«Ноктюрны. Дебюсси. Симфоническое творчество. «Послеполуденный отдых фавна». «Ноктюрны Импрессионизм в музыке

Дебюсси. «Ноктюрны»

«Облака»

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, литавры, арфа, струнные.

«Празднества»

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 3 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, 2 арфы, литавры, малый барабан (в отдалении), тарелки, струнные.

«Сирены»

Состав оркестра: 3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 3 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 2 арфы, струнные; женский хор (8 сопрано и 8 меццо-сопрано).

История создания

Еще не закончив свое первое зрелое симфоническое сочинение «Послеполуденный отдых фавна », Дебюсси в 1894 году задумал «Ноктюрны». 22 сентября он сообщал в письме: «Я работаю над тремя «Ноктюрнами» для скрипки соло с оркестром; оркестр первого представлен струнными, второго - флейтами, четырьмя валторнами, тремя трубами и двумя арфами; оркестр третьего соединяет и то и другое. В целом это поиски различных комбинаций, которые способен дать один и тот же цвет, как, например, в живописи этюд в серых тонах». Письмо это адресовано Эжену Изаи, известному бельгийскому скрипачу, основателю струнного квартета, который в предыдущем году первым сыграл Квартет Дебюсси. В 1896 году композитор утверждал, что «Ноктюрны» созданы специально для Изаи - «человека, которого я люблю и которым восхищаюсь... Только он и может их исполнить. Попроси их у меня сам Аполлон, я бы ему отказал!» Однако уже в следующем году замысел меняется, и на протяжении трех лет Дебюсси работает над тремя «Ноктюрнами» для симфонического оркестра.

Об их окончании он сообщает в письме от 5 января 1900 года и там же пишет: «Мадемуазель Лили Тексье сменила свое неблагозвучное имя на гораздо более благозвучное Лили Дебюсси... Она неправдоподобно белокура, красива, как в легендах, и присоединяет к этим дарам то, что она отнюдь не в «стиле модерн». Она любит музыку... только согласно своей фантазии, ее любимая песня - хороводная, где речь идет о маленьком гренадере с румяным лицом и в шляпе набекрень». Женой композитора стала манекенщица, дочь мелкого служащего из провинции, к которой он в 1898 году воспылал страстью, чуть не доведшей его до самоубийства в следующем году, когда Розали решила с ним расстаться.

Премьера «Ноктюрнов», состоявшаяся в Париже в Концертах Ламурё 9 декабря 1900 года, не была полной: тогда под управлением Камилла Шевийяра прозвучали только «Облака» и «Празднества», а «Сирены» присоединились к ним год спустя, 27 декабря 1901-го. Эта практика раздельного исполнения сохранилась и столетие спустя - последний «Ноктюрн» (с хором) звучит значительно реже.

Программа «Ноктюрнов» известна от самого Дебюсси:

«Заглавие «Ноктюрны» имеет значение более общее и в особенности более декоративное. Здесь дело не в привычной форме ноктюрна, но во всем, что это слово содержит от впечатления и ощущения света.

«Облака» - это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проплывающими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом.

«Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего через праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время - это праздник, это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма.

«Сирены» - это море и его безгранично многообразный ритм; среди посеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен».

В то же время сохранились и другие авторские пояснения. По поводу «Облаков» Дебюсси говорил друзьям, что это «взгляд с моста на тучи, подгоняемые грозовым ветром; движение по Сене парохода, гудок которого воссоздается короткой хроматической темой английского рожка». «Празднества» воскрешают «память о прежних увеселениях народа в Булонском лесу, иллюминированном и наводненном толпой; трио труб - это музыка республиканской гвардии, играющей зорю». По другой версии здесь отражены впечатления от встречи парижанами российского императора Николая II в 1896 году.

Немало параллелей возникает с картинами французских художников-импрессионистов, любивших рисовать струящийся воздух, блеск морских волн, пестроту праздничной толпы. Сам заголовок «Ноктюрны» возник от названия пейзажей английского художника-прерафаэлита Джеймса Уистлера, которыми композитор увлекся еще в молодые годы, когда, окончив консерваторию с Римской премией, жил в Италии, на вилле Медичи (1885-1886). Это увлечение сохранилось до конца жизни. Стены его комнаты украшали цветные репродукции картин Уистлера. С другой стороны, французские критики писали, что три «Ноктюрна» Дебюсси - это звукопись трех стихий: воздуха, огня и воды, или выражение трех состояний - созерцания, действия и упоения.

Музыка

«Облака » нарисованы тонкими импрессионистскими красками небольшого по составу оркестра (из медных использованы только валторны). Зыбкий сумрачный фон создается мерным колыханием деревянных духовых, образующих причудливые скользящие гармонии. Своеобразный тембр английского рожка усиливает ладовую необычность краткого основного мотива. Колорит светлеет в среднем разделе, где впервые вступает арфа. Она вместе с флейтой ведет в октаву пентатонную тему, словно насыщенную воздухом; ее повторяют солирующие скрипка, альт, виолончель. Затем возвращается сумрачная мелодия английского рожка, возникают отголоски других мотивов - и все будто уплывает вдаль, подобно тающим облакам.

«Празднества » образуют резкий контраст - музыка стремительна, полна света и движения. Полетное звучание струнных и деревянных инструментов перебивается звонкими возгласами медных, тремоло литавры и эффектными глиссандо арф. Новая картина: на том же пляшущем фоне струнных гобой ведет задорную тему, подхватываемую другими духовыми в октаву. Внезапно все обрывается. Издалека приближается шествие (три трубы с сурдинами). Вступают молчавший до того малый барабан (в отдалении) и низкие медные, нарастание приводит к оглушительной кульминации tutti. Затем возвращаются легкие пассажи первой темы, мелькают и другие мотивы, пока звуки празднества не затихают вдали.

В «Сиренах » вновь, как и в «Облаках», господствует медленный темп, но настроение здесь не сумеречное, а озаренное светом. Тихо плещет прибой, набегают волны, и в этом плеске можно различить манящие голоса сирен; повторяющиеся аккорды без слов небольшой группы женского хора дополняют звучание оркестра еще одной причудливой краской. Мельчайшие, из двух нот, мотивы варьируются, разрастаются, сплетаются полифонически. В них слышатся отзвуки тем предшествующих «Ноктюрнов». В среднем разделе голоса сирен становятся настойчивее, их мелодия - более протяженной. Вариант у труб неожиданно сближается с темой английского рожка из «Облаков», и сходство еще усиливается в перекличке этих инструментов. В конце пение сирен замирает, как истаивали облака и исчезали вдали звуки празднества.

А. Кенигсберг










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с направлением в искусстве “Импрессионизм”;
  2. Развивать умения сравнивать и сопоставлять; развивать образное, логическое мышление;
  3. Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
  4. Воспитывать позитивное отношение к искусству;

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедиа
  • экран
  • презентация
  • музыкальный инструмент
  • нотное приложение

Ход урока

Музыка на вход: «Празднества» К. Дебюсси (фрагмент).

У: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым направлением в искусстве. Обратите внимание на картины, скажите, что их объединяет?

Презентация слайда №3.

Во второй половине XIX века во французской живописи сложилось направление, названное художественной критикой «Импрессионизм» (от французского слова impression – впечатление). (Слайд №4 )

Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К. Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега. (Слайд №5 )

У: Что характерно для импрессионистов? (Слайд №3 )

Светоносность живописи, передаче на холсте бесконечной изменчивости природы. Посмотрите подвижные мазки, положенные под разными углами, контрасты цветовых пятен, то ярких и насыщенных, то разделенных создают эффект вибрации, переливчатости, изменчивости мира.

Это направление в живописи перешло и в музыку. Яркими представителями этого направления являются французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.

Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси (слайд №6 ) был выдающимся мастером звуковой живописи. Он писал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса. В начале урока прозвучал фрагмент музыкального произведения К. Дебюсси «Празднества». Слушая это произведение, обратите внимание, как претворяются принципы импрессионизма живописи в музыке.

Слушание. К. Дебюсси «Празднества».

У: Что вы услышали? Какие образы вы представили? Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния? В какой форме написано произведение?

Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Написана в 3-частной форме. В крайних частях – мерцание прозаических огней, веселая суета ночного карнавала. В средней – праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам. Музыка «Празднеств» очень «живописная», вызывает в нашем представлении яркие зрительные образы – картины природы, картины народного гулянья.

Современник Клода Дебюсси - Морис Равель – французский композитор, импрессионист. (Слайд №7 ) Он очень любил литературу, живопись и музыку разных народов. Всю свою жизнь композитор разрабатывал мотивы любимой им Испании. Так появились «Испанская рапсодия» для оркестра, комическая опера «Испанский час», «Болеро». Большое внимание Равель уделял жанрам танцевальной музыки. «Хабанера» - старинный испанский танец, позднее из хабанеры сформировалось танго.

Давайте послушаем произведение М.Равеля «Хабанера», вслушаемся в нее: определим форму, солирующий инструмент.

Слушание. М. Равель «Хабанера»

У: Какой инструмент солировал?

В какой форме написано произведение?

Сколько человек могут танцевать: один или несколько?

Морис Равель написал эту пьесу для трубы с сурдиной. (Слайд №8 )

Сурдина – (от латинского слова глухой, глухо звучащий) – приспособление, служащее для уменьшения силы звука, смягчения звука, изменения тембра музыкального инструмента. Вставляется в раструб трубы.

У: Присутствуют ли в Хабанере принципы импрессионизма?

Таким образом, художники - импрессионисты стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения, а композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.

Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение. Это главная идея, которую исповедуют все импрессионисты.

У: Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни.

Дыхательная гимнастика и распевка.

Исполнение песни “Песня о картинах”. (Слайд №9)

Стихи Александра Кушнера. Музыка Григория Гладкова.

Итог урока:

Какие впечатления у вас от музыки и картин? (Дети высказывают свои впечатления).

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве относятся они?

Что такое импрессионизм?

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению (на выбор). (Слайд №10 )

(Объявляются оценки за работу на уроке).

Урок окончен, спасибо за работу.

В 1894 г., еще до завершения прелюдии « », у Клода Дебюсси зарождается замысел трехчастного цикла под заглавием «Ноктюрны». Если предыдущее произведение было опосредованно – через поэзию – связано с картиной французского живописца, то применительно к «Ноктюрнам» сам композитор описывает свою музыкальную идею в терминах изобразительного искусства. В одном из писем он уподобляет произведение «этюду в серых тонах». Под этими тонами он подразумевает различные комбинации инструментов, которым надлежит сопровождать солирующую скрипку. В одном случае это должны быть струнные, в другом – духовые и арфа, а в третьей пьесе все эти инструменты должны были объединиться. Что же касается соло скрипки, то его Клод Дебюсси создавал для Эжена Изаи, заявляя, что не отдаст его больше никому – будь то хоть сам Аполлон.

В последующие годы планы композитора изменились, и по прошествии трех лет он создал три чисто оркестровые пьесы – без солирующей скрипки. Отличался от первоначального замысла и оркестровый состав – тем не менее, он изменяется от номера к номеру. Назвав свой симфонический цикл ноктюрнами, он подразумевал не столько черты соответствующего жанра, сколько «впечатления и ощущения от света», связанного с этим словом. Это впечатление играет главную роль даже в программе, сформулированной автором для каждой из трех частей.

Первый ноктюрн – «Облака» – отличается особой тонкостью. Этому способствует и состав оркестра, избранный для него: никаких медных духовых, кроме валторны. Деревянные духовые создают колышущийся фон, напоминающий полотна художников-импрессионистов с их ощущением «струящегося» воздуха. Краткий мотив кажется сумрачным благодаря необычной ладовой окраске в сочетании с тембром английского рожка («меланхолически проплывающие серые облака»). Вступление арфы в среднем разделе придает этой картине более светлый колорит. Соло английского рожка возвращается в репризе.

В пьесе «Празднества» оркестровая палитра более богата: включены трубы, тубы и тромбоны, из ударных добавлены тарелки и малый барабан. Существует версия, что в этом ноктюрне отразились воспоминания о визите Николая II во Францию и о торжественной встрече, устроенной российскому императору в Париже. В противоположность созерцательным «Облакам», здесь все предельно ярко и подвижно: «пляска» струнных и деревянных духовых, ликующие «восклицания» медных, яркие «волны» глиссандирующей арфы. Картина празднества дополняется приближающимся шествием: новая тема, начинаясь у засурдиненных труб, сопровождаемых малым барабаном, постепенно захватывает весь оркестр, после чего возвращается материал первого раздела, чтобы постепенно «удалиться» и стихнуть.

Заключительная часть цикла – «Сирены» – по темпу близка к первой части, но противопоставлена той сумрачной картине своим светлым колоритом. По тембровым «краскам» она особенно необычна – наряду с оркестровыми средствами композитор использует женский хор, который поет без слов, с закрытым ртом. Это пение предстает не столько в мелодической функции, сколько в тембровой и гармонической – как, впрочем, и все оркестровые инструменты. Протяженных мелодий как таковых здесь нет вообще – только игра коротких мотивов, аккордов и тембров, складывающихся в картину моря, из глубины которого доносится ирреальное пение сирен.

Премьера «Ноктюрнов» состоялась в декабре 1900 г., дирижировал Камилл Шевийяр. Но в тот день были исполнены лишь две части – «Облака» и «Празднества», полный трехчастный цикл был исполнен в 1901 г. В последующие годы подобная практика сохранилась – «Сирены» исполняются реже других частей.

Музыкальные Сезоны

«Облака»

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, литавры, арфа, струнные.

«Празднества»

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 3 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, 2 арфы, литавры, малый барабан (в отдалении), тарелки, струнные.

«Сирены»

Состав оркестра: 3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 3 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 2 арфы, струнные; женский хор (8 сопрано и 8 меццо-сопрано).

История создания

Еще не закончив свое первое зрелое симфоническое сочинение « », Дебюсси в 1894 году задумал «Ноктюрны». 22 сентября он сообщал в письме: «Я работаю над тремя «Ноктюрнами» для скрипки соло с оркестром; оркестр первого представлен струнными, второго - флейтами, четырьмя валторнами, тремя трубами и двумя арфами; оркестр третьего соединяет и то и другое. В целом это поиски различных комбинаций, которые способен дать один и тот же цвет, как, например, в живописи этюд в серых тонах». Письмо это адресовано Эжену Изаи, известному бельгийскому скрипачу, основателю струнного квартета, который в предыдущем году первым сыграл Квартет Дебюсси. В 1896 году композитор утверждал, что «Ноктюрны» созданы специально для Изаи - «человека, которого я люблю и которым восхищаюсь... Только он и может их исполнить. Попроси их у меня сам Аполлон, я бы ему отказал!» Однако уже в следующем году замысел меняется, и на протяжении трех лет Дебюсси работает над тремя «Ноктюрнами» для симфонического оркестра.

Об их окончании он сообщает в письме от 5 января 1900 года и там же пишет: «Мадемуазель Лили Тексье сменила свое неблагозвучное имя на гораздо более благозвучное Лили Дебюсси... Она неправдоподобно белокура, красива, как в легендах, и присоединяет к этим дарам то, что она отнюдь не в «стиле модерн». Она любит музыку... только согласно своей фантазии, ее любимая песня - хороводная, где речь идет о маленьком гренадере с румяным лицом и в шляпе набекрень». Женой композитора стала манекенщица, дочь мелкого служащего из провинции, к которой он в 1898 году воспылал страстью, чуть не доведшей его до самоубийства в следующем году, когда Розали решила с ним расстаться.

Премьера «Ноктюрнов», состоявшаяся в Париже в Концертах Ламурё 9 декабря 1900 года, не была полной: тогда под управлением Камилла Шевийяра прозвучали только «Облака» и «Празднества», а «Сирены» присоединились к ним год спустя, 27 декабря 1901-го. Эта практика раздельного исполнения сохранилась и столетие спустя - последний «Ноктюрн» (с хором) звучит значительно реже.

Программа «Ноктюрнов» известна от самого Дебюсси:

«Заглавие «Ноктюрны» имеет значение более общее и в особенности более декоративное. Здесь дело не в привычной форме ноктюрна, но во всем, что это слово содержит от впечатления и ощущения света.

«Облака» - это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проплывающими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом.

«Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего через праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время - это праздник, это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма.

«Сирены» - это море и его безгранично многообразный ритм; среди посеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен».

В то же время сохранились и другие авторские пояснения. По поводу «Облаков» Дебюсси говорил друзьям, что это «взгляд с моста на тучи, подгоняемые грозовым ветром; движение по Сене парохода, гудок которого воссоздается короткой хроматической темой английского рожка». «Празднества» воскрешают «память о прежних увеселениях народа в Булонском лесу, иллюминированном и наводненном толпой; трио труб - это музыка республиканской гвардии, играющей зорю». По другой версии здесь отражены впечатления от встречи парижанами российского императора Николая II в 1896 году.

Немало параллелей возникает с картинами французских художников-импрессионистов, любивших рисовать струящийся воздух, блеск морских волн, пестроту праздничной толпы. Сам заголовок «Ноктюрны» возник от названия пейзажей английского художника-прерафаэлита Джеймса Уистлера, которыми композитор увлекся еще в молодые годы, когда, окончив консерваторию с Римской премией, жил в Италии, на вилле Медичи (1885-1886). Это увлечение сохранилось до конца жизни. Стены его комнаты украшали цветные репродукции картин Уистлера. С другой стороны, французские критики писали, что три «Ноктюрна» Дебюсси - это звукопись трех стихий: воздуха, огня и воды, или выражение трех состояний - созерцания, действия и упоения.

Музыка

«Облака » нарисованы тонкими импрессионистскими красками небольшого по составу оркестра (из медных использованы только валторны). Зыбкий сумрачный фон создается мерным колыханием деревянных духовых, образующих причудливые скользящие гармонии. Своеобразный тембр английского рожка усиливает ладовую необычность краткого основного мотива. Колорит светлеет в среднем разделе, где впервые вступает арфа. Она вместе с флейтой ведет в октаву пентатонную тему, словно насыщенную воздухом; ее повторяют солирующие скрипка, альт, виолончель. Затем возвращается сумрачная мелодия английского рожка, возникают отголоски других мотивов - и все будто уплывает вдаль, подобно тающим облакам.

«Празднества » образуют резкий контраст - музыка стремительна, полна света и движения. Полетное звучание струнных и деревянных инструментов перебивается звонкими возгласами медных, тремоло литавры и эффектными глиссандо арф. Новая картина: на том же пляшущем фоне струнных гобой ведет задорную тему, подхватываемую другими духовыми в октаву. Внезапно все обрывается. Издалека приближается шествие (три трубы с сурдинами). Вступают молчавший до того малый барабан (в отдалении) и низкие медные, нарастание приводит к оглушительной кульминации tutti. Затем возвращаются легкие пассажи первой темы, мелькают и другие мотивы, пока звуки празднества не затихают вдали.

В «Сиренах » вновь, как и в «Облаках», господствует медленный темп, но настроение здесь не сумеречное, а озаренное светом. Тихо плещет прибой, набегают волны, и в этом плеске можно различить манящие голоса сирен; повторяющиеся аккорды без слов небольшой группы женского хора дополняют звучание оркестра еще одной причудливой краской. Мельчайшие, из двух нот, мотивы варьируются, разрастаются, сплетаются полифонически. В них слышатся отзвуки тем предшествующих «Ноктюрнов». В среднем разделе голоса сирен становятся настойчивее, их мелодия - более протяженной. Вариант у труб неожиданно сближается с темой английского рожка из «Облаков», и сходство еще усиливается в перекличке этих инструментов. В конце пение сирен замирает, как истаивали облака и исчезали вдали звуки празднества.

А. Кенигсберг

Среди симфонических произведений Дебюсси выделяются своим ярко живописным колоритом «Ноктюрны». Это три симфонические картины, объединенные в сюиту не столько единым сюжетным, сколько близким образным содержанием: «Облака», «Празднества», «Сирены».

К каждой из них есть небольшое литературное предисловие автора. Оно, по мнению самого композитора, не должно иметь сюжетного смысла, а призвано раскрыть лишь живописно-картинный замысел сочинения: «Заглавие - «Ноктюрны» - имеет значение более общее и в особенности более декоративное. Здесь дело не в привычной форме ноктюрна, но во всем, что это слово содержит от впечатлений и особых ощущений света.

Первый ноктюрн - «Облака » - это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проходящими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом». Как видно из авторского пояснения, а еще более из самого сочинения, основная художественная задача для композитора заключалась здесь в передаче средствами музыки чисто живописного образа с его игрой светотеней, богатейшей палитрой сменяющих друг друга цветов, - задача, близкая и художнику-импрессионисту .

Музыка первого «ноктюрна», написанного в свободно трактованной трехчастной форме, выдержана в нежных «пастельных» тонах, с мягкими переходами от одной гармонической или оркестровой краски к другой, без ярких контрастов, без заметного развития образа. Скорее возникает ощущение чего-то застывшего, меняющего лишь изредка оттенки.

Эту музыкальную картину можно вполне сравнить с некоторыми пейзажами, например Клода Моне, бесконечно богатыми по гамме красок, обилию полутеней, скрадывающих переходы от одного цвета к другому. Единство живописного стиля в передаче многих картин моря, неба, реки достигается им часто нерасчлененностыо дальнего и близкого планов в картине. Об одном из лучших полотен Моне - «Парусная лодка в Аржантёе» - известный итальянский искусствовед Лионелло Вентури пишет: «Фиолетовые и желтые тона вплетаются как в голубизну воды, так и в голубизну неба, различная тональность которых позволяет разграничить эти стихии, причем зеркальная гладь реки становится как бы основанием небесного свода. Вы ощущаете непрерывное движение воздуха. Оно заменяет перспективу».

Начало «Облаков» как раз и воссоздает живописный образ бездонной глубины неба с его трудно определимым цветом, в котором причудливо смешиваются разнообразные оттенки. Одна и та же поступенная, как бы колышущаяся последовательность из квинт и терций у двух кларнетов и двух фаготов не меняет на длительном протяжении своего ровного ритма и выдерживается в почти бесплотной тончайшей звучности:

Вступительный четырехтакт не имеет ярко выраженного мелодического образа и производит впечатление «фона», который часто предшествует появлению основной темы (музыка его заимствована Дебюсси из фортепианного аккомпанемента романса Мусоргского «Окончен шумный праздный день»). Но этот «фон» приобретает во всем первом «ноктюрне» значение центрального художественного образа. Частая смена его «освещения» (тембр, динамика, гармония), по существу, являются единственным приемом музыкального развития в «Облаках» и заменяет собой напряженное мелодическое развертывание с яркими кульминациями. Чтобы еще больше подчеркнуть образно-выразительную роль «фона», Дебюсси поручает его в дальнейшем насыщенной по звучанию струнной группе, а также использует очень колоритную гармонизацию: цепочки «пустых» аккордов с пропущенными терциями или квинтами сменяются последовательностями «пряных» нонаккордов или простых трезвучий.

Появление в пятом такте более яркого мелодического «зерна» у английского рожка, с его характерным «матовым» тембром, воспринимается лишь как слабый намек на тему, которая на протяжении всей первой части почти не меняет своего мелодического рисунка и тембровой окраски:

Начало второй, средней части «Облаков» угадывается лишь по появлению новой, чрезвычайно краткой и неяркой мелодической фразы у английского рожка на фоне почти такого же «застылого» сопровождения, как и в первой части. Ощутимого образного и мелодического контраста между первой и второй частями в «Облаках» нет. Единственный заметный контраст в средней части создается новой тембровой окраской: на фоне выдержанного аккорда у струнной группы divisi появляется еще одна мелодическая фраза у арфы и флейты в октаву. Она повторяется несколько раз, также почти не меняя своего мелодического и ритмического рисунка. Звучность этой маленькой темы настолько прозрачна и стеклянна, что напоминает блеск капелек воды на солнце:

Наступление третьей части «Облаков» узнается по возвращению первой темы английского рожка. В своеобразной «синтетической» репризе объединены все мелодические образы «Облаков», но в еще более сжатом и неразвернутом виде. Каждый из них представлен здесь лишь начальным мотивом и отделен от других ясно выраженными цезурами. Все изложение тем в репризе (динамика, инструментовка) направлено на создание эффекта постоянного «ухода» и «растворения» образов, а если прибегнуть к живописным ассоциациям, то как бы плывущих в бездонном небе и медленно тающих облаков. Ощущение «истаивания» создается не только «угасающей» динамикой, но и своеобразной инструментовкой, где pizzicato струнной группы и тремоло литавр на рр поручена лишь роль фона, на который наслаиваются тончайшие красочные «блики» звучности деревянных инструментов и валторн.

Эпизодическое появление отдельных мелодических фраз, стремление Дебюсси как бы растворить главное во второстепенном (тему в сопровождении), бесконечно частая смена тембровой и гармонической окраски не только сглаживают грани между разделами формы «Облаков», но и дают возможность говорить о взаимопроникновении живописных и музыкальных приемов драматургии в этом сочинении Дебюсси.

Второй «ноктюрн» - «Празднества » - выделяется среди других произведений Дебюсси ярким жанровым колоритом. В стремлении приблизить музыку «Празднеств» к живой сценке из народной жизни композитор обратился к бытовым музыкальным жанрам. На контрастном противопоставлении двух основных музыкальных образов - танца и марша - и строится (в отличие от «Облаков») трехчастная композиция «Празднеств».

Постепенное и динамичное развертывание этих образов придает сочинению более конкретный программный смысл. Композитор пишет в предисловии: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время - это праздник; это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма».

С первых же тактов ощущение праздничности создается пружинистым энергичным ритмом:

(являющимся своеобразным ритмическим остовом всей второй части «Ноктюрнов»), характерными кварто-квинтовыми созвучиями у скрипок на ff в высоком регистре, которые придают яркую солнечную окраску началу части.

На этом колоритном фоне появляется основная тема первой части «Празднеств», напоминающая тарантеллу. Мелодия ее строится на поступенном движении с многочисленными опеваниями опорных звуков, но типичный для тарантеллы триольный ритм и быстрый темп придают легкость и стремительность движению темы:

В ее раскрытии Дебюсси не использует приемов мелодического развития (ритм и очертания темы почти не меняются на протяжении части), но зато прибегает к своеобразному варьированию, при котором каждое следующее проведение темы поручается новым инструментам, сопровождается иной гармонической окраской.

Пристрастие композитора к «чистым» тембрам на этот раз уступает место тонко смешиваемым оркестровым краскам (звучание темы у английского рожка с кларнетом сменяется проведением ее у флейт с гобоями, затем у виолончелей с фаготами). В гармоническом сопровождении появляются мажорные трезвучия отдаленных тональностей и цепочки нонаккордов (напоминающих густо наложенный мазок на живописном полотне). В одном из проведений темы ее мелодический рисунок основан на целотонной гамме, что придает ей новый ладовый оттенок (увеличенного лада), часто используемый Дебюсси в сочетании с мажором и минором.

На протяжении первой части «Празднеств» неожиданно возникают и так же быстро исчезают эпизодические музыкальные образы (например, у гобоя на двух звуках - ля и до ). Но один из них, интонационно родственный тарантелле и в то же время контрастирующий с ней образно и ритмически, к концу части постепенно начинает занимать все более главенствующее положение. Четкий пунктированный ритм новой темы придает всему заключительному разделу первой части «Празднеств» динамичный и волевой характер:

Почти все проведения этой темы Дебюсси поручает деревянным духовым инструментам, но в конце первой части вступает струнная группа оркестра, до сих пор выполнявшая, в основном, роль аккомпанемента. Ее вступление придает новому образу значительную экспрессию и подготавливает кульминационный эпизод всей первой части.

Редкое у Дебюсси длительное нарастание динамики в конце первой части «Празднеств», достигаемое постепенным подключением все новых инструментов (кроме медных и ударных), нарастающим вихревым движением, создает впечатление стихийно возникающего массового танца.

Интересно отметить, что в момент кульминации снова главенствует триольный ритм и интонационное ядро первой темы - тарантеллы. Но этот вершинный эпизод всей музыкальной картины первой части несколько импрессионистично обрывается. Ощущения ясно выраженного завершения части не создается. Она непосредственно, без цезур, выливается в средний раздел «Празднеств».

Самый большой, почти театральный контраст (крайне редко встречаемый у Дебюсси) заключен в «Ноктюрнах» именно в резком переходе ко второй части «Празднеств» - маршу. На смену стремительному движению тарантеллы появляется мерно и медленно движущийся в маршевом ритме остинатный квинтовый бас. Основная тема марша впервые звучит у трех труб с сурдинами (как бы за сценой):

Эффект постепенно приближающегося «шествия» создается нарастанием звучности и сменой оркестрового изложения и гармонии. В оркестровке этой части «Ноктюрнов» участвуют новые инструменты - трубы, тромбоны, туба, литавры, малый барабан, тарелки - и господствует гораздо более последовательная и строгая логика оркестрового развития, чем в «Облаках» (тема исполняется сначала трубами с сурдинами, затем всей группой деревянных духовых инструментов и в кульминации - трубами с тромбонами).

Вся эта часть «Празднеств» отличается удивительным для Дебюсси по напряженности и цельности ладо-гармоническим развитием (сосредоточенным вокруг тональностей ре-бемоль мажор и ля мажор). Оно создается длительным накоплением ладовой неустойчивости при помощи многочисленных эллиптических оборотов, выдержанного на большом протяжении органного пункта и долгого отсутствия тоники основной тональности.

В гармоническом освещении темы марша Дебюсси использует сочные краски: цепочки септаккордов и их обращений в различных тональностях, в которые входит остинатный бас ля-бемоль или соль-диез .

В момент кульминационного развития средней части «Празднеств», когда тема марша грандиозно и торжественно звучит у труб и тромбонов в сопровождении литавр, военного барабана и тарелок, у струнных инструментов появляется тарантелла в виде своеобразного полифонического подголоска. Шествие постепенно приобретает характер праздничного торжества, искрящегося веселья, и, вдруг, так же неожиданно, как это было при переходе к средней части, развитие резко обрывается, и снова звучит одна, мягкая в своих очертаниях и звучности двух флейт, тема тарантеллы.

С момента ее появления начинается интенсивная подготовка репризы, во время которой тема тарантеллы постепенно вытесняет марш. Ее звучность нарастает, гармоническое сопровождение становится все более богатым и разнообразным (включая нонаккорды разных тональностей). Даже тема марша, появившись у труб в момент второй кульминации средней части, приобретает тарантельный ритм. Теперь созданы все предпосылки для начала третьей, репризной части «Празднеств».

Этот раздел формы, так же как и в «Облаках», заключает в себе почти все мелодические образы части цикла и предельно сжат. Реприза вместе с кодой создает излюбленный композитором эффект «удаления» шествия. Здесь проходят почти все темы «Празднеств», но лишь как отголоски. Особенно большим изменениям в конце части подвергаются основные темы «Празднеств» - тарантелла и марш. Первая из них к концу коды напоминает о себе только отдельными интонациями и триольным ритмом сопровождения у виолончелей с контрабасами, а вторая - ритмом марша, отбиваемым военным барабаном на рр и короткими терцовыми форшлагами у труб с сурдинами, звучащими, как далекий сигнал.

Третий «ноктюрн» - «Сирены » - близок по поэтическому замыслу «Облакам». В литературном пояснении к нему раскрываются лишь живописные пейзажные мотивы и привнесенный в них элемент сказочной фантастики (подобное сочетание отдаленно напоминает «Затонувший собор»): «Сирены» - это море и его безгранично многообразный ритм; среди осеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен».

Вся творческая фантазия композитора направлена в этой картине не на создание яркого мелодического образа, который лег бы в основу всей части или ее раздела, а на попытку передать средствами музыки богатейшие световые эффекты и комбинации цветовых сочетаний, возникающие на море при различном освещении.

Третий «ноктюрн» так же статичен в своем изложении и развитии, как и «Облака». Отсутствие в нем ярких и контрастных мелодических образов отчасти восполняется колористической инструментовкой, в которой участвует женский хор (восемь сопрано и восемь меццо-сопрано), поющий с закрытым ртом. Этот своеобразный и удивительно красивый тембр используется композитором на протяжении всей части не столько в мелодической функции, сколько в качестве гармонического и оркестрового «фона» (аналогично использованию струнной группы в «Облаках»). Но эта новая, необычная оркестровая краска играет здесь основную выразительную роль в создании иллюзорного, фантастического образа сирен, чье пение доносится как бы из глубин спокойного, переливающегося бесконечно разнообразными оттенками моря.

МКОУ «Новоусманская СОШ №4»

Урок музыки

в 7 классе

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Инструментальный концерт.

МКОУ «Новоусманская СОШ №4»

Макухина Марина Николаевна

с. Новая Усмань

2014 год

Тема занятия: Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

СЛАЙД 1

Цель данного занятия:

Обогащение культурного и духовного мира детей, через музыкальное, литературное и художественное наследия народов мира.

Задачи:

С помощью информационных технологий раскрыть многообразие и богатство культуры народов.

Развитие разносторонних интересов в различных областях искусств, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию других народов, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

СЛАЙД 2

План занятия:

№ п/п

Этапы занятия

Время, мин.

Организационный момент

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Формирование знаний. Преподнесение нового материала, как музыкального, так и литературного

Практическая работа

Закрепление новых знаний

Песня «Оранжевое лето»

Подведение итогов

СЛАЙД 3

Учитель: Ребята, что вы видите на экране?

Ученики: Рамка

Учитель: Для какой цели необходима эта рамка?

Ученики: Эта рамка для картины.

Учитель: Картины как можно назвать по другому?

Ученики: Живопись

Учитель: Живопись и музыку как можно назвать?

Ученики: Искусство.

Учитель: Дайте, пожалуйста, определение: что такое искусство?

Ученики: Иску́сство - процесс и итог значимого выражения чувств в образе.

Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть...

Музыку можно увидеть, а живопись услышать. Живопись выразит то, что не скажешь словами, раскроет самые тонкие оттенки человеческой души. Учитель: Значит, наш урок можно назвать, не просто музыка?

СЛАЙД 4

Ученики: «Живописная музыка»

СЛАЙД 5

Цели и задачи; создать на уроке атмосферу увлеченности, заинтересованности. Развивать навыки целостного музыкального анализа. Предложить ребятам выразить настроение от прослушанной музыки. Выделить интонации для раскрытия образа произведения. Пробудить творческий поиск.

Формировать у учащихся эмоционально осознанное восприятие музыкального образа.

Учитель: Музыка имеет разные направления. Какие вам известны МУЗЫКАЛЬНЫЕ направления СТИЛИ МУЗЫКИ?

Ученики:

1 Народная музыка

2 Духовная музыка

3 Индийская классическая музыка

4 Арабская классическая музыка

5 Европейская классическая музыка

6 Латиноамериканская музыка

7 Блюз

8 Ритм-н-блюз

9 Джаз

10 Кантри

12 Электронная музыка

13 Рок

14 Поп

15 Рэп (Хип-хоп)

16. Фольклорная

17. Классическая и др.

СЛАЙД 6

Слушаем музыку «Празднества» - Клод Дебюсси

СЛАЙД 7

Учитель: Кто знает это произведение и автора7

Ученики: «Празднества» Клод Дебюсси

Учитель: Ашиль- Клод Дебюсси - французский композитор, музыкальный критик.

В 1872 году, в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию. В классе фортепиано он занимался у известного пианиста и педагога Альбера Мармонтеля, в классе начального сольфеджио - у именитого традиционалиста Альбера Лавиньяка, а орган ему преподавал сам Сезар Франк. В консерватории Дебюсси учился довольно успешно, хотя как ученик ничем особенным не блистал. Только в 1877 году профессура оценила фортепианный талант Дебюсси, присвоив ему вторую премию за исполнение сонаты Шумана.

Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880 года у профессора, члена Академии Изящных Искусств, Эрнеста Гиро. За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк. Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой, в её имении Плещеево. Общение с семьёй фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского, Бородина, Балакирева и близких к ним композиторов.

СЛАЙД 8

Любовью светится композиция Дебюсси «Лунный свет». Клод Дебюсси вообще любил свет серебристой спутницы Земли. Ему лучше сочинялось в лунные ночи.

Композитор Н. Я. Московский писал о творчестве Дебюсси: "...В моментах, когда он (Дебюсси) берется запечатлеть свое восприятие природы, происходит что-то непостижимое: человек исчезает, точно растворяется или превращается в неуловимую пылинку, и над всем воцаряется точно сама вечная, изменчиво неизменяемая, чистая и тихая, всепоглощающая природа, все эти бесшумные, скользящие "облака", мягкие переливы и взлеты "играющих волн", шелесты и шорохи "весенних хороводов", ласковые шепоты и томные вздохи беседующего с морем ветра - разве это не подлинное дыхание природы! И разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?"

Его музыка основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.

Влияние живописи на композиторов было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал название, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др. Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к К. Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова.

Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

Учитель: Ребята, каких вы еще знаете композиторов:

Ученики: Чайковский, Лист, Глинка, Бах, Бетховен, Шопен, Моцарт, Шостакович, Шнитке, и другие.

Учитель? А какие знаете музыкальные произведения?

Ученики: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», Ленинградская симфония – «нашествие фашистов в годы Великой Отечественной войны», «Лунный свет», «Времена года». «Вальс» и другие.

Учитель: Музыке можно дать определение?

Ученики: Музыка – это ритм, звук, темп…… Музыка нужна для души.

СЛАЙД 9

Слушаем музыку «Лунный свет» Клод Дебюсси

СЛАЙД 10 – 16

Учитель: Когда вы слушали музыку, вы что-то себе представляли? Может быть, вы видели цвета, краски или что-то другое?

Ответы самые разнообразные. От теплых тонов до самых холодных, от белого цвета до черного.

Учитель: Ребята, а все то, что мы сейчас слышали, это можно изобразить?

Ученики: Да.

Учитель: СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ сделаем небольшую практическую работу. Изобразите то, что вы сейчас УСЛЫШАЛИ. Разделимся на три группы. У одних работа с гуашью. У других работа с тушью и нитками. У третьих работа с цветной бумагой, картоном и клеем. Приступаем к работе.

Защита работ.

СЛАЙД 17

Мелодекламация стихов под музыку К. Дебюсси

«В лунном свете»

В минуты грусти в час ночной

Уставши от напастей,

Не в тщете радостей мирских,

В покое ищешь счастья.

Забыться, слившись с тишиной,

Отбросив всё земное,

Наедине с тоской одной

Поговорить с Луною.

Луна, за то тебя люблю,

Что только в лунном свете

Я забываю о зиме,

И думаю о Лете.

Палач рассудка моего

Суровый, но прекрасный - Луна!

Я, глядя на неё,

Теряю разум ясный.

Луна тревожит и влечёт,

И, в лунном свете тая,

Я отдыхаю от забот,

О прошлом забывая.

Ночным светилом теша взор

Мечтами упиваюсь,

И в ткань мечтаний лунный свет

Вливается, сплетаясь -

Сплетаясь в тонкую вуаль

Из невесомых кружев...

Шум. Двери скрип.

Я снова влип, себя не обнаружив.

«Лунный свет»

Владимир Воднев

Подари мне лунный камень,

Подари мне лунный свет!

Чуть заметными мазками

Я рисую лунный свет,

Что на землю льет веками

Та, что ближе всех планет.

Пусть не раз уже воспета,

Но, по-прежнему, манит

И пленяет всех поэтов

Бледный цвет ее ланит.

Только ежели одни мы,

(Уж проверено не раз!) –

Настроение поднимет

Свет ее холодных глаз.

И бессонницей гонимый

И художник, и поэт

Нарисует для любимой

Серебристый лунный свет.

Нет желаннее подарка

В ночь недолгую весны

Неба звездного под аркой –

Взгляд чарующий луны...

«НОЧНАЯ ЛУНА»

И снова вечер ночь сменяет,

Мир окружает темнота,

И путь небесный начинает

Ночная странница-Луна.

Из года в год, вторя одной дороге,

Она туманно освещает мглу,

И свет ее понятен лишь немногим,

Кто смог постичь природы красоту.

Неярок свет Луны, но нам негоже

Ее невинную в грехе том упрекать,

Темна земная ночь, но все же,

В ней без Луны совсем ни зги не увидать.

Мы так привыкли к ней, что перестали

Ее поход небесный замечать,

Лишь избранных, зовя с собою в дали,

Она не уставала удивлять.

И что-то в свете лунном есть такое,

Что я никак не в силах был понять,

Недаром же влюбленные так любят

Свиданья в лунном свете назначать.

СЛАЙД 18 – 19

Учитель:

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски...

Всё нарисуем!

Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

СЛАЙД 20 – 21

Учитель: Проведем викторину. Узнаем правильный ответ.

Учитель: Ребята, а сейчас мне бы очень хотелось узнать: что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответы учеников.

Учитель: Песню можно увидеть?

Ученики: Да.

Учитель: А что такое пеня?

СЛАЙД 22

Ученики: Песня – это мост между поэзией и музыкой.

СЛАЙД 23 - 31

Учитель: сделаем с вами небольшую разминку. И закончим мы наш урок замечательной песней. «Оранжевая планета».

Подведение итогов.

СЛАЙД 32

Учитель: Спасибо за урок.



Вверх