Оболт оболдуев в чем счастье. Характеристика Оболт-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо. Несколько интересных сочинений

Было бы неверно говорить, что каждая встреча делает героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо» мудрее. Так, встречая «барина кругленького» - помещика Оболта-Оболдуева , крестьяне ведут прежнюю речь:

Скажи ж ты нам по-божески,
Сладка ли жизнь помещичья?
Ты как - вольготно, счастливо,
Помещичек живешь?

Поведение и реакция странников на рассказ помещика свидетельствует о том, как трудно протекает процесс действительного освобождения - уже нравственного - русских крестьян: их робость перед помещиком, нежелание сидеть в его присутствии - все эти детали складываются в характеристику «деревенских русских людей», привыкших к тому, что они люди «низкого рода».

В сущности, вся глава представляет собой «мерочку господскую» - здесь в основном представлено мнение помещика о помещичьем сословии и о крестьянах. И в то же время мужики - не безмолвные свидетели рассказа: не осмеливаясь возражать помещику, они вольны в своих мыслях. И эти мысли позволяют сопоставить «мерочку господскую» с «мерочкой крестьянской», увидеть оборотную сторону нарисованной Оболт-Оболдуевым идиллической жизни помещиков и крестьян при крепостном праве и одновременно постичь душу крестьянскую.

Глава обнаруживает пропасть, сложившуюся за годы рабства: помещик и крестьяне говорят на разных языках, одно и то же событие ими воспринимается по-разному. То, что помещик считает «хорошим» для крестьянина, странникам не кажется «счастьем». У крестьян и помещика разное понимание и «почета», что и открывает разговор о родословной. Автор не случайно начинает разговор о «счастье» помещика с истории его рода. История предков Оболта-Оболдуева обнаруживает, при всем сатирическом заострении, реальные черты жизни России: вершители судеб крестьянских получали дворянство за умение потешить русского государя. «Почет» для помещика - древность рода, а не его подлинные заслуги перед государством, перед народом.

Слушая идиллический рассказ помещика о прошлом «благоденствии», крестьяне по-своему воспринимают это «благоденствие», особенно когда рассказ касается «вотчины». Они не спорят с помещиком, не возражают ему. Но переданные автором мысли мужиков обнаруживают подлинный смысл «идиллии», за которой стоят все те же унижения крестьян и насилие над их душами. Так, когда помещик рисует картину «духовного родства» помещиков и крестьян, вместе молившихся в господском доме во время «каждого почитаемого двунадесятого праздника», крестьяне, соглашаясь вслух, про себя недоумевают:

«Колом сбивал их, что ли, ты
Молиться в барский дом?..»

Что же составляло «счастье» помещика в еще недавней жизни? Первое, чем так гордится помещик, что называет он «почетом», - покорность крестьян и даже самой природы:

Пойдешь ли деревенькою -
Крестьяне в ноги валятся,
Пойдешь лесными дачами -
Столетними деревьями
Преклонятся леса!

Его рассказ действительно убеждает: «жил он, как у Христа за пазухой»: праздники, охота, вольная и праздная жизнь составляли «счастливую» жизнь помещиков. Но «счастлив» был и народ, уверяет помещик. «Счастье» его, как полагает Оболт-Оболдуев, заключалось - в ласке помещика, в угождении помещику. Вспоминая о недавнем еще прошлом, когда он был безраздельным хозяином вотчины («Ни в ком противоречия, / Кого хочу - помилую, / Кого хочу - казню. / Закон - мое желание! / Кулак - моя полиция! <...>»), он искренне убежден, что прежде он «хорошо жил» со своею «вотчиной».

Но «господская мерочка» не совпадает с крестьянской. Соглашаясь с тем, что «житье» помещика и впрямь было завидное, крестьяне-странники весьма скептически выслушивают его рассказы о «счастье» вотчины. Не случайно на вопрос Оболт-Оболдуева: «Так вот как, благодетели, / Я жил с моею вотчиной, / Не правда ль, хорошо?..», крестьяне в своем ответе «хорошей» признают только жизнь помещика: «Да было вам, помещикам, / Житье куда завидное, / Не надо умирать!»

Однако нынешние несчастья помещика не кажутся странникам ни надуманными, ни смешными. За жалобами помещика действительно встает очень важная проблема российской жизни. Целые поколения русского дворянства, жившие за счет чужого, дарового труда, оказались абсолютно не способными к иной жизни. Оставшись хозяевами земли, но лишившись даровых рабочих, они и принадлежащую им землю воспринимают не как мать-кормилицу, а как «мачеху». Труд несовместим для них с «чувствами деликатными» и «гордостью». Перефразируя Некрасова, можно сказать, что «привычка и над помещиком сильна», - привычка к праздной жизни. И потому упреки устроителям реформы, звучащие из уст помещика, не столько смешны, сколько исполнены драматизма, - за ними определенное отношение к жизни, которое формировалось в течение столетий:

А если и действительно
Свой долг мы ложно поняли,
И наше назначение
Не в том, чтоб имя древнее,
Достоинство дворянское
Поддерживать охотою,
Пирами, всякой роскошью
И жить своим трудом,
Так надо было ранее
Сказать... Чему учился я?

Не случайно в центре главы - символическая картина колокольного похоронного звона. Похоронный звон по умершему крестьянину помещик воспринимает как прощание с помещичьей жизнью: «Звонят не по крестьянину! / По жизни по помещичьей / Звонят!.. Ой, жизнь широкая! / Прости - прощай навек! / Прощай и Русь помещичья!» И, что важно, эту драму помещика признают и крестьяне: их мыслями о всеобщем неблагополучии и завершается глава:

Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» писалась Некрасовым в послереформенную эпоху, когда стала ясна помещичья сущность реформы, обрекшей крестьян на разор и новую кабалу. Основная, ключевая идея поэмы – идея неизбежности крушения несправедливого и жестокого самодержавно-крепостнического строя. Поэма должна была привести читателя к выводу о том, что счастье народа возможно лишь без Оболт-Оболдуевых и Утятиных, тогда, когда народ станет подлинным хозяином своей жизни. Некрасов определил словами крестьян основное содержание реформы:
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим – по мужику!..
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов показал два мира - мир господ, помещиков и мир крестьянства. В основу характеристики помещиков писатель кладет точку зрения мужика.
Один из них – Оболт-Оболдуев. Уже имя помещика является своеобразной характеристикой. По словарю Даля, обалдуй значило: «невежа, неотесанный болван». В Оболте-Оболдуев е воплощены типичные черты крепостников. Герою 60 лет. Он пышет здоровьем, у него «ухватки молодецкие», его отличает страстная любовь к земным радостям, к ее утехам. Он неплохой семьянин, не самодур. Его же отрицательные черты («кулак – моя полиция», «кого хочу – того казню») Некрасов изображает как классовые черты помещиков-крепостников. Всё, чем хвалится помещик, обесценивается, приобретает другое значение. Насмешливое, враждебное отношение, возникшее между мужиками и помещиком, – признак классовой розни. При встрече с мужиками помещик хватается за пистолетик. Оболт-Оболдуев ссылается на свое честное дворянское слово, а мужики заявляют: «Нет, ты нам не дворянское, дворянское с побранкою, с толчком да с зуботычиной, то непригодно нам!». Оболт-Оболдуев с насмешкой относится к освобождению крестьян, а мужики разговаривают с ним в независимом тоне. Два мира интересов, два непримиримых лагеря находятся в состоянии не утихающей борьбы и «выверяют» свои силы. Дворянин еще упивается «родословным деревом», гордится отцом, выросшим в близкой к царской фамилии семье. А мужики понятию «родословное дерево» противопоставляют будничное, юмористическое: «Видели древо всякое». Писатель строит диалог мужиков с помещиками так, чтобы для читателя стало предельно ясным народное отношение к дворянству. Мужики в результате разговора поняли главное: что значит «кость белая, кость черная» и почем «им разный и почет». Словам барина: «Любил меня мужик» - они противопоставляют рассказы крепостных «про трудные их промыслы, прочужедальны стороны, про Петербург, про Астрахань, про Киев, про Казань», куда «благодетель» посылал крестьян на заработки и откуда «поверх барщины, холста, яиц и живности, всего, что на помещика сбиралось искони гостинцы добровольные крестьяне нам несли!». Торжественный рассказ помещика о «хорошей» жизни обрывается неожиданно страшной картиной. В Кузьминском хоронили жертву пьяного разгула – мужика. Странники не осудили, а пожелали: «Покой крестьянину и царствие небесное». Оболт-Оболдуев похоронный звон принял иначе: «Звонят не по крестьянину! По жизни по помещичьей звонят!» Он живет в трагическое для своего класса время. Нет у него духовного, социального родства с кормильцем. Порвалась цепь великая, и «… мужик сидит – не двинется, не гордость благородную – желчь чувствуешь в груди. В лесу не рог охотничий, звучит – топор разбойничий».
В главе «последыш» ценителями событий продолжают оставаться крестьяне. Странники на Волге увидели необычную картину: «вольный» народ согласился играть «комедь» с князем, поверившим, что крепостное право возвращено. Именно розыгрыш помогает поэту обнаружить несостоятельность старых отношений, смехом покарать прошлое, которое еще живет и надеется, несмотря на внутреннее банкротство, быть восстановленным. Выморочность Последыша особенно выразительно выступает на фоне здорового вахлацкого мира. В характеристике князя Утятина вопрос о дальнейшем упадке помещичьего класса приобретает особый смысл. Некрасов подчеркивает физическую дряблость и моральное оскудение помещика. «Последыш не только немощный старик, он дегенеративный тип». Писатель доводит его изображение до гротеска. Выживший из ума старик тешится забавами, живет в мире представлений «нетронутого» феодализма. Члены семьи создают для него искусственное крепостное право, и он куражится над рабами. Анекдотические его приказы (о женитьбе старухи-вдовы на шестилетнем мальчугане, о наказании владельца «непочтительной» собаки, залаявшей на барина) при всей кажущейся исключительности создают реальное представление о том, что самодурство безгранично в своей нелепости и может существовать только в условиях крепостного права.
Образ Последыша становится символом смерти, символом крайних форм выражения крепостного права.
Народ ненавидит его и ему подобных. Презирая, крестьяне смекнули: а может, выгоднее дотерпеть, «помалкивать до смерти старика». Сыновья Утятина, боясь лишиться наследства, уговаривают крестьян разыгрывать глупую и унизительную комедию, сделав вид, что крепостнические порядки живы.Величайшее наслаждение доставляют Утятину вопли крестьян, подвергаемых за малейшую «провинность» мучительным истязаниям. Беспощадно разоблачает Некрасов все бесчеловечие и нравственного безобразие этого «последыша» крепостнических времен. Крестьянская ненависть к помещику, к барину отразилась и в тех пословицах, которыми крестьяне характеризуют барина-помещика. Староста Влас говорит:
Хвали траву в стогу,


А барина в гробу!
Сложнее и в то же время как-то проще, чем Оболт-Оболдуев и князь Утятин, выступили перед мужиками Шалашниковы – отец и сын, а также их управляющий, немец Фогель. О них рассказывает Матрена Тимофеевна со слов богатыря святорусского Савелия. Перед нами действует нами Фогель. Если Шалашников, по словам Савелия, побоями выколачивал из мужиков оброк, то немец Фогель «пока не пустит по миру, не отойдя, сосет!» Некрасов углубляет характеристику дворянства и форм рабства Шалашниковы – русские крепостники. Сын может отдавать приказания: «подпаска малолетнего» Федора простить, а Матрену Тимофеевну «примерно наказать». Но вот крепостное право в руках немца – это нестерпимая вещь. Немец, «не торопясь, пилил», пилил ежедневно, не уставая и не давая голодным мужикам передохнуть от непосильного труда. В третьей части поэмы – «Крестьянка» Некрасов противопоставил торжествующему деспотизму помещиков богатырство народа, познакомил нас с рядом представителей из крестьян, указал на слабости, являющиеся причиной того, что победа еще не наступила. Крупным планом изображаются два новых представителя народа – Матрена Корчагина и дед Савелий. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов решительно выступает за сознательную и активную борьбу с помещичьим произволом, за возмездие угнетателям. В этом сказался новый, демократический гуманизм поэта, который отрицал возможность «примирения» и требовал отмщения за преступления господствующих классов.

В поисках народного счастья





Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены,
Пред ним широкий путь.



Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

А вот Гриша Добросклонов - совсем иное дело. Это образ, с которым также связано представление Некрасова о совершенном человеке. Но здесь к этому присоединяется и мечта поэта о совершенной жизни. В то же время идеал поэта получает современные бытовые черты. Добросклонов исключительно молод. Правда, и ему, разночинцу по происхождению, сыну "батрачки безответной" пришлось пережить голодное детство и нелегкую юность в пору учебы в семинарии. Но сейчас это уже позади.

Что будет жить для счастия

...Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.






В поисках народного счастья

Высокие представления Некрасова о совершенной жизни и совершенном человеке заставили его написать великую поэму "Кому на Руси жить хорошо". Над этим произведением Некрасов работал многие годы. Поэт отдал этой поэме часть своей души, вложив в нее свои думы о русской жизни и ее проблемах.
Путешествие семерых странников в поэме - это поиск прекрасного человека, живущего счастливо. По крайней Мере, это попытка найти такового на своей многострадальной земле. Мне кажется, трудно понять некрасовскую поэму без уяснения некрасовского идеала, который в чем-то сближается с идеалом мужицким, хотя он намного шире и глубже.
Частица некрасовского идеала проглядывает уже в семерых странниках. Конечно, во многом они темные еще люди, лишенные верных представлений о жизни "верхов" и "низов" общества. Поэтому кому-то из них кажется, что счастливым должен быть чиновник, другим - поп, "купчина толстопузый", помещик, царь. И долго они будут упрямо придерживаться этих взглядов, отстаивая их, пока жизнь не внесет ясность. Но какие это милые, добрые мужики, какие простодушие и юмор светятся на их лицах! Это люди чудаковатые, а точнее - с чудинкой. Позже Влас скажет им так: "Чудим и мы достаточно, а вы и нас чудней!"
Странники надеются найти на своей земле райский уголок - Непоротую губернию, Непотрошенную волость, Избытково село. Наивное, конечно, желание. Но на то они и люди с чудинкой, чтобы хотеть, идти и искать. К тому же они правдоискатели, одни из первых в русской литературе. Им очень важно докопаться до смысла жизни, до сути того, что такое счастье. Некрасов очень ценит это качество у своих крестьян. Семеро мужиков - отчаянные спорщики, они часто "кричат - не образумятся". Но ведь именно споре и толкает их вперед по дороге необъятной России. "Им дело до всего" - все, что видят они, мотают на ус, примечают.
Нежно и любовно относятся странники к окружающей их природе. Они чутки и внимательны к травам, кустам, деревьям, цветам, они умеют понимать животных и птиц и разговаривать с ними. Обращаясь к птичке, Пахом говорит: "Отдай свои нам крылышки. Все царство облетим". Каждый из странников имеет свой характер, свой взгляд на вещи," свое лицо, и в то же время вместе они представляют собой нечто спаянное, единое, неразлучное. Даже говорят они часто хором. Образ этот прекрасен, недаром объединяет мужичков священная цифра семь.
Некрасов в своей поэме рисует настоящее море народной жизни. Тут и нищие, и солдаты, и ремесленники, и ямщики; тут и мужик с ободьями, и крестьянин, опрокинувший воз, и хмельная баба, и охотник на медведей; здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька, Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева и многие другие. Не закрывая глаза на тяготы народной жизни, Некрасов показывает бедность и нищету крестьян, рекрутчину, изнурительный труд, бесправие и эксплуатацию. Поэт не утаивает темноты крестьян, их пьяного загула.
Но мы ясно видим, что и в рабстве народ сумел спасти свою живую душу, свое золотое сердце. Автор поэмы передает трудолюбие, отзывчивость к чужому страданию, душевное благородство, доброту, чувство собственного достоинства, удаль и веселость, нравственную чистоту, свойственные крестьянину. Некрасов утверждает, что "почва добрая - душа народа русского". Трудно забыть, как вдова Ефросинья во время холеры самоотверженно ухаживает за больными/как "работой, хлебушкой" крестьяне помогают Вавиле и инвалиду-солдату. Разными способами раскрывает автор "золото сердца народного", как сказано в песне "Русь".
Тяга к прекрасному является одним из проявлений душевного богатства русского народа. Глубокий смысл имеет эпизод, когда во время пожара Яким Нагой спасает не деньги, с таким трудом собранные, а картинки, так ему полюбившиеся. Вспоминается и крестьянский певец, обладавший очень красивым голосом, которым он "пленял сердца народные". Вот почему Некрасов так часто, говоря о крестьянах, использует существительные с ласкательными суффиксами: старинушка, солдатики, ребятушки, поляночка, дороженька. Он убежден, что ни тягостной "работою",
Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены,
Пред ним широкий путь.
Сердечный гнев, который порой у крестьян проявляется в действии, в их решительной борьбе против притеснителей имеет особое значение для Некрасова. Он показывает людей, полных жаждой социальной справедливости. Таковы Ермил Гирин, Влас, Агап Петров, крестьяне, ненавидящие Последыша, участвующие в бунте в Столбняках, Кропильников, Кудеяр.
Среди этих персонажей важное место занимает Савелий. Поэт наделяет его чертами богатыря. Они сказываются уже во внешности старика Корчагина: со своей "большущей сивой гривою.., с большущей бородой, дед на медведя смахивал”. Стоило ему подтянуться в светелке, как он пробьет в ней дыру. Могучая удаль этого крестьянина сказывается и в том, что в одиночку хаживал он на медведя. Но главное - он презирает рабскую покорность и мужественно стоит за народные интересы. Любопытно, что сам он отмечает богатырские черты в мужике: "Спина... леса дремучие прошли по ней - сломилися... Все терпит богатырь!" Но порой и не терпит. От молчаливого терпения Савелий и его друзья корежинцы переходят к пассивному, а затем и к открытому, активному протесту. Об этом свидетельствует история с немцем-издевателем Фогелем. История жестокая, но финал ее вызван тем народным гневом, который у мужиков накопился. Итогом стала двадцатилетняя каторга и плети, "лет двадцать поселения". Но и эти мытарства выдерживает и преодолевает Савелий.
Некрасов славит могучие силы, таящиеся в народе, и ту душевную красоту, которую сохранил этот столетний дед. Он может умиляться при виде белочки в лесу, любоваться "каждым цветиком", нежно и трогательно относиться к внученьке - Матрене Тимофеевне. Что-то былинное есть в этом некрасовском герое, недаром называют его, как Святогора, "богатырем святорусским". Я бы поставил эпиграфом к отдельной теме Савелия его слова: "Клейменный, да не раб!"
К словам деда, к его жизнеописанию прислушивается его внучка Матрена Тимофеевна. Мне кажется, что в ее образе Некрасов также воплотил какую-то грань своего эстетического идеала. Здесь запечатлена духовная красота народного характера. Матрена Корчагина заключает в себе лучшие, героические черты, присущие русской женщине, которые пронесла она через страдания, лишения и испытания. Некрасов придал этому образу такое большое значение, так укрупнил его, что ему понадобилось посвятить ему целую третью часть поэмы. Мне кажется, что Матрена Тимофеевна вобрала в себя все лучшее, что порознь было намечено и в "Тройке", и в "Орине" - матери солдатской", и в Дарье из поэмы "Мороз, Красный нос". Та же впечатляющая красота, то же горе, та же несломленность. Трудно забыть внешний облик героини:
Матрена Тимофеевна - Осанистая женщина,
Широкая и плотная, Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Остается в памяти исповедь ее женской души перед странниками, в которой поведала она и о том, как предназначена была для счастья, и о своих счастливых минутах жизни ("Мне счастье в девках выпало"), и о тяжелой женской доле. Повествуя о неустанном труде Корчагиной (пастушество с шести лет, работы в поле, за прялкой, хлопоты по дому, рабский труд в замужестве, воспитание детей), Некрасов раскрывает еще одну, важную сторону своего эстетического идеала: как и дед ее Савелий, Матрена Тимофеевна пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность.
“Сердце гневное ношу...” - подытоживает героиня свой долгий, выстраданный рассказ о горестной жизни. От ее образа веет какой-то величавостью и богатырской мощью. Недаром она из рода Корчагиных. Но и ее, как и многих других людей, встретившихся странникам в их блужданиях и поисках, нельзя назвать счастливою.
А вот Гриша Добросклонов - совсем иное дело. Это образ, с которым также связано представление Некрасова о совершенном человеке. Но здесь к этому присоединяется и мечта поэта о совершенной жизни. В то же время идеал поэта получает современные бытовые черты. Добросклонов исключительно молод. Правда, и ему, разночинцу по происхождению, сыну "батрачки безответной" пришлось пережить голодное детство и нелегкую юность в пору учебы в семинарии. Но сейчас это уже позади.
Жизнь Гриши связала его с трудом, бытом, нуждами своих земляков, крестьян, родной вахлачиной. Мужики помогают ему в пропитании, а он выручает крестьян своим трудом. Гриша косит, жнет, сеет вместе с мужиками, бродит в лесу с их ребятишками, радуется крестьянским песням, всматривается в труд артельщиков и бурлаков на Волге:
...лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного Родного уголка.
Бывая там, "где трудно дышать, где горе слышится", герой Некрасова становится выразителем чаяний простых людей. Вахлачина, "благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца"". И для него доля народа, его счастье становятся выражением собственного счастья.
Своими чертами Добросклонов напоминает Добролюбова: происхождение, пепекличка фамилий, семинарское образование, общая болезнь - чахотка, склонность к поэтическому творчеству. Можно даже считать, что образ Добросклонова развивает тот идеал, который нарисован Некрасовым в стихотворении "Памяти Добролюбова", немного “спуская его на землю” и чуть "утепляя" его. Как и Добролюбову. Грише судьба готовила
...Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Пока же Гриша бродит в полях, лугах приволжского края, вбирая в себя открывающиеся передним природный и крестьянский миры. Он словно слит с "высокими курчавыми березками", такой же юный, такой же светлый. Не случайно он пишет стихи и песни. Эта особенность его делает образ Гриши особенно привлекательным. "Веселой", "Доля народа", "В.минуту унынья, о родина-мать", "Бурлак", "Русь", - в этих песнях нетрудно услышать основные темы: народа и страдающей, но поднимающейся к свободе Отчизны. Кроме того, он слышит песню ангела милосердия "средь мира дальнего" и идет - согласно ее призыву - к "униженным и обиженным". В этом он видит свое счастье и ощущает себя гармоническим человеком, живущим истинной жизнью. Он один из тех сыновей Руси, которых она выслала "на честные пути", так как они отмечены "печатью дара Божьего".
Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.
Рать подымается Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Мысль эта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси. Григорий Добросклонов - будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.
Выть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного.
Некрасов предлагает свое решение вопроса о том, как соединить крестьянство и интеллигенцию русскую. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести русское крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к "пиру на весь мир".


Одним из ярких героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо» является помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Оболт-Оболдуев появляется внезапно. Это помещик, которого встречают на своем пути главные герои произведения. Образ персонажа не совсем однозначен, обратим на него более пристальное внимание.

Во-первых, сама фамилия героя – Оболт-Оболдуев говорит читателю о многом. Само слово «оболдуй» представляется нам как характеристика глупого, невежественного человека. Оболт-Оболдуев, задавая себе вопрос о том, чему он учился, показывает нам правильность своей фамилии. Стоит сказать, фамилия взята Некрасовым не из воздуха, автор взял ее из библиотеки Владимирской губернии.

Некрасов описывает нам Оболт-Оболдуева как кругленького румяного человека. Он не похож на злобного человека, он любит пошутить и посмеяться. Усмешку вызывает его гордость своим происхождением, по его мнению, его предком был некий татарин Оболдуев. С крестьянами Оболт-Оболдуев ведет себя по-отечески, ласково.

Герой с тягостью вспоминает былые времена, когда он сидел с крестьянами за одним праздничным столом, для них он был, что называется, свой в доску. Вел беседы с мужиками, вернувшимися с заработков, и с детским любопытством ожидал подарков: сладостей, вина и рыбы. Отдельное удивление в герое вызывает его некая поэтичность. Он умеет с настоящим мастерством добротного рассказчика ведает героям о славных старых временах, когда слово «помещик» звучало гордо, когда эти же помещики были единоличными хозяевами своей земли.

Оболт-Оболдуев восхищается красотами природы, русской земли. Во время рассказа этого персонажа, перед глазами зрителя проносятся безграничные пшеничные поля, шумные леса, реки, бездонные озера, богатые помещичьи избы, быт крестьян и, само собой, псовая охота, которая, по словам Оболта-Оболдуева, является исконно русской, даже рыцарской, потехой. Читатель понимает всю горечь персонажа. Оболт-Оболдуев понимает, что былых времен уже не вернуть, все, что в его жизни было хорошего, осталось далеко позади. Но не только об этом сожалеет наш герой, не только о своей некогда былой власти, он также горюет об ушедшей, некогда великой, настоящей Руси, чьим сыном он является.

Вариант 2

В поэме действие разворачивается вокруг семерых мужиков, случайно встретившихся на столбовой дороге. В ходе беседы разгораются прения на тему: «кому лучше всех живется после принятия реформы об отмене крепостного права в России».

Увлеченные спором работяги, прошли около тридцати километров, после трапезы они зареклись, во что бы то ни стало, доказать каждый свое и продолжили путь дабы встретить и самим увидеть каждого представителя господствующего класса, а именно: царя, министра государева, попа, помещика, вельможного барина повстречавшихся им на пути. Так как говорим об определенном герое поэмы, то упустим из виду остальных персонажей и приступим к повествованию самого Оболта-Оболдуева.

На пути им повстречался помещик из соседней деревни под именем Оболт. Завязалась беседа и на актуальный вопрос барин начал проникновенный и чувственный рассказ о своей былой жизни с крестьянами. Николай Алексеевич Некрасов вполне обоснованно назвал нашего героя Оболт –Оболдуев. Как вы уже сразу поняли, автор напрямую заявляет читателю о том, что «Обалдуй» - не воспитанный, упрямый, бестолковый.. Смысловая нагрузка слова наиболее точно передает истинное отношение крестьян к помещикам на Руси. Вызывает интерес и то, что Некрасов берет данную фамилию из достоверных источников - книги Владимирской губернии.

Исходя из этого, начинает воссоздаваться и сам образ Оболта – Оболдуева в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Боярин, на первый взгляд кажется весёлым и добродушным человеком. На это указывает его «румяненькое» лицо, «кругленькое» телосложение, «молодецкие ухватки» и что он любит посмеяться. Помещик наивно гордится своей родословной, что вызывает у собеседников не больше, чем усмешку. Сам Оболт – Оболдуев ничего не умеет делать своими руками без посторонней помощи, что подтверждает замысел автора при выборе фамилии. Он очень страдает по былым временам, ведь сейчас для него любимая охота с собаками представляется роскошью. В произведении он упоминал о детях и жене, о праздных гуляниях и о том, как он христосовался с крестьянами, воспринимая их как своих родных, дружелюбно разговаривал с мужиками после работы и невинно ожидал подарки от своих живых душ, сделанных ручным трудом. Оболдуев не обделен и даром поэзии проявляющейся в описании озер, луга, дремучего леса, быта, усадьбы и его излюбленной охотой с собаками. Как мы можем заметить, автор в какой-то степени представляет его и в трагическом образе.

В тоже время Николай Алексеевич Некрасов не забывает упомянуть и обратную сторону жизни помещиков в те времена. Все эти развлечения оплачивались крестьянским не посильным трудом. Исходя из этого, понимаем, почему семеро мужиков усмехаются на старательный рассказ Оболта. Давайте вспомним измученного Якима Нагого и «румяненький» помещик ежесекундно перестает вызывать жалость. Тут же появляется сатирический образ, собирательный.

Некрасов учит через этот образ, смеясь расставаться с пережитками прошлого, чему и служит сатирико–юмористическая окраска главы «Помещик».

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждение по рассказу Конь с розовой гривой Астафьева 6 класс

    Это история мальчика, оставшегося сиротой и живущего у своей бабушки. Его мама утонула, переправляясь через реку на лодке с другими сельчанами

  • Сочинение Семья Мармеладовых в Преступлении и наказании (роман Достоевского)

    Роман «Преступление и наказание» является одним из сложных произведений. В сложный для главного героя период, он встречает на своем пути девушку, чистой души человека, которую не затронули ни негативная атмосфера петербургских улиц

  • Есть миф, что Екатерина Вторая заказала большую карту России и прогуливалась по ней, размышляя о величине Российской Империи ее значение мире.

  • Примеры человечности из литературы

    В жизни каждого человека имеют место и равнодушие, и злоба, и доброта, и человечность. Но каждый делает самостоятельно выбор, от которого будет зависеть дальнейшая судьба.

  • Образ и характеристика Платонова в рассказе Яма Куприна сочинение

    Одним из ключевых персонажей произведения является Сергей Иванович Платонов, представленный писателем в образе завсегдатая дома терпимости, принадлежащего Анне Марковне Шайбес.

В поисках счастья герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прежде всего обращаются к представителям высшего сословия: дворянству и духовенству. На дороге им встречается помещик из соседнего села, рассказывающий о своей жизни. Так появляется образ Оболта-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, и образ этот далеко не однозначен.

Уже сам смысл фамилии Оболта-Оболдуева подсказывает читателю о том, каков этот человек. «Оболдуй – невежа, неотесанный человек, болван» – такое толкование этого слова предоставляет в своем словаре Даль. Использованное в качестве имени собственного, оно отлично передает отношение крестьян в пореформенной Руси к помещикам. Сам Оболт-Оболдуев своим вопросом «Чему учился я?» косвенно подтверждает правильность своей фамилии. Любопытно, что Некрасов не выдумывает ее, а берет из родословных книг Владимирской губернии.

Помещик Оболт-Оболдуев вызывает смешанные впечатления. «Румяненький и кругленький», с «молодецкими ухватками», любящий посмеяться, он не похож на злого человека. Его наивная гордость своим происхождением от татарина Оболдуева способна вызвать разве что добродушную усмешку. Сам же он предпочитал обращаться с крестьянами, как отец: «больше ласкою я привлекал сердца».

Он с горечью вспоминает ушедшие времена, когда на праздники он христосовался с крестьянами, воспринимая их как одну большую семью, «по-братски» беседовал с вернувшимися с заработков мужиками и с невинным любопытством ждал их подарков: вина, варенья и рыбы. Не лишен Оболдуев и некой поэтической черты в характере. Его описание времен, когда помещик был единовластным хозяином на своей земле, наполнено искренним восхищением красоты русской земли. Озера, пашни, заповедные луга, дремучие леса, размеренный быт помещичьих усадьб и разнузданная удаль псовой охоты, «рыцарской, исконно-русской потехи» – вот что проносится перед глазами читателя во время рассказа Оболта-Оболдуева. Горечь его вполне искренняя: он отлично понимает, что былые времена уже не вернутся, и сожалеет не столько о своей потерянной власти, сколько о ушедшем величии Руси.

По жизни по помещичьей
Звонят!.. Ой жизнь широкая!
Прости-прощай навек!

Так восклицает помещик, заслышав далекий звон. Можно сказать, что в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Оболт-Оболдуев выступает как трагический герой.

Но в то же время Некрасов не дает забыть о другой стороне помещичьей жизни: их счастье оплачивалось непосильным крестьянским трудом. Недаром мужики выслушивают излияния помещика с усмешкой, переглядываясь. И правда, достаточно вспомнить описание изможденного Якима Нагого, чтобы «пузатенький» барин перестал вызывать сочувствие. И тут образ конкретного Оболдуева переходит в сатирический, собирательный образ помещика вообще. Этот помещик привык жить за счет других: «сорил казну народную».

Однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными. Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой. Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка. В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками. Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот ). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля - недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить...»

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»


Вверх