Мхат на дне актеры. Спектакль на дне. Главные герои и их характеристика

Неожиданное для меня прочтение. Персонажи в этой постановке постарше, чем указано в пьесе. Когда о перспективах выбраться из ночлежки говорят молодые люди, это одно. Когда же говорят люди пожившие, то безысходность прям вот давит. По пьесе жаль, что сгорают довольно молодые жизни, то тут прям вот как последняя отчаянная попытка хоть как-то что-то изменить. При этом много жизни в этой ночлежке, в этом подвале. Всё равно бушуют страсти, а разве не в любом возрасте хочется любви, внимания? Повторюсь, по энергетике и азарту игры актёры этого спектакля фору и многим молодым дадут, но реально другой взгляд на пьесу для меня вышел. Та же Настя. Когда юная девушка фантазирует и кричит, что "было у меня, было" - ну, относишься к этим фантазиям. подумаешь. Ещё будет. Пусть не так как мечтает, пусть не Рауль, но всё же.. Да даже если и не будет, но шансы есть. Да и когда ж мечтать, как не в юности? Когда же так инфантильно мечтает дама далёкая от юных лет, при том что и образ сам по себе на грани карикатурности, то её "было, было" прям ножом по сердцу. Она цепляется за эти фантазии, потому что и не было, конечно, ничего, но и понимаешь, что теперь ещё и вряд ли будет. Это как соломинка. Прям вот даже и смеяться не хочется, а за злые комментарии "сожителей" прям вот перебить их всех собственноручно хочется. На удивление трагичный образ при всей внешней карикатурности... И тот же актёр - как-то даже логичней концовка его "сюжетной линии". Тот же Пепел - он ведь реально пепел. Не, вспыхивает, отжигает, но кажется теперь, что всю жизнь вот так никчёмно провёл, чего теперь-то хорохориться. И если с 30-летним Пеплом думаешь, а каков он будет там, в тюрьме, а после? Каким выйдет? То тут переживаешь сильней - это ж конец! Теперь-то никакой новой жизни уж... Осталось дотлевать...
И эти танцы... Молодёжь может танцевать просто от молодой силы, тут же вот отчаянная попытка забыть, заглушить, "проехали"... Всю жизнь свою так.. Не потому что тянет танцевать, а потому что иначе уже невмоготу! В концовке прям хлопать не хотелось под эту пляску.. прям так и хочется написать "смерти"...
И само помещение театра - подвал, низкий потолок - всё усиливает это ощущение тягости, тягости жизни. Как бы не мечталось, как бы не кипела кровь. В любом возрасте хочется жить и мечтать, но и жизнь такая штука, что выкашивает так же всех...

Василиса и Наташа - Ольга Иванова и Тамара Кудряшова. Не девочки, потому и страшны их разборки ещё боле. Не сиюминутное желание и ревность, знают, что делят. Ну, кого... И особенно чувствуется этот рассчёт Василисы - опытный менеджер составляет план. Долго вынашивала, не сиюминутно родилось. И любовь тут не влюблённость, тут ещё и оскорбление явно примешивается. А Наташа всё продолжает мечтать, хотя казалось бы.. А вдруг кто-то за руку возьмёт и уведёт... Надежда неистребима... И ведь обе красавицы.. Такую в дом ввести хозяйкой же любой почтёт за честь...
Медведев - Денис Нагретдинов. Забавный. И вроде надо лицо держать - начальство ж! И явно завязан тут со всеми делами и родственными узами. Крутись, как хошь. Ну, вот и не выкрутился...
Лука - Сергей Бородинов. Какой же прекрасный образ! Почему-то воспринимаю Бородинова довольно брутальным, а он такой светлый! Образ вне возраста и времени. И блаженным не назовёшь - вполне себе обычный мужичок, и говорит "обычно", не пророчествует. Но так складно! Очень понравился!
Васька Пепел - Александр Наумов. Энергетика очень сильная! Вот ему бы горы сворачивать! Но раньше надо было, раньше...
Клещ - Алексей Ванин. Озлобленный... По-моему, включая даже на жену, которая его оставляет. Ласки от него она не дождалась, да вот явно он и без неё-то так сник... Питался от неё аки вампир?... В роли жены - Татьяна Городецкая.
Бубнов - Олег Задорин. Если честно, роль Луки я бы именно этому актёру отдала. Он так разумно разумные же вещи говорит. И охотно веришь, что оставил жене всё - ибо разумно всё просчитал. Даже эту свою жизнь на дне обосновал - ну не люблю работать! Идейный нищий:-))))))
Сатин - Евгений Бакалов.
Актёр - Александр Задохин. Красивый образ. Искусство всё равно ж живёт в нём! И пусть теперь публика уже не та, что носила его на руках, но всё равно ж алкоголь артистизм не может убить. Но вопрос зачем жить? Старыми воспоминаниями успеха? И я даже подозреваю, что не сам факт ношения себя на руках поклонниками он вспоминает, а то, что играл так, чтоб носили! Нужен был! Жёг сердца глаголом! И отчаянье ж, что забывает слова. Как же на сцене-то играть, если память отказывает, если не помнишь любимейшие стихи?!!! Что страшней-то может быть? И наверное, ж так легко он поверил в "землю обетованную", которую ему так на "карте" и не показал Лука. Раз нет больнички, где вылечат, где помогут, нет этой земли обетованной, то зачем это всё теперь-то? Мечтать прекратил, ну и что остаётся? "Эх, песню испортил! дурак!"
Барон - Вячеслав Гришечкин. Явно вот из другого мира. С этой важность, тут неуместной, с готовностью к унижениям. "ты бы меня тогда полаять попросил" - теперь-то чего ж? Бить лежачего - в чём интерес? Зато и поскудническая душонка - и других готов поунижать. Как над той же Настей не посмеяться? Voulez Vous Coucher Avec Moi - как же тут французский язык просто режет слух. Пусть хоть так, да чуть выше остальных станет.
Асанка - Фарид тагиев. Замечательный татарин вышел!! Колритнейший!
Настя - Галина Галкина. Фактурная актриса и роли у неё часто такие с комедийным уклоном. И тут вот с первого взгляда вроде прям же посмеяться над ней хочется. Но вот совсем не смешно... Можно выживать, живя прошлым, воспоминаниями. А тут попытка выжить, цепляясь даже за то, что и не было, а потом в отчаяньи абсолютном кричать, что "было, было!!" И не этих своих сокамерников, сорри, соседей по общежитию она убеждает, она себя убеждает. Потому что если и эти мечты у неё отобрать, то ведь не будет совсем ничего!
Квашня - Ирина Сушина. Хозяйственная и довольно добрая барышня. Но и цену себе знает, чего уж.
Алёшка - Максим Лакомкин. Роль небольшая. но тоже яркая.
Малыш - Вадим Соколов. Он-то что тут делает?.... Тикай отсюдова...

Смотрели с сыном и племянницей (школьники) "На дне". Потрясающий спектакль. Игра актеров потрясает до мурашек. Браво! Главное, что ребята не разочарованы, сравнивая с тем что прочли у Горького. Вообще театр не разочаровал. Спасибо большое всему коллективу.

Лидия К., 19 сентября 2018

…Спектакль построен на монологах, очень сильных и до мурашек, трогающих оригинальных текстах автора. В зале было много школьников и первая мысль: если бы мне было 16, я бы ничего не поняла. Но видимо, когда уже чуть больше чем 16 вопрос: «Для чего же живет человек?» Часто звучит в головах людей и поэтому об этом пишут и это играют. А, в общем, все просто – «человек живет для лучшего», каждый со своей правдой и для каждого она настоящая. Так хочется, чтобы всегда в жизни находился этакий Лука, который не будет искать подвоха в каждом, а подействует «как кислота на ржавую монету». А горько-то собственно только потому, что это про жизнь!!! Как важно доброе слово! Банальное «не расстраивайся, ты справишься» может дать много сил и помочь кому-то. Я не Лука, но все же кому-то это важно.

ГБОУ Школа 283

«Театр уж полон. Ложи блещут». 6 октября группа учащихся 9-го «И» класса посетила МХАТ им. М. Горького. Ребята посмотрели спектакль по пьесе А.М. Горького «На дне». Современная постановка не испортила представление о сюжете и проблеме драмы. Музыкальный спектакль, великолепная игра актеров, декорации – все это оставило приятные впечатления. Вечер субботы первого дня каникул ребята провели с пользой.

Марина М.

Люблю МХАТ за минимум декораций и максимум игры. «Мастер и Маргарита» - жестяные щиты, «На дне» - железные нары. И все! А больше-то, на самом деле, ничего и не нужно. А Борису Бачурину и Ивану Криворучко - личное «Браво». Стоя.

Яна

Прошу всех и каждого, кому интересно мое мнение обывателя... Прочитайте «На дне» или в срочном порядке посмотрите эту постановку в МХАТ им. М. Горького. До мурашек, до слез, от покрышки до самой что есть глубины... Я уже лет 5, может чуть меньше, посещаю театр стабильно 1–3 раза в месяц... Крайне редко, когда оставалась недовольна, однако, такие (положительные) по своей силе сверхэмоции, как сегодня, испытала лишь дважды… Плавно перетекая к сегодняшнему: 11 из 20 главных героев приходится на долю заслуженных и народных артистов России и в данном случае это не регалии, а истинные заслуги. Когда акцент гуашью падает не на декорации сцены и антураж нарядов, а на монологи/диалоги, музыкальное сопровождение; когда свет определяет все и нет смены атрибутики. Железные нары, белые одеяния героев на фоне черной огромной сцены – все это только дополняет неповторимые образы, сыгранные лучшими актерами театра со всей отдачей и любовью к людям и великому Максиму Горькому. Я каждый из них, может быть и вы?

Юлия

Очень круто, и мурашки по коже весь спектакль…

Юлия

Прекрасный вечер в МХАТ им. М. Горького! Спасиииибо. Спектакль "На дне" понравился, игра актеров завораживает. Хочется посещать театры еще и еще!

Ольга Сегеевна

"На дне" (МХАТ им. Горького) – классическая постановка строго по пьесе. Минимум декораций (4 двухъярусные кровати), неприметные костюмы – все это делает акцент на личности и судьбе героев. Спектакль заставляет задуматься о своей жизни, о человечности, о душе. Из уст героев звучат актуальные проблемы современного общества. А пьеса-то была написана в 1902 году, а все как сейчас. Игра актеров, безусловно, отличная… "На дне" нужно посмотреть все-таки каждому...

Пьеса Максима Горького «На дне» до сих пор является самой успешной драмой в коллекции его произведений. Она завоевала расположение публики еще при жизни автора, сам писатель даже описывал спектакли в других книгах, иронизируя по поводу своей славы. Так чем же это произведение так зацепило людей?

Пьеса была написана в конце 1901 – начале 1902 года. Данное произведение не было наваждением или порывом вдохновения, как это обычно случается у творческих людей. Напротив, она была написана специально для труппы актёров из Московского художественного театра, созданного для обогащения культурой всех классов общества. Горький не мог представить, что из этого получится, но воплотил желанную задумку создания пьесы о босяках, где присутствовало бы около двух десятков действующих лиц.

Судьба пьесы Горького не может быть названа окончательным и бесповоротным триумфом его творческого гения. Мнения ходили разные. Люди приходили в восторг или критиковали столь противоречивое творение. Она пережила запреты и цензуру, и до сих пор каждый понимает по-своему смысл драмы.

Смысл названия

Смысл названия пьесы «На дне» олицетворяет социальное положение всех действующих лиц произведения. Первое впечатление название даёт неоднозначное, так как нет конкретного упоминания, о каком дне идёт речь. Автор даёт возможность читателю самому проявить фантазию и догадаться, о чем его произведение.

На сегодняшний день многие литературоведы сходятся на том, что автор имел в виду то, что его герои находятся на дне жизни в социальном, финансовом и нравственном смысле. Это и есть смысл названия.

Жанр, направление, композиция

Пьеса написана в жанре, имеющем название «социально-философская драма». Автор затрагивает именно такие темы и проблемы. Его направление можно обозначить как «критический реализм», хотя некоторые исследователи настаивают на формулировке «соцреализм», так как писатель акцентировал внимание публики на социальной несправедливости и вечном конфликте между бедными и богатыми. Таким образом, его работа приняла идеологический оттенок, ведь в то время противостояние между знатью и простым народом в России только накалялось.

Композиция произведения линейная, так как все действия хронологически последовательны и образуют единую нить повествования.

Суть произведения

Суть пьесы Максима Горького заключается в изображении дна и его обитателей. Показать читателям в действующих лицах пьесы маргиналов, людей, униженных жизнью и судьбой, отвергнутых обществом и разорвавших с ним связь. Несмотря на тлеющий огонёк надежды – не имеющих будущего. Они живут, спорят о любви, честности, правде, справедливости, но их слова — лишь пустой звук для этого мира и даже для их собственных судеб.

Все происходящее в пьесе носит лишь одну цель: показать столкновение философских взглядов и позиций, а также проиллюстрировать драмы отверженных людей, которым никто не протягивает руку помощи.

Главные герои и их характеристика

Обитатели дна – люди с разными жизненными принципами и убеждениями, но всех их объединяет одно условие: они погрязли в нищете, которая постепенно лишает их достоинства, надежды и веры в себя. Она растлевает их, обрекая жертв на верную смерть.

  1. Клещ – работает слесарем, 40 лет. Женат на Анне (30 лет), болеющей чахоткой. Отношения с женой являются главной характеризующей деталью. Полное безразличие Клеща к её самочувствию, нередкие побои и унижения говорят о его жестокости и черствости. После смерти Анны мужчина был вынужден продать свои рабочие инструменты, чтобы похоронить ее. И лишь отсутствие работы немного выбило его из колеи. Судьба оставляет героя без шансов выбраться из ночлежки и без перспектив дальнейшей удачной жизни.
  2. Бубнов – мужчина 45-и лет. Ранее владелец меховой мастерской. Недоволен нынешней жизнью, но старается поддерживать в себе потенциал к возвращению в нормальное общество. Потерял владение из-за развода, так как документы были оформлены на жену. Живёт в ночлежке и шьет шапки.
  3. Сатин – приблизительно лет 40, пьёт до потери памяти и играет в карты, где жульничает, чем зарабатывает себе на жизнь. Читал много книг, о чем постоянно напоминает не столько соседям, сколько самому себе в утешение, что ещё не все потеряно. Отсидел в тюрьме 5 лет за непреднамеренное убийство, совершенное во время драки за честь сестры. Несмотря на образованность и случайное падение, честные способы существования не признает.
  4. Лука – странник в возрасте 60 лет. Появился неожиданно для жителей ночлежки. Ведёт себя интеллигентно, утешает и успокаивает всех вокруг, но, словно пришёл с определённой целью. Пытается наладить отношения со всеми, давая советы, чем разжигает ещё больше споров. Герой нейтрального характера, несмотря на его добрый тон, всегда хочется усомниться в чистоте намерений. По его рассказам можно предположить, что отбывал срок в тюрьме, но сбежал оттуда.
  5. Пепел – зовут Василий, 28-ми лет. Постоянно ворует, но, несмотря на нечестный способ заработка, имеет свою философскую точку зрения, как и все. Хочет выбраться из ночлежки и начать новую жизнь. Несколько раз сидел в тюрьме. Имеет определённое положение в данном обществе за счёт тайных отношений с замужней Василисой, о которых все знают. В начале пьесы герои расстаются, и Пепел пытается ухаживать за Наташей, чтобы увезти её из ночлежки, но, в драке убивает Костылева и попадает в тюрьму под конец пьесы.
  6. Настя – молодая девушка, 24 года. Исходя из обращения с ней и разговоров, можно заключить, что она работает девушкой по вызову. Постоянно хочет внимания, чтобы в ней нуждались. Имеет связь с Бароном, но, не ту, какую она придумывает в своих фантазиях после прочтения любовных романов. На деле же она терпит грубость и неуважение от ухажера, при этом, даёт ему деньги на алкоголь. Все её поведение — сплошные жалобы на жизнь и просьбы пожалеть.
  7. Барон – 33 года, пьёт, но из-за неудачно сложившихся обстоятельств. Постоянно напоминает о своих дворянских корнях, которые помогли когда-то стать состоятельным чиновником, но не имели особой значимости при обвинения в растрате казенных средств, из-за чего герой попал в тюрьму, оставшись нищим. Имеет любовные отношения с Настей, но относится к ним, как к должному, переваливает все свои обязанности на девушку, постоянно берет деньги на пьянки.
  8. Анна – жена Клеща, 30 лет, болеет чахоткой. В начале пьесы находится в предсмертном состоянии, но не доживает до конца. Для всех героев ночлежки является неудачным предметом «интерьера», издающим лишние звуки и занимающим место. До самой смерти надеется на проявление любви мужа, но умирает в углу от безразличия, побоев и унижений, возможно, породивших болезнь.
  9. Актёр – мужчина, возраста, примерно, 40 лет. Так же, как и все жильцы ночлежки, вечно вспоминает о прошлой жизни. Добрый и справедливый человек, но чрезмерно жалеет себя. Хочет бросить пить, узнав от Луки про лечебницу для алкоголиков в каком-то городе. Начинает копить деньги, но, не успев узнать местонахождение больницы до ухода странника, герой отчаивается и кончается жизнь самоубийством.
  10. Костылев – муж Василисы, 54-летний содержатель ночлежки. Воспринимает людей лишь как ходячие кошельки, любит напоминать о долгах и самоутверждаться за счёт низменности собственных жильцов. Пытается скрыть свое истинное отношение за маской доброты. Подозревает жену в измене с Пеплом, отчего постоянно прислушивается к звукам за его дверью. Считает, что ему должны быть благодарны за ночлег. С Василисой и её сестрой Наташей обращается не лучше, чем с пьяницами, живущими за его счёт. Скупает вещи, которые крадёт Пепел, но скрывает это. По собственной глупости погибает от рук Пепла в драке.
  11. Василиса Карповна – жена Костылева, 26 лет. Ничем не отличается от мужа, но ненавидит его всей душой. Тайно изменяет мужу с Пеплом и подговаривает любовника на убийство супруга, обещая, что в тюрьму его не посадят. А к сестре не испытывает никаких чувств, кроме зависти и злобы, отчего достаётся ей больше всех. Ищет во всем для себя выгоду.
  12. Наташа – сестра Василисы, 20 лет. Самая «чистая» душа ночлежки. Терпит издевательства со стороны Василисы и её мужа. Не может довериться Пеплу с его стремлением увезти её, зная всю подлость людей. Хотя сама понимает, что пропадёт. Помогает жильцам бескорыстно. Собирается пойти навстречу Ваське, чтобы уехать, но, попадает в больницу после гибели Костылева и пропадает без вести.
  13. Квашня – 40-летняя торговка пельменями, испытавшая на себе силу мужа, который бил её на протяжении 8 лет брака. Помогает жителям ночлежки, пытается иногда привести дом в порядок. Спорит со всеми и больше не собирается выходить замуж, припоминая своего покойного супруга-тирана. В течение пьесы развиваются их отношения с Медведевым. В самом конце Квашня выходит замуж за полицейского, которого сама начинает бить из-за пристрастия к алкоголю.
  14. Медведев – дядя сестер Василисы и Наташи, полицейский, 50 лет. В течение всей пьесы пытается свататься к Квашне, обещая, что не будет таким, как её бывший муж. Знает, что племянница терпит побои от старшей сестры, но не вмешивается. Знает обо всех махинациях Костылева, Василисы и Пепла. В конце пьесы женится на Квашне, начинает пьянствовать, за что жена его бьёт.
  15. Алешка – сапожник 20-ти лет, пьёт. Говорит, что ему ничего не надо, что он разочарован в жизни. Пьёт от безысходности и играет на гармошке. Из-за буйства и пьянок часто попадает в полицейский участок.
  16. Татарин – тоже живёт в ночлежке, работает ключником. Любит поиграть в карты с Сатиным и Бароном, но всегда возмущается их нечестной игрой. Честный человек и не понимает жуликов. Постоянно говорит о законах, чтит их. В конце пьесы Кривой Зоб бьёт его и ломает руку.
  17. Кривой Зоб – ещё один малоизвестный обитатели ночлежки, ключник. Не такой честный, как Татарин. Тоже любит скоротать время за картами, спокойно относится к шулерству Сатина и Барона, находит им оправдания. Бьёт Татарина, ломает ему руку, из-за чего у него возникает конфликт с полицейским Медведевым. В конце пьесы поёт песню с остальными.
  18. Темы

    Несмотря на, казалось бы, достаточно простой сюжет и отсутствие крутых кульминационных поворотов, произведение изобилует темами, которые дают почву для размышлений.

    1. Тема надежды тянется через всю пьесу до самой развязки. Она витает в настроении произведения, но ни разу никто не упоминает о своем намерении выбраться из ночлежки. Надежда присутствует в каждом диалоге обитателей, но лишь косвенно. Как когда-то каждый из них попал на дно, так когда-нибудь они и мечтают оттуда выбраться. В каждом теплится маленькая возможность снова вернуться к прошлой жизни, где каждый был счастлив, хоть и не ценил этого.
    2. Тема судьбы также является немало важной в пьесе. Она определяет роль злого рока и его значение для героев. Судьба может быть в произведении той движущей силой, которую нельзя было изменить, что свела всех обитателей вместе. Или тем обстоятельством, всегда подверженным измене, которое нужно было преодолеть, чтобы суметь достичь больших успехов. По жизни обитателей можно понять, что они приняли свою судьбу и пытаются изменить её лишь в противоположную сторону, считая, что падать ниже им некуда. Если же кто-то из жильцов пытается предпринять попытку изменить свое положение и выбраться со дна – претерпевает крах. Возможно, автор хотел показать таким образом, что они заслужили такую участь.
    3. Тема смысла жизни выглядит достаточно поверхностно в пьесе, но, если вдуматься, то можно понять причину такого отношения к жизни героев лачуги. Каждый считает нынешнее положение дел – дном, из которого не выбраться никуда: ни вниз, ни, тем более, наверх. Герои, несмотря на разные возрастные категории, разочарованы в жизни. Они потеряли к ней интерес, и перестали видеть какой-либо смысл в собственном существовании, что уж говорить о сочувствии друг к другу. Они не стремятся к другой участи, потому что не представляют её. Лишь алкоголь иногда придаёт существованию краски, отчего ночлежники любят выпить.
    4. Тема правды и лжи в пьесе является основной задумкой автора. Данная тема является философским вопросом в произведении Горького, о котором он размышляет устами героев. Если говорить о правде в диалогах, то, её границы стираются, ибо порой герои говорят несуразные вещи. Тем не менее, в их словах скрываются секреты и тайны, раскрываемые нам по ходу сюжета произведения. Автор поднимает данную тему в пьесе, так как рассматривает истину как способ спасения обитателей. Показать героям реальное положение дел, открыв глаза на мир и на их собственную жизнь, которую они теряют каждый день в хижине? Или скрывать правду под масками лжи, притворства, потому что им так легче? Ответ каждый выбирает самостоятельно, но автор дает понять, что ему по душе первый вариант.
    5. Тема любви и чувств затрагивает в произведении, поскольку даёт возможность понять взаимоотношения обитателей. Любовь в ночлежке, даже между супругами, абсолютно отсутствует, да и вряд ли имеет возможность там появиться. Само место словно пропитано ненавистью. Всех соединила лишь общая жилплощадь и чувство несправедливости судьбы. В воздухе витает равнодушие, как к здоровым, так и к больным людям. Лишь перебранки, словно грызутся собаки, веселят ночлежников. Вместе с интересом к жизни потеряны краски эмоций и чувства.

    Проблемы

    В пьесе богатая проблематика. Максим Горький попытался в одном произведении указать актуальные, на то время, нравственные проблемы, которые, впрочем, существуют и по сей день.

    1. Первой проблемой является конфликт между обитателями ночлежки, причем не только друг с другом, но и с жизнью . По диалогам между героями можно понять их взаимоотношения. Постоянные ссоры, расхождение во мнениях, элементарные долги приводят к вечным перепалкам, что является ошибкой в данном случае. Ночлежникам нужно научиться жить над одной крышей в гармонии. Взаимопомощь облегчит быт, изменит общую атмосферу. Проблема общественного конфликта заключается в разрушении любого социума. Бедняки объединены общей проблемой, но, вместо её решения, они создают новые общими усилиями. Конфликт с жизнью заключается в отсутствии адекватного ее восприятия. Бывшие люди обижены на жизнь, из-за чего не предпринимают дальнейшие шаги к созданию другого будущего и просто плывут по течению.
    2. Другой проблемой можно выделить острый вопрос: «Истина или сострадание ?». Автор создает повод для размышления: показать героям реалии жизни или посочувствовать такой судьбе? В драме кто-то страдает от физического или психологического насилия, а кто-то умирает в муках, но получает свою долю сострадания, и это уменьшает его мучения. У каждого человека свой взгляд на происходящую ситуацию, и реагируем мы исходя из своих ощущений. Писатель в монологе Сатина и исчезновении странника четко дал понять, на чьей он стороне. Лука выступает в роли антагониста Горького, пытаясь вернуть обитателей к жизни, показать истину и утешить страдающих.
    3. Также в пьесе поднимается проблема гуманизма . Точнее, его отсутствия. Возвращаясь снова к отношениям между обитателями, и их отношению к самим себе, — можно рассмотреть данную проблему с двух позиций. Отсутствие гуманизма со стороны героев друг к другу можно увидеть в ситуации с умирающей Анной, на которую никто не обращает внимания. Во время издевательства Василисы над сестрой Наташей, унижения Насти. Появляется мнение, что, если люди оказались на дне, значит, более никакая помощь им не нужна, каждый сам за себя. Эта жестокость к самим себе обуславливается их нынешним образом жизни – постоянные пьянки, драки, несущие в себе разочарование и потерю смысла в жизни. Существование перестаёт являться высшей ценностью, когда цели к ней нет.
    4. Проблема безнравственности поднимается в связи с образом жизни, который жители ведут исходя из социального расположения. Работа Насти девушкой по вызову, игры в карты на деньги, употребление алкоголя с вытекающими последствиями в виде драк и приводов в полицию, воровство – все это последствия нищеты. Автор показывает данное поведение как типичное явление для людей, оказавшихся на дне социума.

    Смысл пьесы

    Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди абсолютно одинаковы вне зависимости от их социального и материального положения. Все состоят из плоти и крови, отличия заключаются лишь в воспитании и характере, которые дают нам возможность по-разному реагировать на сложившиеся ситуации и действовать, исходя из них. Кем бы ты ни был, жизнь может измениться в один момент. Любой из нас, потеряв все, что имел в прошлом, опустившись на дно, — потеряет себя. Больше не будет смысла удерживать себя в рамках приличия общества, подобающе выглядеть и вести себя соответствующе. Когда человек теряет ценности, установленные окружающими, он сбивается с толку и выпадает из реальности, как произошло с героями.

    Главная мысль заключается в том, что жизнь может сломать любого человека. Сделать его равнодушным, ожесточённым, потерявшим какой-либо стимул к существованию. Безусловно, во многих его бедах будет виновно равнодушное общество, которое только подтолкнет падающего. Однако сломленные бедняки зачастую сами виноваты в том, что не могут подняться, ведь в их лени, порочности и безучастности ко всему сложно еще найти виноватых.

    Авторская позиция Горького выражается в монологе Сатина, который разлетелся на афоризмы. «Человек – звучит гордо!» — восклицает он. Писатель хочет показать, как надо относиться к людям, чтобы воззвать к их достоинству и силе. Бесконечное сожаление без конкретных практических шагов только навредит бедняку, ведь он так и будет жалеть себя, а не работать, дабы выйти из порочного круга нищеты. Это и есть философский смысл драмы. В споре об истинном и ложном гуманизме в обществе побеждает тот, что говорит прямо и честно, даже рискуя навлечь на себя негодование. Горький в одном из монологов Сатина связывает правду и ложь со свободой человека. Независимость дается лишь ценой постижения и поиска истины.

    Вывод

    Каждый читатель вынесет для себя свой определенный вывод. Пьеса «На дне» может помочь человеку понять, что в жизни стоит всегда к чему-то стремиться, потому что это дает силы идти дальше, не оглядываясь назад. Не останавливаться с мыслями, что ничего не получится.

    На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих.

    Критика

    Нельзя сказать, что до появления на свет своей легендарной пьесы, Горький не имел какой-либо популярности в обществе. Но, можно подчеркнуть, что интерес к нему усилился именно из-за этого произведения.

    Горький сумел показать бытовые, обыденные вещи, окружающие грязных, необразованных людей под новым углом. Он знал, о чем пишет, так как сам имел опыт в достижении своего положения в обществе, он ведь был выходцем из простонародья и сиротой. Нет точного объяснения, почему именно произведения Максима Горького имели такую популярность и произвели настолько сильное впечатление на публику, ибо он не был новатором какого-то жанра, писав обо всем известных вещах. Но творчество Горького в то время было модным, обществу нравилось читать его произведения, посещать театральные постановки по его творениям. Можно предположить, что градус социального накала в России поднимался, и многие были недовольны устоявшимся порядком в стране. Монархия себя исчерпала, а народные акции последующих лет были жестко подавлены, и поэтому многие люди с удовольствием искали минусы в существующей системе, как бы подкрепляя собственные выводы.

    Особенности пьесы заключаются в способе изложения и подаче характеров персонажей, в гармоничном употреблении описаний. Одной из затронутых проблем в произведении является индивидуальность каждого героя и его борьба за неё. Художественные тропы и стилистические фигуры очень точно изображают условия обитания действующих лиц, ведь автор видел все эти детали лично.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Вверх