Правила игры что где когда то. Как играть в “Что? Где? Когда?”, если ты не Александр Друзь

Цель команды знатоков - набрать 6 очков. За каждый правильный ответ знатоки получают 1 очко. За каждый неправильный ответ 1 очко присуждается телезрителям. Если телезрители набирают 6 очков - команда знатоков проигрывает. Очки обозначаются разыгранными карточками вопросов.

Ход игры

Один из игроков команды знатоков вращает волчок по часовой стрелке. После его остановки ведущий берет вопрос, на который указала стрелка волчка, и читает его вслух (если стрелка волчка указывает на пустой сектор (вопрос уже был разыгран), то ведущий открывает следующую по часовой стрелке карточку вопроса).После того как вопрос был прочитан, ведущий сразу переворачивает песочные часы и, пока команда совещается, находит в правилах ответ на вопрос. Как только заканчивается 1 минута, отсчитываемая часами, команда должна дать ответ. Игрока, который будет отвечать, выбирает капитан команды. Затем ведущий решает, правильный или неправильный ответ дала команда.

Победа в игре

Если команда знатоков набрала 6 очков, то она считается победившей. Затем игроки складывают очки ценности своих карточек вопросов. Игрок, набравший больше всех очков, признается лучшим игроком команды.

Что? Где? Когда? интеллектуальная игра, наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана в 1975 г. телеведущим Владимиром Ворошиловом. Игра очень быстро стала настолько популярной, что кроме оригинальной телевизионной версии появилась спортивная версия игры. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей (как отправить свой вопрос на игру можно узнать пройде по этой ссылке chgk.tvigra.ru). Знатоки должны за одну минуту при помощи только собственного ума найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. Как правило, игрокам задаются вопросы, ответить на которые можно с помощью общих знаний и логики. За каждый правильный ответ команда Знатоков получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется команде Телезрителей. Игра ведётся до шести очков.

Правила телеигры постоянно меняются, но проходит она всегда (за исключением нескольких первых сезонов) в Охотничьем домике Нескучного Сада в Москве. Там оборудована особая комната с рулеткой, на которой установлен волчок со стрелкой. Вопросы находятся в разложенных на столе конвертах, подписанными названиями городов участников, приславших вопрос. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Если выпавший вопрос уже сыграл, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке ещё не сыгравший вопрос. Обсуждение ведётся одну минуту. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ. Как правило, слово даётся автору версии.

Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (обычно это кулак с отогнутым вверх большим пальцем), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к баллу в пользу знатоков, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.

Также было введено такое правило, как «помощь клуба». Если знатоки не знали ответа на заданный вопрос, они могут обратиться к знатокам в зале. Время, которое можно использовать для данных целей — 20 секунд. В 2007 году это правило было слегка изменено, после чего брать помощь можно только при счёте не в пользу знатоков. Ранее существовало такое правило как «помощь магистров», при котором знатокам могли подсказывать в течение 20 секунд магистры игры, однако это правило было впоследствии отменено.

Так как знатоки находятся в зале не одни, существует потенциальная возможность несанкционированной подсказки. Для предотвращения этого во время обсуждения вопроса в зале находится распорядитель, который при обнаружении этого поднимает красную карточку. Кроме того, в зале задействованы несколько операторов, что позволяет заснять подсказку на видео. При нарушении правил человек, подсказавший ответ, в большинстве случаев удаляется из зала. Ведущий же имеет право не засчитать ответ знатоков.

Виды вопросов:

  • Блиц. Кроме обычных вопросов, для ответа на которые даётся минута, были введены «блиц-вопросы». Такой вопрос состоит из трёх более простых вопросов, но на каждый из них команда имеет лишь 20 секунд. Команда получает очко при трёх правильных ответах. Сперва этот тип вопросов появился в телеигре, а позже был включён и в спортивный вариант игры. В то время, когда ведущим был Владимир Ворошилов, он сам выходил в зал к знатокам и задавал вопросы. В данный момент блиц проходит так же, как и обычные вопросы.
  • Суперблиц — похож на блиц, отличие заключается в том, что участвует в нём один игрок от команды.
  • Мультимедийные вопросы . Это вопросы, заданные с помощью видео- или аудиозаписи, либо с использованием рисунков. В телеигре видеозапись просто показывают на мониторе. В спортивном варианте на каждый стол перед озвучиванием вопроса кладётся распечатка. Часто перед чтением вопроса, чтобы избежать утомительного переписывания, раздаются также длинные тексты (например, стихи).
  • Вопрос с предметом . Команде показывают предмет и предлагают, к примеру, угадать, для чего он служит (или служил), использовать предмет(ы) для достижения определённого результата и т. п.
  • Вопрос с чёрным ящиком . Здесь требуется ответить, что находится в чёрной шкатулке, стоящей перед игроками. По размерам ящика можно приблизительно угадать размеры искомого предмета. Кроме того, в ящике явно не может лежать ничего абстрактного (хотя как-то раз там было ничто — и это было верным ответом, однако данный случай является скорее исключением).
  • Решающий раунд . В том случае, если команда знатоков заработала 5 очков в свою пользу, но хотела бы повысить результат игры до счёта 6:0 в их пользу, команда может взять решающий раунд. В этом случае за столом остается наиболее сильный, по мнению команды, знаток, после чего стандартным образом с помощью волчка выбирается вопрос, на который знаток должен ответить без чьей-либо помощи. При этом обязательным условием является, чтобы в зале была абсолютная тишина и полное отсутствие обсуждения вопроса. Данный вид вопросов помогает команде пройти в финал сезона при более успешной игре предыдущих команд данного сезона.
  • С 1984 года лучшим знатокам и лучшим телезрителям стали вручать почетный приз - "Хрустальную сову". С 2002 года лучшему игроку по итогам года стали вручать "Бриллиантовую сову". Начиная с 1995 года в каждом юбилейном сезоне одному из знатоков присваивается почетное звание магистра клуба. В 1995 им стал Александр Друзь, в 2000 Максим Паташов, в 2005 Виктор Сиднев.

    Большая часть вопросов за всю историю телевизионных и спортивных игр Что?Где?Когда? хранится в базе вопросов ЧГК - db.chgk

    Полезные сайты:

    • chgk.com - портал игры, можно узнать о последних новостях, датах проведения игр, турниров, фотографии участников

    Правила игры "Что? Где? Когда?" на 2015 год

    1. Общие положения

    1.1. В игре принимают участие 2 команды - "Команда Телезрителей" (далее ТВ-ЗРИТЕЛИ) и "Команда Знатоков" (далее ЗНАТОКИ).
    1.2. ТВ-ЗРИТЕЛИ задают вопросы ЗНАТОКАМ, а ЗНАТОКИ за 1 минуту должны найти ответ на поставленный вопрос.
    1.2.1. Если ЗНАТОКИ правильно отвечают на вопрос, они зарабатывают очко.
    1.2.2. Если ЗНАТОКИ неправильно отвечают на вопрос, очко получают ТВ-ЗРИТЕЛИ. Кроме очка, Телезритель, на чей вопрос ЗНАТОКИ не смогли дать правильный ответ, получает денежный приз.
    1.2.3. Правильность ответа определяет Ведущий игры.
    1.2.4. ЗНАТОКИ имеют право отвечать на вопрос без минуты обсуждения. Если этот ответ будет признан правильным, то ЗНАТОКИ получают "дополнительную минуту" на обсуждение, которую могут использовать при поиске правильного ответа на один из вопросов данной игры, в том числе в секторах БЛИЦ, СУПЕРБЛИЦ, в "Решающем Раунде".
    1.3. Игра идет до 6 очков. Победителем игры становится команда, набравшая 6 очков.
    1.4. Игровой стол разделен на 13 секторов. В 12-ти секторах находятся конверты с вопросами от телезрителей, присланные по почте. В 13-ом секторе играют вопросы от Телезрителей, поступившие по Интернету во время игры.
    1.5. Какой вопрос будет задан ЗНАТОКАМ, "определяет" стрелка волчка. Если стрелка указывает на сектор, который уже играл, то ЗНАТОКАМ задается вопрос из следующего по часовой стрелке сектора.
    1.5.1. Если стрелка волчка "выбирает" 13-ый сектор, компьютер случайным образом выбирает один из вопросов, поступивших по Интернету к этому моменту. 13-ый сектор может выпасть не более 1 раза за игру.
    1.5.2. На игровом столе один из 12 секторов может оказаться сектором СУПЕРБЛИЦ.
    В этом секторе играют 3 вопроса. За игровым столом - 1 игрок (по решению капитана).
    ВЕДУЩИЙ задает ЗНАТОКУ вопросы ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ, а ЗНАТОК за 20 секунд должен найти ответы на них. Для того чтобы выиграть сектор СУПЕРБЛИЦ, ЗНАТОКУ надо правильно ответить на все три вопроса.
    1.5.2.1. В сезоне 2015 года ведущий в начале игры может предложить команде застраховаться на случай, если в игре выпадет сектор СУПЕРБЛИЦ.
    Если капитан соглашается застраховать команду, в качестве страхового взноса он должен назвать фамилию ЗНАТОКА, который будет играть СУПЕРБЛИЦ.
    Если СУПЕРБЛИЦ выпадет, команда получит страховое возмещение от компании «БИН Страхование» (120 000 рублей).
    1.5.3. Также на игровом столе один из 12 секторов может оказаться сектором БЛИЦ. В секторе БЛИЦ играют 3 вопроса. За игровым столом - вся команда. ВЕДУЩИЙ задает ЗНАТОКАМ вопросы ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ, а ЗНАТОКИ за 20 секунд должны найти ответы на них. Для того чтобы выиграть сектор БЛИЦ, ЗНАТОКАМ надо правильно ответить на все три вопроса.
    1.6. Один раз за игру команда может взять "Помощь Клуба". Использовать "Помощь Клуба" команда может в том случае, если она уступает в счете телезрителям. "Помощь Клуба" берётся после основной минуты обсуждения. Клуб имеет 20 секунд на высказывание и обоснование своих версий. После этого команда обязана дать ответ. "Помощь Клуба" не распространяется на сектор СУПЕРБЛИЦ и Решающий Раунд. В "Помощи Клуба" может участвовать любой человек, присутствующий в зале.
    1.7. В сезоне 2015 года команда ЗНАТОКОВ, проигрывающая ТВ-ЗРИТЕЛЯМ со счетом Х:5 (где Х равно от 0 до 4-х) может попросить у ВЕДУЩЕГО на обсуждение "МИНУТУ В КРЕДИТ".
    1.7.1. Если ВЕДУЩИЙ и защитник интересов ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ готовы предоставить команде эту минуту, то знатоки ее получают. Просить "МИНУТУ В КРЕДИТ" капитан команды может по истечении основной минуты на обсуждение, либо после дополнительной, либо после "Помощи Клуба".
    1.7.2. "МИНУТУ В КРЕДИТ" можно брать в раундах БЛИЦ и СУПЕРБЛИЦ. В этом случае она может быть использована для поиска правильного ответа только на один вопрос из трёх.
    1.7.3. Если команде "помогла" "МИНУТА В КРЕДИТ" и она выиграла раунд, то до окончания игры она обязана ее вернуть, то есть ответить на какой - то из оставшихся вопросов без минуты обсуждения.
    Если выпадает сектор БЛИЦ, то команда вернет "МИНУТУ В КРЕДИТ", ответив на все три вопроса без обсуждения. Если сектор СУПЕРБЛИЦ - оставшийся ЗНАТОК должен ответить на все три вопроса без размышлений.
    1.7.4. При счете 5:5 ВЕДУЩИЙ принудительно забирает минуту на обсуждение у команды.
    1.7.5. Вернуть "МИНУТУ В КРЕДИТ" можно и на Решающем Раунде.
    1.8. В Летней, Осенней и в Зимней серии ЗНАТОКИ имеют право брать Решающий Раунд.
    Попросить у Ведущего право сыграть Решающий Раунд могут ЗНАТОКИ, которые набрали по ходу игры 5 очков и уже не могут без Решающего Раунда обойти команду, которая играла в предыдущих играх серии. Если Ведущий удовлетворяет просьбу ЗНАТОКОВ, то счет игры становится 0:0, за столом остается один знаток. Победа в Решающем раунде оценивается в 6 очков.
    Если в Решающем раунде выпал сектор СУПЕРБЛИЦ, то оставшийся за столом ЗНАТОК должен ответить на три вопроса - на каждый по 20 секунд.
    Если в Решающем раунде выпал сектор БЛИЦ, то оставшийся за столом ЗНАТОК должен ответить на три вопроса - на каждый по 20 секунд.
    Если к моменту Решающего раунда команда не отдала "МИНУТУ В КРЕДИТ", то в этом случае ЗНАТОК должен дать ответ (ответы) без размышлений.
    В Решающем раунде нельзя брать "Помощь Клуба".
    1.9. В Зимней серии возможно "ПРАВИЛО УДАЛЕНИЯ ЗА НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ".
    Если команда ЗНАТОКОВ дала неправильный ответ на вопрос ТВ-ЗРИТЕЛЯ, то игрок, отвечавший на него, удаляется из-за стола. Если в следующем раунде команда опять проигрывает, то удаляется следующий отвечавший игрок и т.д. Как только команда выигрывает раунд, за игровой стол возвращаются все удаленные ранее игроки.
    1.10. Команда ЗНАТОКОВ, проигравшая две игры в текущем сезоне, теряет право продолжать игры в 2015 году.

    2. Структура сезона 2015 года

    2.1. Сезон 2015 года состоит из Весенней, Летней, Осенней, Зимней серий и Финала года.
    2.2. Весенние, Летние и Осенние серии состоят из 5-ти игр – 4-х отборочных игр и финальной игры серии.
    Зимняя серия состоит из 5 игр - 4-х отборочных игр и Финала года.

    3. Весенняя серия

    3.1. Перед началом Весенней серии игр пять лучших команд ЗНАТОКОВ по итогам последних пяти лет получают определённое место в Весеннем Рейтинге Команд (ВРК) - от 1 до 5.
    3.2. В первой игре Весенней серии против ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ играет команда ЗНАТОКОВ, занимающая 5-ое место в ВРК, во второй - команда, занимающая 4-ое место в ВРК, в третьей – 3-е, в четвёртой – 2-ое. В финальной игре Весенней серии играет 1-ая команда ВРК.
    3.3. Если команда ЗНАТОКОВ проигрывает игру, то она исключается из ВРК, а все команды, которые перед началом этой игры "стояли ниже", поднимаются в рейтинге на 1 пункт.
    3.4. Если команда ЗНАТОКОВ одерживает победу в отборочной игре, то она автоматически оказывается на первом месте ВРК, а все команды, которые перед началом этой игры «стояли выше», опускаются в ВРК на 1 пункт.
    3.5. Если команда ЗНАТОКОВ одерживает победу в финальной игре Весенней серии, то она получает право сыграть в последней отборочной игре Зимней серии. При этом она исключается из ВРК, а все команды, которые перед началом игры "стояли ниже", поднимаются в рейтинге на 1 пункт.
    3.6. Команды ЗНАТОКОВ, победившие в отборочных играх Весенней серии, получают приоритетные места в Летней и Осенней сериях. Команда, которая окажется на 1-ом месте ВРК, получит право сыграть в финальной игре Летней серии. Команда, получившая 2-ое место в ВРК, получит право сыграть в финальной игре Осенней серии. Команда, занявшая 3-е место в ВРК, получит право сыграть в последней отборочной игре Осенней серии. Команда, занявшая 4-ое место, получит право сыграть в предпоследней отборочной игре Осенней серии.

    4. Летняя серия

    4.1. Перед началом Летней серии формируется Рейтинг Команд на Летнюю серию (ЛРК).
    4.2. В отборочных играх Летней серии примут участие команды, которые по итогам последних пяти лет оказались на 6-ом, 7-ом и 8-ом месте. Также в Летней серии возможно участие новых команд клуба.
    4.3. Команда ЗНАТОКОВ, которая обыграет ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ с более крупным счётом в отборочных играх Летней серии, получит право играть в Осенней серии. При равенстве этого показателя у нескольких команд преимущество получает та, которая играла позже.
    4.4. Если команда ЗНАТОКОВ одерживает победу в финальной игре Летней серии, то она получает право сыграть в Зимней серии.

    5. Осенняя серия

    5.1. Перед началом Осенней серии формируется РК на Осеннюю серию (ОРК). В него попадают:
    а) команды, завоевавшие в Весенней серии право участвовать в Осенней серии;
    б) команда, одержавшая победу в Летней серии с наиболее крупным счётом.
    5.1.1. Если команд, перечисленных в п. 5.1. больше, чем оставшихся мест, то команды, получившие низшие места в ЛРК по итогам игр Летней серии, в Осенних играх участия не примут.
    5.1.2. Если команд, перечисленных в п. 5.1. меньше, чем оставшихся мест, то в Осенней серии смогут принять участие команды, проигравшие в Весенней и Летней серии, в порядке приоритета:
    команда-финалист Весенней серии, команда-финалист Летней серии; команды, проигравшие в отборочных играх Весенней серии (преимущество имеют те команды, которые играли позже); команды, проигравшие в отборочных играх Летней серии (преимущество имеют те команды, которые играли позже).
    5.1.3. Перечисленные в п. 5.1. команды смогут принять участие во второй, третьей, четвёртой и Финальной играх Осенней серии.
    В первой игре Осенней серии против ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ сыграет команда ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ. Независимо от результата игры, эта команда не претендует на участие в дальнейших играх сезона.
    5.1.4. Если никакая команда не вышла в Осеннюю серию, согласно пункту 5.1., то вместо финальной игры проводится отборочная.
    5.2. Команда ЗНАТОКОВ, которая обыграет ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ с более крупным счётом во второй, третьей и четвёртой играх Осенней серии, получит право играть в Зимней серии. При равенстве этого показателя у нескольких команд преимущество получает та, которая играла позже.
    5.3. Если команда ЗНАТОКОВ одерживает победу в финальной игре Осенней серии, то она получает право сыграть в Зимней серии.

    6. Зимняя серия

    6.1. Перед началом Зимней серии формируется РК на Зимнюю серию (ЗРК).
    Места в ЗРК сначала занимают команды-победители серий (чем раньше команда выиграла финальную игру серии, тем выше её место в ЗРК), а вслед за ними - команда, одержавшая победу в Осенней серии с самым крупным счётом.
    6.1.1. Если какие-то из команд, перечисленные в п. 6.1., не получили право играть в Зимней серии, то освободившиеся места могут занять команды, не вышедшие в Зимнюю серию, но не проигравшие свою последнюю отборочную игру, или гостевые команды.
    6.2. Победителем Зимней серии станет команда, которая обыграет ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ с более крупным счётом. При равенстве этого показателя у нескольких команд преимущество получает та, которая играла позже. Эта команда получит право сыграть в Финале года.

    7. Призы для знатоков

    7.1. Лучший игрок каждой игры сезона 2015 года получает приз от представителя Генерального спонсора (Хрустальный атом).
    7.1.1. Лучшие игроки тех команд, которые не вышли в Зимнюю серию, могут принять участие в Зимней серии в составе новой команды.
    7.2. Если ЗНАТОКИ выигрывают финальную игру Весенней, Летней или Осенней серий, то определяется Лучший игрок данной серии. Он становится обладателем Хрустальной Совы и 300 000 рублей.
    7.3. Знаток, который последним в сезоне 2015 года выиграет СУПЕРБЛИЦ, получит приз от компании «БИН Страхование».
    7.4. Команда ЗНАТОКОВ, выигравшая Финал года, признаётся Лучшей командой 40-летия игры «Что? Где? Когда?» и получает 6 Хрустальных Сов (Хрустальное гнездо). Из состава победившей команды определяется Лучший игрок. Он становится обладателем Бриллиантовой Совы и 1 000 000 рублей.

    Методическая разработка игры-конкурса

    «Что, где, когда?» по биологии

    Цель:

    Развитие логического мышления, памяти, познавательной активности;

    Задачи:

    1. Образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету.

    2. Развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.

    3. Воспитательная: развивать навыки коллективной работы.

    Форма: игра-соревнование

    Оформление:

    в центре стол с секторами и волчок со стрелкой. Всего 5 секторов: «зоология», «ботаника», «экология», «лекарственные растения», «занимательная биология», а между секторами хаотично располагаются обозначения «Черный ящик» и «Блиц опрос».

    Оборудование : конверты с вопросами, часы, гонг.

    Участники: 4 команды по 6 игроков, обучающиеся 8-10 классов.

    Для оценки работы команд приглашается жюри (педагоги), подсчёта очков – счётная группа (ученики 11 кл). Для фиксации баллов в личном зачёте применяются жетоны, их вручают помощники (два старшеклассника).

    Организационно-педагогическое обеспечение мероприятия;

    Оборудование:

    Комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран;

    Микрофон;

    Жетоны.

    Волчок (юла)

    Игровое поле, разделенное на 5 секторов,

    Черный ящик

    Правила игры Что? Где? Когда?

    Играют одновременно 4 команды по 6 участников.

    Каждая команда сидит за игровым столом. Игровое поле разделено на 5 секторов, который соответствует определенной теме, между секторами находятся карточки «Черный ящик» и «Блиц опрос». По каждой теме 5 вопросов. Блиц-опросы состоят из 3-х вопросов, и только ответ на все 3 дает команде очко.

    В результате жеребьевки определяется команда, которая первая врощает волчек.

    Ведущий читает вопрос. По сигналу начинается минута обсуждения, в течение которой команды должны придумать ответ. Команда может начать обсуждение или дать ответ, только после того, как ведущий зачитает вопрос и прозвучит команда «время».

    За 10 секунд до истечения минуты обсуждения раздается звуковой сигнал. Команда записывает свой вариант в заранее заготовленный бланк ответа, и по окончании минуты капитан команды сдает свой ответ ведущему. Через 10 секунд после истечения времени, отведенного на очередной вопрос, ответы не принимаются.

    Готовность команды к ответу показывает капитан, он должен поднять вверх флажок, после сигнала «время», время останавливается, и участник команды, названный капитаном, дает ответ. Другие участники не имеют право дополнять. Если участник дал правильный ответ, Команда может дать досрочный ответ, но только после того, как полностью прозвучит вопрос, в этом случае капитан должен поднять руку.

    Если ни одна из команд не ответила правильно, то право дать ответ предоставляется игрокам в зале. Игрок, давший правильный ответ, получает жетон, а право крутить «волчек» будет у команды, имеющей наименьшее количество балов.

    Если капитаны нескольких команд подняли флажок одновременно, то ответ на вопрос выслушивает жюри у каждой команды. В случае правильного ответа команда (команды) получает один балл (ы).

    Команды, ответившие верно на вопрос получают 5 баллов; ответившие не верно или не ответившие вовсе - 0 баллов. В блиц опросе за 3 правильных ответа можно получить 15 баллов.

    После розыгрыша каждого вопроса ведущий зачитывает варианты ответов и объявляет верный ответ.

    Ход игры.

    Под мелодию «Что? Где? Когда?» игроки рассаживаются за круглыми столами.

    Ведущий : Добрый день, уважаемые команды знатоков. Мы находимся в телевизионной студии, где сейчас будет проходить интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

    Вопрос общий для всех команд. Команда первой давшая правильный ответ на вопрос, начинают игру.

    Вопрос: У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?

    Ответ: (Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)

    Вопрос: Какая птица является крупным издателем школьных учебников?

    Ответ: (Издательство «Дрофа». Дрофа - крупная птица отряда журавлеобразных.)

    Ведущий: И так, мы начинаем!

    Игра проходит согласно правилам и предложенным темам.

    (Приложения 1-7) Презентация.

    Подведение итога игры.

    Поздравление и награждение участников игры.

    Приложение 1

    Ботаника:

    1.Это растение относится к семейству паслёновых, его цветки имеют белые с фиолетовыми жилками лепестки. Плод – коробочка, открывающаяся на вершине крышечкой, и мелкие семена легко разбрасываются при раскачивании стебля ветром. Растение очень ядовито, произрастает вблизи жилья, на пустырях, у дорог, из него получают лекарственное сырьё. Как оно называется?

    Ответ: белена чёрная.

    2.Это растение во время Великой Отечественной Войны служило заменителем ваты, т.к. обладает гигроскопическими свойствами. А благодаря тому, что в нём содержатся вещества с дезинфицирующим эффектом, и заменителем йода. Назовите это растение

    Ответ: мох сфагнум.

    3. Во время войны за независимость между Англией и США английский шпион, сумевший устроиться поваром у генерала Вашингтона, приготовил ему блюдо с использованием ядовитых, как тогда считалось, плодов. Написав записку об отравлении Вашингтона, он покончил с собой. Эта записка была найдена только через много лет. Каким же овощем пытался отравить Вашингтона британский агент?

    Ответ: помидором.

    4. Один из воинов Александра Македонского писал об этом растении: «… производит мед без помощи пчел…». Назовите это растение.

    Ответ: сахарный тростник.

    5. Многие народы, живущие в России, почитали это дерево, как священное. Вот что поется об этом дереве:

    Первое дело – мир освещать,

    Второе дело – скрип утешать,

    Третье дело – больных исцелять,

    Четвертое дело – чистоту соблюдать.

    Что это за дерево?

    Ответ: Береза. Люди освещали дома березовыми лучинками. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы не скрипели. От болезни почек, печени и легких помогает отвар березовых почек. Полы мыли и парились березовыми вениками.

    Зоология:

    1 .Пауки имеют небольшие размеры, их тело состоит из головогруди и брюшка, в котором располагается относительно маленький пищеварительный тракт. Каким способом паук съедает добычу, намного большую по размерам, чем он сам

    Ответ: внешнее пищеварение.

    2. Это домашнее животное – единственное не упоминающееся в Библии, но А. Дюрер и Ф. Флорис изобразили его у ног Адама и Евы в р аю. А согласно Гиляровскому, охотнорядские купцы в Москве устраивали своеобразное состязание – у кого оно упитаннее.

    Ответ: кот.

    4. На латинском языке название этого насекомого «Сверчок – крот». Чего оно только не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поет. Кто это?

    Ответ: Медведка.

    5. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые.

    Ответ: Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются.

    Лекарственные растения:

    1.В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы.

    О твет: зверобой.

    2.В простонародье это растение называют «бородавником». Что это за растение?

    Ответ: чистотел.

    3.Когда следует собирать лекарственное сырьё?

    Ответ: Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.

    4.Какая ягода заменяет лимон?

    Ответ: клюква.

    5.Препаратами из него лечат туберкулез, ревматизм. Им лечатся лоси. Ядовит. В лесу его ни с чем нельзя спутать даже издалека. О каком растении идет речь? Опишите его лекарственные свойства.

    Ответ: Мухомор

    Легенды, пословицы, поговорки.

      Объясните с научной точки зрения русскую поговорку «На каком амбаре лежит снег, из того и покупай хлеб»

    Ответ: если на амбаре снег лежит долго - в нём сухое зерно, если зерно прелое, в амбаре повышается температура и снег тает..

      С жуками-точильщиками связано суеверие. Некоторые жуки могут издавать резкие ритмичные звуки, постукивая головой о стенки своих ходов в древесине. Суеверные люди принимали эти звуки за тиканье спрятанных «часов смерти». А для чего жуки издают подобные звуки? Ответ: звуковые сигналы помогают самцам и самкам жуков отыскивать друг друга в сложных лабиринтах ходов.

      В переводе с латинского название этого цветка означает «меч». Легенда гласит: в плен к римлянам попали фракийские воины – Севт и Терес, которых приказали превратить в гладиаторов. Обещая свободу победителю, заставили друзей сражаться друг с другом. Но друзья отказались от битвы, кровожадные римляне предали их смерти, и как только тела их коснулись земли, из рукоятей мечей расцвели эти цветы. Назовите их.

    Ответ: гладиолусы

      Во Франции и Германии существовало поверье, что встреча с этим животным, особенно после захода солнца, предвещает несчастье, так как в это время колдуны и ведьмы бегают в их обличье. Известен случай, когда внезапное появление этого животного на дороге побудило римского консула отказаться от начальства над конницей. Старообрядцы не едят мяса этих животных, считая, что они связаны с нечистой силой.

    Ответ: заяц

      Эту рыбу особо почитают в Японии и Китае. Он символизирует силу и храбрость, а также упорство в борьбе, ведь он может плыть против течения. Вот почему в Японии на День мальчиков возле домов, где есть сыновья, принято устанавливать шест с бумажной рыбой (наподобие бумажного змея)

    Ответ:карп.

    Экология и охрана природы:

      Найдите и исправьте биологическую ошибку в тексте: изучение поведения перелётных птиц показывает, что важнейшими причинами отлёта птиц служат осенние похолодания и изменения влажности воздуха.

    Ответ: главным фактором, вызывающим сезонные явления в жизни птиц, является изменение продолжительности светового дня, другой фактор – изменение цвета ландшафта.

      Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

    Ответ: Нельзя повреждать грибницу,так как на разрушенной грибнице не вырастут новые плодовые тела.

      Существование зайца на Земле не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи о том, что в нашем краю на одного зайца по 10 охотников. К сожалению, это соотношение не так уж преувеличено. Как же зайцы умудряются выжить?

    Ответ: Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3 – 4-х в год, и в каждом до восьми детенышей..

      Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?

    Ответ: Это - нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это - бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на нефтяное пятно.

      Последовательная смена во времени одних биоценозов другими на определенном участке земной поверхности, называется…

    Ответ: Сукцессия

    Блиц опрос:

    Вопрос № 1

    А) Дыхание стебля молодого древесного растения осуществляется через устьица. А как дышит стебель, покрытый мощной пробкой? (через чечевички)

    Б) Каким словом одинаково названы жук семейства пластинчатоусых, птица отряда удодов и млекопитающее отряда непарнокопытных? (носорог)

    В) Где произрастают гидрофиты? (в воде)

    Вопрос № 2

    А) Что делает еж зимой? (спит в гнезде).

    Б) Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь).

    В) Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (ни пользу и ни вреда, так как он спит).

    Вопрос № 3

    А) У многих тропических растений можно встретить воздушные корни. Какую роль они выполняют? (дыхание)

    Б) Мелкий дикорастущий кустарник с черными съедобными ягодами? (черника).

    В) Какой ягодой можно вылечиться от простуды, если добавлять ее в чай? (малина).

    Вопрос № 4

    А) Как называется плод гороха? (боб)

    Б) Установлено, что в еловом лесу травянистой растительности меньше, чем в сосновом бору. В чём причина? (недостаток света)

    В) Кто составляет авифауну? (птицы)

    Вопрос № 5

    А) Какое дерево дает по весне сладкий сок? (береза).

    Б) Какая трава самая высокая? (бамбук)

    В) Какие птицы кормятся, пьют, купаются, собирают подстилку для гнезда и даже спят на лету? (стрижи)

    Черный ящик:

      В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждали художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?

    Ответ: лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа благодаря их пряному аромату.

      В черном ящике находится нечто, что приготовлено из растений семейства сложноцветных. Цветки в корзинках двух типов: в центре трубчатые, краевые – язычковые и съедобные их плоды весьма причудливой формы. То, что находится в ящике, применяется для очищения кожи, дезинфекции ран, является противовоспалительным средством.

    Ответ: Настойка календулы. Наиболее распространенное название – ноготки лекарственные.

      В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари.

    Ему приписывали чудодейственное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов меча. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства. Ответьте, что лежит в черном ящике?

    Ответ: луковица.

      В Испании в городе Баллон стараниями мэра города и врача был поставлен памятник многострадальной труженице, страдающей от жирной пищи и алкоголя. Что это за труженица?



    Вверх