Н я мясковский биография. Творчество Н. Я. Мясковского и русская музыкальная культура первой половины XX века (С. В. Венчакова). Награды и премии

Советский композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Родился в семье военного инженера. Образование получил в кадетском корпусе. С детства обучался музыке. В 1899-1902 годах учился в Военно-инженерном училище, затем состоял на военной службе в Москве и Петербурге (до 1908 года). Одновременно занимался музыкально-теоретическими предметами под руководством Р. М. Глиэра и И. И. Крыжановского. В 1911 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции (учился у А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова ). В консерватории началась большая дружба Мясковского с С. С. Прокофьевым, продолжавшаяся до конца жизни. Тогда же произведения Мясковского начали исполняться в концертах и издаваться (1-я симфония, 1908; симфониетта, 1910; симфоническая притча "Молчание", 1909; 2 струнных квартета, соната и др. пьесы для фортепиано, ряд вокальных сочинений). С 1911 года выступал как музыкальный критик в московском журнале "Музыка". Особенно большое значение имела его статья "Бетховен и Чайковский" (1912). В начале 1-й мировой войны 1914-1918 годов был мобилизован, находился на передовых позициях. По признанию композитора, впечатления войны послужили к "просветлению" его музыкальных мыслей (4-я и 5-я симфонии, 1918). После Великой Октябрьской социалистической революции Мясковский работал в Морском генеральном штабе, в 1921 году был демобилизован и жил в Москве. Один из авторитетнейших русских музыкантов, Мясковский с первых лет Советской власти трудился на пользу нового общества. С 1919 года он работал в Наркомпросе, музыкальном издательстве; в 1932-1948 годах был членом оргкомитета Союза советских композиторов. С 1921 года профессор Московской консерватории, воспитавший более 80 композиторов, среди которых - В. Я. Шебалин , А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, В. Г. Фере, Г. Г. Галынин.

Николай Яковлевич Мясковский - один из крупнейших симфонистов современности, автор 27 симфоний и ряда др. сочинений для симфонического оркестра. Для творчества Мясковского характерны: самостоятельное претворение классических традиций, многообразие содержания при воплощении тем, образов и эмоций современной действительности, сложность и серьёзность музыкального мышления, неустанные поиски нового, неоднократное обращение к народным образцам при весьма свободной их трактовке, высокое художественное мастерство. Почти каждая симфония ставит новую творческую задачу. Особенно выделяются песенные образы 5-й симфонии, трагические - 6-й (1923), героические - 16-й (1936), лирические - 21-й (1940; Государственная премия СССР, 1941), 27-й (1950; Государственная премия СССР, 1951) симфоний; 19-я симфония (1939) написана для духового оркестра. Мясковский - автор ряда камерных ансамблей, прежде всего 13 струнных квартетов (в том числе 9-й - Государственная премия СССР, 1946, и 13-й - Государственная премия СССР, 1951). В тесной творческой связи с советскими исполнителями созданы Мясковским концерты с оркестром - для скрипки (1938) и для виолончели (1944; Государственная премия СССР, 1946).

Композитор, педагог, музыкальный критик, общественный деятель.

Родился 8 апреля 1881года в Новогеоргиевске Варшавской губернии.
Первые уроки музыки получил от сестры отца, Еликониды Константиновны, заменившей ему мать. Продолжил обучение игре на фортепиано и скрипке в Петербургском кадетском корпусе (с 1895). По признанию Мясковского, последним толчком к музыкально-творческим устремлениям было потрясающее впечатление от Шестой симфонии и оперы «Воевода» П. И. Чайковского. Общему и музыкальному развитию композитора способствовало общение с известными петербургскими пушкинистами М. Л. Гофманом, Б. Л. Модзалевским и их окружением.

По семейной традиции (отец был крупным военным специалистом), с 1899 года учился в Военно-инженерном училище, одновременно занимаясь музыкой. Служил в воинских частях Зарайска, Москвы. В 1903 году брал уроки у P.M. Глизра в Москве, в 1903-06 годах — у И. М. Крыжановского (полифония, фуга, инструментовка) в Петербурге. Посещал «Вечера современной музыки», где познакомился с С. М. Городецким, Вяч. И. Ивановым, М. А. Кузминым, но, по собственному признанию, не стал в этом кругу «своим», т. к. не стремился к «последнему слову» музыкальной техники. В 1911 году же подружился с Б. В. Асафьевым и С. С. Прокофьевым (дружба с Прокофьевым продолжалась до конца жизни). По мнению Прокофьева, переписка с Мясковским давала ему больше, чем «сухие уроки А. . Лядова».

После окончания консерватории сотрудничал с московским журналом «Музыка» (проявил себя блистательным критиком). Принципиальную роль для музыкальной культуры того времени имела статья Мясковского «Чайковский и Бетховен» (1912), направленная против недооценки значения великого русского композитора. В 1920-е годы выступал со статьями и рецензиями в журн. «К новым берегам», «Музыкальная культура», «Современная музыка».

Участвовал в боевых действиях в Первой мировой войне (1914-16) в качестве офицера сапёрных войск. Назначение в Военно-морской штаб (1918-21) привело Мясковского из Петрограда в Москву. Ко времени мобилизации был уже автором 3 симфоний, 2 симфонических поэм и др. Активно включился в строительство новой музыкальной культуры и в московскую музыкальную жизнь. Всегда старался быть «художником наших дней». Один из организаторов Государственного музыкального издательства (член жюри, редактор, консультант, 1919-30). В 1919 году — член правления «Коллектива московских композиторов», одновременно — заместитель заведующего МУЗО Наркомпроса РСФСР, член Художественной секции ГУС. Посещал музыкальные вечера у Держановских и П. А. Ламма, ставшего его другом. В 1932 году был избран в оргкомитет СК СССР. В 1933-39 вёл многостороннюю музыкально-общественную деятельность в художественных советах радио, филармонии, с 1939 — Комитета по делам искусств при Совете министров СССР, в жюри различных конкурсов. С 1940 года — член редколлегии журнала «СМ» (до 1948).

С 1921 года преподавал в Московской консерватории. Создатель крупной композиторской школы. Среди учеников: И. Белорусец, В. Белый, Ю. Бирюков, Н. Будашкин, А. Веприк, Ф. Виточек, В. Гайгерова, Г. Гамбург, Г. Галынин, Е. Голубев, Г. Егиазарян, Д. Кабалевский, Г. Киркор, В. Крюков, 3. Левина, А. Локшин, Н. Макарова, К. Макаров-Ракитин, Е. Месснер, Б. Мокроусов, А. Мосолов, В. Мурадели, Н. Пейко, Л. Половинкин, С. Разорёнов, М. Старокадомский, В. Фере, А. Хачатурян, К. Хачатурян, Б. Чайковский, В. Шебалин, Б. Шехтер, В. Ширинский, А. Эшпай, М. Юровский и др. (всего около 80). Главную педагогическую задачу видел в том, чтобы развить в ученике его индивидуальные черты, научить мыслить крупными пластами, ощущать форму как процесс, видеть перспективу и итог этого процесса. Член АСМ (до 1931). Был хорошо знаком с зарубежным творчеством XX века и щедро делился своими сведениями, а также уникальной библиотекой с учениками.

Вошёл в историю музыки как один из крупнейших симфонистов 1-й половины XX века. За 4 десятилетия (1908-49) создал 27 симфоний. Среди отечественных композиторов ближе всех подошёл к идее музыкального раскрытия темы «Россия XX столетия в контексте мировых войн». Как и многие русские мастера 1-й половины XX века, Мясковский создавал свои композиции (симфонические и камерные), основываясь на их стилевом контрасте: вслед за психологически углублённой, нередко трагической фреской возникала композиция более оптимистическая склада (Пятая и Шестая, Двенадцатая и Тринадцатая симфонии и др.). Огромен вклад композитора в жанр камерной музыки: 13 струнных квартетов, 9 фортепианных сонат, свыше 100 пьес, сгруппированных в небольшие циклы и сборники, свыше 100 романсов и песен на слова М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского, К. Д. Бальмонта, З. Н. Гиппиус, А. А. Блока и др.

Литературное наследие Мясковского велико и ещё ждёт полной публикации. Среди изданных: Автобиографические заметки о творческом пути // СМ. 1936. № 6; Н. Я. Мясковский. Собрание материалов. Т. 1-2 / Ред.-сост. С. Шлифштейн. М., 1959-60: Т. 1. Статьи. Письма. Воспоминания. Т. 2. Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы. 2-е издание 1964: Т. 1. Статьи. Очерки. Воспоминания. Т. 2. Литературное наследие. Письма. Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы.

За время преподавания в Московской консерватории Мясковский воспитал около 80 композиторов, среди которых Д. Б. Кабалевский, А. Ф. Козловский, А. Л. Локшин, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, Л. Н. Оборин, Н. И. Пейко, Л. В. Фейгин, В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, Б. А. Чайковский, В. Г. Фере. Несмотря на разность дарований и увлечений, каждый из учеников Мясковского нашёл свой стиль, жанр и интонацию

По воспоминаниям учеников, Николай Яковлевич был добрым, отзывчивым человеком, никогда не позволявшим себе грубости. Эрудиция, наблюдательность и точность его замечаний восхищали не одно поколение музыкантов. Дарование Мясковского-педагога, его умение услышать, «схватить» самое главное в сочинении, увидеть и достоинства, и недостатки, ценили не только ученики, но и коллеги, обращавшиеся к нему за советами — Прокофьев, Шостакович, Вайнберг и многие другие.

Произведения

Творчество Н. Я. Мясковского представлено широким жанровым диапазоном исключая произведения для музыкального театра и киномузыки. Композитор создал 27 симфоний, 13 квартетов, 9 сонат для фортепиано, другие сочинения оркестровой и камерной музыки, кантаты и романсы, а также переложения для фортепиано и оркестра. Номер опуса был присвоен 87 сочинениям. Кроме этого Мясковским написан ряд доопусных произведений за годы обучения в консерватории и сочинения, которым автор не присвоил номер опуса (безопусные). Среди неосуществлённых замыслов — оперы «Идиот» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского (в ранние годы), «Первая девушка» по повести Н. В. Богданова (в зрелые годы), «Король Лир» по одноимённой трагедии Шекспира. Мясковский, в отличие от Прокофьева, не был сторонником сочинения программной музыки и, как писал Кабалевский, тяготел к так называемой «чистой музыке». Сочетание «чистая музыка» принадлежит самому Мясковскому: «Театр никогда меня к себе не привлекал ни в опере, ни в балете. Я и здесь всегда предпочитаю то, что несет в себе наибольшее количество черт „чистой музыки“ и симфонической жизни — оперы Вагнера, Римского-Корсакова»

Никола́йЯ́ковлевичМяско́вский (8 (20) апреля 1881, Новогеоргиевск — 8 августа 1950, Москва) — русский композитор, педагог и музыкальный критик. Основоположник и глава московской композиторской школы советского периода. Доктор искусствоведения (1940), народный артист СССР (1946), лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951 — посмертно).

Камерное и хоровое творчество Н.Я. Мясковского

Стиль музыки Мясковского суров и одновременно красив и лиричен. В его творчестве собственные музыкальные идеи композитора органично взаимосвязаны с элементами позднего романтизма П. И. Чайковского, модернизма И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, импрессионизма Дебюсси. Также заметно влияние Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина.

Среди симфоний Мясковского особенно выделяются лирико-трагические Вторая (1912), Третья (1914), Четвёртая (1917) и Пятая (1921), монументально-трагическая Шестая (1923), героико-драматическая Шестнадцатая (1936), задумчиво-ностальгические Двадцать первая (1940) и Двадцать пятая (1946), патриотическая Двадцать вторая (1941), посвящённая событиям Великой Отечественной войны, а также последняя Двадцать седьмая (1950).

Для его ранних работ характерны мрачные, даже зловещие тона, которые переплетаются с лирическими, задушевными интонациями русского романтизма. Первые 10 симфоний (1908—1927) отличает вязкая, тяжёлая полифония с обилием низов и мощным звучанием.

Монументально-трагическая Шестая симфония, написанная в память об отце (1923), отразила трагедию русского народа, расколотого гражданской войной. Как символ нового, социального раскола XX века в России, в её финале звучит мрачный старообрядческий хор.

В 1925—1927 годах Мясковский много экспериментировал: интонационный стиль Седьмой симфонии лежит на стыке русского романтизма и французского импрессионизма, для Восьмой симфонии применены атональные построения в духе А. Шёнберга. Опус № 26 отличается «ярко выраженным национальным колоритом», воплощает образ Степана Разина, в нём использованы мелодии одной башкирской и нескольких русских песен. Свои Десятую и Тринадцатую симфонии Мясковский создавал в русле исканий Шёнберга

В начале 1930-х годов, начиная с Симфонии № 11, из-за давления, оказываемого властями, стиль Мясковского изменился на более светлый, в его музыке начали доминировать мажорные тональности, а полифония упростилась. Он написал Двенадцатую симфонию, посвящённую коллективизации, — по мнению современных критиков, она стала худшей в его творчестве. В том же духе выдержана упрощённая 14-я симфония. Единственное мрачное произведение этого периода — Симфония № 13, своего рода прощание композитора с модернизмом и авангардом. Мясковский был вынужден представить её на закрытой премьере, что аналогично ситуации, сложившейся вокруг Четвёртой симфонии Шостаковича

Д. Б. Кабалевский отмечал яркий оптимизм 14-й и 15-й симфоний, в которых всё большее место занимает «песенно-танцевальная стихия народной музыки». Соглашаясь с такой оценкой о ведущем значении народно-песенного начала в этих двух симфониях, А. А. Иконников выделял 15-ю из ряда интонационно связанных с народной песней и танцем сочинений (12-я, 8-я, 6-я, 5-я симфонии), поскольку она «ни одной подлинной фольклорной темы не содержит», но отмечал, что её некоторые темы «настолько типичны в жанровой характерности, мелодически выразительны, что воспринимаются как родственные фольклорным».

Среди других работ этого периода выделяется Симфония № 16, посвящённая советской авиации. Её драматизм навеян катастрофой самолёта «Максим Горький», случившейся в мае 1935 года. Оценка С. С. Прокофьева Шестнадцатой симфонии может быть распространена на многие сочинения Мясковского, или даже воспринята как творческое кредо композитора: «По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности построения — это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой. Тут не было ни слащавых наивностей, ни залезания в гробы умерших композиторов за вчерашним материалом. Весь зал единодушно приветствовал симфонию Мясковского». После первого исполнения посвящённой А. В. Гауку Семнадцатой симфонии Г. Г. Нейгауз писал, что это «своего рода совершенство», в котором Мясковский достиг необычайной «ясности и простоты (преодоления сложности) изложения»

Особой силой отличается Симфония № 21 (1940), которая открыла последний, завершающий период творчества Мясковского. В ней нашли своё отражение и тягостные раздумья о правильности пути страны, и искренняя вера в светлое будущее. В произведении соединяются чистая сонатная форма, мастерское сочетание мрачных и светлых тонов и философская глубина сочинения.

Во время войны композитор создал несколько струнных квартетов и три патриотические симфонии: № 22, 23 (на кабардино-балкарские темы) и 24. В Симфонии № 25 (в 3-х частях, 1946), ставшей высочайшим образцом вдумчивого классического романтизма, Мясковский достиг вершины полифонического мастерства.

Сергей Прокофьев писал о композиторе: «В нём больше от философа — его музыка мудра, страстна, мрачна и самоуглублённа. Он близок в этом Чайковскому и думаю, что является, по сути, его наследником в русской музыке. Музыка Мясковского достигает истинных глубин выразительности и красоты». Шостакович отзывался о Мясковском как о крупнейшем после Малера симфонисте, среди произведений которого целый ряд является просто шедеврами симфонического искусства.

Симфонические произведения Н. Я. Мясковского

Виолончелист Мстислав Ростропович назвал Виолончельный концерт Мясковского среди десяти своих любимейших произведений, когда-либо написанных для этого инструмента, а дирижёр Евгений Светланов, сделавший в 1991—1993 годах запись всех симфонических произведений Мясковского, назвал композитора прямым наследником русских классиков XIX века. Для Ростроповича Мясковским написана Вторая виолончельная соната, op. 81

Тем не менее, в настоящее время музыкальное наследие Мясковского не пользуется особой известностью. Работая на стыке различных течений, композитор не был полностью признан ни радикальными модернистами, ни сторонниками классического романтизма XIX века. Его работы несколько тяжеловаты, а лирическая составляющая осталась там в достаточно архаичной форме. Исследователь жизни и творчества Мясковского Дмитрий Горбатов и дирижёр Геннадий Рождественский указывали на то, что причина невысокой популярности композитора кроется в том, что для одних он слишком тяжёл и авангарден, а для других — чересчур консервативен.

В последнее время заметен повышенный интерес к творчеству Мясковского за границей, распространяющийся в свою очередь и на родине композитора в условиях отсутствия окончательного его осмысления. В этой связи ценна оценка В. Я. Шебалина: «В настоящее время еще невозможно дать исчерпывающую или даже сколько-нибудь приближающуюся к этому характеристику Мясковского как композитора. Каждое следующее поколение будет находить в его произведениях все новые черты. То, что писалось о нем в последние годы, — это лишь первые шаги на пути к осмыслению его творческого пути. <…> Вклад, сделанный Мясковским в русскую и советскую музыкальную культуру, столь огромен и своеобразен, что понадобятся еще долгие годы, чтобы ориентироваться в его музыкальном и литературном наследии и дать себе отчет в том, насколько велика и плодотворна его роль в общем течении русской и советской музыкальной жизни»

Редактор Павел Вячеславович Мускатиньев

Корректор Марина Николаевна Сбитнева

© С. В. Венчакова, 2018

ISBN 978-5-4490-6237-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ОТ АВТОРА

Целью создания цикла методических разработок по дисциплине «Отечественная музыкальная литература XX – XXI веков» для студентов IV курса музыкальных училищ (специальности: 53.02.04 «Вокальное искусство», 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02. 03 «Инструментальное исполнительство», 53.02.07 «Теория музыки»), явилась, прежде всего, систематизация исследовательской, а также художественной литературы (в том числе современной) по разным темам курса, многие из которых рассматриваются впервые. В конце каждой работы автор предлагает примерные образцы вопросов по заявленной теме с текстовым материалом, которым могут воспользоваться отвечающие, а также обширное нотное приложение.

Следует отметить, что учебники по указанному предмету в течение долгого периода времени не переиздавались. Учебная литература, появившаяся в последние годы, содержит необходимые базовые сведения по темам курса, но объём учебных изданий не способен отразить многие актуальные проблемы композиторского творчества, а также представить целостный анализ музыкальных произведений.

Цикл методических разработок явился результатом многолетнего преподавания вышеуказанного курса. Работы включают значительный по своему масштабу объём образовательного материала, в основе которого – подробный обзор важнейших аспектов творческой деятельности композитора, а также разбор значительного количества авторских сочинений. Строгая логическая последовательность каждой методической разработки наглядно демонстрирует план урока, ключевые тематические вопросы, видео-файлы, итоговые требования к аттестации учащихся. К каждой работе прилагается обновлённый список научно-исследовательской литературы, что может послужить хорошим подспорьем для студентов-музыкантов в изучении произведений названного автора; а также в процессе написания рефератов, курсовых и творческих работ. Каждая тема курса продемонстрирована в виде открытых уроков с созданием мультимедийной презентации.

Цикл методических разработок, посвящённый творчеству Н. Я. Мясковского:

1. «Некоторые черты творческого стиля Н. Я. Мясковского» – представлена в контексте соответствующей эпохи и направлена на рассмотрение аспектов эволюции стиля композитора в плане традиций и новаторства. Библиография включает новейшие исследования по творчеству композитора, а также материалы юбилейной конференции.

2. «Н. Я. Мясковский. Инструментальное творчество. Фортепианные сонаты, циклы» – автор ставит задачу выявить наиболее показательные стилистические черты инструментального творчества и отметить роль жанра фортепианной сонаты и фортепианной миниатюры. В работе представлен анализ девяти фортепианных сонат, обзор некоторых фортепианных циклов, сформулированы основные стилистические признаки сонатного творчества.

3. «Н. Я. Мясковский. Произведения для струнных инструментов. Сонаты, концерты, квартеты» – в работе прослеживаются основные стилевые аспекты камерно-инструментального творчества Мясковского на примере анализа сонат, созданных для различных инструментов. Также автором отмечена особая роль жанров камерной музыки в художественном наследии композитора.

4. «Н. Я. Мясковский. Вокальное творчество» – представлен анализ отдельных вокальных произведений композитора в контексте традиций и новаторства. Вокальное творчество Мясковского рассматривается в общей стилевой палитре рубежа XIX – XX веков и связи композитора с русскими символистами. Также даны некоторые комментарии к текстам.

5. «Н. Я. Мясковский. Симфоническое творчество» – в работе представлен анализ симфонических сочинений композитора, созданных в разные периоды творчества – симфоний №5, №6, №21, №27. Также дана подробная оценка всего симфонического творчества Мясковского, синтезирующего две важнейшие традиции русского симфонизма. Особое внимание придается идеологической позиции автора, а также сформулирована идея, что эволюция симфонизма Мясковского явилась предтечей конфликтно-медитативного направления этого жанра во второй половине XX века.

Светлана Вячеславовна Венчакова, музыковед, преподаватель теоретических дисциплин ГБПОУ Республики Мордовия «Саранское музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова».

ВВЕДЕНИЕ

Программа курса «Музыкальная литература» направлена на формирование музыкального мышления учащихся, на развитие навыков анализа музыкальных произведений, на приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, специфики музыкального языка.

Предмет «Отечественная музыкальная литература ХХ века» является важнейшей частью профессиональной подготовки студентов теоретических и исполнительских отделений музыкальных училищ и училищ искусств.

В процессе изучения курса происходит процесс анализа и систематизации различных особенностей музыкальных и художественных явлений, знание которых имеет непосредственное значение для последующей исполнительской и педагогической практики студентов. Создаются условия для научно-творческого осознания художественных проблем и осмысления различных исполнительских интерпретаций современных музыкальных стилей. В целом создаётся гибкая система профильного обучения, без критерия «узкой специализации», способствующая углублению профессиональных навыков, активизации творческой заинтересованности студентов в работе.

Целостное изучение художественно-эстетических направлений, стилей базируется на интеграции знаний студентов в различных областях: истории зарубежной и русской музыки (до XX века), мировой художественной культуры, анализа музыкальных произведений, исполнительской практики, что обеспечивает формирование нового профессионально обобщённого знания.

Методическая разработка на тему: «Н. Я. Мясковский. Некоторые черты творческого стиля»

Цель урока - проследить эволюцию некоторых стилевых аспектов выдающегося русского композитора XX века Н. Мясковского (1881 – 1950) в контексте традиций и новаторства.

План урока:

1. Русский композитор XX века Н. Я. Мясковский

Н. Я. Мясковский сыграл исключительно важную роль в русской музыкальной культуре первой половины XX века. Он происходил из семьи потомственных военных (как и другой выдающийся русский композитор – Н. А. Римский-Корсаков). Несмотря на рано проявившуюся склонность к музыке, Мясковский шёл к творчеству достаточно долго. Долгое время специальная музыковедческая и исследовательская литература, посвящённая Мясковскому, появлялась крайне редко. В 2006 году (с 3 марта по 20 апреля) состоялся фестиваль, посвящённый 125-летию со дня рождения Мясковского – выдающегося русского музыканта, музыкального писателя, критика и общественного деятеля, эрудита, обладающего энциклопедическими знаниями. Фестиваль завершился проведением научной конференции, собравшей обширную аудиторию. «Участвовали исследователи творчества Мясковского не только из Москвы, но и из Екатеринбурга, Асбеста, Ашхабада, Тамбова, Саратова и других волжских городов. «Русская музыкальная газета» (2006, №4, №5) писала: «В трёх вечерах в Рахманиновском зале известный пианист Михаил Лидский сыграл все сонаты Мясковского (факт исключительный в истории отечественной музыки XX столетия).

Вокальному творчеству композитора был посвящен концерт, тоже в Рахманиновском зале, где прозвучали романсы разных лет на стихи русских и зарубежных поэтов. В том же зале кафедра камерного ансамбля и квартета представила программу, где молодые исполнители озвучили страницы богатейшего камерного наследия композитора: Сонату для скрипки и фортепиано, соч. 70, Первую сонату для виолончели, Девятый струнный квартет, а также фрагменты сюиты «Мадригал» из цикла «Из юношеских лет» на слова К. Бальмонта, из «Тетради лирики».

Программа «Мясковский и время» включала вокальные произведения Н. Мясковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Д. Кабалевского, Ю. Шапорина, Д. Шостаковича, В. Нечаева, Ан. Александрова, А. Гедике. В Большом зале Московской консерватории в исполнении симфонического оркестра консерватории под управлением Анатолия Левина прозвучали Концерт с оркестром Мясковского (солист Александр Бузлов) и Пятая симфония Прокофьева» .

Как известно, в настоящее время современные объективные исследования заново открывают многие «неизвестные страницы» прошлых лет, создавая переоценку ценностей культуры советской эпохи. Тема конференции – «Неизвестный Мясковский: взгляд из XXI века» – предусматривала достаточно широкую проблематику, обращённую к творчеству композитора, его эстетике, средствам музыкальной выразительности, а также к объективному взгляду на судьбу композитора, который был современником многих трагических событий своего века. Е. Долинская, руководитель юбилейной конференции, отмечает: «Мясковскому, одному из глубочайших трагиков минувшего столетия, был уготован тяжелейший конец жизни, который пришёлся на один из самых страшных периодов в истории отечественной музыки. Постановление ЦК ВКП (б) «Об опере В. И. Мурадели «Великая дружба»» от 10 февраля 1948 года обвинило Прокофьева, Мясковского, Шостаковича и нескольких других композиторов в формализме. Последовавшие за этим действия властей нанесли сокрушительный удар по всем жанрам. Мясковский встретил испытание достойно: он не признавал своих ошибок (как были вынуждены многие поступить в тот роковой период). Композитор ответил молчанием – так, кстати, называлась одна из его двух ранних трагических симфонических поэм («Молчание» и «Аластор»). В два последних года жизни он продолжал напряжённо работать (в своей квартире в Сивцевом Вражке и на даче у П. А. Ламма, на Николиной горе). Одна за одной рождались последние фортепианные сонаты, Двадцать шестая и Двадцать седьмая симфонии, Тринадцатый квартет. Вернувшись к своим ранним работам, композитор составил сборник «Из прошлых лет» .

Тематика юбилейной конференции обозначила несколько направлений: изучение стиля вокальной музыки Мясковского, хоровых песен; проблемы гармонии, полифонии и мелодики в общем контексте творческого стиля композитора; исполнительские аспекты музыки Мясковского в сфере симфонических исканий, виолончельного творчества, хорового наследия. Следует особо отметить, что работа конференции выявила целостный взгляд на художественные искания композитора в дистанции времени – один из исследователей напрямую обратился к теме «Художник наших дней»: полвека спустя» (строка заголовка, как известно, взята из письма композитора к музыковеду А. Иконникову, автору научного труда, посвященного анализу симфонического творчества Мясковского).

2. Некоторые факты биографии Н. Я. Мясковского

Современные биографы композитора отмечают, что он был русским интеллигентом чеховского склада, из тех великих музыкантов, что говорить о себе не любили, а писать о своей персоне – тем более. Вместе с тем Мясковский являлся талантливым музыкальным писателем, много сотрудничавшим с отечественной периодикой, и, по всеобщему признанию, авторитетным «экспертом» современного творчества, чьи заметки и эссе во многом способствовали свободе развития отечественного музыкального искусства. В 30-е годы по настоятельной просьбе журнала «Советская музыка», главным редактором которого был тогда музыковед Г. Хубов, Мясковский написал краткие «Автобиографические заметки о творческом пути».

Будущий композитор родился в крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии, военная карьера отца требовала постоянных переездов (Оренбург, Казань, Нижний Новгород, Петербург). Ещё в детстве мальчик испытывал сильное тяготение к музыке, даже были начаты занятия музыкой (игра на фортепиано; пение в концертном хоре), но семейные традиции требовали продолжения династии и военной карьеры – Н. Мясковский становится студентом инженерного училища. Впоследствии композитор писал: «Как только я вырвался из ненавистных стен закрытого учебного заведения и попал на службу в Москву, я начал искать способ возобновить музыкальные занятия, но теперь уже исключительно композицией. <…> Я написал наивное письмо Н. А. Римскому-Корсакову с просьбой рекомендовать мне кого-нибудь в Москве. К своему удивлению, получил весьма любезный ответ с рекомендацией обратиться к С. И. Танееву, причём был дан даже адрес последнего. Следствием было то, что через некоторое время, произведя на Танеева, вероятно, довольно странное впечатление, так как я отказался показать свои композиторские бредни, я сделался по его совету учеником Р. М. Глиэра, с которым в полгода прошёл весь курс гармонии. <…> Глиэр рекомендовал меня своему приятелю – И. И. Крыжановскому (ученику Римского-Корсакова, одному из основателей „Вечеров современной музыки“), с которым я прошёл конрапункт, форму, фугу и немного оркестровку» [цит. по 6, с. 13].

Среди ярчайших впечатлений молодого Мясковского было посещение репетиции, где Рахманинов играл свой Второй фортепианный концерт (оркестром дирижировал А. Зилоти). Тогда же в зале рядом с Р. М. Глиэром сидел мальчик лет одиннадцати в обычной гимназической куртке. Это был Серёжа Прокофьев.

С 1906 по 1911 год Мясковский учится в Петербургской консерватории (класс Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова), где его сокурсниками были С. Прокофьев и Б. Асафьев. Между Мясковским и Прокофьевым была десятилетняя разница в возрасте, но она не явилась препятствием для их дружбы. Офицер-сапёр русской армии, увлечённый музыкой, и феноменально одарённый подросток тесно общались в годы учёбы в консерватории и активно переписывались в период летних каникул. Причём именно Прокофьев, гордясь дружбой взрослого человека, необыкновенно ценил все советы Мясковского. Среди большинства студентов консерватории Мясковский выделялся зрелым интеллектуализмом. Спустя много лет Мясковский напишет Прокофьеву в связи с созданием оперы «Огненный ангел» следующие строки: «Ещё стоит жить на свете, пока сочиняется такая музыка». Партитура Третьей симфонии, созданная Прокофьевым на основе музыкального тематизма этой оперы, будет переложена Мясковским для фортепианного исполнения. Оба великих русских музыканта были не просто друзьями – они явились свидетелями творческой эволюции каждого.

В 1914 году в период Первой мировой войны Мясковский был призван в армию (австрийский фронт – Перемышль; граница Венгрии – Бескиды; затем Галиция и Польша; участие в постройке морской крепости Ревель). После Октябрьской революции Мясковский был переведён в Морской генеральный штаб, в котором прослужил до демобилизации. В 1921 году он был приглашён профессором в Московскую консерваторию, с которой он связал свою судьбу до конца жизни. Композитор воспитал более 80 учеников, в числе которых – В. Шебалин, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, К. Хачатурян, Е. Голубев, А. Мосолов, Н. Пейко, Б. Чайковский, А. Эшпай, Н. Макарова и др. Н. Мясковский, согласно общему мнению, был прекрасным учителем, попасть в его класс было высшей честью для молодого музыканта.

Теснейшая творческая и человеческая взаимосвязь Прокофьева и Мясковского продолжалась всю жизнь и оборвалась только со смертью последнего. Их Переписка стала уникальным памятником эпистолярного наследия, подобно литературному «диалогу» Чайковского с Танеевым, Рахманиновым с Метнером и др.

Е. Долинская отмечает: «В зарубежный период жизни Прокофьева контакты с Мясковским не прерывались. Прокофьев снабжал коллегу и друга новинками мировой музыкальной литературы, прилагал усилия к тому, чтобы новая русская музыка звучала и за рубежом. Показательно, в частности, что в середине 30-х годов Прокофьев в очередной раз обратился к Мясковскому с просьбой прислать что-либо из своих новых сочинений для организуемого концерта русской музыки. Мясковский, знавший все новейшие системы композиции не по рассказам (Прокофьев и другие респонденты постоянно присылали Мясковскому партитуры современных зарубежных композиторов), в тот период «попробовал», по его собственному признанию, систему Шёнберга, которая уже тогда его заинтересовала «не алхимией интервальных построений, а кинетической энергией тематизма». В русле исканий Шёнберга были написаны Десятая и Тринадцатая симфонии. Именно эти сочинения, не представленные на родине, и просил Прокофьев для организуемого концерта. Мясковский ответил решительным отказом, сказав, что его сочинения подобны страницам очень личного дневника, а потому смогут лишь «испортить витрину советской музыки».

Как известно, только через полвека после смерти Прокофьева Дневник , который он вёл с 1907 по 1933 год, был открыт для ознакомления и затем издан в Париже внуком композитора. После смерти Прокофьева он находился в Москве и, прежде чем попасть в РГАЛИ (Государственный архив России по литературе и искусству), хранился в квартире Мясковского, который сберёг его для истории и современности. Свой же Дневник , ставший по сути летописью русской музыкальной жизни 1910 – 1940-х годов, композитор уничтожил незадолго до смерти – в 1948 году – в связи с известными эпизодами травли представителей отечественной культуры.

Тема «художник и власть» в наши дни вызывает много размышлений. В период Октябрьского переворота Мясковский был уже достаточно взрослым человеком. Он создал множество сочинений, но был ли он типично советским художником? Названия его произведений – «Колхозная», «Авиационная» симфонии; кантаты «Киров с нами», о Кремле и т. д. свидетельствуют об определённой идеологической позиции. Какова она была на самом деле? «От жизни своей страны Мясковский не отстранялся и не мыслил свою жизнь в другом месте. Именно он мог говорить Прокофьеву: „Не убегайте от событий, события не простят Вам этого“ (Прокофьев пишет, что эти слова произнёс один мудрый человек). Когда Л. Гумилёв говорит, что в разрушенной русской нации остались отдельные особи как носители лучших её (нации) свойств, имя Мясковского следует вспомнить в первую очередь. Мясковский хотел знать , составить собственное представление о том, куда идёт Россия» .

3. Н. Я. Мясковский – педагог

По свидетельству многих своих учеников, Мясковский стремился максимально раскрыть дарование, заложенное природой. Его деликатность в обхождении с учениками поражала: он всегда обращался по имени-отчеству, лично подавал пальто по окончании занятий, часто проходивших у него дома, в маленькой двухкомнатной квартирке в одном из переулков старого Арбата. Здесь Мясковский жил вместе с двумя своими сёстрами. Здесь же размещалась уникальная библиотека – собрание партитур русской и зарубежной музыки XIX – XX веков, причём многие сочинения в СССР были неизвестны. Ученики Мясковского получали право пользоваться личной библиотекой профессора.

Один из его учеников, К. Хачатурян, вспоминает: «Я проучился у Шостаковича вплоть до того момента, когда Дмитрий Дмитриевич был уволен из консерватории в связи с Постановлением 1948 года. Тогда же был снят с поста ректора и В. Я. Шебалин. Таким образом, с весны 1948 года я начал заниматься у Мясковского, взявшего к себе в класс учеников Шостаковича. <…> Занятия его были потрясающе интересными. Но они отличались от того, что делал на уроках Шостакович. Дмитрий Дмитриевич хорошо владел композиторской «кухней», оркестром, полифонией; Николай Яковлевич этим, конечно, тоже владел, но кроме этого он был колоссальным эрудитом. Если у нас, учеников, в процессе сочинения возникало какое-то затруднение, то он говорил: «Да что Вы мучаетесь? И тут же доставал из шкафа какую-нибудь партитуру и говорил, к примеру: «Вот, посмотрите, как это сделано у Франка в симфонии» . Музыкант размышляет о том, что музыку Мясковского исполняют достаточно редко: «Светланов много исполнял его и записал, по-моему, всего Мясковского. Николаю Яковлевичу не везло с исполнителями. Он долгое время был связан с Сараджевым, который был очень хорошим музыкантом, но дирижёром – несколько суховатым. А музыка у Николая Яковлевича очень эмоциональная, но не открыто эмоциональная, а будто композитор стеснялся раскрыть свою душу и свой темперамент. <…> Уже будучи тяжело больным, Николай Яковлевич привёл в порядок весь свой архив, выверил партитуру Двадцать седьмой симфонии – ничего не оставил после себя незаконченным. Всю свою жизнь он отдал искусству, строительству музыкальной культуры страны, создал композиторскую школу, много сил отдавал издательскому деду (он был негласным главой Государственного музыкального издательства, хотя не занимал никаких должностей), и тем не менее в 1948 году оказался в числе тех композиторов, которые названы «антинародными». Безусловно, Постановлением 1948 года Мясковскому сократили жизнь.

Николай Яковлевич удивительно умел схватить суть явления, дать ему абсолютно точное определение. Такой у него был ум. Однажды на кафедре композиции Герман Галынин играл своё новое сочинение. Мясковскому оно очень понравилось, он произнёс какие-то одобрительные слова, а Герман в ответ сказал: «Не знаю, Николай Яковлевич, как назвать это сочинение: может быть, Поэма?». И Мясковский тут же дал название: «Эпическая поэма». Он умел услышать главное и точно обозначить это в названии.

Новые материалы о Мясковском, которыми являются эссе-мемуары «Алогизмы» (1986 – 1987) композитора Голубева, его ученика и последователя, представляют новые факты биографии и педагогической деятельности. В этих воспоминаниях Голубева раскрывается редчайший талант Мясковского-педагога, сложность и многоаспектность его дара, многие черты личности которого трудно передать словами, а выявляются они только в тесном общении, постоянном контакте. Так ярко охарактеризовал педагогический талант Мясковского Д. Д. Шостакович: «У Мясковского была редкая хватка, позволявшая ему что называется „с налёту“, с одного взгляда в партитуру подметить в ней как главное, так и детали. В своих высказываниях он был немногословен, порой строг. Но даже суровые слова его критики – это чувствовалось – шли от большого сердца и любви к музыке, и потому никогда не обижали. Тем более что с такой же выносливостью (это было известно) он относился к самому себе» [цит. по 14, с. 37].

В «Алогизмах» Голубев подчёркивает удивительную скромность и самокритичность своего учителя, его стремление к постоянному совершенству: «Приведу глубочайший пример авторского самопостижения. Кто-то из учеников Рафаэля спросил его: „Маэстро, зачем Вы в сотый раз поправляете Мадонну, когда она уже верх совершенства?“. Рафаэль ответил ему, что нам, авторам, как никому другому, дано видеть как свои недостатки, так и свои достоинства. Николай Яковлевич даже огромный успех своей Шестой симфонии склонен был преуменьшать. Пройдёт ещё много лет до того, как определится место и значение Мясковского в истории русской и мировой музыки. Мало кому удавалось с такой силой проникновения отразить самое сокровенное в душе русского народа, принявшего многовековые страдания. Мимо этих страданий, так глубоко отразившихся в народном творчестве, не мог пройти ни один истинно русский художник. После М. Мусоргского апокрифическое содержание музыки сильнее всего было у Н. Я. Мясковского». В 1969 году Голубев создаёт Шестую фортепианную сонату, которая сопровождена авторской ремаркой: «Памяти Н. Я. Мясковского». Посвящение полно глубокой символики – такова творческая дань благодарного ученика любимому учителю. Но это не только дань – это желание оставить в истории образ выдающегося музыканта . Если у Шумана образы великих музыкантов были поданы в сфере карнавальности, то у Голубева образ учителя предстал в жанре одночастной фортепианной сонаты “ [цит. по 14, с. 38]. Таким образом, подобно Двадцать первой симфонии Мясковского, ставшей ярким образцом одночастного цикла, ученик и последователь Мастера на примере своего сочинения создал тип одночастной фортепианной сонаты-посвящения, обладающей индивидуальными чертами, проявившимися в композиционном строении, характере тематизма, своеобразии стилевого синтеза. Так проявилось желание автора обобщить всё лучшее, что было дорого его учителю. Представляя личность Мясковского-педагога, музыковед А. Комиссаренко отмечает: „Музыкально-критическая деятельность Мясковского, которой он занимался с 1911 года, тоже привнесла свою лепту в последующую педагогическую работу. Это проявилось в умении подметить сильные и слабые стороны произведения с первого прослушивания. В «Автобиографических заметках» Николай Яковлевич писал, что работа в качестве критика-рецензента «обострила моё критическое чутьё и дала некоторые навыки, которые сказываются даже в теперешней моей педагогической работе». В статьях содержатся его размышления о музыке, о профессии композитора. «Первое требование, какое я предъявляю к музыке вообще, это – непосредственность, сила и благородство выражения; вне этого триединства музыка для меня не существует, или если и существует, то в чисто утилитарном приложении» [цит. по 10, с. 54].

4. Н. Я. Мясковский – критик

Изучение любой музыкальной культуры невозможно без анализа развития в ней музыкально-критической мысли. Выступления Н. Я. Мясковского и других критиков, его современников, содержат немало ценных наблюдений, выводов, суждений о музыке, о творчестве разных авторов; о сложных, часто противоречивых явлениях русского искусства первой половины XX века. Многие работы Мясковского сохранили свою актуальность и в наше время. Изучение отечественного музыкально-критического наследия является одной из насущных задач русского музыкознания. Это поможет современным музыковедам в наиболее полной мере представить противоречивую ситуацию, сложившуюся в период творческого формирования многих выдающихся деятелей советской культуры.

В историю русской музыки Мясковский вошёл как выдающийся композитор, один из основоположников советского симфонизма, музыкант высочайшего авторитета, видный педагог и общественный деятель. Литература, анализирующая творческое наследие Мясковского-композитора, как уже было указано, дополнена многими ценными работами современных исследователей. Однако о Мясковском-критике специальных работ немного: «Мясковский-критик» и «Мясковский и оперное творчество» С. Шлифштейна, исследование о статье Н. Я. Мясковского «Чайковский и Бетховен» И. Райскина, статьи

О. Белогрудова «Н. Я. Мясковский-критик», «Эстетические взгляды Н. Я. Мясковского-критика», «Принципы и методы критического анализа Н. Я. Мясковского», «Жанры критических работ Н. Я. Мясковского», «Особенности языковых и стилистических средств Мясковского-критика».

Литературно-критическое наследие Н. Я. Мясковского фактически открыл музыкальному миру С. Шлифштейн, под редакцией которого в 1959 – 1960 гг., вышло двухтомное издание «Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания». В первый том, кроме вышеуказанной статьи «Мясковский-критик» самого редактора-составителя вошли воспоминания современников о Мясковском – человеке, друге, композиторе, педагоге, общественном деятеле и т. д. Второй том включал автобиографические заметки о творческом пути композитора, его музыкально-критические работы, фрагменты переписки.

Музыкально-критическое наследие Мясковского позволяет представить многие особенности художественного мышления автора. Это, прежде всего, различные публикации в журнале «Музыка» и других органах русской и советской периодики. Глава московской композиторской школы, член различных жюри, коллегий, советов, Н. Я. Мясковский занимался критической деятельностью всю жизнь. Существует немало его рукописных работ в виде отзывов, характеристик, кратких рекомендаций и рецензий по поводу новых сочинений различных авторов, их публикации или исполнения. Особой исторической заслугой Мясковского-критика является создание одной из музыкальных летописей своей эпохи. Критическое наследие Мясковского убедительно доказывает, как важно иметь профессиональное мастерство, чтобы дать адекватную оценку музыкальным «событиям» сохранить высоту критериев и учесть особенности конкретной художественной практики. Также важна объективность в оценке новых явлений музыкального искусства, стилистическая точность. Мастерство музыкального критика, как и композитора, явилось для Мясковского одним из аспектов в выявлении эстетической позиции автора, а также необходимым условием успешного воздействия на слушателя.

О. Белогрудов отмечает: «В 1911 – 1914 годах, когда Мясковский выступал в прессе, появилось немало художественно ценных произведений Прокофьева, Скрябина, Стравинского, позднее получивших мировую известность, остро встал вопрос о традициях и новаторстве в разгоревшейся борьбе различных эстетико-художественных течений. Сочинения малоизвестных и даже ныне забытых композиторов также получили оценку в критических выступлениях Н. Я. Мясковского. В них с достаточной полнотой отразились ведущие художественные тенденции, основные процессы и общая направленность искусства» . В указанный период времени композитор уже состоялся как личность и имел собственные эстетические критерии в оценке явлений жизни и искусства, а также являлся автором многих известных сочинений, в числе которых: романсы на стихи К. Бальмонта, З. Гиппиус, Е. Баратынского, А. Голенищева-Кутузова, А. Толстого; симфонической поэмы «Аластор» и сказки «Молчание», двух симфоний, квартета, ряда фортепианных пьес и др.

Музыкально-критическая деятельность Мясковского в 1923 – 1925 годы была связана с журналами «К новым берегам», «Современная музыка», «Музыкальная культура». В 1927 году Мясковский награждается званием заслуженного деятеля искусств. В 1939 году Совнарком СССР назначает его членом комитета по Государственным премиям. В 1940 году Мясковский становится доктором искусствоведения. В 1940 – 1941 годах композитор входит в состав редакционной коллегии журнала «Советская музыка».

О. Белогрудов, исследуя музыкально-критическое наследие Мясковского, говорит о следующих типах критики: общенаучном, научном и эстетико-художественном . В основе общенаучного типа критики – популяризация явлений музыкального искусств, рассчитанная на неподготовленного слушателя. Анализируя новые сочинения, Мясковский избегал произвольного истолкования музыки, аргументируя свою позицию с точки зрения стилевых аспектов автора и влияний различных тенденций. Далее следовал детальный анализ определённых разделов произведений композитора. Такой метод был направлен прежде всего на популяризацию нового сочинения. Следует отметить, что популяризация в общенаучном типе критики – это не только пропаганда положительного опыта в творчестве композиторов – любое произведение могло иметь и недостатки. «Мясковский стремится упростить научное понимание анализируемого произведения, сделать своё изложение доступным для широкого читателя, но не идя на поводу вкусов, а ведя его за собой, поднимая тем самым на новую ступень познания» . Общенаучный тип критики не предполагает детального анализа музыкального произведения. Но и в этом случае Мясковский с позиции учёного-исследователя, ориентируясь на широкого читателя, пишет живым «разговорным» языком, незаметно добавляя специфические аспекты научного анализа, необходимого музыкантам-профессионалам и исполнителям. Именно в этом заключается один из важнейших методических приёмов музыканта-критика.

Детство он провел в постоянных разъездах - Оренбург, Казань, Нижний Новгород. В 1893 году, после окончания двух классов реального училища, Николая Мясковского, вслед за старшим братом Сергеем, определили в закрытое учебное заведение - Нижегородский кадетский корпус. Затем в 1895 году Мясковский был переведен в петербургский Второй кадетский корпус. Свое военное образование он завершил в Военно-Инженерном училище. После недолгого пребывания на службе в саперной части в Зарайске его перевели в Москву.

К тому времени Мясковский уже прошел уроки гармонии у Н.И. Казанли - руководителя оркестра кадетов - и пробовал сочинять.

Попав в Москву, с января по май 1903 года Мясковский занимался с Глиэром и прошел весь курс гармонии. Это был период напряженнейшего труда: посвятив днем несколько часов музыке, Мясковский потом ночами сидел над служебными заданиями.

Занятия теорией Мясковский - по совету Глиэра - продолжал под руководством И.И. Крыжановского, ученика Римского-Корсакова. Таким образом, уже на раннем этапе Николай черпал опыт от двух композиторских школ: московской и петербургской. Три года Мясковский обучался у Крыжановского контрапункту, фуге, форме и оркестровке.

Наконец летом 1906 года, втайне от военного начальства, Мясковский сдал экзамены и поступил в Петербургскую консерваторию. Весной 1907 года Мясковский подал прошение об отставке, но только через год был отчислен в запас. Однако уже летом, получив отпуск для необходимого лечения, он почувствовал себя впервые в жизни почти профессиональным музыкантом.

Романсы на слова Гиппиус были первыми опубликованными сочинениями Мясковского. В консерваторские годы состоялся творческий дебют Мясковского как автора симфонической музыки. Первая симфония Мясковского написана в 1908 году для небольшого оркестра и впервые прозвучала 2 июня 1914 года.

За симфонией последовала оркестровая сказка "Молчание" (1909) по Эдгару По. Начиная работу над "Сказкой", Мясковский писал Прокофьеву: "Во всей пьесе не будет ни одной светлой ноты - Мрак и Ужас". Очень близка по настроению и вторая симфоническая поэма Николая Яковлевича - "Аластор", созданная через три года после "Молчания".

Сказку "Молчание" композитор Асафьев считал первым зрелым произведением Мясковского, а в "Аласторе" отмечал яркую музыкальную характеристику героя, мастерство разработки и исключительную выразительность оркестра в эпизодах бури и смерти.

Лучшие дня

Мясковскому исполнилось тридцать лет, когда он в 1911 году "тихо", по собственному определению, закончил консерваторию, показав Лядову два квартета. В августе 1911 года началась и музыкально-критическая деятельность композитора. За три года в журнале "Музыка" было напечатано 114 статей и заметок Николая.

Говоря о своих сочинениях раннего периода, включая предвоенную Третью симфонию, Мясковский сам отмечал, что почти все они носят отпечаток глубокого пессимизма. Причины этого Николай Яковлевич видел в "обстоятельствах личной судьбы", вспоминая, как почти до тридцати лет он вынужден был вести борьбу за "высвобождение" от навязываемой ему военной профессии, а также в воздействии еще не преодоленного груза различных влияний.

Начавшаяся в 1914 году мировая война надолго отвлекла Мясковского от творческих планов. В первые же дни трагических событий он был призван в армию и покинул Петербург, снова надев форму поручика саперных войск.

Тяжелая контузия, полученная Мясковским под Перемышлем, все серьезнее давала о себе знать, и поэтому в 1916 году он из действующей армии был переведен на строительство крепости в Ревель. Пребывание на фронте, общение с людьми, с которыми он прошел войну и встретил Октябрьскую революцию, дали художнику новые впечатления, которые он отразил в Четвертой и Пятой симфониях, сочиненных им за три с половиной месяца - с 20 декабря 1917-го по 5 апреля 1918 года.

Революционные события всколыхнули огромную страну. И Мясковский, конечно, не мог в это трудное время вернуться к искусству. Он прослужил в армии до конца гражданской войны - до 1921 года.

Ни один замысел не вынашивался Мясковским так мучительно и долго, как замысел Шестой симфонии. В начале 1921 года композитор сделал наброски. К лету 1922 года они, наконец, были доработаны, и в Клину композитор начал инструментовку симфонии.

Шестая симфония - многоплановое, композиционно сложное и самое монументальное произведение Мясковского. Продолжительность ее 1 час 4 минуты. Шестая симфония Мясковского, по мнению многочисленных музыкальных критиков, одна из самых сильных русских симфоний вообще. Симфония волнует и захватывает глубиной и покоряющей искренностью чувств. Она трагедийна в том высоком смысле, на который обращал внимание еще Аристотель, утверждая, что "трагедия возвышает душу человека".

Вот что писал В.М. Беляев в письме к одному из своих друзей на следующий день после того, как 4 мая 1924 года в Большом театре под управлением Н.С. Голованова впервые прозвучало это произведение: "...Симфония имела потрясающий успех. В течение почти четверти часа публика понапрасну вызывала скрывшегося автора, но все-таки добилась своего, и автор появился. Его вызывали раз семь и поднесли ему большой лавровый венок.

Некоторые видные музыканты плакали, а некоторые говорили, что после Шестой симфонии Чайковского это первая симфония, которая достойна этого названия..."

Ни одно из последующих произведений, созданных Мясковским в 1920-е годы, среди которых было еще четыре симфонии, ни по масштабам замысла, ни по силе художественного воплощения не может быть поставлено в один ряд с Шестой симфонией, хотя и в них композитор старался отобразить проблемы, рожденные революцией.

Во второй половине 1920-х годов в Мясковского не раз летели стрелы пролеткультовцев. Так было, например, в 1926 году, когда в своем открытом письме сторонники агитмузыки обвинили композиторов во главе с Николаем Яковлевичем в чуждой идеологии.

Тем временем Мясковский завоевывает популярность за рубежом. Леопольд Стоковский, исполнявший в январе 1926 года в Чикаго, Филадельфии и Нью-Йорке Пятую симфонию Мясковского, берется сыграть и Шестую. В Цюрихе пианист Вальтер Гизекинг объявил в программе своих концертов его Четвертую фортепианную сонату. Кусевицкий через Прокофьева просил у Мясковского нотный материал еще не изданной Седьмой симфонии, так как хотел исполнять ее в Париже.

24 января 1926 года в чешской столице в первом симфоническом концерте современной русской музыки были исполнены Шестая и Седьмая симфонии Мясковского. После Седьмой симфонии, исполнявшейся впервые за рубежом, дирижера Сараджева вызывали семь раз, а Шестая произвела такое впечатление, что публика совсем не хотела отпускать его с эстрады.

Сараджеву выпала честь представить современную русскую музыку и в Вене. В концерте 1 марта 1926 года он снова дирижировал Шестой симфонией Мясковского. Доктор Пауль Писк сообщал из Вены, что московского дирижера "принимали очень горячо" и что произведение "встретило полное признание". С не меньшим успехом вскоре после Шестой симфонии в концерте камерной музыки в Вене была исполнена часть вокальной сюиты Мясковского "Мадригал".

Вероятно, лишь удивительная скромность и желание оставаться в тени заставляли Николая Яковлевича отказываться и от зарубежных поездок. Только один раз Мясковский ненадолго оставил родину. Это было в ноябре все того же 1926 года. Вместе с Б.Л. Яворским он представлял тогда советскую музыкальную общественность на торжествах в Варшаве, связанных с открытием долгожданного там памятника Ф. Шопену.

Из всех двадцати семи симфоний у Мясковского только две одночастные. Одна из них принадлежит к самым популярным его произведениям - это Двадцать первая. Другая - Десятая (1927), навеянная "Медным всадником" Пушкина, наименее известна. А между тем Десятая симфония заслуживает большего внимания хотя бы потому, что это - настоящее чудо полифонии. Десятая симфония - глубоко русская и очень "петербургская". Вполне сознавая это, Мясковский ничуть не удивился, когда в 1930 году получил от Прокофьева сообщение, что сыгранная Стоковским в Филадельфии симфония имела успех.

Вероятно, ни об одном сочинении Мясковского не говорили и не писали так много, как о Двенадцатой симфонии, названной "Колхозной" (1932). Исследователи считают ее этапным произведением, с которого начались "просветление" и демократизация музыки Мясковского, подчеркивая непосредственное обращение автора к советской тематике, оптимистическую концепцию произведения, четкость замысла, доступность его восприятия. В то же время отмечают ряд недостатков, связанных с поисками новых образов и средств выразительности. Мясковский и сам не отрицал, что симфония вышла схематичной, и наименее удачная третья часть только внешне выражает его авторский замысел.

Подгоняемый нетерпеливой творческой мыслью, Мясковский сочиняет одну симфонию за другой.

В конце 1934 года новая - Тринадцатая симфония прозвучала почти одновременно в Москве (дирижировал Л. Гинзбург) и в Чикаго (дирижер Ф. Сток). Осенью 1935 года Г. Шерхен исполнил ее в Винтертуре (Швейцария).

Четырнадцатую симфонию Мясковский постарался сделать более светлой и динамичной. Общий тон ее бодрый, живой. Сам Мясковский назвал ее "довольно бесшабашной вещицей", но отметил, что в ней есть "современный жизненный пульс".

Шестнадцатая симфония Мясковского одна из ярчайших страниц в истории советской симфонической музыки. Прокофьев, присутствовавший в Большом зале консерватории на открытии концертного сезона Московской филармонии 24 октября 1936 года, когда эта симфония впервые прозвучала под управлением венгерского дирижера Эугена Сенкара, писал в рецензии, помещенной в газете "Советское искусство": "По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности настроения - это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой".

В финале, насыщенном песенно-танцевальными мотивами, продолжается прославление советской авиации. Для конкретизации образа Мясковский в основу главной партии положил мелодию своей массовой песни "Летят самолеты", начинающуюся словами "Чтоб край наш рос". Симфония имела колоссальный успех. В памятный вечер премьеры автору пришлось много раз выходить на эстраду. То было настоящее торжество, радость которого для Мясковского усиливалась еще тем, что рядом с ним был Прокофьев, и не как гость, по стечению обстоятельств попавший именно в это время в Москву, а как человек, обосновавшийся уже здесь постоянно.

В творчестве Мясковского наступил необычно плодотворный период. За четыре предвоенных года им были сочинены пять (!) симфоний, включая и подлинную жемчужину - Двадцать первую. За пять дней (!) Мясковский набросал эскизы этой симфонии и тут же стал ее расцвечивать оркестровыми красками.

Длится симфония немногим больше 17 минут. Композитор демонстрирует предельную лаконичность формы, ясность языка и высочайшее полифоническое мастерство.

Игорь Бэлза так характеризует это произведение: "Замысел Двадцать первой симфонии неразрывно связан с образами родной земли, ее дивной красоты и необъятной шири. Но музыка симфонии выходит далеко за пределы лирически-созерцательных настроений, ибо произведение это согрето рожденными нашей действительностью чувствами радостной приподнятости, светлой оптимистичности, бодрости и мужества. Именно эти чувства, высказанные глубоко национальными средствами выразительности, звучат в Двадцать первой симфонии Мясковского, которая могла быть создана только русским музыкантом, живущим в советскую эпоху".

На начало Отечественной войны композитор откликнулся сочинением трех боевых песен. Вслед за песнями появились два марша для духового оркестра - "Героический" и "Веселый". В эвакуации в Нальчике Мясковский сочинил Двадцать вторую симфонию, которую вначале назвал "Симфония-баллада о Великой Отечественной войне".

Здоровье Николая Яковлевича в годы войны ухудшилось. Операция, сделанная Мясковскому в феврале 1949 года, лишь несколько улучшила его самочувствие. В конце года врачи предложили композитору новую операцию, но он отказался, стремясь любой ценой завершить Двадцать седьмую симфонию. В мае 1950 года Мясковского оперировали, но, увы... уже было поздно. Перевезенный вскоре на дачу Николай Яковлевич быстро угасал. 8 августа Мясковский скончался.

Вскоре после смерти композитора состоялась премьера Двадцать седьмой симфонии.

Умолк оркестр, а собравшиеся в зале сидели неподвижно как зачарованные. Умение захватить, покорить слушателя своей музыкой, заставить жить в мире созданных им образом и чувств в Двадцать седьмой симфонии Мясковского проявилось с исключительной силой. Понадобилось какое-то время, чтобы люди вернулись к реальной обстановке. Тогда дирижер Гаук высоко над головой поднял партитуру, и все в зале, стоя, долго и горячо аплодировали, выражая свое восхищение услышанным и благодарность мастеру, создавшему это великолепное произведение. В тот памятный вечер первого исполнения многие восприняли эту симфонию как завещание мастера, вложившего в свое последнее произведение всю силу таланта и умения.



Вверх