Правила поведения в цирке. Советы ребёнку. Правило поведения в цирке Правила поведения в цирке для детей памятка

Не найдётся, пожалуй, ни одного человека, который бы не любил цирк. Цирк - это всегда радостный и весёлый, красочный и шумный праздник, которого с нетерпением ждут все, особенно дети. Какие существуют правила поведения в цирке?

Крайне нежелательно опаздывать на представ­ление и протискиваться в темноте на своё место, мешая зрителям. Обычно во время программы входные двери в цирк закрыты, поэтому те, кто опоздал более, чем на 10 минут, в помещение цирка не допускаются.

Можно ли есть во время представления? Это делать нежелатель­но, но если ты не успел, к примеру, доесть мороженое после антракта, то постарайся съесть его побыстрее. Кстати, продукты питания и напитки из дома проносить на территорию цирка запрещается.

Сорить в цирке нельзя. Работникам цирка и так достаётся немало работы: они ухаживают за животными, кормят их, да ещё некоторые некультурные посетители прибавляют им работы - сорят семечками, стряхивая шелуху под кресло, засовывают в щели кресел фантики от конфет.

Но в цирке есть одно небольшое отступление от всех . Цирковое представление предназначено для того, чтобы позабавить и повеселить зрителей. Так что различные эмоции - такие, как громкие аплодисменты и смех - вполне уместны. Но как бы весело тебе ни бы­ло, не забывай о том, что рядом с тобой находятся и другие посетите­ли. Не надо вставать с кресла во время представления и махать рука­ми, задевая окружающих - таким поведением ты не дашь возможности сидящим сзади тебя смотреть представление.

Но не во всех случаях бурные эмоции уместны. Когда выступают клоуны или , то можно смеяться от души и сколько угодно, но согласись, что совсем нелепо кричать и громко хлопать канатоход­цу, который идёт под куполом цирка. Этот человек и так не совсем «уютно» чувствует себя на такой высоте, а дикие крики и аплодисмен­ты могут помешать ему, и более того, человек может просто нечаянно отвлечься и оступиться. Так что во время опасных трюков очень важ­но соблюдать тишину и спокойствие.

Поучительная история о том, как нельзя вести себя в цирке

Цирк, несомненно, дарит веселье и радость, но если не соблюдать определённые правила поведения, то радостный праздник может закон­читься очень трагично, как в этой истории.

Витя очень радовался, когда мама сказала, что сегодня вечером они пойдут в цирк. Весь день Витя ждал, когда же наконец наступит вечер. В 5 часов пришла с работы мама, Витя надел свой праздничный костюм, и они отправились на цирковое представление.

Программа была отличная: весёлые клоуны смешили ребятишек, воздушные гимнасты летали под самым куполом цирка, наездники ли­хо мчались на лошадях, а главное - во второй части представления должны были выступать тигры и львы. Витя сидел в первом ряду и хлопал.

Во время антракта мама попросила Витю остаться на месте и пош­ла в буфет за мороженым, а Витя подумал, что ничего не случится страшного, если он немножко погуляет по цирку.

Для начала Витя лихо вскочил на широкий край манежа. Манеж был огорожен клеткой из толстой железной проволоки, так как после антракта должно было быть выступление хищников.

На Витю никто не обращал внимания, люди толпились, ели моро­женое, покупали программки, да и мама куда-то запропастилась.

Антракт подходил к концу, когда Витя увидел небольшую, чуть приоткрытую дверь в клетке. Мальчик, не долго думая, зашёл в неё и оказался на манеже. Вот красота! Витя вообразил, что он бесстрашный дрессировщик, который смело кладёт в пасть льву голову.

Работники цирка были уверены, что манеж тщательно подготовлен к выступлению хищников, и поэтому выпустили животных туда, где разгуливал Витя.

Закончилась эта история… вполне счастливо. Мальчика вовремя за­метил один из работников цирка, и Витя, можно сказать, чудом остал­ся жив.

Эту историю мы привели для того, дорогой читатель, чтобы ты по­нял, что в цирке нужно вести себя осторожно, особенно если в про­грамме выступают хищные звери. Нельзя близко подходить к клеткам и трогать животных. Если тебе так уж хочется оставить приятные вос­поминания об этом представлении, то захвати с собой фотоаппарат или смартфон. Думаем, что в цирке разрешается фотографировать животных, а в не­которых цирках посетителям даже предлагают сфотографироваться вместе с животными.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦИРКОВАЯ КОМПАНИЯ

Филиал Росгосцирка «Владивостокский госцирк»

П Р А В И Л А

Посещения зрителями Владивостокского государственного цирка

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9.10. 1992 г. № 3612-1 (редакция от 22.08.2004 г.). Уставом Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 года № 454, положением о филиале Росгосцирка «Владивостокский цирк» от 28.02.2008 года, определяют порядок посещения цирка, закрепляют правила поведения зрителей на его территории.

1.2. Основными задачами цирка являются сохранение, развитие и популяризация культурных ценностей в области циркового искусства, других видов и жанров искусства, приобщение к ним зрительской аудитории в Российской Федерации и за рубежом. Решение социальных задач по формированию и удовлетворению потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, осуществление просветительской деятельности и пропаганда циркового искусства;

1.3. Организация и проведение по согласованию с Росгосцирком произведений циркового искусства, фестивалей, творческих смотров и конкурсов, выставок, семинаров и конференций, а также концертов, тетральных, спортивных, музыкальных представлений и иных культурно-развлекательных зрелищных мероприятий;

1.4. Цирк подготавливает и организует использование в форме публичного исполнения, показа, проката и других форм произведений циркового и иных жанров искусства на манеже цирка по ценам, установленным Владивостокским государственным цирком.

1.5. Цирк самостоятельно определяет порядок реализации билетов.

1.6. При совместной организации всех видов культурно-зрелищных мероприятий,цены на билеты и порядок реализации этих билетов определяет организатор.

1.7. Цирк самостоятельно устанавливает свой режим работы.

1.8. Контроль за соблюдением правил осуществляют работники цирка, а также привлекаемые цирком уполномоченные лица

2. ПОРЯДОК ПОСЕЩЕНИЯ ЦИРКА.

2.1. Цирк открывается для посещения за 1 час до начала представления. На территории цирка работают камеры видеонаблюдения и пожарной сигнализации.

2.2. На цирковые представления дети до 8-ми лет допускаются на сопровождении родителей или других совершеннолетних лиц. Администрация цирка не несет ответственность за детей до 14 лет, пришедших или оставленных на представление без присмотра взрослых.

2.3. Цирк проводит публичный показ представлений по выходным (суббота , воскресенье) и нерабочим праздничным дням. Допускается проведение представлений и в рабочие дни.

2.4. Принимаются коллективные заявки школьников, ветеранов, инвалидов на приобретение билетов.

2.5. Документом, дающим право на посещение представления, является билет, который предъявляется при входе в цирк. Зрители занимают места в зрительном зале согласно приобретенному билету.

2.6. На цирковом билете указывается цена, наименование цирка, название представления, посадочное место (сектор , ряд, место), дата и время его показа.

2.7. Дети до 3-х лет проходят на цирковые представления бесплатно при предоставлении документа, подтверждающего возраст ребенка. Детям билеты приобретаются с 3-х летнего возраста по полной стоимости.

2.8. В силу Постановления Правительства РФ № 359 от 06.05.2008 года и Приказа Министерства культуры РФ № 257 от 17.12.2008 года. Билет является бланком строгой отчетности, лицу, купившему билет, переходит право собственности на этот билет, поэтому такой билет обмену и возврату не подлежит, а при его утере не восстанавливается.

2.9. Каждый билет предоставляет право на посещение только указанного в нем представления, в указанную дату и время.

2.10. За билеты, приобретенные не в кассе цирка, а также у лиц, не уполномоченных цирком на их реализацию, цирк ответственности не несет.

2.11. В случае пропуска или неявки зрителей на представление, имеющиеся у них билеты не могут быть использованы для посещения любого другого представления и стоимость билета не возвращается.

3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЦИРКА.

ЦИРК обязан :

3.1. Обеспечить зрителю посадочное место в соответствии с приобретенным им билетом.

3.2. Обеспечить на время проведения представления охрану жизни и здоровья зрителей, а также сохранность верхней одежды, принятой на хранение в гардероб.

3.3. В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителя», вывесить для обозрения в местах продажи билетов и публичного показа представлений афиши с указанием названия цирка, названия представления, период времени работы представлений, автора или руководителя программы. Могут быть укзаны также другие сведения по усмотрению цирка или руководителя программы. Афиша публикуется на русском языке.

3.4. Предоставить зрителям информацию о месте проведения, времени начала представления, о ценах на билеты, о возрастных ограничениях на посещение представления. Информация предоставляется зрителям бесплатно.

3.5. Возвратить стоимость за приобретенные билеты в случае отмены объявленного представления и в случае наступления непредвиденных обстоятельств (болезни , смерти и других). Возврат денег в указанных случаях осуществляется кассой цирка в течение 14 рабочих дней с даты отмены представления или поступившего письменного заявления.

ЦИРК имеет право :

3.6. Проводить представления в рабочие дни.

3.7. Изменить время проведения представлений, производить замену номеров или изменение порядка следования в одностороннем порядке.

3.8. Не допускать зрителей в зал, опоздавших к началу представления.

3.9. Не допускать в цирк на представление зрителей в грязной одежде, в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.

3.10. Не допускать в цирк на представление зрителей с любыми животными, с любым видом оружия, со спиртными напитками, со свертками, пакетами и другими объемными крупногабаритными предметами.

3.11. Вывести зрителей, нарушающих общественный порядок в цирке и зрительном зале до и во время представления, передать нарушителя в правоохранительные органы.

3.12. Вывести из зала в случае обнаружения факта видеозаписи или фотосъемки владельца записывающей аппаратуры и передать его правоохранительным органам. Являясь правообладателем объекта интеллектуальной собственности (цирковая программа) в силу ст.1240 ГК РФ требовать с нарушителя возмещения до 5 000 000 рублей в порядке ст. 1301 ГК РФ.

4. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЗРИТЕЛЕЙ.

ЗРИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ :

4.1. Соблюдать порядок и очередность при входе в цирк..

4.2. Соблюдать чистоту, общественный порядок в фойе и зрительном зале. Не нарушать права других лиц.

4.3. Предъявлять билет в развернутом виде контролеру- билетеру при входе в цирк, а также в зрительном зале по требованию работника цирка.

4.4. Входить в зрительный зал после первого звонка. После третьего звонка входить в зрительный зал только через 3-й этаж цирка. Выходить во время представления из зала через двери третьего этажа.

4.5. Занимать места, указанные в приобретенном билете. Сохранять билет до конца представления. Неукоснительно выполнять указания ведущего цирковой программы при работе номеров с хищными животными.

4.6. Неукоснительно выполнять указания ведущего цирковой программы при работе номеров с хищными животными.

4.7. Снять верхнюю одежду и сдать на хранение в гардероб согласно сектора указанного в приобретенном билете. Не оставлять в карманах верхней одежды, сдаваемой в гардероб, ценные вещи. Шапки, шарфы, варежки, перчатки и другие объемные вещи сдавать в гардероб только в пакетах.

4.8. Беречь, не терять, не передавать другому лицу жетон на вещи, сданные в гардероб.

4.9. В случае утери зрителем жетона, выдача вещей из гардероба производится на основании письменного заявления с указанием документа, удостоверяющего личность, после завершения выдачи гардеробщиком вещей остальных зрителей.

Гражданин, утерявший номерок, обязан проявить оперативную бдительность по предотвращению получения его вещейсвоевременного информирования работников гардероба или дежурного администратора.

Администрация цирка не несет ответственности за несвоевременные действия граждан, утерявших жетон, ответственность за сохранность вещей в настоящем случае полностью возлагается на утерявшего жетон гражданина.

Не зависимо от развития событий по данному факту за утрату жетона, гражданин обязан выплатить компенсацию в размере 1000 рублей (стоимость компенсации обусловлена не ценой жетона, а трудозатратами работников цирка, участвующих в разрешении возникшей ситуации по существу).

ЗРИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО:

4.9. Обратиться к администрации цирка по вопросам качества обслуживания посетителей.

4.10. Обратиться к администрации цирка или цирковой программы, старшему администратору, администратору, контролеру-билетеру об устранении конфликтной ситуации или иных непредвиденных обстоятельств.

4.11. Возврат стоимости билета производится при отмене, замене или переносе представления.

ЗРИТЕЛЯМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ :

4.12. Нарушать общественный порядок в цирке.

4.13. Посещать цирк в рабочей и грязной одежде. Приносить и распивать в цирке спиртные напитки, а также находиться в нетрезвом состоянии.

4.14. Вносить в цирк пиротехнику, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, токсичные и сильно пахнущие вещества и предметы.

4.15. Разрушать и портить государственное имущество в цирке.

4.16. Вносить в цирк любые виды оружия (газовое , травматическое, холодное, огнестрельное и др.), крупногабаритные предметы: чемоданы, рюкзаки, портфели и другие громоздкие вещи, а также любую стеклянную тару.

4.17. Входить в цирк с любыми животными.

4.18. Самовольно выходить на манеж, ходить по залу и стоять в проходах во время представления.

4.19. Сорить и разбрасывать в цирке, особенно в зрительном зале под сиденьями, различные предметы (упаковки , жвачки, бутылки, салфетки, остатки продуктов питания и т.д.).

4.20. Пользоваться во время представления мобильной связью. Мобильные телефоны у зрителей должны быть отключены. Прослушивать аудиотехнику с использованием средств звукоусиления.

4.21. Кино, видео- и фотосъемка без специального разрешения директора цирка (согласно ст. 1240, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4.22. Курить в помещении цирка, согласно Федерального Закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ.

4.23. Оставлять в цирке на представление детей в возрасте до 8 лет одних без сопровождения родителей или иных совершеннолетних лиц.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

5.1 Зрители или цирк, причинившие вред и (или ) материальный ущерб, могут быть привлечены к административной, материальной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Возникшие разногласия между сторонами должны быть урегулированы в досудебном порядке путем переговоров.В случае невозможности достижения разрешения спорных вопросов могут быть переданы на рассмотрение суда в установленном законом порядке, либо направлены в правоохранительные органы для обеспечения уголовного преследования.

Первый поход в цирк – захватывающий опыт для ребенка. Но, как все новое и неизведанное, может вызвать у юного зрителя смешанные чувства. Один из главных цирков Москвы – Цирк Танцующих Фонтанов «Аквамарин» – дает советы, как сделать знакомство с миром арены радостным и запоминающимся и как действовать в неординарных ситуациях.

Первый вопрос, который возникает у родителей: в каком возрасте впервые вести ребенка в цирк . На самом деле, это очень индивидуально: более общительные и бойкие дети уже в 2 года могут с удовольствием смотреть цирковое шоу, а тихим и робким, возможно, потребуется еще годик-другой, чтобы не растеряться в большом мире цирка. Вероятность, что представление оценит пятилетний ребенок, выше: ведь у него уже будет достаточно разнообразный жизненный опыт и больше уверенности в себе.

Никто лучше родителей не знает своих детей: прислушайтесь к ним, поразмыслите, насколько их характер и наклонности соответствуют данному времяпрепровождению, и тогда решайте. Точных рекомендаций не существует, как, впрочем, и ограничений: в большинстве цирков возрастной лимит отсутствует. Обратите внимание, что до определенного возраста – в Цирке Танцующих Фонтанов «Аквамарин», например, до 6 лет – ребенок может пройти на шоу бесплатно без предоставления ему отдельного места. Но для первого посещения лучше приобрести билет и для себя, и для ребенка: малыш вряд ли просидит 3 часа спокойно, и вы утомитесь – уж лучше периодически брать его на руки, если он сам попросит.

Второй распространенный вопрос родителей: как подготовить ребенка к волнительной встрече с цирком . Даже если вы уверены, что ваш малыш готов к походу в цирк и с нетерпением этого ждет, начните хотя бы за неделю подготавливать его к такому необычному мероприятию. Рассказы, книги с картинками, мультфильмы, истории – исключительно хорошие! – о ваших собственных посещениях цирка добавят ребенку энтузиазма. Предвкушать целую неделю поход в цирк и потом, наконец, осуществить то, о чем так давно мечталось – это очень приятно!

Важно не только подогреть интерес, но и предотвратить ситуации, которые могут вызвать негативную реакцию. Зная, что в цирковой программе есть номера с дрессированными животными, сводите ребенка для начала в зоопарк. Если даже там, глядя на полусонных зверей за решеткой, малыш начнет нервничать, вряд ли он придет в восторг, когда укротитель сунет голову в пасть льву. Но даже если так, побродите еще между вольерами, не исключено, что ребенок скоро привыкнет. Не забудьте объяснить ему, что в цирке выступают животные не дикие, а прирученные, добрые и очень умные. Они никому не причинят вреда, ведь они тоже артисты и вышли на арену, чтобы развлечь зрителей.

Готовя ребенка к цирку, подробно расскажите ему о технике безопасности и правилах поведения: что делать, если он потерялся, как вести себя в зале и в фойе, почему нельзя вылезать на сцену, есть во время представления, светить фонариком в лицо артистам и делать снимки. Объясните, что в цирке принято аплодировать – это лучшая награда для артистов.

Итак, вы вместе с ребенком долго готовились, ждали, предвкушали, волновались и вот – вы в цирке! С какими трудностями вы можете столкнуться на месте, и как их решать?

Проблема : ребенок боится скопления детей (например, в холле перед представлением или в антракте)

Решение : Держите ребенка за руку, тогда он будет чувствовать себя в безопасности. Если он еще совсем маленький – возьмите его на руки, так он будет скользить взглядом над толпой и уже не будет ощущать себя уязвимым. Если ребенок переволновался и даже на руках не может успокоиться – отойдите туда, где нет скопления людей. Попробуйте изменить ракурс: взгляните на толпу сверху. В Цирке Танцующих Фонтанов «Аквамарин», например, несколько этажей, так что можно подняться повыше и наблюдать, как другие дети резвятся внизу. Возможно, малыш заразится их веселостью, забудет о своих страхах и захочет присоединиться к сверстникам и дружелюбным аниматорам. Благодаря развлекательной программе в холле цирка ребенок расслабляется, у него повышается настроение, и он уже чувствует себя частью предстоящего шоу.

Проблема : ребенок хочет всё и сразу (и фото, и мороженое, и вату, и аквагрим, и все остальное, что будет в пределах досягаемости)

Решение : А почему бы и нет? Для ребенка поход в цирк – это праздник, так пусть же веселье будет как можно более полным! Если в остальное время вы строго следите за воспитанием чада и ограничиваете его желания пределами разумного, то в такой особый случай можно позволить ему чуть больше. В цирке обычно для этого есть все: и мороженое, и попкорн, и сладкая вата, и мыльные пузыри, и много других приятных развлечений по доступным ценам. В Цирке Танцующих Фонтанов «Аквамарин» владельцам билетов полагается еще и фото в подарок.

Но если из соображений дисциплины или по другим практическим причинам вы не хотите баловать ребенка, объясните ему, что сразу все сладости в буфете все равно съесть не удастся, так что пусть выберет что-то одно. Главная часть похода в цирк – представление, а развлечения и сувениры в фойе лишь подготавливают к шоу. Даже если такое пояснение не убедит маленького скептика, вам нужно будет продержаться лишь до начала представления: там малыш уже не вспомнит, что в фойе недополучил пирожных.

Проблема : ребенок боится аниматора (ростовую куклу, клоуна и т.п.)

Решение : Если до посещения цирка у вас есть возможность побывать на анимационной программе с участием похожих персонажей, сводите на нее ребенка. Возможно, он привыкнет и в следующий раз уже не испугается. Расскажите, какие это веселые и добрые фантастические персонажи. Если у осторожного дитя все еще остаются сомнения, купите маску или аквагрим и попробуйте вместе с ребенком пофантазировать и поиграть в клоунов. Так малыш поймет, что клоун – такой же человек, как и все остальные, просто лицо раскрасил шутки ради, и был прав – это же так весело!

Проблема : ребенок потерял интерес к представлению

Решение : Можно подождать следующего номера, быть может, интереса у ребенка не вызывает именно тот эпизод, который идет на арене в данный момент. Если это не сработало, выйдете из зала, прогуляйтесь по холлу или на улице, съешьте мороженого, а потом предложите ребенку вернуться в зал. Не расстраивайтесь, если малыш откажется наотрез, и придется уйти с представления до его завершения. Далеко не всегда ребенок может высидеть в зале все три часа, тем более, если это его первое знакомство с цирком.

Проблема : ребенок пугается и начинает плакать во время представления (из-за хлопка, громкого смеха, плачущего клоуна, поведения животных)

Решение : По возможности, еще до посещения цирка, предупредите ребенка об особенностях представления, которые, на ваш взгляд, могут малыша напугать. Расскажите, что в цирке звучит громкая, бравурная музыка – она предваряет все самое интересное! Что весь зал заливается смехом, когда на арене показывается клоун. Что если клоун льет водопады слез, то это не взаправду, он просто шутит. И так далее. Рассказывайте об этом в позитивном ключе. Не употребляйте фразы «не бойся, когда», «не пугайся, если» – они сразу заставят малыша насторожиться. Он решит, что повод для страха все же есть.

Проблема : ребенок не хочет уходить из цирка домой

Решение : По большому счету, это результат хороший: значит, знакомство с цирком прошло благополучно. Спокойно объясните малышу, что из цирка сейчас уходят все, а не только он: и зрители, и артисты, и те симпатичные животные, что были на арене, ведь все заслужили отдых. Приободрите юного зрителя перспективой новых походов в цирк. Придумайте какой-то повод, чтобы сейчас незамедлительно отправиться домой – только повод приятный и, желательно, связанный с цирком, которым все еще полностью поглощены мысли ребенка. Например, предложите ему по приезде домой нарисовать любимый номер из шоу или поучиться жонглировать, скажем, апельсинами. Ну и, может, одной конфетой. Скорее всего, на такую сделку малыш согласится.

Читайте ещё на Маме.ру:

Первый поход в театр

Первый поход в театр часто становится одним из самых ярких впечатлений детства. Важно превратить поход в театр в особенное событие: готовиться к нему следует начинать заранее, малыша можно нарядно одеть. Родители должны объяснить ему, как себя нужно вести, как предъявлять билет, зачем и в какой момент зрители аплодируют.


Рисунок деревянного цирка Карла Гинне

1877

Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк, первый каменный стационарный цирк России, открылся 26 декабря 1877 года. Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка (наездник и дрессировщик лошадей), составивший себе громкое имя в Европе, - Гаэтано Чинизелли.

Гаэтано Чинизелли
основатель цирка

Здание цирка является уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролета (49,7м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Это новое техническое решение стало впоследствии широко применяться в строительстве подобных сооружений.

Оформление зрительного зала было выполнено с роскошью. В его убранстве сочетались малиновый бархат, золото, зеркала. Ложи и места в партере были рассчитаны на 1500 человек, а общее наполнение зала, за счет вместительной галерки, доходило до 5000 зрителей.


1892

Здание цирка Чинизелли, очень скоро вошло в число главных достопримечательностей города и заняло положение первостепенного зрелищного предприятия столицы. Здесь, в 1892 году, зрители впервые увидели водяную пантомиму.

В этом спектакле, под названием «Четыре стихии», вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Здесь же демонстрировались и всевозможные технические новшества. В 1897 г. предлагался «Волшебный электрический фонтан». В феврале того же года можно было посмотреть «Оригинал космограф - живые фотографии с коллекцией разнообразных картин». Ни одного сезона не прошло в цирке Чинизелли без постановки пышной по оформлению пантомимы - циркового спектакля, где можно было устроить красивую феерию, показать впечатляющую батальную сцену при участии пеших и конных войск.



1919

С 1919 года здание цирка, перешедшего в ведение государства, претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат, как в его внешнем облике, так и в интерьере. А в результате капитальной реконструкции в 1959-1962 годах декор лицевого и боковых фасадов был уничтожен.

Сменилось административное и творческое руководство цирком. Последний его владелец из династии Чинизелли - Сципионе Чинизелли После того как он покинул Россию в 1919 году, его обязанности приняла на себя группа артистов, официально именующаяся «Коллектив работников цирка».


1924

В 1924 году первым советским директором уже Ленинградского цирка стал выдающийся артист, режиссер и деятель циркового искусства Вильямс Труцци.

Управление цирком он успешно совмещал с артистической деятельностью.


1930

В феврале 1930 при Ленинградском цирке открывается Экспериментальная мастерская по подготовке новых цирковых номеров. Создатель и руководитель мастерской - Е.М.Кузнецов, который с 1933 по 1936 гг. и с 1944 по 1946 г.г. был художественным руководителем Ленинградского цирка.

По его сценариям ставятся пантомимы «Черный пират», «Шамиль», водный аттракцион «Люди морского дна», целью которого была демонстрация технических достижений водолазов, занимавшихся подъемом потонувших или потерпевших аварию судов.

Дрессировщик ТогареВ довоенный советский период (до 1935 года) в Ленинградском цирке гастролировали не только отечественные артисты, но и звезды европейской величины: дрессировщики Тогарэ, Карл Коссми, капитан Валь, иллюзионист Кефало, атлетка Сандвина, музыкальные клоуны Баррасета и др.


1941

В 1941 году Ленинградский цирк завершил свой 63-ий сезон. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка. Открытие очередного сезона состоялось лишь в ноябре 1944 года.

Программа открытия первого послевоенного сезона Ленцирка

Эквилибристки сёстры Кох. Премьера аттракциона состоялась в 1943 годуВ первых послевоенных программах Ленцирка принимали участие артисты, создавшие свои номера и аттракционы во время войны. Это воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов с номером «Самолет в пике», гротеск-наездница Валентина Лерри, Александр Корнилов с аттракционом «Слоны и танцовщицы», воздушные эквилибристы на «семафоре - гиганте» сестры Кох.


1946

Программу открытия сезона 1946-1947 годов подготовил новый художественный руководитель Ленинградского цирка Георгий Семенович Венецианов.

Глубокое знание специфики циркового искусства и богатая художественная фантазия позволяли Г.С. Венецианову с одинаковым успехом ставить и тематические представления («Женщины – мастера циркового искусства», «Праздник на воде», «Карнавал на льду», «Цирк зверей» и др.), и отдельные номера. Особенно плодотворно он работал в конном жанре («Русская тройка» п/р Александрова-Сержа, «Восточная фантазия» - Б.Манжелли и др.) и клоунаде (Демаш и Мозель, Б.Вяткин, Х.Мусин и др.).


1965

С 1965 по 2008 год главным режиссером Ленинградского (Санкт-Петербургского) цирка был Алексей Анатольевич Сонин.

А.А.Сонин, Заслуженный деятель искусств России (1993г.), Лауреат Международной премии Леонида Енгибарова (2002г.) и Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2003г.)

А.А.Сониным осуществлено свыше 150 постановок, среди которых инсценировки произведений А.С.Пушкина и А.П.Чехова - «Руслан и Людмила» (1979 г.), «Самый радостный день» (1984 г.); тематические представления: «Парад-алле» - к 100-летию Ленинградского цирка (1978 г.), «Дом без углов» - к 120-летию Санкт-Петербургского цирка (1997 г), «Потешный маскарад» (2003 г.) - к 300-летию Санкт-Петербурга; новогодние спектакли для детей.

В состав художественно-постановочной группы цирка входят: режиссер-педагог В.П.Саврасов (в прошлом воздушный гимнаст, акробат); художник-постановщик - Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2006 г.) Н.В.Велегжанинова балетмейстер – Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2005 г.) М.В.Федорова, заведующий постановочной частью – Б.Б.Власов.

Художник-постановщик Н. Велигжанинова Балетмейстер М. Федорова Художник-бутафор С.Е. Карташов и заведующий постановочной частью Б.Б. Власов

Оркестром Большого Санкт-Петербургского цирка с 1987 г. руководит Заслуженный артист России Семён Семёнович Чебушов.

Оркестр Петербургского цирка. Главный дирижер С.С. Чебушов, дирижер А.В. Моисеев

С 1998 г. режиссёром-инспектором цирка работает Виктор Владимирович Цветков в прошлом жонглёр на моноцикле.

С 2007 г. вторым режиссёром-инспектором работает Юрий Антонович Лысенко, в прошлом клоун.

Главным режиссёром является Виктор Петрович Саврасов.

Режиссёр-инспектор В.В.Цветков, режиссер-педагог В.П.Саврасов, режиссёр-инспектор Ю.А.Лысенко

С 1987 года по 2012 год директором Санкт-Петербургского цирка являлся Григорий Павлович Гапонов.



1997

По инициативе директора в 1997 году в цирке был организован Гастрольный отдел, который был призван заниматься набором артистов в штат Санкт-Петербургского цирка и их гастролями, как по России, так и за рубежом.

В 1992 году Большой Санкт-Петербургский государственный цирк перешел в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.



2003

К открытию сезона 2003-2004 годов была закончена работа по восстановлению фасада Санкт-Петербургского цирка и здание обрело свое прежнее архитектурное великолепие.



2007

В 2007 году программой «Международное цирковое шоу «Карнавал на Фонтанке» Санкт-Петербургский цирк отметил свое 130-летие.



Вверх