Проблемы трудоустройства молодежи в россии. Занятость молодежи. Основные проблемы и пути решения Буклет памятка рекомендации молодежи по вопросам трудоустройства

Проблемы трудоустройства молодежи - актуальная тема в современном обществе. Ведь они связаны с проблемами привлечения квалифицированных кадров и влияют на наше экономическое благополучие.

Молодежь - будущее нашей страны. По логике, именно молодые специалисты должны быть наиболее востребованы при трудоустройстве. Но на практике порой оказывается иначе.

Молодежь и безработица

Возрастные рамки социально-демографической группы, называемой молодежью, выделить сложно. Условно относят к молодым людям лиц от 14 до 29 лет. Но ведь молодость - это не только возраст, но и социальный статус, сопряженный с конкретным видом деятельности человека, будь то учеба, служба в армии или работа. Проблема трудоустройства современной молодежи стоит остро еще и потому, что этот круг лиц составляет треть от общего числа безработных. Статистика здесь неумолима, а ведь еще существует скрытая безработица, определить рамки которой практически невозможно.

Почему молодежи так сложно устроиться на работу?

Сразу определим, что по закону граждане до 16 лет не могут признаваться безработными. Так же как и лица трудоспособного возраста, но учащиеся по очной программе.

На сегодняшний день в России более 22 % молодого населения. Конечно, похвально стремление подростков к получению высшего образования. Но проблемы молодежи во время трудоустройства начинаются уже после того, как молодой специалист выходит из ВУЗа с дипломом. Найти вакансию практически нереально, поэтому многим приходится работать не по специальности.

Проблемы трудоустройства молодежи в России связаны еще и с конкретными особенностями данной социальной группы. Молодым людям приходится несладко и в других сферах: социальное самоопределение, проблемы с жильем, сложности адаптации к экономической среде, и т. п. Складывается парадокс: российская молодежь, самая перспективная и сильная категория, оказывается одновременно и самой уязвимой.

У них и у нас

В зарубежной практике активно повышают возрастной порог, с которого человек должен начать свою трудовую жизнь. У нас же все наоборот: вступать на этот тернистый путь молодые люди вынуждены все раньше и раньше. По официальным данным, свой первый заработок получают более 80 % лиц до 18-ти лет. С одной стороны, в подростке должна вырабатываться инициативность и трудовая мотивация, однако с другой у него нет возможности получить надлежащий уровень образования, что автоматически снижает уровень будущей квалификации.

Распределение кадровой политики происходит неравномерно: чаще всего молодежь задействована в предпринимательской сфере и сфере услуг. Тогда как на производстве и в бюджетной отрасли остро чувствуется нехватка кадров. Чем дальше молодежь уходит в теневую экономику, тем сильнее страдает весь трудовой потенциал нашей страны. Согласитесь, с данной точки зрения, решение проблемы трудоустройства молодежи представляется весьма и весьма необходимым.

Специфика рынка молодежного труда

  • Отсутствие баланса между спросом и предложением. Это связано с колебанием трудовой ориентации молодых людей, которым сложно подчас определиться с выбором будущей профессии.
  • Низкая конкурентоспособность. У молодежи на всем трудовом рынке - самый высокий риск потерять уже существующую работу и не найти новую.
  • Отсутствие четких представлений об уровне молодежной занятости. На этом фоне количество лиц, нигде не работающих и не посещающих учебные заведения, неуклонно растет.
  • Высокая вариативность. На трудовой рынок приходят разноплановые специалисты. Однако на многие профессии спрос отсутствует, поэтому большинству приходится кое-как трудоустраиваться по специальностям, далеким от полученного образования. Многие вынуждены даже в срочном порядке проходить переподготовку.
  • Неудовлетворительные условия труда. Каждый пятый выпускник, поступивший на работу, увольняется уже в первый год, из-за плохих условий, характера труда или банальной неудовлетворенности выбранной профессией.
  • Проблемы трудоустройства молодежи женского пола стоят еще более остро. По статистике, среди выпускников больше девушек, однако при приеме на работу во многих отраслях работодатели чаще всего предпочитают мужчин.

Политика работодателей

Дополнительные проблемы трудоустройства молодежи возникают из-за повышенных требований, которые предъявляются к кадрам без квалификации. Многие работодатели просто считают молодых людей бесперспективным, относятся к ним без должного уважения и не видят возможностей дальнейшего роста.

Конечно, решение проблемы трудоустройства молодежи в данном случае - задача государства. Важно обеспечить социальную поддержку выпускников, смягчив для них критерии приема на работу или обеспечив гибкий трудовой график тем, кто еще учится. Возможность трудоустройства даже без опыта работы - еще один принципиально важный критерий, так как в противном случае получается замкнутый круг.

Частое явление в системе занятости молодежи - по факту специалист трудоустроен, а юридически он до сих пор находится в состоянии безработицы. Работодатель дает ему возможность трудиться лишь неполный день или официально вовсе не регистрирует. Многие эксперты считают, что решением данной проблемы может стать развитие малого и среднего бизнеса - особенно в малонаселенных пунктах.

А продуктивна ли система образования?

На государственном уровне сложно переоценить степень важности, которым обладает своевременное трудоустройство молодежи. Проблемы и перспективы его являются отражением эффективности самой образовательной системы. Ведь нет ничего хорошего в том, когда государство вкладывает средства в обучение и подготовку молодых специалистов, а потом переобучает их заново и финансово содержит как безработных.

Поэтому заинтересованность в труде выпускников по специальности - задача самих учебных заведений. Необходимо проводить постоянный мониторинг рынка, тесно сотрудничать с кадровыми инстанциями, и конечно, внедрять грамотную информационную политику с самими молодыми людьми.

Так ли плохо работать не по специальности?

В высших учебных заведениях, увы, часто выпускники получают лишь базовые знания, а вот уровень практических навыков минимален. Впрочем, это связано еще и с тем, что динамичный рынок труда меняется буквально каждый день. Профессия, которая была востребована в начале обучения, к моменту получения диплома может оказаться никому не нужной. Поэтому работать молодые люди идут не туда, куда «нужно», а туда, где можно хорошо заработать и продвинуться по карьерной лестнице.

Однако получить недостающие навыки даже в принципиально иной сфере и частично решить этим проблемы занятости трудоустройства молодежи сегодня совсем несложно. Есть масса переквалификационных курсов, да и работодатели часто предоставляют возможность предварительного обучения.

Конечно, лишние знания еще никому не вредили. Вспомните хотя бы Леонардо да Винчи: он прославился, благодаря своему художественному таланту. Однако знаменитый мастер еще сделал массу открытий в медицине, механике, литературе и естественных науках. Это, пожалуй, лучший пример того, как разносторонне развитому человеку удалось подойти к решению проблемы трудоустройства с различных сторон.

Профессии для молодежи: предложение и спрос

На сегодняшний день в производительном труде молодые специалисты практически не заинтересованы. Наибольший интерес вызывают такие сферы занятости, как менеджмент, программирование, предпринимательство, юридическая и экономическая отрасль. Спросом пользуются и творческие профессии.

Наиболее остро проблемы по трудоустройству молодежи стоят в сельской местности и малонаселенных городах. Частая смена специальности приводит к нарушению баланса профессиональной структуры. Продуктивному рабочему труду предпочитается материальная выгода. Все это на повышении экономики страны положительно сказаться, конечно же, никак не может.

Самые востребованные сферы деятельности для молодежи включают в себя продажи, информационные технологии, экономическую отрасль. С другой стороны, молодым специалистам предлагаются должности администраторов, секретарей, бухгалтеров. Грамотный выпускник с техническим образованием тоже никогда не останется без работы.

Проблема трудоустройства молодежи и пути ее решения

Поскольку проблема эта стоит достаточно давно, государство постоянно совершенствует пути выхода из кризиса на рынке молодежного труда. Создаются специальные службы занятости, задача которых - регулировать и оперативно решать все вопросы в трудовой отрасли. Именно трудоустройство молодежи является самым приоритетным направлением таких центров занятости, которые присутствуют в каждом регионе.

С целью решить проблемы трудоустройства молодежи открываются также узкоспециальные биржи труда. Их задача - помочь подросткам найти постоянную или хотя бы временную работу. Помимо этого, в социальных учреждениях широкого профиля можно получить интересующую информацию и юридическую поддержку, пройти психологический тренинг и еще массу других полезных услуг. Все это делается для того, чтобы создать благоприятные условия для интеграции молодых специалистов в трудовой рынок и помочь им снизить социально-экономическую напряженность.

Какие конкретно меры предпринимаются?

Проблемы трудоустройства молодежи и пути их решения весьма разносторонни. Государством проводится целый ряд мер в данной отрасли:

  • Создаются правовые предпосылки для того, чтобы предотвратить рост безработицы.
  • Молодым специалистам помогают пройти социально-психологическую адаптацию и выйти на современный трудовой рынок.
  • Молодежь стараются трудоустроить, исходя из способностей и индивидуальных интересов каждого.
  • Проводится широкая политика правового просвещения.
  • Осуществляются профилактические меры в сфере правонарушений среди подростков.
  • Всячески поддерживаются молодые семьи.
  • Обеспечивается свобода выбора профессии и охрана труда молодого специалиста.
  • Молодежь защищена от ничем не аргументированного отказа в приеме на работу или увольнения, на законодательном уровне.

Причем каждый человек может рассчитывать на помощь в поиске подходящей работы и всяческую поддержку в данной отрасли совершенно бесплатно.

Гарантии молодого специалиста

Если вы молодой специалист, достигший возраста 18-ти лет и оказавшийся без работы, вы обязаны знать, на что вправе рассчитывать.

  • Получение услуг по профориентации, повышению квалификации и переподготовке. Напомним, абсолютно бесплатно.
  • Психологическая и социальная поддержка в службе занятости.
  • Компенсация финансовых затрат, если вас направили на обучение или работу в другой город.
  • Бесплатное медицинское обслуживание при трудоустройстве.

На выплате компенсаций стоит остановиться отдельно. Государство гарантирует безработным молодым специалистам не только выплаты по безработице, но и стипендии на этапе прохождения профподготовки или переподготовки. При этом вы можете участвовать в общественном труде, который оплачивается. А если вы согласитесь по предложению службы занятости полностью переехать для трудоустройства в другой населенный пункт, государство обязано возместить все материальные затраты.

На какие профессии можно устроиться?

Проблемы молодежи во время трудоустройства часто связаны с тем, что подросток просто не знает, на какую сферу стоит обратить свое внимание. Рекомендуем смотреть не только на предполагаемую зарплату, но и отталкиваться от собственных интересов и навыков. В целом выбор профессий, на которые можно пойти даже без квалификации, не так уж мал.

Много молодежи устраивается курьерами. Если вы отлично знаете свой город, это станет плюсом, если нет - появится возможность исследовать все незнакомые участки. К тому же это отличный способ поддерживать хорошую физическую форму.

Промоутер - вакансия для тех, кто хорошо ладит с людьми и умеет убеждать в своей правоте. Дополнительным преимуществом станет возможность улучшить навыки общения, что обязательно пригодится в будущей, более серьезной профессии.

Девушкам, да и парням тоже, можно устроиться приходящей няней. За границей это одна из самых востребованных подростковых профессий, предполагающая самый настоящий заработок. А чем мы хуже? Если есть таланты к преподавательству, можно также попробовать себя в качестве репетитора. Умение находить общий язык с детьми, терпение и настойчивость скажутся на такой работе наилучшим образом.

Если вы социальный и общительный человек, можно всегда найти подработку в кафе или ресторане. Ну а тем, кто привык проводить время в одиночестве или обществе компьютера, можно попробовать себя в роли копирайтера. Конечно, для этого необходимы творческие задатки и отличное чувство языка.

Проблемы трудоустройства молодежи в России могут коснуться каждого выпускника. Поэтому желательно еще на этапе учебы заняться мониторингом рынка и поиском будущего рабочего места. А когда придет время профессиональной практики, стоит заводить как можно больше полезных знакомств и всерьез присмотреться к потенциальным вакансиям.

В идеале, молодому человеку не мешало бы еще до поступления в вуз проанализировать экспертные прогнозы: востребована ли данная профессия, будет ли она популярна после окончания обучения, есть ли уверенность в последующем удачном трудоустройстве и т. п.

Конечно же, не стоит забывать о саморазвитии и отстаивании собственной жизненной позиции. Искусству преподносить себя с лучшей стороны, в том числе, и на собеседованиях, тоже нужно учиться.

Кто нужен современному рынку?

Жаловаться на социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи бессмысленно. Сегодня рынок труда испытывает потребность в активных и креативных молодых людях, с разносторонним потенциалом. Поэтому юным специалистам ничего не остается, как можно точнее соответствовать данным тенденциям, повышать или вовсе менять свою квалификацию, заниматься самообразованием и постоянно отстаивать свое место под солнцем.

ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

(индивидуальная карта урока)

План урока:

    Рынок труда

    Причины и виды безработица

Задание 1. Используя текст параграфа дайте определение терминам:

Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений.

Заработная плата – это форма материального вознаграждения наемных работников за труд в течении определенного времени.

МРОТ – минимальный размер оплаты труда.

Прожиточный минимум – уровень дохода, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей человека.

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей.

Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.

Трудоустройство – система мероприятий, проводимых государственными органами, общественными организациями и специальными предприятиями, по содействию населению в поиске работы, направлении и устройстве на нее в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Задание 2. Составьте кластер по пункту – рынок труда.

Задание 3. Заполните таблицы:

виды безработицы

Виды безработицы

Причины возникновения

Фрикционная

Структурная

Циклическая

Сезонная

Зависимость безработицы от сезона.

Институциональная

Когда имеются вакансии, но работодатель не доводит информацию до соискателя.

Государственная политика в области занятости

Вид политики

Средства для проведения

Активная

Пассивная

Задание 4. Работа с документом с. 113.

Задание 5. Разработайте памятку «Советы молодежи по вопросам трудоустройства». Постарайтесь учесть региональные особенности рынка труда.

Задание 6. Пользуясь памяткой составьте резюме.

ПАМЯТКА

    Личные данные соискателя

Контактная информация (адрес, телефон, электронная почта). Город проживания. Желательно также указать возраст - в том случае, если он говорит в вашу пользу (несмотря на законодательный запрет дискриминации по полу, возрасту и т. д., многие работодатели с опаской относятся к «возрастным» кандидатам). К личным данным можно отнести и фото. Разместите в резюме строгую цветную фотографию. Это особенно важно для должностей, где внешний вид играет не последнюю роль: директор, офис-менеджер, продавец-консультант, промоутер.

87% работодателей предпочитают резюме с фотографией.

    Пожелания к будущей работе

Название должности, на которую претендуете (такое же, как заявлено у работодателя). Если же вас интересует несколько вакансий, нужно написать отдельное резюме под каждую из них. Можно указать желаемый минимальный уровень зарплаты, и обязательно упомянуть, что это - стартовый оклад.

    Опыт работы

Перечислите в обратном хронологическом порядке (последнее место в начале списка) все места работы. Укажите период работы, название компании, сферу ее деятельности, занимаемую должность, круг обязанностей и при наличии - достижения. Если трудовой стаж слишком большой, ограничьтесь 3-4 последними местами работы либо опишите наиболее значимый опыт. При описании достижений используйте глаголы действия, такие как: развивал, увеличил, сэкономил или сократил. Использование цифр и процентов выгодно выделяются в резюме. Например, увеличил объем продаж на 25%, выполнял план продаж в 300 000 рублей.

    Образование

Чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме. В первую очередь укажите образование, которое позволяет вам претендовать на указанную должность. Сведения о дополнительном образовании (курсы, тренинги) уместны, только если они связаны с вакансией.

    Профессиональные навыки

В этом блоке подводится итог всему, чему вы научились за время работы или обучения в вузе. Отдельно указывают степень владения компьютером и иностранными языками, при этом важно конкретизировать: вместо «владею компьютером» - напишите, какими именно программами владеете. Также и с языками - проясните, что именно вы можете - свободно говорить, читать техническую литературу или вести деловую переписку. Меньше лестных самооценок: «большой опыт работы», «умение работать в команде». Желательно, чтобы менеджер сам сделал нужные вам выводы из резюме. При описании навыков в частности и составлении резюме в общем воспользуйтесь методом зеркала: просмотрите объявление о вакансии и примените в своем резюме те же ключевые слова, что и работодатель в описании вакансии.

    Дополнительные сведения

В данной графе упоминают о возможности переезда в другой город, готовности к командировкам или сверхурочной работе. Если уместно, пишут о наличии водительских прав, возможности использовать личный автомобиль в служебных целях, загранпаспорте, семейном положении и увлечениях. Можно включить в этот раздел краткую характеристику своих личностных качеств, например: коммуникабельный, ответственный, инициативный и т. п. Здесь же можно указать на возможность предоставления рекомендаций.

Лекция №2

Тема: Проблематика трудоустройства молодежи.

План лекции:

1. Трудоустройство молодежи.

2. Алгоритм поиска работы.

3. Процесс трудоустройства.

Трудоустройство – это деятельность человека, связанная с поиском нужной работы, которая удовлетворяет личные и общественные потребности, не противоречит законодательству и нормам международного права и приносит заработок (трудовой доход).

Трудоустройство - это процесс, который требует не менее системного и организованного подхода, чем непосредственно сама работа. Именно по этой причине не так просто найти хорошую работу: на каком-то этапе человеку начинает казаться, что он попусту тратит свое время на изучение предложений, поиск и сбор информации о возможных вакансиях. Важно помнить, что эффективное трудоустройство - задача прежде всего ваша и ничья больше. Написать короткое объявление с заголовком «Ищу работу » - это уже первый шаг, но далеко не самый важный и не тот, который гарантирует вам, что ваше резюме будет замечено потенциальным работодателем. Так уж сложилось, что и без кризиса многие работодатели были «разбалованы» вниманием соискателей, студентов, выпускников, стажеров. Поэтому они привыкли, что соискатели сами находят их, а не они обыскивают рынок в поиске «нужных людей». Соответственно, потребуется немного больше усилий, чем просто составить объявление о том, что вы в данный период ищете работу. Эффективным можно назвать поиск работы, который спланирован и организован в соответствие с задачами и целями, которые вы ставите перед собой. Если вы ищете работу с высокой оплатой труда, будьте готовы к высокой конкуренции соискателей на вакантную позицию, значительным требованиям и значительной рабочей нагрузке в случае, если вас примут на эту должность. Никогда не думайте, что работодатель заинтересован нанять вас потому, что вы произвели на него приятное впечатление: есть десятки людей, которые произвели на него приятное впечатление в ходе череды собеседований, но это вовсе не значит, что приятный собеседник по уровню компетенции и требуемым навыкам и умению ориентироваться в ситуации идеально удовлетворяет требованиям работодателя.

Всегда в процессе поиска работы не разделяйте полученную информацию на «важную» и «неважную»: зачастую детали, мелочи, дополнительные нюансы отбора кандидатов, в подаче документов или иных аспектах приема соискателей и прохождения испытательного срока или первичного отбора играют немаловажное значение для принятия работодателем окончательного решения, принимать этого соискателя на работу или нет. А потому поиск работы сделайте своей первоочередной задачей, чтобы вы и только вы контролировали число, сроки и обстоятельства проведения собеседований, выбор работодателя или принятие решений по конкретному предложению о сотрудничестве.


Итак, рассмотрим ключевые моменты, как устроиться на работу молодому специалисту:

1. Решите для себя на какой должности в настоящий период времени вы хотели бы работать, на постоянной или временной работе, по специальности или области, частично связанной с вашей специальностью и т.д.

2. Аккуратно составьте резюме на данную вакансию в соответствии с общепринятыми требованиями. В резюме стоит подчеркнуть именно те положительные моменты, которые соприкасаются с будущей работой. Например, указать тему своей дипломной работы или подчеркнуть, что уже работали некоторое время в смежной сфере.

3. Соберите как можно больше сведений о данной компании посредством интернета или через знакомых. Не лишним будет узнать заранее должностные обязанности выбранной профессии, узнать мнения сотрудников, работающих в данной области, о преимуществах и недостатках этой работы.

4. Договоритесь о собеседовании по телефону. На собеседование нужно идти в соответствующей одежде - отутюженные брюки, рубашка, начищенные ботинки и т.д. Вы должны излучать уверенность и оставлять приятное внешнее впечатление на работодателя. Говорите спокойно, в вежливой форме. На вопросы отвечайте четко, не боясь немного приукрасить о своих положительных качествах. Заранее продумайте ответы на стандартные вопросы работодателя, а именно «почему Вы пришли именно в эту организации» и «готовы ли Вы полностью выкладываться на работе».

5. При разговоре с работодателем уделяйте основное внимание непосредственно самой работе, нежели заработанной плате. Покажите, что вы пришли в организацию, чтобы проявить себя, свои знания в этой области и добиться конкретных успехов. Деньги являются лишь неотъемлемой частью любой работы. Настройте позитивное расположение работодателя к себе своей открытостью, уверенностью и готовностью к работе уже с сегодняшнего дня.

Следуя простым советам как устроиться на работу, молодой дипломированный специалист без сомнений достигнет поставленной задачи. И если ваша мечта - стать директором крупной фирмы, то начните с первой ступеньки в должности менеджера, поднимаясь уверенно вверх по карьерной лестнице.

Трудоустройство через кадровые агентства не должно быть вашей первоочередной целью, если вы уже имеете достаточный опыт и высокую квалификацию. В таких случаях по вопросам трудоустройства лучше обращаться в рекрутинговые компании. Сотрудничество с государственным центром занятости вам будет полезно, если вы ориентированы на поиск работы в сфере бюджетных организаций, государственных предприятий или приватизированных больших предприятий, которые раньше были в государственной форме собственности. Никогда не «покупайтесь» на предложения «легко и быстро» заработать большие деньги, применяя только ваши навыки, покупая какой-то товар, проводя тренинги, продавая продукцию и тому подобные предложения: помните, что легкий и быстрый доход с многозначным числом нулей в сумме заработка – либо афера, либо подразумевает некие противоправные действия. В любом случае, вы рискуете остаться без денег, с проблемами, без работы, да еще и «заиметь» трудности с правоохранительными органами.

Ну и напоследок – эффективным вариантом трудоустройства может стать «работа на самого себя» в формате субъекта предпринимательской деятельности, предпринимателя, собственника бизнеса. Здесь тоже есть свои риски и свои недостатки, которые необходимо учитывать, принимая окончательное решение податься в предприниматели.

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий.

Эта тема очень актуальна в современном обществе, т. к. по официальным данным молодежь составляет 30% от общего числа безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости населения. Но существует и скрытая безработица, которая не учитывает всех безработных граждан.

Молодые специалисты - это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда.

Цель данной работы: исследование проблемы трудоустройства выпускников различных учебных заведений и безработных граждан в возрасте от 16 до 29 лет, сравнить профессиональные качества молодых работников и работников среднего возраста, провести опрос о проблемах, которые встречают молодые люди при устройстве на работу, предложить пути решения данной проблемы.

Проблемы, возникающие при устройстве на работу

Одной из проблем современной молодёжи является тяжелая обстановка на рынке труда. Молодые люди, получившие профессиональное образование, не имеют возможности применить свои навыки на практике. Однако они относятся к наиболее продуктивному возрасту, и их неучастие в хозяйственной деятельности приводит к значительным потерям валового внутреннего продукта за счет неполного использования трудового потенциала страны. В конечном итоге это приводит к низкой рентабельности и убыточности предприятий, экономической депрессии, снижению налоговых поступлений, дефициту государственного бюджета.

Незанятая молодёжь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы.

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Однако сегодня положение на рынке труда продолжает оставаться очень сложным, и ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Растут масштабы безработицы, в особенности скрытой и частичной, продолжительность ее периода, сокращается спрос на рабочую силу на действующих предприятиях, а ввод новых рабочих мест зачастую не компенсирует даже их физического выбытия.

В значительно большей степени острота проблемы связана с особенностями молодёжи как наиболее взрывоопасной с социальной точки зрения группы. Непринятие ею направления развития общества может стать не только помехой такого развития, но и угрозой самому существованию общества. Общество, не получив притока молодых сил, окажется в проигрыше, ибо нарушается его нормальное воспроизводство.

Другая особенность этой социальной группы заключается в том, что у ней нет определенных возрастных рамок и её выделение основано на других признаках. Тем более, что в последнее время условные социально-психологические границы молодости раздвинулись. С одной стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с которым ассоциируется известная неполнота социального статуса.

Для людей зрелого возраста не проблема найти желаемую работу с хорошим заработком, ведь опыт за плечами предоставляет такую возможность. Однако молодым решить свои финансовые вопросы сложнее, если нет состоятельных родителей, которые пристроят свое чадо в хорошую организацию или просто будут помогать материально.

Желающие работать студенты и выпускники вузов сталкиваются с проблемой трудоустройства. Потому, что молодежь не спешат брать на работу.

Причиной тому является отсутствие немаловажного опыта практической деятельности. Ведь во многих профессиях недостаточно одних теоретических знаний. Три года стажа по специальности - такое условие является обязательным в большинстве компаний при приеме на работу.

Именно из-за отсутствия такого стажа молодежи чаще отказывают. Ведь если человек нигде не работал, у него еще не сформированы навыки рабочего общения, построения линии поведения с руководством и коллективом, он может не до конца осознавать свои обязанности и возложенную на него ответственность.

Многие работодатели не хотят браться за формирование этих качеств у «зеленых» соискателей, поэтому им выгоднее взять на работу более опытного сотрудника.

Еще один аспект заключается в требованиях самих молодых соискателей, которые зачастую бывают завышенными. Если раньше молодежь выбирала себе работу в зависимости от интересов, то теперь приоритеты сместились в сторону оплачиваемости профессии.

Не имея необходимого опыта, люди при этом бывают слишком самоуверенными и требуют сразу высокую должность и зарплату. Мало кто из них задумывается, что нужно начинать с нуля.

трудоустройство выпускник безработный законодательный

Сравнение профессиональных качеств молодых работников и работников среднего возраста

Молодежь отличается высоким уровнем социальной и трудовой мобильности молодежи. Многие представители молодежи готовы, не раздумывая, сменить место работы, ездить в командировки. Вступление в трудовую жизнь с ориентацией не на опыт, а на идеалы, усвоенные в процессе обучения и воспитания, традиционно рассматривалось как негативная особенность молодого работника.

Отсутствие опыта влияет и на способности молодежи к инновациям. В практической деятельности молодежь оказывается более консервативной, чем работники средних возрастных групп. Последние могут трезво оценить все достоинства и недостатки сложившейся ситуации. Этого не сможет сделать молодой специалист, как бы ни были глубоки его теоретические знания и широк кругозор. Другое дело, что молодые сотрудники меньше сопротивляются инновациям, но не столько по приверженности им, сколько по недостаточной приверженности старому.

По сравнению с другими возрастными группами работников молодежь характеризуется более продолжительным периодом предстоящей трудоспособности, что в разной степени может быть востребовано работодателями.

Традиционно приписываемый молодежи более высокий образовательный уровень по сравнению со старшими поколениями в современных российских условиях уже не является бесспорным. Все большие группы молодежи оказываются на рынке труда, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования.

Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации.

Опрос о проблемах, которые встречаются у молодых людей при приёме на работу.

Почти половина респондентов (49 %) столкнулись с отсутствием работы по искомой профессии. У 16 % молодых работников возникли проблемы из-за отсутствия опыта. Несмотря на высокий интерес к высшему образованию количество респондентов, столкнувшихся с «нехваткой» образования, невелико (6%). Более четверти респондентов (27 %) не смогли трудоустроиться из-за низкой заработной платы.

Величина зарплаты - основной показатель удовлетворённости работой. Почти половина опрошенных (49 %) не удовлетворены ею. Лишь 12 % респондентов согласны со своим заработком. Остальных респондентов (39 %) размер зарплаты устраивает, хотя они хотели бы, чтобы он увеличился.

Поскольку распределение выпускников на работу в большинстве вузов отсутствует, большинство респондентов (91%) указали на то, что учебное учреждение не оказало им по¬мощи при трудоустройстве. Примечательно, что сами выпускники убеждены, что помогать с поиском работы нужно далеко не всем, а только лучшим студентам (53 %). Почти треть (31 %) полагает, что помощь должна быть оказана всем, и лишь 16 % не считают необходимой поддержку со стороны вуза.

Характерно, что при трудоустройстве большинство респондентов имело опыт работы в прошлом (67 %). Причины смены места работы различны. Почти каждый третий (29,48 % от общего числа работающих респондентов) остался недоволен размером заработной платы. Другие (6,0 %) покинули место работы по причине того, что она была далека от их специальности. Отсутствие возможности карьерного роста стало фактором ухода с работы у минимального числа опрошенных (4,7 %).

Проблемы психологического характера не являются частой причиной ухода молодого специалиста с места работы: личные мотивы отметили менее 1 % (0,67 %) и около 1,5 % посчитали неподходящим психологический климат в своем коллективе.

Пути решения данной проблемы

  • - сбор статистических данных о количестве выпускников по различным специальностям, особое внимание уделяется неперспективным в плане трудоустройства профессиям;
  • - организация дней открытых дверей на предприятиях;
  • - работа молодежных бирж труда;
  • - проведение дней интенсивного консультирования для молодежи;
  • - информирование об услугах, оказываемых безработным гражданам службой занятости.

Предложения по законодательному регулированию

  • 1. Оказывать организационную и методическую помощь при создании в учреждениях профессионального образования служб содействия молодым гражданам по их трудоустройству: вводить специальные курсы для выпускников - «Как искать работу», на которых будут обсуждаться различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии.
  • 2. Создавать социальные гарантии и льготы для молодых специалистов: компенсация оплаты коммунальных услуг, льготные проездные билеты, бесплатное обучение, льготы при оплате детских садов.
  • 3. Стимулировать работодателей для принятия на работу молодежи: предоставлять льготы по налогам и сборам.
  • 4. Департаментам образования и управлениям образования учитывать происходящие изменения на рынке труда, потребность в кадрах.
  • 5. Возмещать затраты в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Терехова Яна Николаевна
магистрант факультета «Государственное, муниципальное управление
и экономика народного хозяйства»
Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС
E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена проблемам занятости молодежи. Проблема имеет особую специфику, связанную, прежде всего, с особенностями данной социально-демографической группы: возрастом, отсутствием опыта работы, нехваткой дополнительных навыков, особыми интересами и ценностями и др.

Ключевые слова: занятость молодежи, трудоустройство, молодежный рынок труда, проблемы трудоустройства.

Важность проблемы занятости молодежи сложно переоценить. Молодежь - самая динамичная часть трудовых ресурсов. Данная возрастная категория обладает повышенной мобильностью, потенциальными способностями к быстрому обучению, нестандартным мышлением . Одновременно молодежь является и одной из самых уязвимых групп, что связано с довольно низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда.

К основным причинам сложностей в трудоустройстве молодежи можно отнести множество факторов. В первую очередь - отсутствие необходимого опыта. Работодатель не заинтересован в привлечении на работу неопытного специалиста, поскольку хочет получить от рабочей силы моментальную отдачу при минимуме затрат. Кроме того, зачастую останавливает работодателя то, что молодой специалист, параллельно с работой планирует обучение, что неизбежно связано с отрывом от рабочего процесса.

Другая причина сложностей трудоустройства молодежи – несоответствие полученной специальности реальной ситуации на рынке труда, в результате чего выпускник, получивший диплом остается не востребованным. Большую трудность составляют и психологические барьеры, часто не позволяющие обращаться за помощью в государственные учреждения служб занятости.

Нельзя не сказать и о ситуации на рынках труда во многих субъектах РФ, сталкивающихся с такой проблемой, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, другими словами, число свободных вакансий в разы меньше числа потенциальных работников. В этих условиях шансы трудоустроиться у молодого специалиста без опыта работы существенно снижаются.

Нельзя забывать о части молодежи, не имеющей профессионального образования. В отдельную группу можно выделить лиц, не достигших совершеннолетия – они не имеют специальности, не ориентируются в ситуации на рынке труда, не знакомы с трудовым законодательством.

По данным в конце 2015 г. – начале 2016 г. уровень безработицы лиц в возрасте 15-19 лет составил в среднем 35% от экономически активного населения (что выше по сравнению с сентябрем 2015 года на 4,9%). Среди возрастной категории 20-24 года был зарегистрирован уровень безработицы 15 % (что выше по сравнению с сентябрем 2015 на 0,7%), среди лиц в возрасте 25-29 лет – 6,9 % .

Последствиями безработицы среди молодежи становятся ухудшение социального положения молодых семей, снижение рождаемости, увеличение количества беспризорных детей, падение патриотизма, психологические проблемы, снижение мотивации к дальнейшему поиску работы, потеря квалификации, расширение теневого сектора экономики, отток молодых специалистов, усугубление криминальной обстановки.

Все это свидетельствует о том, что необходим комплексный подход, сочетающий в себе меры по детальному изучению теоретических и методологических вопросов трудоустройства молодежи .

Способствовать правильному выбору будущей специальности должно профессиональное ориентирование школьников, определение склонностей к изучениям тех или иных дисциплин.

Одна из эффективнейших мер - стажировки в организациях для выпускников. За счет этого молодой специалист сможет получить необходимые практические навыки. Обязательным условием должно стать содействие со стороны государства. Возможно, эффективным средством может стать введение мер квотирования, обязывающих работодателя иметь в составе своих кадров некоторый процент молодых специалистов. Поддержка предпринимателей и организаций, оказывающих содействие трудоустройству молодых специалистов, может дать неплохие результаты.

Необходимое условие стабилизации ситуации на молодежном рынке труда - формирование государственного заказа на обучение профессиям, востребованным в данный момент.

Государственная поддержка, в том числе должна быть направлена на создание гибких графиков и режимов работы для лиц, совмещающих трудовую деятельность с обучением в образовательных организациях.

Одним из вариантов трудоустройства молодежи может быть обращение в службы занятости населения. Необходимыми мерами являются налаживание связей между центрами занятости и работодателями, помощь в поддержании диалога между потенциальным работодателем и работником. В содействии такого рода крайне нуждаются молодые специалисты, плохо ориентирующиеся в трудовом законодательстве, не имеющие ни опыта работы, ни опыта общения с работодателем.

Должна проводиться корректировка политики в сфере занятости, пересматриваться законодательная база, внедряться меры по введению дополнительных льгот для регионов с высоким уровнем безработицы среди молодежи.

Обязательным условием должно быть функционирование центров социальной и психологической помощи для молодежи, сотрудничество органов власти, центров занятости с молодежными организациями и движениями.

Для повышения уровня занятости молодежи необходима политическая и экономическая стабильность, комплексный подход к решению проблемы. Только совместные действия всех уровней власти могут дать ощутимые результаты.

Список литературы

  1. Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – № 1. – С. 14.
  2. Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free (дата обращения 20.07.2016)
  3. Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://view-source:http://human.snauka.ru/2014/06 (дата обращения: 19.07.2016)


Вверх