Некоторые тенденции формирования художественных направлений дальнего востока. История приморского отделения сх россии V Дальневосточный Зимний фестиваль, посвященный

Пресс-релиз

V Дальневосточный Зимний фестиваль, посвященный

55-летию Дальневосточного государственного института искусств

В 2017 году Дальневосточный государственный институт отмечает 55-летний юбилей.

Первый в России вуз, объединивший три вида искусства – музыку, театр, живопись – был создан как Дальневосточный педагогический институт искусств. В год своего 30-летия (1992) он был переименован в Дальневосточный государственный институт искусств, в 2000 году институт стал академией, в 2015 – вновь переименован в Дальневосточный государственный институт искусств.

В совместном обучении музыкантов, художников, драматических артистов и режиссеров предполагалось найти множество точек соприкосновения: общие или родственные дисциплины, широкие возможности, открывающиеся в сфере синтетических видов искусств, например – оперы, где объединены музыка, живопись и театр, творческое взаимообогащающее общение.

Министерство культуры серьезно отнеслось к созданию нового вуза. Были изданы соответствующие приказы: о поручении шефства над музыкальным факультетом – Московской государственной консерватории им. Чайковского; над театральным факультетом – Государственному институту театрального искусства им. Луначарского; над художественным факультетом – Институту живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Кроме того, этим учебным заведениям было предписано безвозмездно выделить из своих фондов мольберты, книги по искусству, академические работы, слепки с античных голов для рисунка, музыкальные инструменты, ноты, книги для библиотеки. Средним учебным заведениям – обеспечить достаточное количество абитуриентов для Дальневосточного педагогического института искусств.

Создание института искусств стало событием в культурной жизни Приморского края и всего Дальнего Востока. Появилась возможность подготовки кадров высокой квалификации для театров, оркестров, преподавателей для школ и училищ, художников.

Фундамент высшего образования в сфере искусства на Дальнем Востоке заложили прекрасные педагоги, выпускники центральных вузов: Московской консерватории: В.А. Гутерман, М.Р. Дрейер, В.М.Касаткин, Е.А.Калганов, А.В.Митин; выпускники Ленинградской консерватории: А.С. Введенский, Е.Г. Уринсон; Уральской консерватории – А.И.Жилина, Одесской консерватории - С.Л.Ярошевич, ГИТИСа - О.И. Старостина и Б.Г. Кульнев, выпускник Ленинградского художественного института им. Репина В.А.Гончаренко и другие. Музыкальный факультет начал заниматься по обычному плану консерваторий, художественный – по плану института им. Сурикова, театральный – по плану училища им. Щепкина.

С самого начала и по настоящее время Дальневосточный государственный институт искусств является центром профессионального музыкального, театрального и художественного образования на Дальнем Востоке. В Институте создана трехуровневая система художественного образования (детская школа искусств – училище – творческий вуз):

детский эстетический центр «Мир искусства», детская школа искусств;

музыкальный колледж;

вуз: программы специалитета, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и ассистентуры-стажировки; дополнительные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В состав Института входят три факультета: музыкальный (консерватория), театральный и художественный, создано иностранное отделение (с1998 года).

Дальневосточный государственный институт искусств – член объединённого диссертационного совета Д 999.025.04 при Дальневосточном федеральном университете (по специальностям 17.00.02 – Музыкальное искусство (искусствоведение) и 24.00.01 – Теория и история культуры (искусствоведение и культурология).

Научная и творческая деятельность института обширна и разнообразна. Вот только некоторые, наиболее значимые проекты:

    «Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток – Запад» - ежегодная научная конференция

    I и II Всероссийский музыкальный конкурс (региональные этапы).

    Международный конкурс молодых музыкантов-исполнителей «Музыкальный Владивосток»

    «Арт Владивосток» - Международная выставка-конкурс творческих работ студентов и молодых художников Дальнего Востока, России и стран АТЭС.

    Всероссийская Олимпиада по музыкально-теоретическим предметам «Шедевры мировой музыкальной культуры» для учащихся профессиональных образовательных учреждений и детских школ искусств.

    Региональная творческая школа «Театральный прибой»

    «Дебют молодых музыкантов-исполнителей, лауреатов международных конкурсов – жителям городов и поселений Дальнего Востока» .

    Повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений отрасли культуры и искусства культуры и общеобразовательных школ «Академии искусств».

    I Дальневосточный конкурс-фестиваль эстрадной музыки.

    Краевой фестиваль детского творчества.

    Дальневосточный Зимний фестиваль искусств

    Дальневосточный конкурс исполнительского мастерства «Золотой ключ» преподавателей детских музыкальных школ и детских школ искусств им. Г.Я.Низовского.

    I Международный российско-китайский детский фестиваль искусств «Восточный калейдоскоп».

    Дальневосточный конкурс чтецов «Моя любовь – моя Россия»

    Краевой Конкурс исполнителей современной музыки .

    Конкурс на лучшее исполнение произведений композиторов второй половины XX века

    «Ткачевские чтения» – конкурс чтецов им. народного артиста РФ Л.А.Ткачева, «Театральная надежда»

    «Пленэр»

    Дистанционные мастер-классы с использованием Дисклавира. Владивосток – Москва.

    «Из истории творческих школ Института искусств: истоки, традиции, выдающиеся педагоги…».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ:

Симфонический оркестр – лауреат Гран-при VII Дальневосточного конкурса инструментальной музыки «Метроном».

Оркестр народных инструментов - лауреат первых премий IV и V Международных конкурсов молодых музыкантов-исполнителей «Музыкальный Владивосток» 2005–2007 гг., обладатель Гран-при V Всероссийского конкурса им. Н.Н. Калинина (Санкт-Петербург, 2009 г.)

Академический хор – лауреат краевого конкурса «Поющий океан», обладатель Гран-при VI Международного конкурса «Музыкальный Владивосток».

Ансамбль камерной музыки «Кончертоне» - лауреат Международного конкурса им. Шендерева (1997 г., III премия), II Международного конкурса в Пекине (1999 г., II премия).

Русское инструментальное трио «Владивосток» в неизменном составе со дня основания в 1990 году: заслуженные артисты РФ Николай Ляхов (балалайка), Александр Капитан (баян), Сергей Арбуз (балалайка-контрабас).

Лауреаты: Международного конкурса им. Г.Шендерева (Россия, 1997 г. - Серебряный диплом); 17-го Международного конкурса «Grand Prix» (Франция, г.Бишвиллер, 1997 г. - Гран-при и Золотая медаль); II Международного конкурса баянистов-аккордеонистов (Китай, г.Пекин, 1999 г. - 1-я премия); 38-го Международного конкурса баянистов-аккордеонистов, (Германия, г.Клингенталь, 2001 г.- 3-я премия).

Оперная студия – лауреат I премии Международного конкурса «Музыкальный Владивосток» (2014, 2016 г.г.)

Трио «Экспекто» - лауреат международных конкурсов баянистов-аккордеонистов в г. Харбине (КНР, 2014 г., 1 премия), в Кастельфидардо (Италия), 2015г, 1 премия, «золотая медаль»).

Квартет «Коллаж» лауреат международных конкурсов баянистов-аккордеонистов в г. Харбине (КНР, 2016 г., 1 премия).

Трио «Ориент» лауреат международного конкурса в г. Ланчано (Италия, 2014 г., 1 премия).

Выпускники, внесшие значительный вклад в развитие культуры,

искусства и художественного образования

Музыковеды, доктора искусствоведения: профессор РГПУ им. Герцена Е.В. Герцман, профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств Карелии У Ген-Ир, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Р.Л. Поспелова, профессор РАМ им. Гнесиных Е.М. Алкон, профессор кафедры изобразительного искусства Школы искусства культуры и спорта ДВФУ Г.В. Алексеева, профессор Московского государственного института культуры Н.И. Ефимова, профессор, и.о. заведующего кафедрой философии, истории, теории культуры и искусства Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке А.Г. Алябьева, профессора ДВГИИ О.М. Шушкова, Ю.Л. Фиденко.

Музыканты-исполнители: Заслуженный артист РФ, руководитель ансамбля «Джанг» Н.И. Эрденко, Заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования, профессор РАМ им. Гнесиных Б.С. Ворон, заслуженный артист РФ, профессор Ф.Г. Кальман, заслуженный артист РФ, профессор А.К. Капитан, Лауреат международного конкурса, Заслуженный деятель искусств РС(Я), профессор кафедры оркестровых струнных инструментов Высшей школы музыки РС (Я) (института) им. В.А. Босикова О.Г. Кошелева.

Актеры: Народные артисты РФ А.Михайлов, С. Степанченко, Ю. Кузнецов, С. Стругачев, Лауреат Государственной премии В. Приемыхов, Заслуженная артистка РФ В. Цыганова; Народные артисты РФ, актеры Приморского краевого драматического театра им. Горького, профессора кафедры мастерства актера А.П. Славский, В. Н. Сергияков, Народный артист РФ, лауреат премии Правительства РФ в области культуры, художественный руководитель Приморского краевого академического театра имени М.Горького Е.С. Звеняцкий, заслуженные артисты А.И. Запорожец, С. Салахутдинова.

Заслуженные художники РФ С.А. Литвинов, С.М. Черкасов, И.И. Дункай.

Приглашаем всех на концерты

V Дальневосточного зимнего фестиваля искусств,

Информация о концертах – на сайте www.dv-art.ru

1

Статья посвящена осмыслению формирования некоторых тенденций художественных направлений на Дальнем Востоке, их влияние на развитие уникальных черт изобразительного искусства региона. Рассматриваются стилистические особенности дальневосточного художественного образования, их различия и влияние на развитие социокультурного фона современного периода. Зависимость общего уровня культурного развития региона от стилистических тенденций современного художественного образования. Выделяются отдельные стилистические особенности преподавания Вениамина Гончаренко и Николая Жоголева, передавшиеся их отдельным выпускникам.

стилевые направления художественного творчества

Приморский край

художественное образование

1. Глинщиков А.В., Обухов И.Б., Попович Н.А., Чугунов А.М. Дальневосточная государственная академия искусств. Воспоминания и материалы. – 2007. – № 2. – С. 54–86.

2. Глинщиков А.В., Обухов И.Б., Попович Н.А., Чугунов А.М. Дальневосточная государственная академия искусств. Воспоминания и материалы. – 2012. – № 3. – С. 97–114.

3. Каган М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган / Знание. – 1978. –С. 34.

4. Кандыба В.И. Художники Приморья. – Л.: Художник РСФСР. – 1990. – С. 126.

5. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги / Н.М. Молева. – М.: Просвещение. – 1991. – С. 147–158.

Актуальность темы, выбранной для этой статьи, обуславливается тем, что художественное образование является важным звеном в художественной жизни региона. От степени его развития зависит общий уровень художественной подготовленности как производящих, так и потребляющих кругов художественной интеллигенции. Художественное образование с одной стороны, формирует традиции в преподавании художественного мастерства, а с другой способствует развитию уникальных черт изобразительного искусства региона.

Современное художественное образование в Приморье активно развивается, включая в свою цепь все новые учреждения дополнительного образования, профильные институты, колледжи.

Вместе с этим, встаёт вопрос о степени изученности истории развития художественных школ на Дальнем Востоке, так как трудов, освещающих данную тему, пока не достаточно. В последнее время появляются работы посвящённые изобразительному искусству Дальнего Востока, защищаются диссертации (Зотова О.И, Левданская Н.А.). Однако целостной картины развития изобразительного искусства на Дальнем Востоке пока не сформировано.

Современная российская культура имеет несколько важных особенностей, характерных для неё от начала существования государства, - географическая разбросанность, как следствие удалённость регионов друг от друга, и тотальные центростремительные тенденции развития всех институтов политики. Данные особенности прямым образом влияют на разобщённость страны, обуславливая в ряде регионов искусственную культурную изоляцию.

К подобным регионам Российской Федерации мы можем отнести и Приморский край. Проблему культурной изолированности Дальнего Востока так же отмечают правительственные органы в принятом документе «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».

Рассмотрев проблематику истончённой культурной прослойки непосредственно в городе Владивостоке, можно сделать объективные выводы. Развиваясь в условиях трансграничья, колоссальной отдалённости от культурных центров русской культуры и памятников классического изобразительного искусства, художественная культура города Владивостока, в условиях специфики портового города, имеет тенденцию к развитию подражательства в художественно-изобразительных приёмах творчества студентов и выпускников Дальневосточной академии искусств.

Это и понятно. Поиск самостоятельного стиля выражения художника сложен и долог. Авторский стиль, требующий, зачастую, отвлечённости от материальных аспектов жизни, в условиях существования современного автора - трудно достижим.

В связи с этим, большая масса региональных художников, на пути становления стилистики своего нарратива, избирает наипростейший путь, апеллируя в своих высказываниях художественно выразительным приёмам своих учителей, создавая вместе с тем, оригинальную стилистику изобразительного искусства региона .

Институт художественного образования на Дальнем Востоке сравнительно молод, так что мы, будучи современниками его основоположников, можем с лёгкостью проследить его эволюцию, на примерах непосредственных основателей института и их последователей, которые, подхватив эстафету, продолжают традиции «дальневосточной школы живописи» .

Вениамина Гончаренко и Николая Жоголева можно назвать одними из первых основателей дальневосточной художественно-образовательной школы. Посвятив весомую долю своего творческого пути преподаванию художественных дисциплин первым студентам Дальневосточной государственной академии искусств, эти профессиональные художники стали основой, на которой в будущем выросла живописно-педагогическая система обучения на Дальнем Востоке.

Огромный вклад в методику преподавания профильных дисциплин, внёс Вениамин Гончаренко - художник-живописец, член Союза художников России, Заслуженный деятель искусств России, выпускник Института живописи и архитектуры им. И. Е. Репина, факультет живописи, мастерская Б.В. Иогансона. С 1974 по 1993 - ректор Дальневосточного педагогического института искусств. В должности ректора Дальневосточного педагогического института искусств, Вениамин Алексеевич опубликовал ряд статей по проблемам художественного образования и воспитания .

Не меньшую роль в становление художественного образования внёс Николай Павлович Жоголев. Заслуженный художник Российской Федерации, окончивший Владивостокское художественное училище и Государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, известный мастер фигурной композиции, портрета и натюрморта.

С точки зрения методологии преподавания, мастера специальных дисциплин не выходили за рамки традиции русской реалистической школы, приверженцами коей являлись. Уделялось особое внимание углублённому изучению основ композиционного построения, академическому рисунку и живописи. С момента основания художественного факультета Дальневосточного педагогического института искусств, преподавание специальных дисциплин велось по плану типовых программ .

Вместе с тем, мастерские художников одной и той же петербургской школы постепенно начали формировать новые, авторские черты. В то время как ученики Вениамина Гончаренко активно обращались к скульптурирующим возможностям пастозной живописи, зачастую ломая световоздушную перспективу, уходя от классического реализма в чистый импрессионизм, студенты мастерской Жоголева в совершенстве оттачивали своё владение цветовым пятном. «Визитной карточкой» их творчества становятся смелые цветовые решения в устойчивых композициях.

Даже при поверхностном анализе полотен, искусствоведы могут говорить о заимствовании студентами изобразительного нарратива своих мастеров курса. Так как характерные особенности художественного языка автора достаточно устойчивы, и будучи развиты в ходе процесса становления образно-семантической системы автора, отражают его творческий путь, они достаточно просто считываются иконологическим методом.

Постепенно в учебном процессе появляется то, что можно назвать механизмом усвоения влияний, перенятия традиций исполнения художественно выразительных средств живописи, отхождения от механического повторения штудий, неотступно ведущих к ремеслу.

Под руководством двух мастеров одной художественной школы формируется две художественных линии, два направления, ученики каждого из которых в своих работах оперируют чётко сформировавшимися, в рамках этих направлений, образно выразительными системами.

Выпускники мастерской Вениамина Гончаренко демонстрируют стремление к лаконичной палитре, желание работать меньшим количеством цветов, делая акцент на большее разнообразие оттенков. В традицию исполнения полотен входит эмоциональное наполнение колорита посредством работы валёрами. В рамках этой школы, форма воспринимается как световоздушный объем.

Так, выпускники мастерской В.А. Гончаренко 1976 года Сидор Андреевич Литвинов и Юрий Валентинович Собченко многие годы преподавали в Дальневосточной государственной академии искусств и выпустили не одно поколение ныне известных художников. На сегодняшний день педагогические традиции мастерской Вениамина Гончаренко продолжает практиковать Бутусов Илья Иванович.

Например, импрессионистская палитра пейзажа Владивостока в работе В.А. Гончаренко («Огни в порту», холст, масло, 2008 г., 840х1040 мм, галерея современного искусства «Арка»,) трансформируется в работе ученика Ильи Бутусова («Праздник огней», холст, масло, 2008 г., 1160х1300 мм, частная коллекция). Те же скрытые за туманом очертания морского берега, судов, зданий, воспроизводящие саму воздушную перспективу города Владивостока, за которую он так любим его жителями.

Очень близки по колориту и содержанию эти полотна учителя и ученика. Складывается впечатление, что это одно направление, одна линия художественного творчества.

Выпускники мастерской Николая Жоголева демонстрируют несколько иной набор художественно выразительных средств. В их работах отчётливо видно целенаправленное сближение живописи и графики, где очевидно сочетание лаконичного цветового пятна с мягкостью светоцветовой среды. Проблема передачи световоздушной перспективы решается посредством цветовых контрастов, приводимых к единому звучанию в рамках холста. В работах представителей данной мастерской можно заметить тенденции к декоративной живописи.

Творческий подход Николая Жоголева в работе («Вечер в Новоросии», холст, масло, 1995 г., 1490х1500 мм, частная коллекция), легко узнать по особой, повышенной светоносности и выразительности цвета. Отсутствие традиционной, для дальневосточной школы живописи, светотеневой моделировки, обострённые цветовые отношения, мотивы, заимствованные у природы и организация пространства только с помощью цвета, - характерные черты для выпускников мастерской Николая Жоголева, интуитивно уходящих в своём творчестве к фовизму. Аналогичную плоскостную трактовку форм, подчёркнутость декоративности живописи, в своих полотнах демонстрируют выпускники Жоголевской мастерской, -Дё Сон Ен («Снег», холст, акрил, 2012 г., 110х140 мм, частная коллекция), Алексей Фомин («Прибой», холст, масло, 2011 г., 500х700 мм, частная коллекция), Николай Лагирев («Бухта Золотой рог», холст, масло, 2010 г., 610х350 мм, частная коллекция). Примечательно, что на протяжении последних 10 лет, Фомин А.Е. и Лагирев Н.Н., являются педагогами Владивостокского художественного училища, формируя начальные художественно-стилистические особенности у студентов.

Параллели между стилистикой творчества учителя и ученика можно проводить и на других именах. Однако не это главное. Многие талантливые ученики, оперевшись на стилистику творчества учителя, создали свою линию творчества, создали свой неповторимый авторский приморский стиль. Изучение этого приморского стиля и представляется важной задачей.

Рис. 1. Вениамин Гончаренко «Огни в порту», холст, масло, 2008 г., 840х1040 мм, галерея современного искусства «Арка»

Рис. 2. Илья Бутусов «Праздник огней», холст, масло, 2008 г., 1160х1300 мм, частная коллекция

Рис. 3. Николай Жоголев «Вечер в Новоросии», холст, масло, 1995 г., 1490х1500 мм, частная коллекция

Рис. 4. Дё Сон Ен «Снег», холст, акрил, 2012 г., 110х140 мм, частная коллекция

Рис. 5. Лагирев Николай «Бухта Золотой рог», холст, масло, 2010 г., 610х350 мм, частная коллекция

Рис. 6. Фомин Алексей «Прибой», холст, масло, 2011 г., 500х700 мм, частная коллекция

Художественные направления, сложившись в 60-х годах, по сей день продолжают оказывать значимое влияние на художественное образование и культурный уровень Приморского края.

Вчерашние выпускники художественного факультета ДВГАИ, покидая свою «alma mater» становятся преподавателями, передавая будущему поколению современных живописцев изобразительные традиции своих учителей.

Таким образом, мастера, заложившие основы художественного образования на Дальнем Востоке, определили не только его развитие, но и самобытный облик приморского современного искусства.

Библиографическая ссылка

Катанаева Д.А. НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-4. – С. 639-642;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10143 (дата обращения: 28.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Первый в России вуз, объединивший три вида искусства - музыку, театр, живопись - был создан как Дальневосточный педагогический институт искусств. В год своего 30-летия (1992) он был переименован в Дальневосточный государственный институт искусств, в 2000 году институт стал академией, а в 2015 - вновь переименован в Дальневосточный государственный институт искусств.

В совместном обучении музыкантов, художников, драматических артистов и режиссеров предполагалось найти множество точек соприкосновения: общие или родственные дисциплины, широкие возможности, открывающиеся в сфере синтетических видов искусств, например - оперы, где объединены музыка, живопись и театр, творческое взаимообогащающее общение.

Министерство культуры серьезно отнеслось к созданию нового вуза. Были изданы соответствующие приказы, о поручении шефства над музыкальным факультетом - Московской государственной консерватории им. Чайковского; над театральным факультетом - Государственному институту театрального искусства им. Луначарского; над художественным факультетом - Институту живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.

Кроме того, этим учебным заведениям было предписано безвозмездно выделить из своих фондов мольберты, книги по искусству, академические работы, слепки с античных голов для рисунка, музыкальные инструменты, книги для библиотеки. Средним учебным заведениям - обеспечить достаточное количество абитуриентов для Дальневосточного педагогического института искусств.

Создание института искусств стало событием в культурной жизни Приморского края и всего Дальнего Востока. Появилась возможность подготовки кадров высокой квалификации для театров, оркестров, преподавателей для школ и училищ, художников.

Столицы помогли

Фундамент высшего образования в сфере искусства на Дальнем Востоке заложили прекрасные педагоги, выпускники центральных вузов: Московской консерватории: В.А. Гутерман (ученица Г.Г. Нейгауза), М.Р. Дрейер, В.М. Касаткин, Е.А. Калганов, А.В. Митин; Ленинградской консерватории - А.С. Введенский, Е.Г. Уринсон; Уральской консерватории - А.И. Жилина, Одесской консерватории - С.Л. Ярошевич, ГИТИСа - О.И. Старостина, ГИТИСа Б.Г. Кульнев, Ленинградского института им. Репина В.А. Гончаренко и другие. Музыкальный факультет начал заниматься по обычному плану консерваторий, художественный - по плану института им. Сурикова, театральный - по плану училища им. Щепкина.

Ректоры ДВГИИ

1962–1966. Первым ректором был назначен виолончелист Герман Владимирович Васильев - выпускник Московской консерватории (класс С.М. Козолупова).

1966–1973. ДВПИИ возглавлял заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР, профессор Владимир Григорьевич Апресов, выпускник Московской консерватории (класс М.В. Юдиной).

1973–1993. Ректор ДВПИИ - заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Вениамин Алексеевич Гончаренко выпускник Ленинградского художественного института им. Репина (мастерская профессора Б.В. Иогансона).

1993–2008. Руководитель вуза - кандидат искусствоведения, профессор Игорь Иосифович Заславский. (В 1991 под руководством Л.Е. Гаккеля защитил кандидатскую диссертацию «Клавирное исполнительство и педагогика Англии второй половины XVIII века»).

С 2008 ректором является Андрей Матвеевич Чугунов - выпускник вуза, лауреат международных конкурсов, профессор кафедры народных инструментов.

Андрей ЧУГУНОВ, ректор ДВГИИ

Материальная база

Учебный корпус № 1 по ул. Петра Великого, д.3а включает концертный зал на 260 мест, малый зал на 72 места, 70 учебных аудиторий для групповых и индивидуальных занятий; мастерские, грунтовочную, костюмерную, гримерную, кабинеты фонотеки и звукозаписи, информационный центр, художественный фонд, редакционно-издательскую базу. Первый этаж переоборудован для занятий студентов с ограниченными возможностями в соответствии с госпрограммой «Доступная среда».

Учебный корпус № 2 по ул. Володарского, 19 расположен в здании, которое является памятником истории и культуры федерального значения - «Народный дом им. А.С.Пушкина». Вместе с этим зданием академия приобрела уникальный концертный зал на 400 мест с прекрасной акустикой, 19 учебных аудиторий для групповых и индивидуальных занятий.

Фонотека и видеотека института располагают самым большим на Дальнем Востоке фондом аудио- и видеозаписей. Это концертные выступления педагогов, аспирантов, студентов, приглашенных музыкантов, записи всех Международных конкурсов, спектакли студентов театрального факультета, оперной студии.

Библиотека института подключена к электронным библиотечным системам «КнигаФонд» и «Лань». В библиотеке установлена компьютерная программа для незрячих и слабовидящих ― NVDAI. В 2012 произведены работы по комплексной автоматизации библиотечной деятельности (СКАБД) научной библиотеки института, с предустановленным программным обеспечением. Имеется собственная Электронная библиотечная система (ЭИБС) ФГБОУ ВО ДВГАИ на платформе АИБС Marc SQL.

Инструментарий: все учебные помещения и залы оснащены клавишными музыкальными инструментами (85 единиц роялей и пианино, в т.ч. концертные рояли Steinway & Sons, Yamaha, Bechstein, Förster ). Оркестры обеспечены духовыми, струнными и ударными инструментами, русскими народными инструментами. В концертном зале установлен электроорган «Rodgers 968».

У института есть 4-этажное здание общежития, в котором имеется спортзал, теннисный зал. Для занятий на воздухе оборудована спортивная площадка. Студенты, преподаватели и сотрудники питаются в столовой, расположенной в учебном корпусе. Есть собственный медпункт.

Образование

В настоящее время Дальневосточный государственный институт искусств является центром профессионального музыкального, театрального и художественного образования на Дальнем Востоке. В Институте создана трехуровневая система художественного образования (детская школа искусств – училище – творческий вуз):

детский эстетический центр «Мир искусства», детская школа искусств;

музыкальный колледж;

вуз: программы специалитета, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и ассистентуры-стажировки; дополнительные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В состав Института входят три факультета: музыкальный (консерватория), театральный и художественный , в 1998 создано иностранное отделение.

Ежегодно институт выпускает в среднем 90 человек разных специальностей и таким образом решает вопрос обеспечения всего Дальнего Востока высокопрофессиональными кадрами в области музыкального, театрального и художественного искусства. Выпускники института работают в драматических и оперных театрах (в том числе в Приморском филиале Мариинского театра), филармониях, симфонических оркестрах, музыкальных и художественных колледжах, вузах, детских школах искусств. Среди них - лауреаты и дипломанты международных конкурсов, всероссийского конкурса «Молодые дарования России»; стипендиаты Президента и Правительства РФ, Губернатора Приморского края. Многие из выпускников имеют почетные звания Российской Федерации.

Обучение в институте представляет единство учебного, научного и творческого процессов. Все студенты и аспиранты вовлечены в концертную и творческую жизнь института, г. Владивостока, Приморского края: в составе различных оркестров (ДВГИИ, ТСО, Пушкинского театра, штаба ТОФ, театра им. М. Горького, ВМУ), академического хора, ансамблей, как солисты. Студенты театрального факультета заняты в спектаклях Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького, «Крейсера», «Поминальная молитва», «Три сестры», «Товарищ», «Шут Балакирев», «Стена». Лучшие студенты и выпускники музыкального факультета работают в Приморском филиале Мариинского театра оперы и балета.

Научная деятельность

За 55 лет в институте сформировалась самобытная научно-исследовательская школа , основанная на традиции глубокого изучения письменных музыкально-теоретических памятников благодаря усилиям известного ученого Е.В. Герцмана и деятельности Ю.И. Шейкина, Р.Л. Поспеловой, долгое время работавших в академии. Результаты фундаментальных исследований преподавателей вуза отражены в монографиях В. Федотова «Начало западноевропейской полифонии», Е. Алкон «Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное», О. Шушковой «Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма», Г. Алексеевой «Проблемы адаптации византийского пения на Руси», И. Гребневой «Скрипичный концерт в европейской музыке XX века»; в многочисленных публикациях С. Лупиноса.

Среди направлений научной работы преподавателей академии - изучение древних, средневековых и современных музыкальных традиций Востока и Азии (Япония, Китай, Корея, Индия), архаичного фольклора, музыкального искусства европейского средневековья, барокко, Возрождения, раннего классицизма, русской и западноевропейской палеографии, истории теоретического музыкознания, музыки XX века.

Накоплен уникальный материал - гордость вуза - переводы на русский язык латинских, немецких, английских трактатов западноевропейских ученых IX–XVIII веков.

Тематика диссертационных исследований: канон в музыкальном наследии Японии (С. Лупинос), методология музыкознания (Т. Корнелюк), музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России (Ю. Фиденко), традиционная музыкальная письменность Восточной Азии (С. Ключко), теория и практика позднего Возрождения (Е. Полунина), «мифологичное» в музыкальном мышлении К. Дебюсси (О. Перич), национальные фортепианные школы Дальневосточного региона (С. Айзенштадт), поэтическое творчество Арриго Бойто (А. Сапелкин), вопросы истории музыкального исполнительства и методики музыкального воспитания (И. Заславский, П. Заславская).

Дальневосточный государственный институт искусств - член объединенного диссертационного совета Д 999.025.04 при Дальневосточном федеральном университете по специальностям 17.00.02 - Музыкальное искусство (искусствоведение) и 24.00.01 - Теория и история культуры (искусствоведение и культурология).

Ежегодно проводится научная конференция «Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток – Запад».

Творческая деятельность

В ДВГИИ проводятся конкурсы и творческие проекты при поддержке Министерства культуры РФ и ФЦП «Культура России»

I и II Всероссийский музыкальный конкурс (региональные этапы). В Дальневосточном Федеральном округе конкурс проводится в двух городах: Владивостоке и Якутске.

Международный конкурс молодых музыкантов-исполнителей «Музыкальный Владивосток» - единственный подобный конкурс в Дальневосточном регионе, который проводится по специальностям: фортепиано, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты, сольное пение, хоровое дирижирование. В конкурсе принимают участие солисты и ансамбли, проводится Видеоконкурс ансамблей и оркестров. В конкурсе принимают участие более 350 участников из России, Китая, Кореи, Японии. В качестве председателей жюри приглашались музыканты с мировым именем: народные артисты РФ А. Севидов, В. Попов, И. Мозговенко, С. Лукин, В. Зажигин, А. Цыганков; заслуженные артисты РФ Ю. Слесарев, Ш. Амиров, А. Мндоянц, Б. Ворон и многие другие.

Организаторы конкурса: проректор по международным связям А. Смородинова, проректор по творческой работе заслуженный артист РФ, профессор А. Капитан, декан музыкального факультета заслуженный артист РФ, профессор Ф. Кальман.

«Арт Владивосток» - Международная выставка-конкурс творческих работ студентов и молодых художников Дальнего Востока, России и стран АТЭС. Участники представляют работы в нескольких номинациях (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) и нескольких возрастных группах. В конкурсе принимают участие около 150 человек из России, Китая, Кореи, Японии, Вьетнама. В состав жюри приглашались: вице-президент Российской академии художеств А. Ястребенецкий (Москва), заслуженные художники РФ. Н. Чибисов (Москва), С. Черкасов, председатель Всекорейской ассоциации художников Кореи, профессор Университета Донг-А Джанг Габ Джу (г. Пусан, Республика Корея), заслуженный деятель искусств РФ, профессор В. Гончаренко, К. Бессмертный (Португалия).

Всероссийская Олимпиада по музыкально-теоретическим предметам «Шедевры мировой музыкальной культуры» для учащихся профессиональных образовательных учреждений и детских школ искусств. Тема Олимпиады определяет ее основную цель: за время обучения в начальном и среднем звене освоить необходимый базовый минимум знаний, стимулировать развитие кругозора учащихся.

В Олимпиаде принимают активное участие и учащиеся исполнительских специальностей. Общее количество участников - около 80 человек из Приморского края, Сахалинской области, Амурской области, Хабаровского края, Республики Саха (Якутия).

Региональная творческая школа «Театральный прибой» для учащихся общеобразовательных школ, учеников театральных студий и школ искусств, учащихся средних и высших учебных заведений Дальневосточного региона и Западной Сибири. Проект включает мастер-классы и открытые уроки, позволяет юным актерам проявить свои возможности в различных направлениях театрального образования: актерском мастерстве, сценической речи, сценическом движении и пластике.

«Дебют молодых музыкантов-исполнителей, лауреатов международных конкурсов - жителям городов и поселений Дальнего Востока» . Проект был реализован как серия гастрольных поездок по городам и поселкам Приморского края. В концертах приняли участие студенты, ассистенты-стажеры, выпускники ДВГИИ.

Пов ышение квалификации преподавателей образовательных учреждений отрасли культуры и искусства и общеобразовательных школ «Академии искусств». Такие проекты особенно актуальны для Дальневосточного региона, удаленного от центральных вузов культуры и искусства и направлены на сохранение и развитие системы художественного образования, повышение профессионального уровня преподавателей, поддержку молодых дарований в сфере культуры и искусства. В этом проекте обычно принимают участие от 200 до 400 человек из Находки, Владивостока, Благовещенска, Хабаровска; Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Якутска. Артема, Уссурийска, Дальнереченска, Арсеньева, Райчихинска, Спасска, Комсомольска-на-Амуре, Белогорска, Партизанска, Амурска, Шахтерска, Южно-Сахалинска.

Проекты ДВГИИ

Первый Дальневосточный конкурс-фестиваль эстрадной музыки. Возникновение конкурса-фестиваля было инициировано кафедрой духовых и ударных инструментов и связано с развитием образования в области эстрадного искусства в Дальневосточном регионе. В 2014 в ДВГАИ был произведен первый набор студентов по направлению подготовки «Музыкальное искусство эстрады», профиль «Инструменты эстрадного оркестра». Так стало возможным получение высшего образования в этой сфере на Дальнем Востоке. Конкурс-фестиваль является преемником традиционного фестиваля «День саксофона» , который с 2006 ежегодно 6 ноября проводил заслуженный деятель искусств России, профессор В. Колин (зав. кафедрой А. Ещенко).

Краевой фестиваль детского творчества. В институте более 20 лет работает Детский эстетический центр «Мир искусства». Это своеобразная «академия искусств для детей», которые посещают уроки музыки, живописи, ритмики, ансамбля, искусства общения и игротворчества. Самые талантливые продолжают свое обучение в Детской школе искусств ДВГИИ , которая функционирует четвертый год. На сегодняшний день в ней обучаются 73 человека по предпрофессиональным программам по специальностям: Фортепиано, Струнные инструменты, Духовые и ударные инструменты, Народные инструменты, Хоровое пение, Живопись. Учащиеся школы уже стали победителями конкурсов и фестивалей различного уровня: городских, региональных, международных. Учащаяся школы Лиза Елфутина (баян) стала участницей конкурса «Синяя птица».

Ежегодный фестиваль детского творчества направлен на сохранение и развитие культурной среды и выявление талантливых детей, способных к получению профессионального образования в области музыкального, театрального и художественного искусств (директор ДЭЦ Т. Разувакина, директор ДШИ - кандидат искусствоведения, доцент Е. Полунина).

Дальневосточный Зимний фестиваль искусств и Смотр юных дарований проводятся ежегодно, в декабре. В нем принимают участие лучшие коллективы и солисты ДВГИИ, а также творческие коллективы учебных заведений Владивостока, Сахалинской области, Хабаровского и Приморского края. Мероприятия фестиваля проходят в Концертном зале Института искусств и привлекают большое количество профессионалов и любителей музыки, живописи и театра. Поскольку Владивосток сегодня уже является крупнейшим культурным центром в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Дальневосточный Зимний фестиваль искусств можно назвать визитной карточкой города.

«Золотой ключ» - Дальневосточный конкурс исполнительского мастерства преподавателей детских музыкальных школ и детских школ искусств им. Г.Я. Низовского. Конкурс проводится один раз в два года и призван стимулировать творческую активность и обмен опытом преподавателей-музыкантов, расширение педагогического репертуара; выявлять и поддерживать талантливых преподавателей, пропагандировать разнообразные формы коллективного музицирования. Во время конкурса проводятся курсы повышения квалификации.

Первый Международный российско-китайский детский фестиваль искусств «Восточный калейдоскоп». Фестиваль призван укреплять сотрудничество Китая и России в области художественного образования, стимулировать творческую активность и обмен опытом двух стран в области культуры и искусства, выявлять талантливую молодёжь для дальнейшего обучения в Российских учебных заведениях. Поддерживать талантливых китайских и российских преподавателей, пропагандировать китайскую и русскую музыку, живопись, разнообразные формы коллективного творчества. В первом фестивале приняли участие более 100 участников.

Дальневосточный конкурс чтецов «Моя любовь - моя Россия» - ежегодный конкурс, который собирает более 200 участников Дальневосточного региона: от учеников общеобразовательных школ до молодых актеров театра.

Краевой Конкурс исполнителей современной музыки - преемник аналогичного конкурса, который проводится на музыкальном факультете Дальневосточной государственной академии искусств ежегодно, начиная с 1966.

Конкурс на лучшее исполнение произведений композиторов второй половины XX века - проводится кафедрой общего фортепиано. Этот конкурс стимулирует занятия студентов, активизирует их интерес к современной музыке, способствует раскрытию творческих возможностей студентов (зав. кафедрой - доцент Е. Безручко).

«Ткачевские чтения» конкурс чтецов им. народного артиста РФ Л. Ткачева, бессменного многолетнего руководителя кафедры сценической речи театрального факультета. Проводится совместно с Приморским отделением Союза Театральных Деятелей РФ. Участники - студенты выпускных курсов высших учебных заведений искусства и культуры Дальнего Востока, молодые артисты Дальневосточных театров (декан - заслуженный артист РФ, профессор А. Запорожец, зав. кафедрой - профессор Г. Бакшеева)

«Театральная надежда» - конкурс самостоятельных работ по актерскому мастерству носит имя заслуженного деятеля искусств РФ С. Гришко, прослужившего на театральном факультете свыше 30 лет. Конкурс проводится при поддержке Приморского отделения Союза театральных деятелей РФ (зав. кафедрой - народный артист РФ, профессор А. Славский)

«Пленэр» – ежегодная выставка-конкурс живописных и графических работ студентов художественного факультета. Выставки проходят в залах Приморской государственной картинной галереи и Приморского отделения Союза художников РФ. Для молодых художников это первая возможность заявить о себе и пообщаться с посетителями выставки - жителями Владивостока и Приморского края. В разные годы студенты работали на пленэре в Венеции, Флоренции, Санкт-Петербурге. Во время пленэра в Италии студенты стали лауреатами Международного конкурса молодых художников «Венецианский вернисаж» (декан художественного факультета - доцент Н. Попович).

Дистанционные мастер-классы с использованием Дисклавира: Владивосток -Москва. В рамках реализации проекта о сотрудничестве между Дальневосточной государственной академией искусств и Ассоциацией лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского (генеральный директор А. Щербак) были проведены регулярные уроки с использованием Дисклавира, установленного в ДВГИИ. Уроки проводил профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского А. Вершинин. Завершающий этап проекта - совместный концерт музыкантов из Москвы и Владивостока, посвященный 175-летнему юбилею П.И. Чайковского. Концерт состоялся 27 апреля 2015. После успешного опыта проведения систематических занятий появилась возможность разработки программы дистанционного обучения с использованием инновационных технологий.

«Из истории творческих школ Института искусств: истоки, традиции, выдающиеся педагоги…». Рассказывают преподаватели Института искусств - выпускники центральных вузов: Ленинградской консерватории - профессора Г. Повещенко (фортепиано), Л. Борщева (альт), Л. Вайман (скрипка), доцент В. Букач (фортепиано); ГМПИ им. Гнесиных - профессор Р.Е. Илюхина (фортепиано), Новосибирской консерватории - доктор искусствоведения, профессор С.А. Айзенштадт (фортепиано).

Ежегодно проводятся фестивали, концерты: Международный день музыки, «День саксофона», «Альтовый фестиваль», «Камерные ассамблеи», «Балалайка - душа России», «Баян, аккордеон и гармонь», «Вечер пластики», «Рыцари баяна».

Мастер-классы, обмен опытом

Повышению качества образования, заинтересованности студентов способствуют творческие встречи, открытые уроки и мастер-классы известных деятелей искусства. Наиболее значительными событиями последних лет стали проекты: «Домра XXI век» включавший научно-практическую конференцию и мастер-классы народного артиста России, профессора С.Лукина и солистки «Москонцерт» Н. Богдановой (фортепиано); семинары-практикумы «Музыкальная педагогика: теория, методика, практика» доктора искусствоведения, профессора РАМ им. Гнесиных М. Имханицкого); «Учусь творить» Т. Тютюнниковой; «Сценическое движение и фехтование» Б. Домнина;

Мастер-класс Павла МИЛЮКОВА

Мастер-классы приглашенных специалистов: американской актрисы Мод Митчелл, участников проекта «Трио Рахманинова и друзья» В. Ямпольского, Н. Савиновой, М. Цинмана, Н. Кожухаря, Я. Клесса, Э. Коэльо, К. Минци, О. Худякова, С. Дельмастро;

Творческие школы: «Домра. Совершенные мастера» А.Цыганкова и «Мастера баянного исполнительского искусства и педагогики» Ю.Шишкина, мастер-классы профессора Санкт-Петербургской консерватории Н.Серегиной.

Мастер-классы, организованные Мариинским театром и Санкт-Петербургским Домом музыки, провели народный артист РФ, профессор Санкт-Петербургской консерватории С. Ролдугин, заслуженный артист РФ, профессор Московской консерватории А. Диев, лауреат международных конкурсов П. Милюков, заслуженная артистка РФ Е. Миртова, заслуженная артистка РФ, профессор Санкт-Петербургской консерватории Н. Серегина, заслуженный артист РФ, доцент Московской консерватории А. Кошванец; доцент Санкт-Петербургской консерватории Б. Табуреткин; лауреат международных конкурсов, солист оркестра Мариинского театра Д. Лупачев.

Сергей Ролдугин, Тищенко Александра, мастер-класс

Лауреаты

Впервые молодые музыканты из Владивостока ярко заявили о себе на фестивалях в Ленинграде (1967, 1971), Саратове (1969), с 1990-х годов завоевывали призовые мес­та на различных российских и международных конкурсах (Москва, Санкт-Петер­бург, Пекин, Новосибирск, города Италии и др.).

Оркестр русских народных инструментов ДВГАИ - обладатель Гран-при V Всероссийского конкурса им. Калинина (Санкт-Петербург).

Симфонический оркестр ДВГАИ - лауреат Гран-при VII Дальневосточного конкурса инструментальной музыки «Метроном».

Академический хор ДВГАИ - лауреат Гран-при VI Международного конкурса «Музыкальный Владивосток».

Студенты музыкального факультета завоевывали награды международных конкурсов «Современное искусство и образование» (Москва), «Премия города Ланчано» (Италия), Международного конкурса вокалистов имени Б.Т. Штоколова (Санкт-Петербург), конкурса «Надежда» (Красноярск); Международного фестиваля-конкурса «Играй, баян» (Ржев), XIX Международного конкурса «Bella voce» (Москва, 2013), Смотра-конкурса вокалистов-выпускников музыкальных вузов России (Санкт-Петербург), Международного конкурса баянистов-аккордеонистов «Харбинское лето» (КНР, г. Харбин).

Студенты художественного факультета становились лауреатами Международной выставки-конкурса «Россия-Италия. Традиции и новаторство» (Флоренция), II Международного конкурса современного искусства «Моя Югра» (Ханты-Мансийск), I Международного фестиваля-конкурса национального изобразительного творчества «Душа Родины… Родина Души…» (Санкт-Петербург).

Международная деятельность

С 1990-х годов интенсивно развиваются международные связи Института по различным направлениям и видам деятельности.

Институт является организатором ряда международных проектов: «Дни Штутгартской оперы», «Волшебная флейта во Владивостоке», «Фигаро на Дальнем Востоке», «Дон Жуан на Тихом океане» (при содействии Германо-Российского Форума, Государственной Оперы г. Штутгарта, Гете-Института (Москва), Министерства земли Баден-Вюртемберг (Германия).

В числе проектов ДВГИИ: совместный российско-американский проект по постановке мюзикла «Company» (Stephan Sondheim – George Furth); русско-японские музыкальные встречи при сотрудничестве с Рэйко Такахаси Ирино (Музыкальный институт JML Есиро Ирино); художественные выставки: «Современная живопись в России: художники Владивостока» (Пусан, республика Корея); «Восток встречается с Востоком» (Государственный музей провинции Хейлунцзян г. Харбин); VIII Международная выставка «Семи морей» (Южная Корея); выставка стран Юго-Восточного региона (Шанхай) и другие.

В рамках ранее достигнутой договоренности между Дальневосточным государственным институтом искусств и Токийской концертной компанией

BELCANTOJAPAN L.L.C. о сотрудничестве в сфере культуры и искусства, проводятся гастрольные поездки преподавателей в Японию.

Международный проект «Фигаро на Дальнем Востоке»

Творческие коллективы

Симфонический оркестр - лауреат Гран-при VII Дальневосточного конкурса инструментальной музыки «Метроном».

Оркестр народных инструментов ведет активную концертную деятельность на Дальнем Востоке. В разные годы с оркестром выступали известные музыканты: народные артисты СССР Зураб Соткилава, народный артист РФ Валерий Зажигин, дирижеры заслуженный артист РФ Борис Ворон, заслуженный деятель искусств РФ Иван Гуляев, а также преподаватели и студенты академии. Оркестр - лауреат первых премий IV и V Международных конкурсов молодых музыкантов-исполнителей «Музыкальный Владивосток» 2005–2007, обладатель Гран-при V Всероссийского конкурса им. Н.Н. Калинина (Санкт-Петербург, 2009).

Руководитель симфонического и народного оркестров - заслуженный артист РФ, профессор С. Арбуз .

Академический хор. Хор принимал участие в международных проектах «Волшебная флейта во Владивостоке» и «Фигаро на Дальнем Востоке». В 2010 году хор стал лауреатом краевого конкурса «Поющий океан», в 2012 – обладателем Гран При VI Международного конкурса «Музыкальный Владивосток» (видеоконкурс).

Руководитель - доцент Л. Швейковская .

Академический хор ДВГИИ

Ансамбль камерной музыки «Кончертоне» существует с 1990. Ансамбль - лауреат Международного конкурса им. Шендерева (1997, III премия), II Международного конкурса в Пекине (1999, II премия). «Кончертоне» - коллектив, обладающий невероятными возможностями охвата репертуарной палитры. Секрет этого - в составе ансамбля: скрипка, баян, кларнет, виолончель, фортепиано, а иногда и флейта, что позволяет музыкантам исполнять музыку различных направлений и стилей.

Кредо «Кончертоне» - постоянный поиск, новые музыкальные открытия. Впервые на Дальнем Востоке ансамбль исполнил такие произведения, как «Ревизская сказка» А. Шнитке, «Силенцио» С. Губайдуллиной, произведения И. Стравинского, С. Слонимского и А. Пьяццоллы.

Русское инструментальное трио «Владивосток» выступает в неизменном составе со дня основания в 1990: заслуженные артисты РФ Николай Ляхов (балалайка), Александр Капитан (баян) Сергей Арбуз (балалайка-контрабас). Это один из ведущих коллективов на Дальнем Востоке, работающих в народно-инструментальном жанре. Трио концертирует в России (Приморский и Хабаровский край, Еврейская автономная область, Республика Саха (Якутия), Читинская, Сахалинская, Камчатская области) и за рубежом (Япония, Китай, США, Таиланд). Участвует в международных, всероссийских и региональных фестивалях в городах Исе, Саката (Япония), в г. Нанкин (КНР), в Northwest folklife festival (США, г. Сиэтл), «На Амурских просторах» (Хабаровск), «Поющие струны Якутии», «Забайкальская гармоника» (Чита), «Музыкальное обозрение-2004», «Дальневосточная весна» (Владивосток).

Коллектив - лауреат Международного конкурса им. Г. Шендерева (Россия, Владивосток, 1997 - Серебряный диплом); XVII Международного конкурса «Grand Prix» (Франция, г. Бишвиллер, 1997 - Гран-при и Золотая медаль); II Международного конкурса баянистов-аккордеонистов (Китай, Пекин, 1999 - I премия); 38-го Международного конкурса баянистов-аккордеонистов, (Германия, г. Клингенталь, 2001 III премия).

Оперная студия - лауреат I премии Международного конкурса «Музыкальный Владивосток» (2014, 2016) за постановки: Соколовский. Сцены из оперы «Мельник, колдун, обманщик и сват», Перселл - «Дидона и Эней», Моцарт - «Бастьен и Бастьенна». Руководитель - заслуженный деятель искусств РФ, профессор В. Воронин.

Трио «Экспекто» - лауреат международных конкурсов баянистов-аккордеонистов в г. Харбине (Китай, 2014, I премия), в Кастельфидардо (Италия, 2015, I премия, золотая медаль).

Квартет «Коллаж» - лауреат международных конкурсов баянистов-аккордеонистов в г. Харбине (Китай, 2016, I премия).

Трио «Ориент» в составе Артем Ильин (аккордеон), Евгения Зленко (фортепиано), Анна Зверева (скрипка) - лауреат международного конкурса в г. Ланчано (Италия, 2014, I премия).

Выдающиеся выпускники ДВГИИ

За полвека Дальневосточный государственный институт искусств окончили многие музыканты, ныне широко известные в России и в мире. Среди них:

музыковеды, доктора искусствоведения: профессор РГПУ им. Герцена Е. Герцман , профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств Карелии У Ген-Ир , профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Р. Поспелова , профессор РАМ им. Гнесиных Е. Алкон , профессор кафедры изобразительного искусства Школы искусства культуры и спорта ДВФУ Г. Алексеева , профессор Московского государственного института культуры Н. Ефимова , профессор, и.о. зав. кафедрой философии, истории, теории культуры и искусства Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке А. Алябьева , профессора ДВГИИ О. Шушкова, Ю. Фиденко ;

исполнители: заслуженный артист РФ, руководитель ансамбля «Джанг» Н. Эрденко , заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования, профессор РАМ им. Гнесиных Б. Ворон , лауреат международного конкурса, заслуженный деятель искусств РС (Я), профессор кафедры оркестровых струнных инструментов Высшей школы музыки РС (Я) (института) им. В.А. Босикова О. Кошелева ;

актеры: народные артисты РФ А.Михайлов, С. Степанченко, Ю. Кузнецов, С. Стругачев, лауреат Государственной премии В. Приемыхов, заслуженная артистка РФ В. Цыганова; народные артисты РФ, актеры Приморского краевого драматического театра им. Горького, профессора кафедры мастерства актера А. Славский, В. Сергияков, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель Приморского краевого академического театра имени М. Горького Е. Звеняцкий;

заслуженные художники РФ С. Литвинов, С. Черкасов, И. Дункай.

Главная > Документ

Дмитрий Боровский, май 1998 года

Искусство: Дальний Восток: обзор

Огромный регион, условно именуемый Дальним Востоком, включает в себя Китай, Японию, Корею, Монголию и Тибет - страны, имеющие ряд сходных черт, но одновременно и значительные различия в культуре.

Все страны Дальнего Востока испытывали воздействие древних цивилизаций Китая и Индии, где ещё в 1 м тысячелетии до нашей эры возникли философско-религиозные учения, положившие начало представлению о природе как всеобъемлющем Космосе - живом и одухотворённом организме, который живёт по своим собственным законам.

Природа оказалась в центре философских и художественных исканий всего средневекового периода, а её закономерности считались универсальными, определявшими жизнь и взаимоотношения людей. С многообразными проявлениями природы сопоставлялся внутренний мир человека. Это повлияло на развитие символического метода в изобразительном искусстве, определив его иносказательный поэтический язык. В Китае, Японии и Корее под влиянием подобного отношения к природе формировались виды и жанры искусства, строились архитектурные ансамбли, тесно связанные с окружающим ландшафтом, зарождалось садово-парковое искусство и, наконец, происходил рассвет пейзажной живописи.

Под влиянием древнеиндийской цивилизации стал распространяться буддизм, а в Монголии и Тибете - также индуизм. Эти религиозные системы принесли в страны Дальнего Востока не только новые для них идеи, но и оказали непосредственное влияние на развитие искусства. Благодаря буддизму во всех странах региона появился неизвестный прежде новый художественный язык скульптуры и живописи, были созданы ансамбли, характерной особенностью которых стало взаимодействие архитектуры и изобразительного искусства.

Особенности изображения буддийских божеств в скульптуре и живописи складывались на протяжении многих веков как особый язык символов, выражавший представления о мироздании, нравственных законах и предназначении человека. Таким образом закреплялись и сохранялись культурный опыт и духовные традиции многих народов. В образах буддийского искусства воплощались идеи противоборства добра и зла, милосердия, любви и надежды. Все эти качества определили своеобразие и общечеловеческую значимость выдающихся творений дальневосточной художественной культуры.

Искусство: Япония

Япония расположена на островах Тихого океана, протянувшихся вдоль восточного побережья Азиатского материка с севера на юг. Японские острова находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Жители островов привыкли постоянно быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту природы в большом и малом. В японской мифологии родоначальниками всего в мире считались божественные супруги, Идзанаги и Идзанами. От них произошла триада великих богов: Аматэрасу - богиня Солнца, Цукиёми - богиня Луны и Сусаноо - бог бури и ветра. По представлениям древних японцев, божества не имели зримого облика, а воплощались в саму природу - не только в Солнце и Луны, но и в горы и скалы, реки и водопады, деревья и травы, которые почитались как духи-ками (слово ками в переводе с японского означает божественный ветер ). Такое обожествление природы сохранялось на протяжении всего периода Средневековья и получило название синто - путь богов , став японской национальной религией; европейцы называют её синтоизмом.

Истоки японской культуры уходят корнями в глубокую древность. Самые ранние произведения искусства относятся к 4..2 му тысячелетиям до нашей эры. Наиболее длительным и самым плодотворным для японского искусства был период Средневековья (6..19 й века).

Искусство: Япония: архитектура: традиционный японский дом

Конструкция традиционного японского дома сложилась к 17..18 м векам. Он представляет собой деревянный каркас с тремя подвижными стенами и одной неподвижной. Стенами не несут функций опоры, поэтому они могут раздвигаться или даже сниматься, служить одновременно и окном. В тёплый сезон стены представляли собой решётчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускавшей свет, а в холодное и дождливое время их прикрывали или заменяли деревянными панелями. При большой влажности японского климата дом необходимо проветривать снизу. Поэтому он приподнят над уровнем земли на 60 см. Чтобы предохранить опорные столбы от гниения, их устанавливали на каменные основания.

Лёгкий деревянный каркас обладал необходимой гибкостью, что уменьшало разрушительную силу толчка при частых в стране землетрясениях. Кровля, черепичная или тростниковая, имела большие навесы, которые предохраняли бумажные стены дома от дождя и палящего летнего солнца, но не задерживали низких солнечных лучей зимой, ранней весной и поздней осенью. Под навесом кровли располагалась веранда.

Пол жилых комнат покрывали циновками - татами , на которых главным образом сидели, а не стояли. Поэтому и все пропорции дома были ориентированы на сидящего человека. Поскольку в доме не было постоянной мебели, спали на полу, на специальных толстых матрацах, которые убирали днём в стенные шкафы. Ели, сидя на циновках, за низкими столиками, они же служили для различным занятий. Раздвижные внутренние перегородки, обтянутые бумагой или шёлком, могли делить внутренние помещения в зависимости от потребностей, что позволяло использовать его более разнообразно, однако полностью уединится внутри дома каждому его обитателю было невозможно, что повлияло на внутрисемейные отношения в японской семье, а в более общем смысле - на особенности национального характера японцев.

Важная деталь дома - располагавшаяся у неподвижной стены ниша - токонама , где могла висеть картина или стоять композиция из цветов - икэбана. Это был духовный центр дома. В украшении ниши проявлялись индивидуальные качества обитателей дома, их вкусы и художественные наклонности.

Продолжением традиционного японского дома был сад . Он исполнял роль ограждения и одновременно связывал дом с окружающей средой. Когда раздвигали наружные стены дома, исчезала граница между внутренним пространством дома и садом и создавалось ощущение близости к природе, непосредственного общения с ней. Это было важной особенностью национального мироощущения. Однако японский города росли, размеры сада уменьшались, нередко его заменяла небольшая символическая композиция из цветов и растений, которая выполняла ту же роль соприкосновения жилища с миром природы.

Искусство: Япония: икэбáна

Искусство расстановки цветов в вазах - икэбáна (жизнь цветов ) - восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе с буддизмом в 6 м веке. Чаще всего композиция в стиле того времени - рикка (поставленные цветы ) - состояла из ветки сосны или кипариса и лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосудах.

С развитием светской культуры в 10..12 м веках композиции из цветов устанавливали во дворцах и жилых покоях представителей аристократического сословия. При императорском дворе стали популярны особые состязания по составлению букетов. Во второй половине 15 го века появилось новое направление в искусстве икэбаны, основателем которого был мастер Икэнобо Сэнъэй . Произведения школы Икэнобо отличались особой красотой и изысканностью, их устанавливали у домашних алтарей, преподносили в качестве подарков.

В 16 м столетии с распространением чайных церемоний сформировался специальный вид икэбаны для украшения ниши-токонома в чайном павильоне. Требование простоты, гармонии, сдержанной цветовой гаммы, предъявлявшейся ко всем предметам чайного культа, распространялись и на оформление цветов - тябана (икэбана для чайной церемонии ). Знаменитый мастер чая Сэнно Рикю создал новый, более свободный стиль - нагэирэ (небрежно поставленные цветы ), хотя именно в кажущейся беспорядочности заключалась особая сложность и красота образов этого стиля. Одним из видов нагэирэ была так называемая цурибана, когда растения помещались в подвешенном сосуде в форме лодочки. Такие композиции подносили человеку, вступавшему в должность или оканчивающему учёбу, так как они символизировали «выход в открытое житейское море».

В 17..19 м веках искусство икэбаны получило широкое распространение, возник обычай обязательного обучения девушек искусству составления букетов. Однако из-за популярности икэбаны композиции упростились, пришлось отказаться от строгих правил стиля рикка в пользу нагэирэ , из которого выделился ещё один новый стиль сэйка или сёка (живые цветы ). В конце 19 го века мастер Охара Усин создал стиль морибана , основное новшество которого заключалось в том, что цветы размещались в широких сосудах.

В композиции икэбаны присутствует, как правило, три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. Их соотношение друг с другом и дополнительными элементами создаёт разные по стилю и содержанию произведения. Задача художника состоит не только в том, чтобы создать красивую композицию, но и наиболее полно передать в ней собственные раздумья о жизни человека и его месте в мире. Произведения выдающихся мастеров икэбаны могут выражать надежду и грусть, душевную гармонию и печаль.

По традиции в икэбане, обязательно воспроизводится время года, а сочетание растений образует общеизвестные в Японии символические благопожелания: сосна и роза - долголетие; пион и бамбук - процветание и мир; хризантема и орхидея - радость; магнолия - духовная чистота итп .

Искусство: Япония: скульптура: нэцкэ

Миниатюрная скульптура - нэцкэ получила широкое распространение в 18..19 веках как один из видов декоративно-прикладного искусства. Появление её связано с тем, что национальный японский костюм - кимоно - не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы (трубка, кисет, коробочка для лекарств итп ) прикрепляются к поясу с помощью брелока-противовеса. Нэцкэ поэтому обязательно имеет отверстие для шнурка, с помощью которого к нему прикрепляется нужный предмет. Брелоки в виде палочки и пуговицы употреблялись и раньше, но с конца 18 го века над созданием нэцкэ уже работали известные мастера, ставившие свою подпись на произведениях.

Нэцкэ - искусство городского сословия, массовое и демократичное. По сюжетам нэцкэ можно судить о духовных запросах, повседневных интересах, нравах и обычаях горожан. Они верили в духов и демонов, которых часто изображали в миниатюрной скульптуре. Они любили фигурки «семи богов счастья», среди которых наиболее популярны были бог богатства Дайкоку и бог счастья Фукуроку. Постоянными сюжетами нэцкэ были следующие: растрескавшийся –баклажан со множеством семян внутри - пожелание большого мужского потомства, две уточки - символ семейного счастья. Огромное число нэцкэ посвящено бытовым темам и повседневной жизни города. Это бродячие актёры и фокусники, уличные торговцы, женщины за разными занятиями, странствующие монахи, борцы, даже голландцы в их экзотической, с точки зрения японцев, одежде - широкополых шляпах, камзолах и брюках.

Отличаясь тематическим разнообразием, нэцкэ сохраняли свою изначальную функцию брелока, и это предназначение диктовало мастерам компактную форму без хрупких выступающих деталей, округлённую, приятную на ощупь. С этим связан и выбор материала: не очень тяжёлого, прочного, состоящего из одного куска. Самыми распространёнными материалами были разные породы дерева, слоновая кость, керамика, лак и металл.

Искусство: Япония: живопись и графика

Японская живопись очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шёлке и бумаге, альбомные листы и веера.

О древней живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных документах. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Хэйан (794..1185 годы). Это иллюстрации знаменитой «Повести о принце Гэндзи» писательницы Мурасаки Сикибу. Иллюстрации были выполнены на нескольких горизонтальных свитках и дополнены текстом. Их приписывают кисти художника Фудзивара Такаёси (первая половина 12 века).

Характерной особенностью культуры той эпохи, созданной довольно узким кругом аристократического сословия, был культ красоты, стремление найти во всех проявлениях материальной и духовной жизни свойственное им очарование, под час неуловимое и ускользающие. Живопись того времени, получившая в последствии название ямато-э (в буквальном переводе японская живопись ), передавала не действие, а состояние души.

Когда пришли к власти суровые и мужественные представители военного сословия, наступил закат культуры Хэйанской эпохи. В живописи на свитках утвердилось повествовательное начало: это полные драматических эпизодов легенды о чудесах, жизнеописания проповедников буддийской веры, сцены сражений воинов.

В 14..15 веках под воздействием учения секты Дзэн с его особым вниманием к природе начала развиваться пейзажная живопись (первоначально под влиянием китайских образцов).

В течение полутора веков японские художники осваивали китайскую художественную систему, сделав одноцветную пейзажную живопись достоянием национального искусства. Её наивысший расцвет связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода (1420..1506), больше известного под псевдонимом Сэссю. В своих пейзажах он, пользуясь одними лишь тончайшими оттенками чёрной туши, сумел отразить всю многоцветность мира природы и её бесчисленных состояний: насыщенную влагой атмосферу ранней весны, невидимый, но ощущаемый ветер и холодный осенний дождь, неподвижную застылость зимы.

16 столетие открывает эпоху так называемого позднего Средневековья, продолжавшегося три с половиной столетия. В это время получили распространение настенные росписи, украшавшие дворцы правителей страны и крупных феодалов. Одним из основоположников нового направления в живописи был знаменитый мастер Кано Эйтоку, живший во второй половине 16 века. Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к 18..19 векам, стало ещё одним видом изобразительного искусства Средневековья. Гравюру, как и жанровую живопись, назвали укиё-э (картины повседневного мира). В создании гравюры помимо художника, который создавал рисунок и писал своё имя на готовом листе, участвовали резчик и печатник. Сначала гравюра была однотонной, её раскрашивал от руки сам художник или покупатель. Затем изобрели печать в два цвета, а в 1765 художник Судзуки Харунобу (1725..1770) впервые применил многоцветную печать. Для этого резчик накладывал на специально подготовленную доску продольного распила (из древесины груши, вишни или японского самшита) кальку с рисунком и вырезал необходимое количество печатных досок в зависимости от цветового решения гравюры. Иногда их было больше 30 и. После этого печатник, подбирая нужные оттенки, на особой бумаге делал оттиски. Его мастерство состояло в том, чтобы добиться точного совпадения контуров каждого цвета, получаемых с разных деревянных досок.

Все гравюры подразделялись на две группы: театральные, на которых изображали актёров японского классического театра Кабуки в различных ролях, и бытописательные, посвященные изображению красавиц и сцен из их жизни. Самым знаменитым мастером театральной гравюры был Тосюсяй Сяраку, который крупным планом изображал лица актёров, подчёркивая особенности исполнявшейся ими роли, характерные черты человека, перевоплотившегося в персонаж пьесы: гнев, страх, жестокость, коварство.

В бытописательной гравюре прославились такие выдающиеся художники как Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро. Утамаро был создателем женских образов, воплощавших национальный идеал красоты. Его героини как будто застыли на мгновение и сейчас продолжат своё плавное грациозное движение. Но эта пауза - наиболее выразительный момент, когда наклон головы, жест руки, силуэт фигуры передают чувства, которым они живут.

Самым известным мастером гравюры был гениальный художник Кацусика Хокусай (1776..1849). Творчество Хокусая основывается на многовековой живописной культуре Японии. Хокусай исполнил более 30 000 рисунков и проиллюстрировал около 500 книг. Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных произведений - серию «36 видов Фудзи», позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. Показывая гору Фудзи - национальный символ Японии - из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве. Художник увидел жизнь как единый процесс во всём многообразии её проявлений, начиная от простых чувств человека, его повседневной деятельности и заканчивая окружающей природой с её стихиями и красотой. Творчество Хокусая, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего народа, - последняя вершина в художественной культуре средневековой Японии, её замечательный итог.

Искусство: Япония: источники информации

    Microsoft Encarta 97 Encyclopedia World English Edition . Корпорация «Microsoft Corp.», Редмонд, 1996 год;

    Ресурсы Интернета (Worldwide Web);

    «Энциклопедия для детей», том 6 («Религии мира»), часть вторая. Издательство «Аванта+», Москва, 1996 год;

    «Энциклопедия для детей», том 7 («Искусство»), часть первая. Издательство «Аванта+», Москва, 1997 год;

    Энциклопедия «Мифы народов мира». Издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1991 год.

Искусство: Япония: глоссарий

    Гравюра - вид графики , в котором изображение является печатным оттиском рисунка, нанесённого на доску из дерева, линолеума, металла, камня; само изображение на дереве, линолеуме, картоне итп .

    Икэбана («живые цветы») - японское искусство составления букетов; сам букет, составленный по принципам икэбаны.

    Кóндо (Золотой Зал) - главный храм буддийского японского монастырского комплекса; позднее стал называться Хондо.

    Каидзýма - в японской архитектуре массивная двускатная кровля синтоистского храма; изготовлялась из соломы или коры кипариса, позже - из черепицы.

    Ксилография - гравюра на дереве.

    Н ´ эцкэ - миниатюрная фигурка из слоновой кости, дерева или других материалов; служила брелоком, с помощью которого к поясу прикреплялись мелкие предметы (например, кошелёк); принадлежность японского национального костюма.

    Пáгода - в буддийской архитектуре стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии многоярусная мемориальная башня-реликварий с нечётным (счастливым) числом ярусов.

    Р ´ импа - школа японской живописи 17..18 веков; тяготела к литературным сюжетам прошлых веков; передавала лирические переживания героев.

    Реликварий - вместилище для хранения реликвий.

    Тянивá («чайный сад») - в архитектуре Японии сад, связанный с чайной церемонией - тяною ; составляет единый ансамбль с чайным павильоном - тясицу.

    Тяно ´ ю («чайная церемония») - в духовной жизни Японии философско-эстетический ритуал единения людей, помогающий им выключиться из житейской суеты.

    Укиё-э («картины повседневного мира») - школа японской живописи и ксилографии 17..19 веков, отражающая быт и интересы городского населения; наследовала традиции жанровой живописи 15..16 веков.

    Хáнива («глиняный круг») - древняя японская погребальная керамика; названа по методу изготовления: вылепленные вручную глиняные кольца накладывают одно на другое; период рассвета - 5..6 века.

    Ямато- ´ э («японская живопись») - в изобразительном искусстве Японии с 10..11 веков самостоятельное направление, противопоставленное китайской живописи; воспроизводились сюжеты средневековых японских повестей, романов и дневников; выразительно сочетались силуэты, яркие цветовые пятна, вкрапления золотых и серебряных блёсток.

Искусство Японии, страница 7 из 7

Искусствоведение - специальность для тех, кто желает изучить историю искусств от древности до современности, овладеть информацией о художественных ценностях, выучить иностранный язык и свободно на нем общаться и получить возможность трудоустройства за рубежом. Эта профессия была популярна еще два-три века назад, не теряет она актуальности и в современном мире. Получить дистанционное образование по искусствоведению вполне реально - немало высших учебных заведений предоставляет такую возможность.

Учебная программа дистанционного образования по искусствоведению

Программа обучения искусствоведов-профессионалов состоит из нескольких этапов:

  • Искусствоведческая подготовка. Это классический раздел профессионального образования, включает в себя изучение истории культуры от древности и до наших дней, практические занятия с известными художниками и скульпторами;
  • Иностранные языки. Конечно, основной упор делается на изучении английского языка - он считается международным, понятен во многих странах и расширяет возможности выпускников в плане трудоустройства. Но некоторые высшие учебные заведения допускают изучение иностранного языка на выбор - английский, итальянский, испанский, китайский, японский;
  • Практика художественного рынка (прикладное искусствоведение). Изучая этот раздел обязательной учебной программы, студенты получают системные знания в области международного художественного рынка, его ценообразование и востребованность конкретных работ.

Следует знать, что дистанционное обучение искусствоведению подразумевает прохождение всех пунктов учебной программы, с обязательным проведением практических занятий. Каждое высшее учебное заведение может расширять знания студентов в рамках конкретного раздела программы. Например, практика по обучению изобразительному искусству, может включать в себя знакомство со спецификой предпринимательской деятельности, а так же информационными технологиями.

Вообще, дистанционное обучение представленной профессии достаточно сложное и предполагает изучение следующих дисциплин:

  • Иностранный язык;
  • Основы экономики, культурологии и философии;
  • Основы психолого-педагогического образования;
  • Культура речи и базовые знания русского языка;
  • Применение технологий в культуре;
  • Информационные основы экономики и управленческой деятельности;
  • Естествознание.

Это общие дисциплины, которые изучаются всеми студентами, независимо от выбранного направления в искусствоведении.

Какие дисциплины входят в программу искусствоведения

В изучение искусствоведения входят следующие дисциплины:

  • Древний мир;
  • Средние века;
  • Страны Ближнего Востока в средние века;
  • Искусство Дальнего Востока в средние века;
  • Восток (XV-XIX вв.);
  • Ближний и Дальний Восток XX века;
  • Искусство западной Европы;
  • История декоративно-прикладного искусства, театра, кино и музыки;
  • История архитектуры и дизайна;
  • Русское искусство;
  • Всеобщая история и история России;
  • Археология;
  • Литература;
  • Эстетические учения;
  • Теория и методология искусства;
  • История художественной критики;
  • Основы менеджмента и маркетинга;
  • Бизнес в художественной сфере;
  • Памятники искусства;
  • Реставрационные работы;
  • Музейная работа;
  • Исторические данные по изучаемому иностранному языку;
  • Перевод художественных текстов;
  • Арт-бизнес - теоретические и практические материалы.

Учитывая такой большой объем изучаемых дисциплин в рамках дистанционного обучения профессии «Искусствоведение», неудивительно, что в удаленном режиме студенты часто сдают промежуточные тесты, дифференциальные зачеты - преподавателям необходимо убедиться в полноценности и глубине полученных знаний.

Где и как получить образование

Искусствоведение - факультет, который подразумевает прохождения практики каждым студентом и поэтому нельзя однозначно говорить о дистанционном обучении. Скорее, такой метод образования относится к смешанной форме обучения - заочной с использованием дистанционных технологий.

Поступить на подобный факультет можно во многих высших учебных заведениях, но необходимо лично присутствовать при сдаче пакета документов для поступления. Ко всему, студентам придется приезжать в основной или дополнительный филиал высшего учебного заведения для прохождения практики, посещения семинаров и конференций, сдачи тестовых заданий, дифференциальных зачетов и экзаменов.

Высшие учебные заведения, которые предоставляют возможность пройти дистанционное обучение по профессии искусствоведение:

  • Дальневосточный государственный технический университет;
  • Казанский государственный университет культуры и искусства;
  • Московский государственный университет;
  • Пермский государственный педагогический институт;
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.


Вверх