Конспект. Занятие по наблюдению за живой природой в детском саду. Конспект занятия наблюдение за кроликом

Юля Капко
Конспект наблюдения за живой природой

Конспект наблюдения за живой природой

Тема : Наблюдение за воробьем .

Возраст : вторая младшая группа (4 г. ж.)

Цель : закреплять знания детей о воробье в осенний период.

Задачи :

Образовательные : Учить правильно, говорить и выражать свои мысли, говорить полным предложением. Учить выделять отдельные части объекта.

Воспитательные : Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и птицам .

Развивающие : развивать воображение, целостное формирование образа воробья, развивать помощь птицам в трудный период времени.

Приемы : вопросы разного характера, звукоподражание, имитация движений, трудовые действия по уходу за животным , использование худ. слова.

Словарная работа : круглые, чирикают, подпрыгивают, прилетают, коричневые.

Предварительная работа : ознакомление детей с изображением воробья, рассказ о воробьях с личного наблюдения детей .

Материал : изображения с птицами.

Время проведения : 10 минут.

Ход наблюдения:

Воспитатель : Смотрите, смотрите, кто это у нас в кормушке лакомится едой? Давайте я вам загадку загадаю, так будет легче вспомнить, что это за птичка : «Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков, в теплый край я не летаю, здесь над крышей обитаю, чик-чирик не робей, я бывалый…

Дети : Воробей.

Воспитатель : Молодцы дети вы правильно отгадали загадку, а вот и сам воробей. Ребята давайте вместе почирикаем как воробушки.

Дети : Чик-чирик, чик - чирик.

Воспитатель : как самые настоящие воробушки. Дети, а давайте осмотритесь вокруг, какое время года сейчас?

Дети : осень.

Воспитатель : нет – нет полным ответом : повторите за мной – «Сейчас время года осень»

Дети : На улице сейчас время года осень.

Воспитатель : Давайте посмотрим, что делают воробушки осенью на улице?

Дети : летают, кушают, чирикают…

Воспитатель : Молодцы дети, все вы очень внимательны. Ребята, перед зимой птицам мало еды, из - за того что меняться погода, становиться холодно, давайте положим в кормушку немного еды для воробья.

Дети : нужно насыпать крошек в кормушку, которую мы сделали.

Воспитатель : правильно дети! А давайте внимательно рассмотрим, из каких частей состоит у нас воробей?

Дети : туловище, голова, крылья, хвост, лапки, клюв.

Воспитатель : а какого цвета у них перья?

Дети : перья коричневые.

Воспитатель : коричневые, правильно ребята. Это маленькая подвижная птичка, подпрыгивает, что бы передвигаться по земле. На круглой его голове у него есть глазки, которые быстро моргают и клювик, которым он клюет хлебные крошки. Тело у воробушка покрыто серо-коричневыми, маленькими перьями. Когда воробьям холодно они прижимаются друг к другу, что бы сохранять тепло.

Воспитатель предлагает детям обняться и посидеть, а потом спрашивает, стало ли им теплее?

Дети : Да.

Воспитатель дает задание из четырех иллюстраций птиц найти воробья – дети находят его. Воспитатель спрашивает, а как они его нашли, по каким признакам, цвету.

Педагог предлагает поиграть в п/и «Воробышки и автомобиль» :

Дети встают за линию, начерченную на земле или обозначенную палочками – это дом. Воспитатель с обручем в руках на противоположной стороне. Дети воробышки перепрыгивают линию и бегают в разные стороны по площадке. На слова воспитателя, «автомобиль едет, летите в гнёзда» воробышки бегут в дом.

По желанию игра повторяется.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Никифорова С. Н. Актуальность.

Уважаемые коллеги! Делюсь с Вами фотографиями альбома наблюдения за живой природой, который мы заполняем вместе с ребятишками. Начинали.

Картотека наблюдений за живой и не живой природой в средней группе 1. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ. Цель: Закрепить представление детей о солнце, его значении для всех живых существ на земле. Установить причинно.

Цель: расширять представления о весенних изменениях в природе. Задачи 1) Образовательная: расширить знания о растаявшем снеге. 2) Развивающая:.

Конспект занятия-наблюдения по ознакомлению дошкольников с неживой природой «Воздух и его свойства» Тема: Воздух и его свойства. Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Задачи: 1. Показать, что воздух легко обнаружить. 2.

Наблюдение в природе занимает огромную роль в жизни каждого ребенка. С помощью наблюдения ребенок познает мир, все его хорошие и плохие.

Перспективные планы наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе Старшая группа Наблюдения за неживой природой СЕНТЯБРЬ № п/и Тема наблюдения Цель 1 неделя Наблюдение за росой - где оседает, на что похожа,.

Конспект занятия внеурочной деятельности

Я – исследователь

Я – исследователь

Наблюдение и наблюдательность.

Цель занятия: обучать детей видеть проблемы; развивать внимание, наблюдательность, мышление; учить работать с приборами; воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: презентация, карточки для работы в парах, лупы.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыты знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

2.Актуализация опорных знаний Учитель: Как называется наше занятие?

-(Наше занятие называется « Юные исследователи окружающего мира»)

    Сегодня на занятии мы продолжаем быть исследователями.

    Вспомните, кто такие исследователи.

(Люди, занимающиеся научными исследованиями.)

    А что такое исследование?

(Научный труд.)

    Вот сегодня мы с вами сделаем ещё один шаг в науку.

Посмотрите внимательно на карточки с символами (Слайд№2)

    Как вы думаете, о чём они нам говорят?

-(Это изображение методов исследования.)

    Вспомните эти методы. (Подумать, задать себе вопрос, спросить другого человека, провести эксперимент, посмотреть в книгах, посмотреть в компьютере, посмотреть по телевизору.)

    Какой первый и главный метод использует исследователь?

(Подумать самостоятельно)

    Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно. Как вы думаете, что означает этот знак «вопрос»? (Здесь должен быть новый метод исследования)

    Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?

- (О новом методе исследования)

    Правильно! А вот о каком, вы догадаетесь сами.

    У вас на столах листочки с заданием. Но прежде чем его выполнять давайте вспомним правила работы в паре. (СЛАЙД №3)

На карточке зашифрованы слова НАБЛЮДЕНИЕ и НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

    Какие вы получили слова? (Наблюдение и наблюдательность.)

    Что такое наблюдение? А наблюдательность?

    Каким из известных методов вы можете воспользоваться на занятии, чтобы самим ответить на эти вопросы?

-(посмотреть в книгах – энциклопедиях, толковых словарях)

-(Внимательный)

    Вот сейчас проверим, какие вы наблюдательные (внимательные).

    Физминутка для глаз

3.Практические задания (Слайды№7-11)

А). Найдите ошибки художника.

Б). Сколько раз повторяется эта буква?

В). Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

Г). Какие вы видите предметы? Найдите их.

Д). На какие геометрические фигуры могут быть похожи деревья? Ваши предположения.

4. Учусь наблюдать.

Учитель: Знаете ли вы, какое за окном время года? (поздняя осень) А какое время года приближается? (зима) А знаете вы куда прячется лето?

Сергуненков Борис Николаевич «Куда лето прячется»

Когда-то на земле не было зимы, а было одно лето. Что это была за прекрасная пора: земля была мягкой как пух, вода в речке - тёплой, деревья росли круглый год, листья не сбрасывали и были вечно зелены! Так продолжалось до тех пор, пока однажды зима не обиделась.
- Что же это такое, - говорит, - всё лето и лето, пора и совесть знать.
Стала зима лето теснить, а куда лету деваться? Бросилось лето в землю, а землю мороз сковал. Кинулось в реку - река льдом покрылась.
- Погибаю, - говорит, - некуда мне деться. Убьёт меня зима.
Тут говорят лету почки на деревьях:
- Иди к нам, мы тебя спрячем.

Лето и спряталось в почки деревьев, укрылось от холодной зимы……..

Уважаемые исследователи, как лето могло спрятаться в почки? Что это значит?

Что нам необходимо для такого исследования? (веточка с почками)

В мире создано много открытий при помощи метода наблюдения. Сегодня и мы с вами поучимся быть наблюдательными.

Учитель: - Давайте прогуляемся по улицам нашего города.

5. Физминутка (моторно-двигательное внимание)

Запрещенное движение
(Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений)

Посмотрите по сторонам. Слайд №12-13 (вишня и сирень)

Что вы можете сказать о деревьях и кустарниках?

(Они без листьев, голые).

Это даст нам возможность хорошо их рассмотреть.

Мы будем работать по плану, который называется алгоритм, т.е. последовательное описание наших действий.

Я УЧУСЬ НАБЛЮДАТЬ

1

Рассмотри веточки деревьев.

Есть ли на них листья?

Найдите место, где был раньше листочек.

ДА НЕТ

Найди на веточках почки. Рассмотри их. Одинаковые они?

ДА НЕТ

Какого цвета эта почка?

Обрати внимание на то, какие плотные чешуйки её покрывают. Зарисуй почку. Слайд №14

Как ты думаешь, для чего у почки такие плотные чешуйки? Расскажи. (защищают от холода и высыхания, от вредных веществ)

Разрежьте почку сирени вдоль, рассмотрите ее под лупой. Слайд №15

Найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и зачаточную почку.

Сделай вывод наблюдения.

Зимой растение спит, находится в состоянии покоя.

В почках спрятаны листочки.

Почка - это зачаточный побег, которому предстоит расти и развиваться.

Учитель: Как вы объясните выражение «лето прячется в почки» с научной точки зрения.

А теперь послушайте как рассказ закончился.

Ушла зима. Засветило солнце, зажурчали ручьи. Почки на деревьях набухли и раскрылись.
А как только они раскрылись - вырвалось, выкатилось лето на волю. Пришло лето на землю. С тех пор лето от зимы в почки деревьев и прячется. А придёт весна, появятся на деревьях новые листья - говорят люди:
- Лето пришло!

6. Рефлексия.

Какой метод исследования использовали в работе? (наблюдение)

Слайд №16 Давайте вернемся к нашим методам исследования.

Что же мы вставим вместо вопроса?

Для чего нам необходимо знать эти методы?

(для наших исследований)

Продолжите предложения Слайд №17

Сегодня на занятии я узнал(а) ………

Теперь я могу……………

Своей работой на занятии……………..

Я УЧУСЬ НАБЛЮДАТЬ

1

Рассмотри веточки деревьев.

Есть ли на них листья?

ДА НЕТ

Что осталось на месте листьев?

Найди на веточках почки.

Рассмотри их. Одинаковые они?

ДА НЕТ

Возьми веточку вишни и отдели одну почку.

Какого цвета эта почка?

Раскрась клеточку таким цветом.

Обрати внимание на то, какие плотные чешуйки её покрывают. Зарисуй почку.

Раскрой чешуйки. Что ты увидел внутри почки? Нарисуй.

Как ты думаешь, для чего у почки такие плотные чешуйки? Расскажи.

Рассмотри разрезанную вдоль почку сирени под лупой. Что ты видишь?

Сделай вывод наблюдения.

Зимой растение_________________________.

В почках спрятаны______________________.

ЗНАКОМИМСЯ С РАБОТОЙ ДВОРНИКА

ЦЕЛЬ – познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели.

БЕСЕДА: Встает дворник на заре, крыльцо чистит на дворе. Дворник мусор уберет и дорожки разметет.

Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки.

Голичок на длинной ножке пляшет прямо на дорожке, убирает все дотла. А зовут меня…(метла).

Скручена, связана, на кол посажена, а по улице пляшет.(метла).

Зубасты, а не кусаются.(грабли).

ТРУД: Собрать крупный мусор.

П/И: «По ровненькой дорожке». Ходьба по ограниченной поверхности, удерживая равновесие. «Пружинка».

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Что делает?» «Сделай сам».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Собрать мелкие камешки в корзину.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Дружные ребята».

ИЗУЧАЕМ ТРАНСПОРТ

ЦЕЛЬ – научить различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части легковых машин.

БЕСЕДА: Отойдите! Я - машина! И внутри меня - пружина! И с утра всегда она на весь день заведена.

Рассмотреть замеченный стоящий поблизости автомобиль. Определить цвет, посчитать колёса. Объяснить, для чего нужно запасное колесо. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать, сколько дверей и зачем такое количество. Вспомнить, какой общественный транспорт они знают. С детьми уточнить, где ездят машины. Как переходить улицу. С какой стороны у машины руль. Познакомить с профессией водителя. Чем это профессия отличается от других? Какова нужность водителя? Следует ли водителю соблюдать правила дорожного движения? Почему?

ТРУД: Очистить дорожки для автомобилей.

П/И: «Поезд», «Светофор» .Пройти по кривой дорожке (ходьба по ограниченной поверхности).

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. « Угадай по описанию». «Как гудит машина?»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «Выложи из камней» - выложить из камней машинку. Рисование на песке.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Есть игрушки у меня».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОСЕННИМИ ЦВЕТАМИ

ЦЕЛЬ – учить различать цветущие растения от не цветущих растений. Учить восхищаться красотой цветущих растений.

БЕСЕДА: Мой сад с каждым днем увядает, помят он, поломан и пуст. Хоть пышно еще доцветает настурций в нем огненный куст…

Обратить внимание на осенние цветы на клумбе, узнать, какие цветы знакомы детям, познакомить с новыми цветами. Как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина». Выделять общие и различные признаки между травой и цветами: есть соцветия, трава и цветы ниже, чем деревья. Как ухаживать за цветущими и не цветущими растениями? На клумбе цветут астры: синие, красные, белые. Они красивые, восхитительные, прекрасные, делают красивым участок детского сада.

ТРУД: Уборка участка от сухих веток.

П/И: «Найди, где спрятано». «Прыгай выше». Развитие движений в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Красный, зеленый». «Больше – меньше».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Прыганье по кочкам.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Букет».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЬДОМ

ЦЕЛЬ – закреплять знания о свойствах льда.

БЕСЕДА: В нашем мутном водоеме всякой рыбы – косяки; выбор просто преогромен; клев отличный, мужики!

Весна с каждым днем одерживает победу над холодной зимой. Первая победа весны – полевая. Появляются проталины, цветет мать-и-мачеха, темный снег. Вторая победа весны – речная. Снег ручьем стекает в овраги и под лед в речку. Вода поднимается в реках и ломает лед. И понеслись по течению огромные льдины, налетая друг на друга. Когда ломается лед и разливаются реки, температура воздуха резко понижается. А в стоячих водоемах снег держится дольше, так как вода не течет, не передвигается. Лед не ломается, а постепенно тает.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Измерить толщину льда с помощью ледомера (продолжать наблюдение за таянием льда в водоеме на последующих прогулках).

ТРУД: Очистка участка от мусора и снега.

П/И: «Волк во рву». «С кочки на кочку». Прыжки в длину.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Дотянись, не ошибись». «Пойдешь на лево».

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Водичка».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с песком.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОРОКОЙ

ЦЕЛЬ – формировать представления о внешнем виде сороки, её характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

БЕСЕДА: Всюду я летаю, всё на свете знаю. Знаю каждый куст в лесу: может быть, меня за это и зовут лесной газетой.

Как выглядит сорока? Чем она питается? Как стрекочет? Сорока имеет много прозвищ: сорока – белобока,сорока- стрекотуха, сорока- воровка. «Белобока» - потому что по бокам пёрышки у сороки совсем белые. Голова и крылья чёрные. Хвост тоже чёрный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетает с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» её прозвали за то, что она любит всё яркое, блестящее. Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не летает зимой, а перебирается по ближе к людям.

ТРУД: Сбор урожая овощей.

П/И: «Волк и козы « , «Самолёты» . Прыжки на двух ногах.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

«Самый быстрый». «Смотри и делай».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рисование на песке. Выкладывание силуэтов из камушек.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. «Сорока».

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГРАДОМ

ЦЕЛЬ - познакомить с понятием «град»; дать представление почему в природе наблюдается град; активизировать внимание, память.

БЕСЕДА: С неба полетели белые горошки. Испугалась курица, убежала кошка. Я хотел попробовать белого горошка, только почему-то тает он в ладошках.

Когда земля нагревается, тёплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Высоко над землёй всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно идёт с дождём, одни льдинки успевают растаять, другие же, самые крупные падают на землю. Вот так мы наблюдаем это природное явление.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки-горошки: на дороге, под кустами и т.д.

ТРУД: Уборка обрезанных веток кустарников и деревьев.

П/И: «Птицы и лиса.» « Подбеги и поймай». Прыжки с пеньков.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Кто вперёд.» «Узнай по описанию».

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « Град».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с выносным материалом.

Елена Храмлюк
Конспект занятия «Наблюдение за ветром»

Цель : Пополнять знания детей о ветре , его силе, поддерживать интерес к неживым объектам природы. Учить определять силу ветра . Поддерживать познавательный интерес, развивать речь.

Словарная работа : ветер - ветерок, задувает, штормовой, пронизывающий.

Ход наблюдения

Воспитатель. Ребята, послушайте внимательно загадку.

Я березку качну, я тебя подтолкну.

Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

А меня не видать. Кто я?

Можешь отгадать? (ветер) .

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно – это ветер. Сегодня мы с вами будем наблюдать за ветром . А что вы знаете о ветре ? Каким он бывает?

Ответы детей : ветер - сильный, штормовой, южный, северный, пронизывающий, легкий…

Воспитатель. А что можно сказать о том, что делает ветер?

Ответы детей : ветер – шумит, дует, задувает, воет, свистит, уносит…

Воспитатель. Давайте посмотрим, как падают листики с деревьев : да, листики кружатся и отлетают от деревьев. А посмотрите как качаются макушки деревьев. Как вы думаете, почему они качаются?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, их качает ветерок. Посмотрите на облака, видите, как быстро они плывут по небу? Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, правильно, их гонит ветер.

Посмотрите, ребята, что я вам сегодня принесла. Я принесла воздушный шарик и разноцветные ленточки.

Давайте возьмем шарик за веревочку, и посмотрим, что с ним будет.

Ответы детей.

Воспитатель. Да правильно, шарик не стоить на одном месте, а качается. Как вы думаете, что заставляет шарик двигаться? Правильно – ветерок.

Теперь возьмите в руки ленточки, и понаблюдайте за ними . Что вы заметили? Ленточки раскачиваются на ветру .

Ребята посмотрите вокруг, найдите еще предметы, с помощью которых можно наблюдать за силой ветра .

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно наши флажки качаются на ветру , а еще белье на веревке.

Ребята, что мы с вами сегодня делали? Мы наблюдали за силой ветра . Все вы были очень внимательными и правильно отвечали на мои вопросы. А продолжить наблюдать за ветром вы можете дома вместе с вашими родителями.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Наблюдение за рыбками в аквариуме» Цель: учить внимательно слушать и наблюдать за рыбкой, отмечать ее особенности, отвечать на вопросы; формировать способность к диалогической.

Конспект занятия «Наблюдение за кошкой» Конспект «Наблюдение за кошкой» Программное содержание: Образовательные задачи: Уточнить знания детей о внешнем виде кошки. Познакомить.

Конспект наблюдения за явлением неживой природы с детьми средней группы «Наблюдение за ветром» Задачи: Продолжать знакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы – ветер. Расширять знания детей о ветре, научить определять.

Конспект занятия «Наблюдение за морской свинкой» Занятия по ознакомлению с окружающим миром "Наблюдение за морской свинкой" для второй младшей группы. Цель: Познакомить детей с новым для.

Конспект занятия по экологии «Наблюдение за кроликом» Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Программное содержание: -Закрепить.

Конспект занятия «Наблюдение за котом» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Корепанова. Н. В. ЗАДАЧИ: Образовательные: - познакомить детей с котом.

Конспект занятия «Наблюдение за кошкой» по второй младшей группе Наблюдение за кошкой. Программные задачи: Познакомить детей с кошкой, с его внешним видом, повадками. Уточнить и расширить представления.

Конспект занятия-наблюдения в природе в старшей группе, тема: «Крапива»

Цели:

Познакомить детей с растением, его особенностями.
Познакомить с научным и народными названиями.
Развивать мышление, вникая в смысл слов.
Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

Ход наблюдения:

Растет зеленый кустик,
Дотронешься-укусит.

Что же это за трава такая, кусачая? (Ответы детей). Это крапива.
Название «крапива» произошло от слов кропить, крапчатый и связано с главным признаком крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины.
Народные названия: жгучка, жигалка, крапива жалюга (Украина), стрекучка, стрекуша). Как вы думаете, отчего крапива получила такие названия? (Ответы детей). За свою способность обжигать.

Почему крапива жжется?

Крапива всегда растёт около домов, под заборами, вдоль лесных тропинок. Поэтому все мы знаем, как неприятны её ожоги: нам больно, потом появляется небольшой волдырь, который начинает чесаться. Почему возникает это неприятное ощущение? Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих волосков. В них находятся стрекательные клетки, содержащие едкую жидкость. Когда мы касаемся листа, волосок прокалывает кожу, верхняя часть волоска отламывается, и в ранку попадает содержимое стрекательной клетки.

Любит расти по тенистым влажным местам. Растет в посевах и на огородах, засоряя их. Поэтому крапиву считают злостным сорняком, пытаясь от нее избавиться любым способом.

Крапива-растение, богатое витаминами.

Крапиву специально выращивают в некоторых странах. Полезны и вкусны зеленые щи с крапивой, салаты из листьев. Листья крапивы перестают быть жгучими, если облить их кипятком. Срезанная и увядшая крапива тоже не жжется.
Крапива первая приходила на выручку людям в голодные годы.

Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных. Коровы, получающие крапиву, дают молока больше и лучшего качества. Куры, гуси, утки, индейки несут больше яиц.

Листья крапивы умеют сохранять скоропортящиеся пищевые продукты. Рыба и мясо лучше сохранятся, если их обернуть в листья крапивы.

Из волокон старой крапивы можно изготавливать грубые ткани для мешков и веревки. Волокна крапивы очень прочны. Так что описание в сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» того, как Эльза ткала братьям рубашки из крапивы, которое кажется красивым сказочным вымыслом, может быть правдой.

Из крапивы получают безвредную растительную краску. Из корней крапивы делают желтую, а из листьев - зеленую краску.

В народной медицине употребляют листья, корни с корневищами, плоды. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.

Сорное растение, не имеющее красивых ярких цветов, а как одаривает человека! И кормит, и лечит, и красит. Мудра Матушка-Природа, всякая травка для чего-то нужна. И мы, люди, должны быть мудрыми - уметь уважать и беречь всякое творение природы.

Вопросы на закрепление материала:

1. Вспомните значение названия «крапива».
2. Вспомните народные названия этого растения.
3. Где растет крапива?
4. Почему крапива жжется?
5. Как люди используют крапиву (для домашних животных и птиц, для приготовления пищи, для сохранения продуктов, для лечения, для волос, для производства краски и ткани)?
6. Почему крапиву считают сорным растением?



Вверх