Население енисейской губернии 19 веке. Быт Енисейской губернии конца XIX − начала XX века

В первой половине XIX в. в крае резко возрос поток ссыльнопоселенцев благодаря идее губернатора А. П. Степанова об организации казенных поселений.

Вид Красноярска, 1841 г. Акварель неизвестного художника (вероятно, Алибера). Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI - начало XX в.), 2012 г.

В 20-60-х гг. XIX в. темпы заселения Приенисейского края возросли. Казна периодически разрешала государственным крестьянам переселяться в Сибирь. Получение краем статуса губернии тоже вызвало приток населения.

В первой половине XIX в. резко выросло количество ссыльнопоселенцев, особенно после того как губернатор Енисейской губернии А. П. Степанов подал идею создания казенных поселений из ссыльных. В 1822 г. проект 22 казенных военных поселений утвердил император Александр I, а через пять лет в Енисейскую губернию отправили 5955 ссыльных. «1827 года сентября 15-го высочайше утвержден проект поселения… ссыльных в Енисейской губернии, имеющий в предмете, через усредоточенный надзор и занятия в хлебопашестве, удержать преступников от побегов и праздности. Ссыльным самим не нужно поселений: их желание стремится к глупой воле, бродяжничеству и преступлениям, но правительству необходимы, а потому вся справедливость требовала выстроить их, водворить поселенцев и… требовать исполнения их обязанностей», — из книги «Енисейская губерния» А. П. Степанова (Санкт-Петербург, 1835).

Первым в 1829 г. было заложено поселение Ермаковское, в 1831 г. - Большой Суэтук (в настоящее время Нижний Суэтук). С 1842 г. они были переведены в разряд деревень и стали управляться сельскими старостами. С этого времени вновь было разрешено вольное переселение российских крестьян в Сибирь.

К середине XIX в. на территории современного Ермаковского района, вошедшего к этому времени в состав Шушенской волости, числилось 10 населенных пунктов, которые размещались в зоне проселочной дороги от Минусинска до границы с Томской губернией. Среди них деревня Жеблахтинская (23 двора, 136 человек); село Ермаковское (157 дворов, 1652 человека), на перевозе через реку Ою, с церковью и училищем; казачья станица Суэтукская (37 дворов, 378 человек), где находилось станичное управление, цейхгауз с казачьей амуницией и их часовня; деревня Верхний Суэтук (27 дворов, 137 человек); деревня Верхнекебежская - «Белкозобка» (40 дворов, 184 человека); деревня Разъезженская (28 дворов, 172 человека); деревня Мигнинская - «Бараксан» (57 дворов, 439 человек); деревня Иджинская, или «Перлинские под камешком» (48 дворов, 153 человека). Всего же насчитывалось 379 дворов и 2036 душ населения.

На территории современного Саянского района появились селения по ключу Горному (село Нагорное) и на pеке Aгe. В 1829 г. поселение на Aгe стало называться Агинское (Огинское). Первыми его жителями стали 30 ссыльнопоселенцев.

Казенные поселения были устроены по одному типу. В каждый дом селили по четыре работника, а для обзаведения хозяйством давали три лошади, две коровы, три овцы, две «хомутоезжалых» (для транспортных нужд) и три сошных (для пахоты) лошади, долото, скобель, ручную пилу, три сошника, три серпа, три косы, нож, одно колесо, сито, горшок, сковороду, три топора и ухват. Общая стоимость скота, инструментов и утвари определялась в 180 рублей 75 копеек. Дома должны были строить сами поселенцы под надзором казаков. С большим трудом при постоянном подселении новых ссыльнопоселенцев дело пошло. Со временем жители этих поселений получили статус казенных крестьян.

Фильм «Путешествие во времени» из цикла программ «Непотерянный рай», 2014 г. Авторы: Сергей Герасимов, Денис Штепа. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск»

Если вы любите разглядывать снимки из прошлого, то оцените эту подборку. Эти снимки запечатлели быт людей, которые жили в конце XIX - начале XX века в Енисейской губернии.

(Всего 38 фото)

1. Крестьяне-челдоны г. Красноярска.

Снимок сделан в Красноярске в конце ХIХ в. Фотография и негатив поступили в музей в 1916 г.
Парный фотопортрет красноярских крестьян, снятых на фоне бревенчатой постройки.

2. А.Д. Зырянов - крестьянин с. Шушенского Минусинского уезда Енисейской губернии.

Снимок сделан в с. Шушенском в 1920-е гг.
В 1897 г. А.Д. Зырянов поселил в своем доме прибывшего в ссылку в с. Шушенское В.И. Ленина.

3. Пожилые крестьяне д. Яркиной Енисейского уезда.

Снимок сделан в д. Яркиной в 1911 г.
Парный фотопортрет крестьян, снятых на фоне старинной часовни.

Приангарье - это район нижнего течения р. Ангары и ее притоков общей протяженностью более 1000 км, находящийся на территории Енисейской губернии. Это один из самых старых районов заселения Восточной Сибири, состоящий преимущественно из старожилов. В 1911 г. на средства Переселенческого управления была организована Ангарская экскурсия (экспедиция) во главе с музейным работником Александром Петровичем Ермолаевым с целью обследования материальной культуры ангарского населения.

4. Пожилые женщины д. Яркиной Енисейского уезда в праздничной одежде.

Фотограф неизвестен. Снимок сделан в д. Яркиной в 1911 г.
Парный фотопортрет двух пожилых женщин в праздничной одежде.

5. Крестьянская семья из д. Ловатской Канского уезда.

Снимок сделан в д. Ловатской Канского уезда не позже 1905 г.
Крестьяне в праздничной одежде стоят на ступеньках крыльца, застланного домоткаными половиками.

6. Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда в праздничный день на крыльце дома.

7. Семья старожилов-староверов на р. Мане.

Р. Мана, Красноярский округ, Енисейская губерния. До 1910 г.

8. Богатая крестьянская семья из с. Богучанского Енисейского уезда.

9. Подростки с. Богучанского Енисейского уезда.

1911 г.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

10. Молодые крестьяне с. Богучанского Енисейского уезда.

Парный фотопортрет молодых крестьян, стоящих около амбара с низкой дверью и лестницей.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

11. Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда в праздничной одежде.

Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.

12. Группа крестьян д. Ярки Енисейского уезда.

1911 г. Крестьяне сняты около саней, на фоне мельницы с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду.

13. Праздничный костюм приискателя.

Снимок сделан в с. Богучанском в 1911 г.
Фотопортрет молодого человека в праздничном костюме приискателя с золотых промыслов.

14. А. Аксентьев - смотритель прииска по р. Талой в Енисейском округе

Смотритель на золотопромывочной машине - это служащий, осуществлявший надзор и наблюдение за порядком проведения работ, он же принимал от промывальщиков золото.

Мужской костюм, запечатленный на снимке, весьма своеобразен: смесь городской и так называемой приисковой моды. Рубашку подобного типа носили рабочие приисков и крестьяне, такой фасон использовался чаще для выходной одежды. Сапоги с высоким каблуком и тупым носом были модной обувью в 1880-1890-е гг. Шляпа и часы на шейном шнуре или цепи - предметы городской роскоши - добавляли костюму своеобразие и приисковый шарм.

15. Мария Петровна Марковская - сельская учительница с семьей.

Г. Иланск. Июль 1916 г.

Справа налево: на руках с сыном Сережей (род. в 1916) сидит М.П. Марковская; рядом стоит дочь Ольга (1909−1992); сидит у ног на табуреточке дочь Надя (1912−1993); рядом, с сумочкой в руках, сидит мать - Симонова Матрёна Алексеевна (урожд. Подгорбунская). Девочка в клетчатом платье - старшая дочь М.П. Марковской - Вера (род. 1907); сидит на перилах дочь Катя (род. 1910); стоит рядом О.П. Гагромонян, сестра М.П. Марковской. Крайний слева - глава семьи Ефим Поликарпович Марковский, железнодорожный мастер.

16. Фельдшерица с. Больше-Улуйского Ачинского уезда Анастасия Порфирьевна Мельникова с больным.

На обороте фотографии текст тушью: «Ан. Пер. Мельникова в должности фельдшерицы Б. Улуйской больницы. Ссыль(но)поселенец, 34 лет, в изображенном виде прошел до больницы 40 верст при морозе в 30 градусов по Реомюру».

Село Больше-Улуйское, являющееся центром Больше-Улуйской волости, находилось на р. Чулыме. В нем располагались врачебный передвижной пункт и крестьянский переселенческий пункт.

17. Кустарь-горшечник из с. Атамановское Красноярского уезда.

Начало ХХ в. Село Атамановское находилось на р. Енисее, в 1911 г. насчитывало 210 дворов. Каждый вторник в селе проходил базар.
Фотография поступила в музей в начале ХХ в.

18. Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края.

Станок Верхне-Инбацкий. Начало ХХ в.
Тугун - пресноводная рыба рода сигов.

Фотография поступила в музей в 1916 г.

19. Ангарская крестьянка идет проверять уды. Приангарье.

Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

20. Подледная ловля рыбы удами на р. Ангаре. Енисейский уезд.

Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

21. Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии.

Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов). Начало ХХ в.

22. Крестьянин, отправившийся на охоту.

Около д. Ярки. 1911 г.
Охотник стоит на широких коротких лыжах, крепящихся к ступне ремешками. На таких лыжах ходили без палок.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

23. Ангарский охотник с собакой.

Д. Яркина Енисейского уезда. 1911 г.
Снят охотник на фоне хлева с низкой дощатой дверью и поветью для сена наверху.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

24. На крестьянском дворе в с. Кежемском Енисейского уезда.

Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

25. Мятье льна в Енисейском уезде.

Енисейский уезд. 1910-е гг. Из поступлений 1920-х гг.

26. Портомойня на Енисее.

Красноярск. Начало 1900-х гг. Фотография поступила в музей в 1978 г.

27. Прачки на Енисее.

Красноярск. Начало 1900-х гг. Репродукция с негатива 1969 г.

28. Витье веревок в д. Ярках Енисейского уезда.

1914 г. На обороте фотографии надпись карандашом: «Сватъ Капитонъ за витьем веревки».

29. Уборка табака в Минусинском уезде.

1916 г. На задах крестьянской усадьбы, на огороде, идет уборка табака, часть которого вырвана и уложена рядами.
Фотография поступила в музей в 1916 г.

30. Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского пограничного округа.

Снимок 1916 г., поступил в музей в 1916 г.

31. Заготовка борисовских веников в с. Ужур Ачинского уезда.

Снимок конца ХIХ - начала ХХ века. В Борисов день, 24 июля, заготовляли свежие веники для бань, отсюда и название - борисовские веники.

32. Ряженые на улицах Знаменского стекольного завода в святки.

Красноярский уезд, Знаменский стекольный завод, 1913-1914 гг.
Группа мужчин и женщин пляшут под гармошку на улице. Ранее фотография была опубликована как открытка.

33. Игра в городки в д. Каменке Енисейского уезда.

Начало ХХ в. Воспроизведено по книге «Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» Алексея Макаренко (СПб., 1913, с. 163). Фотография автора.

34. «Бега» - состязание между конным и пешим в д. Дворец Енисейского уезда.

1904 г. Воспроизведено по книге «Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» А. Макаренко (СПб., 1913, с. 143). Фотография автора.

На переднем плане двое состязающихся: слева молодой парень в выпущенной поверх портов рубахе и с босыми ногами, справа - сидящий верхом на лошади крестьянин. Рядом с пешим установлена палка - мета, являющаяся началом дистанции, вторая мета не видна. Позади толпа мужчин - крестьян разного возраста в праздничной одежде, наблюдающих за происходящим. Состязание проходит на улице деревни, видна часть ее правой стороны с несколькими жилыми и хозяйственными постройками. Подобного рода «бега» между конными и пешими устраивались сибиряками в летнюю пору по праздникам и ярмаркам. Дистанция невелика, обязательно включает поворот на 180 градусов. Именно поэтому пеший часто выигрывал: коня заносило

35. Крестьяне-переселенцы у временного жилья.

Минусинский уезд. Начало ХХ в.

В начале XX века, с началом Столыпинской аграрной реформы, в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных и западных областей России, Белоруссии, Украины. Их называли новопоселенцами, а те, кто жил в Сибири не одно поколение, были старожилами.

36. Хохлуша-переселенка из д. Ново-Полтавка Минусинского уезда.

Снимок конца ХIХ - начала ХХ вв. На снимке: молодая женщина в традиционном украинском костюме, сидящая на ступеньке крыльца. Поступление 1916 г.

37. Хохлуша.

К вопросу о «региональности» костюма. Этот снимок - из альбома В.Г. Катаева 1911 г. Фотография была сделана в переселенческом поселке, основанном на землях сибирских казаков.

38. Свадьба.

Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии.


Образование Енисейской губернии Енисейская губерния- административно- территориальная единица в составе Российской империи и РСФСР в годах. По предложению М. М. Сперанского, проводившего ревизию сибирских владений, император Александр I подписал указ об образовании Енисейской губернии в составе пяти округов: Красноярского, Енисейского (с Туруханским краем), Ачинского, Минусинского и Канского. Административным центром вновь образованной губернии утвержден город Красноярск.


Административное деление В конце XIX века в состав губернии входило 5 округов и Туруханский край, входящий в состав Енисейского округа: В конце XIX века в состав губернии входило 5 округов и Туруханский край, входящий в состав Енисейского округа: ОкругЦентрПлощадьНаселение 1Ачинский Ачинск (5 131 чел.) (1888) 2Енисейский Енисейск (7 382 чел.) (1889) 3Канский Канск (4 607 чел.) (1893) 4Красноярский Красноярск (чел.) (1893) 5Минусинский Минусинск (6 182 чел.) (1896)


Население В 1760-е 1780-е годы ссылка в Сибирь приобрела массовый характер. В 1820-е годы ссыльные составляют вторую по численности группу жителей Минусинска. В 1863 году в Енисейской губернии жило ссыльных, что составляло 1/7 от всего населения губернии. По переписи 1897 года в в губернии проживало 570,2 тыс. чел., в том числе в городах 62,9 тыс. чел. (11,7 %). В религиозном составе преобладали православные 93,8 %, были также старообрядцы 2,1 %, католики 1,1 %, иудеи 1,1 %, мусульмане 0,8 % лютеране 0,7 %. Грамотных 13,7 %.


Герб Енисейской губернии Герб Енисейской губернии утверждён 5 июля 1878 года. В 1886 году гербовым отделением при Департаменте геральдии с городских щитов были удалены украшения. Герб Енисейской губернии утверждён 5 июля 1878 года. В 1886 году гербовым отделением при Департаменте геральдии с городских щитов были удалены украшения. Лев символизировал силу и мужество, а серп и лопата отражали главное занятие жителей земледелие и добычу ископаемых, в первую очередь золота. Лев символизировал силу и мужество, а серп и лопата отражали главное занятие жителей земледелие и добычу ископаемых, в первую очередь золота.




Культура Несмотря на отдаленность от культурных центров Европейской России в Енисейской губернии культурная жизнь не замирала. Об этом красноречиво говорят труды М. Азадовского, Б. Кубалова, Г. Кунгурова, К. Богдановича, Е. Петряева, В. Трушкина, В. Волковой, С. Пайчадзе, А. Посадскова, Г. Быкони и многих других современных исследователей.


Крестьяне-челдоны г. Красноярска

Снимок сделан в Красноярске в конце ХIХ в. Фотография и негатив поступили в музей в 1916 г.
Парный фотопортрет красноярских крестьян, снятых на фоне бревенчатой постройки.


А.Д. Зырянов − крестьянин с. Шушенского Минусинского уезда Енисейской губернии

Снимок сделан в с. Шушенском в 1920-е гг.
В 1897 г. А.Д. Зырянов поселил в своем доме прибывшего в ссылку в с. Шушенское В.И. Ленина.


Приангарье − это район нижнего течения р. Ангары и ее притоков общей протяженностью более 1000 км, находящийся на территории Енисейской губернии. Это один из самых старых районов заселения Восточной Сибири, состоящий преимущественно из старожилов. В 1911 г. на средства Переселенческого управления была организована Ангарская экскурсия (экспедиция) во главе с музейным работником Александром Петровичем Ермолаевым с целью обследования материальной культуры ангарского населения.


Крестьянская семья из д. Ловатской Канского уезда

Снимок сделан в д. Ловатской Канского уезда не позже 1905 г.
Крестьяне в праздничной одежде стоят на ступеньках крыльца, застланного домоткаными половиками.


Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда в праздничный день на крыльце дома

Август 1912 г.


Семья старожилов-староверов на р. Мане

Р. Мана, Красноярский округ, Енисейская губерния. До 1910 г.


Богатая крестьянская семья из с. Богучанского Енисейского уезда

Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда в праздничной одежде

Группа крестьян д. Ярки Енисейского уезда

1911 г. Крестьяне сняты около саней, на фоне мельницы с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду.

Праздничный костюм приискателя

Снимок сделан в с. Богучанском в 1911 г.
Фотопортрет молодого человека в праздничном костюме приискателя с золотых промыслов.


А. Аксентьев − смотритель прииска по р. Талой в Енисейском округе


Смотритель на золотопромывочной машине − это служащий, осуществлявший надзор и наблюдение за порядком проведения работ, он же принимал от промывальщиков золото.
Мужской костюм, запечатленный на снимке, весьма своеобразен: смесь городской и так называемой приисковой моды. Рубашку подобного типа носили рабочие приисков и крестьяне, такой фасон использовался чаще для выходной одежды. Сапоги с высоким каблуком и тупым носом являлись модной обувью в 1880−1890-е гг. Шляпа и часы на шейном шнуре или цепи − предметы городской роскоши, добавляли костюму своеобразие и приисковый шарм.


Мария Петровна Марковская − сельская учительница с семьей

Г. Иланск. Июль 1916 г.


Справа налево: на руках с сыном Сережей (род. в 1916) сидит М.П. Марковская; рядом стоит дочь Ольга (1909−1992); сидит у ног на табуреточке дочь Надя (1912−1993); рядом, с сумочкой в руках, сидит мать − Симонова Матрёна Алексеевна (урожд. Подгорбунская). Девочка в клетчатом платье − старшая дочь М.П. Марковской − Вера (род. 1907); сидит на перилах дочь Катя (род. 1910); стоит рядом О.П. Гагромонян, сестра М.П. Марковской. Крайний слева − глава семьи Ефим Поликарпович Марковский, железнодорожный мастер


Фельдшерица с. Больше-Улуйского Ачинского уезда Анастасия Порфирьевна Мельникова с больным


На обороте фотографии текст тушью: «Ан. Пер. Мельникова в должности фельдшерицы Б. Улуйской больницы. Ссыль(но)поселенец, 34 лет, в изображенном виде прошел до больницы 40 верст при морозе в 30 градусов по Реомюру».
Село Больше-Улуйское, являющееся центром Больше-Улуйской волости, находилось на р. Чулыме. В нем располагались врачебный передвижной пункт и крестьянский переселенческий пункт.


Кустарь-горшечник из с. Атамановское Красноярского уезда

Начало ХХ в. Село Атамановское находилось на р. Енисее, в 1911 г. насчитывало 210 дворов. Каждый вторник в селе проходил базар.
Фотография поступила в музей в начале ХХ в.


Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края

Станок Верхне-Инбацкий. Начало ХХ в.
Тугун − пресноводная рыба рода сигов.

Фотография поступила в музей в 1916 г.


Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии
Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов). Начало ХХ в.


Мятье льна в Енисейском уезде

Енисейский уезд. 1910-е гг. Из поступлений 1920-х гг.


Портомойня на Енисее

Красноярск. Начало 1900-х гг. Фотография поступила в музей в 1978 г.


Прачки на Енисее

Красноярск. Начало 1900-х гг. Репродукция с негатива 1969 г.


Витье веревок в д. Ярках Енисейского уезда

1914 г. На обороте фотографии надпись карандашом: «Сватъ Капитонъ за витьем веревки».
Фотография поступила в музей в 1916 г.


Уборка табака в Минусинском уезде

1916 г. На задах крестьянской усадьбы, на огороде, идет уборка табака, часть которого вырвана и уложена рядами.
Фотография поступила в музей в 1916 г.


Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского пограничного округа

Снимок 1916 г., поступил в музей в 1916 г.


Заготовка "борисовских" веников в с. Ужур Ачинского уезда

Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв. В Борисов день, 24 июля, заготовляли свежие веники для бань, отсюда и название − "борисовские" веники


Ряженые на улицах Знаменского стекольного завода в святки

Красноярский уезд, Знаменский стекольный завод, 1913−1914 гг.
Группа мужчин и женщин пляшут под гармошку на улице. Ранее фотография была опубликована как открытка.


Игра в "городки" в д. Каменке Енисейского уезда

Начало ХХ в. Воспроизведено по книге "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении" Алексея Макаренко (СПб., 1913, с. 163). Фотография автора.


"Бега" − состязание между конным и пешим в д. Дворец Енисейского уезда

1904 г. Воспроизведено по книге "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» А. Макаренко (СПб., 1913, с. 143). Фотография автора.


На переднем плане двое состязающихся: слева молодой парень с выпущенной поверх портов рубахе и с босыми ногами, справа − сидящий верхом на лошади крестьянин. Рядом с пешим установлена палка − мета, являющаяся началом дистанции, вторая мета не видна. Позади толпа мужчин − крестьян разного возраста в праздничной одежде, наблюдающих за происходящим. Состязание проходит на улице деревни, видна часть ее правой стороны с несколькими жилыми и хозяйственными постройками. Подобного рода "бега" между конными и пешими устраивались сибиряками в летнюю пору по праздникам и ярмаркам.
Дистанция невелика, обязательно включает поворот на 180 градусов. Именно поэтому пеший часто выигрывал: коня заносило:)


Крестьяне-переселенцы у временного жилья

Минусинский уезд. Начало ХХ в.


В начале 20 века,с началом Столыпинскрй аграрной реформы,в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных,западных областей России,Белоруси,Украины.Их называли новопоселенцами,а те,кто жил в Сибири не одно поколение,были старожилами.


Хохлуша-переселенка из д. Ново-Полтавка Минусинского уезда

Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв. На снимке: молодая женщина в традиционном украинском костюме, сидящая на ступеньке крыльца. Поступление 1916 г.


Хохлуша

К вопросу о «региональности» костюма. Этот снимок − из альбома В.Г. Катаева 1911 г. Фотография была сделана в переселенческом поселке, основанном на землях сибирских казаков.


Свадьба

Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии

Крестьяне-челдоны г. Красноярска Снимок сделан в Красноярске в конце ХIХ в. Фотография и негатив поступили в музей в 1916 г. Парный фотопортрет красноярских крестьян, снятых на фоне бревенчатой постройки. Ангарский охотник с собакой Д. Яркина Енисейского уезда. 1911 г. Снят охотник на фоне хлева с низкой дощатой дверью и поветью для сена наверху. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г. А.Д. Зырянов − крестьянин с. Шушенского Минусинского уезда Енисейской губернии Снимок сделан в с. Шушенском в 1920-е гг. В 1897 г. А.Д. Зырянов поселил в своем доме прибывшего в ссылку в с. Шушенское В.И. Ленина. Пожилые крестьяне д. Яркиной Енисейского уезда Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г. Парный фотопортрет крестьян, снятых на фоне старинной часовни. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г. Приангарье − это район нижнего течения р. Ангары и ее притоков общей протяженностью более 1000 км, находящийся на территории Енисейской губернии. Это один из самых старых районов заселения Восточной Сибири, состоящий преимущественно из старожилов. В 1911 г. на средства Переселенческого управления была организована Ангарская экскурсия (экспедиция) во главе с музейным работником Александром Петровичем Ермолаевым с целью обследования материальной культуры ангарского населения. Пожилые женщины д. Яркиной Енисейского уезда в праздничной одежде Фотограф неизвестен. Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г. Парный фотопортрет двух пожилых женщин в праздничной одежде. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г. Крестьянская семья из д. Ловатской Канского уезда Снимок сделан в д. Ловатской Канского уезда не позже 1905 г. Крестьяне в праздничной одежде стоят на ступеньках крыльца, застланного домоткаными половиками.
Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда в праздничный день на крыльце дома Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.
Семья старожилов-староверов на р. Мане Р. Мана, Красноярский округ, Енисейская губерния. До 1910 г. Богатая крестьянская семья из с. Богучанского Енисейского уезда 1911 г. Подростки с. Богучанского Енисейского уезда Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г. Молодые крестьяне с. Богучанского Енисейского уезда Парный фотопортрет молодых крестьян, стоящих около амбара с низкой дверью и лестницей. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г. Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда в праздничной одежде Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.
Группа крестьян д. Ярки Енисейского уезда 1911 г. Крестьяне сняты около саней, на фоне мельницы с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду. Праздничный костюм приискателя Снимок сделан в с. Богучанском в 1911 г. Фотопортрет молодого человека в праздничном костюме приискателя с золотых промыслов. А. Аксентьев − смотритель прииска по р. Талой в Енисейском округе Г. Енисейск. Снимок сделан 20 июля 1887 г. Смотритель на золотопромывочной машине − это служащий, осуществлявший надзор и наблюдение за порядком проведения работ, он же принимал от промывальщиков золото. Мужской костюм, запечатленный на снимке, весьма своеобразен: смесь городской и так называемой приисковой моды. Рубашку подобного типа носили рабочие приисков и крестьяне, такой фасон использовался чаще для выходной одежды. Сапоги с высоким каблуком и тупым носом являлись модной обувью в 1880−1890-е гг. Шляпа и часы на шейном шнуре или цепи − предметы городской роскоши, добавляли костюму своеобразие и приисковый шарм.
Мария Петровна Марковская − сельская учительница с семьей Г. Иланск. Июль 1916 г. Справа налево: на руках с сыном Сережей (род. в 1916) сидит М.П. Марковская; рядом стоит дочь Ольга (1909−1992); сидит у ног на табуреточке дочь Надя (1912−1993); рядом, с сумочкой в руках, сидит мать − Симонова Матрёна Алексеевна (урожд. Подгорбунская). Девочка в клетчатом платье − старшая дочь М.П. Марковской − Вера (род. 1907); сидит на перилах дочь Катя (род. 1910); стоит рядом О.П. Гагромонян, сестра М.П. Марковской. Крайний слева − глава семьи Ефим Поликарпович Марковский, железнодорожный мастер Фельдшерица с. Больше-Улуйского Ачинского уезда Анастасия Порфирьевна Мельникова с больным На обороте фотографии текст тушью: «Ан. Пер. Мельникова в должности фельдшерицы Б. Улуйской больницы. Ссыль(но)поселенец, 34 лет, в изображенном виде прошел до больницы 40 верст при морозе в 30 градусов по Реомюру». Село Больше-Улуйское, являющееся центром Больше-Улуйской волости, находилось на р. Чулыме. В нем располагались врачебный передвижной пункт и крестьянский переселенческий пункт.
Кустарь-горшечник из с. Атамановское Красноярского уезда Начало ХХ в. Село Атамановское находилось на р. Енисее, в 1911 г. насчитывало 210 дворов. Каждый вторник в селе проходил базар. Фотография поступила в музей в начале ХХ в.
Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края Станок Верхне-Инбацкий. Начало ХХ в. Тугун − пресноводная рыба рода сигов. Фотография поступила в музей в 1916 г. Ангарская крестьянка идет проверять уды. Приангарье Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Подледная ловля рыбы удами на р. Ангаре. Енисейский уезд Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов). Начало ХХ в. Крестьянин, отправившийся на охоту Около д. Ярки. 1911 г. Охотник стоит на широких коротких лыжах, крепящихся к ступне ремешками. На таких лыжах ходили без палок. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
На крестьянском дворе в с. Кежемском Енисейского уезда Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Мятье льна в Енисейском уезде Енисейский уезд. 1910-е гг. Из поступлений 1920-х гг.
Портомойня на Енисее Красноярск. Начало 1900-х гг. Фотография поступила в музей в 1978 г.
Прачки на Енисее Красноярск. Начало 1900-х гг. Репродукция с негатива 1969 г.
Витье веревок в д. Ярках Енисейского уезда 1914 г. На обороте фотографии надпись карандашом: «Сватъ Капитонъ за витьем веревки». Фотография поступила в музей в 1916 г.
Уборка табака в Минусинском уезде 1916 г. На задах крестьянской усадьбы, на огороде, идет уборка табака, часть которого вырвана и уложена рядами. Фотография поступила в музей в 1916 г.
Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского пограничного округа Снимок 1916 г., поступил в музей в 1916 г.
Заготовка "борисовских" веников в с. Ужур Ачинского уезда Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв. В Борисов день, 24 июля, заготовляли свежие веники для бань, отсюда и название − "борисовские" веники
Ряженые на улицах Знаменского стекольного завода в святки Красноярский уезд, Знаменский стекольный завод, 1913−1914 гг. Группа мужчин и женщин пляшут под гармошку на улице. Ранее фотография была опубликована как открытка.
Игра в "городки" в д. Каменке Енисейского уезда Начало ХХ в. Воспроизведено по книге "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении" Алексея Макаренко (СПб., 1913, с. 163). Фотография автора.
"Бега" − состязание между конным и пешим в д. Дворец Енисейского уезда 1904 г. Воспроизведено по книге "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» А. Макаренко (СПб., 1913, с. 143). Фотография автора. На переднем плане двое состязающихся: слева молодой парень с выпущенной поверх портов рубахе и с босыми ногами, справа − сидящий верхом на лошади крестьянин. Рядом с пешим установлена палка − мета, являющаяся началом дистанции, вторая мета не видна. Позади толпа мужчин − крестьян разного возраста в праздничной одежде, наблюдающих за происходящим. Состязание проходит на улице деревни, видна часть ее правой стороны с несколькими жилыми и хозяйственными постройками. Подобного рода "бега" между конными и пешими устраивались сибиряками в летнюю пору по праздникам и ярмаркам. Дистанция невелика, обязательно включает поворот на 180 градусов. Именно поэтому пеший часто выигрывал: коня заносило.
Крестьяне-переселенцы у временного жилья Минусинский уезд. Начало ХХ в. В начале 20 века,с началом Столыпинской аграрной реформы,в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных,западных областей России,Белоруси,Украины.Их называли новопоселенцами,а те,кто жил в Сибири не одно поколение,были старожилами. Хохлуша-переселенка из д. Ново-Полтавка Минусинского уезда Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв. На снимке: молодая женщина в традиционном украинском костюме, сидящая на ступеньке крыльца. Поступление 1916 г. Хохлуша К вопросу о «региональности» костюма. Этот снимок − из альбома В.Г. Катаева 1911 г. Фотография была сделана в переселенческом поселке, основанном на землях сибирских казаков.
Свадьба Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии



Вверх