Классный час "мы - пассажиры". Мы пассажиры урок.doc - Внеклассное мероприятие "Мы- пассажиры"

Цели:

— познакомить учащихся с понятием «пассажир», с правилами поведения в транспорте, видами общественного транспорта;
— повторить и закрепить правила дорожного движения;
— развивать мышление, связную речь.

Ход занятия.

I. Организационный момент .

Слайд .

Сегодняшнее занятие начнем с небольшой разминки.

Я прочитаю вам вопросы, а вы, если поступаете так, как здесь говорится, говорите: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если же какие-либо из правил не соответствуют норме, тогда вы молчите.

Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?

Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?

Кто бежит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?

Знает кто, что свет зелёный
Означает: путь открыт?


-А что жёлтый свет всегда
Нам о вниманье говорит?

— Кто, пусть честно говорит,
На трамвае не висит?

— Знает кто, что красный свет-
Это значит: хода нет?

На улице будьте внимательны, дети!

Твёрдо запомните правила эти!

Правила эти помни все

Чтоб не случилась с тобою беда

Сейчас мы с вами повторим то, что выучили на прошлых занятиях, правила поведения на улице, правила перехода через проезжую часть.

Презентация 1.

II. Выделению темы и задач классного часа.
Чтобы узнать тему классного часа предлагаю отгадать загадки и назвать отгадки одним словом.

Презентация 2.

Слайд 1. Загадки о видах общественного транспорта.
Что за чудо – красный дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)


Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

Многолюден, шумен, молод
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут. (Метро)

Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?.. (Электричка)


Какой еще вид транспорта вы знаете, которым мы часто пользуемся у нас в Норильске, особенно, когда очень холодно? (Такси)


— Назовите одним словом отгадки. (Общественный транспорт.)
— Какой же транспорт называется общественным?
— Да, трамваи, троллейбусы, автобусы, такси возят пассажиров.

Тема классного часа «Мы пассажиры».

Слайд 2.


Учитель: Работа водителей, этих транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. Пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.

Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!
Мы должны познакомиться с понятием «пассажир», с правилами поведения в транспорте.

Пассажир – лицо, которое пользуется для передвижения каким–либо транспортом и не управляет им. Очень ошибаются те ребята, которые думают примерно так: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я — пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает шофёр».

Дело в том, что и от пассажиров зависит безопасность на дорогах. Есть особые правила пользования общественным транспортом, которые мы должны выполнять, будучи пассажирами.

В Правилах дорожного движения для них специально выделен раздел – «обязанности пассажиров».

Все мы: и взрослые, и дети, являемся и пешеходами, и пассажирами.

Для пассажиров транспорта существуют особые правила , которые необходимо выполнять.

III. Викторина « Мы – пассажиры»

— За каждый правильный ответ получаете жетон. По окончании викторины узнаем, кто из вас знает лучше правила поведения в общественном транспорте.

1. Что такое общественный транспорт?
Общественный транспорт - автобус, троллейбус, трамвай - это маршрутные транспортные средства. Они перевозят людей по дорогам и движутся по установленному маршруту с обозначенными остановками.
Учитель: Ожидаешь ты посадки

На отведённой площадке.

Не нужна тебе сноровка

Это место ……

Слайд 3

2. Ожидать транспорт нужно на специально обозначенной площадке — остановке общественного транспорта.

На остановке мы не должны:

— бегать, играть;

— подходить близко к краю тротуара.

3. Какими дорожными знаками обозначается место стоянки общественного транспорта?

Слайд 4.

4. Каков порядок посадки и выхода из общественного транспорта?
Входить и выходить из транспорта можно только после полной его остановки.
При посадке сначала нужно пропустить выходящих людей, а потом входить самому.

а) Входят в автобус и троллейбус через заднюю дверь. Через переднюю дверь, разрешается входить пассажирам с детьми дошкольного возраста и школьникам до 4 класса, а также инвалидам, престарелым и беременным женщинам. Во время посадки не следует создавать толчеи, задерживаться у входной двери, нужно пройти вперёд, дав возможность зайти другим пассажирам.

Слайд 5.

б) Выходить из автобуса и троллейбуса можно только на остановке, через переднюю или заднюю дверь. Выход через заднюю дверь разрешён потому, что это сокращает время стоянки, позволяет быстрее освободить салон.

в) Вход в вагон и выход из вагона в трамвае строго определены. На дверях есть надписи «вход», «выход».

Слайд 6.

5. Как можно переходить улицу, сойдя с трамвая, автобуса и троллейбуса?
Прежнего предписания «автобус обходи сзади, трамвай - спереди» в Правилах дорожного движения давно уже нет. Жизнь показала, что следовать этому правилу очень опасно. Если после выхода из транспорта, тебе нужно перейти дорогу, дойди до пешеходного перехода и только по нему, соблюдая правила безопасности, перейди проезжую часть.

Слайд 7.

6. Как должны вести себя пассажиры в общественном транспорте?
Войдя в салон, по возможности не останавливайся у дверей. Тем более не прислоняйся к ним, потому что они могут внезапно открыться. Если все кресла в салоне заняты, встань боком к направлению движения и обязательно держись за поручень или за ручку кресла.
Помня о правилах безопасности, не забывай и о вежливости. Уступай место пожилым пассажирам, инвалидам и маленьким детям.
Нарушение простого правила «Не высовывайся из окна» приводит к несчастным случаям.

Слайд 8.

7. Категорически запрещается ездить на выступающих частях автобусов, троллейбусов трамваев. Это подножка или буфер.

Слайд 9.

8. Пассажирам запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения разговорами (сотовый телефон), так как малейшее ослабление его внимания может привести к дорожно – транспортному происшествию.

Слайд 10.

Слайд 11. пристегиваться

По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он правила дорожного движения, но и о его культуре.

Как бы ни был труден путь,

Ты в дороге вежлив будь.

Место старшим или старым

Уступить не позабудь!

IV . Физкультминутка. Игра «Вежливые пассажиры»

Выбираются 6–7 пассажиров. Пассажиры тянут жребий, по которому получают роль: кто-то становится «старичком», кто-то - «мамой с ребенком», кто-то - человеком с больной рукой или ногой. Остальные пассажиры - «обычные люди».

Водитель автобуса берется за руль. Звучит музыка. Водитель крутит руль и бежит по кругу: автобус в пути. Пассажиры ждут автобус «на остановке» (вывешивается знак «остановка автобуса».) Когда музыка заканчивается, водитель останавливается, а дети на остановке должны быстро выстроиться в том порядке, который соблюдают «вежливые пассажиры».

Другие дети, зрители, соглашаются или не соглашаются с образовавшейся очередью. Если «пассажиры» построились правильно, они цепляются паровозиком за шофером и под музыку пробегают два-три круга.

Игру можно повторить два-три раза, чтобы как можно больше детей приняли в ней участие.

Чтение рассказа «Странная история».

Однажды я решил, что поеду в школу на маршрутном такси. Я подошёл к остановке, обрадовался, что могу, наконец, расслабиться, сесть в такси и доехать до школы спокойно.

Люди не спеша заходили в маршрутку, поэтому я стал расталкивать всех и пробираться вперёд, а на меня почему-то заругались.

Я занял самое удобное место на переднем сидении, у окна, чтобы никому не мешать, так какая-то старушка вдруг заворчала, что я молодой, мог бы и постоять. А эта, старушка, сколько за свою жизнь сидела? К тому же пожилым полезны физические нагрузки.

Всё-таки я встал, а маршрутку как качнёт, я как упаду!..

И тут подходит тётенька и говорит мне:

«Держаться надо за поручни, молодой человек».

А я что — маленький что ли?

А потом какая – то женщина стала с меня требовать заплатить 10 руб.

Где их взять? Не знаю.

Пошёл я к водителю спрашивать, далеко ли ещё до школы, а он молчит, не разговаривает со мной. Я ему предлагал и стихи почитать, и песню послушать, и в игру на телефоне поиграть. А он всё молчал.

Мне вообще показалось, что в такси было очень много невоспитанных людей.

Учитель: Почему мальчик решил, что все люди невоспитанные?

В общественном транспорте мы превращаемся из пешеходов в пассажиров.

Кстати, ребята, кто такой пассажир?

V . Игра «Да, нет»

Я буду задавать вопросы, кому брошу мяч отвечайте «да» или «нет».

Быстрая в городе езда?- Да.

Правила знаешь движения?- Да.

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу?- Нет.

Ну, а зелёный горит, вот тогда

Можно идти через улицу?- Да.

Сел в автобус, но не взял билет.

Так поступать полагается?- Нет.

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в маршрутке уступишь ей?- Да.

Ты всегда идёшь вперёд, только там где переход? –Да.

Можно ли в трамвае тесно есть, плясать, петь громко песни? -Нет.

Лентяю ты, подсказал ответ,

Что ж, ты помог ему этим?- Нет.

Молодцы, ребята, запомним,

Что «нет», а что «да»,

И делать, как нужно, старайтесь всегда!

VI. Инсценировка стихотворения Сергея Михалкова «Одна рифма»

По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он правила дорожного движения, но и о его культуре.
Сергей Михалков «Одна рифма»

1 ученик.
Шёл трамвай десятый номер,
По бульварному кольцу,
В нём сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд,
И парнишке Николаю…
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте,
Возле самого окна,
У него коньки под мышкой,
Он собрался на каток.

2 ученик.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Еле бабушка влезает
В переполенный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд,
Николай сидит, скучает,
Рядом бабушка стоит.

3 ученик.
Вот трамвай остановился
Возле самого катка.
Из трамвайного вагона
Вылезает паренёк.
На свободное местечко
Бабушка хотела сесть,
Оглянуться не успела…
Место занято другим.
Паренёчку Алексею
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте
Возвращается с катка.

4 ученик.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд,
Алексей сидит, скучает,
Рядом бабушка стоит.
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем хором:
«Старость нужно уважать!»

VII. Подведение итога классного часа.

Учитель: Вывод такой!

Транспорт наш

Всегда на службе,

Он со всеми нами в дружбе.

Он общественным зовется

Это, значит, вам придется

Пассажиров уважать,

Никого не обижать.

Правила знать

И всегда их выполнять!

Памятка. Слайд 12.

    оплатить проезд;

    не стоять около дверей;

    держаться за поручень;

    сидеть, если есть место;

    уступать место старшим;

    не разговаривать громко;

    не отвлекать водителя;

    не высовываться из окна;

    не препятствовать закрытию дверей;

    заранее готовиться к выходу:

    не выходить из транспортного средства до полной его остановки.

С малых лет и до старости люди ездят в трамвае, автобусе, машине, переходят через улицу, пользуются шоссе. Они становятся то водителями, то пассажирами, то пешеходами. И значит они всю жизнь, ежедневно, ежечасно, ежеминутно сдают экзамен не право называться дисциплинированным водителем, дисциплинированным пассажиром, дисциплинированным пешеходом.

I . Вступительная беседа.

У: - Начинаем наш классный час «Мы – пассажиры».

У: На улице будьте внимательны, дети!

Твёрдо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

- С правилами дорожного движения, которые должны знать пешеходы, вы уже знакомы и надеюсь, что всегда их выполняете. Но существуют правила и для пассажиров. Вот сегодня мы поговорим о том, какие правила должны соблюдать пассажиры.

Очень ошибаются те ребята, которые думают примерно так: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я - пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает шофёр».

Дело в том, что и от пассажиров зависит безопасность на дорогах. Есть особые правила пользования общественным транспортом, которые мы должны выполнять, будучи пассажирами.

В Правилах дорожного движения для них специально выделен раздел – «обязанности пассажиров».

Все мы: и взрослые, и дети, являемся и пешеходами, и пассажирами.

II . Знакомство с понятием «Пассажир».

У: - В Правилах дорожного движения «Пассажир» трактуется так – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Таким образом, если мы пользуемся каким – либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.

III . Транспорт общественного пользования.

У: - Что же относится к транспорту общественного пользования?

(Загадки) 1. Что за чудо - синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

2. По асфальту едет дом

И народу много в нём,

А над крышей дома – вожжи,

Ехать он без них не может.

3. Спозаранку за окошком,

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

4. Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй.

5. Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

У: - Работа водителей, этих транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. Пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.

Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!

IV . Правила для пассажиров.

У: (Загадка) Ожидаешь ты посадки

На отведённой площадке.

Не нужна тебе сноровка

Это место ……

1 . На остановке мы не должны:

Бегать, играть;

Подходить близко к краю тротуара.

2 . а) Ждать автобус или троллейбус надо на специальной посадочной площадке, у остановки, если же таковых нет, то на тротуаре или у обочины дороги.

б) Ждать трамвай нужно у остановки на посадочной площадке, а если её нет – на тротуаре. На проезжую часть улицы можно выходить лишь тогда, когда трамвай подошёл к остановке.

3. а) Входят в автобус и троллейбус через заднюю дверь. Через переднюю дверь, разрешается входить пассажирам с детьми дошкольного возраста и школьникам до 4 класса, а также инвалидам, престарелым и беременным женщинам. Во время посадки не следует создавать толчеи, задерживаться у входной двери, нужно пройти вперёд, дав возможность зайти другим пассажирам.

б) Выходить из автобуса и троллейбуса можно только на остановке, через переднюю или заднюю дверь. Выход через заднюю дверь разрешён потому, что это сокращает время стоянки, позволяет быстрее освободить салон. При этом пассажиры, ожидающие посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров из транспортного средства.

в) Вход в вагон и выход из вагона в трамвае строго определены. На дверях есть надписи «вход», «выход». Перед выходом из трамвая следует соблюдать осторожность. Если нет вблизи движущихся автомашин, можно переходить проезжую часть улицы.

4. Дети часто не знают, как обходить транспортное средство.

Запомните обязательно правила дорожной безопасности:

Стоящий на дороге или остановке автобус, троллейбус, автомобиль нужно обходить только сзади, а трамвай – только спереди, потому что, начав обход сзади, пешеход может попасть под встречный трамвай.

6. Пассажирам запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения разговорами (сотовый телефон), так как малейшее ослабление его внимания может привести к дорожно – транспортному происшествию.

7. По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он правила дорожного движения, но и о его культуре.

Как бы ни был труден путь,

Ты в дороге вежлив будь.

Место старшим или старым

Уступить не позабудь!

8. Дополнительно:

    в целях безопасности пассажиров не разрешается перевозить вещи, которые могут запачкать одежду или сиденье, ядовитые и взрывоопасные вещества;

    мелких домашних животных можно перевозить только в клетках или сумках, а крупных собак в намордниках;

    в автомобиле детей до 12 лет можно перевозить на переднем сиденье только в специальном кресле;

    пассажир и водитель должны быть пристёгнуты ремнями безопасности.

9. Какие еще есть обязанности у пассажира, прочитайте на слайде.

V . Творческая работа.

1. Изобразите обязанности пассажиров с помощью условных знаков.

VI . Заключение.

У: Наш классный час подошел к концу.

Детям знать положено

Правила дорожные!

Ты, дружок, доверься им:

Будешь цел и невредим.

Мы - пассажиры

ЦЕЛЬ: повторить и закрепить с учащимися правила пользования транспортными средствами общего пользования, воспитывать любознательность, учить детей быть осторожными, внимательными при движении в общественном транспорте и при выходе из него; развивать силу внимания, учить применять правила изученные на занятиях в различных жизненных ситуациях.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением транспортных средств, дорожные знаки «Остановка автобуса», «Остановка».

СЛОВАРЬ: транспортное средство, автобус, троллейбус, трамвай, остановка, посадка, салон (вагон), пассажир.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Я приглашаю вас в путешествие по нашему городу. Во время этого путешествия мы с вами будем пассажирами. Но сначала, скажите, кто такой «пассажир»? (Ответы детей) Правильно, ребята, пассажир – это человек, который едет на каком-нибудь транспорте. (Работа со словарем) Вот сегодня тема нашего занятия «Мы – пассажиры». Мы с вами побудем пассажирами и поучимся как нужно правильно вести себя в транспорте и при выходе из него.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК
Так как пассажир – это человек, который едет на каком-нибудь транспорте, то и мы с вами будем путешествовать по городу в транспорте. В каком? Вы узнаете, когда отгадаете загадки:
Что за чудо - этот дом.
Окна светятся кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)

Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит
Заливистый звон его нравится детям.
Так, в чем же мы с вами по городу едем? (Трамвай)

Сверху – желтый,
Снизу – синий,
На груди его звезда,
А над ним воздушных линий
Протянулись провода. (Троллейбус)
(По мере отгадывания детьми загадок учитель показывает картинки транспортных средств и проводит работу со словарем).
Итак, правильно, мы сегодня будем пассажирами автобуса, троллейбуса, трамвая. Все это вместе называют транспортные средства. (Работа со словарем)
2.ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ
Сначала, ребята, давайте повторим правила посадки в транспорт:
Транспорт мы ожидаем на остановке – это специально отведенное место для пассажиров (Работа со словарем). Остановка обозначена специальными дорожными знаками (Учитель показывает два знака и рассказывает, что они означают).
Посадка в транспорт производится при полной остановке, в порядке очереди (Работа со словарем, слово «посадка»).
Нельзя толкать и мешать другим пассажирам.
В автобус, троллейбус, трамвай входи через задние двери.
Хорошо, вы знаете, как правильно зайти в транспорт.
А как же нужно вести себя в самом транспорте во время езды? (Войдя в салон (у трамвая – вагон) надо взять билет и пройти вперед).
Скажите, а можно ли разговаривать во время движения с водителем? (Нельзя. Он должен следить за дорогой, чтобы автобус не столкнулся с с другими машинами).
А можно высовываться из окна? (Нет, конечно, это опасно).
Почему нельзя вставать ногами на сиденье? (Дети отвечают)
Можно ли ходить по автобусу во время движения? (Нет, это опасно, можно упасть).
Можно ли в автобусе громко разговаривать? (Нет, это будет мешать другим пассажирам).
И, наконец, еще одно правило:

Как бы ни был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь.
Место старшим или старым
Уступить не позабудь!

Во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно подождать, пока их откроет водитель. У него есть специальная кнопочка. Нажмет ее водитель - и двери откроются.
Вот открылись двери, а мы не знаем как правильно выходить из транспорта. Давайте повторим:
выходи только через передние двери, к выходу приготовься заранее, пройди вперед;
выходя, не спеши и не толкайся.
Вышли из автобуса и вам нужно перейти на другую сторону. Как это сделать?
Автобус и троллейбус обходят только сзади, по пешеходному переходу. А трамвай спереди.
Из легкового автомобиля тоже выходят только на тротуар и дверь открывают осторожно, чтобы не задеть пешеходов.
Теперь, ребята, когда мы с вами повторили все правила пассажира, давайте поиграем в игру.
ИГРА
Класс делится на две команды.
Учитель по очереди задает вопросы каждой команде и за верный ответ дает фишку.
Где нужно ожидать трамвай, троллейбус, автобус?
Когда можно начинать посадку в автобус?
Через какую дверь нужно входить?
Через какую дверь нужно выходить?
Как обходят трамвай?
Как обходят автобус, троллейбус?
Можно ли разговаривать во время движения с водителем? Почему?
Можно ли ходить по автобусу во время движения? Почему?
Где и как переходить улицу, выйдя из транспорта?
Куда нужно выходить из легкового автомобиля? И как?
(Учитель определяет победителей)
А сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». В нем говорится о зайчике, который не соблюдал всех этих правил и попал под трамвай. Послушайте!

Прибежала ко мне зайчиха и закричала:
«Ай, ай! Мой зайчик
Попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик,
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке
И ему перерезало ножкиИ теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!
И сказал Айболит!
Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке!
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого.
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха -мать
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо, тебе, Айболит!»
А мы с вами знаем уже все правила пассажиров и будем их соблюдать, чтобы с нами не случилась беда, как с зайчиком.
ИГРА «КОГДА МЫ ПАССАЖИРЫ»
Представьте, что мы пассажиры. А Сережа будет водителем. На остановке - заходим в автобус, занимаем места. Поехали.
Во время игры автобус останавливается на остановке, пассажиры входят и выходят, соблюдая при этом вес правила.
III. ИТОГ

МОУ Павловская основная общеобразовательная школа №2

Внеклассное мероприятие в группе продлённого дня

Выполнила: воспитатель ГПД
Замотаева Татьяна Дмитриевна

Р.п. Павловка, 2011

Мы - пассажирыTimes New Roman

Урок по ОБЖ

по теме:

«Мы- пассажиры»

Урок приготовила:

Хавелова Н.А.

учитель начальных классов

МОУ «Уразовская СОШ №2»

Уразово, 2013г

Тема: «Мы – пассажиры ».

Цель: формирование знаний, умений, навыков безопасного поведения на дороге и улице, в транспорте.

Задачи. 1) развивающая: способствовать социализации личности ребенка

к прогнозированию возможных опасных ситуаций на дорогах,

в транспорте, побуждать к безопасному поведению;

2)воспитательная: воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожного травматизма;

3) образовательная: ознакомить обуч-ся с правилами безопасного поведения при посадке в транспорте, с правилами поведения.

Оборудование: разрезные карточки дорожных знаков, знак «Автобусная остановка», презентация, проектор

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы обучения: групповая, фронтальная, в парах, в группах

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), практические(самост. работа, упражнение).

Технологии: здоровьесберегающие, проблемного обучения, ИКТ, критического мышления

Ход урока

I . Орг. момент. Рефлексия Сегодня у нас немножко необычный день: к нам пришло много гостей. Повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте их.

Долгожданный дан звонок –
Начинается – урок.
А урок расскажет всем
Как без бед и без проблем,
Рано утром не спеша
Доехать в школу малышам.

Не зря говорят: Гость недолго гостит, да много видит.
Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе?

Ситуация перехода к киоску – нет светофора, разметки на дороге, знака «Пешеходный переход». «Кто главнее: пешеход или водитель?»(1 слайд)

Учитель: Когда-то все водители были пешеходами. И когда-нибудь все пешеходы станут водителями. Но и те и другие обязаны знать и соблюдать правила дорожного движения. Зачем?

Дети: Затем, чтобы не подвергать опасности ни свою, ни чужую жизнь и здоровье. Соблюдать эти правила – значит уважать других участников дорожного движения.

Девиз урока: Дисциплина на улице - залог безопасности.

(Ученик читает стихотворение)

Правила дорожного движения –
Это часть Таблицы Уважения:
Пешехода надо уважать,
На него не надо наезжать
И прошу вас уважать шофера,
Каждый может стать шофером скоро.
Если рядом путь перебегать,
Можем мы шофера напугать.
Нужно всем участникам движения
Соблюдать Законы Уважения!

Учитель: И еще очень важно помнить: если дома, во дворе, на даче, в лесу мы с вами просто люди, то вступая или выезжая на дорогу, мы с вами сразу становимся участниками дорожного движения.

II . Актуализация опорных знаний.

Слайд 3

1. Слово учителя - В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили, как кому вздумается. А современные улицы заполнены грузовыми и легковыми автомобилями, автобусами, троллейбусами. Беспорядок на улицах сделал бы нашу жизнь трудной и опасной, машины постоянно бы создавали заторы, наезжали на пассажиров, сталкивались друг с другом

Что составлено для того, чтобы не было беспорядка? (правила дор. движения).

Чтобы обеспечить свою безопасность на дорогах и улицах, человеку необходимо не только знать пдд, но важно и соблюдать.

Кто есть на дороге? (пешеход, пассажир, водитель)

(пешеход – это человек, который идет по дороге, а не едет в каком –либо транспортном средстве;

пассажир – это человек, едущий в любом транспортном средстве, за исключением водителя;

водитель – это человек, который управляет транспортным средством)

Какие причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах вы знаете? Назовите их.

2.Проверка домашнего задания. Сообщения детей Слайд 4 -5

1. ДТП под Харьковом

Под Харьковом пять , шесть человек получили травмы различной степени тяжести. Авария произошла в 6 апреля. 30-летний водитель автомобиля ВАЗ-2104 выехал на полосу встречного движения и столкнулся с ВАЗ-21093…В результате ДТП 4 человека с телесными повреждениями госпитализированы в городскую больницу скорой и неотложной помощи, сейчас их жизням ничего не угрожает.

2.Дорожно-транспортные происшествия, в которых погибли два человека, произошли в Ровеньском районе и посёлке Вейделевка.

5 апреля около девяти утра в селе Верхняя Серебрянка Ровеньского района водитель ВАЗ-2107 не справился с управлением и врезался ограждение. От полученных ранений автомобилист скончался на месте аварии.

6 апреля около часа ночи в посёлке Вейделевка водитель BMW не справился с управлением, съехал на обочину и врезался в дерево. В результате ДТП мужчина от полученных травм скончался на месте, его пассажира госпитализировали.

3.Фура смяла автобус с туристами.

Крупное ДТП произошло 6 апреля, в Нижегородской области Столкнулись пассажирский экскурсионный автобус и грузовой автомобиль "Скания" (перевозил деревянные конструкции). В результате ДТП погибли два пассажира автобуса и водитель грузовика, 25 получили ранения.

4. В Белгороде во время ДТП пострадала 6-летняя девочка

Во вторник, 3 апреля, в Белгороде около семи часов утра на улице Сумская произошло ДТП. Водитель «четверки», не справился с управлением, вылетел на встречку и врезался в «семерку». В аварии пострадали пассажиры «четверки» - 33-летняя девушка и 6-летняя девочка и 43-летняя пассажирка «семерки». Водителя «четверки» оштрафовали на 500 за что он перевозил своего ребенка без специального кресла.

5.За 3 месяца текущего года в области зарегистрировано 245 дорожно-транспортных происшествий, в которых 47 человек погибли и 281 получили ранения. Существенное число дорожных аварий (219 ДТП) совершено из-за нарушений правил дорожного движения водителями ТС.
Из-за несоблюдения Правил дорожного движения водителями автобусов совершено 9 ДТП. Почти каждый третий наезд на пешеходов произошел по вине самих пеших участников дорожного движения (30 ДТП). Актуальной остается проблема детского дорожно-транспортного травматизма. За три месяца текущего года зарегистрировано 13 дорожно – транспортных происшествия с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых 1 несовершеннолетний погиб и 12 получили ранения. По собственной неосторожности в 2 ДТП 2 ребенка травмированы. Как вы думаете, почему дети попали в ДТП? Что поможет нам? Сейчас проверю ваши знания.

3. Игра «Доскажи словечко» О чем мы должны не забывать на дороге? Что поможет? А сейчас я проверю, как вы знаете пдд и дорожные знаки.

У него глаза цветные –

Не глаза, а два огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня. (светофор)

Заучи закон простой:

Красный свет зажегся… (стой)

Желтый скажет пешеходу:

Приготовься к …(переходу)

А зеленый впереди,

Говорит он всем… (иди)

Кто в большой-большой мороз

Никогда не прячет нос?

Кто ответит без запинки

Как вам улицу найти?

Как дорогу перейти?

На вопрос любой

Вам ответит…(постовой)

В школе вы ученики,

А в театре – зрители,

А в музее, в зоопарке

Все мы – посетители.

А на улицу, коль вышел,

Знай, приятель, наперед:

Всех названий стал ты выше,

Стал ты сразу - …(пешеход)

Есть подземный, и наземный,

И похожий есть на зебру.

От машин тебя спасает,

Твой помощник …(переход)

И, шагая по дорогам,

Не забудьте, малыши,

Тротуары – пешеходам,

Остальное - для…(машин).

Пол землей коридор

На ту сторону ведет,

Нет ни двери, ни ворот-

Это, дети, - (переход).

И проспекты, и бульвары –

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с … стороны. (правой)

Вы говорите, что двигаться надо по правой стороне. А почему? Кто это придумал?..

4.Это правило к нам пришло из глубокой древности, с рыцарских времен. (К доске вызываются 2 ребенка, у каждого в руках щит и меч, они инсценируют рассказ учителя) . Представьте себе лес, узкую дорогу-тропу, а по ней навстречу друг другу движутся незнакомые рыцари. Кто перед тобой: друг или враг? Что ожидать от встречи?.. Вот и обходили встречного так, чтобы защититься от него, в случае нападения, с помощью щита, то есть шли по правой стороне тропинки.

5.Кроссворд слайд 7

О чем расскажут знаки?

Какие группы дорожных знаков знаете?

6.Работа по парам «Собери дорожный знак». Проверим ваши знания знаков.

III . Формирование новых знаний.

1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Если ты собрался с другом

В зоопарк или в кино,

Подружиться с этим знаком

Всем придется все равно.

Он домчит вас быстро, ловко

Знак …(Автобусная остановка ) – особых предписаний. (таблица на доске)

Если мы идем, переходим, мы являемся …

А если мы сели в автобус, троллейбус, трамвай, мы кто?

Мы находимся на автобусной остановке. Сегодня мы поговорим о том, какие правила должны выполнять пассажиры. Слайды 8

2. Подготовка к восприятию

(дети читают стихи)

1. На улице нашей

Машины, машины,

Машины-малютки,

Машины большие.

Спешат легковые,

Фырчат грузовые,

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

У каждой машины

Дела и заботы,

Машины выходят

С утра на работу.

2. Красный вагон

По рельсам бежит.

Всех, куда надо,

Он быстро домчит.

Заливистый звон его

Нравится детям

Так в чем же мы с вами

По городу едем? (в трамвае)

3. Я мчусь, держась за провода,

Не заблужусь я никогда,

Что это? (троллейбус).

4. Что за чудо – красный дом,

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины,

И питается бензином. (автобус)

3.– А сейчас поиграем в игру «Когда мы пассажиры» . Слайды 9

Да, мы с вами стоим на автобусной остановке и ждем автобуса. Посмотрите внимательно вокруг себя, кто находится на остановке? (бабушка, дедушка, женщина с ребенком).

А как вы думаете, кого надо пропустить вперед? (тех, кто с детьми, стариков, инвалидов).

(в это время бежит 1 ученик, на остановке всех расталкивает, крича: «Пропустите я стану здесь, впереди»).

Что за шум? Ребята, правильно поступает этот мальчик? (Неправильно. Некрасиво всех толкать и нельзя стоять в первом ряду детям, т. к. при посадке могут толкнуть ребенка, и он попадет под колеса.) - Скажите, а нужно ли соблюдать какие-нибудь правила в общественном транспорте?

(водитель проходит на свое место, берет в руки руль и объявляет: «Остановка «Школьная». Осторожно, двери закрываются.». Производится посадка..

Дети правильно проходят в автобус, но первый ученик быстро «плюхается» на переднее сидение, никому не уступая место.)

Осторожно двери закрываются. (перед автобусом стоят 2 ребенка с «дверцами» в руках. Когда двери закрываться, 2 ученик «на ходу» хотел заскочить в автобус и ему дверцами «зажало» голову.)

2 ученик: Подождите, остановите, помогите!

(Водитель открывает двери, мальчик проскакивает в салон, бежит на первые места к 1 ученику, они начинают громко приветствовать друг друга,)

Ну вот, ребята, мы и стали пассажирами, и все находятся в салоне автобуса.

1 ученик: (высовываясь из окошка, кричит) Эй, Антошка! Привет, а мы едем в школу.

4. Анализ ошибок . Ждать транспорт нужно на остановке слайд 10 -11.– Запомните, дети, во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель. У него есть специальная кнопочка. Нажмёт водитель – и двери откроются. А разговаривать во время движения с водителем можно? (Нет!)

– Почему? (Нельзя водителя отвлекать разговорами. Он должен следить за дорогой, чтобы автобус не столкнулся с другими машинами.)

– А можно высовываться из окна? (Нельзя, это опасно)

– А почему нельзя вставать ногами на сиденье?

– А можно ли ходить по автобусу во время движения? (Нельзя, это опасно. Можно упасть.)

– Можно ли в автобусе громко разговаривать? (Нет, это будет мешать другим пассажирам.)

– Ну вот, мы и приехали, выходите из автобуса, не спешите. Итак, какие правила поведения в транспорте вы знаете?

4. Чтение стихотворений о правилах.

Давайте вспомним их. Вы меня внимательно слушаете, а затем говорите о каком правиле идет речь.

У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут,
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут!

Плохо в первый ряд вставать,
Плохо торопится:
Лучше в школу опоздать,
Чем успеть в больницу.

Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.

Если вдруг ты сел в троллейбус,
Продвигаешься вперед,
Не спеши сесть у окошка:
Может бабушка войдет.

Еж с водителем болтал,
От дороги отвлекал,
Так его заговорил,
Что водитель позабыл
Остановки объявлять…
Стали все ежа ругать:
- Ну-ка Ёж, в сторонку встань,
От водителя отстань,
Ты его не отвлекай,
С толку лучше не сбивай.

Ехали звери, открыли окошко.
Тут же какая-то серая Кошка
Голову высунуть вдруг захотела
Публика ей возражать не посмела.

Ветер большой на дороге поднял,
С Кошки в окошке он шляпку сорвал!
Очень расстроилась серая Кошка.
Дети, не надо соваться в окошко!

Две вороны каркать стали -
Всё проблемы обсуждали.
Шум вокруг ворон стоит,
Пассажиров это злит.
Так что в транспорте, детишки,
Не кричите громко слишком.
Понимайте положенье,
Проявляйте уваженье!

Возмущается народ:
Белка семечки грызёт,
Шелухой засыпан пол.
К Белке Заяц подошёл:

Белка, так не поступают,
Мусор на пол не кидают.
А сумела набросать -
Так сумей его убрать.

Битком набит автобус был.
Медведь пробраться вглубь решил,
Всех пассажиров растолкал
И, гордо в середине встал.
Ему кондуктор говорит:
Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин!
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками!

5.Физкультминутка“Это я, это я, это все мои друзья!”

Правила игры: если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: “Это я, это я, это все мои друзья!” и шагаете, а если вы так не поступаете, то говорите “Это не я, это не я, и не все мои друзья!” и поворачиваетесь в сторону.

А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
Вот задам сейчас вопросы -
Отвечать на них не просто.
На дороге очень важно вам, ребята, не зевать,
Все правила движения вы твердо должны знать.
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Чтоб проветрится в троллейбусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
(“Это не я, это не я, и не все мои друзья!” и поворачиваетесь в сторону)

Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? Это я, это я, это все мои друзья!)

Чтоб занять успеть в трамвае сиденье,
Кто в толпу полез без промедленья? (“Это не я, это не я, и не все мои друзья!”)

Кто тому, чтоб на автобус не опоздать,
Предпочитает не торопится и не рисковать? Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто, чтоб не загромождать проход,
В транспорте старается пройти вперед? Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто же, правила не зная,
Едет “зайцем” на трамвае? (“Это не я, это не я, и не все мои друзья!”)

IY .Формирование практических умений и навыков

1.Беседа и анализ Слайд 10 «Как нужно себя вести».

Садиться в автобус можно только после того, как он остановился. Нельзя толкаться, суетиться, запрыгивать на ходу в транспорт, который уже отходит от остановки. Помни: сначала надо выпустить тех пассажиров, которые выходят на этой остановке, и только потом заходить самому.

Высовывать руки, ноги, голову в окно;

Толкаться и бегать;

Громко разговаривать, шумно себя вести;

Стоять на ступеньках;

Облокачиваться на двери;

Мусорить;

3.Слайд12 «Так поступают воспитанные дети»

В переднюю дверь пропускают бабушек, дедушек, инвалидов, родителей с маленькими детьми, а сами с остальными пассажирами проходят в заднюю дверь;

Оставляют передние сидения бабушкам, дедушкам..

Держатся за поручни или ручки на сидениях

Покупают билет

4.Слайд 13 «Остановка».

Место, где останавливаются автобусы, троллейбусы, здесь есть специальный дор. знак.

Где опасности больше для пешеходов: при переходе или на остановке? И там, и там. На остановках пассажиры часто спешат, плохо видно дорогу. Когда ждешь транспорт на остановке, нужно стоять на тротуаре или обочине, нельзя выходить на проезжую часть, трамвай обходи спереди, а автобусы или троллейбусы сзади.

Если вы едете целой компанией, не надо шуметь и кричать на весь автобус, как делают некоторые не слишком воспи­танные люди.

К выходу надо готовиться заранее, чтобы не пришлось спе­шить, расталкивать других пассажиров, наступать им на ноги. Не стоит спешить и выйдя из транспорта. Особенно если вам нужно перейти на другую сторону улицы. Идти можно только тогда, ко­гда транспорт отойдет от остановки.

5.Физминутка. «Светофор»

V.Закрепление изученного материала.

1. Прослушайте стихотворение . Какое правило поведения в транспорте нарушил пассажир? Расскажите, какие правила необ­ходимо соблюдать в общественном транспорте?

ПАССАЖИР

Ехал странный пассажир,

Вез он в сумке рыбий жир.

Чуть трамвай притормозит

Пассажир вперед скользит.

Чуть трамвай прибавит ход

Пассажир назад ползет.

Все, кто ехал с пассажиром,

Вышли смазанные жиром.

Пассажир нарушил правило: в салоне надо держаться за поручни, не мешать проходить пассажирам, заранее готовиться к выходу.

2. Работа в группах. Составление правил для пассажиров автобуса и троллейбуса:

1 группа – на остановке;

2 группа – при посадке;

3 группа – в салоне автобуса или троллейбуса.

Проверка.

3. Тест

1. Кого называют пассажиром?

б) магазин;

в) остановка.

а) высовываться из окна;

б) уступить бабушке место;

в) заплатить за проезд.

б) сверху;

в) подождать, когда он уедет.


1 ученик: Научили же нас дети!

Будем делать как они!

Нет места – постоим,

А уступят – поблагодарим.

2 ученик: Проездной билет предъявим.

Скоро, скоро остановка.

Мы идем к передней двери.

Пассажиров мы обходим,

Извините, ой простите

Вы выходите сейчас?

YI . Итог урока. Рефлексия.

1.Стадия осмысления: игра “Исчезнувшее не”. (В парах)

Ребята, исчезло коротенькое слово “не”. С пассажирами может случится беда. Верните НЕ на свое место.

1. Если на остановке много народа, становитесь в первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под колеса.

2. Во время движения транспорта стой на ступеньках и прислоняйся к дверям.

3. Высовывайся сам и выставляй руки в открытые окна.

4. При выходе из трамвая обходи его спереди, а перейди на тротуар, дойди до ближайшего перехода и там перейди улицу.

5. При выходе из автобуса обходи его сзади, аперейди на тротуар, дойди до ближайшего перехода и там перейди улицу.

2.Cинквейн

Учитель: Напишите синквейн по теме «Пассажир»

Пассажир
Внимательный, вежливый
Ожидает, соблюдает, уступает
Должен соблюдать правила поведения.
Входить, выходить разрешается на остановках
От пассажиров зависит безопасность на дорогах
Дисциплина

Домашнее задание:1. Составить синквейн слову водитель

2. Подготовить сообщение

3. Нарисовать ситуацию

Решите задачу:

Алеша едет на велосипеде по краю тротуара. По дороге в ту же сторону движется автобус. Каково расстояние между мальчи­ ком и автобусом, если они удалены от остановки соответственно на 6 м и на 40 м. О чем должен помнить Алеша?

Решение: 40 - 6 = 34 (м)

Ответ: нельзя выезжать на проезжую часть.

Тест

1. Кого называют пассажиром?

а) человека, который идёт по дороге;

б) человека, которого перевозят на любом транспортном средстве;

в) человека, который едет на велосипеде.

2. Как называется место для ожидания общественного транспорта?

б) магазин;

в) остановка.

3. Что запрещается делать пассажирам во время движения транспорта?

а) высовываться из окна;

б) уступить бабушке место;

в) заплатить за проезд.

4. Как обойти стоящий автобус?

б) сверху;

в) подождать, когда он уедет.

Взаимопроверка. Проверяем по слайду, если вы правильно сложили карточки, то поднимаете зеленый цвет. А если есть ошибка, то красный.

Самостоятельная работа
“Закрась пешеходов, неправильно переходящих проезжую часть дороги, после выхода из общественного транспорта, красным цветом”

Молодцы! Спасибо ребята за работу на уроке.

Памятка для пассажиров

На остановке:

При посадке:

В салоне автобуса, трамвая, троллейбуса:

6. Не мусори в транспорте.

Игра на внимание "Выбери правильный ответ".

Сигнальные карточки зеленого, красного цвета

    Зеленая карточка - правильный ответ.

    Красная карточка - неправильный ответ.

Родители оценивают ответы детей.

Ход игры:

Во время поездки в автобусе можно:

Громко разговаривать;

Петь песни;

Требовать себе место на сиденье;

Вставать на сиденье ногами;

Уступать место старшим;

Ставить на сиденья грязные вещи и т.д.

Учитель: чтобы не создать угрозу своему здоровью и здоровью окружающих в транспорте, надо соблюдать общепринятые правила поведения.

Транспорт


1. Соблюдай порядок: веди себя спокойно, не играй, не толкайся. Не бегай.

2. Если на остановке много народа, не становись в первый ряд. Тебя Случайно могут толкнуть под колеса.

3. Стой на тротуаре, не выходи на проезжую часть.

4. Не подходи близко к краю платформы. Нельзя спрыгивать на рельсы. Даже если ты уронил любимую игрушку или тетрадь с пятерками.

5. Подходи к двери автобуса или троллейбуса только после полной его остановки

1. Пропусти входящих пассажиров.

2. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.

1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около двери.

2. Во время движения не стой на ступеньках и не прислоняйся к двери. Ты можешь выпасть и кроме того, ты мешаешь выходу и входу пассажиров.

3. Нельзя высовываться в окно.

4. Не отвлекайте водителя разговорами.

5. Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.

6. Не мусори в транспорте.

7. Не толкай других пассажиров.

8. Уступать место пассажирам с детьми, пожилым, инвалидам.

    Викторина

    Кого называют пассажиром?

    Правила из этой книжки

    Нужно знать не понаслышке.

    И учить их не слегка,

    А всерьез - наверняка!

    Игра «Подскажи словечко»

    Нет конца у строчки,

    Где стоят три точки…

    Кто придумает конец,

    Тот и будет молодец.

    1.Чтобы я тебя повез,

    Мне не нужен овес.

    Накорми меня бензином,

    На копытца дай резину,

    И тогда, поднявши пыль,

    Побежит …(автомобиль)

    2.Знает правила движения,

    Как урок учитель,

    Плюс сноровка при вождении,

    Звать его (водитель).

    3.У него - два колеса
    И седло на раме.
    Две педали есть внизу,
    Крутят их ногами.
    (Велосипед)

    4.Статный парень заводной
    Носит короб за спиной.
    И в тот короб поместится
    С поля целого пшеница.

    (Грузовик)

    5.Очень нужен он в пути,

    Где дорогу перейти?

    Он расскажет «что» и «как»,

    Звать его … (дорожный знак)

    6.Мы на улицу пошли,

    Светофора не нашли.

    Как дорогу перейти,

    Если «зебра» на пути!

    Мы гадали, мы решали,

    Что же это за проход?

    А потом мы все узнали

    «Зебра» - это …(переход)

    7.Там где есть машин поток,

    Дорожных знаков много,

    Постовой свистит в свисток,

    Значит, там …(дорога).

    Подведение итогов

    Помните:

    Творческая работа.

    Заключение.

    Детям знать положено

    Правила дорожные!

    Ты, дружок, доверься им:

    Будешь цел и невредим.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мы - пассажиры"»

Классный час на тему «Мы - пассажиры»

Кл.руководитель: Герц Т.А.

Тема: мы – пассажиры.

Цель: Знакомить учащихся с правилами безопасного поведения в транспорте.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием «пассажир» и его обязанностями.

Закрепить знания детей о безопасности на дорогах.

Воспитывать в детях чувство ответственности, довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.

Ход урока

Ребята, сегодня мы продолжаем изучать правила основ безопасности жизнедеятельности. И в конце нашего сегодняшнего урока мы с вами должны будем четко знать и понимать кто же такой «пассажир». С нами сегодня наш добрый друг майор Свистулькин. (на доске изображение милиционера.) он приготовил для вас подарки. За каждый правильный ответ – приз: светофорчик.

Сегодня майор Свистулькин поведет нас….(учитель показывает знак «автобусная остановка»). Как вы догадались? Кто из вас пользуется общественным транспортом? Вот значится мы все друг другу, и будем помогать в трудных ситуациях.

Ребята, а кто скажет остановка, всегда ли находиться рядом с домом? Что нужно знать, чтобы избежать опасностей по дороге на автобусную остановку? (ПДД)

Что помогает нам преодолевать трудности, встречающиеся на пути? (знание ПДД, а именно: дорожные знаки, разметка дороги, милиционер – регулировщик, светофор).

Много правил я учил,

Кое – что и подзабыл,

А без знания правил этих

Трудно жить на белом свете.

Знаки все мы знать должны,

Чтобы, выехав на рынок,

Не остались дружно мы

И без ног, и без ботинок.

Ребята, а давайте все вместе вспомним значение дорожных знаков.

1. Боре горе и не снится,

Он по скользким листьям мчится,

Знак поставлен не напрасно:

«Осторожно! Здесь опасно!»

2. Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил.

На стоянке у детсада

В тихий час стоять не надо.

3. Видишь знак? Его значенье –

Двух дорог пересеченье.

Равнозначны две подружки,

Две дороженьки – резвушки.

4. Иди через улицу там, пешеход,

Где знаком указан тебе переход!

А что означают эти знаки, назовите вы, ребята и покажите каждый знак.

Значение сигналов светофора вы знаете и умело пользуетесь ими.

1.Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горят и день, и ночь

Зеленый, желтый, красный.

Самый строгий – красный свет.

Путь для всех закрыт!»

2.Зеленый свет

Вспыхнет впереди,

Скажет он: «Препятствий нет.

Смело в путь иди!»

3.Ну а желтый свет горит

Просто малость погоди.

Игра «Светофор»

Красный – стой,

Зеленый – шагай,

Желтый – хлопай.

Молодцы ребята. И вот мы с вами благополучно прибыли на остановку. А как нам узнать здесь ли остановиться автобус? (по дорожному знаку).

Какие правила мы должны соблюдать на остановке?

На остановке мы не должны:

Бегать, играть;

Подходить близко к краю тротуара.

И вот с момента нашего появления на остановке мы становимся кем? Правильно, пассажирами общественного транспорта. Дак кто же такой пассажир?

ПАССАЖИР- тот, кто совершает поездку в транспортном средстве(автобус, троллейбус, поезд и т.д.)

А какие виды общественного транспорта вы знаете?

Физкультминутка

    «Проснулись, потянулись»

    «Заводим мотор»

    «Проверяем ремни безопасности»

    «Поехали»

Подумайте, как будет вести себя вежливый пассажир в автобусе?

(войдя в автобус, следует, купит билет, чтобы оплатить свой проезд. Если есть свободное место, можно сесть, а если в автобус вошли пожилые люди, то следует уступить им место. При движении автобуса нужно держаться за поручни. Разговаривать в автобусе нужно спокойно, негромко. Подъезжая к своей остановке нужно приготовиться и подойти поближе к выходу).

Но кроме правил вежливости нужно соблюдать и правила безопасности. Вот некоторые из них.

Правила безопасности.

    Не стой на ступеньках, не прислоняйся к двери во время движения транспорта.

    Опасно спать в транспорте во время движения.

    Вечером садитесь ближе к кабине водителя.

    Не высовывай голову в окно

    в целях безопасности пассажиров не разрешается перевозить вещи, которые могут запачкать одежду или сиденье, ядовитые и взрывоопасные вещества;

    мелких домашних животных можно перевозить только в клетках или сумках, а крупных собак в намордниках;

    в автомобиле детей до 12 лет можно перевозить на переднем сиденье только в специальном кресле;

    пассажир и водитель должны быть пристёгнуты ремнями безопасности.

Зная эти правила, вы можете быть спокойны за свою безопасность. Чтобы проверить, как вы усвоили правила, майор Свистулькин приготовил вам викторину.

Викторина

Как нужно себя вести в транспорте?

Где нужно ожидать транспорт?

Кого называют пассажиром?

Почему нельзя высовываться в окно автобуса?

Какое самое безопасное место вечером в автобусе?

Можно ли прислоняться к двери во время движения автобуса?

(учитель показывает книгу «ПДД»)

Правила из этой книжки

Нужно знать не понаслышке.

И учить их не слегка,

А всерьез – наверняка!

Игра «Подскажи словечко»

Нет конца у строчки,

Где стоят три точки…

Кто придумает конец,

Тот и будет молодец.

1.Чтобы я тебя повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит …(автомобиль)

2.Знает правила движения,

Как урок учитель,

Плюс сноровка при вождении,

Звать его (водитель).

3.У него – два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.
(Велосипед)

4.Статный парень заводной
Носит короб за спиной.
И в тот короб поместится
С поля целого пшеница.

(Грузовик)

5.Очень нужен он в пути,

Где дорогу перейти?

Он расскажет «что» и «как»,

Звать его … (дорожный знак)

6.Мы на улицу пошли,

Светофора не нашли.

Как дорогу перейти,

Если «зебра» на пути!

Мы гадали, мы решали,

Что же это за проход?

А потом мы все узнали

«Зебра» - это …(переход)

7.Там где есть машин поток,

Дорожных знаков много,

Постовой свистит в свисток,

Значит, там …(дорога).

Подведение итогов

Молодцы, ребята! Свистулькин благодарит вас за работу и хорошее знание правил дорожного движения. Будьте осторожны на дороге и всегда выполняйте правила дорожного движения.

Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!

Творческая работа.

Изобразите обязанности пассажиров с помощью условных знаков.

Заключение.

Наш классный час подошел к концу.

Детям знать положено

Правила дорожные!

Ты, дружок, доверься им:

Будешь цел и невредим.



Вверх