Проект по театральной деятельности. Творческий проект в детском саду. Театральная деятельность для дошкольников

Театр для детей - это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность. Средний дошкольный возраст - замечательное время для развития творческих талантов. Малыши пятого года жизни с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений.

Методика и организация театрализованной деятельности в средней группе детского сада

Театрализованная деятельность остаётся важным компонентом педагогического процесса в среднем дошкольном звене. Такие занятия чаще всего проводятся в рамках предмета «развитие речи» (например, один раз в три-четыре недели) либо выносятся в кружковую работу.

Задачи и приёмы театрализации в ДОУ

Занятия по театрализации решают множество задач, способствуя, прежде всего, гармоничному развитию ребёнка.

Образовательные задачи:

  1. Начальные основы театральной культуры. Ребята знакомятся с театральной терминологией, разновидностями театрального искусства, учатся, как нужно правильно вести себя во время пребывания в театре.
  2. Театральная игра. У дошкольников совершенствуется умение ориентироваться в сценическом пространстве, перемещаться по площадке, выстраивать диалог с партнёром по постановке на определённую тему и запоминать слова персонажей театрального этюда.
  3. Работа над спектаклем. У ребят развиваются навыки манипуляций с воображаемыми предметами. Ребята учатся воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики.
  4. Ритмопластика. Дошкольники учатся реагировать на музыкальный сигнал либо команду, при этом действовать согласованно, запоминать различные позы и передавать их образно.
  5. Речевая культура. У малышей происходит становление речевого дыхания, правильной артикуляции, чёткой дикции, развивается умение изменять интонацию, сочинять коротенькие рассказы и сказки, находить элементарные рифмы.

Развивающие задачи:

  1. Театрализованная деятельность прививает ребятам навыки публичного выступления.
  2. У детей активизируется словарь, обогащается словарный запас, совершенствуется интонационный строй, развивается диалогическая речь.

Воспитательные задачи:

  1. Повышается общая культура ребёнка, происходит приобщение к духовным ценностям.
  2. Театрализованная деятельность воспитывает в дошкольнике самостоятельность, артистичность, творческое начало, умение общаться с ровесниками и взрослыми.

Организуя в среднем дошкольном возрасте театрализованную деятельность, воспитатель опирается на определённые приёмы:

  1. Словесные: чтение коротких сказок и рассказов (которые потом трансформируются в сценарий спектакля), беседы с малышами, обращение к своему личному опыту, конкурс чтецов.
  2. Наглядные: совместное рассматривание костюмов, декораций к конкретным спектаклям, просмотр театральных постановок в детском саду (их организуют педагоги либо приглашаются профессиональные актёры).
  3. Практические: сюда относятся игры-драматизации, разыгрывание коротеньких этюдов, рисование эпизодов из конкретных сказок и рассказов, изготовление своими руками декораций, атрибутов, масок и прочих элементов костюмов.

Фотогалерея: приёмы работы в средней группе по обучению театрализованной деятельности

Просмотр театральных постановок вызывает у малышей желание разыграть собственный спектакль Первоначальный этап - знакомство со сценарием будущего спектакля Дошкольники сами разыгрывают небольшое представление

Виды театрализованной деятельности в среднем дошкольном звене

Театрализованную деятельность в среднем дошкольном звене можно разграничить на две ключевые группы: игры-драматизации (театр драмы) и режиссёрские игры. В первом случае дошкольники сами становятся действующими лицами спектакля: облачаются в костюмы, играют роли персонажей, передавая их движения и переживания с помощью интонации, мимики и пантомимики.

Разновидностью драматического театра является театр масок, который также имеет место в средней группе. По размерам детской головки педагог изготавливает шапочки-маски. Они могут быть сшитыми или вязаными, также можно использовать картонное изображение, которое фиксируется вокруг головы резиночкой.

С помощью костюмов, масок или шапочек малыши перевоплощаются в сказочных персонажей

В ходе режиссёрской игры ребёнок только создаёт сцену, управляя игрушечным героем - объёмным или плоским. В связи с этим выделяются следующие виды театра:

  1. Настольный. Это манипуляции с самыми обычными игрушками (матрёшками, фигурками животных и пр.), при этом сценической площадкой является детский стол. Содержание таких спектаклей обычно подбирается предельно простое, отсутствуют замысловатые движения и действия. Воспитатель вполне может сам придумать небольшой сюжет.
  2. Конусный. Является разновидностью настольного. Персонажи при этом изготавливаются из бумажных конусов.
  3. Театр на фланелеграфе (либо магнитной доске). Малышей обычно увлекает сам процесс игрового действия: ведь картинки не падают, а словно приклеены к доске, будто волшебные. Педагог может легко изготовить множество персонажей для таких спектаклей: изображение можно нарисовать либо же вырезать из открыток, журналов, старых книг. Картинка наклеивается на тонкий картон, с обратной стороны которого наклеена фланель. Если этюд разыгрывается на магнитной доске, то воспитатель использует для прикрепления героев маленькие, незаметные по цвету магниты.
  4. Теневой. Это замечательное развлечение для детей, которым нравится смотреть, как фигурки людей и животных движутся по ярко освещённому экрану. Педагог обтягивает деревянную раму-ширму тонкой белой тканью, из неплотного картона вырезает фигуры персонажей и окрашивает их в чёрный цвет (а части тела при этом могут быть подвижными, например, голова, руки и ноги) за счёт использования ниток либо проволоки. При показе спектакля фигурки плотно прижимаются к материалу, а сзади располагается источник света. Желательно, чтобы руку кукловода зрители не видели: для этого каждая фигурка оснащается дополнительным элементом, за которую её удобно держать.
  5. Бибабо (или театр «Петрушки»). Представляет собой набор из кукол, которые надеваются на руки подобно перчатке. Такие персонажи продаются в детских магазинах, при желании их можно изготовить самостоятельно. Простейшая кукла состоит из тела-рубашки, головы и ручек. Голову можно позаимствовать у старой куклы, резиновой игрушки либо смастерить из пластилина, папье-маше, пластмассового шарика, обозначив соответствующие детали. Тело-рубашка шьётся по размеру руки ребёнка. Во время показа этюда головка насаживается на указательный палец, а руки (или лапы животного) – на большой и средний. При этом сценой театра бибабо является ширма, на которую ставятся декорации. Маленькие кукловоды находятся за ширмой и управляют куколками. Такой театр обычно вызывает у малышей восторг и море ярких эмоций.
  6. Пальчиковый. Это маленькие куколки, сшитые из материала, связанные из пряжи либо склеенные из бумаги. Личико оформляется с помощью пуговиц, бисера, бусин, ниточек и пр. Дети надевают игрушки на пальчики и с помощью ширмы показывают спектакль.
  7. Варежковый театр. Основан на использовании ненужных детских варежек, к которым пришиваются глазки, ушки, ротик, волосы и прочие детали. Как вариант варежку можно вырезать из бумаги, а затем склеить. Дети очень любят изготавливать таких кукол, раскрашивая их карандашами, гуашью, фломастерами, украшая аппликацией. Такие варежки, кстати, могут включать в себя часть декораций, например, травку или деревья.

Фотогалерея: разновидности кукольного театра в средней группе

Персонажи театра бибабо надеваются на руки подобно перчатке Обычную варежку можно трансформировать в сказочного персонажа В конусном театре персонажи представляют из себя бумажные конусы Для настольного театра сценической площадкой является обычный стол Маленькие куколки надеваются на пальчики и с помощью ширмы разыгрывается игровое действие Для создания теневого театра нужны фигурки чёрного цвет и белый экран Плоские персонажи крепятся к фланелеграфу

Спектакли, поставленные малышами, получаются более яркими, интересными, если они проходят под музыкальное сопровождение. Музыкальный руководитель может подыграть ребятам на пианино либо воспитатель подбирает подходящие аудиозаписи. Таким образом, театрализованная деятельность в ДОУ тесно связана с музыкальной.

Уголок театрализации в групповой комнате

В развивающей среде средней группы непременно должен быть оформлен уголок театрализации, где представлены самые разные виды театра, декорации и костюмы, шапочки-маски и различный театральный реквизит (билетики, касса, афиши и пр.). С помощью всей этой атрибутики в свободное время малыши могут развивать свои актёрские способности, разыгрывая небольшие спектакли, воображая себя различными персонажами.

В уголке театрализации ребята могут самостоятельно разыгрывать спектакли, используя различных кукол, декорации, костюмы

Проведение занятий по театрализации в средней группе

Чтобы работа по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности была эффективной, необходимо вести её планомерно и систематично, с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей малышей.

Индивидуальный подход на занятии

На занятии театрализованной деятельностью особое значение приобретает индивидуальный подход. Педагог должен создавать такие условия, чтобы у каждого дошкольника появилась возможность раскрыть свои способности. В этих целях используются следующие приёмы:

  1. Выбор роли по своему желанию (согласно характеру ребёнка).
  2. Назначение на ключевые роли робких и стеснительных малышей (это позволит им побороть свои страхи, стать увереннее в себе и повысить самооценку).
  3. Проигрывание диалогов в парах.
  4. Если ребёнок имеет проблемы с речью (многие дети пятого года жизни ещё плохо говорят, особенно мальчики), то нужно выбирать ему роль, где основной эффект построен на мимике и пантомимике.
  5. Если дошкольник хорошо запоминает большой объём текста, то нужно давать ему роли с большим количеством слов.
  6. Некоторым детям перед разыгрыванием спектакля нужно дать время на манипуляции с игрушкой (возможно, малыш захочет поговорить с ней).

Некоторым ребятам на занятии театрализацией нужно уделить особое внимание

Мотивирующее начало театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность в средней группе - само по себе очень увлекательное для детей занятие, тем более, если педагог придумает для него интригующую мотивацию.

Например, воспитатель показывает малышам красивый сундучок - она нашла его по дороге в детский сад. Там находятся персонажи сказки (это может быть «Теремок» или «Колобок», «Курочка Ряба» или «Заюшкина избушка» и др.). Чтобы сундучок открылся, дети должны отгадать загадки.

В красивом сундучке находятся герои сказки

Другой вариант начала занятия - педагог держит в руках клубок ниток. Он не простой, а волшебный, может привести в сказку. Клубочек катится и приводит ребят к игрушечному Лунтику. Он сообщает детям, что они, действительно, оказались в сказке, где разговаривают звери и птицы, а добро всегда побеждает зло.

Любимый мультгерой Лунтик приглашает малышей в сказку

Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, воспитатель может нарядиться в бабушку-сказочницу (Маланью или Арину) и пригласить ребят поиграть с ней. При этом хорошо немного стилизовать групповую комнату под русскую избу - поставить печку, деревянную расписную посуду и пр.

Воспитатель переодевается в бабушку-сказочницу

Ещё один вариант мотивирующего начала занятия, которое наверняка вдохновит детей - предложение превратиться в актёров. Дошкольники очень любят перевоплощаться в представителей той или иной профессии. А быть актёром - это очень интересно, ведь можно почувствовать себя кем угодно: прекрасной принцессой, маленьким щенком, трусливым зайчиком.

Разыгрывание спектакля можно предварить с небольшой беседы о театре. Ребята вспоминают, есть ли у них в городе театры, какие именно (драматические, кукольные), как называются люди, которые там работают. Таким образом, занятие приобретает патриотическую направленность - малыши пополняют знания о своём родном городе.

Варианты тем для занятий в средней группе

Самые первые занятия по театрализации должны носить ознакомительный характер («Что такое театр», «Мир театра», «Путешествие в театр» и т. д.). Педагог знакомит ребят с театром, объясняет его внутреннее устройство, показывает фотографии красивых зданий. Дошкольники узнают, что бывают драматические и кукольные театры, знакомятся с профессией актёра.

Ребята узнают, что все здания театром очень красивы и величественны

На последующих занятиях малыши разыгрывают коротенькие сценки, на которых они учатся выражать определённые эмоции посредством интонации, мимики и жестикуляции (например, «Измени голос», «Угадай, кого покажу», «Мимические этюды у зеркала»), выразительно читают стихотворения (например, «Что я умею» Б. Заходера).

Тематика основного блока занятий по театрализации в средней группе связана с русскими народными и литературными сказками. Воспитатель разыгрывает с детьми спектакли по следующим произведениям: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок - колючий бок» В. Бианки, «Кто сказал «Мяу», «Под грибом» В. Сутеева, «У меня зазвонил телефон» К. Чуковского.

По сказке В. Сутеева «Под грибом» можно поставить и кукольный, и драматический спектакли

Также занятия могут иметь патриотическую направленность («Театры в моём городе») или обучать дошкольников вежливости (разыгрываются различные сценки из жизни, где ребята должны употреблять вежливые слова).

Дети пятого года жизни также могут упражняться в профессии сценариста и режиссёра: придумывать свои сценки из жизни игрушек (например, «Где живут игрушки», «Игрушки пришли в гости к кукле Кате» и пр.).

Таблица: фрагменты конспектов занятий по театрализованной деятельности в средней группе

Автор и название занятия Ход занятия
Хлебникова Н.А.
«Играем в театр»
Воспитатель входит в образе сказочницы и беседует с детьми о том, где можно увидеть сказки. Ребятам предлагается перевоплотиться в артистов - учиться передавать чувства выражением лица и жестами.
Игра-разминка «Передавалки».
  • По заданию педагога дети должны передавать друг другу конкретные эмоции: улыбку, «сердилку», «испуг», «страшилку».
  • Следующее задание - передать по кругу определённое количество хлопков.
  • Передать настроение с помощью голоса. Нужно сказать фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» грустно и весело.

Сказочница сообщает дошкольникам, что к ним в гости пришёл котёнок. Дети вспоминают мультфильмы и сказки, в которых есть этот герой, а затем передают друг другу игрушечного котёнка, гладят его, говорят ласковые слова.
Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Кискино горе»

  • Плачет киска в коридоре,
    У неё большое горе.
    Злые люди бедной киске
    Не дают украсть сосиски.
  • Киска, кисонька, кисуля! -
    Позвала котёнка Юля.-
    Не спеши постой, постой! -
    И погладила рукой.

Ребятам предлагается представить, как они рукой гладят кошечку.
Сказочнице пора возвращаться домой. Она интересуется у ребят, что им понравилось на занятии больше всего, какие интересные вещи они узнали.

Каменская Н.К.
Сказка «Теремок»
Воспитатель рассказывает детям, что по дороге в детский сад она нашла красивую коробочку. Чтобы открыть её, нужно отгадать загадки (по ходу отгадывания демонстрируются игрушки):
  • Живёт в норке, грызёт корки.
    Короткие ножки, боится кошки. (Мышка).
  • Зелёная я, как трава,
    Моя песенка «ква-ква». (Лягушка)
  • По полю скачет - ушки прячет.
    Встанет столбом - ушки торчком. (Зайка).
  • Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
  • Хвост пушистый, мех золотистый.
    В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лиса).
  • Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)

Ребята догадываются, что звери - герои сказки «Теремок». Педагог предлагает разыграть эту сказку, произносит волшебные слова, и ребята превращаются в лесных жителей - надевают шапочки-маски. Кто-то из ребят играет роль солнышка и ёлочек (соответствующие маски).
Воспитатель в роли автора рассказывает сказку, а дети играют роли персонажей.
Проводится физкультминутка «Строим дом».

  • Стук-стук молотком,
    (Имитация молотка).
  • Строим, строим новый дом.
    (Ходьба на месте).
  • Ты, пила, пили быстрей,
    (Имитация пилы).
  • Домик строим для зверей.
    (Прыжки на месте).
  • Дружно работали,
    дом быстро построили -
    каждому по комнате.
  • Звери дружно жили, не тужили,
    печку в домике топили.
  • Вот и сказке конец,
    а кто слушал молодец!

А теперь надо вновь превратиться из лесных зверят в ребят!
(воспитатель снимает с детей шапочки-маски).
Детям предлагается сесть за столы и выложить из счётных палочек теремок.
Анализ занятия. Педагог выясняет у дошкольников, что им больше всего понравилось, а что было трудным.

Лагутина А.В.
«Марфуша в гостях у ребят»
Перед детьми появляется Марфуша (переодетый взрослый). Она рассказывает, что когда наводила порядок, обнаружила носок, платочек, перчатку, варежку и тапок. И вот теперь Марфуша не знает, что со всем этим делать. Она решает положить вещи в волшебный сундучок и произнести заклинание.
Проводится пальчиковая гимнастика:
  • Сложим мы в мешок большой
    (гладим по левой и правой ладони).
  • Каждой вещи по одной
    (загибаем пальцы левой руки по очереди):
  • Тапок, варежку, носок
    (соединяем пальцы большой с большим),
  • И перчатку, и платок
    (указательный с указательным и т. д.)
  • Ты мешочек наш, расти
    (ладони и пальцы прижаты друг к другу,раскрываем, делаем “шар”).
  • Что там вышло, покажи
    (ладони вверх, вниз, вверх, вниз).

Марфуша оставляет мешочек и уходит.
Воспитатель по одному достаёт предметы и удивляется.
Тапок превратился в мышку. Дети имитируют её тоненький голос.
Педагог достаёт игрушечного муравья. Проводится игра «Муравей и птица»: когда педагог произносит «муравей», дети должны бегать маленькими шашками, а на сигнал «птица» нужно присесть.
Следующий персонаж из мешочка - зайчик-перчатка. Малыши превращаются в зайчат - прижимают голову к плечикам, подбирают под себя «лапки» и дрожат.
Воспитатель достаёт бабочку, включает по очереди две мелодии.
Ребята должны отгадать, под какую именно может порхать бабочка. Девочки выполняют танцевальные движения под музыку.
Последний герой - воробей. Дети отгадывают про него загадку.Дети с помощью воспитателя догадываются, что все эти персонажи - герои сказки В. Сутеева «Под грибом». Вначале они были грустные, но им помогла дружба, и герои стали весёлыми (беседа сопровождается демонстрацией пиктограмм с весёлым и грустным лицом).
Ребята поочерёдно играют роль какого-нибудь персонажа и просятся под грибок.
Проводится игра «Узнай друзей по голосу»: дети передают палочку. У кого она окажется в руках, тот называет ведущего по имени, а тот должен определить по голосу, кто же его позвал.
Игра «Передавалки»: нужно в ладошках передать соседу большой мячик.
Дыхательная гимнастика «Ветер»: на выдохе дошкольники произносят «фу-у-у».
Дошкольники делятся впечатлениями. Воспитатель достаёт из мешочка угощение.

Таблица: сценарий сказки для драматизации

Название сказки Содержание
«День рождения Машеньки» Жила-была девочка Машенька. Она была очень весёлая и добрая девочка. Её любили не только подружки, но и все зверюшки!
И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником. Они приготовили для именинницы подарки и поздравления.
Сначала к Машеньке пришёл Котик! (котик постепенно появляется на ширме).Подошёл к ней и говорит: “Машенька, поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” (котик слегка покачивается, а Маша стоит неподвижно).
Девочка была очень рада приходу Котика и его подарку и говорит: “Спасибо, котик, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста”.
Котик прошёл и уселся на стульчик.
А в это время по тропинке бежал вприпрыжку Зайка. Он увидел Машеньку и радостно сказал: “Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе…”
Девочка поблагодарила Зайку: “Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!”
Зайка с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с котиком.
Только Зайка уселся, как все услышали песенку. Её напевал Лисёнок, который тоже торопился с поздравлениями к Машеньке. Лисёнок подбежал к девочке и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок! ”Подарил Машеньке подарок и совсем было собрался уходить, как Маша сказала: “Спасибо, лисёнок, оставайся на праздник!”
Лисёнок поблагодарил девочку, пошёл и сел на стульчик рядом с Зайчиком.
И тут все увидели, что вразвалочку идёт Мишутка. Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: “Поздравляю с днём рождения!” Подарил Машеньке подарок и тихонько пошёл домой.
А Маша ему вслед и говорит: “Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!” Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал, пошёл и сел рядом с Котиком.
И тут все увидели, что к Маше с поздравлениями идут Волчонок и Петушок. Петушок шёл впереди и звонко кукарекал, а Волчонок шёл за ним и всё думал, как он будет поздравлять Машу.
Подошли они к имениннице и говорят: “Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем … Вот подарки от нас!”
Маша сказала: “Спасибо, проходите, пожалуйста!”
Волчонок прошёл и уселся рядом с Мишуткой, а Петушок - рядом с Лисёнком, потому что они были друзья и всегда играли вместе.
Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней торопится Козочка.Она была нарядная и весёлая. Козочка тоже несла Маше подарок.
Подошла она к девочке и говорит: “Поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!”
Машенька сказала: “Спасибо большое, проходи, пожалуйста!” Козочка с удовольствием прошла и села рядом с Петушком.
Маша была очень рада гостям, но с нетерпением ждала свою подружку Дашеньку. И тут она увидела, что по тропинке торопливо идёт Дашенька, а с ней Мышонок. Когда Дашенька и Мышонок подошли, Маша сказала: “Я рада, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!”
Даша и Мышонок поздравили именинницу с днём рождения и предложили поводить хоровод “Каравай” для Машеньки. Все зверюшки согласились, встали в круг, а Маша в середину круга, и они стали водить хоровод!

Проект по театрализованной деятельности

Театрализация представляет большой материал для проектной деятельности в средней группе. Это могут быть краткосрочные и долгосрочные проекты. Длительность краткосрочного - от одного дня до двух недель, долгосрочного - от двух недель до полугода и даже год.

Пример долгосрочного проекта – «Театр рядом с нами» Воспитателя И. Г. Гимаевой. Он задействует детей, педагогический коллектив и родителей. Родители при этом привлекаются к изготовлению персонажей сказок, выставке рисунков «Мы из сказки», организации фотовыставки «В кукольный театр всей семьёй».

Проблема для решения в ходе реализации проекта: неумение передавать эмоциональный характер героев, недостаточный словарный запас, трудности связной речи.

Воспитателем разработан подробный план проекта, в том числе сценарии открытых мероприятий, продуманы ожидаемые результаты деятельности. В ходе подготовительного этапа педагог создаёт в группе различные виды театра (к этому процессу привлекаются родители и сами дошкольники), читает дошкольникам сказки и рассказы - будущие сценарии спектаклей.

Таблица: сказки для театрализаций, используемые в проекте

Месяц Название сказки Вид театра
Сентябрь Белорусская сказка «Пых» кукольный театр
Октябрь Русская народная сказка «Репка» картонный театр
Ноябрь «Теремок» кукольный театр
Декабрь «Заюшкина избушка» пальчиковый театр
Январь «Зимовье зверей» пальчиковый театр
Февраль «Колобок» пальчиковый театр
Март Сказка Л. Н. Толстого
«Три медведя»
картонный театр
Апрель Рассказ Т. Караманенко
«Ёж и грибок»
пальчиковый театр
Май «Маша и медведь» драматизация,
заключительный этап
проекта

Во время реализации проекта театрализованная деятельность тесно переплетается с художественным творчеством (ребятам предлагаются раскраски на тему сказок, рисование любимых героев), физическим воспитанием (физкультминутки на сказочные темы).

Анализ и диагностика театрализованной деятельности в средней группе

Все занятия по театрализованной деятельности в средней группе строятся по похожей схеме. Вначале педагог погружает дошкольников в тему, создаёт нужный эмоциональный настрой. Затем разыгрывается конкретный этюд или спектакль, где малыши демонстрируют свои творческие способности.

Обязательный этап каждого занятия - эмоциональное заключение. Воспитатель совместно с детьми проводит анализ театрализованной деятельности. Педагог даёт дошкольникам возможность высказать своё мнение, отметить, что каждому из них больше всего понравилось на занятии. Ребята вспоминают, какую сказку они разыграли, какие задания были лёгкими, а какие показались трудными. Таким образом, в ходе анализа воспитателя отмечает моменты, над которыми в дальнейшем нужно поработать, в том числе в индивидуальной деятельности.

Театрализованная деятельность в средней группе включает в себя диагностику, которая проводится дважды в год (как правило, это октябрь и май). Воспитатель обозначает умения и навыки, которые должны приобрести дети к концу учебного года, отмечает, насколько каждый ребёнок обладает ими в начале обучения (октябрь), а затем в конце года (май). На основании полученных данных педагог делает выводы об успешности обучения.

Для оценки уровня детского развития используется трёхбалльная шкала: хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (некоторые используют пятибалльную систему). Характеристики высокого уровня развития для диагностики:

  1. Посредством интонации, мимики и жестикуляции передаёт характер и особенности героя произведения.
  2. Умеет перевоплощаться в персонажа, импровизировать по ходу игры.
  3. Отчётливо произносит слова персонажа.
  4. Ориентируется в разных видах театра, владеет игрушками, пальчиковыми куклами, куклами бибабо и пр.
  5. Охотно участвует в детских спектаклях в ДОУ.

Видеоматериалы по теме

Видеозаписи детских спектаклей - очень интересное зрелище для педагогов, дошкольников и их родителей.

Видео: драматизация сказки «Репка» в средней группе

https://youtube.com/watch?v=K0AT3JgGreE Video can’t be loaded: Занятия по театральной деятельности часть 2 (https://youtube.com/watch?v=K0AT3JgGreE)

Видео: театрализованная деятельность в средней группе «Курочка Ряба»

https://youtube.com/watch?v=TqT1QxAx0PM Video can’t be loaded: Театрализованная деятельность. Сказка «Курочка Ряба» (https://youtube.com/watch?v=TqT1QxAx0PM)

Видео: театрализованное мероприятие с участием детей и родителей (средняя группа) «Кошкин дом»

https://youtube.com/watch?v=XWa5Ta688Uo Video can’t be loaded: «КОШКИН ДОМ»Театрализованное мероприятие родителей для детей средней группы по пожарной безопасности (https://youtube.com/watch?v=XWa5Ta688Uo)

Театрализованная деятельность близка и доступна детям. Ведь она заложена в самой их природе: любую выдумку и впечатление из окружающей обстановки малыш стремится трансформировать в живой образ. Воспитанники средней группы с удовольствием участвуют в спектаклях, любят облачаться в яркие костюмы, управлять куклами, говорить от их имени. Такие действия помогают всестороннему развитию ребёнка, чересчур подвижному и эмоциональному помогают стать более собранным, целеустремлённым, а робкому - наоборот, преодолеть застенчивость и неуверенность в себе.

Актуальность: Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.

Актуальность проекта обусловлена тем, что недостаточное внимание родителей и детей к театру; мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»; недостаточно театральных костюмов и масок в группе.

Цель проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами с помощью родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.

Задачи:

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру;

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловедение);

3. Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми;

4. Развивать способность к импровизации, речевую активность детей.

Участники проекта:

— сотрудники ДОУ (воспитатели)

— дети средней группы.

— родители


Сроки и место реализации
: февраль — март 2012 года.

МДОУ «Детский сад №21» г. Сыктывкара.

План реализации проекта:

Подготовительный этап

1) Опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»

Срок реализации: Февраль

Ответственные: Воспитатели

Результат: Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех».

2) Исследование детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».

Срок реализации: Февраль

Ответственные: Воспитатели

Результат: Определение целей и задач.

3) Разработка проекта в группе.

Срок реализации: Февраль

Ответственные: Воспитатели

Результат: Проект «Театр для всех».

4) Индивидуальные беседы, консультации с родителям и по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Срок реализации: Февраль

Ответственные: Воспитатели

Результат: Конкурс «У мамы не простые, у мамы руки золотые» (приурочен ко Дню 8 марта».


Основной этап

1) Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный).

Срок реализации: Февраль

Результат: Схемы, эскизы. Мастер- класс по изготовлению.

2) Просмотр музыкального кукольного спектакля «По щучьему велению»

3) Просмотр представления по мотивам сказок У.Диснея .

Срок реализации: Март

Результат: Побуждение интереса детей к театральной деятельности.

4) Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра.

5) Обыгрывание этюдов, потешек, сказок в индивидуальной и коллективной работе.

Ответственные: Воспитатели, старший педагог.

6) Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду.

Срок реализации: Февраль — Март

Ответственные: Воспитатели, старший педагог.

Результат: Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов (билеты, маски, оборудование)

7) Репетиции спектакля «Заюшкина избушка» с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале для настоящих зрителей: дети, родители, педагоги.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели.

Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.

8) Проведение экскурсии в Драматический театр с посещением гримёрной артиста, сцены, зала, раздевалки, фойе, склада, мастерской, музея и т.д.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Побуждение интереса детей к театральному искусству путём наглядности и эксперимента.


Заключительный этап

1) Смотр-конкурс работ родителей.

Срок реализации: Март

Ответственные: Администрация ДОУ, воспитатели.

Результат: Формирование у родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.

2) Показ спектакля «Заюшкина избушка».

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели.

Результат: Развитие способности к импровизации, речевой активности детей.

3) Обновление предметно-развивающей среды, театрального уголка.

Срок реализации: Март

Ответственные: Воспитатели, родители.

Результат: Приобретение ширмы, уголка «Русская изба», народных костюмов, разнообразных видов театров и масок.


Ожидаемый результат:

1. Участие в проекте 80% семей группы;

2. Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания;

3. Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования;

4. Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 4-5 лет;

5. Развитие эмоционального фона и речи ДОШКОЛЬНИКОВ.


воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 21» г. Сыктывкара

г. Сыктывкар, Россия

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

Поделякина Ирина
Проект по театральной деятельности

Проект

Театрализованные игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Выполнила : Поделякина

Ирина Николаевна

Ставрополь, 2014 г.

Актуальность проекта

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Ну а самое главное - это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия в спектакле.

Новизна данного проекта заключается в развитии сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность с детьми и их родителями.

Участники проекта : педагоги - дети - родители - музыкальный руководитель.

Тип проекта :

1. По доминирующему методу : комплексный, практико-ориентированный, творческий;

2. По характеру содержания : социально-педагогический;

3. По числу участников проекта : группа детей 6-7 лет (25 детей, педагоги, родители;

4. По времени проведения : долгосрочный – 3 месяцев (сентябрь – ноябрь) ;

5. По характеру контактов : в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Форма работы с детьми :

Образовательная деятельность

Игры на выражение различных эмоций

Разыгрывание этюдов, сказок

Показ спектакля "Три медведя".

Цель данного проекта творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами . Задачи проекта :

1. Создать условия для совместной (по-становка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников детского сада, организация выступления детей старших групп перед младшими);

2. Способствовать разностороннему развитию дошкольников, раскрытию их творческого и духовного потенциала для последующей успешной адаптации в социальной среде;

3. Формирование у детей устойчивого интереса к художественным произведениям, театральной деятельности ;

4. Развитие коммуникативных способностей – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения;

5. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства ;

Методы и приёмы.

Творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное)

Игры - драматизации

Упражнения по дикции

Игры- превращения

Работа с родителями.

Ведущая идея - активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей .

Виды взаимодействия с родителями.

- устный опрос : "Играете ли Вы с ребёнком в театр " (на начало и конец проекта )

Индивидуальные беседы

Наглядная информация

Папка "Театр для всех " с описание истории театра , его видов

Этапы реализации проекта :

1 этап (организационный) :

определение цели и задач проекта ;

подбор литературы, пособий, атрибутов;

составление тематического планирования мероприятий.

2 этап (практический) :

создание развивающей среды;

организация цикла театрализованных занятий , досугов;

праздников и развлечений для детей и родителей.

3 этап (аналитический) :

мониторинг;

анализ проектной деятельности ;

оформление результатов проекта в виде презентации .

Принципы реализации проекта .

1. Принцип интеграции основных образовательных областей в различных видах детской деятельности ;

2. Принцип системности и последовательности;

3. Учет возрастных особенностей;

4. Взаимодействие с семьей;

5. Максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности;

6. Поддержка детской инициативы;

7. Развивающее обучение в театрализованных играх .

Прогнозируемый результат :

Реализация проекта будет способствовать комплексному развитию артистических способностей, музыкального творчества, развитию эмоционально-чувственной сферы и образного мышления у детей, раскрепощению детей и развитию их коммуникативных навыков;.

Формирование творческих способностей детей в театрализованной деятельности предлагаем начать с проведения специальных игр-упражнений с детьми на развитие воображения, мимики, пантомимики, интонации и артикуляции.

Сентябрь

Кружковая работа Совм. деятельность Сам . деятельность Индив

«Давайте познакомимся»

Задачи : развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь

Игра-ситуация «Защитим слабого» / картотека

Этюды :

«Как котик, щенок и утенок подружились» . / картотека Задачи :

театра Задачи :

Поддерживать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, стремление участвовать в этом виде дея-тельности.

Работать над интонационной выразительностью речи.

Показ способов действия с различными куклами

Устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр » / приложение № 1

Наглядная информация «Организация театральной деятельности в средней группе »

Показ кукольной сценки

«Кто в домике живет?»

«Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я?»

«Язык жестов»

Кружковая работа Совм. деятельность Сам . деятельность Индив . работа Работа с родителями Итоговое мероприятие

«Пойми меня» Задачи : формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке.

Игровая импровизация «Веселый диалог» / картотека

Игровые упражнения «Наши милые зверюшки» / картотека

Диалоги-импровизации / картотека Задачи :

побуждать детей играть с куклами настольного театра , разыгрывать знакомые сказки, стихотворения.

Игровые упражнения «Представление начинается» / картотека

Задачи : формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра .

Игровая импровизация : «Куклы выходят на сцену» / картотека

Наглядная информация

«Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности ».

Показ настольного кукольного спектакля «Колобок»

Чтение пьесы «Репка» .

«Выросла репка большая – пребольшая» .

Репетиция пьесы «Репка» .

Играем пьесу «Репка» .

Кружковая работа Совм. деятельность Сам . деятельность Индив . работа Работа с родителями Итоговое мероприятие

«Животные во дворе»

Задачи : учить давать оценку поступкам действующих лиц.

Показ устройства ширмы

Упражнение под музыку «Пляшет куколка моя»

Этюды «Ходим и бегаем» , «Пошагаем вместе» / картотека

Разыгрывание сценок по парам

Задачи :

побуждать детей играть с куклами настольного театра , разыгрывать знакомые сказки, стихотворения

Задачи : обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки .

Упражнение «Прыгай, куколка моя»

Показ способов действия с куклами с использованием ширмы

Индивидуальные беседы

«Значение театрализованного воспитания для детей дошкольного возраста».

Инсценировка «Веселый зайка»

«Перчатки» №1

«Перчатки» №2

«Сказки из сундучка»

Результаты реализации проекта .

Созданы условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников детского сада, организация выступления детей старших групп перед младшими);

в процессе деятельности раскрылся их творческий и духовный потенциал для последующей успешной адаптации в социальной среде;

сформировался у детей интерес к художественным произведениям, театральной деятельности ;

дети умеют общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения;

дети на практике применяют правила поведения в театре .

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволило мне использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана, ведь ребенок, во время театрализованного действа , чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения.

Литература :

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников . М.: Просвещение, 1991.

2. .Доронова Т. Н. Играем в театр : театрализованная деятельность детей 4-6 лет : методиче-ское пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

М. Просвещение, 2005г.

3. .Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника : Программно-методическое пособие.

М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников до-школьных учреждений.

Анастасия Лисина
Проект по театральной деятельности в ДОУ

В детском саду по ФГОС

Театр – это волшебный мир . Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов)

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории» . Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными : «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно .

Актуальность. В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте : «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности , в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Цель проекта : Приобщить детей к театральной культуре .

Задачи проекта :

1. Создать условия для развития творческой активности детей в .

2. Учить детей различным средствам импровизации.

3. Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах .

4. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых .

5. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности .

Участники проекта :

1. Воспитанники группы.

2. Воспитатели группы.

3. Родители детей группы.

Ожидаемые результаты :

1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.

2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре .

3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры .

Формы работы :

Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;

Организация совместных с родителями мероприятий;

Организация театральных вечеров (показ сказок и представлений) ;

Организация посещений культурных мероприятий (старшая группа) .

Формы работы с родителями :

1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.

2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

3. Открытые показы занятий и театральных представлений .

4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.

5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

Основные этапы реализации проекта :

Предварительная работа

Изучение методической литературы.

Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.

Основная работа

Составление программы мероприятий по реализации задач проекта .

Заключительная работа

Проведение мониторинга исполнения задач проекта .

На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.

Предварительная работа :

Изучение методической литературы;

Организация предметно-развивающей среды.

Литература :

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. СанПиН.

3. Н. Ф Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра »; «Айрис - пресс» , Москва 2007 год.

4. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез» , 2008 год.

5. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез» , 2008 год.

6. Н. Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе », изд-во «Корифей» г. Волгоград.

7. И. П. Кошманская «Театр в детском саду » , г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс» .

8. Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий » , Москва, изд-во «Аркти» , 2007 год.

9. Н. В. Смирнова, В. К. Шалаева «Среда развития дошкольника : сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.

10. С. Н. Захарова «Праздники в детском саду» , «Владос» , 2001 год.

11. Н. В. Зарецкая, З. А. Роот «Праздники в детском саду» , Москва изд-во «Айрис-пресс» , 2001 год.

12. В. В. Гербова, М. А. Васильева, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез» , 2005 год.

13. Журналы «Дошкольное воспитание» , журналы «Ребёнок в детском саду» .

14. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.

Организация предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1. Мини – сцена с ширмой и микрофоном.

2. Куклы би-ба-бо.

3. Верховые куклы.

4. Куклы на гапите.

5. Плоскостные театры .

6. Фланелеграф.

7. Пальчиковые игрушки.

8. Театр резиновой игрушки .

9. Театр мягкой игрушки .

10. Театр кружек .

11. Театр марионеток .

12. Круглая настольная сцена.

14. Костюмерная с большим зеркалом.

15. Уголок ряжения.

16. Теневой театр .

17. Театр ложек .

18. Книги-раскладушки.

19. Конусные куклы.

20. Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные, духовые, струнные) .

21. Атрибуты для танцевальных импровизаций

Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения, образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Ритмические минутки;

Пальчиковый игротренинг;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

Театральные этюды ;

Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

Просмотр кукольных спектаклей.

Начиная работу по данной теме, изучили литературу по театральной деятельности дошкольников : задачи, средства, методы работы. Используя в системе обучения детей в ДОУ, мы постарались решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие

Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности ;

Воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.) ;

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности ;

Развитие эмоций;

Воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

Развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра , профессии людей, создающих спектакль) ;

Наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;

Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

Развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

Содействие развитию монологической и диалогической речи;

обогащение словаря : образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

Овладение выразительными средствами общения : словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;

Художественно-эстетическое развитие

Приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

Развитие воображения;

Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

Создание выразительного художественного образа;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей .

Физическое развитие

Согласование действий и сопровождающей их речи;

Умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

Выразительность исполнения основных видов движений;

Развитие общей и мелкой моторики : координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

В своей работе с детьми используем различные приемы : упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ; задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-превращения, образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки; пальчиковый игротренинг; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы; театральные этюды ; разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов; просмотр кукольных спектаклей.

Для выявления интересов детей в группах были сделаны выставки книг со сказками, проведена викторина «В гостях у сказки» .

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Мною были пополнены театральные уголки в группах . Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок , кукол би-ба-бо.

В своей работе мы использовали разные виды театра :

1. Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

2. Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т. д.)

3. Театр ложек , верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой , основами кукловождения.

4. Куклы-марионетки, куклы с «живой рукой

5. Люди-куклы и тростевые куклы.

Участвуя в праздниках в качестве ведущей, в роли сказочного персонажа, педагоги на собственном примере стараются показать детям, как интересно перевоплощение.

Дошкольное образование предполагает взаимодействие всех участников воспитательного процесса : детей, педагогов, родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует таких отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством и доверительностью.

В своей работе по театрализованной деятельности я активно привлекаю родителей и других членов семей воспитанников, так как считаю это сотрудничество необходимым и эффективным в воспитании и образовании детей.

Родители принимают активное участие в создании развивающей среды для своих детей. Поставив перед собой задачу – заинтересовать родителей в создании развивающей театрализованной среды , педагоги доу предлагают им помочь в пошиве костюмов для детей и взрослых, изготовлении различных атрибутов, головных уборов, декораций.

Знакомство родителей с разными видами театров , рассказ из чего и как можно их изготовить для детского сада и для дома на консультациях, ширмах-передвижках («Что такое театр » , «Первые шаги к сцене» ). Родители активно помогают во всём, благодаря чему в каждой группах и в музыкальном зале имеется всё необходимое для театрализованной деятельности .

Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг или развлечение) роли некоторых персонажей исполняют родители или дети старших групп. Мы практикуем постановки спектаклей, как силами взрослых, так и совместно с детьми. Подготовка к спектаклям всегда проходит весело, на эмоциональном подъёме. Это нас сплачивает, родители и педагоги полны оптимизма, заинтересованности, дети получают от процесса колоссальное удовольствие. Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых. Это позволяет эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.

Результаты проделанной работы :

Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Проявляют интерес, желание к театральному искусству .

Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров , пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Установлен тесный контакт с родителями.

Занимаясь с детьми театром , я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности , дети смогли использовать в повседневной жизни.

Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостную, непринужденную обстановку в группе. Занимаясь с детьми театром , педагог ставит перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Очень важно, чтобы у детей сформировалось собственное отношение к поступкам людей, умение одобрять одни действия и осуждать противоположные. Для этого мы использовали методику «Моральные пьески» , которые построены по единой схеме : ребёнок-обидчик нарушает права другого ребёнка-жертвы. Третий участник – защитник восстанавливает справедливость. Тематика таких пьесок была достаточно разнообразной : «Чужой кубик» , «Качели» , «Испорченный рисунок» , «Упавшая тарелка» , «Камешек в туфельке» и т. д. Воспитатель проигрывал пьесу при помощи кукол-персонажей, а дети затем давали свою оценку поступкам героев.

Использовались различные игровые упражнений («Ласковое имя» , «Улыбнись другу» , «Похвали товарища» и пр., обсуждение проблемных ситуаций («Почему поссорились» , «Как помириться» , «Не смейся над бедой» , «Хочу помочь другу» , которые также способствуют формированию у детей социальных навыков.

Система работы по формированию доброжелательных отношений у детей разновозрастной группы в театрализованной игре включает в себя следующие виды деятельности детей продуктивная , художественно-эстетическая, театрализованная .

Был разработан план работы по формированию доброжелательных отношений у дошкольников в разновозрастной группе. Был подобран репертуар с учетом возрастов детей и национального компонента. Для детей использовались как хорошо знакомые им сказки, так и новые татарские сказки. В свободной деятельности детям также разрешалось использовать театральные атрибуты , что они с удовольствием и делали. В результате нашей работы можно было заменить, что дети меньше стали разделяться на микрогруппы по возрастам.

План включал в себя различные мероприятия : оформление театрального уголка совместно с детьми, беседа на тему «Театр » , дидактическая игра «Узнай сказку» , в которой дети по картинке узнают сказку, беседа на тему «Мой любимый герой сказки» , чтение сказки «бобовое зернышко» , беседа по ее содержанию, разгадывание загадок и ребусов по сказке, чтение и обыгрывание кукольного театра по татарской народной сказке «три сестры» (ч кыз,чтение сказки «Под грибом» , подготовка героев для театра на фланелеграфе , разыгрывание сказки на фланелеграфе.

Помимо всего перечисленного, велась работа с воспитателем по формированию у детей доброжелательных отношений с помощью театрализованной деятельности . Также детский сад участвовал в муниципальном конкурсе на лучшую театрализованную игру , где был отмечен жюри в номинации «лучший кукольный театр » Дети показывали татарскую народную сказку «Три сестры» .

Помимо запланированной деятельности , нельзя исключать и того, что и в свободной игре дети захотели использовать различные театрализованные игры . Для них мы приготовили наборы пальчиковых театров , магнитные театры репка и колобок . Используя их, дети могли совмещать героев из различных сказок и придумывать свои. Наблюдая за данной деятельностью детей , мы заметили, что, придумывая свои сказки, дети обыгрывают волнующие их проблемы морали, доброжелательности и гуманности. Например, такие как дружба между пандой и зайцем, или взаимопомощь мышки норушки и курочки - рябы. Хочется отметить, что здесь мы работаем еще и с национально региональным компонентом и воспитываем толерантность к людям разных национальностей. Мы даем понять детям, что нужно беречь свою этнокультуру, но при этом уважать и другие национальности, религии и конфессии.

Мероприятия по формированию доброжелательных отношений у дошкольников в театрализованной игре

Работа с детьми

Мероприятие Цель

Оформление театрального уголка Подготовить условия и детей. Психологическое сближение детей. Учить организовывать совместную деятельность старших и младших .

Беседа на тему : «Театр » Показ иллюстраций и фотографий. Приобщение детей к театру .

Игра «Узнай сказку» (по иллюстрациям, по отрывкам) Закрепить знания текстов сказок. Развивать память.

«Мой любимый герой сказки» Формировать интересы детей. Способствовать умению передавать качества личности любимого героя. Учить рассказывать младшим о героях сказок, с которыми они незнакомы

Прочтение сказки «Бобовое зернышко» . Беседа по ее содержанию Познакомить детей с сюжетом сказки. Работать над интонацией, выразительностью, дикцией

Загадки, словесные игры по тексту сказки «Бобовое зернышко» Закреплять знания детей о сказке. Способствовать развитию воображения, речи, речевого дыхания. Развивать чувство сочувствия, сопереживания героям

Знакомство с текстом татарской народной сказки «Три сестры» Вспомнить с детьми сюжет сказки. Работать с текстом. Учить детей характеризовать самих героев и их поступки. Развивать сочувствие, сопереживание, уважение к старшим.

Оформление театрального уголка к показу сказки «Три сестры» Подготовка кукол, театральных декораций . Формировать эмоциональную атмосферу и активность детей. Привлекать к созданию декораций и кукол детей всех возрастных категорий. Способствовать сближению детей разных возрастов

Театрализованное представление сказки «Три сестры» Воспитывать у детей умение передавать содержание сказки. Формировать дикцию, интонационную выразительность

Сказка «Под грибом» . Знакомство с текстом сказки Способствовать умению детей передавать содержание сказки своими словами. Формировать память, речь. Развивать гуманные чувства.

Подготовка героев для сказки на фланелеграфе Обьединять детей разных возрастов при помощи совместной деятельности

Показ сказки на фланелеграфе «Под грибом» Познакомить родителей с результатами работы детей. Учить их проявлять чувства уважения к выступающим детям

Оформление сказки «Колобок» из папье-маше объединить детей, учить работать вместе, дружно

Театрализованное представление «Колобок» для учеников начальной школы Способствовать умению выступать на сцене, развивать дикцию и связную речь, формирование доброжелательных отношений между воспитанниками доу и учениками начальной школой

Моральные пьески С помощью кукол обыграть различные ситуация, для формирования всех гуманных качеств у ребенка

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Игровые упражнения

«Ласковое имя» , «улыбнись другу» , «Похвали товарища» . и т. п. Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми

Проблемные ситуации

«Почему поссорились» , «Как помириться» , «не смейся над бедой» , «Хочу помочь другу» Способствовать социализации детей в обществе, их сближении.

Развивать стремление к проявлению сочувствия и сопереживания к тем, кто в них нуждается.

Формировать представление о честности, справедливости, доброте

Этюды Разнообразие одного и того же образа способствует развитию воображения и творческих проявлений. Например : каждый ребёнок по-своему передаёт образ одного и того же персонажа, выбирая мимику, жесты, движения. При этом развивается эмоциональная сфера ребёнка, он сочувствует персонажам, сопереживает разыгрываемые события.

Чтение и подготовка к обыгрыванию сказки «Заюшкина избушка» с помощью «театра на ложках » Учить ставить себя на место другого, лучше понять причины поступков героя произведения, развивать сочувствие и сопереживание

Работа с родителями

Индивидуальные беседы «Формирование представлений о нормах морали» , «Воспитание сказкой» .

Консультации «Развитие эмоциональной сферы посредством театрализованной деятельности », «Дарите детям радость» .

Папки раскладушки «Мы читающая семья» , «Детская дружба» , «Игры-драматизации, как средство приобщения детей к семейным ценностям» .

Родительское собрание «Учите детей чувствовать» , «Путешествие по страницам книг» .

Привлекаю родителей к изготовлению театральных костюмов и атрибутов к играм. Родители помогают детям разучивать роли.

Работа с педагогами

консультации «Организация театрализованной деятельности в детском саду », «Воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста» «Нравственное воспитание через театрализованную деятельность ».

Открытое мероприятие по театрализованной деятельности «Когда мои друзья со мной»

Муниципальный конкурс «Лучшая театрализованная игра »

Наталья Трофимова

Проект «Играем в театр»

Цель: Создание предпосылок для творческого развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности

Задачи:

Развитие творческих способностей

Развитие коммуникативных качеств

Нравственное воспитание

Формирование чувства успешной самореализации

Привитие культурно – эстетических норм

Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых

Участники:

Дети,воспитатели средней и подготовительной групп

Музыкальный руководитель

Педагог дополнительного образования по изодеятельности.

Родители

Сроки реализации: сентябрь - ноябрь

Ожидаемые результаты: Постановка сказки Е. Тиличеевой «Зайцы и Лиса» (сборник «Музыкальные игры, издательство «Музыка», 1964) - с участие детей средней и подготовительной групп ДОУ.

В результате у детей повысится уровень эмоциональной отзывчивости, организованности, подвижности. Театрализованная деятельность явится мощным стимулом для творческого развития ребенка, она благотворно скажется на формировании навыков коллективного труда, ответственного отношения к своим словам и действиям. Театрализованная деятельность поспособствует сплоченности детского коллектива, сокращению «дистанции» между взрослыми и детьми.

Этапы внедрения

1. Знакомство с театром

Просмотр видео материалов и презентаций, посвященных театру

Беседы о культуре поведения в театре

Знакомство с театральными профессиями

Посещение детских спектаклей в театрах нашего города

Воспитатели, педагоги: подбор дидактических материалов по теме «Театр»

Работа с родителями:

Информационный стенд «Наши театры»

Консультация «Театральная культура»

Совместные посещения детских театров города

2. Знакомство с литературным источником

Работа с детьми:

Чтение сказок

Выбор сказки для постановки

Обсуждение характеров героев/персонажей

Мораль сказки (поучительный смысл)

Знакомство с музыкальными характеристиками героев (муз. материал Е. Тиличеевой)

Рисование героев сказки, лепка

Изготовление афиши, билетов, программок

Работа с педагогами, воспитателями:

Обсуждение сценария

Работа над литературным источником (правка) в соответствии с программными требованиями развития дошкольников

Изготовление макета сказки

Работа с родителями:

Знакомство с творчеством Е. Тиличеевой, автором сказки «Зайцы и Лиса»

Беседа о значении театрализованной деятельности в развитии личности дошкольников

Консультация для родительских уголков «Как привить детям интерес к театру?

3. Работа над спектаклем

Совместная деятельность с детьми:

Подготовительные этюды, упражнения

Распределение ролей

Разучивание текста – выразительность речи, дикция, артикуляция, мимика,

Разучивание музыкальных номеров

Работа над выразительностью движений, характерных для данного героя

Построение мизансцен

Работа над сценической культурой

Репетиции индивидуальные, подгрупповые, объединенные

Воспитатели, педагоги:

Подготовка (изготовление) декораций, атрибутов, костюмов

Подбор музыкального материала

Построение мизансцен

Обсуждение грима

Работа с Родителями:

Подготовка/изготовление декораций, атрибутов, костюмов

Беседы о важности систематичности занятий с детьми

4. Демонстрация результатов работы

Сюжетно – ролевая игра «Театр»

Показ спектакля для родителей на Осеннем празднике

Показ спектакля в рамках «Недели театра» для всех воспитанников ДОУ (Приложение)

Воспитатели, педагоги:

Выставка детских работ

Организационные вопросы, связанные с выступлением детей

Работа с родителями:

Консультация «Искусство быть зрителем»

Видео/фотосъемка детского спектакля

Выставка фотографий «Лесенка успеха» - об участии в детей спектакле

5. Анализ результатов работы

Воспитатели, педагоги:

Поощрение детей участников спектакля

Обсуждение итогов проекта на педагогическом совете

Работа с родителями:

Анкетирование родителей по результатам работы

Сбор отзывов

Приложение:

«Неделя театра»

День показа сказки всем возрастным группам ДОУ

Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»

Дети – зрители (в сопровождении воспитателей) отправляются в назначенное время на просмотр спектакля «Зайцы и Лиса». По пути они рассматривают афишу, рисунки, выставку «Пластилиновая сказка» (демонстрация детских работ, подготовленных при участии педагога дополнительного образования по изодеятельности).

Подходят к бутафорской кассе, где их встречает ребенок – кассир (подготовительная группа):

Кассир: Здравствуйте, ребята!

Дети и воспитатель: Здравствуйте! Мы хотим купить билеты в театр, на сегодняшний спектакль!

Кассир: Билеты у нас не продаются, они за отгадку даются!

Воспитатель: Как это «за отгадку»?

Кассир: Если мои загадки отгадаете – то билеты в театр получаете!

Кассир зачитывает детям загадки о сказках:

1. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

2. Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

(Курочка Ряба)

3. В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.

(Зайкина избушка)

4. Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

(Гуси лебеди и баба Яга)

5. Колотил да колотил по тарелке носом -

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Лиса и журавль)

6. По тропе шагая бодро,

Сами воду носят ведра.

(По щучьему веленью)

7. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

8. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

(Теремок)

9. Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился. (Колобок)

Кассир: Молодцы, хвалю, ребятки! Отгадали все загадки.

Вот билеты - …получите! К нам в театр проходите!

Кассир вручает детям билеты, которые заранее были изготовлены группой детей в свободной деятельности.

Дети: Спасибо!

Кассир: Добро пожаловать на сказочное представление!

У входа в «театральный» зал зрителей встречает ребенок - билетер.

В зале: звучит театральный звонок.

Музыкальный руководитель проводит беседу с детьми: Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть в нашем музыкальном зале! Сегодня мы будем играть «В театр». Кто - нибудь из Вас ходил в настоящий театр? Как он назывался? А что такое «театр»? Знаете ли вы, что у нас в детском саду тоже есть ТЕАТР? Где он находится? (В музыкальном зале). Он называется «Волшебная страна». Здесь всё, как в настоящем театре! Есть сцена, зрительские ряды, декорации, кулисы, гримерная, костюмерная …. И даже театральный звонок. Слышите? (звучит второй звонок) А сколько раз в театре «подают» звонок? Первый звонок вы слышали перед тем, как я поздоровалась с вами. Что означает каждый звонок? (дети отвечают). Правильно. До начала спектакля зрители находятся в фойе театра, а с первым звонком открываются двери в зрительный зал и гости могут занять места в соответствии с купленными билетами. Второй звонок в большей мере предназначен для артистов, он требует быть готовыми к выходу на сцену. Третий звонок оповещает о начале театрализованного действия.

А как нужно вести себя во время спектакля? (ответы детей)

Детям показывают презентацию «Правила поведения в театре», в ходе которой они запоминают «азы» театрального этикета и отвечают на вопросы в форме «выбери правильный ответ».

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами увидим сказку Елены Тиличеевой - «Зайцы и Лиса». А сыграют ее юные актеры из средней и подготовительной групп.

Звучит третий звонок: Звенит звонок, Заливается – наша сказка начинается!

Дети смотрят спектакль «Зайцы и Лиса»

По окончании спектакля Музыкальный руководитель проводит с детьми короткую беседу на тему «Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!». Дети рассказывают, чему научила их сказка. Ведущий подводит мораль сказки:

1. В дом «чужих» нельзя пускать,

это должен каждый знать!

2. Без друзей нам не прожить,

Дружбой нужно дорожить!



Вверх