Краткий анализ рассказа в дурном обществе. Открытый урок по В. Короленко "В дурном обществе".Анализ главы "Кукла" методическая разработка по литературе (5 класс) на тему. Тема урока: Анализ эпизода из повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Чтение - это не всегда развлечение. Книга порой огорчает, заставляет задуматься, изменить свои взгляды на жизнь. А потому выбор художественной литературы играет немалую роль в становлении личности подростка. Крайне важно привить ребенку умение сострадать, сопереживать окружающим. Этой чрезвычайно важной теме посвятил Владимир Короленко «В дурном обществе». Сочинение по этой повести позволит раскрыть истинное значение таких слов, как сострадание и милосердие.

Об авторе

Прежде чем приступить к анализу произведения, стоит несколько слов сказать о писателе Владимире Короленко. Родился он в середине XIX века, и так как довольно рано потерял отца, испытал на собственном опыте нужду и тяжелые лишения. Сложное детство сформировало особое мировоззрение. Короленко с болью реагировал на несправедливость, которой в этом мире чудовищно много. Свои переживания он отобразил в художественных произведениях, большая часть которых посвящена детям. Одно из них назвал Короленко «В дурном обществе». Сочинение это, однако, имеет и другое название - «Дети подземелья».

Дети отверженных

Эта повесть посвящена неприкаянной жизни бедняков. Социальное неравенство - проблема, которую рассматривали великие писатели и мыслители. Эта тема довольно сложная и неоднозначная. Но от неравноправия, которое установили взрослые, страдают безвинные дети. Так было, есть и, возможно, будет еще много столетий. Смягчить жестокость может лишь сострадание - чувство, которому посвятил Короленко «В дурном обществе». Сочинение на эту темы следует начать с определения этой важной морально-нравственной категории.

Что такое сострадание?

Какова идея произведения Короленко «В дурном обществе»? Сочинение по повести о детях подземелья можно начать с толкования многозначного слова «сострадание». Как уже было сказано, тему эту рассматривали классики русской и зарубежной литературы. Стоит вспомнить слова Австрийский писатель полагал, что существует два рода сострадания. Одно - сентиментальное и малодушное чувство. Другое - истинное. Первое есть не что иное, как желание оградить себя от вида чужого несчастья. Второе побуждает к действию. Человек, который умеет сострадать по-настоящему, способен сделать все, что в человеческих силах, и даже свыше их.

Герой повести Короленко «В дурном обществе», несмотря на весьма юный возраст, проявляет чистые самоотверженные чувства. Вася умеет сострадать по-настоящему. Необыкновенно зрелые и благородные поступки совершает мальчик из сентиментальной повести Короленко «В дурном обществе».

Сочинение «Маруся и Соня - два детства»

В повести присутствуют две маленькие героини. Они никогда не встречаются. Что есть у них общего? Возраст и отсутствие матери. Сравнение этих двух девочек играет важную роль в общем анализе этого произведения.

Первая - Соня, сестра Васи. Она живет в благоустроенном доме, у нее есть заботливая няня и любящий отец. Вторая - Маруся - девочка, обитающая в холодном неуютном подземелье. Она также не обделена отцовской любовью. К тому же у нее есть брат, который готов пойти на все (а чаще Валек идет на воровство), дабы прокормить сестру. Но к семье Маруси с презрением относятся горожане. Ей подобная жизни тех, кому суждено быть изгоями не только в благопристойном обществе, но даже среди таких же нищих, какими являются и они сами. Однако участь эта минует девочку, поскольку она очень рано уходит из жизни.

Судьба Сони совсем иная. Ее отец - уважаемый человек в городе. А потому и к самой Соне окружающие относятся с теплой симпатией. На примере двух этих образов юные читатели должны постичь важную нравственную идею. Она заключается в том, что различные социальные предрассудки, присутствующие в любом обществе, порождают жестокость. И особенно страшно, когда страдают от нее дети.

О дружбе

После прочтения повести Короленко «В дурном обществе» сочинение «Мой друг Вася» является стандартным творческим заданием. Дети пишут о том, какой они видят настоящую дружбу, и приводят в качестве примера доброго мальчика Васю. Но в образе этого маленького героя важны не так его теплые чувства к Вальку и Марусе, как его стремление помочь и поддержать представителей отверженных слоев общества. Ведь еще до знакомства с детьми из подземелья Васю «хозяин» заброшенного замка благосклонно приглашает в гости, но тот отказывается. Его более тянет к тем, кого отвергли, к тем, чье существование вызывает жалость и сострадание. В этом, пожалуй, заключается главная идея повести Короленко «В дурном обществе». Сочинение про Васю очень часто пишут дети после прочтения произведения.

Сочинение про Васю

Но если уж посвящать творческое задание такой высокой теме, как дружба, необходимо изложить сперва содержание той главы, в которой изображено знаменательное знакомство.

Вася - сын городского судьи - вместе с соседскими мальчишками решил однажды совершить небольшую экскурсию. Целью путешествия была заброшенная часовня. Все остальные объекты в городе были уже давно и не раз обследованы. И лишь она одна оставалась неизведанным сооружением. Это старое мрачное строение вызывало ужас даже больше, чем любопытство. Но каково было удивление Васи, когда оказалось, что в этом наполовину разрушенном здании кто-то обитает! Мальчик был единственным, кто об этом узнал. Своим приятелям он ничего не сказал.

Валек и Маруся

В часовне жили дети Тыбурция - предводителя низших слоев городского населения. Вася почти сразу подружился с Вальком и Марусей. Он помогал этим детям, делал все, что в его силах. А больше всего брат с сестрой нуждались в самом необходимом для человеческого существования - еде. Позже Вася понял, что Валек промышляет воровством, и хотя это открытие было чрезвычайно неприятным для сына судьи, он старался отнестись с пониманием к образу жизни своего нового друга. А уж после того, как мальчик понял, что воровство для этих людей является единственным способом выжить, он и вовсе осознал, что не вправе осуждать их. Такими изображены отношения детей из разных социальных миров в произведении Короленко «В дурном обществе».

Сочинение «Мой любимый герой»

Одной из самых трогательных и печальных глав в этой повести является та, в которой речь идет о последних днях жизни Маруси. Пожалуй, события, которые предшествовали смерти девочки, должны быть подробно описаны и проанализированы при написании сочинения о персонаже произведения Короленко - герое юном, но умеющем сострадать так, как не каждый взрослый.

Когда теплые дни миновали, Маруся стала чувствовать себя все хуже и хуже. И Васе подумалось, что единственным спасительным средством для нее может стать большая яркая кукла. Эта дорогая игрушка принадлежала Соне и являлась подарком покойной матери. Выпросив куклу на время у сестры, Вася отнес ее умирающей девочке. И даже тогда, когда отец узнал о пропаже, мальчик не раскрыл тайны о том, где обитают его друзья. Он был несправедливо наказан, но сдержал слово, некогда данное Тыбурцию.

Маруся умерла. Тыбурций явился в дом судьи, вернул куклу и рассказал о доброте и милосердии Васи. Судье еще много лет было стыдно перед сыном за то холодное отношение, которое он проявлял по отношению к нему. Отец также чувствовал вину за то, что Вася не встретил понимания и любви в родном доме, среди близких родственников, а нашел их в убежище чужих и далеких людей из «дурного общества».

Обычно школьники по программе проходят творчество Виктора Короленко, поэтому написать сочинение по повести "В дурном обществе" Короленко – это неотъемлемая часть учебного процесса. Мы сейчас рассмотрим коротко сюжет повести, поговорим о главном герое и в общем выполним анализ повести "В дурном обществе".

Сюжет повести

На нашем сайте вы можете прочесть краткое содержание "В дурном обществе" , но, все-таки, коротко сейчас разберем сюжет. Главного героя зовут Вася, у него есть младшая сестра, и дети живут с отцом, рано оставшись без матери. Отец, однако, больше любит младшую Соню, Васе же внимания почти не уделяет. И вот как-то раз Вася с мальчишками набредают на развалины древней часовни, где рядом заброшен старый склеп. Упоминание об этом нужно обязательно включить в сочинение по повести "В дурном обществе" Короленко. В этом склепе, оказывается, живут люди – они ведут существование нищих и все странного происхождения.

Вася, которого друзья давно бросили одного у часовни, подружился с одним мальчишкой по имени Валек. У того тоже есть младшая сестра, которая больна и никак не может вылечиться по причине бедноты. Это знакомство является ключевым в анализе повести "В дурном обществе", потому что после этого Вася узнает об отце ребят и предводителе "дурного" общества – Тыбурции Драбе. Это загадочный человек, многие его побаиваются, потому что несмотря на свою хорошую образованность, он поведением напоминает какого-то колдуна. Драб против общения детей, однако ребята не оставляют своей дружбы.

Дальнейшие события развиваются так, что у Васи с папой, все-таки, налаживаются отношения, хотя предшествуют этому печальные события – так и не выличившись, умирает Маруся. Поскольку Вася принес ей куклу своей сестры, впоследствии Тыбурций отправляется к Васиному отцу, чтобы поблагодарить его за сына. Подготовливая сочинение по повести "В дурном обществе", не забудьте привести ряд цитат, более полно раскрывающих ключевые эпизоды.

Немного о главном герое

Благодаря анализу "В дурном обществе" вы заметите, какие черты характера присущи главному герою Васе. Он смелый, добрый, отзывчивый и великодушный. Бедность его новых знакомых не оттолкнула от них, наоборот, эти люди стали его друзьями. Конечно, Вася еще очень юн, и во многом по этой причине социальный статус для него не играет никакой роли. Валек, например, нищий. А у отца Васи положение уважаемое – он известный в городе судья. Но не смотрит на эту разницу в статусе главный герой Вася.

Надо сказать, что Вася никогда не заботился о пропитании, но когда еда понадобилась его новым друзьям, он вошел в их положение, и не раз снабжал яблоками Вальку и Марусю. Вскоре Вася узнает, что Валек ради еды для сестры готов воровать, но он не осуждает его. Можно сделать вывод – главный герой Вася не испугался "дурного" общества, его дружба от всего сердца, искренняя и настоящая.

Выводы в анализе повести "В дурном обществе"

Хотя чаще всего данное произведение изучают в пятом классе, не секрет, что повесть интересна всем: и детям, и взрослым. Если кто-то из взрослых не прочитал ее, будучи юным, обязательно стоит потратить немного своего времени на то, чтобы наверстать упущенное. Ведь Короленко описал крепкую, настоящую дружбу, которую встретишь не часто, но она есть. И вряд ли кто-то останется равнодушным после прочтения этой истории.

Неважно, пишите ли вы сочинение по повести "В дурном обществе", или хотите просто вынести что-то полезное для себя, отметьте следующее: главный герой Вася поменял в корне свое отношение не только к родному отцу, но и к самому себе. Он понял, что способен быть отзывчивым и добрым, понимающим и любящим.

Надеемся, что для вас оказался полезным анализ повести "В дурном обществе" Короленко, заходите на наш Блог почаще – здесь много статей по литературе и анализов произведений.

«В дурном обществе» - рассказ русско-украинского писателя Владимира Галактионовича Короленко.

Тема рассказа

Главные герои произведения:

  • мальчик Вася – он же рассказчик;
  • отец Васи – богатый судья;
  • пан Тыбурций Драб – бедняк из «дурного общества»;
  • мальчик Валек и девочка Маруся – дети пана.

В городе Княж-городок в старом разваленном замке живут нищие и бедняки. Однажды среди этих людей происходит раскол. Слуга местного графа позволяет оставаться в замке католикам, бывшим слугам или потомкам бывших слуг графа, назвав их «порядочным обществом», а всех остальных нищих изгоняет. Они составляют «дурное общество»; этим людям приходится поселиться в подземелье местной часовни.

Вася – мальчик из богатой семьи, обделенный вниманием отца. Из любопытства он попадает в подземелье и там знакомится с Валеком и Марусей, а также их отцом-паном.

Между детьми зарождается дружба, Вася очень жалеет бедных людей. Вскоре Маруся начинает болеть из-за постоянного нахождения в подземелье, а также из-за постоянного голода. Вася дарит ей куклу своей сестры. Отец, узнав о дружбе сына с «дурным обществом», запрещает мальчику общаться с ними и запирает его дома.

Вскоре к ним приходит сам пан Драб и сообщает, что Маруся умерла. Отец Васи проявляет сострадание и позволяет сыну попрощаться с девочкой. После ее смерти пан и Валек исчезают из города.

Повзрослев, Вася и его сестра Соня по-прежнему навещают могилу Маруси; иногда с ними ее навещает и их отец.

Главные мысли рассказа «В дурном обществе»

Основная мысль рассказа заключается в том, что ставить ярлыки на людях – это неправильно. Пан Тыбурций, его дети и окружение названы «дурным обществом» только из-за их бедности, хотя на самом деле эти люди ничего плохого не сделали. Они честны, добры, ответственны и заботливы по отношению к родным и близким.

Также этот рассказ о добре. Всегда нужно быть добрым, и неважно, кто перед тобой – богач или бедняк. Так в рассказе поступил Вася. Он, как мог, поддерживал детей пана, и взамен получил незабываемые уроки жизни: он научился сострадать, помогать ближнему; он узнал, что такое настоящая дружба и что бедность – это вовсе не зло и не порок.

5 класс, литература

Дата проведения:

Урок № 61

Тема урока: Анализ эпизода из повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Тип урока: комбинированный урок.

Цель : помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести; обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли; уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В.Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь .

Ход урока:

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих .

    Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе».

Мы продолжаем с вами, ведомые человеком - легендой Владимиром Галактионовичем Короленко искать правду, истину и справедливость, в которую верил писатель .

    Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Объяснение учителя: Основной тематикой произведения является нищета, как материальная, так и духовная. Будучи писателем-гуманистом, Короленко большое внимание уделяет этой социальной проблеме в произведении, заставляя задуматься над собственными приоритетами в данном вопросе.

Каждая глава произведения раскрывает героев с новой стороны. Мы видим, какими они были в начале повести, и какими стали после произошедших в их жизни событиях.

Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут. (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо. (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться) .

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

- Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко? Выделим линию жизни Васи (отметим проблему отношений Васи с отцом) и линию жизни семьи Тыбурция . Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.

- Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

Сюжетно-композиционный план повести

I. Развалины. ( Экспозиция .)
1. Смерть матери.
2. Княж-городок.
3. Замок на острове.
4. Изгнание жильцов из замка.
5. Новый приют изгнанников.
6. Тыбурций Драб.
7. Дети Тыбурция.
II. Я и мой отец. ( Экспозиция .)
1. Жизнь Васи после смерти матери.
2. Отношение отца к сыну.
3. Двойное горе мальчика. «Ужас одиночества».
4. Переживания отца.
5. Вася и его сестра Соня.
6. Вася исследует жизнь города.

III. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка.)
1. Начало экскурсии.
2. Исследование часовни.
3. Бегство мальчишек.
4. Таинственный шепот.
5. Появление мальчика и девочки.
6. Первый разговор.
7. Знакомство.
8. Новые приятели провожают Васю домой.
9. Возвращение домой. Разговор с беглецом.

IV. Знакомство продолжается. ( Развитие действи я.)
1. Подарки для Валека и Сони.
2. Сравнение Маруси и Сони.
3. Попытка Васи устроить игру.
4. Разговор о сером камне.
5. Беседа Валека и Васи о Тыбурции и об отце Васи.
6. Новый взгляд на отца.
V. Среди серых камней. ( Развитие действия .)
1. Встреча Васи с Валеком в городе.
2. Ожидание на кладбище.
3. Спуск в подземелье. Маруся.
4. Разговор с Валеком о воровстве и нищете.
5. Новые чувства Васи.
VI. На сцену является пан Тыбурций. ( Развитие действия .)
1. Вася снова приходит в гости к друзьям.
2. Игра в жмурки.
3. Тыбурций ловит и расспрашивает Васю.

5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Основным посылом автора в данном произведении является то, что нищета представляет собой целый социальный пласт проблем, так или иначе затрагивающих и духовную сторону каждого человека. Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.

Какие вы молодцы, какие замечательные выводы вы сделали, сколько нравственных уроков вынесли для себя! А сейчас мне бы хотелось закрепить ваши знания и провести блиц-опрос:

1) Как звали героя, у которого была болезнь «серых камней»? (Маруся )

2) С кем Вася сравнивает деревянный мост? (дряхлый старик )

3) Какого цвета были глаза Валека? (черные )

4) У кого из героев в волосы была вплетена алая лента? (Соня )

5) Что Вася считал самым лучшим архитектурным украшением города? (тюрьма )

6) Кто рассказал об украденной кукле городскому судье? (Тыбурций )

7) Кого из героев звали бродягой? (Вася )

8) Как звали героя, который рассказывал детям различные истории о криках, доносящихся из-под земли? (Януш )

9) Что в Валеке восхищало Васю? (серьезность, ответственность ).

Кто не разрешал Васе играть с его младшей сестрой? (няня )

10) Что на время вернуло Марусю к жизни? (кукла )

11) Кто из героев говорил о себе, что он не позволит плевать себе в кашу? (Туркевич )

Творческая работа- составление синквейнов.

    Давайте повторим, что такое синквейн. (1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн 1 в. –Вася Маруся – 2 в.

Одинокий, добрый Грустная, маленькая

Помогает, поддерживает, страдает Голодает, болеет, угасает

Приносит куклу для Маруси Серый камень высасывает жизнь

Милосердие Бедность

Выставление оценок.

Домашнее задание: подготовить цитатную характеристику понравившегося героя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают "как все", "как принято". Есть другие люди -- их очень мало, и встречи с ними драгоценны, -- встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, "нравственным гением" русской литературы был Владимир Галактионович Короленко, создавший произведения, которые и по сей день остаются бессменными учебниками нравственности, на них выросло не одно поколение детей.

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.

Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, - это чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. Таким даром - чутким сердцем - обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.

"В дурном обществе" - одно из коронных произведений Короленко. Действие происходит в такой среде, где только очень любящее сердце может открыть проблески человеческого сознания - в сборище воров, нищих и разных свихнувшихся людей, приютившихся в развалинах старого замка одного из волынских городков. Общество - действительно "дурное". Автор устоял против соблазна сделать своих отверженцев протестантами против общественной неправды, "униженными и оскорблёнными", хотя сделать это он мог очень легко, имея в своём творческом распоряжении колоритную фигуру пана Тыбурция, с его тонким остроумием и литературным образованием. Все господа "из замка" преисправно воруют, пьянствуют, вымогательствуют - , и, однако, сын "пана судьи", случайно сблизившись с "дурным обществом", ничего дурного не вынес из него, потому что тут же встретил высокие образцы любви и преданности. Тыбурций действительно что-то некрасивое совершил в прошлом, а в настоящем продолжает воровать и сына тому же учить, но маленькую, медленно тающую в подземелье дочь свою, он любит безумно. И такова сила всякого истинного чувства, что всё дурное в жизни "дурного общества" отскакивает от мальчика, ему передаётся только жалость всего общества к Марусе, и вся энергия его гордой натуры направляется на то, чтобы облегчить, чем возможно, печальное существование этой девочки.

Гипотеза: "лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня"

Цель работы: найти доказательства в пользу того, что Вася изменился под влиянием встречи с новыми друзьями и выбрал дорогу добра, а также выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями "дурного общества".

Для реализации поставленных целей и подтверждения гипотезы мы выдвигаем следующие задачи:

1. Аналитическое прочтение повести В.Г.Короленко "В дурном обществе".

2. Составление характеристики главного героя и анализ его поведения в различных жизненных обстоятельствах.

3. Выявление изменений, произошедших с Васей после встречи с новыми друзьями.

4. Изучение литературы по теме.

5. Обобщение и систематизация материала.

1. Повесть В.Г.Короленко "В дурном обществе"

аналитический повесть короленко герой

Повествование ведётся от имени мальчика Васи. Он сын судьи. Судья -- едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, "местечке", находящемся на юго-западе Российской империи. С первых же страниц повести обращает на себя внимание образ города.

"Сонные, заплесневевшие пруды", "серые заборы", "подслеповатые, ушедшие в землю хатки" -- всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

И на этом фоне разворачивается история Васи - несчастного ребёнка, в одночасье ставшего одиноким и осиротевшим при живом отце.

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе от того, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына "с досадой и болью". Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

Почему же мальчик начал бродяжить? Ответ прост.

Герой "не встречал привета и ласки" дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: "Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно".

В поисках этого "что-то" Вася старался исчезнуть из дома, дома без любви, без участия. Не случайно он сравнивает себя с "молодым волчонком", никому не нужным и лишь раздражающий окружающих своим несчастным видом и поведением. Пожалуй, единственной отдушиной Васи являлась его маленькая сестрёнка. Но и общение с ней было ограничено, потому что нянька видела в нём угрозу и опасалась его дурного влияния на девочку.

"Сестре Соне было четыре года. Я любил ее страстно, и она платила мне такою же любовью; но установившийся взгляд на меня, как на отпетого маленького разбойника, воздвиг и между нами высокую стену. Всякий раз, когда я начинал играть с нею, по-своему шумно и резво, старая нянька, вечно сонная и вечно дравшая, с закрытыми глазами, куриные перья для подушек, немедленно просыпалась, быстро схватывала мою Соню и уносила к себе, кидая на меня сердитые взгляды; в таких случаях она всегда напоминала мне всклоченную наседку, себя я сравнивал с хищным коршуном, а Соню -- с маленьким цыпленком. Мне становилось очень горько и досадно. Немудрено поэтому, что скоро я прекратил всякие попытки занимать Соню моими преступными играми, а еще через некоторое время мне стало тесно в доме и в садике, где я не встречал ни в ком привета и ласки. Я начал бродяжить."

Сколько боли, отчаяния и тоски в этих словах!

Однако ни ощущение одиночества, ни равнодушие отца - ничто не могло заглушить в мальчике жажду познания жизни, интерес к окружающему миру, желание познать его тайны, пока это ни привело Васю к старой часовне, среди развалин которой Вася нашёл искренних и преданных друзей, научился по-настоящему любить и понимать окружающих.

Валек знал Васю как сына судьи, считал его барчуком, недотрогой и решил проучить, чтобы тот навсегда потерял интерес к часовне. Но Васина смелость, решительность, готовность принять открытый бой понравились Валеку, и он не поднял руки на Васю. В свою очередь Васю обрадовало появление Валека в часовне: ведь это был живой человек, а не привидение. Хотя Вася и готов был постоять за себя, но при первой же возможности избежать драки он охотно разжал кулаки. Вася сразу же проникся симпатией к высокому и тонкому, как тростинка, мальчику с задумчивыми глазами и к его маленькой сестренке.

" Я несколько отодвинулся от стены и, согласно рыцарским правилам нашего базара, тоже положил руки в карманы. Это было признаком, что я не боюсь противника и даже отчасти намекаю на мое к нему презрение.

Мы стали друг против друга и обменялись взглядами. Оглядев меня с головы до ног, мальчишка спросил:

Ты здесь зачем?

Так,-- ответил я.-- Тебе какое дело? Мой противник повел плечом, как будто намереваясь вынуть руку из кармана и ударить меня.

Я не моргнул и глазом.

Я вот тебе покажу! -- погрозил он. Я выпятился грудью вперед.

Ну, ударь... попробуй!..

Мгновение было критическое; от него зависел характер дальнейших отношений. Я ждал, но мой противник, окинув меня тем же испытующим взглядом, не шевелился.

Я, брат, и сам... тоже...-- сказал я, но уж более миролюбиво.

Между тем девочка, упершись маленькими ручонками в пол часовни, старалась тоже выкарабкаться из люка. Она падала, вновь приподымалась и, наконец, направилась нетвердыми шагами к мальчишке. Подойдя вплоть, она крепко ухватилась за него и, прижавшись к нему, поглядела на меня удивленным и отчасти испуганным взглядом.

Это решило исход дела; стало совершенно ясно, что в таком положении мальчишка не мог драться, а я, конечно, был слишком великодушен, чтобы воспользоваться его неудобным положением."

Взаимная симпатия растет, когда Вася радушно приглашает их к себе домой, выражает чистосердечное удивление по поводу невозможности дружить и, главное, твердое намерение сохранить открывшуюся ему тайну. Васе нравится самостоятельность Валека и то, как дети относятся друг к другу: Маруся, подойдя к Валеку, крепко ухватилась за него, прижалась к нежу. Валек стоял, гладя рукой белокурую головку девочки.

Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба с Васей была большой радостью жизни. Вася не только постоянно дарил им лакомства, которых она никогда не видели, но, главное, он вносил большое оживление в их скучное, безрадостное существование. Вася затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.

Девочка очень радовалась Васе и его подаркам: глаза ее загорались огоньком восторга; бледное лицо... вспыхивало румянцем, она смеялась... Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть, сделать ловушки для птиц. Он так дорожил дружбой с Васей, что не побоялся даже гнева Тыбурция, запрещавшего посвящать кого-либо в тайну подземелья.

Вася также ценил возникшую дружбу. Ему в жизни очень не хватало дружеского внимания, душевной близости, настоящих друзей. Товарищи по улице при первой же проверке оказались трусливыми предателями, бросившими его без всякой помощи. Вася же по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца. В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую дома ему мешали проявлять по отношению к родной сестре. Васе еще трудно понять, почему Маруся так разительно отличается от его сестры Сони по внешности и поведению, а слова Валека: "Серый камень высосал из нее жизнь" -- не вносят ясности, лишь еще более обостряют чувство щемящего до боли сожаления, которое испытывает Вася по отношению к друзьям.

За эпитетами и сравнениями, характеризующими Марусю, мы чувствуем эмоциональную силу художественного слова, видим взволнованность Васи, его переживания. В портрете Маруси легко обнаруживаются наиболее важные эмоциональные элементы; бледное, крошечное создание, напоминавшее высохший цветок, выросший без лучей солнца; ходила... плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; почти никогда не бегала и смеялась очень редко; смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; платье ее было грязно и старо; движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице.

Обращает на себя внимание трогательная нежность рассказчика, которая сквозит в каждом его слове о девочке, грустное любование ее красотой (белокурые густые волосы, бирюзовые глаза, длинные ресницы), горькое сожаление о безрадостном существовании ребенка.

Соня представляла полную противоположность Марусе. Сравнивая внешний облик Маруси и Сони, которая была кругла, как пышка, и упруга, как мячик, резво бегала, звонко смеялась, носила красивые платья, приходишь к выводу о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных.

Вся обстановка подземелья произвела на Васю тягостное впечатление. Он не столько был поражен самим зрелищем мрачного подземного склепа, сколько тем, что в нем живут люди, в то время как все свидетельствует о невозможности человеческого пребывания в подземелье: с трудом пробивающийся свет, стены из камня, широкие колонны, смыкающиеся кверху сводчатым потолком. Но самым грустным в этой картине была Маруся, едва выделявшаяся на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком, которое, казалось, вот-вот расплывется и исчезнет. Все это поражает Васю, он наглядно представляет, как жестокие, холодные камни, смыкаясь крепкими объятиями над крохотной фигуркой девочки, высасывают из нее жизнь. Став свидетелем невыносимых условий жизни бедной девочки, Вася, наконец, в полной мере осознает ужасный смысл роковой фразы Тыбурция. Но мальчику кажется, что все еще можно исправить, изменить к лучшему, стоит только покинуть подземелье: "Уйдем... уйдем отсюда... Уведи ее", -- уговаривает он Валека.

После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась "острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли".

Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном Вася увидел в Тыбурции нового человека: "Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам". Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.

Под влиянием новых друзей изменилось и отношение Васи к отцу.

Вспомним разговор Валека и Васи (глава четвёртая), высказывание Тыбурция о судье (глава седьмая).

Мальчик считал, что отец его не любит, и считал его нехорошим. Слова Валека и Тыбурция, что судья -- лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

Особенно ярко это перерождение героя видно в главе "Кукла"

В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке -- первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи -- судья: "У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках..."

Тем значимее звучат слова Тыбурция, обращённые к Васе: "Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу"?

Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научится сострадать этим людям и жалеть их.

Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает "наружность пана Тыбурция": "Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум". Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом "некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!" Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя "старым беззубым зверем в его последней берлоге", не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.

Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего "родового гнезда". Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.

Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.

"Он быстро подошёл ко мне и положил мне на плечо тяжёлую руку";

"-- Отпустите мальчика, -- повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову";

"Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы".

С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:

"Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына".

Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.

Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции

Заключение

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют "дурным обществом". Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в "дурном обществе", Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.

История дружбы мальчика с детьми подземелья - это история его внутреннего перерождения. После смерти матери жизнь Васи в родном доме стала трудной. Мальчик отдалился от всех, замкнулся, "рос, как дикое деревцо в поле". Его жизнь полностью изменилась после знакомства с Валеком и Марусей. В душе ребенка проснулись любовь, отзывчивость, сострадание, умение быть заботливым. Вася впервые узнал, что такое голод, как тяжело жить, не имея своего дома, как страшно, когда тебя презирают.

Он не осудил своих друзей за воровство. Мальчик понял, что для них это единственная возможность не умереть от голода. Благодаря Валеку Вася изменил свое мнение об отце, стал им гордиться. А история с куклой не только показала все лучшие качества мальчика, но и помогла разрушить барьер между ним и отцом.

Не случайно Тыбурций заметил:"Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу." Вася тоже понял, как много дало ему знакомство с детьми подземелья. Поэтому он не забыл Марусю, постоянно навещает ее могилку.

Повесть В.Г.Короленко - урок милосердия и любви к людям. Автор говорит читателям:"Оглянитесь вокруг! Помогите тем, кому трудно! И тогда наш мир станет лучше".

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

Повесть В. Г. Короленко "Дети подземелья" учит каждого из нас ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они. Надо уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям.

В заключение я хочу процитировать замечательные слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: "Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству".

Библиография

1. Бялый Г.А. "В.Г.Короленко". - М., 1999

2. Короленко В.Г. "Рассказы и очерки". - М., 1998

3. Фортунатов Н.М. "В.Г.Короленко". - Горький, 1996

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Владимир Галактионович Короленко – выдающийся писатель, журналист, адвокат, общественный деятель конца ХІХ – начала ХХ столетия. Повести, очерки и рассказы В.Г. Короленко. Сознание своего права на достойную жизнь. Любовь писателя к простым людям.

    реферат , добавлен 18.01.2015

    Осмысление религиозно-этических взглядов Короленко, их отражение в его творчестве. Анализ его произведений и его отношения к вере. Человек - величайшая ценность в мире, какому бы Богу он не поклонялся - главная идея творчества и всей жизни Короленко.

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Изучение жизненного пути и творчества Владимира Короленко – публициста, художника и общественного деятеля. Отличительные черты публицистики В.Г. Короленко. Гражданская позиция журналиста. Борьба за вотяков-удмуртов, обвиненных в ритуальных преступлениях.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2010

    В.Г. Короленко - русский писатель, общественный деятель-правозащитник, Почётный академик Императорской Академии наук по изящной словесности: детство и юность, революционная деятельность, ссылка, литературная карьера, мировоззрение писателя; библиография.

    презентация , добавлен 11.03.2012

    В литературном наследстве В.Г. Короленко есть одно произведение, в котором с наибольшей полнотой выражены самые характерные черты его жизни и творчества. Замысел "Истории моего современника". Автобиографические и жанровые особенности произведения.

    реферат , добавлен 20.05.2008

    В центре повести Юрия Трифонова "Обмен" - попытки главного героя, обыкновенного московского интеллигента, произвести обмен квартиры, улучшить свои жилищные условия. Анализ авторской позиции писателя как "обмен" главного героя порядочности на подлость.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    История создания повести и оценка творчества братьев Стругацких. Необходимость изображать будущее правдиво, учитывая все главные процессы, происходящие в обществе. Фантастические картины в повести и реальность, принципы изучения художественного мира.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2012

    Возникновение жанра бытовой повести и ее проблематика. Характеристика жанра бытовой повести XVII века. Анализ фольклорных элементов "Повести о Горе-Злочастии". Средства типизации жизненных явлений в этот период. Связь повести с народными песнями.

    реферат , добавлен 19.06.2015

    В.Г. Короленко - російський письменник з українською душею. Використання контрасту в творі для зображення контрасту в житті. Контраст образів та характерів у творі В.Г. Короленка "Діти підземелля". Протиставлення двох світів сучасності письменника.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2010

    История создания романа "Игрок". Особенности поведения "русских европейцев" в чужом для них обществе. Анализ сюжета, характера и поступков главного героя (человека-игрока) и других персонажей. Методическое приложение "Изучение Ф.М. Достоевского в школе".



Вверх