Молчалин один из главных героев комедии. Характеристика и образ молчалина в комедии горе от ума сочинение

В комедии Грибоедова «Горе от ума» создано несколько типических характеров, хорошо узнаваемых независимо от эпохи. К таким образам принадлежит Молчалин, поэтому сейчас уместно будет кратко рассмотреть характеристику Молчалина, обратив внимание на те черты, которыми наделили этого персонажа Грибоедов.

Биография Молчалина из комедии «Горе от ума»

В пьесе сказано совсем немного о жизни Молчалина до появления в доме Фамусова. Читатель узнаёт, что Алексей Степанович Молчалин незнатного происхождения, бедный молодой человек.

Фамусов взял Молчалина к себе в секретари из Твери, смог «добыть» ему чин асессора, который достаточно высоко ценился и приравнивался к армейскому званию майора. Между тем герой ещё числится в Архиве коллегии иностранных дел и успевает получить три награжденья. Во времена Грибоедова к «архивным юношам» относились несколько презрительно, так как на туда зачислялись молодые люди, желавшие таким путём избежать службы в армии. Эта информация уже помогает составить характеристику Молчалина из комедии «Горе от ума».

В доме своего покровителя Молчалин живёт на первом этаже, где находятся комнаты прислуги, хозяйственные помещения. Ради карьеры Молчалин заводит роман с Софьей, дочерью Фамусова, при этом попутно ухаживает за горничной Лизой.

Молчалин и Софья

Что еще интересно в характеристике Молчалина? Он признаётся, что Софья ему неинтересна. Как ни пытается Молчалин разбудить в себе чувства к ней, ничего не получается, герой по-прежнему остаётся холодным: «Как свижусь – и простыну». Он волочится за дочкой начальника, надеясь получить выгоду. Зная непостоянство Софьи («любили Чацкого когда-то, меня разлюбит, как его»), он не тревожится, его больше волнует реакция Фамусова на их отношения.

Литературоведы не раз задавались вопросом: чем же привлёк Молчалин Софью, почему она предпочла его умному и благородному Чацкому? Вероятно, ответ в словах самой героини. Рассказывая о Молчалине, она выделяет такие его качества, как услужливость, внимательность, застенчивость, он готов предугадать каждое желание Софьи и демонстрирует ей свои нежные чувства.

Ещё одно качество, важное в характеристике Молчалина – его лицемерие и двуличие: изображая любовь к Софьи, он ухаживает за Лизой, соблазняя её подарками и не стесняясь довольно нагло и навязчиво высказывать свои чувства. В доме Фамусова Молчалин носит маску робкого влюблённого человека до тех пор, пока не наступает случайное разоблачение.

Характерные качества Молчалина из комедии «Горе от ума»

Грибоедов использует говорящую фамилию. Молчалин – молчаливый, тихий, он не решается иметь собственное мнение, боясь не угодить важным людям. Главная его цель – войти в доверие к тем, кто может оказать покровительство путём услужливости и угодничества им. Чацкий с горечью замечает: «Молчалины блаженствуют на свете».

Чтобы понять характеристику Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, необходимо вспомнить, какой завет даёт Молчалину отец. Молодой человек рассказывает, что отец советовал ему «угождать всем людям без изъятья»: хозяину дома, где живёт, начальнику, слуге начальника, «швейцару, дворнику для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Этому принципу следует герой. Он старается угодить Фамусову, «старичкам» на балах. Ради этого он отказывается от танцев и веселья, а весь вечер играет в карты с пожилыми, но знатными господами. Услужливостью и скромностью Молчалин добился хорошего отношения влиятельной Татьяны Юрьевны и даже сварливой Хлёстовой.

Главными своими талантами Молчалин считает «умеренность и аккуратность». Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» показывает: Молчалин глуп, его разум направлен только на поиск выгодного поведения, низок, не обладает чувством собственного достоинства, способен на подлость и ложь.

Надеемся, что наша статья, в которой была кратко представлена характеристика Молчалина из комедии «Горе от ума» Грибоедова , помогла вам лучше познакомиться с этим персонажем. В нашем литературном блоге также читайте

Вот он, на цыпочках

и не богат словами.

Молчалины блаженствуют на свете.

А. С. Грибоедов

Одна из любимых тем великих писателей XIX века — становление молодого че-ловека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский «Евгений Онегин», «Обыкновен-ная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стендаля, «Челове-ческая комедия» Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, не роман, а «высокая» комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально- политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня.

Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее — че-ловеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина.

По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секре-тари» московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристой-ность Молчалина — искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца «угождать всем людям без изъятья», даже собаке дворника.

Цель жизни Молчалина — сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чи-нов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить». На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться — лесть, низкопо-клонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты.

Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по должности». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надобно зависеть от других» или: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Молча-лин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай.

Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, «умерен-ность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награжденья» по службе, располо-жение и поддержку влиятельных господ.

Читатель комедии понимает и другое: жизненный «опыт» Молчалина — приго-вор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, орга-низовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образо-ванного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Молчалины блаженствуют на свете», — один из самых горьких выводов Чацкого после дня обще-ния с фамусовским обществом. Материал с сайта

Молчалин не беспомощен и не смешон — по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, ко-торый, живя в фамусовском обществе, обязательно «дойдет до степеней известных». Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коле-нях, «деловой» секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он ну-жен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «становлении» Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской Рос-сии), «мучителей толпу», боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, не-сгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. «Великая способность нравиться» многих в этом беспринципном обществе вывела в люди.

Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным так-тика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности — и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • молчалин сочинение
  • роль молчалина в комедии горе от ума
  • цитаты молчалина в горе от ума
  • сочинение горе от ума образ молчалина
  • цитаты других про молчалина

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».

Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить». Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.

В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.

Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.

Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.

В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».

Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»

Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.

Характеристика героя, рассуждение о его взглядах и идеалах, описание взаимоотношений с другими персонажами – все эти аргументы помогут ученикам 9 класса при написании сочинения на тему образа Молчалина в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

Вот он, на цыпочках и не богат словами. Молчалины блаженствуют на свете. А. С. Грибоедов Одна из любимых тем великих писателей XIX века - становление молодого че­ловека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский «Евгений Онегин», «Обыкновен­ная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стендаля, «Челове­ческая комедия» Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, не роман, а «высокая» комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально- политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня. Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее - че­ловеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина. По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секре­тари» московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристой­ность Молчалина - искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца «угождать всем людям без изъятья», даже собаке дворника. Цель жизни Молчалина - сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чи­нов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить». На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться - лесть, низкопо­клонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты. Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по должности». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надобно зависеть от других» или: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Молча­лин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай. Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, «умерен­ность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награжденья» по службе, располо­жение и поддержку влиятельных господ. Читатель комедии понимает и другое: жизненный «опыт» Молчалина - приго­вор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, орга­низовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образо­ванного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Молчалины блаженствуют на свете», - один из самых горьких выводов Чацкого после дня обще­ния с фамусовским обществом. Молчалин не беспомощен и не смешон - по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, ко­торый, живя в фамусовском обществе, обязательно «дойдет до степеней известных». Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коле­нях, «деловой» секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он ну­жен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «становлении» Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской Рос­сии), «мучителей толпу», боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, не­сгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. «Великая способность нравиться» многих в этом беспринципном обществе вывела в люди. Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным так­тика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности - и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.

Персонаж комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795 1829). Тип карьериста, угодника, конформиста: (действ. 4, явл. 12): «Мне завещал отец: во первых угождать всем людям без изъятья» и т. д. Имя нарицательное для льстецов, подхалимов,… … Словарь крылатых слов и выражений

Центральный персонаж комедии «Горе от ума» (1824). Значение этого образа осознавалось с течением исторического времени. Н.В.Гоголь первым заметил нечто важное в облике скромного секретаря Фамусова: «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое… … Литературные герои

Ср. ...Мне завещал отец, Во первых, угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья; Швейцару, дворнику для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Молчалинъ. Ср. ...Мнѣ завѣщалъ отецъ Во первыхъ угождать всѣмъ людямъ безъ изъятья: Хозяину, гдѣ доведется жить, Начальнику, съ кѣмъ буду я служить, Слугѣ его, который чиститъ платья; Швейцару, дворнику для избѣжанья зла, Собакѣ дворника, чтобъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

М. 1. Литературный персонаж. 2. Употребляется как символ человека, скрывающего собственное мнение и своим молчанием желающего угодить всем вышестоящим или влиятельным лицам. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Молчалин - Молч алин, а … Русский орфографический словарь

Молчалин - (2 м) (лит. персонаж; также о карьеристе и подхалиме) … Орфографический словарь русского языка

Молчалин - персонаж комедии А. С. Грибоедова Горе от ума (1824) лицемерный, угодливый карьерист, объявивший гл. своими достоинствами умеренность и аккуратность. Его имя приобрело нарицат. смысл, причем впервые это произошло уже в самом тексте ком. (формула … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

- … Википедия

Книги

  • Горе от ума , Александр Грибоедов. Действие пьесы происходит в России, в двадцатые годы XIX века. В дом старого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном месте, убежденного крепостника и яростного… аудиокнига
  • Стихотворения для детей от младшего до старшего возраста, , Николай Александрович Добролюбов. «…В библиографии нашего журнала было уже упомянуто в прошлом году о «поздравительных стихотворениях» г. Федорова.Все отделы таковы, каких и следует ожидать от автора «поздравлений». Несмотря…


Вверх