Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д. Образы сказки "снегурочка" в изобразительном искусстве, л

Развитие творческой активности личности является одной из актуальных задач эстетического воспитания. Решению этой задачи способствует организация разнообразных форм деятельности детей (музыкальной, изобразительной, литературной). Одной из наиболее эффективных форм проведения занятий является концерт-беседа. Такая форма закрепляет полученные на уроках знания и навыки, позволяет организовать творческую деятельность детей, создать проблемные ситуации.

Для такого концерта-беседы я рекомендую тему « ». Она обширна, богата музыкальным материалом, классическим и современным, имеет большое воспитательное значение. Известно, что сказка – великий учитель: она дает самые первые знания о жизни, добре и зле, родной природе, обо всем, что окружает маленького человека. Сказка - своеобразная модель человеческого мировоззрения, кладезь народной мудрости, культурный опыт человечества, передаваемый ребенку в выразительной доступной форме. Все это позволяет сделать вывод, что обращение советских композиторов к миру детства – явление закономерное, идущее от лучших традиций классики.

Гармоническая основа современной музыки отличается красочностью, разнообразием находок с элементами современных ритмов. Все эти средства используются не как самоцель, а как точно найденная характеристика, как ключ к пониманию образа. Весь сложный комплекс выразительных средств подчинен общему замыслу произведения, «бьет в одну цель», создавая зримый образ, характер, картинку или сценку. Так достигается образность, предельная конкретность, зримость, характерные для детского мышления, доступность.

Используя богатую палитру средств музыкальной выразительности, советские авторы создают выразительные, живые, узнаваемые детьми образы и, прежде всего, обращаются к сказке, к героям знакомых литературных произведений Андерсена, Чуковского, Маршака, к образам животных, героям мультфильмов.

Лаконизм, афористичность высказывания заставляют композиторов искать объемную мелодику, которая опирается на узнаваемую или повторяющуюся зерно-интонацию, несущую определенную художественную нагрузку: основную мысль произведения, характеристику главного действующего лица, иногда речь героя.

Педагогическая практика дает основание считать, что больший эффект в развитии творческой личности учащегося дает использование на занятиях проблемного, «исследовательского» метода обучения. Сущность такого метода заключатся в том, что педагог не просто рассказывает о музыке, а создает так называемые проблемные ситуации, что призывает детей мыслить, высказывать собственные суждения по данному вопросу, а не только ждать разъяснений учителя. В ходе беседы педагог ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов. Отвечая на них, ребята доказывают справедливость своих предположений и, таким образом, самостоятельно усваивают новые знания.

Система вопросов заранее продумывается учителем; каждый последующий вопрос может либо логически вытекать из предыдущего, либо освещать проблему с новой, неожиданной стороны. Вопросы должны быть доступными и гибкими, чтобы их можно было перестроить в зависимости от ситуации.

Педагог, исходя из условий своей работы, учитывая подготовку учащихся, может творчески использовать разнообразный репертуар по теме « Сказочные образы в творчестве современных композиторов » на примере фортепианных пьес С. Слонимского («Сюита путешествий», «Дюймовочка», «Бармалей», «Чарли Чаплин насвистывает»), В. Гаврилина («Генерал идет», «Поехал Тит по дороге», «Представление»), В. Косенко («Петрушка», «Сказка»), С. Губайдуллиной («Волшебная карусель», «Кузнец-колдун»), Ю.Фалика («Принцесса на горошине»), С. Прокофьева (симфоническая сказка «Петя и волк»).

Предложенные фортепианные пьесы по своей трудности доступны для педагогом, а, как известно, живое исполнение музыкальных произведений всегда создает в классе творческую эмоциональную атмосферу. Если требуется, педагог может повторять тот или иной эпизод, отдельную тему, фразу, желая подчеркнуть значение того или иного средства выразительности для развития музыкального образа.

При проведении занятий предлагаю использовать следующие компоненты: прослушивание музыки, беседу с вопросами и творческие задания. Это может быть выставка лучших творческих работ ребят по мотивам сказочных образов (рисунки, поделки из пластилина), показ теневого театра, сочинения стихов к понравившейся пьесе.

План – конспект к занятию

«Сказочные образы в детской фортепианной музыке С.М. Слонимского».

Ребята, вы любите музыку? (да)

А какую? (песни, танцевальную, инструментальную и т. д.)

Скажите, какие композиторы вам уже известны? (Чайковский, Моцарт, Шопен, Бетховен и т.д.)

А каких современных российских композиторов вы знаете? (В. Шаинский, Ю. Чичков, Г. Гладков)

Вам известны композиторы, написавшие для детей песни. Их творчество вам близко, понятно и интересно.

Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством композитора С. М. Слонимского. Это современный российский композитор, музыковед и пианист, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России (портрет, фотографии).

Родился он в Ленинграде в семье известного писателя, и с детства ему были близки и интересны не только музыка, но и литература, поэзия, кино.

Когда будущему композитору было 7-8 лет, он учился в музыкальной школе в Ленинграде у известнейшего педагога Анны Даниловны Артоболевской. Сергей Михайлович был в числе ее первых учеников. Именно она привила ему интерес к фортепианной музыке. И вот уже появляются его первые собственные сочинения - небольшие фортепианные пьески и песенки про зверят на слова Евгения Шварца.

Музыка сочинялась о том, что в жизни было интересно и понятно. Так, например, после прогулки по зимнему Ленинграду возник «Вальс снежинок», стихи С. Маршака вызвали к жизни песни, в частности «Обезьянку». Записывать музыку дети не любят, да и многие взрослые тоже. Поэтому сочиненные тогда пьесы записывала мама.

Шли годы, мальчик учился музыке и композиции в Центральной музыкальной школе в Москве, затем в Ленинградской школе-десятилетке по классу фортепиано у Самария Ильича Савминского, выдающегося пианиста, профессора Ленинградской консерватории. В 23 года Сергей Михайлович окончил Ленинградскую консерваторию, где позднее начал преподавать. В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.

Его творчество всегда вызывает интерес слушателей, о музыке Слонимского думают и спорят. И не случайно. Путь Слонимского-композитора – это постоянный творческий поиск, в своем творчестве он идет непроторенными путями, ищет новые краски, новые музыкальные формы, новые средства выразительности.

Творчество Сергея Михайловича очень обширно и разнообразно. Это и опера, и балет, и сонаты, и симфонии, и вокальная музыка. Также композитор писал музыку к кинофильмам и спектаклям. Но, кроме того, Сергей Михайлович очень любит детей и хочет, чтобы вы, ребята, любили и понимали музыку.

Мир детства, с его горестями, радостями и забавами, мечтами, выдумками и фантазиями, всегда привлекал композитора, и очень много музыки он посвятил именно вам, юные слушатели.

Итак, давайте мы с вами окунемся в этот увлекательный мир звуков и образов, мир детства С. М. Слонимского.

Я хочу вас познакомить с его произведением для фортепиано «Сюита путешествий». Какое интересное название

Кто из вас, ребята, знает, что такое сюита?

Это слово французское, означает «ряд», «последовательность». Сюита в музыке – это ряд пьес разного характера, объединенных одним художественным замыслом, одной идеей.

В данной сюите 4 пьесы, где каждая предлагает совершить вам и герою увлекательное путешествие.

А как вы думаете, кто будет героем?

Конечно, ребенок!

Послушайте первую пьесу сюиты.

(звучит пьеса «Я гуляю без папы и мамы»)

Давайте поговорим об этой музыке. Какой характер пьесы? (жизнерадостный, светлый, веселый, озорной, шутливый, непринужденный)

Композитор назвал эту пьесу « Я гуляю без папы и мамы»

Весело было герою?

Почему вам так показалось?

Как ребенок идет? Так? (изобразить медленную, ленивую походку, понурив голову)

Нет? А как? Покажите кто-нибудь. (Вызвать любого ребенка. Он изобразит легкую походку «с подскоками»).

Вы правильно подметили его походку – легкую, подпрыгивающую. А как композитор показывает ее в музыке?

(быстрый темп, стаккато-отрывисто)

Музыка звучала так?

(сыграть для сравнения сначала неправильно:

медленный темп – быстрый темп

минор – мажор

легато – стаккато

низкий регистр – средний регистр

тихо – громко

Все эти средства выразительности играют большую роль в создании образа героя.

*** Следует обратить внимание на изобразительный прием: замедление темпа, сопоставление новой гармонии, пиано, - все это передает удивление ребенка. Он, может быть, засмотрелся на какую-нибудь яркую вывеску, а потом побежал дальше (возвращение прежнего темпа, тональности, динамики)***

Посмотрите, как художник передает радость и восторг маленького человечка (показ картинки)

Я гуляю без папы и мамы.

Полюбуйтесь-ка вы на меня.

Очень многое делаю сам я.

А вы можете так же, как я?!

Ребята, а путешествия могут быть только лишь наяву?

Нет, их можно придумать, они могут быть в нашем воображении. Наконец, они могут нам присниться! Давайте с вами немного пофантазируем. Представьте: поздний час, уютный свет ночника, мамин поцелуй на ночь… Сон…

А что может сниться юному мальчишке?

Ну, конечно же, приключения, морские путешествия, встреча с морскими пиратами, великие победы, погружение в пучину океана и…

морские сокровища!

Знаете слова песни:

Цепи якорей гремят в порту,

Верят корабли в мою мечту.

Всем ветрам назло

Я спешу на зов

Дальних неизвестных островов.

Снятся часто

Мне по ночам дельфины.

Снятся чайки

И мачты бригантины.

След мой волною смоет,

А я на берег с утра приду опять.

Море, ты слышишь, море,

Твоим матросом хочу я стать.

Ребята, кто-нибудь знает стихи, близкие этой теме?

Шурка

Ходит по лужам Шурка,

Он боевой, говорят.

На рыжей его тужурке

Матросские якоря.

Любит Шурка рассказы,

Герои их – моряки,

Бесстрашные водолазы,

Веселые рыбаки.

Бродит он, бродит по лужам

От маминых глаз тайком,

И голуби чайками кружат

Над будущим моряком.

Закройте глаза. Путешествие продолжается. Послушайте пьесу. Как бы вы ее назвали?

(звучит пьеса «Сокровища черного моря»)

Какой характер музыки? Что она изображает? (фантастический, загадочный, таинственный, сумрачный)

Как вы ее назвали?

Композитор назвал эту пьесу «Сокровища черного моря».

В каком темпе написано произведение? (в сдержанном, спокойном)

Сколько частей в пьесе? Есть ли повторения?

О чем может поведать каждая часть? (крайние – образ моря, волны; средняя часть – сами сокровища)

Посмотрите, как художник «увидел» эту музыку. Созвучен ли взгляд художника образам музыки Слонимского? (показ картинки)

Думаю, художнику показалось, что сокровища – это и есть сам подводный мир.

Но вот начался новый день и, следовательно, новые приключения, новые путешествия.

Куда же попадает наш герой? (показ картинки – парк)

Конечно, в парк!

Ребята, а вы любите бывать в парке?

Какие аттракционы вам больше по душе?

Как приятно в парке, братцы!

Буду тоже я кататься!

Здесь и горки, и качели,

Колесо и карусели!

А на поезде чудесном

Ехать тоже интересно!

В парке весело гулять!

В парке некогда скучать!

Что это за аттракцион? (на рисунке – Чертово колесо)

Вспомните свои ощущения, когда поднимаетесь все выше и выше, к облакам!

Захватывает дух, кружится голова от восторга.

Сергею Михайловичу, вероятно, тоже знакомо такое ощущение, и он передал это в своей пьесе, которая так и называется – «Чертово колесо». Послушайте эту пьесу.

(звучит пьеса «Чертово колесо»)

В каком темпе она начинается?

А потом?

(Сначала медленно, потом все быстрее и быстрее; колесо как бы набирает ход)

А как развивается динамика?

( pp < ff )

Как, на ваш взгляд, удалось композитору передать движение колеса, чувство восторга, наполнявшего душу от движения вверх, к поднебесью?

Завершает путешествие пьеса под названием «Маленькое рондо».

Ребята, кто знает, что такое рондо?

Само слово «рондо» означает «круг», «хоровод». В рондо есть основная тема – рефрен, которая на протяжении пьесы звучит несколько раз, не менее трех, создавая ощущение движения по кругу.

Эпиграфом к этой пьесе композитор взял начальные строки известного стихотворения Корнея Чуковского:

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед

(показ картинки)

Ребята, давайте попробуем с вами предугадать музыку. Посмотрите внимательно на картинку. Наши герои « едут и смеются, пряники жуют…»

Как вы думаете, какой будет характер музыки?

(веселый, озорной, радостный)

В каком ладу, темпе, на ваш взгляд, будет музыка?

(мажорный лад, оживленный темп)

У вас в пьесе была бы одна музыкальная тема, или бы вы постарались изобразить характер каждой зверушки?

А рефрен? Какова его роль?

(рефрен дает ощущение того, что наши герои катаются по кругу, привносит общую атмосферу радости, веселья, озорства)

Итак, давайте послушаем.

(звучит пьеса «Маленькое рондо»)

Вспомните свои ответы. Они были верны?

Удалось вам предсказать музыку?

Конечно, по-другому и не могло быть!

Композитор умело передал настроение резвящихся зверушек, - веселье, озорство, шум, радость!

-Вы запомнили названия пьес? Перечислите их.

-И все они входят в сюиту, которая называется…Как?

«Сюита путешествий»

Ребята, а вы любите сказки?

Каких сказочников вы знаете?

Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди», «Новое платье короля»

Дж. Родари «Чипполино»

Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах»

Сергей Михайлович Слонимский не оставил без внимания вашу любовь и интерес к сказке. Композитором создан целый ряд портретов различных сказочных героев, Здесь и Бармалей, и Принцесса на горошине, и кузнечики, и лягушки…

Сейчас вы послушаете пьесу, написанную на сюжет сказки Андерсена.

(звучит пьеса «Дюймовочка»; в это время девочка танцует танец Дюймовочки – рождение из цветка)

Понравилась вам пьеса?

Какого сказочного героя изображает композитор?

Помните: в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. В чашечке его сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали – Дюймовочка.

Вы, наверное, помните, какие приключения ожидали эту девочку? (ответы детей)

Пьеса композитора точно такая же, как и сказка Андерсена? (нет)

В музыке, конечно, нет конкретных приключений Дюймовочки, как в литературном тексте. Да их и не нужно пересказывать. Композитор изображает только саму героиню. Пьеса так и называется – Дюймовочка.

Какая же Дюймовочка у композитора? Чем вам нравится она? (нежная, добрая, хрупкая, мечтательная)

Почему вам так кажется?

Мелодия пьесы (нежная, певучая, в среднем и высоком регистре, на pp ) рисует образ беззащитной, маленькой девочки. Мелодия окрашена светлой печалью, ведь ей много пришлось пережить: и тяжкую жизнь у полевой мыши, и подземелье крота. Но всегда у нее оставалась надежда, стремление к солнцу, к свету, ведь, в конце концов, она находит свое счастье в стране эльфов.

Отличается ли музыка средней части от начала пьесы? Чем?

Более спокойный темп, покачивающийся фон, на котором звучит гибкая, поэтичная тема колыбельной, создающая образ мечтающей Дюймовочки, плывущей на листе кувшинки.

Показ картинки.

Ребята, посмотрите на эти портреты. (Показ портретов Чарли Чаплина)

Знаете ли вы, кто это?

Это Чарли Чаплин, выдающийся артист, актер немого кино. Этого человека с полным правом можно назвать историей киноискусства. Кто хоть раз видел на экране чаплиновского героя – «маленького человечка» Чарли, тот навсегда запомнил неповторимую фигурку в старомодном котелке, кургузом пиджаке, мешковатых штанах и огромных ботинках носками врозь.

Чарли, Чарли, мы тебя все любим,

Чарли, Чарли, ты так нужен людям.

(Слова из песни)

Сейчас вы послушаете пьесу, которую Слонимский посвятил этому замечательному человеку. Это как бы его музыкальный портрет. Композитор стремился создать этот музыкальный образ с помощью звуков.

Так какой же он?

(Звучит пьеса «Чарли Чаплин насвистывает»)

Музыка веселая, жизнерадостная, озорная, непринужденная, трогательная. Таков он и есть в жизни – необычайно талантливый, по-детски озорной, восторженный, добрый, сердечный.

Ребята, в каком жанре написана пьеса? (марш)

Почему марш?

Перед глазами буквально возникает образ шагающего легкой походкой человека.

Какая динамика преобладает? (ff )

В каком регистре написана мелодия? Ничего не напоминает? (изобразить свист)

Пьеса так и называется «Чарли Чаплин насвистывает».

Для сравнения можно наиграть:

в миноре

медленно

без стаккато

в низком регистре

Итак, ребята, вы познакомились с пьесами Сергея Михайловича Слонимского. Понравились вам они? Какими были по настроению, характеру?

(Веселые, жизнерадостные, озорные, как само детство)

Понятна ли, интересна вам его музыка?

Да, его музыка привлекает своей лаконичностью, точностью, зримостью образов, ярких и запоминающихся. Композитор с легкостью, буквально из ничего, из нескольких нот делает своих «Лягушек», «Кузнечиков», «Дюймовочку» или точный портрет Чарли Чаплина, веселые истории героя из «Сюиты путешествий».

Его музыка для детей близка и понятна каждому ребенку.

Ребята, вы можете по своему желанию выполнить творческие задания:

1. Нарисовать понравившийся образ.

2. Подобрать и вырезать из журналов картинки к прослушанным пьесам.

3. Вылепить из пластилина наиболее яркий понравившийся образ.

4.Подобрать стихи, близкие по содержанию к данным образам, или сочинить самим.

5.Рассказать, какие эпизоды вашего детства возникают в воображении при слушании пьес:

«Я гуляю без папы и мамы»

«Сокровища южного моря»

«Чертово колесо»

«Маленькое рондо»

«Дюймовочка»

«Чарли Чаплин насвистывает»

© flickr.com/photos/sofi01

Фольклорист Варвара Добровольская о двух типах сказочных героинь, идеале женщины и происхождении Бабы-яги.

Все женские персонажи русских волшебных сказок делятся на две большие группы: персонажи этого мира, то есть мира сказочного героя, и персонажи иного мира, того мира, куда идет сказочный герой, где находятся чудесные диковинки, где обитают враги, куда Змей уносит прекрасных царских дочерей.

Варвара Добровольская - кандидат филологических наук, заведующая фольклорно-этнографическим отделом Центра русского фольклора, докторант Институт мировой литературы им. А.М. Горького, ученый секретарь Государственного республиканского Центра русского фольклора.

Типология женских образов в русских сказках

В мире героя женщины бывают невинными, всеми притесняемыми героинями - это падчерицы, которых обижают мачехи; жены, на которых наговаривают родственники мужа; женщины, которых ведьмы превращают в животных, и так далее. Другую группу составляют любимые царские дочери, умницы и красавицы, которых любящие отцы оберегают от пагубного влияния мира. Эта чрезмерная опека приводит к тому, что рано или поздно царю приходится объявлять конкурс на руку своей дочери и придумывать для потенциальных женихов сложные задания, наиболее известным из которых является прыжок на коне до окошка царевны. В другом случае девушка оказывается абсолютно неподготовленной к превратностям судьбы, и ее похищает прямо из-под опеки мамок и нянек большой и страшный Змей.

Безусловно, существуют и другие, более мелкие разновидности женщин этого мира, но все они отличаются красотой и абсолютной неприспособленностью к жизни. Исключение составляют преданные жены, которые отправляются на поиск своих мужей, как, например, героиня сказки «Финист - Ясный сокол», или своей всепоглощающей любовью оживляют умершего возлюбленного, как в сказке «Аленький цветочек». Наконец, есть героини, которые выходят замуж за иномирное существо и потом, после его убийства родственниками, превращаются в птиц, которые оплакивают любимого всю жизнь, как в сказке «Муж-рак».

Персонажи иного мира существенно богаче. Они действуют в мире героя, но на самом деле являются существами иного мира. Это ведьмы и колдуньи, которые так или иначе вступают в контакт с героем или героиней. Это мачеха, которая на самом деле наделена магическими способностями и даже является в ряде сказок родственницей иномирных существ. Это всякие чудесные девы, которые каким-либо образом появляются в жизни героя. Царь-девица, которая приплывает на берег моря, где герой спит; это прекрасная царевна, о существовании которой герой узнает по портрету, привезенному из заморских стран, или со слов приятеля, который по совместительству оказывается братом такой девушки.

Герой может найти себе жену на границе миров, где она пребывает в зверином облике. Так, герой находит лягушку на болоте, которая по ночам превращается в Василису Премудрую, выполняющую все поручения отца героя с помощью своих чудесных помощников. Другой счастливчик находит жену в лесу, где она в виде голубицы сидит на березе. Забрав птичку домой, герой получает не только трехразовое горячее питание, но и доброго советчика и помощника в борьбе с царским режимом. Наконец, Иван купеческий сын, проявив определенную смекалку, похищает платье девушки-уточки и соглашается обменять его только на обручальное кольцо, а с ее помощью не только обманывает морского царя, но и благополучно возвращается в свое царство-государство.



Но чаще о девушках из иного мира герою просто рассказывают. Обычно такие героини являются предметом поиска героя. Он идет за ними в тридесятое царство, спускается в подземный мир, опускается на дно моря-океана. Это могут быть вполне самостоятельные и обеспеченные героини, у которых есть не только собственное царство-государство, но и сад с чудесными молодильными яблоками и колодец с живой и мертвой водой.

Надо отметить, что в сказках есть небольшая группа персонажей, которые обитают в пограничье между мирами. Прежде всего это Баба-яга, чудесная старуха, и все те различные помощницы героя, всякие старушки, которые появляются на дороге и помогают ему советами.

Образ девочки в русских сказках

В русской сказке возраст героя часто неопределим. Говоря о том, что герой - мальчик, а героиня - девочка, сказочник совсем необязательно будет рассказывать о детях. Так, все привыкли, что в сказке «Крошечка-хаврошечка» действует девочка, но в конце сказки она выходит замуж за царского сына, то есть мы имеем дело не с ребенком, а с девушкой на выданье. Подобная история и с сестрицей Аленушкой, которая также, несмотря на братца-козленочка, благополучно выходит замуж.

Скорее всего, героиня-девочка появляется в небольшом числе сказок. Герой-ребенок - это довольно редкий тип для русских сказок, чаще всего это мальчик. Девочку можно встретить в нескольких сказках: это Снегурочка - девочка, вылепленная из снега и растаявшая под лучами солнца или от тепла костра. Вероятно, как девочку можно рассматривать героиню из сказок о тростнике на могиле, в которых подруги или сестры убивают младшую девочку из-за кувшинчика ягод. Наконец, скорее всего, как ребенок может рассматриваться героиня сказки «Гуси-лебеди».

Девочка очень мало встречается в русских сказках, что понятно, потому что ребенок не может быть героем как таковым. Он может либо отличаться чудесным рождением, и тогда сказку волнует проблема, что там будет дальше, когда он вырастет и станет совершать подвиги, либо это чудесное рождение становится главным - Снегурочка тает.

Идеал женщины в русских сказках

Русская сказка не дает подробных описаний, это нетипично для жанра, соответственно, и идеала женщины в сказке нет. В сказках дается некий условный портрет, то есть мы можем предполагать, какая женщина могла бы быть. Какая тебе нравится на данный момент, такая она и появляется в сказке. Мы даже цвета волос ее обычно не знаем. Она просто красавица и, безусловно, умница - и Елена Прекрасная, и Елена Премудрая. Это не значит, что одна красивая, а другая умная. Она красивая и умная одновременно, просто в зависимости от того, что в данный конкретный момент герою больше нужно: чтобы жена была умная или чтобы жена была красивая, - в зависимости от потребности сказочного сюжета именно такой образ женщины и будет реализован в сказке.

Иногда бывают какие-то чудесные элементы портрета героини, как, например, «она так красива, что у нее мозжечок из косточки в косточку переливается». Мы можем предполагать, что у нее такая тонкая кожа, что мы видим все ее внутренности. Сложно сказать, красиво это или нет. Но сказочнику на момент рассказывания сказки это кажется показателем необыкновенной красоты. Если западные принцессы обычно золотоволосые, то наши сказочные героини могут быть и темноволосыми. Но и такая деталь, как цвет волос, упоминается в сказке крайне редко.

Происхождение и черты образа Бабы-яги

Это мифологический персонаж, который попал в сказку уже при разрушении мифологической системы. Он связан с образом жрицы при инициальных и похоронных обрядах. Ее происхождение принято связывать с хтоническими персонажами подземного мира, мира мертвых, чаще всего со змеями.

Мы можем говорить об этом на основании ее имени. Корень «-яг-» в ряде диалектов использовался для обозначения змей. О змеином происхождении яги можно говорить по некоторым чертам ее облика, сохранившимся в сказках. Например, Баба-яга никогда не ходит - она прыгает. У нее костяная нога. Скорее всего, это единственная нога персонажа, а второй ноги у нее нет. Если разбираться более подробно, обращаясь к мифологическим истокам этого образа, то становится понятно, что единственная нога яги не нога, а змеиный хвост. Баба-яга относится к так называемым змеиным божествам, которые являются хозяевами леса и мира мертвых. В некоторых сказках Бабе-яге подчиняются звери и птицы.


Иллюстрация Ивана Билибина (1876–1942)


Она может изображаться как труп, она находится в избушке, которая сама по себе напоминает гроб, она «лежит из угла в угол», «нос в потолок врос». В некоторых сказках у нее из тела могут торчать куски гнилой плоти. То есть она полуразложившийся труп. Будучи наиболее близка к миру смерти, она выступает как первопокойник, персонаж, первым прошедший через смерть, который знает, как пройти через мир мертвых. Именно поэтому она помогает герою-искателю преодолеть трудности иного мира, получить тайные знания и сокровища, находящиеся там.

Но, как известно, из мира мертвых не возвращаются, а герой благополучно прибывает домой. Причина этого в том, что сказка связана не только с представлениями о похоронных практиках, но и с обрядами инициального характера, в которых участник проходит через смерть, чтобы получить новую жизнь и новые социальные качества. Наиболее наглядно это видно в сказках о мальчике и Бабе-яге, когда герой с помощью хитрости избегает попадания в печь. Сказка в этом случае задействовала мотив перерождения героя через повторное рождение, поскольку печь в мифологии синонимична женскому лону. Баба-яга помогает герою переродиться в новом качестве, приобрести новые знания, то есть она как бы осуществляет обряд инициации.

Русская волшебная сказка

Как сформировался жанр сказки? Какова аудитория волшебной сказки? Каковы истоки образа Бабы-яги? И какой миф лежит в основе образа сказочного Змея? Об этом рассказывает кандидат филологических наук Варвара Добровольская.

Речь - про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная . Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться - все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…

В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то "засекреченная". Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:

"Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая - дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка - Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева".

Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал - и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там - дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя "Василиса" можно перевести с греческого как "царственная". И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется - Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) - награда для героя.

Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов - его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку - или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.

Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину - это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть - и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.

Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге "Исторические корни волшебной сказки":

"Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: "Если не сделает - срубить за провинность голову". Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

Слова "пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи" полны коварства. Жениха посылают на гибель... В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи".

Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной - и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она - дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты - это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.

Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса - девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня - с биографией, характером и так далее.

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе - жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной - и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий - непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все - за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак - от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках - белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они - ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке - чрезвычайно могущественная колдунья.

После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать - скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: "Не надо мне здесь благословенных". Но в придачу дала девушке огня - сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге "Бегущая с волками" известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:

"В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона - нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона - не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска - это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье".

И так - во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь - ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае - символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…

Михаил Пасечник

Преподаватель: Войлошникова Л.В.

План – конспект открытого занятия по дисциплине «Композиция»

Тема: Сказочный персонаж

Дисциплина: композиция (2 часа) г руппа: 2В

Цель: Создать определенный образ сказочного персонажа на основе полученных знаний

Задачи:

  • Расширить знания в области композиции по теме «Сказочный персонаж».
  • Развивать коммуникативную компетенцию, творческие способности, навыки создания художественного образа композиции средствами выразительности;
  • Формировать изобразительную грамотность путем выполнения композиционных поисков.

Литература: Аникин, В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1977. Грушко, Е.А., Медведев, Ю.М. Русские легенды и предания. – М.:Издательство Эксмо, 2004.

Зрительный ряд: Репродукции иллюстраций художников: В.Королькова, С. Ковалева. Работы студентов прошлых лет.

Оборудование для студентов: Изобразительные материалы, бумага.

План занятия:

I. Организационный момент

II. Сообщение нового материала: «Типизация образа в искусстве»

  • Беседа о сказочных персонажах в русском народном эпосе
  • Применение средств художественной выразительности при создании сказочного персонажа.
  • Анализ репродукций картин художников, иллюстраций детских книг и работ студентов.
  • Последовательность выполнения композиции по теме «Сказочный персонаж».

III. Практическая работа

  • Выполнение линейных поисков сказочных персонажей;

IV. Итог занятия

  • Защита созданного образа сказочного персонажа.

Конспект

На прошлых занятиях вы изучали законы, правила и приемы композиции, а также выполняли различные композиционные упражнения. Выполняя работы на сегодняшнюю и последующие темы вы будете применять изученные теоретические аспекты композиции на практике.

Сегодня наше занятие я бы хотела начать с литературного произведения:

Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:

Хватит, тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать. Иди прямо сейчас и никуда не сворачивай. Как увидишь огни – там и бабкина изба.

А на дворе ночь, темно – хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала, сама не зная куда. Вдруг видит – забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.

Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка – не кто иная, как сама Баба – яга.

Повернулась бежать куда глаза глядят – слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. – О чем ты плачешь, кощь человеческая? - спрашивает она.

Как же мне не плакать? – отвечает череп. – Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно последнему злодею!

Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей – красавицей, кто бортником …. Всех сожрала Баба-яга, а черепа на колья насадила.

Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла.

Спасибо тебе, добрая душа, - слышит голоса из-под земли. – упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери гнилушку – она тебе путь укажет.

Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку – и ну бежать прочь!

Баба-яга вышла из избушки – а на поляне темным темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать.

А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.

? Я думаю, что вы догадались какой это жанр устного народного творчества (повествовательной литературы)? (Сказка).

? А что такое сказка в вашем понимании? Объясните?

Это один из видов устного народного творчества. Ведь в народе возникают ещё и песни, пословицы, поговорки, былины, сказы, легенды, предания. Главное, чем сказка отличается от них,- в ней вымысел, фантазия.

Сказка (Слайд) – древнейший народный жанр фольклора преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение и развлечение. В сказках проявляются характер народа, его мудрость и высокие моральные качества. Некоторые имеют праславянские корни и отражают представления о мире и человеке наших далеких предков.

«Сказки,- писал А. Н. Толстой,- это остатки древних верований в языческие божества Перуна, Стрибога, Велеса. Почти в каждой сказке выводится борьба зла с добром; борьба вредных человеку сил природы с полезными; добро всегда торжествует, зло остаётся обманутым или побеждённым. Красивые сказания об Иване-царевиче и жар-птице, Василисе Премудрой, Бабе Яге, старающейся загубить свою внучку, или доброй колдунье взяты из жизни, из веры народа в правду».

Сказка приоткрывает ребенку сложность человеческих отношений, предупреждает, что в мире существует неблагодарность, коварство, ротозейство, глупость, ложь, жестокость, словом, человеческие грехи, впрочем как и достоинства: преданность, честность, трудолюбие, добролюбие и т.д.

И кто только не населяет древний, хранящий тысячи тайн и загадок, волнующий мир волшебных сказок, мифов и сказаний. «Там чудеса, там леший бродит..» и не только он: добрые домовые и опасные водяные, соблазнительные русалки и коварные ведьмы, чудо – птицы и говорящие звери, могучие великаны и прекрасные лебединые девы, оборотни, полевики, берегини….

(Слайд) Тема нашего занятия «Сказочный персонаж», она рассчитана на 18 учебных часов. За это время вы должны будете выполнить два сказочных персонажа или мифических героя.

В волшебных сказках действуют положительные герои: главный герой – активный, предприимчивый, совершающий смелые поступки. Это либо Иван-царевич, писаный красавец, либо третий, неумный сын – Иван-дурак. Под стать им женские образы – Елена Премудрая, Василиса Прекрасная, царь – девица, Марья Моревна. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Противостоят главным героям персонажи резко отрицательные: коварные, злые, завистливые, жестокие – Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Лихо одноглазое. Они чудовищны и безобразны внешне, коварны, жестоки в противоборстве с силами светлыми и добрыми.

В трудные минуты на помощь главным героям приходят помощники: волшебные животные, добрые старушки, чудесные дядьки, силачи, ходоки. Большим разнообразием отличаются волшебные чудесные предметы: ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, живая и мертвая вода.

Не смотря на то, что описание внешнего облика героев волшебной сказки весьма условно («такая красавица, что век бы очей не отвел»), все зримо представляют их себе. В этом большую роль играют известные иллюстрации к русским народным сказкам.

Все эти образы связаны с истоками народного эпоса, сказаниями, уходящими своими корнями в глубокую старину.

Давайте рассмотрим иллюстрации художников, происхождение и толкование наиболее распространенных образов.

? Назовите наиболее распространенный образ в сказках? Опишите ее внешний вид и характер?

Баба Яга . (Слайд). Припомним, какими чертами, и какой ролью наделена Баба Яга. Она живет в дремучем лесу в диковинной избушке на курьих ножках, которая стоит на лесной опушке, а дальше для героя никакого хода нет – одна кромешная тьма, ничего не видно.

По чудесному заклятию «Стань к лесу задом, ко мне передом» избушка поворачивается к герою, и он входит в это странное жилище. Баба Яга встречает его неизменным ворчанием и пофыркиванием: «Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». Яге не по себе от запаха живого человека. «Запах живых также противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым» (В.Я. Пропп). Баба Яга – мертвец. Она лежит поперек своей избы «из угла в угол, нос в потолок врос». Изба тесна Яге, в ней она как в гробу. Что Яга – покойник, говорит и ее костеногость. Живой человек встречает Ягу – мертвеца в том крае, куда ворон костей не заносит. Это царство смерти. Всему живому оно сулит гибель. Баба Яга – слепая: она не видит героя, а чует его по запаху.

Баба Яга – повелительница зверей, все они у нее в подчинении. Верно служат ей серые волки, гуси-лебеди, рыбы и гады.

Издревле в Яге люди видели предка по женской линии – родоначальницы – старухи, обитавшей за той гранью, которая отделяет мир живых людей от мертвых.

Баба Яга – это мифический образ владык мира природы. Изба, напоминающая своей теснотой гроб, свидетельствует о древнем обычае хоронить покойников на помосте (воздушное погребение).

Сказки говорят, что Яга возлежит «на печи, на девятом кирпичи», разъезжает по белу свету в ступе или на помеле, пестом упирается. Яга внушает отвращение и ужас. Такое отношение к Яге появилось на стадии сокрушения матриархата, и утверждения патриархального строя. Некогда уважаемое существо было сведено со своего высокого места в иерархии почитаемых сверхъестественных существ.

Ведь в большинстве древних сказок Яга принимает на себя роль дарительницы какого-либо чудесного предмета, дает мудрый совет – наставление, как вести себя герою в предстоящих тяжелых испытаниях. В многочисленных русских сказках Баба Яга встречается как помощница герою, но чаще как существо враждебное – людоедка. Однако отрицательные черты не были изначальным свойством образа Бабы Яги. Роль Яги – дарительницы вполне соответствует тому, что в этом фантастическом образе видели помощницу всякому, кто попал в мир смерти и гибели.

Позднее образ Бабы Яги оброс чертами средневековых ведьм. Ее такую мы знаем из поздних сказок. Она пытается зажарить ребенка в печи. Вероятно, первоначально шла речь о спасении ребенка от смерти. Был на Руси такой обычай, «припекать» ребенка: его всаживали в печь, подобно хлебу, чтобы возвратить ему здоровье.

При рассмотрении изображения Бабы Яги внимание обращается на то, какими средствами достигнута выразительность изображения (сказочность, необычность, выразительность характера персонажа, эмоции(мимика)). Какие приемы использовались в работе (приемы типизации и гиперболизации, элементы мифа, творческое воображение).

Итак, герой с помощью Бабы Яги попадает в таинственно-жуткий мир - царство мертвых. Правят царством страшные чудовища. Герой встречает змеев о многих головах, с которым человек ведет борьбу не на живот, а на смерть.

? Дайте характеристику Змею.

(Слайд) Многоголовое страшилище, змей – огненное крылатое существо. Когда он летит, над землей поднимается «сильная буря – гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу преклоняется». Летит лютый змей навстречу герою, огнем палит, смертью грозит.

В волшебной сказке место обитания связано с горами – про него говорят: «Змей Горыныч». «Горыныч» как будто означает «живущий в горах». Связывая Змея с горами и называя его Горынычем, народ первоначально имел в виду не горы в прямом и точном современном смысле этого слова. «Горыныч» - это означает «обитающий вверху», не обязательно на горах. Между тем настоящие горы назывались в древности по- другому.

Общеславянское слово «гора» в свое время обозначало не горы, а лес. Следовательно, «Горыныч» могло иметь и смысл «лесной», «от леса, дерева происходящий».

Огонь добывался трением дерева о дерево. Дерево шло на топливо. «Горыныч» могло означать и огонь, возникший в результате грозового удара в лесное дерево. Если змей – огонь, то нетрудно понять, почему сказочный змей наделяется множеством голов: это многочисленные огненные языки. На месте срубленных голов вырастает множество других: огонь, плохо затушенный в одном месте, вновь разгорается; на месте одного языка пламени возникало множество других.

Возникает вопрос: почему же люди уподобили огонь змею?

Соединение понятий о змее и огне – «Змей Горыныч» - могло возникнуть на основе общего признака: при змеином укусе человек чувствовал острое жжение, сходное с ощущением ожога. Кроме того, огонь ползет по земле. Примечательно, что слово «змея» толкуется языковедами как ползающий по земле. Т.Е. слова «змея» и «земля» - однокоренные. Таков древний мифический образ могущественного, коварного змея-огня, в сказках ничего не говорится о его положительных чертах.

Анализ изображения.

Кощей (Слайд) – всегда предстает в сказке как похититель женщин, превращающий их в своих рабынь. Кроме того он обладает несметными богатствами.

В воображении сказочников он предстает безобразным стариком, насильником, коварным убийцей, скрягой, бездушным, жестоким губителем. В нем нет ничего от человека. Кощей – вооруженный захватчик. Сказочники наделили кощея реально-бытовыми и нравственными чертами появившихся военачальников.

Сказки рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с запавшими горящими глазами. Он прибавляет и убавляет людям век, а сам бессмертен. Сказка не мирилась с несправедливостью и губила бессмертного Кощея.

В древнерусском языке слово «кощей» означал раба, пленника, слугу. Однако в сказках Кощей не раб, а владыка. Слово «кощей» - прилагательное, заменяет такие слова, как «худой», «тощий», «костистый».

Невольник, раб назван Кощеем потому, что он принадлежит Кошу. Кош – господин, Кощей – невольник. Это имя и получил старик, которого победила Марья Моревна: он действительно невольник – кощей.

Анализ изображения.

Домовой (Слайд. – часть мифических представлений о могуществе и силе предков перешла в сравнительно поздно возникшее понятие о домовом. – это хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Он может во сне щекотать и греметь посудой, или за печкой постукивать, но делает это больше из озорства. Главное же его дело – досмотр за хозяйством.

Анализ изображения.

Водяной (Слайд) – «дедушка водяной – начальник над водой». Представляют водяного – стариком, покрытым болотною травой. Поговаривают, что это полурыба-получеловек, у него борода, как трава или тина. Волосы длинные, тоже из этой тины. Тело гладкое, переливается, как рыбья чешуя. Иногда он принимает вид обычного человека и появляется в деревне или в городе, но водного хозяина можно было узнать: с левой полы его одежды постоянно капает вода.

Его любимая рыба – сом, на которой он разъезжает по владениям. Водяные женятся на русалках и красивых утопленницах. Есть у Водяных и свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков.

Анализ изображения.

Леший (Слайд) – обитает леший в каждом лесу. Одет как человек – красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть одет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.

У нет ни ресниц, ни бровей, также как и правого уха. Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, ведь он не только дух леса, он и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит.

Вотяки думают, что он имеет одну ногу и ту навыворот пяткою вперед, один большой глаз, одет в звериную шкуру, с рогами и копытами.

Анализ изображения.

(Слайды). Различные сказочные персонажи.

Анализ изображения.

Посмотрите, все эти образы наделены чертами русского национального характера, его быта, пронизаны любовью к русской природе и в то же время в них тайна и загадка.

Итак, мы рассмотрели сказочных персонажей, как их описывают сказочники и изображают художники – иллюстраторы, выявили их мифическое происхождение. Можно сделать вывод, для передачи образа, его выразительности, художники используют различные приемы и средства выразительности.

Гиперболизация

Типизация

Типический образ всегда собирательный.

Собирательный образ –

Мифический образ.

Эмоциональное состояние

Агглютинация – «склеивание», способ создания нового образа путём соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. соединение фигуры человека и крыльев птицы).

Анализ работ студентов.

На примере репродукций из детских книг и работ студентов проанализировать персонажей, определить их образ (положительный, отрицательный герой) и эмоциональное состояние.

Любая композиция на тему выполняется по следующему алгоритму:

На первом этапе выполняется множество линейных поисков образа в карандаше (передается характер);

Затем выбираются наиболее удачные из них, и помещаются в определенную среду (место действия) – болото, сарай, дом, лес и т.д. Возможно, что ваш персонаж будет производить какие-то действия (дразнит кота, парится в бане, держится за больной зуб, танцует, плачет и т.д.), в зависимости от этого изображается эмоциональное состояние персонажа; -т.е. выполняется поиск композиции.

На следующем этапе – поиск композиции в цвете;

И в завершении работы – перенос на формат и выполнение композиции в материале.

Целевая установка для практической работы:

Вам необходимо выполнить линейные поиски одного из сказочных персонажей , передать его образ, характер, эмоциональное состояние. Постарайтесь, чтобы ваше изображение не было похоже на уже существующие образы.

В конце занятия вы представите нам свои изображения. В этом вам помогут схемы защиты.

Практическая работа.

Выполнение композиционного упражнения студентами (самостоятельная работа).

Итог занятия

Выставка работ. Индивидуальная защита созданных образов.

Задание для самостоятельной работы

Схема защиты сказочного персонажа

  1. Название персонажа
  2. Положительный или отрицательный герой? Почему?
  3. Какой по характеру? (добрый, злой, жадный, коварный, грозный, двуличный, неблагодарный, глупый, лживый, жестокий, преданный, честный, трудолюбивый, лютый и т.д.)
  4. Опишите внешний вид персонажа? (соответствует ли внешний вид его сущности, характеру, или он скрыт; какого его эмоциональное состояние (веселый, печальный, шутливый и т.д.)
  5. Насколько оригинален, не похож на уже существующие?
  6. Какими средствами достигнута выразительность изображения? (сказочность, необычность, выразительность характера персонажа, эмоции(мимика)) . Какие приемы использовались в работе (приемы типизации и гиперболизации, элементы мифа, творческое воображение).

Тезаурус

Гиперболизация – это преувеличение, употребляется в целях усиления художественного впечатления.

Типизация – художественно-обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной для определенной общественной среды.

Типический образ всегда собирательный.

Собирательный образ – образ, в котором объединены лучшие и характерные черты народа.

Мифический образ. От слова миф – сказочный, вымышленный, неправдоподобный, фантастический.

Эмоциональное состояние – передается за счет мимики лица.

Агглютинация – «склеивание», способ создания нового образа путём соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств, (соединение фигуры человека и крыльев птицы).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Как персонаж она нашла отражение в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке. А образы сказки «Снегурочка» в живописи стали олицетворением внешнего образа девушки.

Снегурочка: происхождение героини

Только российская новогодняя мифология имеет в своем составе положительного героя женского пола. Несмотря на ее уникальность, происхождение ее окутано тайной. Существует три самых популярных теории, которые не только никак не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве наглядно описывают все три теории.

Юной спутнице Деда Мороза приписывают разные родственные связи. Она и дочка Большой Ели, появившаяся из ниоткуда: выбравшаяся из-под раскидистой еловой ветви. Она же - дочь Мороза и Весны. Также ее появление связывают с бездетными стариками, которые на закате лет задумались о детях. Иван да Марья слепили из снега маленькую девочку, так родилась Снегурка.

Слепленная из снега девочка

В.И. Даль писал, что на Руси снегурками, снеговиками и снегирями именовали птах (птиц), которые зимовали в лесах. Кроме того, он отметил, что это «складенные из снега болваны». Согласно В.И. Далю, эти болваны имели образ человека.

Примечательно, что слова Даля обобщенно характеризуют все образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Образ слепленной стариками из снега девушки появился после крещения Руси.

«Снегурочка» - сказка Островского, она является самым популярным отражением рассматриваемого нами персонажа. Однако произведение не является единичным и уникальным.

Русская народная сказка «Снегурушка» показывает нам героиню, которая родилась от прямого соприкосновения с печуркой: бабка и дед...

В.И. Даль в своей сказке «Девочка Снегурочка» так преподносит рождение героини:

Мифологизированный образ застывших зимних вод

Жарникова С. В., этнолог, считает, что образ Снегурочки нашел свое первое отражение в боге Варуне. Светлана Васильевна объясняет это просто: Снегурочка - верная спутница Деда Мороза, а он берет начало во временах Варуна. Поэтому Жарникова предполагает, что Снегурка - есть воплощение замерших (зимних) вод. Ее происхождению соответствуют и ее традиционные одеяния: белые одежды в сочетании с серебряным орнаментом.

Снегурочка - прообраз Костромы

Некоторые исследователи связывают нашу героиню со славянским обрядом похорон Костромы.

Что общего в образах Костромы и Снегурочки? Сезонность и внешний образ (в одной из интерпретаций).

Кострому изображают молодой женщиной в белоснежных одеяниях, в своих руках она держит дубовую ветвь. Чаще всего показана в окружении множества людей (хоровода).

Именно этот лик Костромы роднит ее со Снегурочкой. Однако соломенное чучело женщины (второе изображение Костромы) также имеет много общего со снежной девой. Считается, что игрища заканчиваются сожжением чучела: это означает, что зиме конец - грядет весна. Аналогично заканчивает свой годовой цикл и Снегурочка: тает, прыгнув над костром.

Что еще общего у Снегурочки и Костромы? Кострома - это не только женский фольклорный образ, но и город Центрального федерального округа России, являющийся родиной внучки Деда Мороза.

Сказка-пьеса Островского А.Н. «Снегурочка»

В усадьбе «Щелыково», расположенной в Костромской области, находится малая родина драматурга, написавшего произведение «Снегурочка».

Сказка Островского Александра Николаевича «Снегурочка»раскрывает образ девушки немного с другой стороны, нежели произведения русского фольклора.

Островский испытывает свою героиню:

  • ее не понимают окружающие (жители Слободы);
  • Бобыль и Бобылиха, в отличие от деда с бабкой из народной сказки, не любят дочку, а используют ее, преследуя только одну цель: наживу.

Островский подвергает девушку испытаниям: она проходит через душевные муки.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

«Весенняя сказка» А.Н.Островского ожила и приобрела свою мелодичность благодаря композитору, имя которого - Н. Римский-Корсаков.

После первого прочтения пьесы композитор не вдохновился ее драматизмом, но уже зимой 1879 года задумался о создании оперы «Снегурочка».

Здесь начинают свой путь образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Первым художником, запечатлевшим образ сказочной русской красавицы, можно назвать В.М. Васнецова. Именно он выполнял декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной на сцене Большого театра.

Вдохновленный оперой Виктор Михайлович не только создал декорации к постановке, но и стал автором отдельного произведения: картины «Снегурочка» (1899).

Васнецов - не единственный художник, воплотивший в жизнь образы сказки «Снегурочка». Эскизы костюмов и декораций принадлежат перу Н.К. Рериха. Он четыре раза занимался оформлением пьесы «Снегурочка».

Первые версии оформления (1908 и 1912) Н.К. Рериха переносили зрителя в мир древней дохристианской Руси, когда в обществе царило язычество и безоглядно верили в сказки. А постановка 1921 года отличалась более современным (по тем годам) видением сюжета.

К созданию образа Снегурки приложил кисть и М.А. Врубель.

В.М. Васнецов, Н.К. Рерих, М.А. Врубель - живописцы, благодаря которым Снегурочка «обрела» свой снежный образ: лучезарно-белый повязку на волосах светлое снежное облачение, опоясанное мехом горностая, коротенькую шубку.

Образ снежной девушки запечатлели на своих полотнах художники: Александр Шабалин, Илья Глазунов, Константин Коровин.

В.М. Васнецов - образы сказки «Снегурочка»

Виктор Михайлович создал образ Снегурочки, состоящий из сарафана и обруча на голове. Примечательно, что росписью девичьего одеяния занимался сам художник. Его кисти принадлежат и многие части декораций. Позже искусствоведы скажут, что В.М. Васнецов стал полноправным соавтором спектакля.



Вверх