Методы применения информационных технологий в музее. Современные информационные технологии в деятельности музея. Новейшие информационные технологии в музейном деле

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ

Информационные технологии широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Современные информационные технологии позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации и усовершенствовать информационную деятельность музея. Благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) в музеях создаются базы данных музейных коллекций, которые постоянно пополняются. Существующие базы данных дают возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные результаты в соответствии со своими целями (научными, хранительскими, экспозиционными, реставрационными и т.д.). Оформление учётной документации и фиксирование внутримузейного передвижения предметов и их выдача из стен музея также осуществляется с помощью АИС.

В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС, адаптируемые к конкретному музею - система "КАМИС", "НИКА", "АС-Музей". Для совместимости баз данных, создаваемых в различных музеях, необходимо выработать стандартные принципы описания. Общепринятой на государственном уровне классификации музейных предметов, позволяющих осуществить эффективный поиск предметов, пока не существует. Комитет по музейной документации CIDOC, созданный в рамках ИКОМ, занимается c 1970-х годов вопросами совершенствования учета и научной обработки собраний с помощью компьютерных технологий. "Минимальный набор данных, необходимых для создания "информационного ядра"", был выработан Комитетом по документации в 1996 г. и рекомендован музеям.

Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок. Посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах (или получить сведения об аналогичных из базы данных), совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и пр.

Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, который осуществляется на электронных носителях.

Электронные публикации создаются с применением технологии мультимедиа (основные характеристики - гипертекст и интерактивность, компоненты - текст, звук, видео, анимация) в статичном (CD-ROM, DVD) и динамичном (публикации в интернете) виде. Многие музеи имеют свои представительства в Интернет - веб-сайты, где можно получить информацию об экспозициях и составе фондов, о времени работы музея и новых выставках. Музейные профессионалы находят на сайтах сведения об интересующих их научных изданиях музея и конференциях. В интернет функционируют сайты, объединяющие музеи одного региона (Музеи Татарстана, Музеи Омского Прииртышья)..

Информационные технологии широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Современные информационные технологии позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации и усовершенствовать информационную деятельность музея. Благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) в музеях создаются базы данных музейных коллекций, которые постоянно пополняются. Существующие базы данных дают возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные результаты в соответствии со своими целями (научными, хранительскими, экспозиционными, реставрационными и т.д.). Оформление учётной документации и фиксирование внутримузейного передвижения предметов и их выдача из стен музея также осуществляется с помощью АИС.

В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС, адаптируемые к конкретному музею - система "КАМИС", "НИКА", "АС-Музей". Для совместимости баз данных, создаваемых в различных музеях, необходимо выработать стандартные принципы описания. Общепринятой на государственном уровне классификации музейных предметов, позволяющих осуществить эффективный поиск предметов, пока не существует. Комитет по музейной документации CIDOC, созданный в рамках ИКОМ, занимается c 1970-х годов вопросами совершенствования учета и научной обработки собраний с помощью компьютерных технологий. "Минимальный набор данных, необходимых для создания "информационного ядра"", был выработан Комитетом по документации в 1996 г. и рекомендован музеям.

Новые информационные технологии используются в музее при проектировании экспозиций и выставок. Посетитель может получить углубленную информацию о событиях, связанных с темой экспозиции, об экспонируемых предметах (или получить сведения об аналогичных из базы данных), совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и пр.

Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, который осуществляется на электронных носителях.

Электронные публикации создаются с применением технологии мультимедиа (основные характеристики - гипертекст и интерактивность, компоненты - текст, звук, видео, анимация) в статичном (CD-ROM, DVD) и динамичном (публикации в интернете) виде. Многие музеи имеют свои представительства в Интернет - веб-сайты, где можно получить информацию об экспозициях и составе фондов, о времени работы музея и новых выставках. Музейные профессионалы находят на сайтах сведения об интересующих их научных изданиях музея и конференциях. В интернет функционируют сайты, объединяющие музеи одного региона (Музеи Татарстана, Музеи Омского Прииртышья). Наиболее полно музеи России представлены и на сайтах.

С появлением СМИ и Интернета роль музея в обществе существенно трансформировалась. В наши дни основные функции распространения культуры, принадлежавших музею ранее, перешли к печати, телевидения, радио, Интернета. С другой стороны, эксперты обращают внимание на рост роли музея и музейных сетей в деле глобальной "трансляции" культурного наследия . Такую "трансляционные" функцию современные музейные учреждения мира получили с повсеместным введением музейных технологий и новым этапом развития цивилизации, который 3. Бжезинский назвал "открытое информационное общество".

Еще в начале 1980-х годов Международный совет музеев (International Council of Museums - ICOM) заявила о необходимости широкого внедрения информационных технологий в деятельность музеев. Тогда же в Совете музеев был создан специализированное подразделение - Комитет по документации (International Committee for Documentation - CIDOC). В начале XXI в. CIDOC объединяет около 800 специалистов из 65 стран мира. Ежегодно на международных конференциях CIDOC они обсуждают общие тенденции развития информационных технологий и обмениваются опытом работы. Особое внимание уделяется национальным программам в области информатизации музейной деятельности.

В последние годы по инициативе и технологической поддержки CIDOC активно распространяются международные проекты, гармонизируют и унифицируют национальные программы различных стран в области создания и использования музейных информационных ресурсов. Итак, в начале XXI в. CIDOC превращается из научно-проектной и консультативно-совещательного в транснациональную партнерскую сетевую структуру, которая выполняет координационные и консалтинговые функции в сфере глобальной музейной коммуникации.

В стратегии Четвертой рамочной программы ЕС (на 1994 - 1998), среди других планов, с целью совершенствования сферы культуры в период перехода к информационному обществу было задекларировано такое намерение: "Создать условия для гармоничного и сбалансированного развития рынка сервисных услуг, программных и телекоммуникационных составляющих, обеспечивающих доступ к европейской культурного наследия ".

По совместной инициативе комиссии европейского сообщества (European Commission"s Directorate General XIII) и программы ACTS (Advanced Communications Technologies and Services) в 1 996 -2002 pp. реализовано два масштабных проекта:

"Мультимедийный доступ к европейской культурного наследия" (Multi-media Access to Europe"s Cultural Heritage), сокращенно - "проект Mo", срок реализации 1 996 -1998 pp .;

"Мультимедиа для образования и занятости через интеграцию культурных инициатив" (Multi-media for Education and Employment Through Integrated Cultural Initiatives), сокращенно - "проект MEDICI", он был продолжением "проекта Mo" и реализовался с 1998 по 2002 pp.

В рамках реализации проекта "Мо" комиссия европейского сообщества задекларировала свои позиции в двух базовых документах: "Меморандуме взаимопонимания" и "Хартии о электронный доступ к культурному наследию Европы".

Основные положения первого документа сводятся к:

констатации идеи понимания. Меморандум взаимопонимания - это добровольное соглашение между организациями (музеями и галереями, государственными и общественными организациями, учебными и научными центрами, электронными издательствами, компаниями, которые специализируются в области телекоммуникационных и аппаратно-программных комплексов), готовыми активно выступать за достижение консенсуса по проблемам, представляющих взаимный интерес;

определение ответственности членов. Меморандум обоюдного мопорозуминня не налагает обязывающей законом ответственности за выполнение заключенных на его основе соглашений. Это лишь публичное обязательство соблюдать установленные принципов и стремиться к достижению определенного общего плана и консенсуса .

Меморандум взаимопонимания подписали 465 представителей различных институтов, в том числе 297 музеев, 47 государственных учреждений (научных и учебных), 76 коммерческих компаний и 45 неправительственных организаций. Подписывая "Меморандум", участники проекта "Мо" взяли на себя определенные обязательства:

создавать условия для сотрудничества музеев и галерей с частным сектором;

внести необходимые уточнения в законодательство в сфере права на интеллектуальную собственность и авторское право;

участвовать в расходах на создание электронных информационных ресурсов, в том числе в случаях, когда это не продиктовано прямым общественным или коммерческим интересом;

способствовать сотрудничеству и обеспечивать распространение информации в школах, университетах и общественных организациях;

поддерживать механизмы электронного маркетинга (в том числе защищать коммерческие интересы музеев и владельцев авторских прав и интеллектуальной собственности).

Обязательства изготовителей (организаций, занимающихся аппаратно-программными комплексами, операторов телекоммуникационных сетей, служб и электронных издательств):

сотрудничать в создании протоколов высокой степени совместимости, поиска данных, процедур доступа и т.д.;

разрабатывать рыночные механизмы и технологии защиты прав на интеллектуальную собственность для регулирования доступа, сбора абонентской платы и ее перераспределения среди владельцев сборников и авторских прав;

участвовать в финансировании работ по созданию электронных изображений музейных коллекций и широкого рынка подобных товаров и услуг;

способствовать тому, чтобы электронный доступ к культурному наследию Европы стал частью учебных планов школ и университетов.

Обязательства музеев и галерей:

добиваться того, чтобы через электронные сети стал возможен доступ к значительной части их собраний;

установить единый порядок создания электронных изображений и сетевого доступа к ним;

договориться о единых правилах и протоколы описания содержания, порядка сетевого доступа, выработать ценовую политику для индивидуальных пользователей, для школ и университетов на территории Европейского Союза и за его пределами;

договориться об организации различных уровней доступа к информационным ресурсам;

пропагандировать электронный доступ к информационным ресурсам музеев как дополнение к непосредственным посещений музеев и способ распространения в мире знаний и представлений о мировое культурное наследие .

Результаты, полученные в рамках проекта "Мо", стимулировали дальнейшие инициативы комиссии европейского сообщества через реализацию проекта "MEDICI" в рамках Пятой Рамочной программы ЕС (1999 -2002 pp.).

В рамках проекта реализовано (отдельные подпроекты продолжаются до сих пор) комплекс мероприятий по четырем основным направлениям:

межмузейных тематические виртуальные выставки;

культурное наследие и новые информационные технологии в образовании;

культурное наследие и новые информационные технологии в туризме;

подготовка практического руководства, содержащий конкретные рекомендации из важнейших для пользователя вопросов (правовые вопросы, стандарты, финансирование и т.д.).

По стандартам, то Международной организацией по стандартизации (International Organisation for Standartization - ISO) недавно принято музейный стандарт ISO-10918 8 для баз данных компьютерных изображений. Этот стандарт содержит унифицированные нормы минимального описания музейного предмета ("этикетка"), представленного на компьютерном изображении, и единственный формат компьютерных изображений. Индексация компьютерного изображения происходит путем присоединения стандартизированного краткого описания непосредственно внутрь файла изображения.

На основе этого стандарта уже создана единая европейская сеть компьютерных изображений "Museum On Line" (MOL), а также стандартизированный пакет сервисных программ информатизации музеев мира.

На момент написания этого учебного пособия ЕС проводит дальнейшие шаги по расширению проектов европейского сетевого сотрудничества в сфере культурного наследия музеев, образования и туризма за пределы сообщества, и прежде всего - на соседей ЕС. В начале XXI в. Европа заинтересована и готова прийти в Украину с пакетом новых информационных технологий гуманизации и демократизации нашей национальной музейного наследия как составляющей глобальной культурного наследия человечества.

Музейные учреждения Украины в условиях задекларированного государством евроинтеграционного курса не имеют права существовать и развиваться вне общеевропейского информационно-культурным пространством. Украинский музеям сейчас необходимо динамично догонять своих европейских коллег и активно включаться в реализацию совместных музейно-информационных проектов. Ведь за ними - будущее музейного дела постиндустриального общества.

Информационное общество переходит от бюрократического к информационному менеджменту, в основе которого лежат принцип управления информацией и управления с помощью информации. Управление информацией - это формирование и организация информационного пространства, управление с помощью информации - использование этого пространства как побуждение к деятельности.

С помощью новых технологий сегодня можно сформировать развитую информационно-коммуникационную структуру, которая включает в себя не только компьютеризацию и информатизацию музея, но и систему постоянно действующих коммуникативных связей и информационного обмена в рамках государства и глобальных сетевых альянсов и партнерств.

Лучшими в мире национальными эталонами такой управленческо-коммуникативной информационной системы являются национальные музейные сети (банки данных) "MONARCH" (Великобритания) и "MERIMEE" (Франция).

Государственная английский электронная база данных "MONARCH" создана в середине 1990-х годов при Королевской комиссии по историческим памятникам Англии (Royal Commission on the Historical Monuments of England, RCHME) и в 1999 p. интегрирована в структуру Службы Английской Наследия (English Heritage) . Официальный веб-сайт этой службы содержит статистическую справку, что государственная компьютерная база данных "MONARCH" насчитывает более 400 тыс. Описаний археологических мест, раскопок и архивов, архитектурных памятников, морских и других объектов. Близкой по принципам построения и функционирования, структурой и стандартами накопления информации является созданная в первой половине 1990-х годов французский государственная база данных министерства культуры Франции и департамента наследия "MERIMEE". По сравнению с ними Музейный фонд Украины, как ни прискорбно это констатировать, на вид морально устаревшим архивом закрытого типа с очень трудным для исследователя (особенно иностранца, который не имеет возможности непосредственно прибыть для ознакомления с коллекциями этого фонда) режимом ограниченного доступа.

Информационные технологии в XXI веке. пронизывают все сферы деятельности музея: от информационного менеджмента и электронной коммерции традиционной экспозиционной деятельности .

В глобальном информационном поле Интернета свою деятельность развернули маркетинговые службы всех коммерчески успешных музеев мира. Через Интернет они проводят маркетинговые исследования среди тех, кто посетил тот или иной музей, и рейтинговые опросы популярности музеев среди потенциальных посетителей. Интернет служит для проведения агрессивных или имиджевых рекламных кампаний, через интернет музее популяризируют и прививают обществу современные культурные ценности.

Новые информационные технологии обеспечивают музею ряд стратегических преимуществ. Среди них, в частности, такие:

И. Создание компьютерных систем музейного учета формирует предпосылки для того, чтобы контроль за состоянием музейных коллекций стало возможным не только со стороны органов государственного управления, но и со стороны других музеев и самого общества.

ИИИ. Информационные каналы коммуникации выступают как эффективный инструмент поиска партнеров и взаимодействия с ними в рамках совместных музейных программ и проектов. Создание корпоративных банков данных и общих порталов доступа к информационным ресурсам, электронное переписки, обмен идеями во время телеконференций, взаимное оперативное консультирование, дистанционная разработка и координация планов совместных действий - все это активизирует технологические процессы, укрепляет и расширяет палитру партнерских взаимоотношений между музеями и другими организациями сферы культуры и бизнеса.

IV. Благодаря интерактивности веб-сайта музея его сотрудники имеют возможность предоставлять целый ряд платных поисковых, информационно-консультативных и экспертных услуг многочисленным пользователям глобальной сети Интернет. Обработка и обслуживания компьютерных запросов, которые ежедневно поступают на сайты музеев, по статистике, в начале XXI в. принесут тысячам музеев Европейского Союза весомые прибыли.

IV. При наличии электронных каталогов и баз изображений музейных предметов решения многих исследовательских и популяризационных (в частности издательских) задач становится возможным и без выноса предметов из хранилища, что благоприятно сказывается на их сохранности.

V. Применение новых информационных технологий значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных (монографии, каталоги) и популярных (путеводители, энциклопедии) изданий, в т. Ч. На электронных носителях (DVD, SD-R).

VI. Распространяется практика предварительного бронирования и продажи музейных билетов, каталогов, сувениров через Интернет. Это гораздо удобнее для индивидуального, особенно корпоративного потребителя музейного продукта, это выгодно для туристических компаний, формирующих программный турпродукт или обеспечивают культурный досуг туриста-индивидуала, это гораздо проще для человека западного менталитета, привыкла к безналичным расчетам за потребленные услуги, а также это экономно, потому что музеи традиционно предоставляют небольшие скидки на билеты и товары, заказанные через Интернет.

VII. Фондовые отделы, включенные в локальную сеть музея, становятся доступными для других подразделений музея и, следовательно, активнее вовлекаются в производство конечного музейного продукта (как материального - экспозиционного, выставочного, полиграфического, - так и виртуального).

VIII. Новые информационные технологии существенно расширяют аудиторию виртуальных посетителей музея, дают возможность заявить о себе или напоминать о своем существовании, популяризируют собрание, экспозиции и имидж музея во всем мире. С их помощью пользователь может оперативно получать информацию о новых событиях и музейные акции, о экспонированы предметы и их каталоги, совершить виртуальную экскурсию по музею с помощью электронного путеводителя и тому подобное.

Здесь должны отметить для консервативно мыслящих сотрудников музея - виртуальная экскурсия не способна заменить человеку настоящую экскурсию по залам музея. Маленькие картинки на экране монитора не в состоянии заменить художественные шедевры, выставленные в залах того или иного музея, компьютерные картинки - это обычная информационно-психологическая "наживка", что впечатывается в памяти человека и порождает у него желание при случае непременно посетить в этот музей. Формируется целевая заинтересованность человека компьютерной эпохи (которую, кстати, трудно куда-то вытащить из-за наличия компьютера) музейной наследием, ей прививаются художественные и общекультурные ценности, Интернет мотивирует человека к совершению познавательных туристических путешествий, в обязательную или факультативную программу которых включено посещение учреждений культуры (музеев, анимационных скансенов, галерей, арт-студий, театров и т.д.).

Консервативно настроенные фондовые работники могут оппонировать: "Разве это не глупость и убыточная расточительность размещать в Интернете изображения музейных шедевров и коллекций, которые можно с соблюдением эксклюзивных авторских прав печатать и очень выгодно реализовать населению как полиграфическо-сувенирную продукцию? Кто же захочет покупать музейный CD или книгу-каталог, если у него есть возможность бесплатно загрузить себе информацию из Интернета? ".

Ответ на такие скептические вопросы недвусмысленная: мировой масс-медийное пространство развивается в жестких рамках определенного международным законодательством принципа охраны авторского права. Авторским правом на музейные собрания обладают сами музеи. А общедоступные бесплатные интернет-изображения музейных предметов есть всего-навсего их растиражированными копиями низкого качества. Дело в том, что изображение, помещенное в Интернет, имеет низкое качество - как бы хорошо оно ни выглядело на экране, эта картинка не годится для коммерческой полиграфии. По сути, это та же реклама: "Посмотрите, что у нас есть! Заплатите - и вы получите и цифровое изображение высокого качества, и полиграфический слайд, и право на его коммерческое тиражирование, обусловлено соответствующей юридически подготовленной соглашением между музеем и товаропроизводителем ".

В конце концов, музеи же и создавались для того, чтобы сохранить и альтруистически популяризировать среди всех слоев современников естественную и культурное наследие. Пользователи Интернета - это именно та общественность, интересы которой обязан удовлетворять музей постиндустриальной эпохи. И выгоды от виртуализации современных музеев гораздо очевиднее, чем определенные мелочные потери.

Успешные музеи мира уже давно имеют свои представительства в Интернете - интерактивные веб-сайты, где можно получить информацию о составе фондов и экспозиции, о часах работы музея и его новых выставок и тому подобное. Существует такое неписаное правило: сайт должен постоянно обновляться путем своевременного анонсирования музейных событий, размещение новых аналитических статей и исследований отдельных музейных экспонатов, а также изменения самого интерфейса или структуры сайта, добавление новых разделов, переукомплектування "вывешенных" на сайт каталогов и коллекций изображений музейных предметов. Эти обновления необходимы для того, чтобы постоянно актуализировать внимание к сайту (а следовательно, и к самому музея) потенциальных посетителей, заинтересовывать их появлением очередных новинок, блокбастеров, культурно-массовых акций (художественных тусовок и презентаций), которые просто грех упустить.

Среди консервативно настроенной части музейных работников до сих пор бытует еще один распространенный стереотип (боязнь): веб-сайт стоит размещать минимально необходимое количество информации и блеклые, низкокачественные картинки, чтобы на этом сайте заменял собой сам музей и не вредил продажи полиграфической продукции этого музея. Это очередной миф, который легко развенчивает практика деятельности информационно открытых музеев в информационном обществе.

Статистика, оперировала такими показателями, как популярность музея среди виртуальных и реальных посетителей, престижность музея, осведомленность общества о существовании и деятельности музея, коммерческая активность музея и доходность музея, убедительно доказала: в информационном обществе держатся на плаву, успешно конкурируют с другими учреждениями индустрии досуга, привлекают значительные потоки посетителей, получают стабильную прибыль и имеют имидж привлекательных и успешных коммерческих партнеров те музеи, которые максимально полно и широко распространяют информацию о себе (ведут маркетинговую стратегию глобальной виртуального присутствия через обмены баннерами, электронная рассылка пресс-релизов всем мировым масс медиа и т.д.) .

Простой пример: собираясь в туристическую поездку в Европу, рядовой американец обычно заглядывает в Интернет и просматривает американские турсайтах с общей информацией о другой стране. Эта информация построена таким образом, чтобы всячески привлечь его внимание и заманить на другие сайты, где представлена целая палитра информации, скажем, о Союз национальных музеев Франции с тысячами ярких полноцветных изображений имеющихся у них шедевров европейского искусства. Конечно, такой сайт не может не заинтересовать, поэтому у потенциального туриста уже в процессе информационной подготовки к предстоящей поездки возникает непреодолимое желание оказаться там - среди величия музейных залов с роскошными художественными полотнами, дорогим мебелью и ценными аксессуарами - непременно снять все это (и себя на этом фоне) на свое домашнее видео, чтобы потом с гордостью демонстрировать впечатление ("и я там был») от посещения Европы всем своим друзьям.

В информационном обществе массового потребления распространяется другой стереотип: если музей эффектно не представлен в Интернете, если он не способен заявить о себе и виртуально представить свои коллекции, то это какая-то консервативная, бедная организация, пыльное сонное царство, где для рядового туриста совсем нет ничего интересного. А современный потребитель соглашается тратить свое драгоценное время только на лучшее предложение.

Очень важно, что пользователи Интернета - это в основном люди молодые, то есть те, для кого выбор - пойти в музей или в бар - решается часто непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного и для кого часто бывает совсем не лишним элементарная информация о самом существовании какого-либо музея, хотя он может быть трижды знаменит, не говоря уже о выяснении его места размещения и состав его коллекции.

С другой стороны, даже для убежденных любителей музеев постоянно обновляемая информация (новости, пресс-релизы) о новинках выставочного и культурно-массовой жизни знакомого с детства музея, прочитанные в Интернете, играет определяющее мотивационное значение при выборе их планов на проведение досуга в ближайшие выходные.

Наряду с этим, в эпоху массового туризма и разнообразие досуговой предложения, современники не особо утруждают себя поисками именно того музея. Если везде о нем нет интригующей общедоступной информации, турист пойдет в другой, соседней музей, который эффектно прорекламировал себя в Интернете и туристических буклетах.

Современные музеи столкнулись с новой информационной реальностью: если громко НЕ заявить о себе и то и дело не напоминать о своем существовании, общество в условиях потребления чрезмерного объема разноплановой информации через некоторое время просто забывает о существовании в родном городе этого учреждения. А по туристов из других регионов и стран. В информационно перенасыщенном XXI в. действует бескомпромиссная формула: "Если музея нет в Интернете или на страницах туристических справочников-путеводителей - его вообще нет".

Наконец вернемся к роли информационных технологий в улучшении и иллюстрации экспозиций музея. Без привлечения компьютерных продуктов в экспозиционную деятельность значительная часть западных музеев в начале XXI в. уже не мыслит своего конкурентоспособного существования. А популярность среди посетителей научно-технических и естественно-научных музеев (скажем, широко знакомых украинскому туристу лондонского Музея науки или венского Музея техники) в настоящее время уже непосредственно лимитируется масштабами и анимационным размахом мультимедийного компоновки их экспозиционных залов.

Речь идет о специально созданные аудио-, видео- и мультимедийные продукты, выступают равноправными участниками експозициювання наряду с традиционными музейными предметами. Примеров успешности внедрения таких продуктов в экспозиционную практику музеев более чем достаточно. Скажем, полностью мультимедиезованим и светло-илюминацийноанимизованим является известный европейский Музей бриллиантов Сваровски вблизи г.. Инсбрука (Австрия). Его посетитель, переступив порог, полностью погружается в феерический иллюминационное-виртуальный мир, где каждый твой шаг пол реагирует "взрывом" фантасмагорического мерцание, где иллюминация раскрашивает во все цвета радуги стеклянные стены, доверху заполненные бриллиантами, где эффект созерцания самого большого в мире искусственно созданного бриллианта анимационно усиливается неожиданной для посетителя игрой света и теней, где можно попасть в зал, как внутрь огромного бриллианта, медленно движется вокруг тебя и создает неповторимые ощущения эффектом преломления света, где существуют залы релакса с мягкими широкими диванами, на которые можно разлечься и в сумерках под классическую музыку созерцать искусственно созданную из бриллиантов копию звездного неба с известными и удаленными созвездиями и галактическими скоплениями и тому подобное.

Подобная практика распространена в экспозициях музеев, знакомящие посетителей с происхождением Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля и основными Тектоника-геологическими этапами ее развития, с обледенением и периодами вулканической активности, с зарождением и эволюции жизни на нашей планете. В этой группе музеев современные средства отображения информации оказываются гораздо интереснее и зрелищными, а главное более настоящими, реальными, чем что-либо другое (макеты, схемы и т.) Поэтому уже не вещественные памятники, а именно мультимедийные продукты принимают на себя функцию познавательного фокуса музейной экспозиции, превращаются в самые популярные полноправные музейные экспонаты.

Однако и в музеях других профилей (художественных, исторических, этнологических и др.) Практика экспозиционного синтеза компьютерного мультимедиа и речевых экспонатов в XXI в. является скорее нормой, чем инновацией. Примерами служат, скажем, экспозиционное сочетание одежды шамана с трансляцией видеозаписи его ритуального танца (Музей этнологии, г.. Лейден) чучела животных с трансляцией видеозаписи его поведения и жизнедеятельности в естественной среде (Музей "Натуралис", г.. Лейден) раритетного музыкального инструмента и стереовещания его звучание (Музей музыки, Стокгольм, Дом музыки, Вена) и др.

Современные компьютерные информационные технологии уже около 20 лет внедряются в музейную деятельность. Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Технический прогресс и современные технологии обработки изображений позволили многим музеям формировать базы данных изображений. Компьютерные технологии произвели информационную революцию в музейной области. Всем известно, что в среднем музеи экспонируют не более 5% коллекций. Остальные ценности хранятся в фондах. Благодаря компьютерным информационным системам, этот информационный материал становится доступным для изучения специалистами.

Компьютерные технологии интенсивно внедряются в различные другие направления музейной деятельности: это и реставрационные процессы, и подготовка макетов музейных экспозиций и выставок, образовательные программы для детей. Компьютерные системы успешно используются для обслуживания посетителей. При помощи этих систем любой желающий может забронировать билеты на посещение музеев, выставочных залов или концертов. Несомненно, что интенсивное развитие мировой информационной системы ИНТЕРНЕТ, заставляет и музеи воспользоваться ее уникальными возможностями.

Если в целом взять сферу культуры, то веб-ресурсы, созданные в области (однако далеко не каждый ресурс - это полноценный сайт с профессиональным дизайном и проработанным веб-сценарием), находятся в зарождающемся состоянии. Имеются фотовыставки, информация о современных художниках и об организациях культуры, что касается собственно информации об историко-культурном наследии, то она ничтожна по сравнению с тем, что есть реально.

До сих пор задача современного информационного обеспечения деятельности в сфере культуры зачастую понимается как оснащение культурных учреждений современным оборудованием и обучение персонала навыкам работы с ним. Однако очевидно, что использование новых информационных технологий предполагает не просто количественное, но и качественное изменение в профессиональной деятельности работников сферы культуры, а работа с информацией поднимается на иной, принципиально новый уровень.

Инновации современного музея

Современный музей насыщен средствами отображения информации. Число персональных компьютеров может превосходить количество музейных сотрудников, ибо значительная часть техники предназначена для посетителей. Уже 20 лет компьютеры используются как вспомогательные средства:

· Облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС);

· Поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации);

· Зачастую непосредственно предъявляющие хранимый музеем материал (например, показ кинофрагментов в Музее кино) и т.п.

Музейные web-сайты и CD-ROMы заняли свое место наравне с традиционными изданиями на бумажном носителе.

В последние годы в музейной практике сформировался принципиально новый подход к использованию современных средств отображения информации.

Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когда программа является составной частью представленного объекта. Например, в Музее этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал выставку политической карикатуры, где рядом с карикатурными рисунками были выставлены мониторы, демонстрирующие телеинтервью изображенных персонажей. Это значительно увеличивало эффект воздействия графических листов. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с более радикальным подходом. Типичным становится прием, когда в экспозиции выставлено произведение современного искусства, а на стоящем рядом мониторе автор демонстрирует свое творение и произносит по его поводу некоторый текст.

Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:

· Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)

· Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва)

· Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)

· Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто)

· Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей "Натуралис", Лейден)

· Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)

Наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции. Все это может быть показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае куда более зрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное. Подобная практика использования мультимедиа широко распространена в естественнонаучных и технических музеях, но встречается также в музеях художественного и исторического профиля.

В 2005г в Анадыре открылся музей «Наследие Чукотки». По утверждению прессы, это самый высокотехнологичный музей России. Сегодня здесь представлена экспозиция «Точка отсчета». Это экспериментальная работа - исследование «краевых и пограничных» эффектов в природе, экономике и культуре Чукотки, выполненное средствами медиа-искусства. Все экспонаты представляют собой экранные изображения (документальные и художественные кино-, видео- и фотоматериалы, произведения компьютерной графики, анимации, web-дизайна). Экспозиция управляется посредством трех информационных сенсорных киосков. Содержимое электронных витрин (их образуют сдвоенные плазменные панели) непрерывно трансформируется. Программа построена таким образом, что может работать как в автономном режиме, так и подчиняясь запросам посетителя.

(выступление на 2-ой открытой научно-практической конференции «Поисково-исследовательская работа в музее образовательного учреждения»)

Кириллова Наталья Александровна, методист ГЦИ «Эгида»

Всё, что изучается в школе - это культурный опыт прошлого. Снижение интереса школьников к изучению истории страны, родного края, равнодушное отношение к прошлому города, района, окружающих людей обусловлены объективными изменениями политической жизни страны, сменой ценностных ориентиров общества, структуры и содержания информационного пространства и культурной среды.

Музейная педагогика является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем.

Основной методической задачей школы является формирование ключевых компетенций выпускника, то есть способности решать проблемы в различных сферах общественной и интеллектуальной деятельности. Современная школа должна:

§ формировать навыки деятельности в гражданско-общественной сфере;

§ формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

§ формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом на основе использования ИКТ;

§ формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности;

§ формировать навыки коммуникации;

§ развивать умение формулироватьзадачу и кооперативно ее решать.

Музей в современной школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

Такие принципы работы школьного музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники очень хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, зачастую лучше педагога разбираются в программном обеспечении, терминологии, средствах виртуальной коммуникации. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика, в основе которой лежит теле-видеоряд. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте.

Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий

1.Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

2.Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование электронных каталогов. При их создании описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации.

3.Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, преобразование существующей или формирование специальной музейной среды. Применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ в музее создают новыевозможности в работе с посетителями.

4. Применение офисной и компьютерной техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий. Включение школьного музея в единую локальную сеть образовательного учреждения предполагает перенос накопленной информации и материалов в интранет и Интернет на веб-сайте школы или представление в сети собственного музейного сайта.

Сайты, на которых представлены базы данных музейных предметов с возможностью построения к ним различных запросов очень динамичны, максимально задействуют такое мощное средство, как интерактивность, стимулируют рост информационных ресурсов музея.

1.Организация проектной деятельности с использованием Интернет технологий (сбор материалов в сети, поиск возможных «сетевых» партнеров школы – библиотек, музеев, фондов, дистанционных обучающих центров; электронная переписка с экспертами и различными учреждениями для консультаций; проведение совместных проектов со школьниками других городов, с музеями аналогичного профиля, в том числе и зарубежными).Интернет - мощный источник информационных ресурсов, который, в том числе, открывает нам доступ к электронным библиотекам и электронным версиям периодических изданий. Умение находить, критически осмысливать и продуктивно использовать информацию Интернет поможет ученику в дальнейшем уверенно чувствовать себя в иных современных информационных потоках. Взаимодействие в Интернет-проектах, работа над созданием коллективных Интернет-приложений помогают социализации личности, развивают у учеников способность к планированию и организации совместной деятельности.

Следует отметить, что немногие образовательные учреждения на сегодняшний день имеют регулярно обновляемый и содержательно прогрессирующий сайт. Возможны различные формы представления музея школы в сети:

1.Упоминание о наличии музея в школе на сайте образовательного учреждения. Такая ссылка поможет найти партнеров, привлечь внимание учеников к работе музея.

2.Представление тематики, форм работы, организационная информация на отдельной страничке сайта образовательного учреждения. Методические материалы помогут коллегам-руководителям школьных музеев, а красочный отчет о прошедших мероприятиях создаст привлекательный имидж для музея и образовательного учреждения в целом.

3.Представление фондов музея в таком объеме, чтобы электронные материалы музея можно было использовать в учебной или воспитательной работе. Публикация на сайте воспоминаний очевидцев событий, уникальных текстовых, фотодокументов, аудио- и видеозаписей позволит с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие хранимых в экспозиции и в запасниках музея материалов, предоставить доступ к ресурсам музея удаленным пользователям. Возможные разделы сайта школьного музея:

§ Общие сведения, информация о возможности посещения

§ История музея

§ Описание фондов

§ Музейные экспонаты

§ Экспозиция

§ Афиша

§ Музейные проекты

§ Издания музея

§ Гостевая

§ Спонсоры, друзья и партнеры

1. Участие в телекоммуникационных проектах. Например, на сайте электронного журнала «Вопросы Интернет-образования» реализуется проект «Школьные музеи в Интернете ». Проект организован как своеобразный виртуальный музей, экспонатами которого должны стать школьные музеи.

Создание единого электронного фонда материалов школьных музеев Новосибирска и области может стать решением проблемы наполнения ресурсной базы информационного образовательного пространства города.

В Новосибирске формируются условия для создания единой информационно-образовательной среды. В рамках реализации программы «Информатизация муниципальной системы образования на 2004 – 2007 гг.»:

§ была продолжена поставка компьютерной техники в образовательные учреждения города. В течение 2004 года приобретено 620 - единиц компьютерной техники. В 2005 году в Новосибирскена 1 компьютер приходилось 33 учеников (для сравнения: в 2003 г.- 49; по России - 80);

§ расширяется сеть школьных медиатек, продолжается оснащение образовательных учреждений электронными средствами обучения;

§ в рамках реализации проекта «Подключение школ города Новосибирска к сети Интернет» через оптоволоконные каналы связи сегодня объединены 42 образовательных учреждений (в перспективе планируется подключение всех образовательных учреждений);

§ создана городская экспериментальная площадка, объединяющая 15 образовательных учреждений и ГЦИ «Эгида», для эффективного применения информационных и коммуникационных технологий в учебной и внеурочной работе с учащимися, оказания консультационной, методической и технической поддержки образовательных учреждений всех видов и типов.

Основной целью создания Городского центра информатизации «Эгида» является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Одним из направлений работы для реализации поставленной цели можетбыть помощь образовательным учреждениям в изменении форм работы школьного музея в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

1.Обучение педагогов-руководителей музеев основам работы на ПК, основам издательской, проектной деятельности и сайтостроения.

2.Оказание консультативной помощи в использовании информационных технологий.

3.Публикация страниц школьных музеев на Новосибирском информационно-образовательном сервере www.NIOS.ru . Представление фондов музеев поможет сформировать каталог ресурсов школьных музеев Новосибирска.

4.Проведение конкурсов краеведческой тематики. В 2005-2006 учебном году в рамках конкурса «Мой Новосибирск» создана номинация «Сайт школьного музея».

Приоритет личностного развития ребенка является объективной причиной перехода к новому качеству образования и воспитания, к новым механизмам воздействия на человека. Информационные технологии позволят привлечь учеников в музей, вызвать интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, помогут воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.



Вверх