Научиться играть на саксе альт. Как играть на саксофоне? Виды саксофонов. Самоучитель игры на саксофоне

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 52 человек(а).

Альт-саксофон является одним из наиболее распространенных саксофонов в современных музыкальных группах и часто является инструментом, который люди представляют, когда они вообще слышат термин "саксофон". Он настроен в ми-бемоль и больше сопрано саксофона, но меньше саксофон тенора. Отличный инструмент для детей и взрослых, чтобы научиться играть, саксофон альт предлагает много возможностей для музыкального обучения и выражения.

Шаги

    Соберите саксофон. Вставьте эску - подмундштучную трубку (короткая, прямая и немного наклоненная вверх часть) - в верхнюю часть корпуса инструмента и закрепите эску винтом. Помните, что ваш октавный клапан (длинный рычаг в верхней части эски) очень чувствителен. Будьте осторожны при сборке. Поместите лигатуру на мундштук и сдвиньте трость под лигатуру, закрепив ее винтами. Прикрепите шейный ремешок к крюку на задней панели инструмента, наденьте его на шею и встаньте.

    Убедитесь, что вы правильно держите инструмент. Ваша левая рука должна быть наверху, а правая рука должна быть внизу. Большой палец правой руки упирается в подставку на задней части саксофона. Ваши правый указательный, средний и безымянный пальцы лежат на основных перламутровых клавишах, которые легко найти. Ваш мизинец может передвигаться на другие клавиши в нижней части саксофона. Ваш большой палец левой руки лежит на круглой клавише в верхней части саксофона. Вы увидите пять перламутровых клавиш на самом верху. Указательный палец стоит на второй сверху вниз, а средний и безымянный пальцы - на четвертой и пятой соответственно.

    Сформируйте ваш амбушюр. Есть много разных вариаций амбушюра. Начинающие иногда учатся навернуть обе губы над зубами (как дедушка). Большинство людей навертывают нижнюю губу слегка над их нижними зубами, а остальные ставят верхние зубы на верхней части мундштука. Некоторые люди даже твердо нажимают губы без наворачивания их на зубы. Каждый метод дает разное качество тона. Поиграйте с тем, что работает на вас. Важно, чтобы твердо укрепить губы вокруг мундштука, чтобы воздух проходил через инструмент, а не из углов рта. Тем не менее, амбушюр не должны быть очень плотным.

    Без покрытия каких-либо отверстий или нажатия клавиш, подуйте в саксофон. Если вы сделали это правильно, вы услышите ноту до диез (концертная ми). Если звук не получается, или вы делаете посторонний шум, настройте амбушюр, пока тон не улучшится. Вы также можете попробовать играть только на мундштуке: иногда легче издать свой первый звук только с мундштуком. Затем просто сделать то же самое с мундштуком и саксофоном!

    Перемещение к следующим нотам.

    • Нажмите вторую жемчужную клавишу левым безымянным пальцем, оставляя другие раскрытыми. Это нота до (концертная ми бемоль).
    • Нажмите первую жемчужную клавишу указательным пальцем левой руки. Это нота си (концертная ре).
    • Нажмите на первую и вторую жемчужные клавиши. Это нота ля (концертная до).
    • Продолжите закрывать больше отверстий, спускаясь по гамме. Три закрытые – нота соль , четыре - фа , пять - ми , и шесть - ре (концертные си бемоль, ля бемоль, соль и фа соответственно). Вы можете сначала иметь небольшие проблемы с нижними нотами, но это будет улучшаться с практикой.
    • Добавьте октавную клавишу (металлическая клавиша выше большого пальца левой руки) к любой из этих аппликатур для производства той же ноты, но на октаву выше.
    • С помощью диаграммы аппликатуры перейдем к действительно высоким и действительно низким нотам в диапазоне, а также бемольным и диезным нотам. Со временем вы сможете играть любые ноты, которые ваш саксофон может достигать.
  1. Найдите ноты для исполнения. Если вы учитесь в школьном ансамбле, вы обязательно там получите ноты для изучения. В противном случае, посетите музыкальный магазин, чтобы купить ноты и учебники и начать по ним играть.

  2. Продолжайте практиковаться. Серьезно и ответственно относясь к занятиям, вы будете играть все лучше и лучше. Вы можете изучить все виды музыки, особенно джаз.

    • Помните, что практика создает совершенство! Вы развиваете координацию рук и глаз и мышечную память. Если вы изучаете что-то неправильным образом, это будет труднее исправить в дальнейшем. Найдите учителя и учитесь основам должным образом.
    • Проводите чистку, смазку и настройку саксофона примерно раз или два раза в год, просто чтобы убедиться, что он находится в хорошем рабочем состоянии.
    • Убедитесь, что вы сидите прямо и дышите диафрагмой, а не горлом (если вы делаете это, ваш желудок должен раздуваться, когда вы вдыхаете, и сдуваться при выдохе).
    • После того, как вы узнали один саксофон, вы можете научиться играть на одном из других довольно легко. Все они имеют одинаковые клавишные системы и аппликатуры, но они больше или меньше, чем альт. Многие саксофонисты, особенно в джазе, играют на нескольких саксофонах.
    • Вы можете продлить жизнь вашего мундштука при покупке подушки на мундштук, которая приклеивается на верхней части мундштука, чтобы предотвратить углубления от ваших зубов. Эти подушечки также защитят ваши зубы от колебаний инструмента.
    • Имейте в виду, что саксофон альт является транспонирующим инструментом. Это передано в ключе ми-бемоль Eb, то есть вы слышите звуки на девять полутонов (большая секста) ниже, чем написано в нотах.
    • Вы всегда должны быть спокойным и чувствовать себя комфортно во время игры на саксофоне.
    • Не думайте, что вы можете научиться играть на музыкальном инструменте быстро и легко. Научиться играть на музыкальном инструменте может занять годы терпения и практики.
    • Присоединитесь к школьному или местному оркестру. Есть также общинные оркестры.
    • Для наилучшего звучания нужно настроиться, прежде чем играть. Посмотрите статьи по настройке саксофона для получения дополнительной информации.

    Предупреждения

    • Ни при каких обстоятельствах вы не должны играть на саксофоне сразу после еды. Ферменты вашей слюны заставят ваш саксофон ухудшаться с течением времени. Убедитесь на всякий случай, что вы прополоскали рот водой, прежде чем играть,.
    • Не поднимайте саксофон за эску или верхнюю часть корпуса. Многие студенты изгибают клавиши, когда это делают. Поднимайте за то место, где нет никаких движущихся частей.
    • Обязательно прочищайте протиркой ваш саксофон каждый раз, когда вы играете. Если вы не очистите его, прокладки внутри будет разбухать от вашей слюны, в результате чего клапана не будут крыть. Если это произойдет, сразу же несите саксофон в сервисный центр.

Антоша Хаймович - САМОУЧИТЕЛЬ
ИГРЫ НА САКСОФОНЕ

Дорогие друзья! К огромному сожалению, во многих уголках нашей необъятной Родины существует дефицит преподавателей игры на саксофоне. Другими словами зачастую их просто вообще нет. В связи с резко возросшим количеством обращений ко мне за помощью с системой обучения, я принялся составлять универсальную программу начального обучения игре на саксофоне, которая хоть как-то сможет помочь ориентироваться изучающим игру на саксофонесамостоятельно.Таким образом складывается своеобразный самоучитель, который также может пригодиться начинающим преподавателям. На данный момент готово несколько «уровней», их сейчас и публикую. Время, необходимое для освоения каждого уровня, индивидуально, и, в первую очередь, зависит от количества и регулярности занятий. Необходимо понимать, что не стоит питать излишних иллюзий, и квалифицированного преподавателя не заменит ничто. Программа рассчитана на детей от 8 до 99+ лет. Играйтевесело и азартно, и у вас всенепременно всё получится!

Все необходимые для обучения по этой программе материалы можно скачать здесь:

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ФОНОТЕКА

Уровень 1 - Звук

Уровень 2 - Аппликатура

Уровень 3 - Ритм

Уровень 4 - Артикуляция в джазе 1

Уровень 5 - Артикуляция в джазе 2

Уровень6 - Блюзовая импровизация

Уровень 7 - Джазовая импровизация

Уровень8 - Джазовая импровизация «1»

Уровень 9 - Джазовая импровизация «3»

Уровень 10 - Джазовая импровизация «7»

Уровень 11 - Джазовая импровизация «3-7»

Уровень 12 - Джазовая импровизация «5»

Инструкция

Чтобы на саксофоне, самое главное, о чем вам следует помнить – нужно заниматься. Инструмент не требует длительных перерывов в занятиях. Если заниматься от случая к случаю, вы никогда не научитесь на саксофоне хотя бы сносно. Ежедневные упражнения, напротив, даже недолгие, способны серьезно поднять ваш уровень за непродолжительное время.

Лучше всего найти себе преподавателя. Это не тот инструмент, который легко в совершенстве освоить лишь самостоятельно по самоучителю. Это тоже возможно, но потребует гораздо больших усилий и времени. Если вы где-то ошибаетесь, то указать вам на неправильную технику сможет только преподаватель. А это очень важный довод в его пользу.

Если вы не смогли найти преподавателя, то придется все делать самостоятельно. Одна из главных ошибок в том, что они стараются сразу играть как можно быстрее. Не торопитесь. Вы уже научились извлекать звуки, но теперь вам предстоит начать делать это красиво. Если вы научитесь производить приятный и качественный звук, за техникой дело не застоится. Хороший звук – сложное дело. У , чтобы добиться его, уходит немало времени. Если хотите извлекать качественный приятный звук, каждый день упражняйтесь, играя длинные ноты.

После длинных нот для разминки играйте арпеджио и гаммы. Это позволит развить гибкость пальцев и улучшит вашу технику, появится беглость. Играя, используйте метроном. Кажется, что вы хорошо чувствуете ритм? Но время от времени вы будете сбиваться, ускоряться, и т.п. Метроном никому не повредил, а вот помог он всем, кто им пользовался.

Если вы все-таки занимаетесь без преподавателя, то время от времени вам понадобится оценить свою игру. Не полагайтесь на мнение друзей и близких – записывайте себя и прослушивайте эти записи. Так вы сразу заметите, где у вас звук, где ритм, а где проваливается рисунок мелодии. К тому же, как только вы начнете записывать свою игру, тут же будете играть старательней, сами того даже не замечая.

Развивайтесь. Слушайте саксофонную музыку, ходите на концерты. Вы узнаете много нового, заметите какие-то особые приемы, которые не описаны в книгах, а сами вы бы не догадались так делать.

Если вы до сих пор не знаете ноты, то вам предстоит выучить их. Без этого невозможно серьезно играть на таком музыкальном инструменте, как саксофон. Нотная грамота – не такая уж сложная штука. Как только вы познакомитесь с ней поближе, сами в этом убедитесь.

Источники:

  • как заниматься на саксофоне
  • саксофон научиться играть

Саксофон – это поистине волшебный инструмент. Пожалуй, его можно назвать одним из самых главных музыкальных открытий 19 века. Сколько прекрасной джазовой и классической музыки за эти годы было исполнено на этом замечательном инструменте, созданном Адольфом Саксом! Быть равнодушным к саксофонной музыке попросту невозможно. Если вы решили тоже освоить этот прекрасный инструмент, то прежде, чем начать обучение, изучите некоторые советы, которые помогут вам научиться правильно обращаться с саксофоном.

Инструкция

Определитесь с выбором : Звуковые характеристики саксофонов не одинаковы. Очень хорошим является сопранино в ми-бемоль. Это наиболее разновидность саксофона и она даёт очень хороший звук, схожий со звучанием малого кларнета.Очень выразительным и благородным звуком обладает саксофон альт в ми-бемоль. Пожалуй, в этом собраны все характеристики, которые есть в семействе саксофонов.А вот саксофон баритон в ми-бемоль не очень удобен из-за своих габаритов и неудобств при игре.

Освойте правильную технику дыхания для игры на саксофоне. Правильное дыхание является невероятно важным условием хорошей игры на инструменте. Можно даже сказать, что основным инструментом является не сам саксофон, а дыхание. При игре на саксофоне используется брюшное дыхание, при котором на вдох мышцы живота как бы выпячиваются вперёд. В дыхании участвуют диафрагма, активная при вдохе, и мышцы пресса, активные при выдохе. При обычном вашем дыхании мышцы пресса не задействованы, но здесь их работа необходима для правильного извлечения звука.

Для того чтобы освоить технику дыхания, выполняйте специальные упражнения. Встаньте, полностью выпрямьтесь, сделайте резкий вдох так, чтобы мышцы живота выступили вперёд. Затем медленно выдыхайте через рот. Силу выдоха контролируйте ладошкой – поднесите её к губам и следите, чтобы воздух выходил тонкой упругой струйкой.

Ознакомьтесь с основными приёмами игры на саксофоне.Очень распространена так называемая игра Glissando. Такая игра приемлема в двух случаях: первый – на длинных интервалах игры, в этом случае игра осуществляется с помощью клапанов расслабленными губами, второй – на одной ноте, в этом случае игра ведётся только лишь губами.

Популярен также приём «Звуковой щелчок» или Slap-tongue. При этом приёме трость инструмента зажимается средней частью языка, а когда музыкант посылает струю воздуха в инструмент, язык отнимается от трости.

Есть довольно интересный приём, который называется «Смех». При этой игре делается обычное придыхание «фа» или «ха» в тех местах, где это отмечено в нотах.После того, как вы освоили теоретическую часть, вы можете приступать непосредственно к обучению. Успехов вам!

Обратите внимание

Уроки игры на саксофоне. Здравствуйте! Меня зовут Петр Риттер. С моей помощью Вы за сравнительно небольшой срок сможете научиться играть на саксофоне. Уже на первом уроке Вы будете играть красивые, но несложные произведения, с музыкальным сопровождением. Занятия проводятся индивидуально!

Полезный совет

Научиться игре на саксофоне совсем не сложно, если кто-то вам скажет, что надо поступать в специальный учебный вуз, потом много времени провести в оркестре, это всё не так. Игра на саксофоне это просто удовольствие, за считанные минуты, а изучение на начальном этапе будет занимать времени до 2-х часов в день.

Обучиться игре на саксофоне под силу каждому, даже тому, кто никогда не имел дела ни с одним музыкальным инструментом. В любом случае вам понадобится большое количество времени для практических занятий, а также упорство и терпение, ведь не все может получиться с первого раза.

Долгие годы по разным историческим, объективным и субъективным причинам академического обучения игре на саксофоне в нашей стране не было, поэтому и дипломированных музыкантов-саксофонистов как таковых не существовало. Саксофон осваивали как второй родственный инструмент кларнетисты с классическим акаде­мическим образованием. Другая категория саксофонистов - поколение джазовых музыкантов 50-60-х годов, «талантливые самоучки» с начальным музыкальным образованием, выходцы из худо­жественной самодеятельности и духовых оркестров. С развитием в нашей стране с середины 70-х годов академического джазового образования и открытием классов саксофона в музыкальных учебных заведениях этот инструмент получает боль­шую популярность и распространение во всех жанрах инструментального исполнительства (сольно­го, ансамблевого, оркестрового). Причин такой популярности саксофона несколько. Первая - это зарождение в начале XX века джаза и его многочисленных течений. Для этой музыки характерны малые инструментальные ансамбли, в которых почти всегда присутствует саксофон. Уже в 30-е годы появляются большие джаз-оркестры с группой саксофонов из пяти инструментов, затем саксофоны были введены в военные духовые оркестры. Вторая причина - это появление музыкаль­ной индустрии популярной музыки, где аккомпанирующие составы также трудно представить без саксофона. Третья причина - это звук, индивидуальный по тембру и выразительным возможнос­тям, так как саксофон - это инструмент~«посредник» между группой медных и деревянных духо­вых инструментов, гармонично вписывающийся в современную инструментальную, джаз-, рок- и поп-музыку. Четвертая причина: саксофон по звукоизвлечению и степени сложности начального
обучения на порядок легче по сравнению с другими инструментами - кларнетом, гобоем, фаготом и флейтой. И последняя, немаловажная причина: конструкция рычажно-клапанного механизма является универсальной для всех родственных инструментов. Всё вышеперечисленное и сделало этот инструмент в XX веке популярным и широко распространенным.
Вышедшие в нашей стране в разные годы нотные издания для саксофона восполнили опре­делённый пробел в репертуарном багаже саксофонистов, как академических, так и джазовых му­зыкантов. Но если с джазовой нотной литературой дела обстоят относительно благополучно, то существует педагогический и репертуарный «вакуум» в сфере начального обучения академической игре на саксофоне.
Автором представляемого вам учебно-методического издания является педагог Владимир Дмитриевич Иванов. Он автор более 30 нотных изданий для саксофона и других духовых инстру­
ментов.
Главная задача этого учебного издания - предоставить возможность ученику на основе систематической и последовательной работы над нотным материалом сформировать базовую
академическую постановку исполнительского аппарата, а также приобрести технические навыки звукоизвлечения, освоения аппликатуры и штрихов, сознательного восприятия и выразительного исполнения музыки.
Для достижения указанной цели «Школа» содержит необходимый инструктивный (гаммы, арпеджированные аккорды, упражнения и этюды) и художественный (пьесы и ансамбли) систем­
но расположенный (по урокам) материал.
«Школа академической игры на саксофоне» В.Д. Иванова предназначена для начального акаде­мического музыкального образования: учащихся детских музыкальных школ, студий, для домашнего музицирования и самостоятельного освоения начальных навыков игры.
Издание является современным учебным пособием и будет издано в трех частях.
Освоив навыки игры на саксофоне по этому самоучителю вы сможете совершенствовать их играя по нотам из нашего сайта

Аппликатура саксофона — это расстановка пальцев для извлечения определенной ноты. Чтобы сыграть ноту «до» надо закрыть один клапан конкретным пальцем, а чтобы сыграть ноту «соль-диез» понадобится совокупность нескольких определенных клапанов. С помощью аппликатуры вы научитесь обыгрывать весь диапазон саксофона, от самой низкой ноты — до самой высокой.

Не стоит забывать, что бывает два вида диапазона:
1) Оркестровый
2) Исполнительский

В оркестре не используются очень низкие ноты и очень высокие, весь уклон на середину. Оркестровый диапазон саксофона: от ре 1-й – до ре 3-й октавы. А вот исполнительский диапазон немного шире оркестрового: от си-бемоль малой – до фа-диез 3-й октавы.

После фа-дией 3-й октавы можно уйти и выше, но это уже не входит в основные диапазонные возможности инструмента. Саксофон способен играть невероятно высокие ноты путем передувания звуков по обертоновому звукоряду, называется это альтиссимо . Но пока, что речь идет о стандартном диапазоне саксофона, который нужен для полноценной игры на нем. Об альтиссимо поговорим чуть позже, а услышать его вы можете в видеозаписи «Gordon Goodwin Big Phat Band» в замечательном соло Эрика Мариенталя .

Освоить аппликатуру не так уж сложно как кажется, вот вам подробная схема:

Закрашенные клапаны — это те, которые надо закрывать, а белые — открытые.
Заметьте, для извлечения некоторых нот существует даже 2 способа — это для того, чтобы в быстрых пассажах применять тот способ, который удобнее. Если первый рисунок не во всем понятен, можно разобрать на втором примере:

Аппликатура саксофона альт

У всего семейства саксофонов одинаковая аппликатура. Согласитесь, ведь это очень удобно играть на разных саксофонах: поиграл на альте, захотелось поболее низов — взял баритон. Таким образом можно в оркестре играть на альте, в джаз-бенде на баритоне, а в кафешке вечером на теноре. Проблема только в разном строе, ведь альт и баритон в строе (ми-бемоль), а сопрано и тенор в строе (си-бемоль). Так что аппликатура саксофона из этой статьи будет полезна в любом случае.

Начинать играть свои первые ноты лучше не с самых низких или самых высоких, играйте середину 1-ю и 2-ю октаву, когда все будет получаться пытайтесь уйти выше или ниже. Аппликатура саксофона должна идеально закрепиться в памяти и в пальцах саксофониста.

Подробное разъяснение на видео:




Вверх