - Светлана Ивановна (1939–2012), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского , родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа. Умерла 1 мая 2012 в возрасте 72 лет.

Дочь - Мария Распутина (8 мая 1971 – 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории. Погибла 9 июля 2006 в результате авиакатастрофы , произошедшей в аэропорту Иркутска, в возрасте 35-ти лет.

Сын - Сергей Распутин (1961), преподаватель английского языка.

Сочинения

Повести

  1. Деньги для Марии (1967)
  2. Последний срок (1970)
  3. Живи и помни (1974)
  4. Прощание с Матёрой (1976)
  5. Пожар (1985)
  6. Дочь Ивана, мать Ивана (2003)

Рассказы и очерки

  1. Я забыл спросить у Алёшки... (1965)
  2. Край возле самого неба (1966)
  3. Костровые новых городов (1966)
  4. Вверх и вниз по течению (1972)
  5. Уроки французского (1973)
  6. Век живи – век люби (1982)
  7. Сибирь, Сибирь (1991)
  8. Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко) (2013)

Экранизации

1969 - «Рудольфио», реж. Динара Асанова

1969 - «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) видео

1978 - «Уроки французского», реж. Евгений Ташков

1980 - «Прощание», реж. Лариса Шепитько b Элем Климов.

1980 - «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов.

1981 - «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская

2008 - «Живи и помни», реж. Александр Прошкин.

Валентин Распутин. Биографический очерк

«Родился я в трехстах километрах от ,- рассказывает писатель,- в , что на . Так что я - коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, - ей забот, сколько помню, всегда хватало» (Вопросы литературы. 1976. №9).

Детство Распутина прошло в низовьях , в небольшой деревне Аталанке, которая впоследствии была перенесена на берег . С 1944 по 1948 учился в Аталанской начальной школе, с 1948 по 1954 в Усть-Удинской средней школе.

В 1954 поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета .

«В Москве откровенно говорят о том, что не знают, как поступить с Восточной Сибирью. Об этом говорилось на недавнем форуме в Иркутске. Похоже, что нас собираются передать каким-то государствам: продают карту наших полезных ископаемых, чтобы те знали, где и что у нас добывать. Это не сказки, это точно. Тысячи китайцев переходят сюда, селятся, работают, обживаются. В Благовещенске уже не знают, куда от них деваться. Перспективы очень безрадостные... Игры в справедливость, разговоры о правах человека... Какие права человека - здесь людей с родной земли, с родных могил гонят!»

Литература

  1. Русское Устье // Распутин В. Сибирь… Сибирь… : очерки. - М., 1991. - С.221-264
  2. Распутин В. На Индигирке, рядом с океаном // Розовая чайка. - 1991. - № 1. - С.195-201.
  3. Распутин В. Русское Устье: Из книги «Сибирь, Сибирь…» // Писатель и время: Сб. документ. прозы. - М., 1989. - С.4-50.
  4. Распутин В. Русское Устье: Из книги «Сибирь, Сибирь…» // Наш современник. - 1989. - № 5. - С.3-40.
  5. Валентин Распутин. Дочь Ивана, мать Ивана. Повесть // статья из журнала «Наш современник». - 2003. - № 11.
  6. Чупринин С. Русская литература сегодня. Новый путеводитель. - М., 2009.
  1. У нас - Поле Куликово, у них - «поле чудес»: Валентин Распутин в беседе с Виктором Кожемяко // Час России. - 2000. - № 1.
  2. Цена жизни: Валентин Распутин в беседе с Виктором Кожемяко // Правда. - 2007. - № 2.

Жизнь и творчество писателя В. Распутина

Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Отец - Распутин Григорий Никитич (1913-1974). Мать - Распутина Нина Ивановна (1911-1995). Супруга - Распутина Светлана Ивановна (1939 г. рожд.), пенсионер. Сын - Распутин Сергей Валентинович (1961 г. рожд.), преподаватель английского языка. Дочь - Распутина Мария Валентиновна (1971 г. рожд.), искусствовед. Внучка - Антонина (1986 г. рожд.).

В марте 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо - деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.

Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался - в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет - уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом -у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом. О писательстве не помышлял -видно, не пришел еще срок.

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», куда пришел и будущий драматург Александр Вампилов. Жанр журналистики порой не вписывался в рамки классической словесности, но позволил приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. Отец после смерти Сталина был амнистирован, домой вернулся инвалидом и едва дотянул до 60 лет

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее - строительство железнодорожной магистрали Абакан - Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Его первый рассказ «Я забыл спросить у Л?шки», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лешке становилось все хуже. До больницы он не дотянул. А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Л?шкой...

В это же время в альманахе «Ангара» стали появляться очерки Валентина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» (1966) о тафаларах - маленьком народе, живущем в Саянах.

Однако самое знаковое событие в жизни писателя Распутина случилось годом раньше, когда разом, один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники. С ними же он поехал на Читинское совещание молодых писателей, в числе руководителей которого были В. Астафьев, А. Иванов, А. Коптяева, В. Липатов, С. Наровчатов, В. Чивилихин. Последний и стал «крестным отцом» молодого литератора, чьи произведения были напечатаны в столичных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда») и заинтересовали широкий круг читателей «от Москвы до самых до окраин». Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам. Их появления ждут, к ним проявляют интерес. В начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике «Литературная Россия» и стал камертоном прозы Распутина, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью ограняется состоянием природы. Она - неотъемлемая составляющая практически всех произведений писателя.

Василиса не простила давней обиды мужу, взявшемуся как-то по пьянке за топор и ставшего виновником гибели их так и не родившегося ребенка. Сорок лет прожили они рядом, но не вместе. Она - в доме, он - в амбаре. Оттуда ушел на войну, туда же и вернулся. Василий искал себя на приисках, в городе, в тайге, он так и остался подле жены, сюда же привел и хромоногую Александру. Сожительница Василия пробуждает в ней водопад чувств - ревность, обиду, злость, а позже - принятие, жалость и даже понимание. После того как Александра ушла искать сына, с которым их разлучила война, Василий по-прежнему оставался в своем амбаре, и только перед самой смертью Василия Василиса прощает его. Василий и видел, и чувствовал это. Нет, она ничего не забыла, она простила, сняла с души этот камень, но осталась тверда и горда. И это мощь русского характера, познать который не суждено ни врагам нашим, ни нам самим!

В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез - его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература. В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы - дети своих матерей. И у нас тоже есть дети. И пока мы помним о своих корнях, имеем право называться Людьми. Связь матери с детьми - самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. Все остальное - менее важно. Работа, успехи, связи, по сути своей, не могут быть определяющими, если ты потерял нить поколений, если забыл, где твои корни. Вот и в этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя, независимо, живо оно или нет. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, едва ли не порвавших тонкую ниточку взаимосвязи, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть «Последний срок» принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В «Прощании с Мат?рой» писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, явив нам десятки ярчайших характеров, среди которых по-прежнему доминировали удивительные и неповторимые распутинские старухи. Казалось бы, чем знамениты эти необразованные сибирячки, которым за долгие годы жизни то ли не удалось, то ли не захотелось повидать большой мир? Но их житейская мудрость и выстраданный годами опыт стоят иной раз больше, чем знания профессоров и академиков. Старухи Распутина - особая стать. Сильные духом и крепкие здоровьем, эти русские бабы - из породы тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Это они рожают русских богатырей и их верных подруг. Это их любовью ли, ненавистью ли, гневом ли, радостью крепка наша земля-матушка. Они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу. Даже обижаясь и презирая, они созидают, а не разрушают. Но вот пришли иные времена, которым противостоять старики не в силах.

Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Матра. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для молодежи это, возможно, и был счастливый выход в большую жизнь, для стариков - погибель. А по сути, - судьба страны. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков - Толстого, Достоевского, Бунина, Лескова, Тютчева, Фета.

Распутин не срывается на обличительство и критиканство, не становится трибуном и глашатаем, призывающим к бунту. Он не против прогресса, он за разумное продолжение жизни. Его дух восстает против попрания традиций, против потери памяти, против отступничества от прошлого, его уроков, его истории. Корни русского национального характера именно в преемственности. Нить поколений не может, не должна быть прервана «иванами, родства не помнящими». Богатейшая русская культура и держится на традициях и устоях.

В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев - особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни. Есть среди героев писателя тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе своей - это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью. Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, - тема, о которой писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие реальные подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Они могли сомневаться, но все же принимали единственно правильное решение. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания. ...К Настене вернулся муж с фронта. Не героем - днем и по всей деревне с почетом, а ночью, тихо и крадучись. Он - дезертир. Войне уже виден конец. После третьего, очень сложного ранения он сломался. Вернуться к жизни и вдруг умереть? Не смог он перешагнуть этот страх. У самой Настены война отняла лучшие годы, любовь, ласку, не позволила ей стать матерью. Случись что с мужем - захлопнется перед ней дверь в будущее. Скрываясь от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви - будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же - позор! Считается, что муж на войне, а жена - гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу - указать место, где он скрывается. Не пойти - уморить его голодом. Круг замыкается. Настена в отчаянии бросается в Ангару.

Душа рвется на части от боли за нее. Кажется, вместе с этой женщиной под воду уходит весь мир. Нет более красоты и радости. Не взойдет солнце, не поднимутся в поле травы. Не зальется трелью лесная птица, не зазвучит детский смех. Ничего живого не останется в природе. Жизнь обрывается на самой трагической ноте. Она, конечно, возродится, но без Настены и ее неродившегося ребенка. Казалось бы, судьба одной семьи, а горе - всеобъемлющее. Значит, есть и такая правда. И главное - есть право ее отображать. Отмолчаться, спору нет, было бы проще. Но не лучше. В этом глубина и драматизм философии Распутина.

Он мог бы писать многотомные романы - их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин предпочел убедительную краткость. Но как же при этом богата и неповторима речь его героев («затаенная какая-то девка, тихоомутная»), поэзия природы («искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух»). Язык распутинских произведений словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка - кладезь русской словесности, речевые кружева. Случись так, что до потомков в следующих веках дойдут только произведения Распутина, они будут восхищены богатством русского языка, его мощью и неповторимостью.

Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера - мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. На генном уровне, с молоком матери передают они следующим поколениям накопленный опыт, душевную щедрость и стойкость. Такое достояние богаче банковских счетов, престижнее должностей и особняков.

Простой русский дом - та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Их носителям не страшны дефолты и приватизация, они не подменяют совесть благополучием. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Героям Распутина нелегко вписываться в современный мир. Но они в нем не чужие. Именно такие люди определяют бытие.

Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести «В больнице», «Пожар». Люди ищут и оценивают себя в непростом современном мире. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. Особенно во времена, когда в «герои» выдвинулись новые русские буржуа, братки и олигархи.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав Президентского совета. Но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения - политика не его удел.

Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях во благо людей. Пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника «Сияние России», собирающего в сибирский город наиболее честных и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам. Немало наших именитых современников в литературе, кинематографе, на эстраде и в спорте родом из Сибири. Силу и свой искрометный талант впитали они из этой земли. Распутин подолгу живет в Иркутске, каждый год бывает в своей деревне, где родные люди и родные могилы. Рядом с ним родные и близкие по духу люди. Это жена - верный спутник и самый близкий друг, надежный помощник и просто любящий человек. Это дети, внучка, друзья и единодумцы.

Валентин Григорьевич - верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его хлеб - с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина - незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил.

Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.

творческий распутин писатель повесть

В создании национальной духовной культуры разных народов особая роль принадлежит художественной литературе и в первую очередь писателям, сознательно работающим в русле традиций русской классики, в произведениях которых можно обнаружить самые разнообразные связи с предшественниками.

Именно таким является современный писатель Валентин Григорьевич Распутин, широко известный в нашей стране и за рубежом. Он родился в 1937 году в посёлке Усть - Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Красота таежного края воспитала в будущем писателе нежную любовь к природе. После окончания сельской средней школы в 1954 году Распутин поступает в Иркутский университет на историко-филологическое отделение. К этому времени относится и начало его журналистской деятельности.

С начала 80-х годов Распутин видит свою главную задачу как писателя в борьбе за сохранение природы и духовное возрождение людей. Одна из его главных тем - тема памяти, тема сохранения нравственного опыта предыдущих поколений. Именно тему нравственности он раскрывает в своей повести Последний срок. С повестью Распутина в литературу возвратилось мистическое начало: проблемы жизни и смерти предстали в вечном, вневременном измерении. Это было поворотом к традициям русской классики XIX века. Творчество В.Распутина явило миру самые глубинные процессы, происходящие в стране, в обществе, в душах наших людей.

Красная книга русской жизни в повести Последний срок

Сюжет повести Распутина Последний срок очень простой. Умирает старуха Анна. По телеграмме сына Михаила съезжаются на похороны старшая дочь деревенская Варвара, средняя дочь городская Люся и сын Илья, потерявший своё лицо. Только младшая и любимая дочь старухи Анны Татьяна, или Таньчора, как её всегда называла мать, единственная из всех детей не приехала, и ни слуху о ней, ни духу. Обрадованная приездом детей, мать неожиданно для них ожила. Варвара, Илья и Люся, погостив три дня и, пожелав, матери ещё долго жить, покидают родительский дом, а ночью старуха умерла.

Центральный образ произведения давно созревал в творчестве В.Распутина. Прототипом старухи Анны была бабушка В.Распутина Мария Герасимовна. К её литературному воплощению, писатель готовился, тренировался с самых первых своих произведений. Черты старухи Анны угадываются уже в раннем, несамостоятельном рассказе -очерке И десять могил в тайге, в скорбном образе матери, которая четырнадцать раз рожала, и только двое...остались в живых. Краски к портрету отбирались тщательно, и их уместность, точность проверялись на эскизах; штрихи будущего образа мы находим в деталях, увиденных раньше и даже воплощённых во фразы, которые потом почти без изменения лягут в ткань повести: Старуха не боялась смерти, она знала, что от смерти не спастись. Она выполнила свой человеческий долг... Её род продолжается, и будет продолжаться - она в этой цепи была надёжным звеном, к которому прикреплялись другие звенья.. .Ночью старуха умерла.

Старуха Анна - образ старой русской женщины, помнящей ещё жизнь до революции, пережившей несколько войн, отдавшей им несколько своих детей, а им, детям, отдавшей всю себя. Отдавшей детям - значит, отдавшей миру, обществу, стране, - поэтому так близок нам этот образ.

Анна исчерпала свою жизнь и с легкой душой встречает смерть, о которой много раз думала...и знала её, как себя, - нет, ей не страшно умереть, всему своё место. Хватит, нажилась, насмотрелась. Больше тратить в себе ей нечего, вся истратилась - пусто. Изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки.

Она только и знала: ребятишки, которых надо было накормить, напоить, обстирать, загодя наготовить, чтобы было чем напоить, накормить их завтра. Оглянувшись сейчас на эти годы со своего смертного порога, она не находит между ними большой разницы - все они, подгоняя друг друга, прошли одинаково в спешке: по десять раз на дню старуха задирала в небо голову, чтобы посмотреть, где солнце, и спохватывалась - уже высоко, уже низко, а она всё ещё не управилась с делами. Всегда одно и то же: теребили ребятишки, кричала скотина, ждал огород, а ещё работа в поле, в лесу, в колхозе - вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам, задержать в глазах и душе красоту земли и неба. Скорей, скорей, - подгоняла она себя, набрасываясь то на одно дело, то на другое, а им, сколько ни делай, не видно было ни конца, ни края....

Отдав всю свою жизнь детям, истратив на них все силы и не имея теперь возможности даже встать с постели, старуха больше всего переживает, что стала обузой Михаилу и его семье. Выхватив из дальних девических лет воспоминание о молодой, яркой, красивой природе и пожалев на мгновение, что красота эта остаётся без неё, она тут же и пристыдила себя: хороша бы она была, если бы хотела, чтобы все на свете старело и умирало вместе с ней. Прикованная к постели, ожидая своего смертного часа, в отпущенные ей последние минуты она тревожится о своей подружке Миронихе - Не с ей ли че доспелось. Одна ить, как перст.

Труд во всех произведениях В.Распутина есть дело жизненно необходимое, вопрос номер один, что, даже прощаясь с жизнью, старуха Анна спорит...с Миронихой больше от обиды, почти ревности: вот Мирониха в состоянии ходить за коровой, а она нет. Привыкшие всем миром встречать и беду, и праздник, на личном опыте убедившиеся в эффективности коллективного труда, познавшие цену взаимовыручки и добрососедства, герои Последнего срока не отгораживают своей души от чужого несчастья.

Размышляя об умирающей матери, Михаил говорит: Отца у нас нет, а теперь мать переедет, и все, и одни. Не маленькие, а одни. Скажем, от нашей матери давно уж никакого толку, а считалось: первая её очередь, потом наша. Вроде загораживала нас, можно было не бояться. А теперь живи и думай... Вроде как на голое место вышел, и тебя кругом видать. Но мать не только загораживала их, она ещё и сохраняла семью.

Смерть такая же героиня книги, как Анна. Она смотрит в лицо, слушает их простые завещания, оглядывает их жизнь и принимает их бережно с материнской любовью.

Семью в повести Последний срок мы застаём на грани окончательного распада. Вернее, она уже и сегодня распалась. Из многочисленных детей старухи Анны навещает её только Варвара, -когда картошки или ещё чего надо, а остальных - будто и на свете нету.

Собираются они, - и то не все, - у смертного одра матери. И в том, что единственной темой для разговора остались у них воспоминания детства, и в том, как братья тщетно пытаются восстановить контакт через бутылку, а сестры, успокаивая собственную совесть, упрекают друг друга в душевной черствости. Семьи давно нет, единственное, что её как - то ещё скрепляет, - это мать. Но вот умрет старуха Анна, - и не собрать их больше вместе.

А ещё страшнее то, что к матери детей собрала не любовь, не желание проводить её в последний путь, а боязнь того, что их осудят так же, как они осуждают Таньчору, самую любимую дочь старухи Анны, так и не приехавшей к умирающей матери. Есть что-то трогательное в том, как терпеливо, но и упрямо ждет Анна свою младшую, самую любимую дочь. Не хватает только Татьяны; Таньчора, - с мольбой выговорила старуха; Вот Татьяна и теперь не едет... Она... то во сне её увидит, то ещё как...; И вот Таньчора уехала, так и сгинула. Проститься с этой наземной дочерью, без встречи с ней - хотя бы мысленно - она не может.

За короткий срок обнажается нравственная суть четырёх взрослых людей, которую вряд ли можно назвать здоровой.

Валентин Распутин в повести Последний срок писал Красную книгу русской жизни. Красная книга Распутина горяча и тревожна, и болит в сердце, но есть боль к смерти, а есть - к исцелению. Перед писателем, как ни перед кем другим, открылась душа русского человека. Автор не усложняет, искусственно не завязывает жизнь, он пытается развязать её узлы, вывести своего героя из лабиринта.

Тема памяти в произведении Живи и помни

С наибольшей остротой нравственные проблемы поставлены писателем в его повести Живи и помни. Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию. Молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны. Среди разведчиков считался надежным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал, как все - не лучше и не хуже. Солдаты ценили его за силу-коренастый, жилистый, крепкий. Жизнь на войне была временам очень тяжёлой, но никто не жаловался, потому что всем доставалось поровну. И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна же смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от неё уберечься.

Большая и малая родина в Прощании с Матерой

Герои прозы В.Распутина - простые люди из деревни, всеми корнями связанные с родной землёй, естественные в своей житейской мудрости и неизменно порядочные в своих жизненных представлениях. Так, в повести Прощание с Матерой выведен замечательный образ старухи Дарьи, у которой чувство рода, ответственности перед предками обострено до предела. Повесть построена так, что мы постепенно входим в пространство Матёры, и в ее историю, что позволяет не только привыкнуть ко времени и месту действия, но и сродниться с ними. Первая глава посвящена острову и деревне. Это как бы взгляд с высоты птичьего полета, некий общий портрет. Во второй главе мы знакомимся с главной героиней произведения, "самой старой из старух" Дарьей, и с прочими обитателями острова, причем, знакомимся не поверхностно, а сразу погружаясь в их быт, заботы, судьбы. Начинаем догадываться, как они жили, видим, каковы они и что для них ценно. Здесь начинается в повествовании то теснейшее переплетение их жизней и судьбы Матёры, которое будет прослеживаться, углубляться на протяжении всего произведения. Сидя за самоваром, старухи говорят, конечно, в первую очередь о предстоящих переменах - и не видят в них ничего доброго. Настасья откровенно тоскует: "Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!" Симе, которая недавно на острове, и того хуже: "У Симы не было собственности, не было родственников, и ей оставалась одна дорога - в Дом престарелых". Дарья крепится: не тот у нее характер, чтоб выплескивать чувства наружу. Влияние Дарьи на односельчан велико и заслуженно.

"Старуха Дарья, высокая и поджарая..."; у нее "строгое бескровное лицо с провалившимися щеками"; "Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах, владела руками, справляя посильную и все-таки немаленькую работу по хозяйству. Теперь вот сын с невесткой на новоселье наезжают раз в неделю, а то и реже, и весь двор, весь огород на ней, а во дворе корова, телка, бычок с зимнего отела, поросенок, курица, собака".

Все в ее хозяйстве прочно и слаженно, прибрано и ухожено. И затевалось надолго, и продолжается без колебаний, по заведенному порядку. Матёра приучила людей к неторопливой деловитости, к труду, связывающему прошлое и будущее в узел настоящего. Но прежде сами люди возделали эту землю, обжили ее, обиходили. Матёринцы давно уже стали одним целым, и потому особенно остро воспринимается начинающееся несоответствие настроя матёринцев и природы, которая еще не знает о предстоящей беде, а если и догадывается, то единственное, чем может ответить, - своею невозмутимостью. Старухи уже размышляли над раздирающими душу новостями, а в природе острова еще "кругом благодать, такой покой и мир, так.густо и свежо сияла перед глазами зелень, еще более приподнявшаяся, возвысившая над водой остров, с таким чистым, веселым перезвоном на камнях катилась Ангара, и так все казалось прочным, вечным, что ни во что не верилось - ни в переезд, ни в затопление, ни в расставание". Старухи словно принимают на себя боль природы, давая ей последние месяцы остаться естественной. Такие моральные качества и чувства, как благородство, верность, уважение, гордость, любовь, стыд, не существуют в отвлеченном виде - они должны подтверждаться поступками, и, как известно, именно поступки, дела, а не слова и благие намерения доказывают, каков человек и каковы его принципы. В этом

смысле человеческая память - как хранительница нравственного опыта предыдущих поколений - играет первостепенную роль. А без ощущения человеком связи с прошлым она, память, становится ущербной, неполной. У Дарьи в "Прощании с Матёрой" это чувство рода, ответственности перед предками, личной значимости как именно ответственной, не заменимой никем более единицы обострено в еще большей степени. Вернее даже, оно в ней преобладающе, и все прочие цели и поступки увязываются в первую очередь с этим. Рассказывая о случившемся на кладбище разорении сыну, она и говорит об этом как о самой большой на тот час беде: "А ить оне с меня спросют. Спросют: как допустила такое хальство, куды смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальет, навроде тоже как я виноватая. И что наособицу лягу. Лучше бы мне не дожить до этого". Это воспринимается ею именно как беда потому, что произошло вторжение в ее гармоничные ранее взаимоотношения с миром, в то, что называется миропониманием, и произошло в одной из наиболее болевых точек. Смирись она, и тогда все остальное могло бы потерять свой смысл, измельчать, поникнуть.

Вот старуха Дарья, пятидесятилетний сын Павел и его сын, Дарьин внук Андрей. Дарья до слова помнит завет своего отца: "Живи, на то тебе жить выпало. В горе, в зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь - нет, живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ем, что мы были"; она свято чтит память об ушедших и тем самым достигает внутреннего ощущения исполненности долга перед ними, ибо знает, что "живешь-то всего ничего, пошто бы ладом не прожить, не подумать, какая о тебе останется память. А память, она всё помнит, всё держит, ни одной крупинки не обронит. Опосля хошь кажин день на могилке цветочки сади, все одно колюча, попрет"; она настаивает на сохранении, а затем и на переносе на новое место могил. Сын ее, Павел, настроен уже менее решительно; он понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное: пообещав выполнить ее просьбу, он так и не сделает этого. А Андрей и вовсе не понимает, о чем речь, всерьез ли бабка заводит столь странный, по его мнению, разговор. Для него не представляет сложности принять решение пойти строить именно ту плотину, из-за которой и будет затоплен остров; его влекут и вдохновляют достижения научно-технической революции, прогресс, по сравнению с которым Матёра - лишь частный случай, песчинка. Их поистине философский спор с бабкой, видимо, что-то оставляет в его сознании, но все же переубедить его уже не удается. Дело ведь не в том, что прогресс плох, - нет, он хорош, он необходим. Вопрос в том, насколько он нравственно обеспечен, насколько учтена душа человека и сам человек не как придаток прогресса, а как потребитель его достижений. Андрей, доказывающий необходимость ГЭС, словно между делом роняющий: "Много ли толку от этой Матёры?", - доходит и до обвинения, которое характеризует его довольно красноречиво как дитя именно нравственно не обеспеченного прогресса. "Вы почему-то о себе только думаете, да и то, однако, памятью больше думаете, памяти у вас много накопилось", - бросает он бабке и отцу, уверенный в своей правоте, в том, что память - это плохо, без нее лучше. Может, кому-то и лучше, да - крепче ли, не вырвет ли без нее, как былинку без корня, первым ветром, не понесет ли куда попало? Туг можно ответить Андрею более ранними размышлениями его бабки о совести: "...поминают ее без пути на каждом слове, до того христовенькую истрепали, места живого не осталось. Навроде и владеть ей неспособно... Народу стало много боле, а совесть, поди-ка, та же - вот и истончили ее, уж не для себя, не для спросу, хватило б для показу". Она оберегает кровную связь с малой родиной, знает ей цену.

Пожар как последний акт трагедии, разрушение былого нравственного уклада.

Особое место в литературе середины 80-х годов заняла повесть Пожар. Повесть Пожар выглядит как последний акт трагедии, разрушения былого нравственного уклада, поражения былого природно-патриархального человека. Но напрасно, видимо, некоторые критики усматривают в повести только продолжение и заключительную ноту в поминальной молитве Валентина Распутина, художественный приговор этой бесчеловечной коммунистической системе, загубившей старую Россию. Здесь вновь сведены в поединке носители моральных устоев былой Матёры с их совестливостью, глубоким пониманием души, доброты и существа, духовно и нравственно падшие, уголовники с женскими именами, разрушающие все вокруг себя. Главный герой повести Иван Петрович изумляется одной удручающей его перемене в земляках: все так любят вспоминать былую высоконравственную жизнь, готовы молиться на свое прошлое, но вдруг так легко предают свои же воспоминания перед натиском архаровцев. Люди, столкнувшись с какой-то невиданной сплоткой, держащейся не на лучшем, а словно бы на худшем человеке, растерялись и старались держаться от архаровцев подальше. Сотни народу в поселке, а десяток захватил власть - вот чего не мог понять Иван Петрович - эта прозорливая тревога относится уже не только к поселку Сосновка, а ко всей России 80-90-х годов. Как же так? Столько молитв о спасении России, столько властных для души воспоминаний о былой жизни по совести и такая робость перед пакостниками? И такое затянувшееся недоверие к государству, отчужденность от него? Почему десяток полулюдей, сговорившихся, сплотившихся не на лучшем, может манипулировать сотнями?

Тогда писатель не знал ответа на этот вопрос. Но что произошло во время пожара? Весьма многозначительное событие. Один из ключевых героев, и в Пожаре, и во всем художественном мире Распутина, немой богатырь Миша Хампо, самый совестливый герой, поставленный охранять спасенное от огня добро, вдруг отказался от принципа непротивления. Даже осознав, как неравны его силы одиночки перед архаровцами, сыплющими удары и сбоку, и в спину, он не стал спасать себя: он ценой своей жизни остановил зло, скрутил его в три погибели... Сюжет повести, как и всегда у Распутина, прост: в поселке Сосновка на берегу Ангары горят орсовские склады. Люди пытаются хоть что-то спасти от огня. Кто эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот или иной поступок? Писателя интересует именно это, т. е. человек и все, что с ним происходит, - а это не может не волновать и всех нас. Ведь с человеком что-то творится, если душа его не находит покоя, мечется, болит, стонет. Что же с ним происходит, и кто тому виною, и каковы причины? Все эти вопросы словно витают над пропахшей дымом пожара Сосновкой, требуя ответа. Центральный персонаж повести - шофер Иван Петрович Егоров. Но главным героем можно назвать саму действительность: и многострадальную землю, на которой стоит Сосновка, и бестолковую, временную, а потому изначально обреченную Сосновку, и самого Егорова как неотъемлемую часть этого поселка, этой земли - тоже страдающего, сомневающегося, ищущего ответ.

"И прежде чувствовал Иван Петрович, что силы его на исходе, но никогда еще так: край, да и только", - первая фраза повести, словно предупреждающая о том, что действие будет происходить в экстремальной ситуации, на пределе, на грани слома. Что же случилось с этим сильным, умным и добрым человеком, с чего он так устал, что для него "просто край открылся, край - дальше некуда", "и в завтрашний день верилось с трудом", и "ничего не хотелось, как в могиле", и даже необычное, противоестественное для него желание появилось: "Пусть бы долго-долго, без меры и порядка ночь, чтоб одним отдохнуть, другим опамятоваться, третьим протрезветь..."?

Он устал от неверия, он понял вдруг, что ничего не сможет изменить. Видит, что все идет не так, что рушатся основы, и не может спасти, поддержать. Больше двадцати лет прошло с тех пор, как переехал Егоров сюда, в Сосновку, из родной своей затопленной Егоровки, которую вспоминает теперь каждый день. За эти годы на его глазах, как никогда ранее, развилось пьянство, почти распались былые общинные связи, люди стали, словно чужими друг другу, озлобились. Пытался Иван Петрович противостоять этому - сам едва жизни не лишился. И вот подал заявление об уходе с работы, решил уехать из этих мест, чтоб не травить душу, не омрачать ежедневным огорчением оставшиеся годы. Несколько дней осталось отработать.

На этих нерадостных размышлениях и настигли едва вошедшего в дом Ивана Петровича крики: "Пожар! Склады горят!" И не случайно почудилось шоферу, "будто крики идут из недр", - душа тоже горела. Так и пройдут они через всю повесть - два пожара, связанные один с другим внутренней логикой. Распутин от главы к главе будет заставлять читателя переводить тревожный взгляд с одного зарева на другое и до последней страницы, до завершающей строки не даст передыху, не снизит напряжения, ибо все тут важно. Огонь пожирает быстро и навсегда - надо успеть увидеть, что он пожирает, увидеть и запомнить. Вряд ли склады, располагающиеся большой буквой "Г", запылали случайно: "Занялось в таком месте, чтоб, загоревшись, сгореть без остатка". Тому могло быть немало причин. Например, скрыть хищения, недостачу, замести следы. Если в первой повести Распутина Мария могла жестоко пострадать из-за какой-то тысячи рублей и к тому же невинно, то теперь никто не хотел расплачиваться за десятки или сотни разбазаренных тысяч.

Такого большого пожара не бывало за всю историю Сосновки - огонь мог перекинуться на избы и выжечь поселок, об этом в первую очередь подумал Егоров, бросившись к складам. Но в других головах были и другие мысли. Скажи кто о них Ивану Петровичу полтора десятка лет назад - не поверил бы. Не уложилось бы в его сознании, что люди на беде могут нажиться, не боясь потерять себя, свое лицо. Он и сейчас не хотел в это верить. Но уже - мог. Потому что все к этому шло. Сама Сосновка, ничем уже не похожая на старую Егоровку, располагала к тому. И в прежней деревне было туго: обреченная на ожидание гибели, на затопление, она была как парализованная - никто не строился, леспромхоз сманивал молодежь; но Сосновка... Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании - когда же последует команда двигаться дальше, и потому - не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать". Все тут напоминало временное пристанище - и разбитые техникой улицы, и грязь, и клуб в общественной бане. "Те же самые люди, которые в своих старых деревнях, откуда они сюда съехались, и жизни не могли представить себе без зелени под окнами, здесь и палисадники не выставляли". Потому что все - временно: к чему пускать корни, если потом выберут здесь лес, и дальше кочевать надо. Вон по соседству Березовка: ушел леспромхоз, вырубив все подчистую, и она опустела -"лишь осатаневшие туристы, пуская дым в двери, разжигают в домах костры".

Не смогли люди, привыкшие к хлеборобскому постоянному, на одном месте делу, прижиться в новом поселке. Но это еще полбеды, что не приживались. Беда в том, что стали приспосабливаться, перенимать худшее. Да и было у кого: леспромхоз в год выбирал больше ста тысяч кубометров древесины, нужны были рабочие руки, вот и поехали сюда сезонники, люди без кола, без двора, так - перекати-поле. За четыре года в Сосновке из-за пьяной стрельбы да поножовщины погибло почти столько же народу, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, за войну. Тогда, узнав об этом, Иван Петрович пораженно ахнул. Теперь ему еще раз представился трагический случай увидеть, почему такое могло случиться.

Продовольственный склад горел вовсю, "сбежался едва не весь поселок, но не нашлось, похоже, пока никого, кто сумел бы организовать его в одну разумную твердую силу, способную остановить огонь". Потому что и начальство, кроме разве Бориса Тимофеевича Водникова, начальника участка, - тоже чужое, недавнее, считай, временное, да и того на месте нет. И пожарная машина на запчасти разобрана, и огнетушители не действуют. Словно бы и впрямь совсем никому ничего не надо. Иван Петрович, да его приятель еще по Егоровке Афоня Бронников, да тракторист Семен Кольцов - вот и все почти, кто прибежал тушить. Остальные - как бы тушить, а больше помогали именно пожару, ибо тоже разрушали, находя в этом свое удовольствие и свою корысть. Когда Водников крикнул архаровцам: "Ломайте!", - те сразу бросились исполнять: "эта работенка была по ним". Дело даже не в том, что при пожаре действительно многое приходится ломать, - и раздумывать тут некогда: Егоров тоже и забор валит, и доски отбивает. Суть в чувстве, с каким это делается. Архаровцы ломают вдохновенно, "будто всю жизнь только тем и занимались, что ломали запоры".

Архаровцы... После публикации "Пожара" это слово вновь вошло в обиход - как синоним злого, агрессивного равнодушия, наплевательства: лишь бы мне было хорошо, за это "хорошо" я со всеми сделаю что угодно. Их в повести несколько, архаровцев, - от предводителя Сашки Девятого до Сони. И каждый, как полагается, имеет имя. Но мы запоминаем их не по именам, а как некое явление, вместе, и Распутин подсказывает, в чем суть: "Всякие наезжали, но таких, как нынешние, не было. Эти явились сразу как организованная в одно сила, со своими законами и старшинством. Пробовали разбить их - не получилось". Это была действительно сила, причем держащаяся "не на лучшем, а словно бы на худшем в человеке". Стать таковою она смогла потому, что не видела преграды, сопротивления. Ибо, как верно догадывается Иван Петрович, в уста которого писатель вкладывает свои сокровенные раздумья, "люди разбрелись всяк по себе еще раньше, и архаровцы лишь подобрали то, что валялось без употребления".

А неправедная сила, захватившая неправедную власть, как известно, должна подтверждать свое преимущество, что архаровцы и делали. Стоило лесничему Андрею Солодову оштрафовать леспромхоз за высокие пни, в результате чего архаровцам задержали зарплату, как они сожгли солодовскую баню, а затем у Солодова "потерялась лесхозовская кобыла, единственная на весь поселок трудяга, на которой вспахивали половину огородов, и которая в лесном деле была незаменима. Только по весне вытаяли ее косточки в чащобе; рядом валялась догнивающая веревка". Стоило самому Ивану Петровичу несколько раз высказать недовольство работой и поведением "бригады оргнабора", как он стал обнаруживать то песок в двигателе своей машины, то изрезанный шланг, а то и вовсе только успел вынести из-под стойки голову, как "тяжеленная металлическая подпора вдруг оборвалась. Взяла и оборвалась, хотя, установленная и наклоненная внутрь, не должна была пойти назад и никогда не ходила. С той стороны, куда вывалили лес, суетились архаровцы - двое".

Даже сам Водников, их начальник, "после получки вез втихаря в своей брезентовой сумке на лесосеку пару бутылок... А они научились принимать это как положенное..."

Но не столько архаровцев винил тот же Егоров, пытавшийся понять, что происходит, сколько своих односельчан, - почему смирились, поддались, позволили так неуважительно с собой обходиться? "Иван Петрович размышлял: свет переворачивается не сразу, не одним махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято - стало, положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех -почитается за ловкость и доблесть".

И этот внутренний, никому из окружающих не видимый пожар в душе героя нестрашнее того, который уничтожает склады. Одежду, продукты, драгоценности, прочие товары можно затем восполнить, воспроизвести, но вряд ли когда-либо оживут угасшие надежды, начнут вновь плодоносить с такою же щедростью выжженные поля былой доброты и справедливости. Ведь не сами же по себе десяток архаровцев захватили власть - значит, что-то стоит за ними такое, что придает им сил, негласно поддерживает и вдохновляет. Это "что-то" - система, направленная только на сиюминутное и требующая лишь сиюминутных результатов. Какая душа, какие могилы предков, какие условия для внуков? Все это для архаровцев, и уже не только для них, - пустые звуки, за это не платят, а для них основной критерий, основное мерило ценностей - рубль. Когда Ивану Петровичу, озабоченному тем, что портят технику, губят ее, используя по собственной надобности, пьют и воруют, - говорят, что все это не главное, главное - план выполнять, то он справедливо возмущается: "План, говоришь? План?! Да лучше б мы без него жили!.. Лучше б мы другой план завели - не на одни только кубометры, а и на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту-дьяволу перешло, и сколько осталось!.. План!.. Ты вспомни, как было... ну, пускай хоть пять лет назад..." Однако его возмущение обречено на непонимание. Потому и чувствует Иван Петрович в себе страшное разорение, что не смог полностью реализовать эту данную ему созидательную энергию, - в ней, вопреки логике, не было потребности, она наталкивалась на глухую стену, отказывавшуюся ее принимать. Поэтому и одолевает его разрушительный раздор с самим собой. Душа жаждала определенности, а он не смог ей ответить, что для него теперь - правда, что - совесть, ибо и сам он, помимо своей воли выдернутый, вырванный с корнем из микромира Егоровки, где все помогало ему находить лад, уже не в состоянии соединить внешнее и внутреннее: они распались, как две полусферы, обнаружив в середине пустоту. Не случайно же, когда, справляя тридцатилетие совместной жизни, Иван Петрович с женой Аленой поехали к сыну Борису на Дальний Восток, там впервые за долгие годы душа его отдохнула: он вновь увидел единение человека и природы, "поглядел в людские лица, не испорченные через одно пьянством", и понял, что "жизнь здесь чувствовалась не надрывная, порядка здесь просматривалось больше, и держался этот порядок не на окрике и штрафе, а на издавна заведенном общинном законе".

В Сосновке никто ни перед кем не в ответе, нравственные обязательства призрачны, а то и вовсе отсутствуют. Тем же архаровцам не к чему тут относиться с уважением - с этой землей их ничто не связывает, - вот и сворачивают оправляться на кладбище, хамят и угрожают сельчанам, воруют все, что плохо лежит.

"Что ж это делается-то, Иван?! Что делается?! Все тащат!" - в испуге восклицает жена Егорова, Алена, не понимающая, как вместе с пожаром могут дотла сгорать и такие человеческие качества, как порядочность, совесть, честность. И если б только архаровцы волокли все, что на глаза попадается, но ведь и свои, сосновские, тоже: "Старуха, за которой ничего похожего никогда не водилось, подбирала выброшенные со двора бутылки - и, уж конечно, не пустые"; однорукий Савелий таскал мешки с мукой и крупой прямиком в собственную баню. Пожар... Что ж это делается? Мы почему такие-то? - вслед за Аленой мог бы воскликнуть, если б умел говорить, дядя Миша Хампо. Но что же их так мало, возмущающихся? Л сколько есть. Сколько осталось. После пожара и еще на одного, на Хампо, меньше стало.

Дядя Миша Хампо словно перешел в "Пожар" из "Прощания с Матёрой", - там его звали Богодулом. Не зря автор подчеркивает это, называя старика "духом егоровским". Он так же, как и Богодул, почти не говорил, был так же бескомпромиссен и предельно честен. Он считался прирожденным сторожем - не потому, что любил эту работу, а просто "так он выкроился, такой из сотни сотен уставов, недоступных его голове, вынес первый устав: чужого не трожь. Все неудобство мира и неустройство его он, быть может, с одним только и связывал: трогают". А трогают - значит, лишают человека части жизни: ведь он работал, чтоб приобрести вещь, тратил силы, здоровье. Увы, даже дяде Мише, который как самую большую беду воспринимал воровство, пришлось смириться: сторожил он один, а тащили почти все. Во время пожара он добросовестно, как и всегда, охранял вынесенные со склада вещи, сложенные грудой во дворе. И, увидев, как кто-то пытается перекинуть через забор сверток с цветными тряпками, бросился за вором. "Хампо только-только сумел рассмотреть, кто это и что, как сбоку на него обрушился удар... И снова и снова его ударили чем-то тяжелым - не руками. Дядя Миша все тянул голову, чтобы увидеть, кто бьет, но никак не мог поднять ее и только выставил правую, не подвластную ему руку, пытаясь защититься. И всё били и били его, всё били и били..." В этом страшном поединке Хампо с архаровцами дядя Миша удушил одного из них, Соню, но и сам был убит колотушкой. Он следовал основному своему принципу. Чему следовали они? Тоже принципам? В таком случае, когда и на какой почве эти "принципы" появились, почему процветала поощряющая их безнаказанность? В повести на эти вопросы дается однозначный ответ: виною - вседозволенность, попрание элементарной справедливости. Когда человеку говорили в глаза, что чего-то нет, в то время как оно было, - ему, значит, этому человеку, откровенно предпочитали что-то другое. Так чем же ответит он? В "Пожаре" парень, увидевший обгоревший мотоцикл "Урал", за которым давно гонялся по магазинам, возмущается: "Ведь был же он, был, "Урал"-то! Для кого вот он был?! Для кого его прятали?!" Да и сам Иван Петрович, впервые попав внутрь склада, поразился изобилию -колбасным кругам, маслу, красной рыбе. "Было, значит! Все-таки было! -и куда все это уходило?.. И усмехнулся Иван Петрович или подтолкнул себя, обожженный мыслью, что надо в этом месте усмехнуться над своим неразумием: а машины из райцентра, оттуда, отсюда, каждый божий день подворачивающие к Орсу?.. Сколько же на свете неробей и причиндалов! И как получилось, что сдались мы на их милость, как получилось?!" Вся эта повесть - конфликт, который всерьез еще только предстоит рассмотреть и изучить литературной критике: конфликт одного и многих, памяти и беспамятства, глубинного, истинно народного и наносного, временного, бескорыстия и жадности, милосердия и жестокости.

Иван Петрович решает покинуть Сосновку и уехать к сыну Борису на Дальний Восток. Как помним, уже и заявление подал, и внутренне собрался, и Алену подготовил. Но случившийся пожар показал то, до чего не сумели довести его все вместе взятые архаровцы и свои Иваны, не помнящие родства, - показал, что сама земля уже в агонии, она переполнена страданиями, и если не будет у нее защитника, то трудно сказать, что может произойти. В финальной главе повести, где мы видим героя наедине с природой, отчетливо звучит мысль, что "никакая земля не бывает безродной", что это зависит от человека, от того, каков он. Все дальше и дальше уходя из охваченного послепожарнои суетой и возбужденностью поселка, наблюдая гору, лес, залив, небо, Егоров чувствует, как "легко, освобождение и ровно шагается ему, будто случайно отыскал он и шаг свой и вздох, будто вынесло его, наконец, на верную дорогу". Вернется ли он? Уйдет ли навсегда из Сосновки? "Молчит, не то, встречая, не то, провожая его, земля. Молчит земля. Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?" Этими вопросами заканчивается повесть, похожая на болевой вопрос, который задает сама жизнь. Кроме нас, никто на него не ответит. Время идет, земля ждет, ее суд приближается. Да, "Отечества и дым нам сладок и приятен", но не дым пожара, а дым над обжитым домом, в котором жить и детям, и внукам. Пожар Валентин Распутин нам показал. О доме мы должны задуматься сами, и не дать ему запылать.

Звенящая струна тревоги, символ беды - Деньги для Марии

Рассматривая тему нравственности, также нужно обратить внимание на первую повесть Валентина Распутина Деньги для Марии. Его ранняя проза - это уже родовая черта всех произведений писателя! -несла в себе дух тревоги, близкого обвала, скрытой до поры катастрофичности. В 1997 году писатель признается: Стал я по ночам слышать звон, Будто трогают длинную, протянутую через небо струну, и она откликается томным, чистым, занывающим звуком.... Невесть откуда берущийся, невесть, что говорящий сигнал завораживает меня... повергает меня в оцепенение: что дальше?

Что это? - или меня уже зовут?. Звенящая струна тревоги, символ быстротекущей жизни, беды звучит уже в первой повести писателя. В первой повести беда вроде бы небольшая, вполне земная: у продавщицы сельского магазина Марии обнаружилась недостача в тысячу рублей. Она по простоте душевной в силу близких, почти родственных отношений с односельчанами, друзьями с детских лет порой не отчужденно продавала товары, а часто давала в долг, плохо считала. И вот ревизор обнаружил долг, ужаснувший и Марию, и мужа ее тракториста Кузьму, и детей. Ревизор, правда, пожалел героиню и дал доброй, неумелой Марии возможность за пять дней собрать недостающие деньги.... Этот провал в тихом житье-бытье остро поставил вопрос: а как поведет себя душа народа в отношении Марии? Явит ли она всю силу родства? Вторгся разлад, спасет ли лад, праведнические начала, совесть?

Виновная без вины Мария говорит мужу Кузьме: Я вспомнила, кто-то рассказывал, что бабы там, в тюрьмах этих, вытворяют друг над другом. Срам какой. Мне стало нехорошо. А потом думаю: да ведь я еще не там, а еще здесь.

В целом же повесть Деньги для Марии с хождениями Кузьмы с шапкой по избам, с собранием в колхозе, на котором председатель предложил служащим - бюджетникам просто расписаться в ведомости, а деньги отдать в долг Кузьме на спасение Марии - по отдельности-то легче отказать... разговор без свидетелей - выглядит бытовым происшествием.

Есть какой-то запредельный ужас, который овладевает Марией, в ее мольбе: Не отдавай ты им меня. Но главный ужас, овладевший и Марией, и Кузьмой, готовым всю землю перевернуть, но не отдать Марию, - в ином: как легко люди пользовались добротой, простодушием, нерасчетливостью Марии и как трудно, увы, жертвуют они деньги на спасение ее. Автор показал горе Марии с нравственной точки зрения, а не общегосударственной.

Творчество Валентина Распутина - явление в мировой литературе, и, как всякое явление, оно единственно, уникально.

Совесть, вина, память являются ключевыми нравственными категориями в произведениях Распутина. Именно совесть определяет поведение человека, его судьбу, связь с народной памятью. Прочитав повести Распутина, их уже никогда не забудешь, столько в них горьких и справедливых слов о человеческом счастье и горе, о преступлении против нравственных законов, которыми держится жизнь, и которые мы не всегда помним.

Критики не раз еще будут обращаться к его произведениям, приводить примеры, развивать мысли писателя. Главное, конечно, - сами произведения. Их нужно читать медленно, не торопясь, с раздумьями. Книги Распутина этого заслуживают. Сам писатель говорит, что "чтение -это работа... Читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение и даже место в них, чувствовать прилив крови от движения".

Имя Валентина Распутина известно читающей публике уже давно. Писатель принадлежит к младшему поколению писателей-деревенщиков. Еще во времена советской власти его книги издавались большими тиражами. Рассказы Распутина включены в школьную программу. Рассмотрим подробнее жизнь и книги этого писателя.

Ранние годы

Будущий писатель родился 15 марта 1937 года в небольшой деревне Аталанка Иркутской области. Его родители были крестьянами. В родном селе Валентина Распутина была только начальная школа, поэтому среднюю школу мальчик посещал в Усть-Удинске, районном центре, находившемся в 50 км от Аталанки. В 1947 году, когда Валентину было 10 лет, его отца арестовали и осудили к семи годам в лагерях. С того времени мать Нина Ивановна воспитывала троих детей сама.

В 1954 году Распутин окончил школу и поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета имени Жданова. Во время обучения он стал сотрудничать с иркутской газетой «Советская молодёжь». По окончании университета Распутин был принят в её штат. Работая журналистом, Распутин начал пробовать свои силы и в художественной прозе. В 1961 году в альманахе «Ангара» был напечатан его рассказ «Я забыл спросить у Лёшки».

Первые успехи в литературе

Первые рассказы Распутина появлялись в литературных изданиях Сибири с интервалом в несколько лет. В то же время писатель активно занимался журналистикой: работал в разных газетах Прибайкалья и на иркутском телевидении. Как корреспондент он объездил всю Иркутскую область и побывал на строительстве крупных промышленных объектов. В 1965 году Распутин отправил один из своих рассказов писателю Владимиру Чивилихину.

Чивилихин, который был старше Валентина Григорьевича всего на девять лет, оценил способности молодого журналиста и помог ему утвердиться в литературе. В 1966 году вышла первая собственная книга Распутина - сборник «Край возле самого неба». В 1974 году была издана его повесть «Живи и помни», которая через три года была отмечена Госпремией СССР.

Именитый писатель

В конце 70-х гг. Валентин Распутин стал признанным писателем со всесоюзной известностью. В 80-х гг. его приняли в редколлегию «Роман-газеты», а в 1986 году Распутин стал секретарём правления Союза Писателей СССР. В годы перестройки Валентин Григорьевич также занимался общественной деятельностью. Он был депутатом ВС СССР последнего созыва. Считается, что именно Распутин первым процитировал с трибуны Верховного Совета знаменитые слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». С писатель отошёл от политической деятельности.

Стиль Распутина

Самые известные произведения Валентина Распутина автобиографичны. Например, вошедший в школьную программу рассказ «Уроки французского» основан на впечатлениях будущего писателя, который ходил в школу за 50 км от дома. Другой знаменитый рассказ, «Прощание с Матёрой», посвящённый переселению деревни из-за строительства водохранилища, перекликается с судьбой родного села писателя, которое тоже было затоплено во время строительства Братской ГЭС. Проза Валентина Распутина реалистична. Для неё характерно проникновение в жизнь простого народа и внимание к вопросам нравственности.

Последние годы

Валентин Григорьевич не перестаёт писать, хотя его книги, как и книги других писателей, стали выходить гораздо меньшими тиражами. Распутин живёт сразу в двух городах: в Москве он поддерживает литературный журнал «Наш современник» и входит в Совет по культуре при патриархе Кирилле, а в Иркутске проводит ежегодные «Дни русской духовности и культуры» и борется за сохранение уникальной природы Байкала и Прибайкалья.



Вверх