Мужские и женские узбекские фамилии. Узбекские имена

План
Введение
1 Имя
2 Арабские имена
3 Национальные имена
4 Интересные факты

Введение

Современная антропонимическая модель у узбеков трехчлена: личное (индивидуальное) имя, отчество, фамилия. Но имена, соответствующие полной модели, употребляются только в официальных документах и только в некоторых случаях; чаще даже в документах первые два элемента заменяются инициалами, а в быту употребляется только имя плюс окончание ака для мужчин и опа для женщин[

Антропонимия как элемент культуры различных народов развивается на протяжении всей их истории. У узбеков как и у других народов антропонимия также изменялась на протяжении веков, но особенно этот процесс происходит в последнии сто лет, охватывая как именник, так и саму структуру антропонимической модели.

Личное (индивидуальное) имя с древности вплоть до недавнего времени служила фактически единственным антропонимом узбеков; лишь иногда оно сопровождалось именем отца или названием места происхождения.

2. Арабские имена

С VIII в. безраздельное господство ислама на территории Средней Азии принесло массу мусульманских имен, преимущественно арабских, а также много иранских, греческих (Александр - Искандер ) и через арабский язык древнееврейских:

· Авраам - Ибрагим

· Иосиф - Юсуф

· Измаил - Исмаил

· Исаак - Исхак

· Яков - Якуб

· Иона - Юнус

Ислам оттеснил имена тюркского происхождения, но уничтожить их не мог: в начале прошлого столетия их носило около 5 % узбеков. Многие из пришедших с исламом имен были связаны с религиозными идеями, героями коранических сюжетов. Самыми частыми стали имена Мухаммад (имя основателя мусульманской религии), Фатыма (имя дочери Мухаммада). Распространились составные имена:

· Мухаммадкарим

· Турсунмурад

Особенно часто встречались имена с первым компонентом абд- (араб. «раб») с многочисленными эпитетами Аллаха:

· Абдурашид - раб Мудрого

· Абдурахим - раб Милосердного

· Абдулла - раб Аллаха

· Абдурахман - раб Милостливого

Со вторым компонентом -дин «религия, вера» или -улла «Аллах»:

· Нуруддин - свет веры

· Садруддин -Грудь веры

· Сайфуддин - меч религии

· Инаятулла - милость Аллаха

· Фатхулла - победа Аллаха

Изначально все эти имена были привилегией духовенства и знати.

Кроме религиозных имен, также употребляются имена с конкретной смысловой нагрузкой:

· Карим (а) - щедрый

· Маджид (а) - славный

· Умид (а) - надежда

Возвышенные понятия и чувства:

· Адолат - справедливость

· Мухаббат - любовь и др.

3. Национальные имена

У большей части узбеков, однако сохранилось значительное количество традиционно национальных имен, подразделяющихся на многочисленные группы:

1. Имена, символизирующие пожелания силы, храбрости, красоты и др.

· Батыр - Богатырь

· Арслан - Лев

· Пулат - Сталь

· Темир - Железо

· Клыч - Сабля

· Гульчехра - Облик цветка

· Алтынгуль - Золотой цветок

2. Имена (разного происхождения) героев восточных легенд и сказок, исторических личностей:

· Рустам

· Юсуф

· Фархад

· Тахир

· Ширин

· Зухра

· Искандер (Александр Македонский),

· Улугбек и др.

3. Имена, данные по названию растений, зверей птиц, домашних животных и т. д., которые являются наиболее древними по происхождению:

· Олма - Яблоко

· Чинара - Чинара

· Урман - Лес

· Саримсок - Чеснок

· Бури - Волк

4. Имена, обозначающие разные предметы быта и орудия:

· Болта - топор (Болтабай )

· Теша - тяпка (Тешабай )

· Килич - сабля

· Кетмон - кетмень

5. Имена, происходящие от терминов, обозначающих степень родства

· Жиянбой - племянник

· Тогай - дядя по матери

· Бобожон - дедушка

· Онахон - мать

6. Имена, происходящие от топонимов, этнонимов

Бывает, что новорожденный имеет какие-либо ярко выраженные национальные черты. В этом видели особый знак, который и запечатлевали в имени.

· Алтай

· Каратой

· Ташкентбай

· Киргизбай

· Казахбай

· Барлас

· Найман

Имена в пунктах 3,4,5,6 давно вышли из обихода, в данное время они практически не используется.

У узбеков светловолосого ребенка часто называли именем Урус - русский.

Однако мотивы наречения этими именами могут быть и иными. Например, желание обмануть злых духов, враждебных данной семье, роду и племени.

7. В семьях, где часто умирали дети, родители, бессильные в своем неведении, искали спасения в именах-заклинаниях и родившемуся ребенку давали следующие имена:

· Ульмас - «не умрет»

· Турсун - «пусть останется»

· Тургун - «пусть останется»

· Тохта - «стой», «остановись»

В семьях, где рождались одни девочки, новорожденную, по поверью, следовало называть Угил или Угилхон - сын, Угилбулсин - «пусть будет сын» и др. Также к супруге и старшей дочери обращались именем мужского рода (доселе практикуется!) в надежде на рождение мальчика.

8. Давались имена и по разным личным признакам. Любой ребенок имеет какие-то особенности, иногда поражающие глаз. Это могут быть родинки. У узбеков немало имен с компонентом хол - родинка:

· Холдар

· Хол

· Холмурод

· Холбек

По народным поверьям родинка - это счастливаая примета, а имя Хол как бы гарантирует ребенку счастливое будущее.

Иногда и родимые пятна - тоджи могут служить поводом для имени:

· Тоджибек

· Тоджихон

При этом иногда прибегают к метафоре, соотнося красное родимое пятно с гранатом - анор :

· Нормат

· Норбой

· Норкул

Рождение ребенка со светлыми или рыжими волосами - относительно редкий случай у узбеков. Это может отразиться в имени:

· Акбай - Белый

· Сарыбек - Желтый

Детям имеющих лишние пальцы на руках или на ногах, давали имя, в состав которого входило слово «ортик» или зиед" (лишний):

· Ортикали

· Ортигуль

· Зиёд

· Зиёда

Слабенькому младенцу узбеки давали имя Очил . Родители дали ему такое имя, надеясь, что оно послужит избавлением от болезни. Очил значит «откройся», «освободись», то есть освободись, избавься от недуга.

9. Имя Бури (волк) давали ребенку, родившемуся с зубом; имена Болта (топор), Теша (тяпка), Урак (серп) - детям, которым пуповину обрезали (когда еще не были роддомы и женщины рожали дома) этими предметами. Впрочем, эти же имена давали детям, желая им крепкого здоровья.

Имеются также имена, данные по названия различных природных явлений и объектов, профессий, числительных и др.

Мы перечислили лишь основные группы узбекского именника. Отметим, что большинство имен употреблялись с различными компонентами. Например, у мужчин:

· бой - бай

· дост - друг

· ёр - милый ,возлюбленный

· берди - дал

· тош - камень

· турдым - остался

· келди - пришел

· жон - душа

У женщин:

· гуль - цветок

· ой - месяц

· ок - белый

· нур - свет

· оим - моя красавица

· буви - бабушка

· ниса - благозвучное окончание арабского происхождения.

Большинство из названных выше компонентов в узбекской антропонимии широко использовались всеми слоями населения. Крестьянские дети могли носить имена с прибавкой -бай, -бек, -мирза, -султан и др. В то же время к имени представителя знати, как правило, не прибавляли компонента «жан», ибо его считали признаком простонародья. Наряду с именами и компонентами, общими для всех узбеков, имелись и особенности, характерные для различных областей Узбекистана. Но сейчас эти особенности постепенно исчезают.

4. Интересные факты

· Имя Мансур - это арабская калька древнеримского (латинского) имени Виктор , которое в свою очередь является калькой греческого имени Николай - «победитель»

· Имя второго хорезмшаха Атсыз в переводе с тюркских языков означает буквально «без имени». Очевидно, родители шаха, чтобы уберечь его от вмешательства тайных сил, дали ребенку это странное имя, вернее, «неимя», потому что имя представлялось им в виде своеобразной мишени, на которую нацеливаются действия злых духов

· В связи с победой в Великой Отечественной войне, чуть ли не каждый десятый новорожденный мальчик в Таджикистане и Узбекистане получал имя Зафар - «победа»

· Тюркских рабов - гулямов очень часто называли Айаз , что в переводе с древнетюркского языка означало «чистое, ясное небо»

· Женское имя Наргиз(а) пошло из Ирана, который заимствовал его из греческого названия цветка Нарцисс

· В узбекских семьях новорожденных близнецов мужского пола обычно называют Хасан - Хусан , а женского пола - Фатима - Зухра

· Женское и мужское имя Замир(а) ошибочно переосмысливают по звуковому сходству с русскими словами «за мир», к которым оно никакого значения не имеет. С арабского слово замир переводится как «затаенная мечта, сокравенная мысль»

· В Кашкадарьинской области документировано имя мальчика Ахмед-Заготскот , данное в честь учреждение, где работает отец

Литература

· Гафуров А. Г. «Лев и Кипарис (о восточных именах)»,Изд-во Наука, М.,1971

· Никонов В. А. «Современный именник узбеков», Труды САГУ им. Алишера Навои, Новая Серия, выпуск № 214, Вопросы ономастики, Самарканд, 1971

· Никонов В. А. «Среднеазиатские материалы для словаря личных имен», Ономастика Средней Азии, Изд-во Наука, М.,1978

Современные мужские и женские узбекские имена очень красивы и разнообразны. Они формировались на протяжении нескольких столетий и вобрали в себя традиции имянаречения разных народов. Многие используемые узбеками имена имеют иностранные корни. Они были позаимствованы из тюркского, арабского, иранского, греческого и других языков. Однако основное влияние на местную систему имянаречения , обычаи и условия жизни узбекского народа. Родители верили в то, что имя наделено магическими свойствами. Считалось, что оно может воздействовать на своего владельца и предопределять его судьбу. Ввиду этого, детей нарекали только теми красивыми узбекскими именами мальчиков и девочек, которые имеют глубокий смысл и лучшим образом подчеркивали индивидуальность ребенка.

Значение современных мужских и женских узбекских имен

Большинство современных женских и мужских узбекских имен имеют значение, связанное с положительными человеческими качествами. Считалось, что мальчики должны расти крепкими и мужественными. Ввиду этого им присваивались имена, символизирующие пожелания храбрости, силы и непобедимости. Главными достоинствами женщин признавалась доброта и красота. Чтобы развить в новорожденных эти качества, их называли узбекскими именами для девочек, обозначавшими душевность и внешнюю привлекательность.

Детей часто называли в честь героев легенд и известных личностей. Кроме этого, широко использовались имена религиозного содержания. Нередко по их отличительным внешним чертам (родинкам, цвету волос и т.пр.).

Довольно часто применялись узбекские имена мальчиков, указывающие на животных. При этом для наречения девочек использовались слова, обозначающие драгоценности, цветы и небесные светила. Многие из этих обычаев сохранились до наших времен. Вместе с тем проявили новые тенденции имянаречения. Учитываются не только узбекские имена мальчиков, девочек и их значение, но и всевозможные астрологические показатели (соответствие знаку зодиака, гороскопу и т.пр.).

Список топ популярных узбекских имен для мальчиков

  1. Авлод. В переводе на русский значит «потомок»
  2. Аброр. Мужское узбекское имя, имеющее значение «господин»
  3. Азиз. В переводе на русский язык значит «почитаемый»/ «дорогой»
  4. Ботир. От узбекского «богатырь»
  5. Бенед. Трактуется как «фундамент»
  6. Бурхон. Узбекское имя мальчика которое означает = «защита»
  7. Дилмурод. В переводе на русский значит «достижение цели»
  8. Достон. Трактуется как «легенда»
  9. Нодир. Мужское узбекское имя, имеющее значение «редкостный»
  10. Шохрух. В переводе на русский означает «душа Хана»

Перечень самых красивых женских узбекских имен

  1. Асмира. Трактуется как «главная принцесса»
  2. Гулдаста. Узбекское имя девочки, имеющее значение «букет»
  3. Динора. Узбекский вариант имени Динара = «золотая монета»
  4. Зилола. В переводе на русский значит «цветок лотоса»
  5. Зухра. Трактуется как «красивая»/ «лучезарная»
  6. Интизора. Женское узбекское имя которое означает = «долгожданная»
  7. Нигора. Имя, означающее «возлюбленная»
  8. Олма. В переводе на русский язык значит «яблоко»
  9. Фархунда. Узбекское имя девочки, имеющее значение «счастливая»

Самые популярные узбекские имена мальчиков

  • На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуются такие мужские узбекские имена, как Сардор, Бехзод и Достон.
  • Кроме этого мальчиков часто нарекают Шерзод, Бухрон, Жасур, Отабек, Ислом и Улугбек.
  • В список наиболее распространенных имен в Узбекистане вошли и такие, как Нодир, Алишер, Ботир, Дилшот и Азиз.

Современная официальная антропонимическая модель узбеков трехчленна: личное (индивидуальное) имя, отчество, фамилия. Но имена, соответствующие полной модели, употребляются только в официальных документах и. только в некоторых случаях; чаще даже в документах первые два элемента заменяются инициалами.

Личное (индивидуальное) имя с древности и вплоть до недавнего времени служило фактически единственным антропонимом узбеков; лишь иногда оно сопровождалось именем отца или названием места происхождения. С VIII века безраздельное господство ислама на территории Средней Азии принесло массу мусульманских имен, преимущественно арабских, а также много иранских, через арабский язык древнееврейских (Авраам - Ибрагим, Иосиф - Юсуф) и греческих (Александр - Искандер). Ислам оттеснил имена тюркского происхождения, но уничтожить их не смог: в начале нашего столетия их носили около 5% узбеков. Многие из пришедших с исламом имен были связаны с религиозными идеями, героями коранических сюжетов. Самыми частыми стали имена Мухаммад (имя основателя мусульманской религии), Фатыма (имя дочери Мухаммеда). Распространились составные имена, например: Мухаммадкарим, Турсунмурад.

Особенно часто встречались имена с первым компонентом абд- (арабское «раб») и многочисленными эпитетами Аллаха (Абдурашид «раб Мудрого», Абдурахим «раб Милостивого»), со вторым компонентом -дин «религия», «вера» или -улла, «Аллах» (Сайфуддин «меч религии», Инаятулла «милость Аллаха»). Изначально эти имена были привилегией духовенства и знати.
Большую группу составляли имена-заклинания (пожелания ребенку), например мужские Шухрат «слава», Мансур «победитель», женские Саодат «счастье», Зумрад «изумруд». Часто имена содержали метафоры; так, мужские имена были связаны с понятиями силы, воинственности, доблести (Асад «лев»), а женские - с представлениями о красоте и нежности (Лолагуль tцветок тюльпана»). Множество имен указывало на место, время, обстоятельства рождения ребенка. Нередко давали «отталкивающие» имена, то есть имена с уничижительным значением, с целью испугать или обмануть «злых духов», особенно в тех семьях, где дети часто умирали. Строго соблюдали обычай называть близнецов Хасан и Хусейн (если оба мальчики), Фатима и Зухра (если обе девочки), Хасан и Зухра (если мальчик и девочка), Фатима и Хусейн (если девочка и мальчик). Имена узбеков не имели уменьшительных и иных производных форм. Эмоциональную окраску придавало добавление -жон (иранское джан «душа»).

В современном именнике узбеков происходят крупные перемены. Прежде всего, сокращается грандиозный «ассортимент» имен, хотя и сегодня разнообразие имен остается еще значительным.
Самые глубокие изменения происходят не в списке имен, а в частотности каждого имени. Убывает частотность имен, связанных с религиозной тематикой: значительно снизилась частотность имен Мухаммад, Фатима; почти полностью исчезли такие имена, как Худайберди «бог дал», охранное Италмас «собака не возьмет». Стали редки составные имена. Очень сократилось употребление имен с абд-, -дин, -улла. Компоненты женских имен гуль и. ой еще довольно часты, но они стали только служебными имя образующими элементами, так как в значительной мере десемантизированы, лишившись исходных значений «цветок», «луна», и сочетаются со многими основами.

Многие имена, утратив в определенной мере этимологические значения, приобретают новый смысл. Так, имя Алишер воспринимается не как «лев Али» (иранское шер «лев», Али - имя зятя Мухаммада), а связывается только с Алишером Навои. Стало употребительным старинное женское имя Замира, которое ошибочно связывают с русскими словами «за мир».
В последнее время активизируется процесс становления единого узбекского именника; в 1969-1971 годы почти повсеместно мальчики-узбеки получали чаще всего имена Бахтияр «счастливый» и Баходир «богатырь», реже - Шухрат, но в районах Ташкентской области - Равшан, в некоторых районах Бухарской области - Улугбек. Медленнее идет процесс консолидации в сфере женских имен, но и здесь намечаются единые тенденции, хотя еще сильны региональные различия: в Самарканде и в Бухарской области первое место заняло имя Дильфуза, а в Ташкентской - Гульчехра, в Ферганской - различно по районам, но чаще - Одиха, у узбечек южного Казахстана - Барно, у узбечек Киргизии (Лейлакский район)-Гульнара. Стали частыми тюркские имена Эркин «свободный», Юлдаш «товарищ». За последние годы пришли к узбекам и новые имена, невозможные у них прежде: заимствованные из русской (Олег, Ирина, Тамара) или западноевропейской (Эрнст, Луиза, Клара) антропонимии. Они еще редки, но появляются не только в городах, но и в кишлаках.

К сожалению, не всегда новые имена удачны. Так, в Кашка-Дарьинской области документировано имя мальчика Ахмед-Заготскот (данное в честь учреждения, где работает отец), в Нуратинском районе Самаркандской области в 1965 году мальчик получил имя Гагарин (русская фамилия воспринята как индивидуальное имя); иногда узбеки в качестве полного (паспортного) имени берут русские уменьшительные формы имен; так, зарегистрированы Соня, Ира.

Происходят существенные изменения формы имен. В тюркских языках нет категории грамматического рода, поэтому мужские и женские имена не различались по форме. Теперь, когда женщина и на производстве, и в общественной жизни, и в быту вышла из изоляции, смешение мужских и женских имен создает путаницу. Формальное разграничение имен по русскому образцу относит имена на согласный к мужским, на гласный -а - к женским. При этом наблюдается следующее: выходят из употребления имена, не отвечающие этой норме, учащаются соответствующие ей; отпадает -а в мужских именах, возникает -а в женских.

Отчество в прошлом не было обязательным у узбеков, но иногда употреблялось в следующих формах: «тюркское угыл «сын» или кыз «дочь» с предшествующим именем отца» (Ахмед угыл сын Ахмеда», Ахмед кыз «дочь Ахмеда») или «иранское задэ «рожденный», «дитя» также с предшествующим именем отца». Теперь имя отца обязательно вносится в свидетельство о рождении и затем в паспорт. Среди интеллигенции употребление отчества начинает проникать и в повседневно-бытовое общение (особенно в городах).

Узбекистан, Ташкент - АН сайт. Выбирая имя для ребенка, многие родители хотят, чтобы оно было не только благозвучным, сочеталось с отчеством, традициями и обычаями но и имело определенную популярность среди общества. Кто то желает назвать ребенка редким именем, а кто то необычным, или популярным. В связи с чем, считаем интересным представить Вашему вниманию анализ наиболее популярных мужских имен в Узбекистане.

Была использована статистика предприятий осуществляющих маркетинговые исследования с целью выявления потребительских предпочтений населения, из которых извлечены данные о наиболее популярных именах.

Были проанализированы данные около 5 тыс. человек в результате чего и выявлены наиболее популярные имена среди молодежи (от 17 до 25 лет). В целом, анализ выявил более 200 разновидностей имен. Анализ популярных имен был усложнен и большим количеством повторяющихся имен с приставками или дополнениями такими как БЕК, АБДУ или ЖОН. К примеру, имя Сардор имеется в 3х вариантах – Сардор, Сардорбек, Мирсардор или Сардоржон (это все разные имена, но мы их в статистике рассматривали как одно имя). То есть любое имя потенциально может в той или иной форме дублироваться несколько раз. Об этом сообщает factorname.ru.

В качестве примера можно привести такие имена как: Азиз, Азизбек, Абдулазиз, Азизжон, Ориф, Орифжон, Санжарбек, Санжархужа, Санжар, Хушруз, Хушроз и тд.

Необходимо отметить, что вопреки ожиданиям популярное имя Азиз не оказалось в первой десятке популярных имен – 16 место (из 200).

Как видно из таблицы №1 самым популярным именем можно считать мужское узбекское имя Сардор, первое место. Новорожденного ребенка назвали Сардор примерно 25 на тысяча детей. Неспроста значение имени Сардор означает – руководитель, предводитель.

20-ка самых популярных имен

Одно из самых приятных имен Бекзод, заняло второе место. Если имя Сардор повторяется у 25 раз на одну тысячу, то имя Бекзод можно встретить 13/1000. Далее следуют Достон (Дустон) и Шерзод, набрали практически одинаковый рейтинг.

Вопреки распространенному мнению, о популярности имени Азиз, оказалось что имя Азиз не на первом месте. Однако попадает в лучшую двадцатку популярных имен. В рейтинге имя «Азиз» (означает Уважаемый) заняло 15 место, отличный показатель учитывая что рейтинг был проведен на основе 200 разновидностей имен.

В самую популярную двадцатку вошли имена знаменитых людей историй Узбекистана и Средней Азии, в их числе: Алишер Навои, Мирзо Улугбек, Захириддин Бабур, и т.д.

Имя Машхур – значение имени «знаменитость», оказалось не популярным, напротив, оказалось одним из самых редких имен.

Современные узбекские имена представлены большим количеством компонентов, которые широко используются. В их числе такие компоненты как: жон, бой, ёр, бек, мир, абду и др. В связи с чем постоянно возникают относительно новые имена. В качестве примера приведем имя Умид, некоторые называют ребенка Умиджон, Умидбой. Распространенное имя Ориф, так же имеется распространенное имя Орифжон.

Самые популярные поисковики мира и стран СНГ (без сомнения это Google.com и Yandex.Ru) позволили выявить наибольшие запросы пользователей интернета по узбекским мужским именам, что по праву можно считать «призом зрительских симпатий».

Узбекские имена способны поразить своей пестротой кого угодно. Они очень разнообразны, причудливы по строению и отличаются глубоким смыслом. Для русского уха, они, конечно, несколько экзотичны, поскольку происходят совершенно из другой культуры. Ниже мы кратко коснемся темы узбекского имянаречения на примере мужских имен, которые распространены в Узбекистане.

Традиционные узбекские имена

Народ Узбекистана верит, что имена, это не просто слова, по которым люди узнают друг друга, но что это некое пророчество о человеке, даваемое ему при имянаречении. Оттого к этому вопросу всегда подходили внимательно, осознанно, со всей ответственностью. Узбекские имена мужские, как, в общем-то, и женские, потому и отличаются такой глубиной смысла, что призваны сопровождать человека в течение всей жизни и направлять его судьбу. Нередко в этом проявлялось желание привнести в характер ребенка какое-либо положительное качество. К примеру, от этого получило хождение имя Карим, которое означает "благородный". Женщинам, понятное дело, таким образом в основном пытались привить красоту, изящество, грацию и нежность. А вот узбекские имена мужские чаще всего связываются с понятиями силы, ловкости, мужества, храбрости и тому подобными, сугубо мужскими качествами. Порою они имеют и аллегорическое истолкование. Ярким примером этого может служить имя Темур, означающее железо. Также популярны имена, производные от названий зверей. Например, если мальчика хотят уподобить льву, то называют его Арсланом.

Факторы выбора имени

Узбекские имена мужские, как ни странно, периодически давались и девочкам. Это было связано с тем обстоятельством, что родители ожидали наследника, а в семье рождались одни девочки. В таком случае их могли назвать, например, так: Угилой, что означает «сын» или Улжан, что переводится как «мальчик вслед за девочкой». Есть даже такое имя, как Кизларбас, в котором слышится негодование и мольба родителей, потому что буквально на русский язык имя переводится фразой «хватит девочек». Еще один фактор, который оказал влияние на традиции имянаречения в Узбекистане, это высокая смертность среди детей. Чтобы предохранить ребенка от ранней смерти, его могли назвать именем-заклинанием. Следующие узбекские имена мужские, вроде Турди и Турсун происходят как раз от этой традиции. Означают они «остался» и «пусть останется», соответственно. К ним примыкает и такое имя, как Улмас, что означает «не умрет». Также интересно, что если в семье рождались близнецы, их называли Хасаном и Хусаном.

Мусульманские узбекские мужские имена и их значения

В Средней Азии, где расположен Узбекистан, ислам становится господствующей религией уже с VIII века. Исламизация региона, конечно же, означала не только перемену вероучения, но и активное проникновение арабских культурных маркеров из которых имена играли огромную роль. Так, среди узбеков получили хождение арабские, персидские и некоторые другие имена, прежде неизвестные в этих краях и изрядно потеснившие местные, исконные узбекские мужские имена. Список их можно открыть ярким именем Ибрагим, являющимся арабизированной формой древнееврейского имени пророка Авраама. Вслед за ним, конечно же, стоит упомянуть такие варианты, как Юсуф (Иосиф) и греческое Александр в арабизированной форме Искандер. Шло время и эти привнесенные, чужеродные элементы практически вытеснили прежние традиции. Самое популярное имя среди узбеков - это Мухаммед. Данное имя принадлежало пророку, основателю ислама и в среде его последователей считается престижным. Кроме него, заслуживают также упоминания имя Абдулла, которое означает раба Аллаха и имя Нурдин, которое переводится, как "свет". Изначально эти и им подобные варианты брали себе служители культа, а также знатные жители, но затем они широко распространились в народе.

Имена в современности

В современной жизни Узбекистана в области имянаречения наблюдается дрейф от религиозной тематики в сторону более приземленных идей. Все чаще детей называют исконными именами. К примеру, Бахтияр (счастливый) и Баходир (силач), это очень популярные сегодня узбекские мужские имена. Современные тенденции имянаречения ориентированы на популярность имени больше, чем на его значение. Часто также детей называют в честь успешных, знаменитых людей, не имеющих отношения к религии.



Вверх