Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов. Комплекс производящий конструкционные материалы и химические вещества

В условиях НТП межотраслевые комплексы взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, образуя крупные системы, примером которых является комплекс, перерабатывающий природные ресурсы в конструкционные материалы и химические вещества.

Основная часть из 70 видов добываемого в России минерального сырья (не считая топливных ресурсов), а также древесина используются в производстве конструкционных материалов

Конструкционные материалы - природные и искусственные материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений

Конструкционные материалы подразделяются на:

Традиционные (чугун, сталь, глина, песок, древесина, натуральный каучук, натуральные волокна и др.);

Новые (пластмассы, полимеры, металлокерамика, стеклопластик, металлопластик, стеклобетон и др.).

Состав комплекса конструкционных материалов:

Комплекс конструкционных материалов
Металлургический комплекс Производство строительных материалов Химико-лесной комплекс
черная цветная Химия Лесная
отходы
Производство проката
Бытовая и парфюмерия Переработка полимеров лесохимия Целлюлозно-бумажн.
Сталь Чистый металл
гидролиз
Плавильное производство
Производство удобрений Производство полимеров Производство мебели
рафинирование
Внедоменное производство
Черновой металл Пр-во др. продуктов основной химии Органический синтез Лесопиление и деревообработка
окатыши
Доменное производство
­ ­
ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В этом комплексе объединяются отрасли, производящие конструкционные материалы, т.е. материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений: черная и цветная металлургия, химическая и лесная промышленность, производство строительных материалов. Такое объединение обусловлено, во-первых, участием этих отраслей в производстве конструкций, предназначенных для изготовления готовых изделий или сооружений, а во-вторых, многие виды продукции комплекса взаимозаменяемы (например, металл и стройматериалы в настоящее время активно заменяются пластмассами и полимерами).

Горнодобывающая промышленность лежит в основе не только этого комплекса, с ней тесно связаны проблемы рационального использования природных ресурсов и формирование экологической политики государства. География развития этой отрасли зависит от природных ресурсов. Добывающая промышленность в России имеет несовершенную структуру: она крайне гипертрофирована и на ее долю приходится 22,5% производства, хотя в развитых странах - не выше 9%. Причиной этого является не только богатство и разнообразие природных ресурсов в нашей стране, но и технологическая отсталость промышленности, не дающая возможности эффективно использовать добываемые ресурсы. Добывающей промышленности России присущ ряд негативных черт:

Большие нарушения литосферы вследствие большой переработки горных пород;

Потери при добыче огромного количества сырья;

Слабо внедряются прогрессивные методы добычи, что оказывает влияние на себестоимость полученных металлов;

Слабое использование вторичных ресурсов;

Не происходит снижения темпов развития добывающей промышленности, характерное для развитых стран.

Крупные сочетания ресурсов, которые имеют общегосударственное значение и охватывают обширные территории, называются ресурсными базами страны. В России это:

Урало-Поволжская,

Центральная,

Южно-Сибирская,

Северо-Восточная,

Приморская .

Металлургический комплекс.

Значение.

Металлургический комплекс – совокупность отраслей, производящих различные металлы. Этот комплекс потребляет до 25% угля и энергии, на него приходится до 30% грузовых перевозок.

В состав комплекса входят черная и цветная металлургия.

90% всех металлов, применяемых в современном производстве, - черные металлы, т. е. железо и сплавы, получаемые на его основе. Однако число цветных металлов гораздо больше (их более 70), они обладают очень ценными свойствами. Поэтому цветная металлургия имеет огромное значение для отраслей, обеспечивающих развитие НТР в народном хозяйстве.

Особенности.

Металлургическому комплексу России присущ целый ряд особенностей, влияющих на его географию:

1. Металлургия охватывает весь процесс производства металлов: добычу и подготовку руд, топлива, выпуск металла, производство вспомогательных материалов. Поэтому в металлургическом производстве широко развито комбинирование . В черной металлургии преобладает комбинирование на основе последовательной переработки исходного сырья (руда – чугун – сталь – прокат), в цветной – на основе его комплексного использования: например, из полиметаллических руд получают несколько металлов. Комбинаты дают весь чугун, основную часть стали и цветных металлов.

2. В металлургии высокий уровень концентрации и монополизации производства . 200 крупнейших предприятий (5% от общего их числа) производят 52% продукции черной металлургии и 49% цветной.

3. Металлургия – трудоемкая отрасль (большое количество строителей, рабочих + город у комбината в 100000 человек).

4. Для металлургии характерна большая материалоемкость . Современный металлургический комбинат получает столько же грузов, сколько и Москва.

5. Высокие затраты на создание и обслуживание комбината, при его медленной окупаемости .

6. Металлургия – крупнейший загрязнитель окружающей среды. 14% промышленных выбросов в атмосферу дает черная металлургия и 21% - цветная. Кроме того, металлургический комплекс дает до 30% загрязнений сточных вод.

Факторы размещения.

1. особенности используемого сырья;

2. применяемый для получения металла вид энергии;

3. география сырьевых и энергетических источников;

4. транспортные пути;

5. необходимость охраны окружающей среды;

6. предприятия, связанные с заключительной стадией металлургии – обработкой металла, чаще всего размещаются в районах потребления готовой продукции.

Тема урока: Состав и значение комплексов, производящих

конструкционные материалы и химические вещества.

Задачи:

Дать представление о комплексах, производящих конструк­ционные материалы и химические вещества, их составе и значении в хозяйстве страны.

Сформировать понятие «конструкционные материалы», по­казать многообразие конструкционных материалов.

Выявить особенности и значение металлургического ком­плекса, показать его место в хозяйстве России, рассмотреть совре­менные проблемы российской металлургии и их географические следствия.

Совершенствовать умение работать с учебником, картосхе­мами, таблицами.

Оснащение: карта «Металлургия России», тесты для про­верки знаний, презентация

Ход урока

    Оргмомент

    Проверка знаний и умений

Тестирование

Вариант I

Варианты ответов

    Какое место в мире занимает Россия по добыче нефти?

А) первое;

Б) второе;

В) седьмое;

Г) входит во вторую десятку стран-лидеров.

    По добыче какого топливного полезного ископаемого Россия занимает первое место в мире?

А) каменный уголь;

Б) природный газ;

    Выберите месторождение нефти.

А) Ямбургское;

Б) Уренгойское;

В) Самотлор;

Г) Ромашкинское;

Д) Штокмановское.

    Астрахань, Оренбург, Ямбург – это центры добычи…

А) природного газа;

В)каменного угля;

    Самыми распространёнными электростанциями, вырабатывающими большую часть энергии, являются…

А) тепловые;

Б) гидравлические;

В) геотермальные;

Г) атомные.

    «Сияние Севера» - это …

А) атомный ледокол;

Б) магистральный газопровод;

В) крупнейший в мире алмаз;

Г) ненецкий фольклорный ансамбль.

    ¾ добываемого угля в России используется…

А) в качестве сырья для химической промышленности;

Б) в качестве кокса в металлургии;

В) в качестве топлива на ТЭС;

Г) в качестве топлива на транспорте.

    Выберите угольный бассейн, где добыча осуществляется только открытым способом

А)Канско-Ачинский;

Б) Кузнецкий;

В)Печорский;

Г) Подмосковный.

    Найдите неверную пару

А) Рефтинская ГРЭС – Свердловская область;

Б) Усть-Илимская ГЭС – Республика Хакасия;

В) Билибинская АЭС – Чукотский АО;

Г) Рыбинская ГЭС – Ярославская область.

    Укажите, какая из перечисленных электростанций - тепловая

А) Сургутская;

Б) Братская;

В) Кислогубская;

Г) Братская.

    Укажите, какая из перечисленных электростанций - атомная

А) Рефтинская;

Б) Саяно-Шушенская;

В) Балаковская;

Г) Братская.

    Выберите верное утверждение, относящееся к электроэнергетике России

А) большая часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС;

Б) вся территория страны покрыта единой энергосистемой;

В) крупнейшие ГЭС построены на реках Лена, Обь и их притоках;

Г) две АЭС располагаются за северным полярным кругом.

    Выберите города, являющиеся центрами нефтепереработки

А) Самара;

Б) Новгород;

Г) Рязань;

Д) Челябинск;

Е) Ростов-на-Дону.

Вариант II

Варианты ответов

1. Какое производство не относится к ТЭК?

А) нефтедобыча;

Б) нефтепереработка;

В) газопроводный транспорт;

Г) производство удобрений.

2. Укажите главный район добычи нефти в России

Б) Западная Сибирь;

В) Урало-Поволжье;

Г) Северный Кавказ.

3. Выберите субъект России, в котором находится Кузнецкий угольный бассейн

А) кемеровская область;

Б) Ростовская область;

В) Красноярский край;

Г) Республика Коми.

4. Укажите электростанцию, которая входит в тройку наиболее мощных теплоэлектростанций России

А) Саратовская;

Б) Балаковская;

В) Приморская;

Г) Костромская.

5. Укажите основной регион добычи нефти в Урало-Поволжье

А) Татарстан;

Б) Самарская область;

В) Удмуртия;

Г) Оренбургская область.

6. Из какого бассейна коксующийся уголь экспортируется в Японию?

А) Печорский;

Б) Иркутский;

В) Кузнецкий;

Г) Южно-Якутский.

7. Укажите ошибку в перечне атомных электростанций России

А) Тверская;

Б) Костромская;

В) Смоленская;

Г) Курская.

8. Выберите крупнейшие газовые месторождения

А) Медвежье и Самотлор;

Б) Уренгой и Ямбург;

В) Оренбургское и Астраханское;

Г) Берёзовское и Качканар.

9. К исчерпаемым природным ресурсам относится…

А) солнечная энергия;

Б) воздух;

10. Топливными ресурсами не обеспечена база…

А) Урало-Поволжская;

Б) Центральная;

В) Северо-Европейская.

11. Крупнейшие общегеологические запасы угля находятся в бассейне

А)Тунгусском;

Б)Печорском;

В) Ленском;

Г) КанскоАчинском.

12. Найдите ошибку в перечне недостатков тепловых электростанций

А) сильно загрязняют атмосферу;

Б) используют невозобновимые исчерпаемые ресурсы;

В) высокая себестоимость энергии;

Г) могут быть построены только возле месторождений топливных ресурсов

13. Укажите экономические районы России, в которых построены АЭС

А) Поволжье;

В) Западная Сибирь;

Г) Восточная Сибирь;

Д) Дальний Восток.

Ответы

вопроса

I вариант

II вариант

2. Письменная работа по карточкам с заданиями.

Карточка №1

Чем ТЭЦ отличается от ТЭС? Каковы принципы размещения ТЭС?

(ТЭС - тепловая электростанция, вырабатывает только электроэнергию. ТЭЦ - тепловая электроцентраль, вырабатыва­ет не только электроэнергию, но и тепло (пар и горячая вода). Свободное размещение: и у потребителя, и у источников топлив­ных ресурсов.)

Карточка №2

Чем ГЭС отличается от ГРЭС? Назовите крупнейшие ГЭС в России.

(ГЭС - гидроэлектростанция, использующая энергию падающей воды. ГРЭС - государственная районная электростан­ция. Она тепловая, использует любое топливо и обеспечивает электричеством большую территорию.) С течением времени тер­мин «ГРЭС» потерял свой первоначальный смысл («районная») и в современном понимании означает, как правило, конденсацион­ную электростанцию (КЭС) большой мощности (тысячи МВт), ра­ботающую в объединённой энергосистеме наряду с другими круп­ными электростанциями. Однако следует учитывать, что не все станции, имеющие в своём названии аббревиатуру «ГРЭС», явля­ются конденсационными, некоторые из них работают как теплоэлектроцентрали.

Карточка №3

Назовите ГЭС, расположенные на Волге. В чем состоят пре­имущества и недостатки ГЭС? (Угличская, Рыбинская, Чебоксарская, Горьковская, Волжская им. В. И. Ленина, Волжская им. XXII съезда КПСС. Преимущества: высокий КПД, экономичность, простота управления, длительные сроки эксплуатации, низкая себестои­мость электроэнергии, возможность строительства каскадов ГЭС. Недостатки: длительное строительство, большие капита­ловложения в период строительства, отрицательное экологиче­ское влияние на окружающую территорию.)

Карточка №4

Назовите АЭС, расположенные в Европейской части России. Ка­кой принцип размещения АЭС является основным?

(Кольская, Ленин­градская, Калининская, Смоленская, Курская, Нововоронежская, Балаковская. Основной принцип размещения АЭС - потребительский.)

Карточка №5

Где и с какой целью необходимо располагать электростан­ции, использующие энергию ветра? Обоснуйте ответ.

(В прибреж­ных районах Севера России для электроснабжения малых и вре­менных населенных пунктов. Именно там среднегодовая скорость ветра составляет более 6-9 м/с.)

Карточка №6

Где и с какой целью необходимо располагать электростан­ции, использующие энергию солнца?

(В южных районах России с большим количеством солнечных дней в году, в малых и времен­ных населенных пунктах. Именно там суммарная солнечная радиа­ция превышает 100 ккал/см 2 .)

3. Устный фронтальный опрос.

1) Каково значение электроэнергетики? Почему электроэнерге­тику обычно рассматривают вместе с топливной промышленно­стью и объединяют их в единый комплекс?

2) От чего зависит себестоимость электроэнергии? Почему важно получение электроэнергии с низкой себестоимостью?

3) Объясните принципы размещения электростанций разных типов.

4) Что такое ЕЭС России? В чём её значение и экономическая выгода?

5) Какие типы ТЭС вы знаете?

6) Назовите преимущества и недостатки ГЭС?

7) В чём проблемы развития атомной энергетики в России?

8) Каковы возможности использования альтернативной электроэнергетики?

    Изучение нового материала

    На первом этапе урока

промышленность

Чёрная и цветная металлургия


Конструкционные материалы


нефтехимия

Промышленность

    Просмотр презентации

Учитель. Объединение данных комплексов в единую систе­му целесообразно, так как:

1) между комплексами существуют довольно тесные взаимосвязи, в частности, значительная часть химических веществ служит исходным сырьем для производства конструкционных материалов;

2) продукция комплексов часто взаимозаменяема;

3) объемы производства металла на перспективу все более оп­ределяются параметрами развития химической промышленности и новыми технологиями обработки древесины;

4) в комплексах основу их нижних этажей составляют добы­вающие производства, с развитием которых тесно связаны пробле­мы рационального использования природных ресурсов и формиро­вания ресурсосберегающей политики, а также эколого-экономические аспекты хозяйствования.

Пропорции между рассматриваемыми комплексами, их доля в рос­сийской промышленности анализируются по таблице 4 (с. 25 учебни­ка). Учащиеся также отвечают на вопросы к этой таблице.

2. Понятие «конструкционные материалы» учащиеся записы­вают в тетрадь (с. 23 учебника). Учитель организует работу уча­щихся с таблицей 3 (с. 23 учебника, рис. 7 на с. 24).

    На какие группы делятся конструкционные материалы по своему происхождению?

    На какие группы делятся конструкционные материалы но степени новизны?

    Как вы считаете, производство каких конструкционных материалов занимает первое место?

    Как производство конструкционных материалов связано с добывающей промышленностью?

Учитель предлагает учащимся составить схему связей комплек­сов с основными потребителями конструкционных материалов. Схема может иметь следующий вид.

Комплексы конструкционных материалов

Машиностроительный Транспортный Строительный

комплекс комплекс комплекс

Агропромышленный ТЭК Комплекс по производству товаров

комплекс народного потребления

3. Следующий этап урока посвящен металлургическому ком­плексу России. Определение учащиеся записывают в тетрадь. Зна­чение металлургического комплекса можно обсудить в совместной беседе после того, как учащиеся поработают с текстом учебника (§5, с. 25). Учитель дополняет ответы учеников.

Учитель. Российская металлургическая отрасль промышлен­ности является второй отраслью в стране после топливно-энергетического комплекса по наполнению федерального бюджета и ведущей по внесению вклада в валютные поступления страны. От работы металлургических предприятий во многом зависит соци­ально-экономическое развитие как страны в целом, так и регионов. Кроме того, продукция российской металлургии по-прежнему остается одной из крупнейших составляющих мирового рынка ме­таллопродукции.

Металлургический комплекс можно назвать основой хозяйства страны. Он является фундаментом машиностроения, которое вме­сте с электроэнергетикой и химической промышленностью обеспе­чивает развитие научно-технического прогресса. Многие другие комплексы являются потребителями продукции металлургии.

Особенности металлургического комплекса

3. Сложность техноло­гического цикла

Технологический цикл состоит из ряда по­следовательных процессов: добыча руд ме­таллов - обогащение -+ выплавка метал­ла -* производство проката

4. Комплексообразую-щее и районообразую-щее значение в терри­ториальной структуре хозяйства России

Предприятия обладают большим комплексо-образующим значением, так как могут быть объединены технологическими связями с другими отраслями хозяйства. Например, при коксовании угля часто организуется производство азотных удобрений; отходы доменного и сталеплавильного производства используются как строительные материалы; к металлургическим заводам тяготеют пред­приятия металлоемкого машиностроения. Многие предприятия имеют градообразую­щее значение

5. Отрицательное влия­ние на окружающую среду

На долю металлургии приходится 20 % всех промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу до 10 млн т вредных веществ, в том числе 80 % всех выбросов свинца. При открытой добыче руд из хозяйственного оборота изы­маются десятки тысяч гектаров земли

    Закрепление

Выполнение задания №1 стр. 8 в рабочей тетради

    Итог урока

    Д/з; § 21, с.106-107, вопросы с.107

Черная металлургия - одна из важнейших отраслей хозяйственного комплекса России, служит фундаментом для развития многих отраслей промышленности и в первую очередь машиностроения. По производству черных металлов Россия занимает 4-е место. Подавляющую часть чугуна, стали и проката здесь дают крупные предприятия с полным технологическим циклом - металлургические комбинаты. В составе металлургического комплекса страны есть также заводы, выпускающие только чугун и сталь или отдельно чугун, сталь и прокат. Особую группу образуют предприятия малой металлургии, производство стали и проката на машиностроительных заводах и предприятия с электрометаллургическим производством стали и ферросплавов. На размещение предприятий черной металлургии полного цикла решающую роль оказывают сырьевой и топливно-энергетический фактор. Большое значение имеет также наличие водных ресурсов.

По добыче железной руды лидирует Центрально-Черноземный район, где находится КМ А с ее месторождениями и горно-обогатительными комбинатами мирового значения. Далее следует Урал, Северный район, Восточная и Западная Сибирь.

Цветная металлургия России характеризуется сложностью структуры производства, высокой обеспеченностью собственными ресурсами. Характерна также экспортная направленность отрасли. Особенно велика доля России в мировом производства и экспорте алюминия, никеля, меди, титана, олова, золота и алмазов. Высок уровень территориальной концентрации производства - большая часть объема продукции отрасли приходится на Уральский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Северный районы. В размещении цветной металлургии особая роль принадлежит сырьевому и топливно-энергетическому факторам. Медная промышленность в основном получила раз­витие в районах, располагающих крупными запасами медных руд, - Уральском, Восточно-Сибирском и Северном. В Восточной Сибири на севере Читинской области близи ст. Чара осваивается уникальное по запасам и качеству Удоканское месторождение медных руд. Норильский горно-металлургический комбинат использует медно-никелевые руды местных месторождений и производит наряду с выплавкой меди никель, кобальт, платину и др. металлы.

В Северном районе на Кольском полуострове осуществляется добыча и обогащение медно-никелевых руд. Вне районов получения черновой меди, ориентируясь на потребителя, расположились предприятия по рафинированию меди в Москве, Санкт-Петербурге, Кольчугино и других городах. Никель-кобальтовая промышленность также тесно связана с районами добычи сырья. Помимо вышеназванных мест добычи и центров переработки медно-никелевого сырья в Северном районе и в Восточной Сибири, никелевые руды добывают и перерабатывают на Урале. Свинцово-цинковая промышленность развита также в основном вблизи мест залегания и добычи сырья - в Белово, Нерчинске, Дальнегорске. Алюминиевая промышленность представлена в России всеми стадиями производства: добычей и обогащением сырья, производством глинозема, выплавкой металлического алюминия. Сырьевую базу отрасли образуют бокситы и нефелины. Производство глинозема находится на Урале, в Восточной Сибири, в Северном районе. Отечественное производство обеспечивает только около половины имеющихся потребностей в глиноземе, остальное количество глинозема экспортируется. Из общего объема производства алюминия в России почти 80% приходится на один Восточно-Сибирский район. Производство титана и магния осуществляется у источников сырья на Урале. Оловянная промышленность. Добыча и обогащение олова осуществляются в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.


Ведущая отрасль химического комплекса России - промышленность полимерных материалов - включает в себя производство синтетических смол и пластических масс, химических волокон, синтетического каучука. Промышленность химических волокон и нитей наиболее широко представлена в районах развитой текстильной промышленности - Северо-Западном, Центральном, Поволжском. Более 2/3 общего производства химических волокон и нитей приходится на европейскую часть. Производство синтетического каучука размещается в районах добычи природного газа и нефти, нефтепереработки. В Восточной Сибири синтетический каучук получают из синтетического спирта путем гидролиза древесины. Промышленность минеральных удобрений, серно-кислотная, содовая и другие отрасли основной химии России располагают мощной сырьевой базой: ресурсы поваренной и калийной солей, апатитов в фосфоритов, серного колчедана и самородной серы, уголь, природный газ, газы черной и цветной металлургии, коксовые газы и пр.

Лесная промышленность - традиционная для России отрасль специализации хозяйства.
Для отраслей лесной промышленности характерны высокие удельные расходы сырья и огромные отходы производства. Поэтому важнейший фактор размещения лесной промышленности - сырьевой. Крупные центры лесопиления и деревообработки расположены в низовьях и устьях сплавных рек, в местах пересечения лесосплавных рек железнодорожными магистралями. На размещение отдельных отраслей лесной промышленности помимо сырьевого фактора влияют также близость потребителя, условия водо- и электроснабжения. Мебельная промышленность развита практически повсеместно. Целлюлозно-бумажная промышленность наибольшее развитие получила в районах лесозаготовок, располагающих крупными источниками водоснабжения и электроэнергии.

Урок 19

Тема урока: Состав и значение комплексов, производящих

конструкционные материалы и химические вещества.

Задачи:

Дать представление о комплексах, производящих конструкционные материалы и химические вещества, их составе и значении в хозяйстве страны.

Сформировать понятие «конструкционные материалы», показать многообразие конструкционных материалов.

Выявить особенности и значение металлургического комплекса, показать его место в хозяйстве России, рассмотреть современные проблемы российской металлургии и их географические следствия.

Совершенствовать умение работать с учебником, картосхемами, таблицами.

Оснащение: карта «Металлургия России», тесты для проверки знаний, презентация

Ход урока

    Оргмомент

    Проверка знаний и умений

Тестирование

Вариант I

А) первое;

Б) второе;

В) седьмое;

Г) входит во вторую десятку стран-лидеров.

    По добыче какого топливного полезного ископаемого Россия занимает первое место в мире?

А) каменный уголь;

Б) природный газ;

В) торф;

Г) нефть.

    Выберите месторождение нефти.

А) Ямбургское;

Б) Уренгойское;

В) Самотлор;

Г) Ромашкинское;

Д) Штокмановское.

    Астрахань, Оренбург, Ямбург – это центры добычи…

А) природного газа;

Б) нефти;

В)каменного угля;

Г) торфа.

    Самыми распространёнными электростанциями, вырабатывающими большую часть энергии, являются…

А) тепловые;

Б) гидравлические;

В) геотермальные;

Г) атомные.

    «Сияние Севера» - это …

А) атомный ледокол;

Б) магистральный газопровод;

В) крупнейший в мире алмаз;

Г) ненецкий фольклорный ансамбль.

    ¾ добываемого угля в России используется…

А) в качестве сырья для химической промышленности;

Б) в качестве кокса в металлургии;

В) в качестве топлива на ТЭС;

Г) в качестве топлива на транспорте.

    Выберите угольный бассейн, где добыча осуществляется только открытым способом…

А)Канско-Ачинский;

Б) Кузнецкий;

В)Печорский;

Г) Подмосковный.

    Найдите неверную пару

А) Рефтинская ГРЭС – Свердловская область;

Б) Усть-Илимская ГЭС – Республика Хакасия;

В) Билибинская АЭС – Чукотский АО;

Г) Рыбинская ГЭС – Ярославская область.

    Укажите, какая из перечисленных электростанций - тепловая

А) Сургутская;

Б) Братская;

В) Кислогубская;

Г) Братская.

    Укажите, какая из перечисленных электростанций - атомная

А) Рефтинская;

Б) Саяно-Шушенская;

В) Балаковская;

Г) Братская.

    Выберите верное утверждение, относящееся к электроэнергетике России

А) большая часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС;

Б) вся территория страны покрыта единой энергосистемой;

В) крупнейшие ГЭС построены на реках Лена, Обь и их притоках;

Г) две АЭС располагаются за северным полярным кругом.

    Выберите города, являющиеся центрами нефтепереработки

А) Самара;

Б) Новгород;

В) Пермь;

Г) Рязань;

Д) Челябинск;

Е) Ростов-на-Дону.

Вариант II

А) нефтедобыча;

Б) нефтепереработка;

В) газопроводный транспорт;

Г) производство удобрений.

2. Укажите главный район добычи нефти в России

А) Север;

Б) Западная Сибирь;

В) Урало-Поволжье;

Г) Северный Кавказ.

3. Выберите субъект России, в котором находится Кузнецкий угольный бассейн

А) кемеровская область;

Б) Ростовская область;

В) Красноярский край;

Г) Республика Коми.

4. Укажите электростанцию, которая входит в тройку наиболее мощных теплоэлектростанций России

А) Саратовская;

Б) Балаковская;

В) Приморская;

Г) Костромская.

5. Укажите основной регион добычи нефти в Урало-Поволжье

А) Татарстан;

Б) Самарская область;

В) Удмуртия;

Г) Оренбургская область.

6. Из какого бассейна коксующийся уголь экспортируется в Японию?

А) Печорский;

Б) Иркутский;

В) Кузнецкий;

Г) Южно-Якутский.

7. Укажите ошибку в перечне атомных электростанций России

А) Тверская;

Б) Костромская;

В) Смоленская;

Г) Курская.

8. Выберите крупнейшие газовые месторождения

А) Медвежье и Самотлор;

Б) Уренгой и Ямбург;

В) Оренбургское и Астраханское;

Г) Берёзовское и Качканар.

9. К исчерпаемым природным ресурсам относится…

А) солнечная энергия;

Б) воздух;

В) почва.

10. Топливными ресурсами не обеспечена база…

А) Урало-Поволжская;

Б) Центральная;

В) Северо-Европейская.

11. Крупнейшие общегеологические запасы угля находятся в бассейне

А)Тунгусском;

Б)Печорском;

В) Ленском;

Г) КанскоАчинском.

12. Найдите ошибку в перечне недостатков тепловых электростанций

А) сильно загрязняют атмосферу;

Б) используют невозобновимые исчерпаемые ресурсы;

В) высокая себестоимость энергии;

Г) могут быть построены только возле месторождений топливных ресурсов

13. Укажите экономические районы России, в которых построены АЭС

А) Поволжье;

Б) Урал;

В) Западная Сибирь;

Г) Восточная Сибирь;

Д) Дальний Восток.

Ответы

2. Письменная работа по карточкам с заданиями.

Карточка №1

Чем ТЭЦ отличается от ТЭС? Каковы принципы размещения ТЭС?

(ТЭС - тепловая электростанция, вырабатывает только электроэнергию. ТЭЦ - тепловая электроцентраль, вырабатывает не только электроэнергию, но и тепло (пар и горячая вода). Свободное размещение: и у потребителя, и у источников топливных ресурсов.)

Карточка №2

Чем ГЭС отличается от ГРЭС? Назовите крупнейшие ГЭС в России.

(ГЭС - гидроэлектростанция, использующая энергию падающей воды. ГРЭС - государственная районная электростанция. Она тепловая, использует любое топливо и обеспечивает электричеством большую территорию.) С течением времени термин «ГРЭС» потерял свой первоначальный смысл («районная») и в современном понимании означает, как правило, конденсационную электростанцию (КЭС) большой мощности (тысячи МВт), работающую в объединённой энергосистеме наряду с другими крупными электростанциями. Однако следует учитывать, что не все станции, имеющие в своём названии аббревиатуру «ГРЭС», являются конденсационными, некоторые из них работают как теплоэлектроцентрали.

Карточка №3

Назовите ГЭС, расположенные на Волге. В чем состоят преимущества и недостатки ГЭС? (Угличская, Рыбинская, Чебоксарская, Горьковская, Волжская им. В. И. Ленина, Волжская им. XXII съезда КПСС. Преимущества: высокий КПД, экономичность, простота управления, длительные сроки эксплуатации, низкая себестоимость электроэнергии, возможность строительства каскадов ГЭС. Недостатки: длительное строительство, большие капиталовложения в период строительства, отрицательное экологическое влияние на окружающую территорию.)

Карточка №4

Назовите АЭС, расположенные в Европейской части России. Какой принцип размещения АЭС является основным?

(Кольская, Ленинградская, Калининская, Смоленская, Курская, Нововоронежская, Балаковская. Основной принцип размещения АЭС - потребительский.)

Карточка №5

Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию ветра? Обоснуйте ответ.

(В прибрежных районах Севера России для электроснабжения малых и временных населенных пунктов. Именно там среднегодовая скорость ветра составляет более 6-9 м/с.)

Карточка №6

Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию солнца?

(В южных районах России с большим количеством солнечных дней в году, в малых и временных населенных пунктах. Именно там суммарная солнечная радиация превышает 100 ккал/см 2 .)

3. Устный фронтальный опрос.

1) Каково значение электроэнергетики? Почему электроэнергетику обычно рассматривают вместе с топливной промышленностью и объединяют их в единый комплекс?

2) От чего зависит себестоимость электроэнергии? Почему важно получение электроэнергии с низкой себестоимостью?

3) Объясните принципы размещения электростанций разных типов.

4) Что такое ЕЭС России? В чём её значение и экономическая выгода?

5) Какие типы ТЭС вы знаете?

6) Назовите преимущества и недостатки ГЭС?

7) В чём проблемы развития атомной энергетики в России?

8) Каковы возможности использования альтернативной электроэнергетики?

    Изучение нового материала

    На первом этапе урока

Учитель. Объединение данных комплексов в единую систему целесообразно, так как:

1) между комплексами существуют довольно тесные взаимосвязи, в частности, значительная часть химических веществ служит исходным сырьем для производства конструкционных материалов;

2) продукция комплексов часто взаимозаменяема;

3) объемы производства металла на перспективу все более определяются параметрами развития химической промышленности и новыми технологиями обработки древесины;

4) в комплексах основу их нижних этажей составляют добывающие производства, с развитием которых тесно связаны проблемы рационального использования природных ресурсов и формирования ресурсосберегающей политики, а также эколого-экономические аспекты хозяйствования.

Пропорции между рассматриваемыми комплексами, их доля в российской промышленности анализируются по таблице 4 (с. 25 учебника). Учащиеся также отвечают на вопросы к этой таблице.

2. Понятие «конструкционные материалы» учащиеся записывают в тетрадь (с. 23 учебника). Учитель организует работу учащихся с таблицей 3 (с. 23 учебника, рис. 7 на с. 24).

    На какие группы делятся конструкционные материалы по своему происхождению?

    На какие группы делятся конструкционные материалы но степени новизны?

    Как вы считаете, производство каких конструкционных материалов занимает первое место?

    Как производство конструкционных материалов связано с добывающей промышленностью?

Учитель предлагает учащимся составить схему связей комплексов с основными потребителями конструкционных материалов. Схема может иметь следующий вид.

Комплексы конструкционных материалов

Машиностроительный Транспортный Строительный

комплекс комплекс комплекс

Агропромышленный ТЭК Комплекс по производству товаров

комплекс народного потребления

3. Следующий этап урока посвящен металлургическому комплексу России. Определение учащиеся записывают в тетрадь. Значение металлургического комплекса можно обсудить в совместной беседе после того, как учащиеся поработают с текстом учебника (§5, с. 25). Учитель дополняет ответы учеников.

Учитель. Российская металлургическая отрасль промышленности является второй отраслью в стране после топливно-энергетического комплекса по наполнению федерального бюджета и ведущей по внесению вклада в валютные поступления страны. От работы металлургических предприятий во многом зависит социально-экономическое развитие как страны в целом, так и регионов. Кроме того, продукция российской металлургии по-прежнему ос тается одной из крупнейших составляющих мирового рынка металлопродукции.

Металлургический комплекс можно назвать основой хозяйства страны. Он является фундаментом машиностроения, которое вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью обеспечивает развитие научно-технического прогресса. Многие другие комплексы являются потребителями продукции металлургии.

Особенности металлургического комплекса

3. Сложность технологического цикла

Технологический цикл состоит из ряда последовательных процессов: добыча руд металлов - обогащение -+ выплавка металла -* производство проката

4. Комплексообразую-щее и районообразую-щее значение в территориальной структуре хозяйства России

Предприятия обладают большим комплексо-образующим значением, так как могут быть объединены технологическими связями с другими отраслями хозяйства. Например, при коксовании угля часто организуется производство азотных удобрений; отходы доменного и сталеплавильного производства используются как строительные материалы; к металлургическим заводам тяготеют предприятия металлоемкого машиностроения. Многие предприятия имеют градообразующее значение

5. Отрицательное влияние на окружающую среду

На долю металлургии приходится 20 % всех промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу до 10 млн т вредных веществ, в том числе 80 % всех выбросов свинца. При открытой добыче руд из хозяйственного оборота изымаются десятки тысяч гектаров земли

    Закрепление

Выполнение задания №1 стр. 8 в рабочей тетради

    Итог урока

    Д/з; § 21, с.106-107, вопросы с.107

Урок 19

Тема урока: Состав и значение комплексов, производящих

конструкционные материалы и химические вещества.

Задачи:

Дать представление о комплексах, производящих конструкционные материалы и химические вещества, их составе и значении в хозяйстве страны.

Сформировать понятие «конструкционные материалы», показать многообразие конструкционных материалов.

Выявить особенности и значение металлургического комплекса, показать его место в хозяйстве России, рассмотреть современные проблемы российской металлургии и их географические следствия.

Совершенствовать умение работать с учебником, картосхемами, таблицами.

Оснащение: карта «Металлургия России», тесты для проверки знаний, презентация

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Проверка знаний и умений

Тестирование

Вариант I

Вопросы

Варианты ответов

  1. Какое место в мире занимает Россия по добыче нефти?

А) первое;

Б) второе;

В) седьмое;

Г) входит во вторую десятку стран-лидеров.

  1. По добыче какого топливного полезного ископаемого Россия занимает первое место в мире?

А) каменный уголь;

Б) природный газ;

В) торф;

Г) нефть.

  1. Выберите месторождение нефти.

А) Ямбургское;

Б) Уренгойское;

В) Самотлор;

Г) Ромашкинское;

Д) Штокмановское.

  1. Астрахань, Оренбург, Ямбург – это центры добычи…

А) природного газа;

Б) нефти;

В)каменного угля;

Г) торфа.

  1. Самыми распространёнными электростанциями, вырабатывающими большую часть энергии, являются…

А) тепловые;

Б) гидравлические;

В) геотермальные;

Г) атомные.

  1. «Сияние Севера» - это …

А) атомный ледокол;

Б) магистральный газопровод;

В) крупнейший в мире алмаз;

Г) ненецкий фольклорный ансамбль.

  1. ¾ добываемого угля в России используется…

А) в качестве сырья для химической промышленности;

Б) в качестве кокса в металлургии;

В) в качестве топлива на ТЭС;

Г) в качестве топлива на транспорте.

  1. Выберите угольный бассейн, где добыча осуществляется только открытым способом…

А)Канско-Ачинский;

Б) Кузнецкий;

В)Печорский;

Г) Подмосковный.

  1. Найдите неверную пару

А) Рефтинская ГРЭС – Свердловская область;

Б) Усть-Илимская ГЭС – Республика Хакасия;

В) Билибинская АЭС – Чукотский АО;

Г) Рыбинская ГЭС – Ярославская область.

  1. Укажите, какая из перечисленных электростанций - тепловая

А) Сургутская;

Б) Братская;

В) Кислогубская;

Г) Братская.

  1. Укажите, какая из перечисленных электростанций - атомная

А) Рефтинская;

Б) Саяно-Шушенская;

В) Балаковская;

Г) Братская.

  1. Выберите верное утверждение, относящееся к электроэнергетике России

А) большая часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС;

Б) вся территория страны покрыта единой энергосистемой;

В) крупнейшие ГЭС построены на реках Лена, Обь и их притоках;

Г) две АЭС располагаются за северным полярным кругом.

  1. Выберите города, являющиеся центрами нефтепереработки

А) Самара;

Б) Новгород;

В) Пермь;

Г) Рязань;

Д) Челябинск;

Е) Ростов-на-Дону.

Вариант II

Вопросы

Варианты ответов

1. Какое производство не относится к ТЭК?

А) нефтедобыча;

Б) нефтепереработка;

В) газопроводный транспорт;

Г) производство удобрений.

2. Укажите главный район добычи нефти в России

А) Север;

Б) Западная Сибирь;

В) Урало-Поволжье;

Г) Северный Кавказ.

3. Выберите субъект России, в котором находится Кузнецкий угольный бассейн

А) кемеровская область;

Б) Ростовская область;

В) Красноярский край;

Г) Республика Коми.

4. Укажите электростанцию, которая входит в тройку наиболее мощных теплоэлектростанций России

А) Саратовская;

Б) Балаковская;

В) Приморская;

Г) Костромская.

5. Укажите основной регион добычи нефти в Урало-Поволжье

А) Татарстан;

Б) Самарская область;

В) Удмуртия;

Г) Оренбургская область.

6. Из какого бассейна коксующийся уголь экспортируется в Японию?

А) Печорский;

Б) Иркутский;

В) Кузнецкий;

Г) Южно-Якутский.

7. Укажите ошибку в перечне атомных электростанций России

А) Тверская;

Б) Костромская;

В) Смоленская;

Г) Курская.

8. Выберите крупнейшие газовые месторождения

А) Медвежье и Самотлор;

Б) Уренгой и Ямбург;

В) Оренбургское и Астраханское;

Г) Берёзовское и Качканар.

9. К исчерпаемым природным ресурсам относится…

А) солнечная энергия;

Б) воздух;

В) почва.

10. Топливными ресурсами не обеспечена база…

А) Урало-Поволжская;

Б) Центральная;

В) Северо-Европейская.

11. Крупнейшие общегеологические запасы угля находятся в бассейне

А)Тунгусском;

Б)Печорском;

В) Ленском;

Г) КанскоАчинском.

12. Найдите ошибку в перечне недостатков тепловых электростанций

А) сильно загрязняют атмосферу;

Б) используют невозобновимые исчерпаемые ресурсы;

В) высокая себестоимость энергии;

Г) могут быть построены только возле месторождений топливных ресурсов

13. Укажите экономические районы России, в которых построены АЭС

А) Поволжье;

Б) Урал;

В) Западная Сибирь;

Г) Восточная Сибирь;

Д) Дальний Восток.

Ответы

№ вопроса

I вариант

II вариант

А, В, Г

А, Б, Д

2. Письменная работа по карточкам с заданиями.

Карточка №1

Чем ТЭЦ отличается от ТЭС? Каковы принципы размещения ТЭС?

(ТЭС - тепловая электростанция, вырабатывает только электроэнергию. ТЭЦ - тепловая электроцентраль, вырабатывает не только электроэнергию, но и тепло (пар и горячая вода). Свободное размещение: и у потребителя, и у источников топливных ресурсов.)

Карточка №2

Чем ГЭС отличается от ГРЭС? Назовите крупнейшие ГЭС в России.

(ГЭС - гидроэлектростанция, использующая энергию падающей воды. ГРЭС - государственная районная электростанция. Она тепловая, использует любое топливо и обеспечивает электричеством большую территорию.) С течением времени термин «ГРЭС» потерял свой первоначальный смысл («районная») и в современном понимании означает, как правило, конденсационную электростанцию (КЭС) большой мощности (тысячи МВт), работающую в объединённой энергосистеме наряду с другими крупными электростанциями. Однако следует учитывать, что не все станции, имеющие в своём названии аббревиатуру «ГРЭС», являются конденсационными, некоторые из них работают как теплоэлектроцентрали.

Карточка №3

Назовите ГЭС, расположенные на Волге. В чем состоят преимущества и недостатки ГЭС? (Угличская, Рыбинская, Чебоксарская, Горьковская, Волжская им. В. И. Ленина, Волжская им. XXII съезда КПСС. Преимущества: высокий КПД, экономичность, простота управления, длительные сроки эксплуатации, низкая себестоимость электроэнергии, возможность строительства каскадов ГЭС. Недостатки: длительное строительство, большие капиталовложения в период строительства, отрицательное экологическое влияние на окружающую территорию.)

Карточка №4

Назовите АЭС, расположенные в Европейской части России. Какой принцип размещения АЭС является основным?

(Кольская, Ленинградская, Калининская, Смоленская, Курская, Нововоронежская, Балаковская. Основной принцип размещения АЭС - потребительский.)

Карточка №5

Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию ветра? Обоснуйте ответ.

(В прибрежных районах Севера России для электроснабжения малых и временных населенных пунктов. Именно там среднегодовая скорость ветра составляет более 6-9 м/с.)

Карточка №6

Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию солнца?

(В южных районах России с большим количеством солнечных дней в году, в малых и временных населенных пунктах. Именно там суммарная солнечная радиация превышает 100 ккал/см 2 .)

3. Устный фронтальный опрос.

1) Каково значение электроэнергетики? Почему электроэнергетику обычно рассматривают вместе с топливной промышленностью и объединяют их в единый комплекс?

2) От чего зависит себестоимость электроэнергии? Почему важно получение электроэнергии с низкой себестоимостью?

3) Объясните принципы размещения электростанций разных типов.

4) Что такое ЕЭС России? В чём её значение и экономическая выгода?

5) Какие типы ТЭС вы знаете?

6) Назовите преимущества и недостатки ГЭС?

7) В чём проблемы развития атомной энергетики в России?

8) Каковы возможности использования альтернативной электроэнергетики?

  1. Изучение нового материала
  1. На первом этапе урока

Лесная

промышленность

Чёрная и цветная металлургия

Конструкционные материалы

Химия и

нефтехимия

Промышленность

стройматериалов

  1. Просмотр презентации

Учитель. Объединение данных комплексов в единую систему целесообразно, так как:

1) между комплексами существуют довольно тесные взаимосвязи, в частности, значительная часть химических веществ служит исходным сырьем для производства конструкционных материалов;

2) продукция комплексов часто взаимозаменяема;

3) объемы производства металла на перспективу все более определяются параметрами развития химической промышленности и новыми технологиями обработки древесины;

4) в комплексах основу их нижних этажей составляют добывающие производства, с развитием которых тесно связаны проблемы рационального использования природных ресурсов и формирования ресурсосберегающей политики, а также эколого-экономические аспекты хозяйствования.

Пропорции между рассматриваемыми комплексами, их доля в российской промышленности анализируются по таблице 4 (с. 25 учебника). Учащиеся также отвечают на вопросы к этой таблице.

2. Понятие «конструкционные материалы» учащиеся записывают в тетрадь (с. 23 учебника). Учитель организует работу учащихся с таблицей 3 (с. 23 учебника, рис. 7 на с. 24).

  1. На какие группы делятся конструкционные материалы по своему происхождению?
  2. На какие группы делятся конструкционные материалы но степени новизны?
  3. Как вы считаете, производство каких конструкционных материалов занимает первое место?
  4. Как производство конструкционных материалов связано с добывающей промышленностью?

Учитель предлагает учащимся составить схему связей комплексов с основными потребителями конструкционных материалов. Схема может иметь следующий вид.

Комплексы конструкционных материалов

Машиностроительный Транспортный Строительный

Комплекс комплекс комплекс

Агропромышленный ТЭК Комплекс по производству товаров

Комплекс народного потребления

3. Следующий этап урока посвящен металлургическому комплексу России. Определение учащиеся записывают в тетрадь. Значение металлургического комплекса можно обсудить в совместной беседе после того, как учащиеся поработают с текстом учебника (§5, с. 25). Учитель дополняет ответы учеников.

Учитель. Российская металлургическая отрасль промышленности является второй отраслью в стране после топливно-энергетического комплекса по наполнению федерального бюджета и ведущей по внесению вклада в валютные поступления страны. От работы металлургических предприятий во многом зависит социально-экономическое развитие как страны в целом, так и регионов. Кроме того, продукция российской металлургии по-прежнему ос тается одной из крупнейших составляющих мирового рынка металлопродукции.

Металлургический комплекс можно назвать основой хозяйства страны. Он является фундаментом машиностроения, которое вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью обеспечивает развитие научно-технического прогресса. Многие другие комплексы являются потребителями продукции металлургии.

Особенности металлургического комплекса

3. Сложность технологического цикла

Технологический цикл состоит из ряда последовательных процессов: добыча руд металлов - обогащение -+ выплавка металла -* производство проката

4. Комплексообразую-щее и районообразую-щее значение в территориальной структуре хозяйства России

Предприятия обладают большим комплексо-образующим значением, так как могут быть объединены технологическими связями с другими отраслями хозяйства. Например, при коксовании угля часто организуется производство азотных удобрений; отходы доменного и сталеплавильного производства используются как строительные материалы; к металлургическим заводам тяготеют предприятия металлоемкого машиностроения. Многие предприятия имеют градообразующее значение

5. Отрицательное влияние на окружающую среду

На долю металлургии приходится 20 % всех промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу до 10 млн т вредных веществ, в том числе 80 % всех выбросов свинца. При открытой добыче руд из хозяйственного оборота изымаются десятки тысяч гектаров земли

  1. Закрепление

Выполнение задания №1 стр. 8 в рабочей тетради

  1. Итог урока
  2. Д/з; § 21, с.106-107, вопросы с.107



Вверх