Окна тасс плакаты. «Эти плакаты разили, как снаряды. Подпись В.П. Катаев

«Окна ТАСС» - это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Как и «Окна РОСТА» - художественная серия, созданная Владимиром Маяковским еще во времена Гражданской войны - это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.

Любая война - это не только противостояние армий, оружия и тактических схем. Любая война - это мощнейшая идеологическая битва, преимущество в которой помогает побеждать на полях сражений. Великая Отечественная стала самым ярким, зримым подтверждением этого факта. Одержав победу над врагом в смертельных битвах, мы победили его морально. Победили еще в страшном и гибельном 41-м. Потому что уже тогда апеллировали к самым лучшим, светлым сторонам человеческой души. Наша война была справедливой, жертвенной, отечественной. Мы воевали за свою землю, за свой народ, за поруганную честь своей страны.

В «Окнах ТАСС» - серии плакатов, регулярно выходивших на протяжении всей войны и отражавших в сатирической или патриотической форме наиболее значительные, актуальные события, происходившие на фронте, в тылу или на международной арене, талантливо работал коллектив лучших художников, писателей и поэтов того времени. «Окна ТАСС» - цветные сатирические плакаты, вошедшие в историю Великой Отечественной войны неповторимой героической страницей, как один из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившего немецко-фашистских оккупантов и их генералитет. Эти плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя советского патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

Художникам удавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе с тем выделить самое характерное в облике или поступках фашистского главаря. Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих «героев»: Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других. Здесь, помимо художественного мастерства, необходимо было быть тонким психологом. Борис Ефимов вспоминает: «Я где-то вычитал, что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку «Микки Маус» по имени известного мультипликационного мышонка. Такое уподобление мне понравилось, и я стал изображать «мастера большой лжи» в соответствующем облике». Кукрыниксы изображали Гитлера в лихорадочном движении с указующим перстом, устрашающими жестами, растрепанными волосами.

Первый плакат «Окон ТАСС» был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем плакаты стали выходить еженедельно. В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы.

Основное ядро коллектива составляли те, кто в начале 20-х годов работали с Владимиром Маяковским в «Окнах РОСТА»: художники М. Черемных, Н. Денисовский, Б. Ефимов, В. Лебедев и В. Козлинский. Многие имена художников и поэтов, работавших в «Окнах ТАСС», были широко известны не только в Советском Союзе, но и в мире - трио Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Демьян Бедный, Самуил Маршак, Константин Симонов.

Каждый выпуск «Окон» в действующей армии ждали не меньше, чем поставок боеприпасов и военной техники. Связь с фронтом поддерживалась постоянно. У дверей мастерской на Кузнецком мосту постоянно можно было видеть фронтовые машины, приехавшие за очередным тиражом. Нередко тассовцы сами выезжали в расположение воинских частей и устраивали прямо на передовой импровизированные выставки «Окон ТАСС».

Плакаты «Окон ТАСС» во время войны были действенным идеологическим оружием. Их можно было увидеть на броне танков, на самолетах. Плакаты приводили нацистов в бешенство. Особенно усердствовали в разжигании этого чувства среди оккупантов партизаны. Например, в Харькове партизаны полностью заклеили «Окнами ТАСС» здание местного гестапо. Нет нужды объяснять, что испытывали фашисты, увидев поутру столько едко-сатирических антинацистских плакатов. А в Туле и Витебске плакаты, наклеенные на дома и сильно прихваченные морозом - так, что отодрать их от стен не было никакой возможности, были в ярости расстреляны нацистами. Бессильная злоба немцев к «Окнам ТАСС» была столь ожесточенной, что Геббельс лично угрожал «вздернуть на виселицу всеx, кто работает в «Окнаx ТАСС», сразу же после взятия немецкими войсками Москвы».

Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

Уже в первых плакатах тассовцы стремились воскресить героическое прошлое русского народа, еще раз напомнить о тех тяжелых испытаниях, которые пережил русский народ в борьбе с иноземными захватчиками. Один из плакатов так и назывался - «Русский народ». На нем были изображены картины битв русских воинов с тевтонцами на Чудском озере, с ордами Мамая, с прусскими войсками, войсками Наполеона. Все эти битвы закончились победой русского воинства.

Не раз темой для изображения становились легендарные исторические личности, великие русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кутузов, Суворов. Так же часто в плакатах использовались крылатые строчки Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского. Написанные о других событиях, они приобретали современное звучание.

Не имея никаких полиграфических мощностей, авторский коллектив все же умудрялся ежедневно выпускать новое «Окно». При этом важно отметить: в свет выходил не единичный плакат, а целый тираж в несколько сотен экземпляров (в конце войны доходивший до полутора тысяч), который в труднейших условиях, вручную трафаретили в мастерской на Кузнецком мосту. При этом нередко работали «семейным подрядом» - работы хватало всем. Как только по радио передавали сообщения Софинформбюро, художники тут же набрасывали эскиз, а поэты, нередко опережая художников, писали стихи. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях - не более 4 часов! Так, например, создавались плакаты, посвященные битве на Курской дуге, взятию Сталинграда, Харькова. Часто в плакатах использовались тексты, уже опубликованные в периодической печати. Так, через 18 часов после выхода в свет стихотворения К. Симонова «Убей его!» был создан плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагал по трупам женщин и детей. Стоит ли говорить, что яростные, призывные строки Константина Симонова в сочетании с изображением бесчеловечного облика оккупанта оказывали мощнейшее моральное воздействие на души солдат, сражающихся за Родину!

«Окна ТАСС» печатались в несколько красок с помощью трафаретов и были продолжателями традиций русских народных картинок и сатирических «Окон РОСТА» 20-х гг. прошлого века: лаконичный, меткий рисунок, звонкий контрастный цвет, хлесткий, остроумный текст, легко запоминающаяся рифма. Вот некоторые текстовые подписи на первых плакатах: «Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут», «Каждый удар молота - удар по врагу»!, «Смерть фашистской гадине!», «Мы знали: защитник Москвы не сплошает!»,» Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь - на Волге бить врага поможешь!»…

Особое место в творчестве редакции заняла оборона Москвы. В тяжелейших условиях осажденного города, когда большинство предприятий и учреждений культуры были эвакуированы на восток страны, в том числе и основной костяк редакции «Окон ТАСС», горстка художников-тассовцев во главе с М. Соколовым-Скаля осталась в городе, чтобы своей работой помогать Красной Армии защищать родную столицу. Чтобы убедить всеx москвичей и бойцов на фронте, что редакция работает спокойно даже в грозной ситуации, было решено на марке каждого «окна» писать дату и слово «Москва». Только за два месяца - в октябре и ноябре - было выпущено около 200 плакатов! Это был поистине героический труд. Популярность и значимость «Окон ТАСС» была такой, что уже в 1942 году в Историческом музее на выставке «Разгром немецко-фашистских войск на подступах к Москве» значительную часть экспозиции составили как раз плакаты из мастерской на Кузнецком мосту. Это вызвало огромный интерес жителей города. С 22 марта по 3 мая выставку посетило 10199 человек.

«Окна ТАСС» приобрели широкую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. За границей в начале войны было проведено шесть выставок - в Англии, США, Латинской Америке, Китае, Швеции. В Китае, например, после просмотра выставки в советское консульство явились 12 китайцев и подали заявления о приеме иx добровольцами в ряды Красной Армии. В Xельсинки, где выставка проводилась сразу после того, как Финляндия перестала быть сателлитом Германии, многие посетители оставляли в книге отзывов восторженные записи: «Советский Союз умеет сражаться, но он такой же мастер и рисовать. Гениально! Снимаем шляпы!» Один из американскиx фабрикантов прислал в Москву письмо с просьбой оформить на его имя подписку «Окон ТАСС», мотивируя свою просьбу тем, что xоть он и не разделяет той идеологии, которая проводится в этиx плакатаx, однако вывешенные в цеxаx его предприятия, они существенно способствуют повышению производительности труда рабочиx, что чрезвычайно выгодно. «Некоторые из «Окон», - писала в августе 1942 года «Вечерняя Москва», - целиком перепечатываются за границей и с иностранным текстом выходят как плакаты».

Советское правительство высоко оценило работу коллектива. В 1942 году группе поэтов и художников было присуждено девять Государственных премий. Их получили С. Маршак, Кукрыниксы, П. Соколов-Скаля, Г. Савицкий, Н. Радлов, П. Шумихин, М. Черемных. Всего за время войны было выпущено 1250 плакатов, явившихся поистине поэтической и художественной летописью Великой Отечественной войны. Нет сомнения в том, что «Окна ТАСС» навсегда останутся одной из ярких страниц в истории культуры нашей страны. А высокая гражданская позиция лучших представителей отечественной культуры, которые своим самоотверженным трудом в художественных мастерских на Кузнецком мосту приближали победу, без сомнения, является образцом служения Родине и своему народу.

Как «Окна ТАСС» приближали Победу

Большую роль в годы Великой Отечественной войны сыграло Телеграфное агентство Советского Союза и его «Окна ТАСС». Продолжатели традиций «Окон РОСТа», они выходили даже в блокадном Ленинграде, и были настолько злободневны и популярны, что Гитлер объявил художников «Окон» своими личными врагами.

Агитационные политические плакаты «Окна ТАСС» и были задуманы как один из видов идеологического оружия. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в Германии. Патриотические плакаты и тексты «Окон ТАСС» призывали к победе, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом.

В этой же серии создавались рисунки, в которых авторы, прибегая к жесткой сатире, высмеивали врага. «Окна ТАСС» обладали необычайным воздействием на зрителя. Как говорили современники, «эти плакаты разили, как снаряды».

Плакаты «Окна ТАСС» выпускались в Москве, Ленинграде и других городах СССР - Ташкенте, Баку, Ашхабаде, Саратове, Мурманске, Свердловске, Хабаровске… Они размещались обычно в общественных местах в центре городов. Так, в Ленинграде плакаты расклеивались на Невском проспекте у Елисеевского магазина. С лета 1943 года выходили фронтовые "Окна ТАСС", печатавшиеся на листах меньшего формата - их забрасывали в партизанский край.

«Окна ТАСС» создавали лучшие художники: Михаил Черемных, Борис Ефимов, Кукрыниксы. И известные литераторы: Самуил Маршак, Демьян Бедный, Ольга Берггольц, Василий Лебедев-Кумач.

Первый плакат «Окон ТАСС» был вывешен уже 27 июня 1941-го. После этого работа не прекращалась ни на минуту. Агитационные плакаты выпускались в мастерских на Кузнецком мосту. На плакат размером полтора метра на метр уходило полчаса. Утром приходило сообщение ТАСС, художники делали наброски, резчик по линолеуму - трафарет, и через 30 минут десятки плакатов были готовы. Художники работали в три смены. С 1941 по 1945 год в том кабинете, где делались «Окна», свет вообще не гасился. «Окна ТАСС» переводились на пленку, из них делали диафильмы, которые крутили повсеместно - в тылу и на фронте. В архивах агентства сегодня хранятся даже карманные «Окна ТАСС». Они были изготовлены в ответ на письмо партизана, который жаловался, как трудно им переносить большие и тяжелые плакаты.
Потом их распространяли даже в деревнях, где не было ни телеграфа, ни телефона, ни радио. Рисунок, понятный каждому, был очень действенным оружием. Немецкое командование запаниковало, когда на оккупированной территории однажды утром здание гестапо оказалось оклеено плакатами ТАСС.

Наиболее удачные «Окна ТАСС» выходили в виде листовок на немецком языке и разбрасывались над немецкими окопами.

Высокий художественный, информационный и пропагандистский уровень плакатов признавали многие. В 1944 году один американский предприниматель даже просил подписать его на «Окна ТАСС». Цитата из его письма в Москву: «Я не согласен с вашей идеологией, но “Окна ТАСС” настолько хороши, что когда я вывешиваю их у себя в цехах, производительность труда повышается».

Всего за годы войны было создано свыше 1500 «Окон ТАСС»; их тираж доходил до 1000 экземпляров.

По материалам СМИ

Под этим окном не поют серенады,

На этом окне резеда не цвела.

За этим окном разрывались снаряды,

И армия наша на подвиги шла.

  • - так напишет об одной из самых ярких страниц истории плакатного искусства Великой Отечественной С.Я. Маршак.
  • 24 июня 1941 года в Союзе Художников было созвано первое организационное собрание, на котором был избран коллектив, ставший в дальнейшем коллективом "Окон ТАСС".
  • 27 июля 1941 года в 4 часа дня в Москве на Кузнечном мосту были вывешены первые "Окна ТАСС".

Плакаты "Окон ТАСС" вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Плакаты делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске "Окон ТАСС", приезжавшие с фронтов за плакатами красноармейцы и партизаны рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: "Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах ТАСС", будут висеть на фонарных столбах".

В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие "Окна ТАСС" доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на передовой.

"Окно ТАСС" представляло собой лист оберточной бумаги с наклеенными на него рисунками и текстом, выполненными по трафарету в 3-5 красок. Тираж "Окон" иногда достигал тысячи экземпляров, но бывали и небольшие выпуски. Плакаты наклеивались в витрины магазинов, но часто, за неимением более подходящего места, клеились на стены и заборы, как печатные плакаты.

Художники "Окон ТАСС" добивались лаконичного, меткого рисунка и контрастного цвета, литераторы сочиняли остроумный текст и легко запоминающуюся рифму. Вот некоторые текстовые подписи на первых плакатах: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут", "Каждый удар молота - удар по врагу!",

"Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь - на Волге бить врага поможешь!"

Работа редакции "Окон" была напряженной. Два раза в день, а в экстренных случаях чаще, из ТАСС поступали сводки Информбюро. Художественный руководитель и литературный редактор отбирали наиболее важные сообщения и решали, как будет подан этот материал в "Окнах". Затем избранная тема передавалась художнику и писателю. Обычным сроком изготовления окон были одни сутки. Для отсылки на фронт плакаты размножали литографским способом в виде листовок небольшого формата - тиражи достигали 20 тысяч экземпляров.

От обычных плакатов "Окна ТАСС" отличались большой гибкостью и многообразием, они были тесно связаны с каждодневным ходом событий. Основным качеством изображений "Окон ТАСС" являлась подчеркнутая наглядность, художник имел возможность проявлять здесь свое творчество. "Окна ТАСС" художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их объединяет общая политическая направленность и нравственная основа.

В создании плакатов участвовали многие талантливые художники: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Кукрыниксы - всего 125 художников-профессионалов высокого класса. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе В. Лебедев-Кумач, С. Михалков, К. Симонов, и другие.

Метко решено художниками "Окно" № 640 - "Превращение фрицев" - непобедимые шеренги нацистский армий устремляются на восток, но с каждым шагом для них все ближе смерть. Используя выразительную и точную метафору, художники показали грядущую смерть фашистских завоевателей.

Большое число "Окон" создал П. Соколов-Скаля. К лучшим его произведениям относится "Окно" № 444 "России двинулись сыны!" - на фоне памятника А.С. Пушкину в Москве идут строем советские пехотинцы на фронт.

На совещании художников и руководства мастерской "Окон ТАСС" 19 декабря 1942 г. М.И. Калинин пророчески отметил: "Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо "Окон ТАСС", как не пройдут мимо "Окон РОСТА". И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу".

За 1418 военных дней и ночей было выпущено работниками редакции-мастерской "Окна ТАСС" 1289 названий плакатов тиражом 842 550 экземпляров, вырезано 246 375 трафаретов, изготовлено 3 320 000 оттисков текстов, 1 500 100 литографических плакатов. Они стали своеобразной живописной газетой, отражавшей жизнь народа во всем многообразии в Великой Отечественной войне.



Вверх