Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Петух. Белорусская легенда о петухе, разогнавшем нечистую силу

Кур начали разводить около 4 тысяч лет назад, значительно позже, чем других сельскохозяйственных животных и птиц. В этом большая заслуга древних персов. Именно в Персии начал зарождаться культ петуха. Петух вместе с собакой очень почитался в те времена: ведь одна охраняла дом и стадо, второй являлся и является вестником утра, света и солнца.







Петух оставил свой след во многих областях духовной, культурной и материальной жизни нашего общества. В этом отношении с ним по широте интересов, влиянии на развитие наук и общества могут сравниться разве что Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов. Это, конечно, кощунственно сравнивать какого-то петуха с великими мыслителями, однако ничего не поделаешь - против истины не пойдешь. Выяснилось, что роль петуха в религии, литературе, сказаниях, легендах, военном деле и даже в метеорологии, настолько велика, что ни одно из них не могло полноценно развиваться, не имея в качестве фольклорного персонажа петуха. Ни одно другое домашнее животное не может с ним в этом сравниться, хотя все они вложили немало труда в развитие человеческого общества.
Однозначно: петух - это уникальная птица.











С древних времен петух, как и солнце, отсчитывает время. Его крик у всех народов являлся важной временной привязкой - «первые петухи», «вторые, третьи петухи», «до... петухов». Во все времена петух был своеобразным «будильником». Он своим криком сзывал людей на работу, ведь человечество во все времена жило согласно «солнечным часам», а не механическим, - вставали с восходом солнца, а ложились с его заходом. Петух поднимал народы всех стран мира и цивилизаций на великие трудовые подвиги.
Нашествие татаро-монголов на Русь также началось с криком петуха. Полководец Чингис-хана Сабудай-богатур издал по войску приказ: «Утром, после первого крика петуха, строиться на равнине среди холмов. Я двинусь на урусов» (В.Г.Ян «Батый»). Сабудай в походах всегда возил с собой петуха, за которым следил специальный смотритель, и сверял свои внутренние биологические часы с его криком. Даже А.В.Суворов использовал петуха в качестве будильника. По утверждению современников полководец часто брал петуха с собой в поход. Первый петушиный крик поднимал армию, чтобы спозаранку отправиться в поход.







Ночь - это время страстей, шабаша ведьм и действия нечистой силы. Именно третий крик петуха является сигналом прекращения этого безобразия. Он своим криком разгонял всю эту нечисть, и возвещал о начале дня, а вместе с ним - победу добра над злом (Н.В.Гоголь «Вий», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»). В большинстве религиозных преданиях - от огнепоклонников до современных религий - петух своим криком прогоняет мрак и нечистую силу.
Петух кроме всего прочего считается вестником солнца. В большинстве культур его связывают с высшими солнечными божествами. В Древнем Египте этих птиц держали в посвященных Солнцу храмах, причисляя их к божественным существам. У древних евреев петух был символом «третьей стражи ночи» (от полуночи до рассвета).











В Китае петуха почитают и уважают.
В старые времена китайцы часто приклеивали или рисовали изображение петуха на двери дома во время празднования Нового года по лунному календарю. Эта традиция сохранилась в наше время лишь в сельских районах провинции Шэньси, что на северо-западе Китая.
В древности китайцы считали петуха символом солнца. Таким образом, изображение петуха на двери олицетворяло приход солнца в дом. Это выражало ожидание прихода весны. Также считалось, петух может защитить от негативного воздействия злых духов.
Считали, что существует прямая связь между солнцем и петухом, ведь он первым оглашает о рассвете и начале нового дня. А так как по-китайски канун Нового года звучит как «юаньдань» (первый рассвет года), то естественно, что лишь Небесному Петуху известно, когда же взойдет первое солнца Нового года.
«Золотой петух» - национальная премия Китайской Народной Республики за достижения в кинематографе. Примечательно, что кинопремия учреждена в 1981 году (год Петуха).


Петух своим криком оставил след и в христианской религии - «не успеет петух последний раз прокричать, как Петр трижды отречется от Христа». По всей видимости, с этим связано, что именно петух стал символом апостола Петра, а затем уже и католической церкви. Начиная с IХ века по указу папы римского шпиль каждого церковного храма должно было венчать изображение этой птицы - эмблемы апостола Петра. По другой версии, петух на шпиле церковного храма служил напоминанием о том, что «церковь божья бдит над душами верующих». В христианской религии петухам вверяли время наступления конца света. Конец света наступит, когда петух не прокричит своего традиционного «ку-ка-реку». По-видимому, это опрометчивое поручение. Что будет, если он забудет это сделать или начнет вредничать, или еще хуже - генетики чего-то напутают?


Изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах…











Флюгер - один из самых древних метеорологических приборов - указатель направления ветра чаще всего украшался фигуркой петуха. В английском языке он даже носит название «погодный петух» (weather cock). Флюгер, ко всему прочему является индикатором моральных качеств человека, меняющего свои взгляды и решения в зависимости от «направления ветра» (А.П.Чехов «Хамелеон»).


Связь с рассветом отражена и в его названии. Если русское слово «петух» происходит от глагола «петь», то аборигены Австралии именуют петуха «птица, смеющаяся на рассвете». А французское название птицы «chanteclair» буквально переводится как «поющий рассвет». Так что петух оставил свой след и в эстрадном искусстве.










Оказывается, петухи в разных странах «кричат» на том языке, на котором говорят жители... По крайней мере, так нам кажется. К примеру, наш петух кричит «ку-ка-ре-ку», во Франции - «ко-ко-ри-ко», японский - «кокэ-кок-ко», английский - «кок-э-дудл-ду». Болгары, например, уверены, что их петухи кричат «ку-ку-ри-чу», немцы - «ки-ке-ри-ки», итальянцы - «чи-ки-ричи». Китайские петушки издают совершенно непохожие на петушиные крики - «во-во».
Это привело к тому, что во многих странах появились любители петушиного пения. Особенно «музыкальными» способностями петухов интересовались птицеводы Греции, Германии, Албании, России. Соревнования проводят по нескольким номинациям - голосистость, количество криков в час, и, конечно, музыкальность. К примеру, в Германии победитель на одном из соревнований за один час прокричал более 90 раз.
В нашей стране выведены отличные певуны: юрловские куры, о которых говорят в народе: «Десять четвертей можно отмерить пальцами, пока пропоет юрловский петух». В те времена секундомеров не было, поэтому время пения отмеряли пальцами. Эта порода не уступала по голосистости иностранным исполнителям.
Поклонение петухам привело к тому, что в Японии 300 лет назад были выведены иокагамские куры (или феникс), у которых длина хвоста достигала 7 метров и более. Причем, чем длиннее хвостовые перья, тем ценнее птица.






Хвост - это самый главный признак у этой породы. Некоторые любители держат этих петухов в специальных стеклянных шкафах, а хвост, свернутый петлями, подвешивают на специальном крючке. Чтобы птица меньше двигалась и не сломала себе хвост, корм и воду ставили по обе стороны насеста. Ежедневно петуха несколько раз снимали с шеста и выносили на прогулку, хвост при этом накручивают на специальную вертушку или же его несет человек. Представьте, по двору важно вышагивает петух, а следом - человек, как шлейф, несущий его хвост.

Наивысшей гордостью у петухов считается гребень. Ученые провели эксперимент. Петуху «средней руки» приклеили большой красный поролоновый гребешок. До этого, все кто мог, бил его и третировал, а здесь произошло нечто невероятное. Все, даже самые крупные петухи, стали заискивать перед новоиспеченным лидером. Он вначале не понял своего нового положения, шарахался от них, пока не осознал смысла произошедшего. Петушок-поролоновый гребешок вошел в раж, стал задираться ко всем, даже к самым крупным петухам. Это продолжалось до тех пор, пока гребень не свалился с его головы. Вот тут-то ему и досталось!
Птицы обмениваются информацией между собой не только криком, но и наклоном головы, изменением положения крыльев, хвоста. Так что, подрезая птице крылья, мы лишаем их средств общения между собой. А общение с себе подобными всегда положительно сказывается на самочувствии. Особенно болезненно переносят эту процедуру петухи.






Одна из характерных особенностей петухов - это драчливость. У взрослого обычного петуха (5-6 лет) длина шпор достигает 6 сантиметров и более.

В результате были выведены бойцовые породы кур, используемые исключительно для петушиных боев. Они имеют оригинальное телосложение: приподнятый спереди широкоплечий корпус, сильную шею с небольшой головой без гребешка и длинные, вооруженные шпорами ноги. Такие петухи больше напоминают хищных птиц, чем гордого красавца. При случае могут расправиться даже с ястребом.




В давние времена петушиные бои входили в «программу подготовки» молодого бойца. В древности греческие солдаты, наблюдая за боем петухов, учились храбрости, стойкости и упорству. В Древнем Риме более 2 тысяч лет назад также были популярны петушиные бои. Отвага и азарт, с которым дрались петухи, ставились в пример молодым легионерам.
Петухи не только поднимали боевой дух воинов. По их поведению определяли исход битвы. В армии находились священные петухи, которым перед боем давали зерно: если птицы клевали его с аппетитом, войска шли вперед, если же нет - полководцы ничего хорошего не ждали от битвы.
Воины Юлия Цезаря в I веке нашей эры, на свою голову, завезли бойцовых кур на север Европы. У многих народов они быстро завоевали популярность и служили символом борьбы с завоевателями. Храбрые галлы, предки французов, которые постоянно доставляли неприятности римским военачальникам, свое название получили от петухов («gallus» в переводе с латинского означает «петух»). Римляне дали такое название кельтам потому, что они были рыжеволосые и их огненно-рыжие хохолки напоминали петушиные гребешки. Галлы считали петуха своим покровителем и высоко ценили боевые качества этой птицы. На монетах Французской республики начиная с ХVIII века имелось изображение боевого петуха - символа воинственных галлов. К сожалению, «евро» нивелировало символ боевого духа одного из европейских народов.
Особенно популярны петушиные бои были у темпераментных жителей латиноамериканских стран - Бразилии, Чили, Уругвае, государствах Карибского бассейна, на юге США. Здесь были выведены известные на весь мир техасские бойцовые куры. В России бойцовые петухи стали известны с ХVIII века. Этот спорт на Руси назывался «петушиная охота».


Для того чтобы узнать больше о петушиных боях, я зашла на сайт
Бали и внимательно посмотрела фото и видео. Это так страшно!
Оказывается, существуют специальные фермы, где разводят и содержат в специальных домиках бойцовых петухов, тренеры готовят птиц к состязаниям, на лапы им укрепляют специальные лезвия, которые продаются там повсеместно в красивых футлярах - страшное оружие!



И такие бои зачастую оканчиваются смертельным исходом для одного из соперников.














В 1906 г. на Всероссийском съезде птицеводов по этическим и гуманным соображениям петушиные бои в России были запрещены.
Все равно жалко петухов, хоть они и драчливые!
Но зато они хорошие семьянины!








Нельзя себе представить птичий двор без петуха. Петух - хозяин двора. Он с рассветом первым выходит из курятника и своим «ко-ко-ко» поторапливает кур к выходу. Найдет зернышко и начинает неистово сзывать кур. Кроме того, петух постоянно помнит о своих обязанностях производителя, умудряясь не обделить никого своим вниманием. Он в состоянии «усладить» за сутки до 30 кур, однако такая интенсивная работа отрицательно сказывается на его здоровье. Поэтому зоотехническая наука определила ему норму «гарема» - не более 10 курочек. Интересно и другое. Курочки после последнего тесного «общения» с петушком способны в течение десяти-четырнадцати дней нести оплодотворенные яйца. Однако с появлением в птичнике нового петуха пальма первенства в этом деле сразу же переходит к новому производителю. Именно петухи, а не куры, передают своим дочерям такие качества, как яйценоскость, половая зрелость (т.е. начало яйцекладки) и инстинкт насиживания. Поэтому петух в курятнике не менее важен, как и хорошая курица.
За петухом интересно наблюдать. Он никогда не теряет чувство собственного достоинства. Даже при наказании его за какие-либо провинности он оставляет его как бы незамеченным. А если уж и придется ему отступить, то делает это с достоинством, словно именно это ему и нужно было делать.

Необходимо признать, что петух не участвует в насиживании яиц и воспитании цыплят. Но из правил бывают исключения... Существует легенда, возникшая тысячи лет назад, что якобы петухам один раз в сто лет разрешено (притом, неизвестно кем) нести яйцо - так называемый спорыш. Считалось, если этот спорыш проносит шесть недель под мышкой непорочная девственница, то из него вылупится «василиск» (что означает «царь»), готовый исполнить любые приказания своей приемной матери - мстить, влюблять в себя, добывать богатства и прочее. Кстати, несмотря, что этой легенде много лет, однако почему-то василиска никто никогда не видел.
Легенда об уродливом яйце получила всеобщее признание на долгие времена, вплоть до начала ХХ века. В 1474 году в Базеле состоялся судебный процесс над петухом, который обвинялся в том, что снес яйцо. Виновник был безжалостно обезглавлен святой инквизицией. В деревнях России в ХIХ веке тема василиска тоже пользовалась большой популярностью. Даже в наше время можно услышать рассказ старых людей о нечисти, вылупившейся из спорыша - неоплодотворенного яйца.
Естественно, этого уродца никто никогда не видел, однако все описывали его, причем каждый на свой лад. Одни утверждали, что василиск - это желтый петух с большими колючими перьями на крыльях. Другие утверждали, что ходит он на четырех ногах, имеет тело жабы и змеиный хвост, а вместо перьев у него рыбья чешуя.

Петух у славян, как западных, так и восточных, являлся птицей пограничной и наделялся как способностью противостоять нечистой силе, так и демоническими свойствами. В народной традиции он постоянно связывается с огнём, оберегает дом от пожара и удара молнии, однако, при этом красный петух олицетворял сам пожар. Существует выражение: «пустить красного петуха». По представлениям наших предков-язычников, когда пожар начинался от молнии, с неба спускался пламенный петух, садился прямо на крышу дома и поджигал всё вокруг.
Но все эти мифы и предания - плод богатого воображения людей…






У моей соседки напротив в открытом вольере живет куриная семья, глава семьи - петух Вася - живет уже несколько лет. Однажды грянули морозы, а хозяйка была в гостях. Домик куриный - хлипкий, холодный, все ветра пронизывают. Спохватилась хозяйка - и бегом домой. Заглянула в курятник, а там сидит петушок, крылышки растопырил, а под ними вся его семья - 11 курочек. И как поместились? Сам же Василий очень пострадал - гребешок у него посинел и свесился набок, лапки тоже окоченели. Так бы и погибла семейка, если бы хозяйка не взяла ее в комнату. Курочки сразу же повалились на бок и уснули. Бедный петух очень замерз, но семью спас. Долго еще ходил он с сизым гребешком, правда, потом он опять покраснел, но так и не восстановился - свешивается набок. А хозяйка кормит его отборным зерном и говорит: «Хозяин!»
А уж как он поет свое «ку-ка-ре-ку»!


Человек слышит крик петуха на расстоянии двух километров. В отличие, например, от повторяющихся звуков, которыми петух подзывает кур к найденному корму, кукареканье производится однократно, но зато дольше и на более высоких частотах. Чем выше тональность, громкость и длительность этих сигналов, тем сильнее эффект. Один и тот же петух кукарекает всегда одинаковым образом: отклонения не превышают полтона.
Кукареканье - это своего рода вызов другим петухам, на который те подают ответный клич. Правда, в случае, когда соперники - петухи одного ранга. Если же закричит, скажем, на том же дворе петух, занимающий подчиненное положение, то господствующий попросту атакует его, не удостаивая ответом.

Но о чем же перекликаются петухи, разделенные большим расстоянием и не видящие друг друга?
Так вот, с помощью кукареканья достигается биологически полезный результат - захват, освоение и защита участков, а в конечном итоге - расселение вида безвредным путем, ибо дело ограничивается только запугиванием. Петух заранее предупреждает соперников о том, что данный участок занят и они должны искать свободное "место под солнцем". И только если заселены все пригодные места, начнутся бои. В этом случае победитель - животное более сильное не только в физическом, но и психическом отношении, - станет продолжателем рода, что, конечно, тоже выгодно для процветания вида, для его прогрессивной эволюции.
Все сказанное относится к дико живущим птицам. Но эта же форма территориального поведения сохранилась и у домашней курицы, хотя и потеряла свое биологическое значение: ведь человек обеспечивает все потребности домашних животных и управляет эволюцией вида.



Есть весьма любопытное предание, связанное со знаменитым жареным петухом. После Воскресения Христова еврейская девочка пришла к своему отцу и рассказала, что видела воскресшего Спасителя. Старый еврей, человек осторожный, не поверил и ответил дочери, что он тогда воскреснет, когда жареный петух полетит и запоет. В ту же минуту жареный петух сорвался с вертела, полетел и закричал.
Петухи любят скрестись около деревьев. С той стороны, в какую они поворачивают грудь, можно ожидать ветер. Петушиный бой предвещает хорошую погоду, тогда как стояние на одной ноге зимою - мороз.


Составители летоисчисления тоже не могли не почтить своим вниманием петуха. Согласно древнему восточному календарю, каждый год получает название одного из двенадцати животных. Среди них находится и петух. По древнему поверью считается, что судьба человека во многом зависит от того, в каком году он родился. Люди, появившиеся на свет в год петуха, отличаются спокойным, уравновешенным характером. Они общительны, понимают настроение других, обладают способностью убеждать собеседника. Это целеустремленные люди, которые обычно не отступают от принятого решения. Наибольших успехов они добиваются в среднем возрасте. Ближайший «петушиный год» будет только в 2017 г., так что придется немного подождать.







Вероятно, еще первобытные люди видели в петухе, громко провозглашающем наступление нового дня, таинственного вестника сверхъестественных сил, божества Солнца. Известно, что дикие петухи были одомашнены как культовые животные в древней Индии (III...II тысячелетие до нашей эры). Есть мясо петухов строго запрещалось, но в то же время разрешалось охотиться на диких кур и есть их. Лишь много позже в античной Европе мясо домашней курицы, а потом яйца стали употреблять в пищу.
Хоть и говорят, что курица - не птица, но и она немало понимает в погоде.
Главное, чтобы куры и петухи не перевелись.
(По материалам К. ФАБРИ, кандидата биологических наук,
ж. "Наука и жизнь", 1972. №9).


Это сообщение я решила создать, рассматривая картины художницы Stephanie Birdsall, где изображены очень красивые петухи!


/more]

Яркую фигурку петушка можно встретить
в Португалии повсюду. Он изображен на
магнитиках и картинках, на различной посуде, вышит на полотенцах и скатертях. Фигурку

петушка изготавливают из глины, керамики и фарфора. Изображение петуха многие считают символом Португалии. Некоторые даже связывают его с названием страны, т.к. по-португальски «петух» звучит как «галу».

Хотя, как известно, он также является и символом Франции. Всё та же параллель.
Французы считают себя потомками галлов, а на латыни «петух» и «галлы» звучат
одинаково «gallus» . Так много лет назад римляне называли кельтов, населявших огромную территорию нынешней Франции, впоследствии названной Галлией.
И даже сегодня эмблема Национального
олимпийского комитета Франции представляет собой изображение петуха.
В разных странах мира петух символизирует рассвет, пробуждение, бдительность, задорность, задиристость. Его связывают с солнцем, огнём и т. д.

.
. Но вернёмся в Португалию. В своё время петух, спасший человеку жизнь,
стал в
Португалии символом справедливости.Об этом гласит одна старая
легенда, события которой произошли в далёкие века в городе Барселуш.


Это случилось давным-давно, когда столица
Галисии Саньяго-де-Компостело была
одним
из центров религиозного поклонения и многие верующие отправлялись в
паломничество в
эти святые края.
.
.
Однажды молодой галисиец, направляясь
в вышеуказанную местность, держал свой путь через
город Барселуш. Устав от дороги, он попросился на ночлег в один из постоялых дворов.
После молитвы и ужина, готовясь ко сну, он разделся и лёг в приготовленную ему постель.

.
Молодой и мускулистый торс пилигрима привлёк внимание хозяйки двора, которая решила разделить с ним ложе. Но юноша был глубоко верующим и отверг намерения женщины. Его целью были странствие и молитва, плотский грех в его планы не входил.
Но нет ничего страшнее отвергнутой женщины. Решив отомстить обидчику, она
дождалась, когда молодой человек уснёт, подсунула ему в сумку свои серебряные
столовые приборы

Как говаривал классик: «Лучше мужчине жить в пустыне без воды, чем встретить
на своём пути мстительную особу ». Что и произошло с нашим горемыкой.
Наутро,
расплатившись с хозяйкой за еду и ночлег, путник уже собрался было уйти, как
тут она вдруг подняла крик:

— Караул! Ограбили! Держи вора!
На крик прибежали стражи порядка, схватили беднягу, обыскали его вещи и, обнаружив пропажу, повели в дом судьи.

Когда нарушителя спокойствия привели к судье, тот трапезничал с друзьями, поэтому не сильно обращал внимание на оправдания пойманного с поличным
вора. Как галисиец ни пытался убедить всех в том,
что он понятия не имеет каким «чудесным» образом похищенные предметы попали к нему, никто не поверил его заверениям о невиновности.

Факт кражи вызвал общественный резонанс. Нужно было срочно судить виновного
и покарать по всей строгости закона.
А в то время за воровство полагалась смерть.
Вот Вам и “Dura lex, sed lex — Закон суров, но это закон”. Вердикт был один — виселица.

Воззвав к Святому Иакову и перед тем как его вытолкали за дверь, он успел произнести: «Я не виновен. И это очевидно так же, как и то, что этот жареный
петух на Вашем столе закукарекает, когда меня повесят!
». Присутствующие
только посмеялись над ним. А судья в порыве гнева за испорченное настроение приказал казнить беднягу немедленно.

Далеко ходить не надо было. Средневековые
города строились по обычному для того времени типу. Площадь, здание ратуши,
дом судьи, напротив эшафот или виселица, всё рядом, удобно и, как
говорится,
всё для зрителей.

Судья с друзьями, не переставая подшучивать над галисийцем, продолжили трапезу. Однако, никто почему-то так и не притронулся к петуху. И то, что ранее казалось фантастикой, в один момент вдруг превратилось в реальность. В тот самый момент, когда на площади на паломника накинули петлю, приготовленный по всем правилам кулинарного искусства петух вдруг встал
на ноги и закукарекал во всё горло.

После «лёгкого» непродолжительного шока, вспомнив слова галисийца, судья выскочил из-за стола и со всех ног бросился на площадь, чтобы не дать свершиться несправедливости. К счастью для галисийца, петля не затянулась, так как узел был
в спешке завязан неправильно. Да и судья успел вовремя, благо далеко бегать не
надо было. Казнь была остановлена, а беднягу отпустили восвояси.

Спустя годы он вернулся в Барселуш и в благодарность о своём спасении установил
в городе огромную статую петуха.
С тех пор
петух является символом справедливости и напоминанием о том, что правда всегда восторжествует, даже если для этого придётся
запеть жареному петуху.

.
На кресте, находящемся на территории бывшего замка графов Барселуша герцогов Браганса, возведённого в XV веке, высечены изображения главного героя-спасителя, жертвы несправедливости и Святой Иаков в образе паломника.

«Сказку о петушке» сказывали-пересказывали великое множество раз и на различный лад. Постоянной оставалась лишь мораль. Поэтому просим Вас не судить строго за вольную трактовку классики, где пересекаются разные версии этой легенды.



January 27th, 2017 , 09:20 pm

Гюстав Климт

Петух – это уникальная птица. Его почитают с давних времен, ведь он является вестником утра, света, Солнца и отсчитывает время. Его крик у всех народов являлся важной временной привязкой – «первые петухи», «вторые и третьи петухи». В большинстве религиозных преданий – от огнепоклонников до современных религий – петух своим криком прогоняет мрак и нечистую силу и возвещает о победе добра над злом (Н.В.Гоголь «Вий», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Петуха во многих религиях связывают с высшими солнечными божествами. В Древнем Египте этих птиц держали в посвященных Солнцу храмах, причисляя их к божественным существам. В Китае часто приклеивали или рисовали изображение петуха на двери дома во время празднования Нового года по лунному календарю. Об этой птице разные народы складывали легенды, есть такая и в Беларуси.

На правом холмистом берегу реки Припяти, там, где она поворачивает русло, устремляя свои воды к Днепру, расположен один из старейших городов Беларуси - Мозырь.

На юго-востоке Беларуси Мозырская гряда смыкается с долиной реки Припяти. Эту гигантскую «складку» образовал 250 - 300 тысяч лет назад последний ледник, который остановился здесь. И получилось так, что правый берег Припяти у города Мозыря по сей день возвышается над левым, по которому словно прошлись утюгом. Здешние овраги, образовавшиеся в песчаной структуре гряды, даже видны из космоса.

Так выглядела Замковая гора в Мозыре в прежние времена.

В давние времена, когда белорусская земля была еще необжитым дремучим краем, Мозырская гряда казалась лесным жителям- славянам волшебной и таинственной землей, наделенной внутренней сверхъестественной силой. И все же люди поселились здесь, на семи холмах. Это были язычники, которые поклонялись древним богам. Самым святым местом у них считался холм, имевший необычайно правильную форму и напоминавший наполовину закопанное в землю гигантское яйцо. На его вершине возвышались на протяжении столетий деревянные идолы.

Слуцкая набережная.

Давно уже нет деревянных и каменных идолов, которым когда-то поклонялись язычники. Но возвышенность, где они стояли тысячу лет назад, сохранилась. Позже христиане назвали это место Шайтан, или Чертова гора.
Она высилась, точно мрачный курган, насыпанный нечеловеческой силой.

Вот о названии этой горы и ходит легенда : «Давным-давно черти и прочая нечисть решили навредить жителям города за то, что они были очень набожны. Решили они засыпать город землей, чтобы и следа никакого не осталось. Собрали черти землю и понесли, а тут запели петухи, и должна была нечистая сила прятаться. А на месте, где их застал рассвет, осталась большая земляная гора.»

Мозырский собор святого Архангела Михаила недалеко от древнего языческого капища

Вполне возможно, легенда содержит глубокую символику: чертями в сказках и преданиях часто выступают жрецы древних культов. Обида на город - попытка наложить проклятие или отомстить за отступничество в вере; вход в ад - ворота в мир, где по мнению монахов господствуют бесы-жрецы.

Скорее всего, легенды о горе-призраке зародились во времена, когда в крае уже утвердилось христианство, но еще существовали общины язычников, и между представителями разных религий царили разногласия и непримиримость.

Posted ВС, 06/02/2011 - 09:43 by Кэп

Наверняка, не многие читатели и туристы были на Керебелякских горах, разве что проезжали мимо по Моркинскому шоссе. Но многие имели возможность любоваться видом этих гор с соседней горы - Кленовогорья ! Для этого достаточно дойти до смотровой площадки на Шунгалдане, что расположена в полукилометре от санатория Кленовая гора . И оттуда взору наблюдателя откроются:бескрайние дали марийской тайги, излучины Илети и огромные холмы, стоящие на горизонте. Эти дальние залешенные горы - Керебелякское нагорье, о котором будет этотсказ!

(слева от березки Катай-гора , а справа - Петушиная гора = всё вместе Керебелякское нагорье!!!)


Наблюдатель сразу заметит, что Нагорье состоит из двух горбов и межгорной седловины: западнее - Катай-гора (о которой мы уже писали), восточнее - Агытан-курык (Петушиная гора). Всё вместе - Керебелякское нагорье, хотя местные жители говорят, как хотят. Те, что живут западнее Юшута - всё называют Катай-гора (Катайка), а те, что живут восточнее (и на ней) - всё могут назвать Керебелякской горой, и лишь крутой спуск на Моркинском шоссе, что ведет от Керебеляка в сторону Октябрьского, называют Петушиной горой. В прессе и литературе обычно обе горы соединяют в Керебелякское нагорье, и никак не разделяют их, что отчасти справедливо, так как в некоторых местах их невозможно отличить.

(вид на Керебелякское нагорье с Кленовой горы - с крыши Санатория)


Очень красивый вид на Керебелякское нагорье открывается с крыши санатория Кленовая гора , если кому посчастливится побывать в этом уникальном Санатории, то обязательно заберитесь на крышу и полюбуйтесь на одну из впечатляющих панорам Марийского края! С верхнего этажа Санатория есть выход на бывший Солярий, что расположен на крыше - а с него ведет лестница на верхнюю площадку, посетить стоит!

Я несколько часов провел на этой крыше, любуясь долинами Илети и Юшута , фотографируя окрестности, наблюдая закаты солнца и восход луны - вид на Керебелякские горы отсюда просто восхитительный! На западе в ясный день вполне можно различить заволжские берега! На востоке видны дальние отроги Сотнурского нагорья , а на северо-востоке - Юрдурская и Коркатовская гора! Можно только посоветовать администрации Санатория проводить прогулки отдыхающих на крышу собственного здания - это будет просто суперэкскурсионный тур, причем без особых затрат на время, транспорт и дорогу!

Мало того, с крыши Санатория отличный вид на саму Кленовую гору ! А как вы сами знаете, уважаемый читатель, Кленовогорские края - это одни из самых красивых мест в Марий Эл!!!

На Петушиной горе (Агытан-курык) располагаются деревни Керебеляк , Дубровка и Филипп-сола . Расположено Керебелякское лесничество, часть горы входит в ГПНП Марий Чодра ,а восточные склоны горы около озер Шуть-ер и Куж-ер входят в заповедную зону Марий Чодры.

В отличие от Петушиной горы - Катай-гора не имеет населенных пунктов, и полностью покрыта лесом. На ней располагаются две пасеки, причем одна пасека стоит в очень живописном месте, где красивый склон горы, смешанный лес и родничок.

(Катай-гора, д.Ошутьялы и долина Юшута - западная часть Керебелякского нагорья)


С запада Керебелякское нагорье обтекает легендарная у туристов река Юшут , в которую в этих местах впадает речка Тюмша , а на живописном берегу Юшута расположилась деревня Ошутьялы, где из её центральной части дорога выводит на брод и пешеходный мост через Юшут. По ней дорога выводит на дремучие склоны Катай-горы, а также дальше - на Керебеляк. Перед мостом, почти в деревне, расположен красивый и крутой речной обрыв - яр, с которого осматривается панорама междуречья Илети и Юшута, а также видны склоны Кленовой и Катай-горы.

С севера Гору ограничивает Моркинское шоссе, идущее из Шелангера (а также речка Тюмша). С юга от Керебелякского нагорья расположилось урочище Кугу-куп , про которое мы уже писали, и которое снова зарастает лесом и заболачивается.

Тюмша является своеобразным географическим ограничителемКеребелякского нагорья. Протекая мимо деревень Керебеляк и Филипп-Сола , речка с севера и с северо-запада огибает Керебелякское нагорье, сперва Петушиную гору (Агытан-Курык), а потом Катай-гору.

(отроги Петушиной и Катай гор, межгорная седловина, слева виднеется Кленовая гора )


Катай-гора соединяется с Петушиной горой своеобразной седловиной, где расположен густой и разнообразный лес, также в этих местах лежат большие карстовые овраги, примерно тут проходит граница заповедника «Марий Чодра », а также тут из источников рождается речка Арбайка , которая протекает через систему озер Малый и Большой Тот-ер , где множество бобровых плотин,пробирается через Кугу-куп , протекает мимо Татарской мельницы, и далее впадает в Илеть в районе Березовой гривы.

На востоке Керебелякское нагорье ограничивается крутыми склонами, что особенно просматривается, если едешь по шоссе от Керебеляка в сторону Октябрьского. У этих скатов расположены озера Ергеш-ер , Куж-ер , Шуть-ер . А на юго-восточных склонах Горы расположены озера Большой и Малый Тот-ер . Также естественным ограничителем Нагорья с восточной стороны является речка Уба, которая соединяется протоками с Куж-ером и Шуть-ером, и является правым притоком Илети (а также второй по чистоте после Вончи ). Также следует добавить, что почти всё Нагорье находится в Звениговском районе, но его восточные склоны с указанными озерами относятся уже к Моркинскому району РМЭ.

(подъем на Керебелякскую гору по дороге Лашман-корно)


По физико-геологическим характеристикам Керебелякское нагорье представляет из себя останцевуювозвышенность, расположенную на юге Марий Эл (Звениговский р-н),в северной части национального парка «Марий Чодра ».

Площадь около 8,5 тыс. га. Максимальная высота 154 метра (Катай-гора) , и 152 метра (Петушина гора).

Керебелякское нагорье является южной частью Марийско-Вятского вала , расчленённого в этих краях на шарообразные возвышенности (Кленовая гора , Керебелякское нагорье, Карман-Курык , Сотнурское нагорье и др.). На ней и вокруг неё широко развиты карстовые формы рельефа (провальные воронки,карстовые озера и болота, подземные источники и др.).

Следует указать, что южная часть Вятского Увала пересекает весь Марийский край. Марийско-Вятский Увал начинается в Кировской области, проходит в меридиональном направлении по РМЭ и заканчивается в Татарской республике. Наибольшее развитие он получил в Моркинском р-не (гора Чукша ) - его длина здесь около 130 км, ширина до 40 км, наибольшая высота 284 м над ур. моря. Речные долины, прорезающие вал, глубоко врезаны и в некоторых местах напоминают горные ущелья. В южном направлении Увал понижается и распадается на отдельные широкие возвышенности.

(вид со склона Керебелякского нагорья на озеро Шуть-ер )



В геологическом отношении Керебелякское нагорье (и Марийско-Вятский Увал) входит в состав восточной части Русской платформы. Ее фундаментом служат кристаллические породы (граниты, гнейсы и др.), покрытые толщей осадочных отложений. Наиболее древние породы, выходящие на поверхность, принадлежат пермскому периоду и представлены уфимским, казанским и татарским ярусами. Выходы уфимского, самого древнего, яруса очень редки. Отложения казанского и перекрывающего его татарского ярусов встречаются на поверхности чаще.

Породы казанского яруса - известняки, доломиты, мергели, песчаники, серые глины и гипс - отличаются большей пористостью и стойкостью к процессам размыва, чем пласты татарского яруса. Поэтому казанский ярус создает более расчлененный рельеф, с крутыми склонами и карстовыми образованиями (провальные формы рельефа), что особенно типично для поднятий Марийско-Вятского вала : Каменной горы, Катай-горы, Петушиной горы, Б. и М. Карман-Курык, Кленовой горы и др.

(разнообразный лес и участки верхового болота на Нагорье)


Название Нагорья произошло от деревни Керебеляк , которое, в свою очередь, было названо в честь первого поселенца в этих местах - Керея. О происхождении села Керебеляк рассказывает следующая легенда. Три брата - Керей, Карай и Шигак - перешли реку Волгу. Затем, чтобы определить, где им жить, с завязанными глазами, трижды обернувшись вокруг себя, выстрелили из лука. И по направлению полета стрел выбрали удобные места для жительства. Карай стал жить ближе к городу Казани на территории нынешнего Волжского района республики.

(деревня Керебеляк, дальше Филипп-сола и Моркинское шоссе - вид с вышки)


Шигак выбрал место по правую сторону реки Юшут . Он был высок ростом, его звали Кугу Шигак, от его имени появилось название деревни Большое Шигаково.

А Керей перешел реку Юшут и стал жить в районе деревни Керебеляк. Об этом повествует в своем рассказе "Йыланда" основоположник марийской литературы Сергей Григорьевич Чавайн .

Керей поселился на опушке леса, где теперь расположена деревня Филиппсола . На замечание, что земля здесь песчаная, неплодородная, Керей отвечал, что он может жить и охотой, что стрелять сидящих на деревьях глухарей можно даже из окна дома. Это лишний раз свидетельствует о том, какое место в жизни марийцев деревни Керебеляк занимала охота. Территорию нынешнего сельсовета в то время покрывал дремучий лес. В нем было много всякой мелкой и крупной дичи.

(склон Керебелякского нагорья на Лашман-корно - вокруг расположен орешник)


Род Керея разросся. Отсюда и происходит название поселения - деревня Керебеляк, по-марийски Керейвлак тукым. Керей-влак впоследствии преобразовалось в Керебеляк , то есть род Керея. От названия деревни пошло название Керебелякского нагорья!

Постепенно люди начали в этих местах вырубать лес, корчевать пни, заниматься земледелием и скотоводством. Вместе с Кереем на территорию деревни Керебеляк пришли и другие марийцы. О них мы можем узнать по сохранившимся названиям полей, лугов и мест расположения отдельных дворов. Например, около деревни Памашсола (так называлось село Керебеляк до открытия церкви) сохранились названия полей и лугов: Яштык пече - жил Яштык, Кындыган олык - луга Кындыгана, Сенлан пече - жил Сенлан.

(озеро Большой Тот-ер около Нагорья)


А Петушиная гора (Агытан - с мар: петух) получила название по такой причине. Керебелякские земли находились в настоящих дремучих лесах, и соединялись с миром тремя лесными дорогами. На запад уходил большак в сторону Шигаково и Озёрок .На юг (в сторону Казанского тракта ) уходил Лашман корно - он выводил на Илеть, где раньше был Керебелякский мост, и соединялся с Казанским (Галицким) трактом около лесничества Сушинского (озеро Долгое). А на восток - по крутому склону Горы - дорога вела в Кужер (Красный стекловар), эта дорога (Кужер корно)проходила мимо озера Ергеш-ер (Круглое ), а потом вела через болота и лесные речки (Уба, Вонча , Малонмаш) в сторону Кужера. Эта восточная дорога - была самая труднопроходимая из всех дорог, мало того, весной или в дождливый период - эта дорога вообще была непроходима. Так вот, по этой дороге с большим трудом добирались до Керебеляка, по этой причине путники слушали: не раздастся ли в лесной тишине крик петуха?

В Керебеляке было много гусей, уток и петухов (куриц), поэтому петушиный крик слышался далеко от деревни. И если путники, шедшие по этой дороге, наконец-то слышали петушиное пение, то они точно знали, что скоро окончание пути, и, как правило, после этого подходили к склону Горы, на которой стоял Керебеляк. По этой примете и назвали эту гору - Петушиной, мол, подход к ней всегда предвещается петушиным криком!

Следует добавить, что Кужерская дорога активно использовалась до 70-х годов прошлого века, когда в этих местах велись активные лесозаготовки (её засыпали щебёнкой и оборудовали мосты). Даже после строительства шоссе Шелангер-Морки (конец 60-х) местные жители предпочитали ездить по ней в сторону Кужера. Сейчас дорога проходит по территории заповедника Марий Чодра и используетсятолько для нужд лесничества.

(Кужерская дорога - участок рядом с озером Ергеш-ер )


Что интересно, у подножья Петушиной горы есть своя аномальная зона, так называемое у местных: «проклятое место»! Оно находится в конце спуска по Моркинскому шоссе с самой горы, в этом месте очень часто бывают аварии, часто с трагическим исходом. И, действительно, почти каждый год в этом месте что-нибудь происходит: разбиваются мотоциклисты, переворачиваются машины, глохнут двигатели, что совсем неудивительно. В этом месте крутой спуск с горы сочетается с поворотом, причем тот, кто начинает движение сверху - не видит окончания спуска! И если добавить к этому мокрую дорогу, туман или гололёд, то становится понятным опасность этого места. Только на моей памяти здесь было несколько крупных аварий, так, в 1987 году тут разбился грузовик (водитель погиб), в 1991 году мотоцикл попал под КАМАЗ (все трое погибли), в 90-х годах каким-то образом здесь перевернулся даже трактор. Таких случаев здесь было множество, но, скорее всего, винить нужно не «проклятое место», а особое стечение обстоятельств на шоссе и беспечность людей!

Про название Катай-горы мы уже писали, но повторюсь, так как это относится и ко всему Керебелякскому нагорью, это название отчасти связано с лесозаготовками на Катай-горе (и на всём Нагорье), надо сказать, что велись они ещёс екатерининских времен (а по некоторым архивным данным с петровских времен, когда под Казанью было открыто Адмиралтейство на берегу Волги).

Лес рубили в основном в зимнее время, в это время было удобно транспортировать тяжелые бревна, не было комаров, замерзали болота, и крестьяне не были заняты на сельхозработах. Вся Катайка (Керебелякское нагорье) была покрыта девственными дремучими борами, особо ценились стройные и высокие сосны, ели и пихты. Есть исторические свидетельства, что там встречались пихты высотой до 50 метров. А в Лесной Энциклопедии я как-то прочитал, что на территории России встречались пихты и до 70 метров!

Так вот, поскольку техники в те времена не было, то срубленные бревна скатывали по западному склону Катай-горы к берегам Юшута. Для этого зимой делались широкие просеки, укатывался снег, и уже по накату бревно толкали вниз. Далее бревна волокли с помощью тягловой силы (что также удобно было делать только в зимнее время, ибо этому способствовал снег), складывали в штабели у Юшута и ждали весны. Весной же лес сплавляли по полой воде в Илеть, а затем в Волгу.

От слова «катать» и произошло название Катай-горы, мол, с неё катают лес.

При скудности и малости земельных участков - лесозаготовки и продажа леса была очень важным подспорьем в жизни керебелякских крестьян. Таких работников называли тут лашманами (то есть работники лесозаготовки). От Керебеляка к Илети (к Старому Керебелякскому мосту) ведетторная дорога, по которой также возили лес - она до сих пор зовется у мари: Лашман-корно (Лашманская дорога). Как мы уже указывали, на Илети был мост, по которой дорога уходила к Казанскому тракту, а за мостом была яма - Чёрный омут. В этом омуте накапливали, сортировали и гнали древесину дальше по Илети. Для этой цели там создавали молевые запруды, даже в настоящее время остатки молевых запруд и древесных завалов встречаются на Илети в районе Марий Чодры . Водные туристы, скорее всего, не раз видели их остатки на Илети между Кужером и Кленовой горой.

Отметим, что Чёрный омут очень популярен у местных рыбаков, так как там водилось много рыбы. Особенно на блесну брали щука и окунь!

(Петушиная гора - восточная часть Нагорья и долина Илети - - вид с Сотнурского нагорья)


По историческим свидетельствам - для кораблестроения в районе марийской деревни Керебеляк рубили также дуб и вывозили его хлыстами по дороге на Озёрки . Большие дубравы были в районе деревни Дубовка, что западнее Керебеляка (отчего она и получила такое название). Также могучие дубравы росли в пойме речки Тюмши, и якобы, от этого слова и произошло название речушки. По одной версии Тюмша называлась раньше Тумша, а это слово произошло от «тумо» - дуб.

Так как дуб нельзя было сплавлять по воде, его вывозили к Волге по суше - через деревни Ошутьялы и Озерки , Кужмару и село Красный Яр (эту дорогу также иногда называли Лашман корно). Для перевозки деревьев у лашманов имелись особые большие, прочные и специально устроенные сани - дровни, в которые лошади впрягались парами. Для транспортировки леса отбирались самые сильные и выносливые крестьяне. Срубая могучий дуб и запрягая в него до 25 лошадей, лашманы тянули дерево по дороге на берег реки Юшут. А потомчерез Озёрки везли дерево к волжским берегам (кстати, по этой дороге отступал к Волге и Пугачев со своим отрядом ). Но так делали только с огромными дубами. А дубы среднего размера привозили от Озёрок к Устью Юшута , где был Лушморский мост и специальные штабеля. Именно в этом месте начинался боновый (плотовой) сплав леса по Илети, так как река после Слития становилась широкой и глубокой, и во время весеннего половодья по ней можно было гнать плоты до Волги.

Привезенные дубы связывались в боны вместе с «легкими» деревьями, обычно с сосной, как правило: один дуб на один плот, поэтому, хотя дуб и тяжелее воды, но при такой технике удавалось сплавлять и дубовый лес, так как везти его на лошадях до Волги было очень дорого!

(эталонное дерево - высокобонитетная корабельная сосна)

Но вернемся с Илети на Керебелякское нагорье - его особой гордостью и красотой являются леса, озера, ягодные и грибные места! В этой местности было много болот - там росли клюква, брусника, в лесу - черника, малина, орехи и грибы. С самых давних времен люди в свободное время собирали дары леса, часть для себя, а часть увозили на продажу в город Казань. Природные богатства создавали условия для проживания на этой земле.

(живописные склоны и обрывы Нагорья на озере Шуть-ер )


Особой красотой выделяются озера Шуть-ер и Куж-ер - это настоящие таёжные озера, нахождение их в заповедной зоне только подчеркивает их красоту и уникальность. Рядом с ними также многоягодников и грибных мест, вокруг растут разнообразные и уникальные леса, по берегам этих озер проложена Экологическая тропа: от лесничества до озер Тот-ер . В нескольких местах выделены огороженные участки эталонного и опытного леса. В этих местах охраняются растения-краснокнижники!

Особый интерес представляют растущие в этих краях деревья-великаны, так, недалеко отозера Куж-ер растет огромная сосна! В толщину она - три человеческих обхвата (как Дуб Пугачева ), а высотой намного больше Дуба, примерно, 40 метров! Это настоящий памятник Природы, который следует охранять!

(склоны Нагорья - озеро Куж-ер )


А вот расположенному рядом озеру Ергеш-ер не повезло. По рассказам это озеро раньше было чистым и прозрачным, в нём било много ключей, и из него выходил ручей. Но потом оно заболотилось и стало не пригодным длшя питья и купанья.

Про это есть легенда:

Так вот, мать мне рассказывала, что раньше это было очень чистое и незаросшее озеро, даже после войны - вода там была пригодна для купания и питья, озеро было проточное - там водилась рыба. А история эта произошла очень давно. Тогда молодежь из деревни ходила гулять на это озеро, так как Ергеж-Ер лежал близко к Керебеляку, и однажды одна девушка из чувства неразделенной любви ночью утопилась в этом озере. Было неизвестно - нашли или нет её тело, но якобы после этого утопленница стала выходить по ночам из озера, и пыталась отыскать своего возлюбленного, мол, она хотела и его также заманить в пучину вод. И якобы после этого несчастного случая - озеро и стало зарастать и заболачиваться, а купаться сейчас в нем уже никто не рискует.

Похожую историю рассказывал и знакомый отца - Борис, родом из Керебеляка, потом переехал жить в Красногорский. По его версии в озере утопилась девушка, которая тайно забеременела, но была отвергнута парнем, поэтому она, боясь общего позора, бросилась в озеро. Мимо озера раньше проходила дорога, ведущая из Керебеляка в Красный Стекловар, и оттуда в Казань (Кужер-Корно). Моркинского шоссе еще не было, поэтому движение по старой дороге было активное. По этой же дороге ходили керебелякцы работать на лесозаготовки. Так вот, якобы в ночное время эта утопленница стояла возле озера с ребенком на рукам и кого-то звала.

Катай-гору является обитание на ней настоящих диких пчёл. Наличие на вырубках и в пойме Юшута таких медоносов, как тальник, верба, липа, орешник - позволяли собирать здесь мед в больших количествах. Также известно, что в момент «цветения» сосны и ели дикие пчелы также собирают эту пыльцу и производят особый таёжный мёд! Мёд этот горьковат, но обладает очень полезными свойствами для здоровья. Именно по этой причине в России всегда ценился по качеству башкирский мед, собранный в уральской тайге, он считался очень целебным и живительным!

(дорога на Кугу куп по Катай-горе, вдали Кленовая гора)


К Катай-горе также относятся последние упоминания про бортничество в наших местах! Я помню, что в Красногорской школе в 70-х годах еще сохранялись выцветшие черно-белые фото довоенной поры, где двое мари вскрывают такую борть, окуривая её гнилушкой. Позднее бортничество переросло в пчеловодство, но многие пчеловоды всегда держали в своём хозяйстве две-три семьи диких пчел! Они, хотя и приносили меньше мёда, чем домашние пчёлы, но именно их мёд был настоящим «природным» эликсиром здоровья! По своим целебным качествам он намного превосходил мёд домашних пчёл и, как правило, не продавался на сторону, а использовался в своей семье. А если и продавался, то по очень дорогой цене. Соответственно, высоко ценились прополис, воск и перга диких пчел. Также дикие пчёлы реже болели, легко переносили морозные зимы и капризы природы. Многие пасечники скрещивали домашних и диких пчёл, пытаясь вывести породу, которая сочетала бы в себе полезные свойства обоих видов.

На самом Керебелякском нагорье расположено озеро Ожгар-ер , что лежит в деревне Керебеляк. Предположительно, название произошло от слова доспехи, вероятно, там раньше стояла кузница, где ковались подобные изделия. По второй версии, что более вероятно, название озера произошло от вымачиваемой овчинной (козьей) шкуры, скорее всего, тут выделывали шкуры домашнего скота.

Историческую справку по селу Керебеляк можно посмотреть тут!

Следует добавить, что в начале прошлого века деревня Керебеляк была самым крупным населенным пунктом в Большешигаковской волости, здесь насчитывалось 109 дворов (проживало 618 человек). А ещё в 1899 году здесь построили церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла.

В большинстве культур (за исключением скандинавского и кельтского символизма) петух - атрибут солнечных богов, воплощающий в себе мужской принцип (Ян), Птица Славы, символизирующая превосходство, смелость и бдительность.

В европейской античности в целом функции богов, которым посвящается петух, существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня - французское название петуха «chante-clair» буквально означает «поющий рассвет», но и является проводником Солнца как в его годовом, так и суточном циклах. Как и полагается любому древнему, хорошо разработанному образу, образ петуха в мифологии разных народов дуален. С одной стороны, это солнечное животное, своим кукареканьем возвещающее приход рассвета и распугивающее демонов ночи, с другой стороны (в первую очередь черные петухи) - волшебное и жертвенное животное для подземных сил. Однако позитивная, светлая символика преобладает.

Как глашатай рассвета он посвящен Аполлону, Митре, Ахурамазде, Аматэрасу и другим солнечным богам. Воинственность петуха делает его во многих культурах олицетворением боевого духа, и в этом качестве его связывают с богами войны Аресом, Марсом и пр. Арабские, тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью петуха. В геральдике петух также символизирует воинскую храбрость, и в таком качестве он изображен на гербе Галлии (Франции).

Петух бдителен, чтобы не пропустить время рассвета, и благодаря этому свойству становится атрибутом Афины, Меркурия и Гермеса. Арес, греческий бог войны, приходя на тайное свидание с Афродитой, ставил на страже своего слугу Алектриона, чтобы тот будил влюбленных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разгневанный Арес превратил его в петуха, справедливо полагая, что в этом обличье нерадивый слуга будет гораздо лучше исполнять свои обязанности. Позднее изображение петуха стали использовать как флюгер, поворачивающийся туда, откуда грозят силы зла.

Мифологема «душа-птица», в том числе концепция птиц как проводников или носителей душ в мире мертвых, широко распространена в традиционных культурах. Связанный и с подземным миром, в Древней Греции петух как образ целительной смерти-возрождения был посвящен богу врачевания Асклепию. В этом смысле оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если белый или красный петух связывается с солнцем, светом и добром, то черный петух - с водой, подземным царством и символизирует смерть, божий суд, зло.

Знак восточного гороскопа Петух

У кельтов и скандинавов петух изначально хтонический образ, атрибут подземных богов, а его кукареканье воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы.

Связанный с жизнью и смертью петух символизирует плодородие, прежде всего, в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции, и в этом качестве древние греки посвящали его Приапу. Считается, что петушиный гребень предохраняет от кошмарных снов, вкушение петушиных семенников эротизирует женщин и предрасполагает их к рождению мальчиков, что петух, разгоняющий сгустки тьмы вблизи роженицы, облегчает выход плода.

Благодаря огненно-красному гребню и переливающимся на свету перьям, он во многих культурах является символом не только Солнца, но и огня и Солнца - выражение «красный петух» почти во всех языках означает пламя, пожар. Считается, что красный петух защищает от огня, а белый - от духов.

В христианстве петух приветствует восход Солнца-Христа, обращающего в бегство силы тьмы и зла. В сочетании со страстями Христовыми петух означает воскресение; ассоциируемый с апостолом Петром, означает человеческую слабость и покаяние.

В Средние века на Западе возник отрицательный аспект символического значения петуха как воплощения похоти и драчливости. В китайской мифологии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком Мировом дереве Фью-сан в долине Тангу, считается символом Ян, эмблемой Солнца, света и духовного возрождения. Приветствуя солнце, он трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, когда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз - когда светило достигает зенита, и третий раз - на закате. На его крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с горы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах аналогом золотого летуха-первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебного дерева Джамбу, растущего на срединном материке Джамбудвипа.

В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность, а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. В старинной китайской рукописи сказано: «У петуха пять добродетелей. Носит гребень на голове, что символизирует ученость. Носит шпоры на ногах - военная доблесть. Когда перед ним враг, не боится, а нападает - храбрость. Увидев пищу, зовет остальных (куриц) - великодушие. Несет ночной караул, не пропуская час (рассвета) - вера».

В Китае существует несколько обычаев и примет, основанных на игре слов, и некоторые из них касаются петуха. Например, в китайском языке слова «петух» (кунь-чи) и «кукарекнет» (минь) звучат так же, как «почет и слава» (кунь-минь). А еще, слова «петушиный гребень» (куан) и «чиновник» также являются омонимами, поэтому чиновникам принято дарить петуха с огромным гребнем. Вообще с петухом связано множество символов, амулетов, обычаев.

Как в Европе, в Китае петух использовался в погребальных обрядах, обеспечивая защиту от злых духов и сопровождая душу умершего в царство смерти.

Петух символизирует такие похвальные качества, как смелость и великодушие

Петухи и куры с древности занимали важное место и в японской культуре. В раскопках периода Яёй кроме деревянных находят также глиняные фигурки птиц, а ритуальная керамическая посуда в виде птицы использовалась в общинных обрядах Позднего Яёй (2-3 века н.э.); эти фигурки и сосуды изображают петухов (куры примитивной мелкой породы дзидори были завезены в Японию в период Яёй). Таким образом, именно в это время в Японии начинают складываться культы птиц-духов. Исследователи также считают, что уже в период Яёй петух играл важную роль в обрядах наследования власти вождя (мацури). Его помещали перед деревянным домиком, куда призывали души предков. В следующую историческую эпоху - период Кофун (6 – 7 века), культы птиц, в частности петуха, продолжали развиваться, но с усилением погребальной тематики. При этом глиняные петухи по-прежнему символически выполняли свою функцию призыва Солнца и возрождения жизни. Согласно мифам, петухов использовали для извлечения из пещеры (т. е. оживления) богини Солнца Аматэрасу.

В это время петухов называют «долгопоющими птицами Вечной страны Токоё» – видимо, эти петухи принадлежали к особой породе сёкоку, ввезенной из Китая в 6 веке. (страна Токое понимается и как мир смерти, и как идеальный мир, находящийся где-то за океаном, т. е. символическая связь между двумя мирами осуществляется в небесах с помощью птиц). Петухи породы сёкоку отличаются непрерывным продолжительным криком (до 1 часа) каждый день точно в одно и то же время, и их использовали как природные часы. В эпоху Хэйан (VI11 -XII вв.) при дворе была специальная должность человека-петуха (кэйдзин, тори-но цукаса) - в его обязанности входило ухаживать за петухом, который своим криком объявлял время.

Петухов сёкоку держали как священных птиц при синтоистских храмах, а также использовали в ежегодных (3-й день 3-го месяца) петушиных боях при Хэйанском дворе. Практика петушиных боев, популярных с древнейших времен в Индии, Иране, Китае и Юго-Восточной Азии, в начале VIII в. была завезена в Японию из Китая. Очень скоро они стали любимым развлечением японской аристократии. В эпоху Камакура (1185-1333) петушиные бои проводились ежегодно в марте. Во время боев делали ставки, и в период Эдо (1600-1868) был выведен специальный крупный боевой петух (сямо). Петушиные бои были официально запрещены в 1873 г., в дальних провинциях их иногда проводят до сих пор.

В буддизме петух - символ вожделения, стоящий в центре неумолимого колеса Сансары в обществе свиньи и змеи. В том же качестве он присутствует в тибетской мандале.



Вверх