Казачий курень: что важно знать. Что такое возрожденное казачество Казацкие дома

О казаках мы знаем многое. О их заслугах перед Отечеством или героизме на полях сражений. Но практически ничего неизвестно об обыденной жизни простого казака, как и где он жил?

Курень - жилище донских казаков, совсем не похожее на русскую избу или украинскую хату. Курень строили из местного леса: дубового, тополевого, ольхового, но бревенчатые стены встречались довольно редко. Простой казак для постройки жилища пользовался глиной, камнем, хворостом и даже мелом. Кирпич же в строительстве использовали только очень зажиточные обитатели станиц.

Курень

В больших станицах, таких как Аксайской, Гниловской, Старочеркасской и Каменской можно было увидеть двухэтажные дома, где верхний (верхи) разделен на две половины, в первой - прихожая, зал и спальня, а во второй половине еще три комнаты. На первом этаже (низы) располагались еще три комнаты, погреб и ледник. В ледник с зимы собирали лед, здесь весь год была минусовая температура. Были распространены одноэтажные «круглые дома» из четырех комнат с 3-4 окнами на улицу, и одной «глухой» стеной. Главной особенностью казачьего куреня был балкончик и «галдарейка» или «балясы» - крытый досками наружный коридор.

Кроме этого курень был снабжен «рундуком» - навесом на столбах, похожим на крытый балкон. Зайти в курень можно было по открытому крыльцу с перилами. Возле куреня находилась кухня или «стряпка» построенная из самана и крытая камышом и землей. Летом казаки готовили пищу на кухне, а кушали в доме или на «галдарейке».

Зимой же вся казачья семья обедала в «стряпке». На кухне, помимо печи и массы утвари, можно было встретить самовар и кофейник. Кстати, казаки очень любили пить чай и кофе, привезенные из военных походов. Балконы часто обильно украшали цветами в горшках. Балконы и ставни украшалась незатейливой резьбой.

Картины и портреты

Убранство дома отличалось чистотой и простотой. На желтых стенах куреня висели картины и портреты войсковых атаманов и монарших особ, а иногда висели шашки, винтовки и сувениры из заморских стран. В углу зала располагались иконы. Почти во всех комнатах стояли деревянные сундуки, обитые жестью. Казачки-невесты имели свой собственный сундук, где хранилось «приданное».

В первой комнате, в левом углу от входа всегда стоял большой поставец или шкаф с разными тарелками, ложками и посудой. Здесь же висело большое зеркало, на которое иногда приклеивались фотографии членов семьи. В середине зала стоял стол, накрытый белой скатертью. В зале казак принимал гостей и угощал вином и чаем.

В парадной спальне, где стояла кровать с кучей перин, подушек и разноцветных одеял, спали хозяева дома, пока не женили сына или не приняли зятя в дом, тогда же парадная спальня предназначалась для молодоженов. Самой большой комнатой была общая спальня, в которой жили все дети большого казачьего семейства.

Вот как описал казачий курень Михаил Шолохов в романе «Тихий Дон»: «В горнице, кроме деревянной крашеной кровати с точеными шишками по углам, стоит возле дверей окованный уемистый сундук с Аксиньиным приданным и нарядами. Под передним углом – стол, клеенка с генералом Скобелевым, скачущим на склоненные перед ним махровые знамена; два стула, вверху – образа в бумажных ярко-убогих ореолах. Сбоку, на стене – засиженные мухами фотографии».

Вкусный обед

Заглянув к казаку на обед можно было полакомиться лапшой, борщом или свежесваренной ухой. На второе казак «потешал свою душеньку» пирогом с сыром, студнем с квасом или каймаком - одним из любимых молочных лакомств казака. Блюда из мяса можно было встретить редко, лишь во время сезона или в исключительных случаях, например, на свадьбу или поминки. Меню казака зависело и от православных праздников и постов. Донские казаки очень серьезно относились к соблюдению всех постов.

В отличие от дома двор был не таким чистым. Во дворе находился баз для скота, гумно и маленький сад.

Таким запомнился историкам казачий курень, который стоял где-нибудь на Дона 100-200 лет назад. Хотя, в далеких хуторах можно и сейчас найти настоящие казачьи куреня, в которых сама атмосфера напоминает о прошлом казачества. Но через пару десятков лет не останется даже этих хуторов, не говоря уже о стареньких казачьих куренях.

История казачества - это... "побочная река, впадающая в большую реку русской истории".

В. Г. Белинский

Славяне, как особый народ, впервые упоминаются в повествованиях римских ученых I-II вв. н.э. Плиния Старшего и Тацита под названием венедов. В других источниках этот народ именовался как виниды, склавины и анты. Называя славян великим народом, большинство древних историков выделяют антов, характеризуя их как самых храбрых людей. Новейшие исследования позволяют говорить о гене­тической связи славян со скифско-сарматскими и другими племенами, обитавшими в Восточной Европе.

Следы материальной культуры свидетельствуют о том, что анты жили в землянках, занимались рыбной ловлей, земледелием и ремеслами.

Среди славян древнего и раннефеодального периодов существовало племя под названием родиев, россов или руссов, жившее в Среднем Приднепровье. Они дали название государству с центром в Киеве - Киевская Русь. Отсюда слово "Русь" распространилось на все земли и народы, входившие в состав русского государства. Русские постепенно проникали и на Дон. В 965 году дружины киевского князя Святослава Игоревича в районе нынешнего Цимлянска захватили основанный хазарами в 30-е годы IX в. город Саркел. Разрушенный город был восстановлен, значительно перестроен и превращен в форпост под названием Белая Вежа, что в переводе на современный язык означает "Белая башня" или "Белая крепость". Это было первое на Дону постоянное славянское поселение, созданное из сухого кирпича. Обжига самана тогда еще не знали. Позднее неподалеку возникли другие городища - на левом берегу Дона и под нынешним хутором Ближняя Мельница. К сожалению, раскопки Белой Вежи находятся ныне на дне Цимлянского водохранилища. Этот город выполнял важные стратегические и торговые функции до середины XII века.

В наши дни найдены неопровержимые доказательства, что уже во время Куликовской битвы в 1380 году существовало донское казачество. О донских казаках сохранились свидетельства еще более раннего времени - XII-XIII вв., принадлежащие перу иностранных купцов, дипломатов, путешественников. Они утверждали, что в донских степях обитают христиане "азсаки", "казы", "азаки". В русских летописях они именовались "тмутархане", "тьмутаракане", "бродники", то есть живущие на задворках, в глуши. Все это свидетельствует о том, что донские казаки - потомки древнейших славян "тмутархан-бродников" с изрядной примесью кровей местных кочевников: половцев, ногайцев, булгар, хазар и даже венгров, кочевавших в донских степях в X-XI вв. Таким образом, версия о происхождении донских казаков от беглых московских холопов оказалась несостоятельной.

К 1570 г. на донской земле было уже свыше 30 крупных казачьих поселений. Кроме того, было множество становищ и зимовников. Формирование административных центров вначале в Раздорах в 1549 г., а затем в Черкасске с 1644 года усилило процесс освоения земель казаками.

Казаки селились как в пойме Дона, например, в Черкасске, так и на высоких берегах. Отсюда сформировались два непохожих друг на друга типа казачьего дома. Но оба они имели немало общего. Это общее резко выделяло казачий дом от типичных построек Средней России. Древнерусский дом - это деревянная рубленая изба-четырехстенок, состоящая из жилой клети и небольших сеней-тамбура. Изба устанавливалась на высоком подклете, использовавшемся для хранения продовольственных запасов и других хозяйственных нужд, чтобы изолировать жилье от сырости и не испытывать неудобств зимой при снежных заносах. В одном из углов единого пространства избы на деревянном помосте ставилась глинобитная печь, около которой устраивался дощатый короб, скрывавший лестницу в подклет. Печь ставилась в углу, противоположном красному, т.е. наиболее освещенному, "божнице". Такой тип построек характерен был для самых бедных семей.

Более состоятельные люди строили избы-пятистенки, т.е. жилой дом, состоящий из двух смежных помещений, разделенных капитальной рубленой стеной. Пятая стена разделяла избу с печью и горницу от сеней. Подклет под жилыми помещениями имел прямое сообщение с хозяйственными постройками, которые подводились под общую крышу с жильем. Такой тип построек нашел широкое применение не только в Европейской Руси, но и на Урале и в Сибири.

Казачьи курени появились на Дону во второй половине XVII столетия, когда жизнь казаков приобрела более оседлый характер. Раньше неприхотливый военный быт не требовал особого домашнего уюта, и они обитали в наскоро сделанных землянках, которые в случае опасности оставляли и уходили на новое место. Ведь военные столкновения с азовскими турками возникали нередко по самому незначительному поводу.

За время пребывания в отвоеванном у турок Азове казаки не могли не оценить по достоинству удобств оставленных ими домов и воспользовались этим при строительстве своих жилищ. Но важно заметить, что у турок казаки позаимствовали только идею комфортности жилища, а не планировочную структуру. У всех мусульман дом обязательно делится на мужскую и женскую половины. Казаки же ста ли возводить не длинные прямоугольные дома, а почти квадратные в плане, называя их "круглыми" Планировка их была крестовой: все пространство дома делилось поперечными перегородками на четыре комнаты, а композиционным центром служила отапливавшая их печь. Никакого деления на мужскую и женскую половину не было и в помине.

В отличие от шалашей, именуемых "холобудами", отапливаемую избу казаки окрестили "куренем" Это слово произошло, видимо, от сочетания "курная изба" - дым в таких постройках уходил из печи наружу не через дымоход, а через окна и двери. Изначально "куренями" называли простые мазанки из самана или глины. Позднее этот термин применялся и для домов, отапливаемых "по-белому".

Основными строительными материалами для возведения куреней в донских степях были глина и дерево, реже - камень. Кирпичи и изразцы, как более дорогие материалы, использовались преимущественно для кладки и облицовки печей.

При застройке пойменных земель курень ставился на высокий каменный подклет (омшанник). Он служил одновременно и крепостью, и хранилищем запасов и хозяйственной утвари, защищал дом от разрушения при длительных затоплениях. До сдачи в эксплуатацию Цимлянской ГЭС в 1952 году Дон ежегодно разливался в марте-мае на полтора-три месяца, покрывая водой пойму шириной 10-30 километров. Пойменные поселения, в том числе и Черкасск, оказывались отрезанными от остальной части Области Войска Донского. Единственным средством передвижения в таких поселениях были лодки. Отсюда и своеобразие казачьих куреней - наличие по периметру на уровне жилого этажа балясника - просторного балкона с галдаРеей. Чтобы попасть на жилой этаж, нужно было вначале подняться по лестнице на галдарею. Она служила также причалом для лодок в период разливов рек, для сна или отдыха, конечно же, в теплое время года, а также для прохода «к наружным оконным ставням. Ежегодные наводнения привели к единообразию казачьих куреней.

Так как с севера и по Волге, и по Дону лес сплавлялся в изобилии, дерево как дешевый строительный материал применялось до самых южных границ России. В семьях с небольшим достатком даже в затопляемых казачьих станицах подклет жилого дома тоже выполнялся из лесоматериалов. Забивались два ряда деревянных свай, а пространство между ними засыпалось любым материалом. Обилие деревянных домов и конструкций превращало поселения в готовые костры для пожаров. Если учесть очень плотную застройку из-за экономии земли в черте городков-крепостей, то масштабы пожароопасности очевидны. По воспоминаниям современников, посетивших Черкасск в XVII-XVIII вв., улицы были так узки, что с противоположных галдарей можно было пожимать руки друг другу. Поэтому дошедшие до нас курени относятся преимущественно ко второй половине XIX века. По сравнению с древними, почти не имевшими украшений, они богато декорированы накладной и сквозной пропиловочной резьбой. Особую выразительность фасадам придает широкая, ажурной резьбы доска - подзор, которая прибивается к карнизу под напуском четырехскатной крыши. Стремительным бегом сложного растительного орнамента, варьирующего характерный в прикладном искусстве Дона мотив - виноградный ус, она подчеркивает композиционную завершенность, делает образ куреней неповторимым. Неподражаемость куреней - и в форме крыши. Если в центре России крыша избы, как правило, двухскатная и на чердаке нередко устраивалась светелка, то соломенная, камышовая или реже деревянная кровля куреней - четырехскатная, издали воспринимаемая как круглая. Отсюда и распространенное на Дону название - "круглый дом". К тому же все комнаты куреня имели между собой двери, т.е. можно было пройти "по кругу".

Галдарея и балясник чаще всего имели крышу, общую с домом. Достигалось это без особого труда, так как они имели небольшую ширину - от 70 до 200 см. Свисание кровли над балясником ниже домового карниза позволяло защищать курень в летнюю жару от перегрева, зимой и весной - от традиционных в наших местах ветров и увеличивало защищенность обмазанных или побеленных желтой глиной стен от сырости и дождей. Во всем мы видим мудрость строителей, накопленную веками.

В обычном казачьем жилище помимо кухни и одной или двух спален всегда была и горница. Это слово произошло от древнерусского "горнее", что означает "особо торжественное", верхнее, лучшее (сравните с горним местом в алтарной части храмов). Горница всегда была чисто прибрана и готова к приему гостей.

Застройка станиц на надпойменных террасах во многом сохранила черты первых куреней в заливных лугах. Правда, заметно снизился подклет, превратившийся в высокий цоколь. В связи с глубокими грунтовыми водами продовольственные запасы стали хранить в погребах уже не в подклетах, а во дворе усадьбы. Балясник заметно укоротился и охватывает только одну или две стороны здания: во дворе и на главном фасаде. Нередко на главном фасаде галддрея выдвигается вперед широким балконом, именуемым в простонародье "крылец".

Если первый тип застройки в изобилии сохранился в Старочеркасске, то второй тип - в Недвиговке и Танаисе. Они и в наши дни составляют архитектурный фон этих селений, заметно отличаясь, напри мер, от соседней малороссийской Синявки. Покосившиеся от времени, вылинявшие на солнце, частично потерявшие свой резной декор, курени с достоинством несут память о прошлом. Словно оттеняя независимый нрав казачества, они не признают красной линии застройки. На улицах то выступают вперед компактной, цельной массой, то скрываются в глубине двора под сенью вековых акаций.

Есть еще один тип казачьей жилой постройки, распространенный на Верхнем Дону. Это так называемый "связевый дом". В нем сени превращены в среднюю комнату, а вдоль входа пристраивается галдарея в виде длинного коридора, выходящего на фасад широким крыльцом. Ярко выраженного подклета нет, он трансформирован в высокий цоколь.

На Нижнем Дону, особенно в станицах Бессергеневской, Багаевской, Кривянской, Грушевской и в самом городе Новочеркасске деревянные дома не красили масляной краской, а перед большими праздниками "белили" местной желтой глиной. В большинстве же станиц дома окрашивали в необычный в целом для России синий цвет. Этот дерзкий колер и ныне можно в изобилии видеть в Батайске, застроенном одноэтажными казачьими деревянными куренями. Наряду с красным, ультрамариновый цвет был излюбленным на Дону: сказывались природное окружение, любовь к морской стихии, торговые связи с народами Востока. Все, как видим, перемешалось в формировании бытового уклада и эстетического вкуса казачества.

В отличие от среднерусских построек, расположенных в условиях холодных зим, хозяйственные сооружения в казачьих усадьбах размещались обычно независимо от жилого дома, в глубине двора. Причем в условиях жаркого лета важно было иметь не только летнюю кухню, но и помимо зимних сараев летние навесы и загоны для животных. Так как 8-9 месяцев в году жизнь людей протекала не в курене, а во дворе, важно было иметь надежные (до 30 метров) санитарные разрывы. Поэтому базы, компостные ямы и туалет размещались в самом конце усадьбы.

Литература:

Кулишов В. И. В Низовьях Дона. - М.: Искусство, 1987.

Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры. - Л.: Стройиздат, 1984.

Пьявченко Е. Казачий курень //Богатый колодезь. Выпуск 1. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1991.

Войско в пятьдесят тысяч человек с содержанием миллиард в год и тренировками на лучших военных полигонах. Корреспондент «Коммерсанта» отправилась изучать, что собой представляет кубанское казачество.


ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА


Душным августовским днем в 30 км от Краснодара я сижу в правлении местного колхоза и второй час подряд слушаю, как двое мужчин - один, лет пятидесяти, в штатском, другой, лет семидесяти, в камуфляже - орут друг на друга.

В камуфляже - атаман казачьего общества станицы Платнировской Владимир Захарович Тихий. Грозному своему званию он соответствует меньше, чем фамилии, и орут тут скорее на него, а он время от времени только жалобно вскрикивает:

Петрович, ну это уж слишком! Тут я с тобой несогласный! Люди же на службе находилися. Они выполняли приказы. При-ка-зы, понимаешь?

Ага, приказы? - взвивается его собеседник, Валерий Петрович Колпаков, хозяин этого кабинета. У группы компаний, расположенных в станице,- давнее противостояние с местным судом, и не так давно по обвинению в незаконной организации митинга была арестована директор одной из компаний. Судья, вынося решение, основывалась на показаниях понятых - казаков. В связи с чем сельхозпроизводители на казачество несколько осерчали.

Такое оно, ваше свободное казачество? - Колпаков грохает по столу кулаком.- Понятыми работать, ложные показания давать?

Наше казачество, наше! - жалобно тянет атаман.- Ты ж тоже казак, у тебя и удостоверение есть! А ложных показаний не было. Было исполнение службы.

Да засунь себе это удостоверение, Захарыч! - шумит Колпаков.- Не хочу я в таком казачестве состоять! Дедов наших расстреляли - вон там они, на краю станицы закопаны. Деды были земледельцы и воины, а не дежурные понятые!

Слева - хозяин кабинета Валерий Петрович Колпаков, в центре - Виктор Илюшин, заместитель Колпакова по производству, справа - атаман станицы Платнировской Владимир Захарович Тихий

Слушать разбушевавшихся мужчин страшно, но и прерывать их не хочется. Я приехала на Кубань выяснить, что собой представляет возрожденное казачество.

Возрождают его тут не на шутку:

Кубанское казачье войско, согласно документам,- самое большое в России, в нем числится около 50 тыс. человек, и самое дорогое. Официальный бюджет войска - 1 млрд руб. в год.

Судя по тому, что возглавляет войско вице-губернатор края Николай Долуда, для властей это дело нужное. Кубанские казаки теперь не пляшут, не поют, как в одноименном фильме,- они сила, брали Крым, грозят нагайками Pussy Riot, штабу Навального и всем, кто плохо себя ведет.

В каждой школе на Кубани с этого года будет казачий класс, а каждый казак (согласно поправкам в региональный закон о земле, принятым в прошлом году) получит землю. Как к этому относятся в регионе, где гектар стоит больше $2 тыс.,- это был для меня вопрос тоже открытый.

С конца прошлого года казачьим обществам начали выделять землю: всего казаки могут бесплатно получить до 500 га

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Мужчины между тем докричались и до земли:

Где твои казаки были, когда в Кущевской детей и баб убивали? Есть в Кущевской атаман? Что он там? Тоже, как и вы, «зэмлю» ждет? Землю вам подавай…

Петрович, вот ты зачем про Кущевскую? Ну есть там атаман! Боится он, всегда боялся. Его дочку казаки в школу провожали, чтобы не случилось чего. Нам же прав никаких нету, Петрович! - Захарыч стучит себя в грудь.- Что мы делать-то можем? А землю, это как они там решат… Вот дали нам шестнадцать гектар, их же обрабатывать надо. Налог с них платить! Трактора просили - не дали. К тебе же и пришли в колхоз, чего делать-то, ты умеешь - ты и обрабатывай.

А? Нормально? - Колпаков поворачивается ко мне.- Вот люди. Казаки - это что? Общинное земледелие. У каждого ведь с 90-х паи лежат земельные! Кто не пропил еще. Сложили бы паи, собрали хозяйство казачье, и вот тебе возрождение традиций. Мы бы помогли: чем с полицией под ручку гулять, лучше бы землю пахали. Так нет: «Это ж мое, это ж 200 тыщ стоит!» Те паи лежат, а сейчас опять за рыбу деньги - мы казаки, нам «зэмлю и хлиба» подавай! Да еще и трактор дай, и налог прости. Нам бы кто простил чего, а?

Покричав еще немного, одностаничники отправились по своим делам: Тихий - в церковь помогать местному батюшке разгружать стройматериалы, Колпаков - в поля проведать агрономов. Попрощались за руку - спорили, очевидно, не в первый раз и не в последний.

Черные доски, Юлькин халат


Платнировский курень был основан в 1794 году, через 20 лет после уничтожения по приказу Екатерины II Запорожской сечи (и входившего в нее куреня с таким же названием), путем переселения на земли Кубани оставшихся в живых запорожцев.

Таким образом Екатерина отблагодарила казаков за участие на ее стороне в русско-турецких войнах: 38 куреням запорожцев, которые к тому времени назывались уже Черноморским казачьим войском, она пожаловала правый берег Кубани. Впоследствии, пополнив свои ряды донскими казаками и другим пришлым народом, бывшие запорожцы создали Кубанское войско.

Внешне от другого многочисленного войска - донского - эти казаки отличались тем, что по-прежнему говорили по-украински (до сих пор язык, на котором говорят в быту на Кубани,- фактически суржик, или, как местные называют, балачка). Ну и формой - черкеской и папахой.

Кубанские казаки никогда не имели проблем с занятостью. Русско-турецкие и русско-польская войны, военные действия на Кавказе, русско-японская и первая мировая - всюду Кубанское войско отправляло свои дивизии и полки. За это их щедро жаловали. Каждый казак, достигавший 18-летия, получал десять десятин земли, чтобы к 19 годам, когда пойдет служить, обзавестись с доходов от этой земли амуницией.

Куреня, образованные запорожцами, тоже богатели. Платнировский курень в 1842 году получил статус станицы, к началу XX века в ней проживало уже больше 10 тыс. человек.

Беда пришла вместе с революцией. Высший казачий орган управления - Кубанская рада - решил, что пришло время реализовать идею независимости Кубани, и провозгласил Кубанскую народную республику со столицей в Екатеринодаре (нынешний Краснодар).

Республика просуществовала до 1920-го, и вслед за ее падением последовали репрессии и расказачивание. Директива о расказачивании была подписана Свердловым 24 января 1919 года. Все казаки в возрасте от 18 до 50 лет должны были быть вывезены на Север, а против богатых казаков следовало произвести массовый террор, «истребив их поголовно».

Начали с терских казаков, до кубанских дело дошло только к началу 30-х - к времени голодомора. В 1933 году станица Платнировская вместе с 12 другими была занесена на «черные доски» за «саботаж». Оставшиеся в живых казаки пытались спасать семьи, закапывали зерно. Жителям станиц, попавших в эти списки, грозила депортация.

Из станиц Полтавской, Медведовской, Урупской (согласно донесениям, там готовились бунты) были депортированы практически все жители - несколько десятков тысяч человек. В других станицах, в том числе в Платнировской, выселение проводилось частично. Осталось 600 семей - из 18 тыс. человек…

Возвращаться семьи начали довольно скоро.

Мои дед с бабкой вернулись в 39-м,- рассказывает, пока мы гуляем по станице, Иван Ярошенко (еще один атаман, предшественник на этой должности Захарыча).- Сначала бабка пришла на разведку, можно ли вернуться. А за ней и дед. Хата их занята была, конечно, но они по соседству поселились.

Больше всего вернувшиеся боялись, что 1932 год повторится. Поэтому казачьи корни прятали как могли: замазывали в стены фотографии, шашки, папахи. Песен не пели, когда заходила о казачестве речь - прикусывали языки.

Я бабку спрашивал: «Бабушка, я казак?» А она мне тихонько так: «Да всих казаков вбылы»,- рассказывает Иван Алексеевич.

Страх этот держался долго. Уже когда началось казачье движение, в ранние 90-е, на собрания шли с оглядкой.

Я, бывалыча, надену там все - ну, черкеску, папаху, а сверху Юлькин халат накину и так иду,- меленько смеется дед Николай, хитренький старичок 1936 года рождения, переживший и голод, и депортацию.

Дед Николай нынче тоже реестровый казак Кубанского войска. Раз в год ездит на сборы, на казачий круг ездит. Зарплату не получает - она положена только тем, кто состоит в казачьей дружине, 22 тыс. руб. на человека.

«Крым брать» тоже не ходил. С Платнировской никто не дошел: когда казаков звали, велено было иметь с собой деньги (потом вернут, но чтобы в дороге не побирались), а платнировским, говорит дед Николай, жены не выдали, пришлось обратно вернуться.


У бывшего атамана Кубанского войска 67-летнего Владимира Громова в престижном месте рядом с Краснодаром - хутор Ленина на краю станицы Пашковской - большой красивый дом. Вокруг дома сад, который он, кряхтя, возделывает: «Сдуру взял самый большой участок, когда казакам землю давали, думал, здоровья еще на сто лет хватит - а нету!»

Своих, пашковских казаков, Громов тоже землей не обидел: при его атаманстве им достался один из самых больших наделов - 400 га.

Земледельцы они, конечно, так себе - одни сорняки растили, но, пока я атаманом был, их не трогали, землю не отнимали. А когда мое время кончилось, пришлось им подсуетиться. Землю переоформили по-быстрому, в садовое товарищество превратились. Ну хоть так…

В библиотеке у Громова много икон, казачьи фотографии и настоящий трон - подарок благодарного казачества.

Фигура он известная и уважаемая: с него-то все и началось. В середине 80-х годов доцент исторического факультета Кубанского государственного университета Владимир Громов создал кружок по изучению истории казачества. В 1989 году на его базе был образован кубанский казачий клуб, а потом - казачье любительское объединение при доме культуры.

Те, кто говорит, что возрождение казачества в 90-е - проект Кремля, просто не были у нас, на Кубани. Это было настолько массово! Такой взрыв мощный! Властям это не нравилось довольно долго, это потом они уже поняли, что с казаками надо дружить…

Летом 1990 года в Москве состоялся Большой казачий круг. Кубанское казачество численно превосходило донское, но руководителем Союза казаков, созданного на этом круге, выбрали донского казака - Александра Мартынова.

У меня, конечно, был авторитет,- вспоминает Владимир Громов.- Но у Мартынова были возможности всех принять в Москве, разместить. У него был бизнес - автопредприятие большое, и в Москве у них было общежитие, кажется, на 1905-го года. Вот он и стал главным.

Казаки и власть: история взаимодействия

В ноябре 1989 года Верховный совет СССР закрепил за казаками право на реабилитацию. Партийная власть проявила живой интерес к возрождению казачества: первый учредительный съезд Союза казаков готовили сотрудники аппарата ЦК КПСС. Впоследствии стало понятно, что, поддерживая казаков, коммунисты ждали от них помощи в противостоянии реформаторам.

Августовский путч 1991 года расколол казаков на два лагеря. Открыто ГКЧП не поддержало ни одно объединение, но руководимый Александром Мартыновым Союз казаков России (СКР), под эгидой которого началось в 1990-м возрождение казачества, занял выжидательную позицию. Другая часть казаков приняла активное участие в защите Белого дома. Те, кто отделился тогда от СКР, впоследствии создали свою общественную организацию - Союз казачьих войск России, ее лидером стал Георгий Кокунько. Считается, что закон о казаках, призванный вернуть им дореволюционные налоговые и другие льготы, до сих пор не принят именно из-за разногласий и противоборства этих двух организаций.

Фото: В. Машатин / Фотоархив журнала "Огонёк"

После распада СССР казачьи организации, получив возможность заниматься общественной и политической деятельностью, развернули бурную работу. Возникшие общественные объединения, опираясь на энтузиазм своих лидеров, стали активно влиять на политику местных властей, особенно в регионах традиционного проживания казачества (Краснодар, Ростов-на-Дону). Указы «о реабилитации» казаки восприняли по-своему: начали требовать бюджетные деньги, возврата зданий и земель. Созданный в начале 90-х «Совет атаманов Юга России» в ультимативной форме потребовал от президента Бориса Ельцина признания пяти самопровозглашенных казачьих республик. Власть резко прекратила поддержку казачества и на законодательном, и на ведомственном уровнях.

К середине 90-х усилиями некоторых казачьих общественных деятелей (в том числе атамана Александра Мартынова, имевшего связи во властных структурах) казакам удалось восстановить структуру исторических казачьих войск России. На сегодняшний день существуют 11 казачьих войск, почти все они (за исключением Центрального войска, созданного на базе Московского землячества) существовали исторически.

С середины 90-х государство, опасаясь влияния казачьих организаций, занялось регулированием их деятельности. В 1996 году создается Главное управление казачьих войск России (ГУКВ) - самостоятельное подразделение администрации президента. ГУКВ особо не считается с мнением лидеров казачьих организаций и сдерживает их инициативы. Тогда же возникает идея госрегистрации казачьих объединений - создания общего реестра, который впоследствии фактически поделит казачество на «реестровое», обладающее преимуществами в виде права на государственную службу, финансирование и экономические льготы, и «общественное», лишенное всех этих благ.

Фото: А. Лыскин / Фотоархив журнала "Огонёк"

Вторую половину 90-х казаки активно, но безуспешно борются за закрепление в законодательстве своего статуса и своих прав, пытаясь добиться принятия закона о казачестве. Отношения внутри казачества непростые: ведется борьба за власть, льготы и привилегии, постоянны скандалы и разоблачения в прессе. Все это усугубляется разногласиями между главными казачьими союзами, а также противостоянием президента и Государственной думы. Обе организации - Союз казаков России и Союз казачьих войск России и зарубежья - готовят свои законопроекты «О российском казачестве» и «О казачестве России». Оба законопроекта на фоне конфликтов не проходят. После этого законотворческая деятельность в отношении казачества начинает затухать.

К 2000 году все-таки утвержден государственный реестр казачьих обществ. Из-за раскола на «реестровых» и «общественных» и многочисленных разногласий казачье движение фактически теряет влияние. Рядовые члены и атаманы казачьих организаций, входящих в реестр, бьются за свое материальное положение. Союз казаков России в реестр не включен, из-за чего начинается раскол в самой организации.

Фото: В. Бушухин / Фотоархив журнала "Огонёк"

В 2003 году президент Владимир Путин ликвидирует ГУКВ, заменив это административное подразделение должностью советника президента России по делам казачества. Назначенный на эту должность генерал-полковник Геннадий Трошев к концу 2005 года все же добивается подписания закона «О государственной службе российского казачества». Это становится вехой во взаимодействии казачества с властью - в дальнейшем новые нормы закрепляются рядом официальных документов.

Сегодня политическое положение российского казачества довольно сильно контролируется государственными структурами и рамками законодательства РФ. Атаманы не избираются, а назначаются из Москвы. Казачьи организации сохранили силу только в традиционных своих регионах. Самые богатые - кубанские казаки. В 2014–2016 годах их объем финансирования составлял 3,1 млрд руб., на 2016–2021 годы планируется выделить из регионального бюджета уже 6,2 млрд руб. Немногим меньше, чем на Кубани, бюджет донских казаков. Согласно региональной программе, на 2014–2020 годы на поддержку казачьих обществ Ростовской области заложено примерно 4,7 млрд руб.- около 700 млн руб. в год. В остальных регионах бюджеты значительно меньше. В Волгоградской области программа по развитию казачества на 2015–2020 годы предусматривает в целом 1 млрд руб.

Основное финансирование казачьих войск идет через региональные бюджеты, но с 2014 года, когда был утвержден план реализации президентской стратегии развития казачества до 2020 года, по нескольку миллионов рублей предусмотрено на эти цели в 28 ФЦП. Так, к примеру, на фестиваль «Казачья вольница» по ФЦП «Культура России» выделяется ежегодно около 7–10 млн руб. При этом тендеры на проведение таких мероприятий могут выигрывать никак не связанные с казачеством частные компании. Казаки в таких случаях часто ругают организаторов и участников, обзывая последних «ряжеными».

У казаков есть свой университет - Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского, который готовит специалистов экономического, технологического, механического, биологического и гуманитарного профилей для пищевой и перерабатывающей промышленности. Целевая подготовка студентов-казаков здесь началась с 2010 года, а в мае 2014-го с подачи Владимира Путина вуз получил статус первого казачьего университета. Предполагается, что казачий компонент в образовании здесь будет только усиливаться - в частности, активно внедряются «модули науки о казачестве» и военно-патриотического воспитания.

Общими усилиями к апрелю 1991 года вышел закон «О реабилитации казачества». А через три года на Кубани были уже не десятки, а сотни казачьих объединений.

Громов стал атаманом кубанского войска, но было еще и «всекубанское войско», и десятки отдельных атаманов со своими подразделениями.

Идеи, за которые бились атаманы, в основном националистические: не допустить «кавказский халифат», противостоять «исламизации», наказывать гастарбайтеров, которые «плохо себя ведут».

Самая нашумевшая история тех лет - дело банды Доманина. Участник чеченских войн Сергей Доманин вернулся на Кубань, в родной город Тимашевск, в середине 90-х. Под лозунгами возрождения казачества и охраны правопорядка сколотил банду, которая занималась похищением людей, убийствами и грабежами на протяжении нескольких лет.

Доманин погиб в апреле 1997 года во время стычки с милиционерами. На его похороны съехались представители казачества со всего края.

Впереди похоронной процессии, согласно казацким обычаям, вели осиротевшего белого коня Доманина, несли его шашку и все его награды.

Через несколько месяцев был суд над членами банды, 22 человека получили сроки от восьми до 20 лет.

Откровенно бандитских историй в 90-е было много, и тем не менее у нынешних казаков в оценках того периода единства нет.

Тогда люди зачем в казаки пошли? Чтобы с бандюгами бороться,- объясняет мне подъесаул Владимир Петрович Зацепский, житель соседней с Платнировской станицы.- И боролися. Помню, поймали армянина, насильника - девчонку изнасиловал у нас, отходили его нагайками как следует. Так их посадили на шесть лет! В Темрюкском районе были тоже боевые казаки - так их просто убили. А громовские - они так, при бюджете сидели. Нет, Громов хороший человек, но он все нас осаживал... А казаку что сидеть без дела? Ему воевать надо, порядок охранять…

Громов говорит, что бюджета при нем на казачество было не много, не то что сейчас, но власть у его войска действительно была, и немалая:

Представляете, когда на площади тысяча казаков требует отставки губернатора? Могут ли депутаты руки против поднять? Вот так и было 30 июня 1992 года. Войско потребовало отставки, и губернатора Дьяконова сместили!

Впрочем, бывший атаман гордится и тем, что от притязаний политиков на казачество он долгое время отбивался:

Серьезные люди приезжали, пытались договариваться, чтобы казаки на Кавказ шли воевать.

Березовский пытался меня рядом с собой усадить в президиум, а я не пошел. Я им всем так говорил: вы уедете, а мы останемся. Кавказские народы - это наши соседи. Нам с ними нужно быть очень аккуратными.

Громов был атаманом 17 лет. О том, что предшествовало его невыдвижению в 2007 году, он говорит уклончиво: «Я знал, что атаманом мне больше не быть. Власть так решила. А я что, под этот поезд бросаться буду? Переедут и забудут! И что мои атаманы не поддержат, тоже знал. Они уже обзавелись кое-чем: у кого магазин, у кого рынок, у кого земля - было за что их зацепить, так что я просто сам не стал выдвигаться».

Ходили слухи, что на Громова грозились завести уголовное дело, но слухи эти никак не подтвердились, и с 2007 года он - депутат законодательного собрания Краснодарского края.

К нынешнему казачеству Громов относится критически. Не нравится, что слишком сблизилось с государством, свобод лишилось, но больше всего возмущен нагайками:

Сейчас в любой магазин казачий зайдешь - нагайки висят всех мастей. А зачем это? Я категорически против, чтобы казаки с нагайками выходили. Казак нагайку брал в руки, когда садился на лошадь. А теперь тут и там слышишь, что кто-то кого-то нагайкой отстегал. Это как это? Нарушил человек закон? Привлекайте по закону, а нагайками размахивать, казачество позорить - этого не надо.

На казачьем кругу в 2007 году была поддержана кандидатура вице-губернатора края Николая Долуды. Родом он из Харьковской области, происхождения не казачьего, кадровый военный. Зато ближайший сподвижник бывшего губернатора Ткачева (злые языки говорят даже про совместное имущество, записанное на детей) и бессменный вице-губернатор уже при его преемнике.

Два мира, один камуфляж


Здравия желаю, господа казаки! - кричит Николай Долуда, войсковой атаман Кубанского казачьего войска.

Здравия желаем, господин атаман! - построившись неумело, отвечают разновозрастные казаки.

В течение следующих десяти минут Долуда поднимает боевой дух собравшихся речевкой о том, как казаки «в четырнадцатом году грудью закрыли рубежи родины», «не пустили на русскую землю этих бандеровцев», что казаки - это «в первую очередь воины» и должны быть всегда готовы.

Атаман и вице-губернатор Краснодарского края Николай Долуда (в центре) на традиционном ежегодном военно-полевом сборе 1-го исторического Екатеринодарского казачьего полка имени Захария Чепеги

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Долуда обходит войско, отечески интересуется, все ли сыты, не холодно ли было на сборах спать, понравился ли казачатам обед. Предлагает продолжить учения - и грушники занимают места у площадок, объясняют, как пользоваться разными видами боеприпасов:

Для подрыва данного стального троса нужны три тротиловые шашки, они перебивают и трос, и стержень…

Казаки теснятся вокруг объясняющего гурьбой, дедушку и мальчика пропускают вперед, чтобы было лучше видно. Один из собравшихся - священник, отец Николай, подтянутый, мускулистый молодой человек в камуфляже. С гордостью сообщает мне, что на стрельбищах показал лучший результат.

А вот, я слышала, казака, который поддержал Навального, изгнали из войска - вы как к этому относитесь?

Я очень даже положительно к этому отношусь,- охотно поддерживает скользкую тему отец Николай.- На него и епитимья была наложена! Потому что он товарищей своих предал. Предал идеологию… братьев своих!

После сборов я пытаюсь поговорить с Долудой. Это не так просто: в отличие от простодушного отца Николая вице-губернатор хочет говорить только о том, о чем хочет.

В рамках трехстороннего соглашения между администрацией Краснодарского края, МВД и Кубанским казачьим войском 1652 казака несут службу по охране общественного порядка в составе нарядов полиции. Другие направления работы в соответствие с федеральным законом 154 - охрана границ, обеспечение экологической и пожарной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий, участие в противодействии незаконному обороту наркотиков,- четко, по-военному докладывал Николай Александрович.

По поводу нападения казаков на штаб Навального: «Никто не доказал, что это были казаки Кубанского войска». Избиение нагайками Pussy Riot: «Я не хочу об этом говорить и не буду».

Даже взаимоотношения власти и казачества как будто разведены для него, вице-губернатора и атамана, по разным углам: отправляясь в 2014 году в Крым, «брал отпуск за свой счет на работе», так же как и тысяча казаков, отправившихся туда, потому что «прежде всего я патриот».

В перспективы казачьего земледелия, в отличие от моего знакомого главы колхоза из Платнировской, Николай Александрович верит: «В соответствии с изменениями, внесенными три года назад в Земельный кодекс, казачьим обществам земля может передаваться без торгов, и губернатор Краснодарского края поручил выделить от 300 до 500 га земли каждому районному казачьему обществу. На конец прошлого года было выделено 13,5 тыс. га, и эта работа продолжается. На этих землях создано 12 казачьих сельхозкооперативов, первые итоги их работы появятся в конце года».

Его обвиняли в незаконной приватизации его собственной дачи под Анапой. Этим летом был оглашен приговор: шесть с половиной лет колонии.

Эту историю я обсуждаю с 72-летним Зауром, сидя в его доме в адыгейском ауле Псебе.

Я в Анапе много бываю, мы там фундук продаем - у нас весь аул этим занимается. Там Нестеренко люди хорошими словами вспоминают, говорят, верил человек в свое дело. Он же немолодой уже, а с этой мафией серьезно так воевал… Довоевался, конечно, там же одна шайка, его и посадили за дачу…

Псебе - аул довольно глухой, чужие здесь не ходят, но между жителями есть один, считающий себя казаком. Ни на какие сборы он не ездит, хранит фамильную шашку, знает песни. Анзор говорит, что человек он хороший, его тут все уважают.

А этих, которые в нарядах стоят с милицией,- их не очень… Ряжеными называют... У нас тут есть один парень, тоже, как все, фундуком торгует. И вот он едет на машине, полный багажник фундука. Его наряд останавливает, казаки. Казак ему говорит: «Проверка на дорогах! Подъесаул Потапенко!» А тот быстро отвечает: «Ну тогда я - князь Шхалахов!»

Казак улыбнулся и отпустил его.

«Князь» поехал торговать фундуком, а «подъесаул» остался помогать полиции.

Памятник запорожским казакам, пишущим письмо турецкому султану, установлен в столице кубанского казачества

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

В подготовке материала принимала участие Мария Либерман

ОТЕЧЕСКИЙ ДОМ

КУРЕНЬ

«Мой дом - моя крепость» - казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты древнейшей самобытной истории. Казачий курень - еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России.
Название «курень» - монгольское. Слово «куриться», то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово «курень» означает «круглый», еще шире - «гармоничный». Монголы куренем называли кочевье, окруженное телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. В этом значении слово бытовало у запорожцев. Куренем у запорожцев и у кубанцев назывался полк.
На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки - кочевники жили в «кибитках» (юртах) или в балаганах. Такие шатры - балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах.

Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде - это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.
На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Предкавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.
Первые поселения возникали в плавнях - речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь - вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма.
Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек - свайных. Воспоминания о них сохранились в названиях. «Чиганаки» - это и есть постройка на сваях. А жили в них люди племени «чигов». Неслучайно, видно, верхнедонских казаков дразнят «чигой востропузой».
Черты свайной постройки легко читаются в современном казачьем жилище. Казачий курень - двухэтажный. Скорее всего, это не выросший до второго этажа «подклет», а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища. Древнейшие поселения хазар располагались в низовьях рек. Да и совсем недавно еще в Черкасске весной и осенью казаки ездили друг к другу в гости на лодках, а сам городок в периоды разливов был неприступен.

Современный курень - двухэтажный, «полукаменный», то есть первый этаж - кирпичный (прежде - саманный, из кирпича-сырца), второй - деревянный.
Чем дальше на север, тем первый этаж ниже.
А на Северском Донце он уже больше похож на подвал, хотя характерные черты казачьей постройки видны и здесь. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне».
В центре первого этажа находится комната без окон, которую донские казаки называют «холодной» (может, отсюда это слово перекочевало в название камеры предварительного заключения, что была в каждой станице), кубанцы - «доливкой» (то есть нижняя, «долу», в отличие от горницы: «горний» - высокий, верхний). Веками отработанные приемы строительства позволяли так построить доливку, что в ней постоянно дул легкий сквознячок остывшего в окружавших «холодную» каморах воздуха. Ах, как сладко пахнут пучки трав, горы яблок, арбузов, развешанный на нитках, на свознячке, виноград! И вся семья собирается, расстелив кошму на прохладном глиняном полу, пьет «узвар» или ест ледяные шипящие соленые арбузы в полдень, в самую жару, когда над степью плывет в пыльном мареве жары испепеляющее солнце.
Каморы узким коридором окаймляют холодную по периметру.
Когда-то здесь в нишах хранилось оружие. Узкая единственная дверь (обязательно открывающаяся вовнутрь, чтобы легко было подпереть ее бревном или камнем) вела на первый, заглубленный, этаж. Войти сюда можно было только по одному, согнувшись под низкой притолокой, и сразу ухнуть на две ступеньки вниз: мой дом - моя крепость. А в старину можно было грохнуться и ниже: прямо перед дверью устраивали «ловчий погреб» - яму с колом посредине, закрытую в обычное время деревянным щитом. Враг, ворвавшийся в курень, сразу же попадал туда. Не там ли отстреливался от врагов Кондратий Булавин? Вообще в эту часть куреня чужие не ходили.
Гости обычно поднимались по широким ступеням («порожкам») на второй этаж и попадали на «балясы» - балкон-галерею, террасу, которая иногда окружала весь дом. В домах кавказских казаков эта лестница на второй этаж легко убиралась, а бревном со второго этажа запиралась нижняя дверь.
Как юрта у кочевников, так и курень четко делился на левую, женскую, и правую, мужскую, половины. Прямо за сенцами - самая большая комната, зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда.
В маленьком куреньке главным стержнем, вокруг которого располагались помещения, была печь - грубка. От нее направо располагалась кунацкая, где в казарменной простоте жили неженатые сыновья хозяина - главы семьи. Налево - девичья, детская и стряпка. Левая сторона - потеплее.
В большом курене богатого казака все комнаты были строго разделены. Женщины и маленькие дети никогда не заходили в кунацкую: там было оружие - могли покалечиться. Дети без разрешения не входили в комнату родителей.
Крыты курени бывали камышом или соломой. Такая крыша без ремонта стоит сорок лет. Одна беда - горит как порох. И это заставляло казаков тратиться на железо. Раскаленную железную крышу прекрасно используют для сушки фруктов.

УСАДЬБА

«Каждый казак - государь в своем дворе» - говорит пословица. Если с юридической точки зрения это было действительно так, и даже атаман не мог войти во двор казака без разрешения владельца, все же существовали предписания, которые всеми «гражданами станичного общества» выполнялись неукоснительно. Первым таким требованием- обычаем было: для каждой службы - отдельное строение, то есть отдельно конюшня - самое дорогое строение в усадьбе (иной раз дороже куреня), как правило, каменное - кирпичное, отдельно - коровник, курятник, свинарник и т.д. Несколько дворов: перед куренем - баз (тюрк: песчаный), за куренем - левада, а сам курень - крыльцом на улицу, окнами в поле - точно как казаки ложились спать вокруг костра: лицом в сторону врага. На задах - огороды. А вот виноградники, сады и бахчи в станицах и больших хуторах располагались не в усадьбах, а отдельно, в специально отведенных удобных местах. Там нарезались наделы под садовые участки и виноградники. Они были либо общими - хуторскими, станичными, либо частновладельческими. Под бахчи земля отводилась и раздавалась на паи ежегодно.
Такое размещение усадьбы и хуторов объяснялось сравнительным обилием свободной земли, нежеланием станичников жить «в утеснении» (они охотнее переселялись бы на хутора, чем стали бы уменьшать усадебную территорию) и опасением пожара.

СТРЯПКА

С приходом весны огненного страха ради переставали готовить в куренях, и вся кухня перекочевывала в кухню летнюю - стряпку.
Печь в летней кухне была такая же, как в курене, может, чуть поменьше. На ней не спали, и она не служила для обогрева. Хотя в ней могли мыться. Топилась она дрямом-хворостом, соломой, кукурузными будыльями, а чаще всего кизяками. Кизяки изготавливались (топтались) на дальнем заднем дворе из навоза и рубленой соломы. Полученная масса формовалась или резалась и просушивалась. Полученное топливо хранили, как поленницы дров на севере России.
Кизяки горели жарко и давали особый пепел, который долго сохранял жар. На температурный режим сгорания кизяков рассчитана вся казачья кухня.
Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Скота держали много, и при отсутствии чистоты жизнь в курене и на базу была бы невозможна. Печь подбеливали после каждой стряпни - ведерко с белилами и квачом всегда стояло под печкой. Над закрытым черной железной заслонкой печным жерлом - хаблом - всегда был вмазан кусочек зеркальца: стряпухе посмотреться - не измазалась ли сажей. Рядом с летней кухней было огнище, на котором стоял трехногий таган, а на нем либо казан (котел с большим дном), либо разного диаметра кольца, чтобы ставить чугуны. Тут же ставились самовары и стояла железная снасть: самоварные трубы, печные заслонки, ухваты (рогачи), сковородники (чапальники). Печка в летней стряпке выглядела нарядно: она украшалась синим бордюром, в тех местах, где можно было использовать глину или камешки, печку расписывали изображениями коней, казаков, цветов. У веселой казачки каждую субботу детишки разводили на беленых боках печки новые «вавилоны»... По воскресеньям печь не топили и еду разогревали на тагане.
Рядом с печью находился стол, чтобы еда была «с пылу, с жару». А в нескольких шагах от стряпки был погреб, или погребица, где в холоде и на льду хранились мясные и молочные продукты. Над летней стряпкой под навесом висели связки лука, перца, вяленой рыбы. Все это полыхало на солнце золотыми или алыми боками, дразня аппетит. При всем многообразии казачьей кухни (не может еда быть одинаковой на территории от Карпат до Тихого океана) общие для всей казачьей кулинарии черты есть. Главное - продукт предпочтительней готовить целиком. Это касается не только баранов, поросят, гусей и прочей птицы. Даже капусту квасят целыми кочанами. Все гарниры и приправы подаются отдельно.

Алмазов, Б. Казаки. Отеческий дом / Б. Алмазов, В. Новиков.- СПб.: Золотой век, 2013.- С.36-43.



Вверх