Описание и характеристика героев повести Александра Островского «Гроза. 

Драма «Бесприданница» - одно из самых сильных и самых интересных произведений А. Н. Островского. Над этой пьесой драматург работал четыре года. Дело в том, что Островского стали обвинять в оторванности его произведений от жизни даже друзья. И вот появляется пьеса «Бесприданница». В ней автор изображает людей нового времени: богатых купцов, владельцев торговых фирм и пароходных компаний. В этом мире эгоизма, алчности и равнодушия остается один чуткий и любящий человек - Лариса Огудалова, которая гибнет в конце пьесы. Лариса единственная, пожалуй, не стремится обогатиться, не терпит лжи и лицемерия, тяготится своим положением «невесты без приданого» и своим домом: «Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому, и даже из города?» Но она сдерживается. И лишь раз ее чувства прорываются наружу: во время разговора с С. С. Паратовым. Лариса умна, талантлива, искренна, играет на разных инструментах, поет, но «хитрости нет, не в матушку... ни с того ни с сего и скажет что не надо... То есть правду». Лариса ищет в людях откровенности и честности, ищет любви и возвышенных чувств. «В Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», - говорят о ней. Однако Лариса не привыкла жить в бедности, поэтому принимает подарки от Вожеватова, Кнурова, Паратова. Понятно сразу, что «в нищенской обстановке... она или погибнет, или опошлится». Лариса влюбилась в «блистательного барина» Паратова. Она боготворила его, он был ее идеалом, ее кумиром. Паратов умел обворожить, умел произвести впечатление, но не умел любить. «У меня ничего заветного нет. Найду выгоду - все продам», - признается он. Продает и «Ласточку», и честь. И совесть, и любовь. Когда Паратов уезжает из города, не предупредив Ларису, она решает выйти замуж за тихого и скромного Карандышева. Девушка уверена, что во всяком случае ее жених обладает неоспоримым достоинством - любит ее. Но что-то не похоже, чтобы Юлий Капитонович любил Ларису. По-моему, он хотел лишь «повенчаться», «отомстить» Кнурову, Вожеватову за их пренебрежительное отношение к нему. Выходит, и здесь Лариса обманулась! Где теперь искать ей помощи? Конечно, у матери. Но у Хариты Игнатьевны другие планы: ей надо выдать замуж младшую дочь. Тогда Лариса обращается к другу детства - Васе Вожеватову. Но Вожеватов дал честное купеческое слово, и судьбой Ларисы теперь распоряжается Кнуров. Не найдя любви и поддержки ни у матери, ни у друзей, ни у любимого человека, Лариса должна была умереть: «Хорошо умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем». Лариса искала человека душевного, честного, чувствующего, искреннего, любящего. Но никто из героев не попытался ее понять, каждый искал лишь какую-то выгоду для себя. Лариса была чайкой в клетке, которую разбил Карандышев. «Так жить холодно!» - скажет она. И все же признается в последние минуты жизни: «Я вас всех люблю».

Меню статьи:

Пьеса Александра Островского «Гроза» – настоящее наследие для будущих поколений. Несмотря на то, что она была написана почти два века назад, ее сюжет затрагивает насущные проблемы нашего неспокойного времени. Те же проблемы невестки и свекрови, мужа и жены, матери и детей… События произведения происходят на побережье реки под названием Волга, в вымышленном городе Калинове. Там, в этом, на первый взгляд, тихом месте развивается настоящая драма, виной которой – обыкновенные люди. Но чтобы понять, что произошло, нужно познакомиться с героями пьесы и определить ту роль, которую каждый из них играет в произведении.

Местный механик-самоучка Кулигин

Этот герой фигурирует с самого начала пьесы. Он механик-самоучка, который является своеобразным экскурсоводом. По натуре Кулигин – добрый человек, который привык поступать соответственно устоявшимся правилам. Говоря о других и оценивая их нравы, он очень точен в своих суждениях. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о громоотводе, о перпету-мобиле, о честном труде, однако, увы, его заветным желаниям не суждено сбыться.

Ваня Кудряш – возлюбленный Вари

Это второстепенный персонаж, которого автор обрисовал как доброго и искреннего. Несмотря на простую внешность, Ваня является борцом по жизни и всегда доводит начатое до конца. Любое дело в его руках спорится. По характеру Иван не романтик, а практик, с этой точки зрения он смотрит на жизнь.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с А. Островского по действиям и явлениям.

Он – сильный, умный, хорошо сложенный парень, которого любит Варвара Кабанова. Между ними возникает светлое и доброе чувство, хотя чтобы избежать скандалов со стороны матери Варвары, эти отношения приходится тщательно скрывать.

Борис – племянник Дикого

Борис является племянником Савла Прокопьича Дикого, человека властного, жестокого и алчного. Этого героя автор наделил противоречивым характером, с одной стороны описав его молодым, образованным, начитанным, модным, с другой – трусливым и слабохарактерным, который так и не научился отстаивать собственную точку зрения вопреки внешним обстоятельствам. Зная, что его наследство в руках у дяди Савла Дикого, Борис во всем пытается угодить ему, несмотря на упреки и насмешки.

Влюбившись в Катю Кабанову, которая испытывает к этому парню взаимное чувство, молодой человек не дорожит этими отношениями, и в то время, когда возникают малейшие проблемы, не пытается защитить девушку, но сразу идет на попятную, боясь, что их отношения будут преданы огласке.

Таким образом, можно сделать вывод, что Борис – не столько положительный, сколько отрицательный персонаж пьесы Александра Островского «Гроза».

Дикой – представитель «темного царства»

Савл Прокофьевич Дикой – богатый купец, который является самым уважаемым и влиятельным человеком в городе. Тем не менее, он придирчивый, злой, невежественный и жестокий. Этот набор отрицательных качеств сильно перевешивает внешнюю значимость Дикого, фамилия которого тоже говорит сама за себя – все его поведение является диким, неестественным.

Ему не важно что думают другие по поводу того или иного вопроса, Дикой считает единственно правильным собственное мнение. Он ни перед чем не останавливается, нагло отбирая нахрапом то, что нажито непосильным трудом. Со всеми ругаясь, бранясь, этот герой получает удовольствие. Он кричит на своих работников, которые приходят за положенным жалованием, повышает голос на членов семьи, которым больше всего достается от характера Савла Прокофьича. Зная, что судьба племянника в его руках, он злоупотребляет своими полномочиями в отношении Бориса, ведь тот ради получения наследства готов исполнить любые его требования. На равных Дикой может общаться только с Марфой Игнатьевной Кабановой, которая, к удивлению, понимает его натуру. Савл Прокопьич олицетворяет нравы маленького провинциального городка. С помощью этого образа автор хотел показать читателю необходимость перемен во взглядах и поведении общества в то время.

Кабаниха – отрицательный персонаж пьесы

Образ Марфы Игнатьевны Кабановой представлен в пьесе как один из самых отрицательных. Это богатая купчиха, вдова. Деспотичная и своенравная женщина, она держит в страхе весь дом, обижая как своих родных сына и дочь, так и невестку, которая страдает больше всего. «Должен исполнять, что мать говорит» – приказывает она безвольному сыну Тихону, и он подчиняется требованиям деспотичной родительницы. Добиваясь порядка до мелочей, Кабаниха действует насильственными методами, заставляя всех бояться ее. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..” – недоумевает она.


Кроме того, Марфа Игнатьевна – лицемерная и хладнокровная старуха, которая любит читать морали своим детям, при этом не исполняя того, что советует сама. Кабанова привыкла добиваться своего не иначе, как упреками и угрозами, ей неведомы такие чувства как любовь и сострадание. Она ошибочно считает, что дети должны настолько почитать родителей, что их мнение не берется в расчет. Косвенно Кабанова становится главной причиной страшной гибели ее невестки Катерины, но не осознает этого.

Тихон, сын Кабановой

Есть такое выражение «маменькин сынок». Оно как нельзя лучше подходит к Тихону Кабанову, сыну Марфы Игнатьевны.

С детства привыкший жить в полном подчинении строгой матери, он вырос слабовольным и бесхарактерным.

Это проявляется во всей его жизни. Не имеющий собственного мнения, Тихон не может принимать даже самые простые решения, панически боясь осуждения своей строгой матери, которая, сама того не понимая, воспитала в сыне инфантильного неудачника, распускавшего нюни при малейшей опасности – и самое страшное, они жили убеждением, что подобное воспитание единственно правильное.

Предлагаем ознакомиться с в пьесе А. Островского “Гроза”

Только один раз, в конце пьесы, когда произошла трагедия с его супругой Катериной, Тихон воскликнул, упрекая мать: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…» И здесь показано, что даже загнанный в тупик человек способен отстаивать свою позицию. Только жаль, поздно он понял, какой драгоценностью и сокровищем для него была жена.

Варвара – сестра Тихона

Варвара Кабанова – сестра Тихона и дочь Марфы Игнатьевны. Знакомясь с пьесой, читатель может заметить, какой контраст представляют собой брат и сестра. Она, в отличие от безынициативного Тихона, – бойкая и смелая, умеющая принимать решения самостоятельно. Варя сумела, в отличие от брата, приспособиться к характеру чрезмерно требовательной и своенравной матери; научилась врать, лицемерить, изворачиваться, где нужно, игнорировать ее приказы.

Чтобы устранить препятствия для встреч с любимым, Варвара просто поменяла замок. Таким образом, она обезопасила себя от лишних всплесков гнева матери. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

Эта девушка, во-первых, практична, во-вторых, жизнелюбива, в-третьих, умна и проницательна. Кроме того, она единственная в семье, кто поддерживает Катерину и дает ей дельные советы. В произведении установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в образе Варвары.

Катерина – главная героиня пьесы

В пьесе А. Островского «Гроза» образ Катерины является ключевым. Эта девушка переживает сложную судьбу, и, к сожалению, ее жизнь заканчивается трагически. Но чтобы понять характер героини, нужно проследить сюжетную линию автора с самого начала.


Счастливым для Катерины было только детство, когда она, как губка, впитывала в себя то доброе, что прививалось любящими родителями, с большой радостью ходила в церковь.

А затем в жизни девушки грянула гроза. Она вышла замуж. К сожалению, неудачно. За безвольного и бесхарактерного человека, для которого мамины приказы важнее нормальных и здоровых отношений в собственной семье.

Все мечты о счастливой и крепкой семье рухнули, жизнь пошла под откос. Лютая свекровь Марфа Игнатьевна стала действовать с девушкой по своим, уже проверенным методам насилия и бесконечных упреков, которые были неприемлемы для Катерины. Как ни старалась невестка сгладить ситуацию, сложившуюся в ее семье, ничего не получалось. Свекровь продолжала пилить по поводу и без повода, а безвольный муж все также подчинялся маменьке.

Катерина всей душой внутренне противится такому лицемерно-бессмысленному поведению, это противоречит ее светлой и искренней натуре, но девушка не может противостать порядкам, установленным в семье Кабановой. Мужа она не любит, но жалеет, а этого недостаточно для создания крепкой семьи. И тогда Катерина предается чувству любви к другому – племяннику Дикого, Борису. И с тех пор начинаются еще большие проблемы – муки совести, не дающие покоя ни днем, ни ночью, постоянный вопрос в душе: «Не сознаться ли в своей вине?» «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет, – рассказывает сестра мужа Варвара о состоянии Катерины. – Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что мне с ней делать?»

И, наконец, Катерина делает решительный шаг, рассказав свекрови и мужу о своем грехе по отношению к Борису: «Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому… И все десять ночей я гуляла с Борисом Григорьевичем».

После этого разыгрывается настоящая трагедия: упреки и ругань свекрови, которая науськивает сына побить невестку, невыносимая душевная боль и, наконец, роковое решение – броситься в Волгу. Увы, жизнь Катерины оборвалась в молодом возрасте. Некоторые понимают и не осуждают ее за этот поступок, некоторые, напротив, считают, что совершить самоубийство мог лишь слабовольный человек. Но, как бы там ни было, Катерина останется в глазах многих читателей положительной героиней, то есть самой лучшей из всех персонажей пьесы.

Две трагических судьбы, две сломленных души... Две молодых жизни, которые судьба оборвала в самом начале пути... Две героини одного автора - русского драматурга Александра Николаевича Островского - Лариса из «Бесприданницы» и Катерина из «Грозы».

В обеих пьесах основная тема, в сущности, одна - людские нравы. Страшные понятия, которые с легкостью калечат не только души, но и жизни человеческие. Общая их идея - влияние на природу, на истинную сущность человека тех духовных элементов, которыми живут тёмные, отсталые личности и столкновение с этими элементами других, свежих начал жизни...

Чем-то похожи и героини, хотя, по сути, характеры их совершенно различны. Катерина религиозна, но, в общем-то, её религиозность не ритуальна, не обрядова, она эмоциональна и с этической подоплекой. Катерина покорна - Лариса противоречива и своевольна. В любви своей к Борису Катерина принимает предательство с его стороны почти безропотно. Лариса же Паратовым оскорблена, она пытается как-то бороться за свое счастье. Катерина в итоге добровольно расстается с жизнью (это её единственный протест за все действие пьесы), Ларису же убивает Карандышев (и читателю остается лишь догадываться о том, что и она сама впоследствии могла бы свести счеты с жизнью). Катерина ощущает себя частью природы, она едина с ней. Ларисе это несвойственно...

И всё же судьбы обеих героинь говорят нам об одном и том же. Столкновение различных мировосприятий - вот тот вопрос, который исследует Островский. В случае с Катериной это столкновение чувства и супружеского долга (это - внешняя, событийная основа, на деле конфликт глубже). Здесь не только внешние обстоятельства - огромную роль играет и само поведение героини, ведь Катерина могла бы и удержаться от связи с Борисом. Получается, что в какой-то степени она сама себя толкает к гибели. Иное дело - Лариса. Её трагедия - в обстоятельствах, от девушки не зависящих. И в какой-то степени в начале пьесы Катерина - хозяйка ситуации, а Лариса - лишь игрушка в руках судьбы.

На деле же всё выходит иначе. Катерина пытается как-то противостоять событиям, но лишь в начале. А затем она полностью подчиняется более сильному характеру - Кабанихе. Катерина убеждена, что совершила страшный грех. Она чувствует себя виновной, но людская жестокость её удивляет. Философская, бытийная сторона кульминации «Грозы» в том, что окружение Катерины только говорит о боге и богобоязни, она же сама относится к религии прочувствованно. Этот конфликт - противостояние характера среде - характерен для многих пьес Островского.

В пьесе «Бесприданница» ситуация усложнена: введено активное мужское начало (Паратов), которого нет в «Грозе». Лариса одновременно пытается и добиться счастья, и побороть своё влечение к Паратову, но в итоге она осознает себя лишь дорогой и красивой вещью... Возможно, Лариса - натура более сильная и цельная, чем Катерина.

Вероятно, женские образы потому так часто стоят в центре пьес Островского, что он видит в женщине более чистое, более хрупкое создание. Драматург наделил своих героинь тяжёлой судьбой, но читателя и зрителя, это очищает, подталкивая к размышлениям над собой.

Драма «Бесприданница» — одно из самых сильных и самых интересных произведений А. Н. Островского. Над этой пьесой драматург работал четыре года. Дело в том, что Островского стали обвинять в оторванности его произведений от жизни даже друзья. И вот появляется пьеса «Бесприданница». В ней автор изображает людей нового времени: богатых купцов, владельцев торговых фирм и пароходных компаний. В этом мире эгоизма, алчности и равнодушия остается один чуткий и любящий человек — Лариса Огудалова, которая гибнет в конце пьесы.

Лариса единственная, пожалуй, не стремится обогатиться, не терпит лжи и лицемерия, тяготится своим положением «невесты без приданого» и своим домом: «Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому, и даже из города?» Но она сдерживается. И лишь раз ее чувства прорываются наружу: во время разговора с С. С. Паратовым.

Лариса умна, талантлива, искренна, играет на разных инструментах, поет, но «хитрости нет, не в матушку. . . ни с того ни с сего и скажет что не надо. . . То есть правду». Лариса ищет в людях откровенности и честности, ищет любви и возвышенных чувств. «В Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — говорят о ней.

Однако Лариса не привыкла жить в бедности, поэтому принимает подарки от Вожеватова, Кнурова, Паратова. Понятно сразу, что «в нищенской обстановке. . . она или погибнет, или опошлится».

Лариса влюбилась в «блистательного барина» Паратова. Она боготворила его, он был ее идеалом, ее кумиром. Паратов умел обворожить, умел произвести впечатление, но не умел любить. «У меня ничего заветного нет. Найду выгоду — все продам», — признается он. Продает и «Ласточку», и честь. И совесть, и любовь. Когда Паратов уезжает из города, не предупредив Ларису, она решает выйти замуж за тихого и скромного Карандышева. Девушка уверена, что во всяком случае ее жених обладает неоспоримым достоинством — любит ее. Но что-то не похоже, чтобы Юлий Капитонович любил Ларису. По-моему, он хотел лишь «повенчаться», «отомстить» Кнурову, Вожеватову за их пренебрежительное отношение к нему. Выходит, и здесь Лариса обманулась! Где теперь искать ей помощи? Конечно, у матери. Но у Хариты Игнатьевны другие планы: ей надо выдать замуж младшую дочь. Тогда Лариса обращается к другу детства — Васе Вожеватову. Но Вожеватов дал честное купеческое слово, и судьбой Ларисы теперь распоряжается Кнуров.

Не найдя любви и поддержки ни у матери, ни у друзей, ни у любимого человека, Лариса должна была умереть: «Хорошо умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем».

Лариса искала человека душевного, честного, чувствующего, искреннего, любящего. Но никто из героев не попытался ее понять, каждый искал лишь какую-то выгоду для себя. Лариса была чайкой в клетке, которую разбил Карандышев.

«Так жить холодно!» — скажет она. И все же признается в последние минуты жизни: «Я вас всех люблю».

.

Драма «Бесприданница» — одно из самых сильных и самых интересных произведений А. Н. Островского. Над этой пьесой драматург работал четыре года. Дело в том, что Островского стали обвинять в оторванности его произведений от жизни даже друзья. И вот появляется пьеса «Бесприданница». В ней автор изображает людей нового времени: богатых купцов, владельцев торговых фирм и пароходных компаний. В этом мире эгоизма, алчности и равнодушия остается один чуткий и любящий человек — Лариса Огудалова, которая гибнет в конце пьесы.

Лариса единственная, пожалуй, не стремится обогатиться, не терпит лжи и лицемерия, тяготится своим положением «невесты без приданого» и своим домом: «Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому, и даже из города?» Но она сдерживается. И лишь раз ее чувства прорываются наружу: во время разговора с С. С. Паратовым.

Лариса умна, талантлива, искренна, играет на разных инструментах, поет, но «хитрости нет, не в матушку... ни с того ни с сего и скажет что не надо... То есть правду». Лариса ищет в людях откровенности и честности, ищет любви и возвышенных чувств. «В Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — говорят о ней.

Однако Лариса не привыкла жить в бедности, поэтому принимает подарки от Вожеватова, Кнурова, Паратова. Понятно сразу, что «в нищенской обстановке... она или погибнет, или опошлится».

Лариса влюбилась в «блистательного барина» Паратова. Она боготворила его, он был ее идеалом, ее кумиром. Паратов умел обворожить, умел произвести впечатление, но не умел любить. «У меня ничего заветного нет. Найду выгоду — все продам», — признается он. Продает и «Ласточку», и честь. И совесть, и любовь. Когда Паратов уезжает из города, не предупредив Ларису, она решает выйти замуж за тихого и скромного Карандышева. Девушка уверена, что во всяком случае ее жених обладает неоспоримым достоинством — любит ее. Но что-то не похоже, чтобы Юлий Капитонович любил Ларису. По-моему, он хотел лишь «повенчаться», «отомстить» Кнурову, Вожеватову за их пренебрежительное отношение к нему. Выходит, и здесь Лариса обманулась! Где теперь искать ей помощи? Конечно, у матери. Но у Хариты Игнатьевны другие планы: ей надо выдать замуж младшую дочь. Тогда Лариса обращается к другу детства — Васе Вожеватову. Но Вожеватов дал честное купеческое слово, и судьбой Ларисы теперь распоряжается Кнуров. Материал с сайта

Не найдя любви и поддержки ни у матери, ни у друзей, ни у любимого человека, Лариса должна была умереть: «Хорошо умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем».

Лариса искала человека душевного, честного, чувствующего, искреннего, любящего. Но никто из героев не попытался ее понять, каждый искал лишь какую-то выгоду для себя. Лариса была чайкой в клетке, которую разбил Карандышев.

«Так жить холодно!» — скажет она. И все же признается в последние минуты жизни: «Я вас всех люблю».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение моя любимая героиня пьес островского
  • сочинение на тему моя любимая героиня
  • рефераты по литературе бесприданница огудалова
  • почему лариса огудалова мой любимый герой


Вверх