Кто такой ростовщик? Значение слова "ростовщик". Образ ростовщика в повести портрет гоголя и го характеристика сочинение Описание ростовщика

краткое содержание других презентаций

«Произведения Н.Гоголя» - Мёртвые души. Манилов. История замысла поэмы. Авторские характеристики персонажей. Яновский Василий Афанасьевич. Автор в поэме. Издания поэмы. Средства сатирической типизации. Композиционная особенность. Художественное своеобразие поэмы. Жанровое своеобразие. Художественное своеобразие повести. Галерея образов помещиков. Имя чиновника. Губернский город. Характерные черты чиновничества. Акакий Акакиевич Башмачкин.

«Маленький человек в повести «Шинель»» - Портрет героя. Литота. Лексическая работа. Достоевский. Работа с текстом. Титулярный советник. Отношение людей к герою. Отношение героя к насмешкам. Грустная ирония. Изученные произведения. Лексический повтор. Гоголь. Таблица в тетради. Составить обобщающую таблицу. Речь героя. Изъясняется предлогами. Тема «маленького человека». Просмотрите составленную таблицу. Социальное положение. Поступки героя.

«Повесть «Портрет»» - Талант. Явление Христа народу. Отец художника. Художник Чартков. Ростовщики. Этимология слова «искусство». Товарищ Чарткова. Советы отца художника. Аукцион. Связь советов. Неудачная попытка. Портрет. Описание внешности ростовщика. Кабала. Проблема истинного искусства. Роль в обществе. Герард Доу. Гиперссылка. Проблема выбора. Материал к уроку. Проценты. Деньги. Словарная статья.

«Произведения Николая Гоголя» - «Поэмой о любви к Родине» В.Г. Белинский назвал произведение. Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления. Творчество Н.В Гоголя. В 1852 году закончил работу над II томом поэмы. Истинное стремление Хлестакова. Тест. Сборник повестей. Персонаж, который подарил Чичикову мертвые души. «Майская ночь, или Утопленница». Сборник повестей «Миргород» «Тарас Бульба». Гоголь. Поэма «Мертвые души».

«Повесть Гоголя «Нос»» - Нелепые объявления. Маска. Выражение. Заблуждение. Брадобрей. Исследуем текст. Вопрос. Обратимся к сюжету повести. Композиция. Детали. Нетерпение читателя. Нос. Задания. Срывание всех и всяческих масок.

«Игра «Ночь перед Рождеством»» - Небольшого роста женщина. Немец. Детские и юношеские впечатления. Инсценирование фрагмента повести. Вторая половина. 200 лет со дня рождения. Вакула. Узнай героя повести по портрету. Повести. Галушки. Ночь перед Рождеством. Простой народ. Вечера на хуторе близ Диканьки. Ведьма. О чём рассказывают повести. Солоха прячет гостей. Узнай эпизод повести. Высказывание. Украинские словечки. Повышение интереса учащихся.

Портрет - одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.

Одним из таких героев является ростовщик, чей портрет лежит в основе сюжета этой повести, но его тайна в большей степени остаётся загадкой, и лишь во второй части произведения Н. В. Гоголь описывает нам историю возникновения этого портрета, который является необычайно живым.

Ростовщик – загадочный, уже довольно немолодой мужчина. О его происхождении известно очень мало, никто даже не знает откуда он родом и какое его имя. Он высокого роста, крепкий и смуглый: похож на грека или на индуса. Весь его образ овеян некой аурой, покрыт оболочкой, которая мешает добраться до его сущности. На том самом портрете, где художник-самоучка изобразил ростовщика, тот одет в азиатскую одежду, а его глаза вызывали не только восхищение, но и дрожь по всему телу. Ростовщик не имел ни жены, ни детей. Он жил только с одной служанкой в маленьком доме в Коломне, где в то время жили либо отставные генералы, либо их родственники, либо простые крестьяне. Но он не относился ни к одному из этих типов людей: во-первых, он был необычайно богат, а во-вторых он не имел родственников в Коломне.

Про ростовщика ходили легенды: все люди, которые брали у него деньги взаймы в скором времени умирали либо обезумевали. Например, один государственный служащий навлек на себя гнев самой Императрицы. Если верить слухам, то ростовщик давал деньги под немыслимые проценты, которые мог умело завуалировать буквально в двух условиях, которые с виду кажутся совершенно приемлемыми.

Ростовщик хотел увековечить себя, свою душу и свои несметные богатства, попросив местного художника нарисовать его портрет. Как вам уже известно, художник изобразил на портрете глаза, которые вселяли ужас и вгоняли в ступор почти всех людей, которые смотрели на этот портрет.

Загадочная история, не полностью раскрытый образ и события, происходящие в книге делают ростовщика главным героем произведения и одним из самых загадочных персонажей, созданных Николаем Васильевичем Гоголем.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Повесть о настоящем человеке (Полевого)

    В 1946 году в свет выходит повесть советского автора Бориса Николаевича Полевого «Повесть о настоящем человеке». Она рассказывает потрясающую историю лётчика, который во время Великой Отечественной войны

  • Отзыв о произведении Барышня крестьянка Пушкина для читательского дневника

    Повесть А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка» последнее произведение из цикла «Повести Белкина». Всего в этом цикле пять произведений, каждое из которых по своему прекрасно, но идет в разрез с моралью того времени

  • Сочинение по картине Крымова Зимний вечер 6 класс описание

    Тишина. Едва уловимый скрип снега. Все бело. Где-то вдалеке бегут лошади, везут стога сена. Когда я смотрю на картину, мне хочется забросить все свои дела, сесть на скамью, закрыть глаза и подумать о чем-нибудь приятном.

  • Сравнительная характеристика Ларры и Данко в рассказе Старуха Изергиль сочинение

    Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» содержит две легенды, которые рассказывают о двух молодых людях. Первая легенда повествует о человеке-орле по имени Ларра, а вторая знакомит читателя с персонажем, которого зовут Данко

  • Характеристика и образ Гурова в рассказе Дама с собачкой Чехова сочинение

    Гуров представляет собой образ человека, который несчастлив и в чем-то делает несчастливыми других. В первую очередь речь идет об его семье, которая, вероятно, далека от счастья как минимум по причине отсутствия взаимной любви

1. Ответьте письменно на вопрос: «Чем странен ростовщик, с которого писался портрет? » (по повести «Портрет» Н. В. Гоголя) .

2. Ответьте письменно на вопрос: «Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком? » (по повести «Портрет» Н. В. Гоголя) .

3. Ответьте письменно на вопрос: «Что означает название пьесы «Гроза»? » (по пьесе «Гроза» Н. А. Островского) .

4. Ответьте письменно на вопрос: «Почему среди «хозяев жизни» оказались Феклуша и Кудряш? (по пьесе «Гроза» Н. А. Островского) .

5. Ответьте письменно на вопрос: «Что символизирует смерть Катерины? » (по пьесе «Гроза» Н. А. Островского) .

6. Ответьте письменно на вопрос: «Как повлияла Обломовка на Илью Ильича Обломова? » (по роману «Обломов» И. А. Гончарова) .

7. Составьте сравнительную характеристику Ильи Обломова и Андрея Штольца (по роману «Обломов» И. А. Гончарова) .

8. Ответьте письменно на вопрос: «Почему Илья Ильич Обломов выбирает Агафью Матвеевну Пшеницыну, а не Ольгу Сергеевну Ильинскую? » (по роману «Обломов» И. А. Гончарова) .

9. Ответьте письменно на вопрос: «О чем спорят Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов? В чем каждый из них прав и не прав? » (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева) .

10. Ответьте письменно на вопрос: «Кем были родители Базарова, и каковы их взаимоотношения с сыном? » (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева) .

11. Ответьте письменно на вопрос: «Каков смысл дуэли между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым? Чем дуэль закончилась? » (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева) .

12. Ответьте письменно на вопрос: «Ситников и Кукшина – лжепоследователи Базарова. Почему? » (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева) .

13. Ответьте письменно на вопрос: «Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, то есть изменяет своим принципам? » (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева) .

14. Ответьте письменно на вопрос: « Какие основные формы развёртывания сюжета включает в себя композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо…»? » (по поэме «Кому на Руси жить хорошо…» Н. А. Некрасова) .

15. Ответьте письменно на вопрос: «Счастлива ли Корчагина Матрёна Тимофеевна? Почему? » (по поэме «Кому на Руси жить хорошо…» Н. А. Некрасова) .

16. Ответьте письменно на вопрос: «Каким способом проверял Раскольников свою «теорию сильной личности»? » (по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского) .

17. Ответьте письменно на вопрос: «Почему Соня и Дуня являются двойниками в романе? (по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достостоевского) .

18. Ответьте письменно на вопрос: «Почему каторжане любят Соню и ненавидят Раскольникова? » (по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского?)

19. Ответьте письменно на вопрос: «Свои ли люди Андрей Болконский и Пьер Безухов в салоне Анны Павловны Шерер? » (по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого) .

20. Ответьте письменно на вопрос: «В чем смысл Шенграбенского и Аустерлицкого сражений? » (по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого) .

21. Ответьте письменно на вопрос: «В чем заключается истинный и ложный патриотизм, по мнению Л. Н. Толстого? » (по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого) .

22. Ответьте письменно на вопрос: «Почему после войны 1805 года князь Андрей Болконский решает уйти со службы? » (по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого) .

23. Ответьте письменно на вопрос: «Почему мучается Пьер Безухов после разрыва с Элен Курагиной? » (по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого) .

24. Ответьте письменно на вопрос: «Есть ли сердце у Элен Курагиной? » (по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого) .

25. Ответьте письменно на вопрос: «Есть ли будущее у Анны и Вари? » (по пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова) .

26. Ответьте письменно на вопрос: «Как Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча? » (по рассказу «Ионыч» А. П. Чехова) .

27. Ответьте письменно на вопрос: «Почему Надежда и Николай Алексеевич не могли быть вместе? » (по рассказу «Тёмные аллеи» И. А. Бунина) .

28. Ответьте письменно на вопрос: «Какие признаки романтизма проявляются в повести «Олеся»? (по повести «Олеся» А. И. Куприна) .

29. Ответьте письменно на вопрос: «Почему Иван Тимофеевич и Олеся не могут быть вместе? » (по повести «Олеся» А. И. Куприна) .

Клод де Сомез Не за состояние взимается процент, а за пользование состоянием. Пользование же не есть нечто ничтожное и ни за что достающееся; таковое имело бы смысл, только если бы я дал кому-нибудь деньги с условием, что тот их бросит в реку или потеряет иным способом без всякой себе выгоды «О ростовщичестве»

Французский ученый кальвинистского исповедания, с 1631 года до своей смерти в 1653 году жил в основном в Нидерландах, где преподавал в Лейденском университете. Был известен сочинениями по классической филологии и античной культуре, изданиями рукописей важных сочинений античных авторов и комментариями к ним. Однако за пределами гуманистической среды особенно популярной оказалась серия его трактатов, посвященных долговому проценту, займам и ростовщичеству.

Деньги, увы, нужны всем - и папам, и королям, и епископам, и императорам, и купцам, и поденщикам; разве что по той причине, что земное богатство почиталось предметом не слишком нравоучительным, художники какого-нибудь XIV века не писали в дополнение к «пляскам смерти» еще и «плясок золота». Ладно уж, можно не собирать себе сокровищ на земле, но все равно попробуй убеги от внезапно возникшей нужды в наличности, если нужно справиться с последствиями внезапного неурожая, заплатить лекарю, достроить собор или снарядить войско - а в сундуке пусто.

Ссуды, конечно, были и в Средние века, как были и всевозможные ростовщики - от старух-процентщиц и стариков-процентщиков до воротил, от которых подчас зависела судьба целых королевств. Проблема только в том, что взимание ссудного процента - пресловутое лихоимство - в формальном смысле строго-настрого запрещалось законами и церковными, и гражданскими.

Ибо, во-первых, сказано: «Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Вт. 23:19). Во-вторых, и Новый Завет, помимо общего скептического отношения к богатству ради богатства, настойчиво говорит: «Всякому, просящему у тебя, дай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6:30) - что уж говорить о том, чтобы требовать еще и проценты. Церковные соборы Востока и Запада, начиная с I Никейского, прямо запрещали ростовщичество сначала духовенству, а потом и мирянам (впрочем, справедливости ради надо сказать, что взимание менее 1% в месяц при этом ростовщичеством не считалось).

Позднеантичные отцы церкви громили промысел ростовщиков не просто на основании одной только библейской буквы: они видели в нем социальное зло. Вот, допустим, Иоанн Златоуст: «Ростовщик обогащается на счет чужих бедствий, несчастье другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже». Если же занимающий притом не то чтобы бедствует, то, значит, он просто живет не по средствам и тратится на суетные вещи - так что и он, и заимодавец оказываются на самом деле побеждены одной и той же страстью алчности.

Интереснее, впрочем, другое: отстаивая ту глобальную мысль, что христианская этика есть не искусственный моральный конструкт, а только высшее воплощение естественных законов мироздания, богословы, вслед за Аристотелем, решительно утверждали, что ссудный процент - грех против природы. Деньги, говорил Стагирит, существуют ради торговли, исключительно как средство обмена, а в руках ростовщика они противоестественным образом превращаются в предмет собственности, которая существует ради себя самой. Деньги мертвы, а значит, от денег не могут рождаться деньги же, подобно тому, как умножается скот или зерно. В том же духе упрекает лихоимца и Василий Великий: «Земледелец, получив колос, не ищет опять под корнем семени; а ты и плоды берешь, и не прощаешь того, с чего получаешь рост. Ты без земли сеешь; не сеяв, жнешь».

Ростовщик - тот, кто богатеет, не делая ничего, а ведь заповедано в поте лица есть хлеб свой. Наконец, как рассчитывается процент? По сроку, истекшему до возвращения займа. Значит, процент - это плата за время; но время принадлежит всем в равной мере, и торговать им - сугубая несправедливость.

Грациан Болонский, величайший юрист XII века, в своем «Согласии канонов» подытожил многовековой канонический запрет на ростовщичество; Фома Аквинский в трактате «О ростовщичестве» свел все запреты богословские и естественно-правовые. Папы и соборы XII–XIII веков высказывались не менее определенно: взимание процентов - нетерпимое зло, которое должны искоренять светские власти; ростовщики - люди вне закона, которые недостойны погребения в освященной земле.

Анафемы анафемами, но ростовщики не исчезали: они были нужны - и чем дальше, тем сильнее. Часто указывают, что это ремесло естественным образом должно было переходить в руки евреев - на них-то соборные проклятия не распространялись, да и Пятикнижие гласило: «Иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими». Но все же никаким евреям (которых, вдобавок, к XV веку изгнали из половины европейских стран) не снились те суммы, которыми оперировали, начиная с XIII века, добрые христиане - прежде всего купцы и менялы сначала Северной, а потом и Центральной Италии.

И как только им не приходилось изворачиваться, чтобы не лишиться своих доходов. Они ссылались на некоторые богословские авторитеты, считавшие, что умеренный процент все-таки возможен и даже не противоречит естественным законам, регулирующим человеческое богатство, коль скоро он - плата за упущенную выгоду, которую заимодавец гипотетически мог бы извлечь, располагай он теми деньгами, которые он дал в рост. Они придумывали секретные соглашения и увертки - например, могла оговариваться некая плата за просроченное возвращение ссуды, которую в указанный срок никто и не собирался возвращать. Но секреты были довольно условны; на ростовщиков показывали пальцем, их торжественно осуждали в проповедях, их изображали в адском пекле в сценах Страшного суда. Как рассуждало одно благочестивое сочинение, они же крадут время, а время - это дни и ночи; день - это свет, ночь - это покой, и, значит, по смерти они не заслужили ни вечного света, ни вечного покоя. Оставалось только раздавать милостыню и жертвовать храмам в надежде на хотя бы конечные муки чистилища.

Странное в юридическом смысле положение средневековых банкиров оборачивалось еще и тем, что права людей, давших деньги им на хранение, охранялись, в то время как недобросовестный заемщик мог запросто пустить их по миру. Ну не всякий, пожалуй, заемщик, но монарх - запросто. Вспомним, что Столетняя война самым буквальным образом разорила несколько великих банкирских домов Италии: Эдуард III взял у них огромные суммы, а возвращать не стал - и жаловаться было решительно некому.

Даже Лютер, при его не слишком благожелательном отношении к вековой системе католического церковного права, и то поначалу не жалел брани в адрес лихоимцев. Позднее, правда, сменил гнев на милость. Кальвин - тот изначально занял по отношению к треклятому ссудному проценту более благожелательную позицию. Ну а потом все начало меняться на глазах.

В самых разных протестантских краях богословы, правоведы и философы один за другим стали высказываться в том смысле, что запрет взимания процентов необходимо отменить как бессмысленную меру. Хотя бы с теми аргументами, что, скажем, у Фрэнсиса Бэкона: раз уж людям приходится брать и давать взаймы, и люди эти, увы, уж до того жестокосердны, что не желают давать безвозмездно, «то не остается ничего иного, как только разрешить взимание процентов». И наконец, уже в 1630–1640-х годах кальвинист Клод де Сомез, известный под латинизированным именем Клавдий Сальмазий, отвлекшись от штудирования авторов классической античности, выпустит целую серию трактатов на все ту же насущную тему, окончательно похоронивших саму идею неестественности, недозволенности и неэтичности ссудного процента.

С легкостью отбросив чисто канонические запреты как «предание человеческое» и изящно продемонстрировав, что запреты Писания - на самом деле вовсе не запреты, Сальмазий в не лишенной остроумия манере развеивает и аргументы от естественного закона. Деньги бесплодны, говорите? Но бесплоден и лежачий больной, а все же врачу он служит источником честного дохода. «Одно бесплоднее больного: это мертвец. Но и он, однако же, не бесплоден для гробовщиков…» И далее: «Отчего натура здания, которое я, сторговавшись, сдам в наем, более плодоносна, чем натура монет, которые я ссужу в рост?» Бесплодные деньги - это те, что лежат праздно и не приносят никакой прибыли; сами по себе они - тоже в своем роде товар, за пользование которым их владелец так же вправе назначать цену, как булочник за свои хлебы. Сальмазий написал эти слова в стремительно богатевшей Голландии, где ростовщиков и так никто уже не почитал за зачумленных. Но одно дело старые добрые ростовщики, а другое дело банковские капиталы новейшего калибра, актуальная экономическая теория и общемировой финансовый рынок - все это, по сути, только после трактатов Сальмазия и начало формироваться по-настоящему.



Вверх