Проблема героизма аргументы из литературы. Аргументы на тему «Война» для сочинения ЕГЭ. Проблема солдатской судьбы на войне

По тексту Катаева. Больше месяца горсточка храбрецов защищала осаждённый форт от беспрерывных атак с моря и воздуха…

Как часто на войне люди совершают подвиги? Что толкает их на это? О чём думают они в последние минуты своей жизни? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста В.Катаева.

В своём тексте автор ставит проблему героизма. Он рассказывает о «горстке храбрецов», которые больше месяца защищали осаждённый форт от беспрерывных атак. Закончились снаряды, на исходе продовольствие. Немецкий контр-адмирал предложил им сдаться, выдвинув ряд условий. Писатель обращает наше внимание, что целую ночь гарнизон форта шил флаг. Моряки пошли к кирхе. Но не для того, чтобы сдаться. А чтобы выполнить последнюю боевую задачу: уничтожить как можно больше врагов и умереть. «Тридцать советских моряков падали один за другим, продолжая стрелять до последнего вздоха». Над ними развевался громадный красный флаг. Проблема, которую поднимает автор, заставила меня ещё раз задуматься о героизме и его истоках.

Позиция автора мне понятна: героизм – это проявление высшей степени мужества, это способность расстаться с жизнью, выполняя боевое задание. На героический поступок способен человек по-настоящему любящий свою родину, готовый пожертвовать жизнью ради её спасения. Автор восхищён мужеством моряков.

Я разделяю точку зрения автора. Героизм – это отвага, благородство, умение жертвовать собой. На героические поступки способны люди, для которых такие понятия, как любовь к родине, долг, – не пустые слова. Мы, читатели, восхищаемся героизмом советских моряков. Как шли они на последнее боевое задание – на смерть. Как мужественно и храбро умирали. В художественной литературе о войне писатели часто описывают солдатский подвиг, как высшую степень мужества, попробую это доказать.

В повести Б.Л.Васильева «В списках не значился» подвиг совершает молодой лейтенант Николай Плужников. Накануне войны он прибыл в Брестскую крепость, у него были большие планы на будущее. Но война перечеркнула всё. Почти девять месяцев лейтенант оборонял крепость, отдавая себе приказы и выполняя их. Его боевое задание – уничтожать врага. С этим заданием, пока были силы, он успешно справлялся. Когда он вышел наверх, перед нами почти слепой седой человек с отмороженными пальцами. Немецкий генерал отдаёт честь русскому солдату, его мужеству и героизму.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» мы встречаем Андрея Соколова, водителя, отца и мужа. Война перечеркнула и его планы. Плен, неудачный побег, когда догнали с собаками, которые чуть не загрызли насмерть, удачный побег, удалось даже прихватить с собой языка, важного немецкого офицера. Андрей узнаёт о гибели семьи, он теряет сына в последний день войны. Всё перечеркнула и отняла война. Не просто всё это было вынести. Но он нашёл в себе силы, чтобы усыновить Ванюшку, такого же одинокого, как и он. Перед нами герой, человек с большой буквы.

Таким образом, чаще всего с героизмом мы встречаемся в экстремальных ситуациях, например, на войне. Человек поставлен в условия выбора: честь и смерть или жизнь и бесчестие. Не каждый способен на подвиг. Поэтому во все времена каждая страна гордится своими героями и бережно хранит память о них. Они это заслужили.

Из огромного множества текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы выделили те проблемы, касающиеся самопожертвования, которые встречаются наиболее часто. К ним мы подобрали аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в виде таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. А.Т. Твардовский «Василий Теркин». А. Т. Твардовский в своей знаменитой поэме «Василий Теркин» сумел показать силу характера русского человека и его самоотверженность. О судьбе простого солдата можно слагать легенды. Герой, конечно, воспринимает войну с горечью, но знает, что должен делать все, от него зависящее, чтобы помочь людям, которые попали в тяжелейшие условия. С товарищами он всегда пытался шутить и рассказать им что-то интересное, чтобы они не успевали задумываться о том, что ожидает их впереди. Он без каких-либо сомнений готов прийти на помощь любому, в этом заключается его долг. Например, в главе «Переправа» он переплывает ледяную реку, чтобы донести важные сведения до начальства и помочь оставшимся на том берегу товарищам. И самое главное, что за свою самоотверженность он не требует наград или званий, чарка горячительного напитка уже способна сделать его чуть счастливее. Здесь важно понимать, что таких, как Тёркин, во времена войны были тысячи, в каждой роте по одному отважному бойцу, который был готовы пожертвовать собой ради победы и счастья для будущего поколения.
  2. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие». Ужас войны никого не мог обойти стороной. Каждая семья столкнулась с потерями, горем и ежедневным страхом. Б. Васильев рассказывает нам истории девушек, которые решили уйти на фронт, и у каждой из них была веская причина для подобного решения. Мало кто привык ассоциировать войну с женщинами, и от этого осознания не становится легче. Пять молодых девушек храбро сражались против ненавистного врага, были готовы пойти на что угодно, чтобы выполнить поручения командира. Даже, когда на их глазах начали, одна за другой, умирать подруги, они не сдались, только ещё больше загорались желанием победить. На их жизни пришлось слишком много горя и слез, но это лишь укрепило дух, не дало слабости вырваться наружу. Каждая из них совершила подвиг и отдала жизнь за Родину, нисколько не сомневаясь в правильности своих поступков.
  3. Л.Н. Толстой «Война и мир». В романе «Война и мир» существуют описания многих персонажей, и все они ведут себя различно в то время, когда началась война против Наполеона. Но хотелось бы заострить внимание на личности капитана Тушина, который изначально не производит положительного впечатления на читателя. Л. Толстой хочет показать этого человека с совершенного иного ракурса. Сцена сражения, в которой участвует батарея Тушина, впечатляет до глубины души. Никто не мог подумать, что человек, который предстает перед главнокомандующим без сапог, может совершить героический поступок. Храбрость Тушина проявляется в критический момент, когда он, не жалея сил, отражал вражеские атаки. И, когда читаешь о таких самоотверженных подвигах, начинаешь понимать всю суть слова «самопожертвование».

Любовное самопожертвование

  1. У. Шекспир «Ромео и Джульетта». В самой знаменитой трагедии о любви рассказывается история двух молодых людей, которые были готовы пожертвовать всем ради чувств, которые они испытывали друг к другу. Исторически так сложилось, что их семьям пришлось соперничать друг с другом, но это не могло стать препятствием к зарождению влюбленности между Ромео и Джульеттой. У них было слишком мало времени, но все же любовь, которая разгорелась так быстро, была чистой и настоящей. И Шекспир красноречиво указывает на то, сколь правдивы эти слова, потому как герои жертвуют жизнью ради чувства.
  2. А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Это повесть А.И. Куприна, в которой раскрывается мысль о том, на что способен человек ради любви. Образ Желткова дает читателю понять, что глубокие чувства могут быть высокими и благородными. Всю свою жизнь герой посвящает лишь одной женщине, которую не смеет забыть или предать. Он не требует от княгини ничего взамен, просто беззаветно любит. Желтков способен испытывать ощущение счастья от, казалось бы, совсем незначительных вещей. Он делает подарок любимой, зная, что никогда не сможет быть с ней рядом. Вся его жизнь окутана нежными чувствами к этой женщине, которые может пресечь разве что смерть. После объяснения с мужем Веры, Желтков видит лишь один, но очень печальный, выход, так как не хочет приносить несчастья в её жизнь.
  3. Гомер «Одиссея». Древнегреческие мифы полны рассказами о подвигах, но есть ли там место любви? В гомеровской «Одиссее» рассказывается о приключениях героя троянской войны. Одиссей много лет скитался по морям, побеждал чудовищ и никак не мог найти дорогу домой, так как был проклят. Зачем он терпел все эти лишения, когда у него был шанс поселиться на острове с богиней Калипсо и закончить жизнь в вечном спокойствии? Одиссей совершал столь многое именно ради любви к своей жене – Пенелопе. Он пытался любой ценой найти дорогу домой, потому что знал, что она не забыла и терпеливо ждет его возвращения. Ради него она тоже терпела постоянные нападки ненавистных женихов и пыталась сделать все возможное, чтобы дождаться любимого мужа. Даже когда все вокруг перестали верить в то, что он ещё жив, она продолжала хранить надежду в своем сердце.
  4. Рабское самопожертвование

    1. Н.В. Гоголь «Шинель». Н.В. Гоголь был одним из первых писателей, который обратил внимание на фигуру маленького человека. Конечно, главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин вызывает у читателя чувство жалости. Но не стоит забывать, что лишь он сам виноват в собственном положении. Всю свою жизнь он привык выслуживаться перед всеми, кого считал выше себя, и это приводит его к осознанию собственной ничтожности. Он влачит своё жалкое существование, сосредотачивает внимание на абсолютно мелочных событиях. Привычка принижать себя перед остальными делает его рабом собственной жизни, что и приводит его к такому печальному итогу.
    2. А.П. Чехов «Хамелеон». Главный герой рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» является очередным примером глупого и комичного самопожертвования. Надзиратель Очумелов так сильно стремится показать всем своё уважение к генералу, что совершенно забывает о том, как выглядит в глазах остальных людей. Жертвуя собственной честью и достоинством, он готов облизывать вышестоящие чины при том, что это не принесет ему очевидной выгоды. Чехов пытается показать, в каком невыгодном «цвете» выглядит человек, не имеющий собственной позиции, и готовый подстраиваться под всех, чтобы произвести хорошее впечатление.
    3. Самопожертвование, связанное с профессией

      1. М.А. Булгаков «Записки юного врача». В произведении М.Ю. Булгакова «Записки юного врача» перед нами раскрывается образ молодого врача, который только что закончил учебу и отправляется на практику в какое-то забытое Богом село. Он оказывается в условиях, которые не особо соответствуют тем, к которым он успел привыкнуть, находясь в городе, в цивилизованной больнице. Но, несмотря на окружающую бедность, юноша невольно проникается к каждому своему пациенту и вкладывает все свои знания и профессионализм в процесс лечения. Находясь в сложных ситуациях, он чудом находит ответы, восхищая всех остальных своими способностями. Именно в этом и заключается его жертвенность, молодой врач пытался любой ценой спасти каждого пациента, который приходил к нему за помощью.
      2. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Образ Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» всегда восхищал читателей. Но была в этом молодом герое такая особенность, которая выделялась более всех. Он был чрезвычайно любознателен и трудолюбив. Базаров каждый день пытался посвящать время изучению чего-то нового и совершенствованию уже усвоенных навыков. Он видел свою жизнь в постоянном развитии и просвещении. Его уверенность в том, что только тяжелый и упорный труд может спасти погрязшее в грехах общество, была не напрасна. И момент, когда Евгений случайно ранит себя во время работы, тоже является показательным. По сути, он умирает от желания стать хорошим врачом и помогать людям, то есть жертвует собой ради любимого дела всей жизни.
      3. Самопожертвование ради людей

        1. Эсхил «Прометей прикованный». Миф о Прометее, который подарил человечеству огонь, является самым знаменитым примером самопожертвования. Прометей хотел, чтобы люди стали чем-то большим, чем просто обычными дикарями, которые живут в страхе перед богами. Он видел в них огромных потенциал и возможности, о которых сами они не могли догадаться. Поэтому он дарит им огонь, а позже показывает, как добыть его самостоятельно. Также он решил обучить людей счету и чтению, искусству приручения животных и мореходным навыкам. Прометей знал, что Зевс покарает его за бунтарское поведение, но намеренно жертвовал собой, чтобы дать человечеству возможность жить иначе.
        2. У. Шекспир «Гамлет». В трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» главный герой, датский принц, сталкивается с ужасными событиями. Умирает его отец, а позже является в образе духа и просит отомстить тем, кто виновен в его гибели. Гамлет находится в замешательстве и большую часть произведения пытается понять, что именно происходит в его жизни, и как не сойти от этого с ума. Он наблюдает за теми, кто окружал его всю сознательную жизнь, и видит, в каком прогнившем обществе существовал, не замечая столь очевидного порока. Гамлет продумывает ряд действий, чтобы обнаружить убийцу отца, а затем решается на месть. Несмотря на глубокие душевные терзания, принц знает, что должен совершить этот кровавый поступок ради того, чтобы очистить Датское королевство от всех скверных людей, которые принесли столько горя его семье.
        3. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» героиня всю жизнь жертвовала своими интересами ради процветания окружающих людей. В молодости она вышла замуж не по любви, а чтобы помочь семье своего пропавшего жениха. Она стала женой его младшего брата, Ефима. Потом все свои лучшие годы она отдала самоотверженной работе во благо новоиспеченных родственников и местного колхоза. Затем, лишившись своих детей, она взяла на воспитание дочку вернувшегося Фаддея, который ненавидел ее за мнимое предательство. В конце своего жизненного пути добрая женщина решила пожертвовать домом, отдав лучшую его часть Кире. Перетаскивая горницу через рельсы, она и встретила свою смерть. Увы, ее каждодневные бескорыстные труды во имя ближних никто не помнил и не ценил, ведь на похоронах ее родственники и друзья лишь делили скудное наследство, не горюя об утрате. Однако именно этот человек ценой самопожертвования всегда помогал им.

Аргументы на тему "Война" из литературы для сочинения
Проблема мужества, трусости, сострадания, милосердия, взаимопомощи, заботы о близких, человечности, нравственного выбора на войне. Влияние войны на жизнь человека, характер и мировосприятие. Участие детей в войне. Ответственность человека за свои поступки.

В чем проявлялось мужество солдат на войне? (А.М. Шолохов "Судьба человека")

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» можно увидеть проявление истинного мужества во время войны. Главный герой рассказа Андрей Соколов отправляется на войну, оставив свою семью дома. Ради близких он прошел все испытания: страдал от голода, мужественно сражался, сидел в карцере и бежал из плена. Страх смерти не заставил его отказаться от своих убеждений: перед лицом опасности он сохранил человеческое достоинство. Война унесла жизни его близких, но даже после этого он не сломался, и вновь проявил мужество, правда, уже не на поле боя. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Андрей Соколов – пример мужественного солдата, который продолжил бороться с тяготами судьбы даже после войны.


Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак "Книжный вор")

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель - девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой "Война и мир", Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.


Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев "Сашка")

Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние»)

Г. Бакланов в повести «Навеки - девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев "Солнце мертвых")

В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман "Авель")

В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

Что такое война и как она влияет на человека? (К. Воробьев "Убиты под Москвой")

В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьёв пишет, что война – это огромная машина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановимо». Старик в доме, где оставляют отступающие раненых, войну называет «хозяином» всему. Вся жизнь теперь определена войной, меняющей не только быт, судьбы, но и сознание людей. Война – это противостояние, в котором побеждает сильнейший: «На войне – кто первый не выдержит». Смерть, которую несёт война, занимает почти все мысли солдат: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объясняются целью смерти: в бою за Отчизну солдаты проявляют немыслимое мужество, самопожертвование, в плену же, обречённые на смерть, живут, руководствуясь животными инстинктами. Война калечит не только тела людей, но и их душу: писатель показывает, как инвалиды боятся окончания войны, так как не представляют уже своего места в мирной жизни.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Посвящено проблеме героизма, где мы приведем аргументы из литературы. Причем написать домашнюю работу не составит труда, ведь многие писатели затрагивали тему, где раскрывали проблему героизма, знакомя читателей с героями своих произведений. Очень часто данная проблема связана с работами о войне и не спроста, ведь именно на войне у человека проявляется истинный или же ложный героизм, о чем свидетельствуют аргументы из литературы для ЕГЭ.

Раскрывая проблему проявления героизма на войне и аргументируя примерами, хотелось бы вспомнить замечательное произведение Льва Толстого , где автор поднимает разные философские вопросы. Мы видим, как изучаемая проблема эволюционирует в сознании Андрея Болконского. Теперь приоритеты Андрея — быть героем, а не казаться таковым. Настоящий героизм в романе проявил и капитан Тушин, а также другие герои, которые отдавали свои жизни за Родину. При этом были здесь и лжепатриоты в лице людей высшего света.

Проблема поднимается и Шолоховым в его работе , где герой Соколов Андрей самоотверженно защищал Родину от немецко-фашистских захватчиков. Война забрала у него и жену и детей, но его воля осталась несгибаемой, он все вытерпел и даже нашел в себе силы усыновить осиротевшего ребенка. И в этом также проявились героические черты его характера.

Аргументируя проблему героизма, хочется вспомнить и работу Твардовского о . В произведении герой, вопреки страху, ценой своего здоровья, жизни, ради любви к Родине и семье, совершает невозможное. Настоящий героический поступок, когда Василий переплывает через холодную реку, дабы передать информацию, которая поспособствует быстрому завершению хода войны.

Если честно, то можно еще много приводить аргументы из литературы, где авторы затрагивают проблему истинного и ложного героизма. Это и роман Быкова Сотников, и роман Белая гвардия Булгакова, и Повесть о настоящем человеке Б. Полевого и много других произведений известных писателей, чьи произведения мы читаем с удовольствием, переживаем вместе с героями, чувствуем их боль и гордимся их самоотверженностью и героическими поступками.

Проблема героизма: аргументы из литературы

А какую оценку поставите вы?


Проблема раскаяния: аргументы из литературы (ЕГЭ) Проблема сиротства аргументы из литературы Проблема воспитания и образования, аргументы из литературы

В этой статье вам предложены проблемы, найденные в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, и литературные аргументы к ним. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце страницы.

  1. Подлинный и ложный героизм раскрывается перед нами на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» . Народ несет в себе настоящую любовь к Родине, он грудью ее защищает, умирает за нее в войну, не получая орденов и чинов. Совсем иная картина в высшем свете, который только прикидывается патриотичным, если это модно. Так, князь Василий Курагин ездил и в салон, прославляющий Наполеона, и в салон, выступающий против императора. Также вельможи охотно начинают любить и прославлять отечество, когда это приносит выгоду. Так, Борис Друбецкой пользуется войной ради продвижения в карьере. Именно благодаря народу с его истинным патриотизмом Россия и освободилась от французских захватчиков. А вот ложные его проявления чуть не погубили страну. Как известно, российский император не щадил войска и не хотел оттягивать решающего сражения. Положение спас Кутузов, который с помощью промедления извел французскую армию и сохранил тысячи жизней простых людей.
  2. Героизм проявляется не только на войне. Соне Мармеладовой, героине романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , пришлось стать проституткой, чтобы помочь семье не умереть от голода. Верующая девушка преступила заповеди и пошла на грех ради мачехи и ее детей. Если бы не она и ее самоотверженность, им бы не выжить. Зато Лужин, кричащий на каждом углу о своей добродетели и великодушии, и выставляющий свои начинания героическими (особенно женитьбу на бесприданнице Дуне Раскольниковой), оказывается жалким эгоистом, который готов идти по головам ради своих целей. Разница в том, что героизм Сони спасает людей, а фальшь Лужина губит их.

Героизм на войне

  1. Герой – это не человек без страха, это тот, кто может преодолеть страх и идти в бой ради своих целей и убеждений. Такой герой описан в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» в образе Андрея Соколова. Это вполне обычный человек, который жил как все. Но когда грянул гром, он стал настоящим героем: вез снаряды под обстрелом, потому что нельзя иначе, ведь свои в опасности; перенес плен и концлагерь, никого не предав; вынес смерть близких, возродившись ради судьбы подобранного им сироты Ваньки. Героизм Андрея в том, что он поставил спасение страны главной задачей своей жизни и ради этого боролся до конца.
  2. Сотников , герой одноименной повести В.Быкова , в начале произведения кажется совсем не героическим. Более того, именно он стал причиной своего плена, вместе с ним пострадал и Рыбак. Однако Сотников пытается искупить свою вину, взять все на себя, спасти случайно попавших под следствие женщину и старика. Зато бравый партизан Рыбак трусит и старается лишь спасти свою шкуру, донося на всех. Предатель выживает, но навсегда покрыт кровью невинных страдальцев. А в нескладном и неудачливом Сотникове открывается настоящий герой, достойный уважения и неугасимой исторической памяти. Таким образом, на войне героизм особенно важен, потому что от его проявления зависят другие жизни.

Цель героизма

  1. Рита Осянина, героиня повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» , потеряла любимого мужа в первые дни войны, оставшись с маленьким сыном. Но молодая женщина не смогла остаться в стороне от всеобщего горя, пошла на фронт, надеясь отомстить за мужа и защитить десятки тысяч детей от врага. Настоящим героизмом было пойти на неравный бой с фашистами. Рита, ее подруга по отделению Женя Комелькова и их начальник старшина Васков выступили против отряда нацистов и готовились к смертному бою, и девушки действительно погибли. Но иначе нельзя, за спиной не просто разъезд, за спиной Родина. Таким образом, они пожертвовали собой, спасая отечество.
  2. Иван Кузьмич Миронов, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , проявил героические качества при обороне Белогородской крепости. Он остается стойким и не колеблется, его поддерживает долг чести, воинская присяга. Когда коменданта захватили бунтовщики, Иван Кузьмич остался верен присяге и не признал Пугачева, хотя это грозило смертью. Воинский долг заставил Миронова пойти на подвиг, несмотря на то, что пришлось заплатить за это жизнью. Он пожертвовал собой, чтобы сохранить верность своим убеждениям.
  3. Нравственный подвиг

    1. Остаться человеком, когда прошел через кровь и пули, крайне сложно. Андрей Соколов, герой рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова , не только воевал, но и попал в плен, в концлагерь, бежал, а потом потерял всю семью. Именно семья была для героя путеводной звездой, лишившись ее, он махнул рукой на себя. Однако после войны Соколов встретил мальчика-сироту Ваньку, судьбу которого война также искалечила, и герой не прошел мимо, не предоставил государству или другим людям заботится о сироте, Андрей стал отцом для Ваньки, дав себе и ему шанс на обретение нового смысла жизни. То, что он открыл свое сердце для этого мальчика – нравственный подвиг, который дался ему ничуть не проще, чем отвага в бою или выдержка в лагере.
    2. В ходе военных действий иногда забывается, что враг тоже человек и, скорее всего, послан войной на твою Родину необходимостью. Но еще страшнее, когда война гражданская, когда врагом может оказаться и брат, и друг, и односельчанин. Григорий Мелехов, герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» , в новых условиях противостояния власти большевиков и власти казачьих атаманов постоянно колебался. Справедливость звала его на сторону первых, и он воевал за красных. Но в одном бою герой увидел бесчеловечный расстрел пленных, безоружных людей. Эта бессмысленная жестокость отвратила героя от его прошлых воззрений. Окончательно запутавшись между сторонами, он сдается победителю, лишь бы увидеть детей. Он понял, что семья для него важнее собственной жизни, важнее принципов и взглядов, ради нее стоит пойти на риск, сдаться, чтобы дети хотя бы увидели своего отца, вечно пропадавшего в сражениях.
    3. Героизм в любви

      1. Проявление героизма возможно не только на поле боя, иногда не меньше его требуется в обычной жизни. Желтков, герой рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» , совершил настоящий подвиг любви, возложив жизнь на ее алтарь. Лишь раз увидев Веру, он жил только ею. Когда муж и брат любимой запретили Желткову даже писать ей, он не смог жить и покончил с собой. Но даже смерть он принял со словами к Вере: «Да светится имя твое». Он совершил этот поступок ради того, чтобы возлюбленная обрела покой. Это – настоящий подвиг ради любви.
      2. Героизм матери отражен в рассказе Л.Улицкой «Дочь Бухары» . Аля, главная героиня, родила дочь Милочку с синдромом Дауна. Женщина посвятила всю жизнь воспитанию дочери с редчайшим тогда диагнозом. Муж оставил ее, приходилось не только ухаживать за дочерью, но и работать медсестрой. А позже мать заболела, не лечилась, а устраивала Милочку получше: работа в мастерской по склейке конвертов, замужество, образование в спецшколе. Сделав все, что можно было, Аля уехала умирать. Героизм матери каждодневный, незаметный, но не менее важный.


Вверх